Главная » Маринование грибов » 26 чем различаются волевое и полевое поведение. Термин «психосоматика» в медицину ввел

26 чем различаются волевое и полевое поведение. Термин «психосоматика» в медицину ввел

Тут должен быть какой-то вдумчивый пост, но нет времени объяснять.

1. Враг волевого поведения - полевое поведение. В русском языке они хорошо рифмуются, что забавно. Полевое поведение - это когда человек постоянно отвлекается на внешние стимулы. Полевое поведение характерно для животных и детей.

Я полагаю, что понимание контрсилы - полевого поведения - помогает эффективнее выстраивать волевое поведение. Или, как минимум, закрывать некоторые уязвимости собственного мозга.

2. Начиная с обезьян и выше, существа демонстрируют всё большие признаки волевого поведения. Так, гиббон, в отличие от кошки и собаки, уже способен неизменно возвращаться к предмету своего внимания после сиюминутного отвлечения на какое-нибудь внешнее событие. Поведение обезьян уже настолько богаче и сложнее, что - будучи большим любителем собак! - признался, что с огромным бы удовольствием завёл домашнего гиббона.

3. Называть врагом полевое поведение не совсем правильно, так как мгновенная реакция на окружающие вас события - это залог выживания любого живого организма. Проблема начинается тогда, когда жизнь становится мирной, а планы - сложными. Тогда мощная реакция на близкие предметы, близких (в плане дистанции людей), видимые события или прочитанные только что новости, становится помехой.

Может показаться, что наилучшим способом борьбы с полевым поведением может стать затворничество. То есть никуда не ходить, питаться тем, что на кухне, сидеть за столом и работать над целью. Но увы, реальность такова, что в наши дни у человека, сидящего дома за компьютером, полевое поведение проявляется ещё сильнее.
Потому что человек на улице отвлекается на события улицы, а человек в супермаркете отвлекается на сущности и явления в супермаркете.

А человек, сидящий за компьютером, отвлекается на весь мир.

Согласно этой теории (см. Б.В. Зейгарник, 1981), вся жизнь человека протекает в неком "психологическом поле", в котором окружающие человека предметы оказывают на него притягивающее или отталкивающее воздействие (валентность предмета, по терминологии К. Левина). Причем тем или иным воздействием предметы обладают в зависимости от существующих у человека потребностей. Поэтому К. Левин говорил не отдельно о субъекте и его физическом окружении, а о "жизненном пространстве" индивида, включающем и то и другое. В "жизненное пространство" могут включаться не только физические объекты, но и социальные факторы, действующие на человека, при этом важно, чтобы все это воспринималось субъектом, поскольку не воспринимаемое в данный момент индивидом не включается в его "жизненное пространство". В зависимости от того, в какое отношение в "жизненном пространстве" человек вступает с предметом, К.Левин выделял волевое и полевое поведение. Волевое поведение проявляется в преодолении сил, существующих в "поле", а полевое поведение характеризуется тем, что человек попадает во власть "поля" и не может встать над ним. Приведу простой пример. Перед вами на эскалаторе стоит женщина в пушистой меховой шубе; видно, что мех мягкий и приятный на ощупь. Вам очень хочется потрогать этот мех, таким образом, вы попали в "поле" притягивающего вас объекта, но чувство приличия подсказывает вам, что этого делать нельзя. Если вы не сможете побороть искушения или, ни о чем не задумываясь, погладите мех, то это будет пример полевого поведения, если же, несмотря на очень сильное желание, вы не дотронетесь до меха, то это будет пример волевого поведения, так как вы смогли встать над "полем" и преодолеть его власть. Существует два типа полевого поведения. В основе первого лежит существующая у человека потребность, способствующая тому, что человек избирательно реагирует на находящиеся в его "жизненном пространстве" предметы. Так сытый и голодный по-разному будут реагировать на хлеб, лежащий перед ними на столе. Второй тип полевого поведения характеризуется тем, что нельзя установить связь между потребностью человека и его ситуационным поведением. Например, увидев на столе колокольчик, почти все люди берут его в руки и пробуют звонить, если же ситуация не позволяет этого сделать, то все равно вид колокольчика рождает желание позвонить в него.

Полевое поведение

один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собственных действий. Полевым принято называть поведение, которое пробуждается не собственными внутренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение, предметов в каком-то помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, страдающий, например, РДА. П. п. характерно для детей с некоторыми психическими расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П. п. искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Педагогические мероприятия по формированию произвольности поведения в значительной мере способствуют устранению П. п.


Дефектология. Словарь-справочник . Степанов С. .

Смотреть что такое "полевое поведение" в других словарях:

    Полевое поведение - понятие, введёное Куртом Левиным для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты… … Википедия

    Полевое поведение - поведение ребенка, основанное не на собственных внутренних потребностях, убеждениях, установках, решениях, а на обстоятельствах внешней среды. Все, что ситуативно привлекает ребенка, может стать основанием для поведенческой реакции и изменения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Полевое поведение - (в детском возрасте) совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. Понятие П. п. введено К. Левином. Оно характеризуется преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    поведение полевое - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности; совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды. П. п. наблюдается в раннем детском… …

    поведение - Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение … Большая психологическая энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и… … Российская педагогическая энциклопедия - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левин (фамилия). Курт Левин Дата рождения: 9 сентября 1890(1890 09 09) Место рождения: Германия Дата смерти … Википедия

По общепризнанному мнению психологической науки, жизненное пространство ребенка сначала очень слабо структурировано. Как считает К. Левин, к интересам младенца можно отнести только конкретные вещи, напрямую связанные с полным удовлетворением потребностей – в частности, первичных (или истинных).

Пример 1

Если на глазах младенца испортить какую-либо игрушку, это не вызовет у него никакой значимой реакции, а вот трехлетний малыш в подобных обстоятельствах уже не сможет остаться равнодушным и, скорее всего, отреагирует очень эмоционально. Получается, что с течением времени ребенок не только получает знания об окружающих его вещах и мире в целом, но и впадает во все большую зависимость от них.

Именно поэтому простое знание (например, географическое), не окажет на него такое же влияние, как понимание того, что взрослый человек к нему дружелюбно относится.

Помимо этого, ребенок младенческого возраста в сравнении с более старшим ребенком почти никоим образом не способен влиять на окружающее его поле. Он сам находится во власти безусловного притяжения разнообразных притягательных объектов, которые и образуют это поле. Все его движения в данном поле обуславливаются тем, какой именно объект притянет его сильнее.

Положительная и отрицательная валентность

К. Левин представлял себе данный процесс определенным образом. В тот момент, когда у ребенка актуализируется некая потребность, все вещи, находящиеся вокруг него, в тот же момент начинают рассматриваться с точки зрения какой-либо возможности удовлетворения данной потребности, либо, как считает Левин, получают валентность. Так, если валентность вещи положительна, данная вещь излучает притягательность. Она в полной мере способствует удовлетворенности относительно возникшей потребности. Вещи с отрицательной валентностью не способны удовлетворять потребности, и поэтому ребенок к ним абсолютно равнодушен.

Представим, что ребенок голоден, он испытывает нужду в еде, и при этом спелое сочное яблоко для него в этом момент обладает положительной валентностью, а даже самая интересная игрушка станет непривлекательной. Если сказать по-другому, вся сила притяжения со стороны фрукта на это время превышает любое притяжение со стороны игрушки. Когда ребенок насытится, яблоко утратит свою положительную валентность, и привлекательность игрушки вновь станет ярко выраженной из-за возникшей у ребенка новой потребности в развлечении и игре.

Привлекающие и отталкивающие свойства предметов

Получается, что в прямой зависимости от конкретной потребности любой предмет в поле зрения ребенка получает либо привлекающие, либо отталкивающие свойства.

Вывод 1

По итогам этого можно сказать, что ребенок находится под воздействием неких сил, которые влекут его только к позитивно заряженным объектам. Именно с этим напрямую связан ряд особых сложностей, которые можно заметить в поведении ребенка.

Когда ребенок смотрит на вкусную конфету, она его привлекает. Именно эта конфета задает направление движения ребенка. Ребенок обязательно начнет двигаться по направлению к именно этой конфете или же любому другому объекту, который обладает для него столь же высокой привлекательностью. Но нередко возникают ситуации, при которых малышу стоит взять другой курс, уклонившись от движения по направлению к притягательному объекту, но это для него слишком сложно. К. Левин изложил такой пример.

Пример необходимости отклониться от курса к притягательному предмету

Пример 2

Некая девочка захотела усесться на камне. Она направляется к нему, но, в тот момент, когда она подбегает к нему, чтобы сесть, ей необходимо повернуться к камню спиной, нужно отвернуться от этого объекта. В этот момент данный объект выходит из поля зрения девочки, и она из-за этого теряет установленное направление движения. В этот момент она поворачивается снова по направлению к объекту, но у нее не получается присесть. У девочки нет другого выхода, кроме как улечься на этот камень и обнять его руками.

С течением времени у ребенка все более и более важную роль начинает играть его социальное окружение. И если маленький по возрасту ребенок только тянется к конфете, а явное увеличение расстояния между собой и этой конфетой будет оценивать строго негативно, проявляя свое неудовольствие, то более старший малыш уже четко понимает, что отойти от сладости и обратиться к взрослому за помощью – это совсем не то же самое, что удаление от сладости как от собственной важнейшей цели. Ведь взрослый человек может стать помощником, и достать эту конфету.

В то же время Курт Левин совсем не отрицал того, что, чем в больше доступности располагается привлекательный объект, тем больше ребенок стремится его заполучить. Иными словами, даже взрослый индивид, находясь в непосредственной близости от притягательного объекта, должен прилагать некие усилия, чтобы перейти к иной ситуации (чтобы избавиться от власти притяжения). Данный факт отлично знаком учителям. Во время проведения занятия важная роль отводится непосредственно организации пространства, в котором будут располагаться дети. Педагоги стремятся исключить все лишнее, чтобы полевое поведение ребенка проявлялось правильно, и чтобы ничто не отвлекало их от занятия.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта