О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.
Вероятно, самым ранним источником, повествующим о деяниях этого героя, является «Баллада о Робин Гуде», написанная в конце XIV столетия. Гордый, бесстрашный разбойник из Шервудского леса грабит богатых, помогает бедным, наказывает злых и жадных…
Позднее имя Робина Гуда начинает появляться и в других источниках. Например, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера упоминается о «зарослях орешника, где гулял веселый Робин».
Современные исследователи считают, что прототипами Робина Гуда могли быть сразу несколько исторических личностей.
Так, в реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы встречается имя Роберта Гуда по прозвищу Домовой. Как сообщают источники, он вступал в конфликты с законом. Кроме того, приблизительно к тому же времени относится возникновение повстанческого движения во главе с сэром Робертом Твингом. Известно, что повстанцы грабили монастыри, забирали оттуда запасы зерна и раздавали беднякам.
Еще один кандидат на роль Робина Гуда - Роберт Фитцут. Легенда гласит, что Фитцут родился в аристократической семье, жил примерно с 1160 по 1247 год и устраивал мятежи, дабы завоевать якобы положенный ему по праву титул графа Хантингтонского. Во всяком случае, даты жизни Фитцута совпадают с датами жизни Робина Гуда, как они указаны в некоторых источниках. Однако в официальных архивах упоминаний о Роберте Фитцуте не найдено. Робина Гуда, однако скептики указывают на то, что современные записи не упоминают о мятежном дворянине по имени Робин Фитзут.
Помимо проблем, связанных с временем происхождения историй о Робин Гуде, различные источники рассказывают нам о различных королях. Первый историк, Вальтер Боуэр уверенно поместил Робина Гуда в восстание 1265 года против короля Генриха Ш, которое возглавил его Симон де Монфор, зять короля. После его поражения во время битвы при Эвешеме большинство восставших остались в армии и вели примерно такую жизнь, которая описана в балладах о Робин Гуде. «В то время, - писал Вальтер Боуэр – известный разбойник Робин Гуд выступил среди тех, кто был лишен наследства и выслан за участие в восстание. Эти люди воспевали свои подвиги в романсах, представлениях и отрывках». Основной загвоздкой в рассуждениях Боуэра является наличие лука, который так часто встречается в балладах о Робин Гуде. Он еще не был изобретен во времена восстания Симона де Монфора.
Документ, датированный 1322 годом, рассказывает о «камне Робин Гуда» в Йоркшире. Предполагается, что баллады – не человек – были уже хорошо известны к этому времени. Те, кто разместил бы настоящего Робина Гуда именно в этом временном отрезке, предполагает, что Робин Гуд, владелец Уэйкфилда, принимавший участие в восстании графа Ланкастера, был прототипом мятежного героя. На следующий год, указыват они, король Эдуард II посетил Ноттингем и взял себе на службу придворным камердинером некоего Робина Гуда. Жалованье ему выплачивалось следующие 12 месяцев или до его увольнения, «поскольку он не мог больше работать». Это свидетельство прекрасно представлено в третьей истории «Маленького жеста Робина Гуда»
Упоминание о короле Эдуарде II поселяет героя разбойников в первой четверти 14 века. Но по другим версиям Робин Гуд появляется как сторонник короля Ричарда Львиное Сердце, который правил в последнем десятилетии 12 века, и противник брата Ричарда и его преемника Джона Безземельного – так он был назван за потерянные во Франции территории.
Что наиболее очевидно в Робин Гуде –это развитие легенды о нем. В ранних балладах нет упоминания о Мэриан, любимой девушке героя. Она впервые появляется в конце 15 столетия, когда фольклорные песни и танцы становятся популярными в майские праздники. Огромный малыш Джон вместе с Робином Гудом в самом начале, но отец Тук появляется в последней балладе, когда он окунает Робина в бурный поток. Настоящий Робин гуд простой йомен, позднее он превращается в мятежного дворянина.
Существует так много противоречивых дополнений к легенде о Робине Гуде, что маловероятно, что когда-нибудь будет найден настоящий герой. Большинство ученых в настоящее время согласны с тем, что он представляет собой тип – герой разбойник – который был описан в балладах, передаваемых из поколения в поколение с 1300-х годов. Рассказчики вплетают в свои рассказы разнообразные противоречивые истории и реальных людей и превращают все это в историю о человеке, который, возможно, никогда не существовал. Как писал один профессор: «Робин Гуд – это порождение музы», изобретение неизвестных поэтов, которые хотели прославить обычного человека, который искал справедливости против давления знати и богатства. Именно это прославило его и сделало героем баллад:
Он был добрым разбойником
И делал много добра беднякам
И за это Господь пощадил его душу.
Существует также версия о том, что Робин Гуд был одним из воинов короля Ричарда Львиное Сердце. Тот правил Англией в последнем десятилетии XII века. Однако упомянутый монарх почти не бывал в своей державе, проводя время в заграничных военных походах. А похождения Робина Гуда разворачиваются именно в Англии.
Прототипом Робина Гуда мог стать и некий арендатор из Уэйкфилда, в 1322 году принявший участие в восстании графа Ланкастера. Данная версия подтверждается документальными сведениями о том, что в 1323 году английский король Эдуард II, побывав в Ноттингеме, принял к себе на службу камердинером человека по имени Роберт Гуд. В «Балладе о Робин Гуде» приведены похожие факты.
Историки считают, что если Робин Гуд действительно существовал, то свои подвиги он совершал в первой четверти XIV века. Это как раз совпадало с эпохой правления Эдуарда II.
Большинство исследователей все же склонны считать, что Гуд – это прозвище, а не фамилия. Hood (Гуд) в переводе с английского означает «капюшон». Это традиционный элемент одежды всех средневековых разбойников. Кстати, это слово могло обозначать сразу несколько головных уборов: капюшон, чепец, башлык, клобук, шлем - главное, чтоб он защищал всю голову… А еще у термина есть переносное значение: «скрывать». Отсюда и выражение «hoodlum» – «головорез», «хулиган» (ведь честным людям не требуется закрывать лицо и голову, если они не воины). Таким образом, под Робином Гудом понимался человек скрытный и с хулиганскими замашками…
Итак, вероятнее всего, образ Робина Гуда является собирательным. Притесняемая властями и богачами беднота мечтала о народном герое, который сражался бы за справедливость, защищая права самых обездоленных.
Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире.
Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой.
Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал.
Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.
Образ романтического благородного разбойника – довольно распространен в литературе. Обычно, это люди, которые, по какой-либо причине становятся в обществе не нужными. Их предают друзья и близкие, от них отворачиваются знакомые, и они ничего не могут добиться законным путем, так как закон, в таких случаях несовершенен. Повесть Пушкина именно о таком человеке, и, прочитав ее, каждый начинает задумываться, а почему Дубровский стал разбойником?
Судьба человека очень часто может измениться в зависимости от обстоятельств. И, наверняка, молодой корнет не подозревал того, что с ним случится. Он воспитывался в знаменитом Петербургском корпусе кадетов, продолжил военную службу и добился бы многого. Если бы не случай.
В родном имении происходит несчастье: его старый отец ссорится с другом и заболевает. Владимир ни минуты не раздумывая едет к нему. По дороге он узнает о всех трагических событиях, а после смерти отца совершает поступок, достойный романтического героя: сжигает поместье и отправляется в лес. Его окружают крестьяне, которым также не по душе несправедливость и власть денег. Их преданное отношение к Дубровскому создает в разбойничьей шайке определенные правила, которым подчиняются все.
Все члены шайки понимают свою безысходность и то, что их ждет в будущем. Поэтому они грабят и сжигают поместья, с каждым случаем ужесточая свои поступки. Но имение Троекурова Покровское мужики не трогают: там живет Маша, которая стала для Владимира близкой и родной. Он ее полюбил и отказался от мщения, но остановить беспредел своих товарищей он уже не в силах.
Офицер с блестящим будущим превращается в разбойника. Пусть справедливого, но разбойника. И причины кроются не только в нем самом. Да, он смелый, решительный, отчаянный даже. А вокруг него насквозь прогнившее общество. Благородный разбойник Владимир Дубровский потерял всякую веру в закон и справедливость. Он начинает действовать своими методами, но даже в этом случае, он сохраняет моральные принципы. Его образ разбойника намного чище и выше этих высокопоставленных чиновников и самодуров помещиков.
Но, испытывая симпатию к своему герою, Пушкин раскрывает настоящую иронию такого перевоплощения: став разбойником, Владимир влюбился в дочь своего врага. Он отказался от мести. Получается, что все его поступки, совершенные ранее, были напрасны. Его поведение объяснить можно попытаться, но вот оправдывать его действия нельзя никоим образом. Он преступил закон, и каким бы Дубровский героем для своих крестьян не был, он преступник. Он совершил убийства, доведя события до кровавой бойни в конце повести.
Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.
И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?
Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».
Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.
Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник,бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.
Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?
Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич…
Класс. 10
Тип занятия . Урок изучения нового материала.
Цель методической разработки – развитие читательской компетенции на уроке литературы.
Формируемые компетенции.
Формы работы обучающихся. Индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
Конспект занятия
Оформление. Выставка книг русских писателей и поэтов о России.
Оборудование: учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, словари, раздаточный материал «Я.В. Темиз», «Г.Н. Ионин», «План анализа лирического произведения», «Образец анализа стихотворения Ф.И. Тютчева».
Домашнее задание (групповое) – подготовить выставку книг, посвященных России.
Учитель. Ребята, рассмотрите репродукции картин , опишите каждую (можно 2-3), приведите не менее 10 фраз по теме высказывания. Сразу после ответа оцените работу одноклассников по критериям (записаны в рабочей тетради ранее) :
1. Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей.
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
Фактические ошибки отсутствуют. - 1
2. Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации. - 1
3. Речевое оформление монологического высказывания
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. - 1
4. Грамматических ошибок нет 1
5. Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок -1
6. Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок - 1
7. Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции - 1
Шкала перевода: 0-3б. «2», 4б. «3», 5-6б. «4», 7б. «5»
А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г.
Ученик . Ответ.
А.К. Саврасов. Проселок. 1873 г.
Ученик . Ответ.
И.И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.1891 г.
Ученик . Ответ.
И.И. Левитан. Владимирка. 1892 г.
Ученик . Ответ.
И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.
Ученик . Ответ.
В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865 г.
Ученик . Ответ.
Учитель. Скажите, что объединяет эти картины? Сформулируйте тему урока.
Ученики. Эти картины о России. Мы будем говорить о теме России в поэзии Ф.И.Тютчева.
Запись темы урока в рабочих тетрадях.
Учитель. Просмотрите материал учебника со страницы 28 по страницу 30 (вид чтения – просмотровое), определите план нашей работы по данной теме, объясните свою точку зрения.
Ученики.
1. Стихотворения о России.
2. Подходы к раскрытию темы.
3. Анализ стихотворений.
Запись плана урока в рабочих тетрадях.
Учитель. У каждого из вас сборник стихотворений Тютчева, с которым мы уже работали. В течение 7 минут выберите стихи о России, ее роли в мире. Представьте свою работу. (Поисковое чтение.)
Ученики. «К оде Пушкина на вольность» (1820) , «14-ое декабря 1825» (1826) , «Цицерон» (1830) , «Глядел я, стоя над Невой...» (1844) , «Море и утес» (1848) , «Русская география» (1848 или 1849) , «Рассвет» (1849) , «Пророчество» (1850), , «Куда сомнителен мне твой...» (1850) , «Наш век» (1851) , «Эти бедные селенья...» (1855) , «Умом Россию не понять...» (1866) и другие.
Герменевтический круг . Первое понимание текста.
Учитель. Выберите одно из стихотворений Ф.И. Тютчева о России. Проанализируйте стихотворение , опираясь на следующий круг вопросов:
3) какой образ передает это чувство? 4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?
Ученики . Готовятся в течение 5 минут.
Учитель . Представьте свою работу однокласснику (работа в паре).
Герменевтический круг. Рефлексия. Осознание недостаточной полноты и глубины понимания текста.
Учитель. Удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?
Ученики. Отвечают.
Герменевтический круг. Приращение знания.
Учитель . Ребята, скажите, какие тенденции в изображении России существовали в русской литературе XIX века? Приведите примеры.
Ученики . Отвечают.
Учитель. Прочитайте материалы из книги Я.В. Темиза (изучающее чтение). Представьте прочитанное в виде схемы.
Образ России в русской литературе XIX века
Для критического реализма характерны две противоположные тенденции в изображении России, обычно сочетающиеся и переплетающиеся в творчестве большинства писателей:
«Люблю Отчизну я, но странною любовью...» М.Ю. Лермонтов
1.1.критическая направленность,
1.2.оппозиционность по отношению к официальному патриотизму,
1.3.обличительство,
«Прощай, немытая Россия»
2.1.традиционный патриотизм,
2.2.идеализация и восхваление России,
2.3.неприятие западной цивилизации и «слепая» любовь к Родине.
«Бородино», «Два великана», «Панорама Москвы»
В поэме Гоголя «Мертвые души» – тот же дуализм (двойственность) в восприятии и изображении России.
1. Россия реальная (город, поместья, помещики и их крепостные) оставляет желать лучшего.
2. «Русь – птица-тройка» – Россия его мечты, такая, какой она могла быть, если бы реализовала свои потенциальные возможности (народ с его культурой и языком, песня, бескрайние просторы).
Учитель . Что вы уточнили, прочитав статью Темиза?
Ученики. Ответы.
Учитель. Какие из названных тенденций проявились в следующих стихах Тютчева?
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ученики. Выполняют задание, отвечают.
Учитель. Следует отметить, что, несмотря на сложившиеся в XIX веке тенденции в изображении России, основой стихотворений о России Тютчева является его концепция мироздания.
Познакомьтесь с материалами из книги Г.Н. Ионина «Русская литература XIX века» (изучающее чтение). Определите его основную мысль, подчеркните слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам это сделать.
Концепция мироздания Тютчева двухполюсна, дихотомична (греч. dicha - на две части, tome - сечение). Основой поэзии Тютчева является принцип разделения, разъединения, борьбы: образов, чувств, природных начал и внутренних состояний человека (Хаоса - Космоса, дня - ночи, любви - смерти, всеприродного - индивидуального). В его поэзии сопрягаются образцы-антиподы.
Мироздание в поэзии Тютчева представлено как борьба двух стихий - Хаоса и Космоса. Вспомним стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..», где Хаос и Космос противопоставлены:
О, бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится!
В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинг писал: «...в мире, каким мы теперь его видим, все порядок, норма и форма; и все же в основе по-прежнему лежит хаотическое и, кажется, будто оно может когда-нибудь прорваться снова; ничто в мире не производит на нас впечатления изначальности порядка и формы, но напротив, все наводит на мысль о некотором изначально хаотическом, введенном в рамки порядке. Это - непостижимая основа реальности вещей и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей...».
Это мифопоэтическое противопоставление Космоса и Хаоса может многое прояснить в психологизме тютчевской лирики, посвященной любви и природе, ибо, по Тютчеву, и в мире человеческих чувств, и в тайне природных явлений противоборствуют хаотическое и космическое начала. Даже в политических стихах Тютчева, среди которых есть подлинные шедевры («Молчит сомнительно Восток...» и др.), соотношение Хаоса и Космоса помогает почувствовать глубину тютчевской мысли: западный мир, в его поэтическом представлении, по преимуществу хаотичен, а православный Восток - космичен. Тема Христа в стихотворении «Эти бедные селенья...» явно противостоит Хаосу. Христианское чувство космично.
Введенный в пределы всемирного строя хаос дает о себе знать мятежными движениями и порывами. Присутствие хаотического, иррационального начала в глубине бытия сообщает различным явлениям ту свободу и силу, без которых не было бы самой жизни. Но жизнь – это борьба за торжество Космоса над Хаосом, несмотря на то, что «древний» Хаос – прародитель всего.
Герменевтический круг. Вторичное чтение и понимание текста.
Учитель. Перечитайте ранее выбранное вами стихотворение Ф.И. Тютчева о России, подготовьте выразительное чтение. Проанализируйте стихотворение, опираясь на следующий круг вопросов:
1) время создания стихотворений и бытовой контекст,
2) главное чувство лирического героя и стихотворения в целом,
3) какой образ передает это чувство?
4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?
Ученики. Готовятся и представляют работу (работа в паре).
Учитель. А теперь удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?
Ученики. Отвечают.
Учитель. Выводы: Россия видится поэту как душа человечества. Познание России может осуществляться через веру. Спасение России от духовного кризиса поэт видит в православной религии.
Учитель. Кто из современных поэтов, на ваш взгляд, близок Ф.И. Тютчеву. Обоснуйте свою точку зрения.
Ученики. Отвечают.
Ученики (реализация группового домашнего задания – подготовить выставку книг, представить ее). Есть сайт «Стихи.ру», где печатаются современные поэты. Многие пишут о России, например, Алла Шарапова, лауреат премии «Поэт года» за 2016 год . Также современные стихи о России можно прочитать на сайте «Любимая родина». Вот стихотворение Галины Таравковой.
Да будет Русь жива, благословенна,
Дева Мария покровительствует ей,
Примером ярким, дерзновенным,
Духовности росток заложен в ней.
Пройдут реформ лихие времена,
К ответу призовут растливших души,
Предавших и продавших имена,
Известны будут на море и суше.
Святая Русь поднимется с колен,
Волна идей обрушит лжи оковы,
Время грядёт великих перемен,
Для этого заложены основы.
Прольётся Свет, обрушится волна,
Мир мракобесия провалится в пучине,
России Миссия великая дана,
Духовность возродить отныне.
(«Будущее России»)
Посмотрите на книжную выставку, где представлены авторы, писавшие о России. Направление «медитативной лирики» – Николай Заболоцкий, Арсений Тарковский, Юрий Левитанский; «тихой лирики» – Николай Рубцов, Анатолий Жигулин; авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий. Учащенным обращением к тематике, стилистике Тютчева отличается Николай Заболоцкий.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
(«Вечер на Оке»)
Сочинение стихотворения о Тютчеве (по желанию). Написать сочинение-миниатюру «Величие России и ее роль в мировой истории» (по желанию). Письменный анализ полюбившегося стихотворения Тютчева.
План.
I. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?
1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?
Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?
2. Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?
3. Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?
4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?
5. Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
III. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
Название ресурса | Форма предъявления информации |
|
А.К. Саврасов, «Грачи прилетели» |
репродукция |
http://alexey-savrasov.ru/kartina/1.php |
А.К. Саврасов. «Проселок» |
репродукция |
http://alexey-savrasov.ru/kartina/25.php |
И.И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу» |
репродукция |
http://nearyou.ru/shishkin/0shdolg1.html#сквозь |
И.И. Левитан. «Владимирка» |
репродукция |
http://isaak-levitan.ru/master/14.php |
И.И. Левитан. «Над вечным покоем» |
репродукция |
http://www.virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_10 |
В.Г. Перов. «Проводы покойника» |
репродукция |
http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-provody-pokojnika/ |
Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.
Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
Были у Тютчева, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.
Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные
Ах! Нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем.
Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась не зверскими инстинктами, а только необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на просвещенья
Единомысленную рать.
Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.
Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.
«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...
Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
Растленье душ и пустота.
Что гложет ум и сердце ноет...
Кто их излечит и прикроет?
Ты, риза чистая Христа...
Если принять точку зрения поэта, что Россия - душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа.
Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева . И в закладках появилось готовое сочинение.