Направление «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Тема «Смелость и трусость» может рассматриваться в следующих аспектах:
Смелость и трусость на войне
Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов
Смелость и трусость человека в любви
СМЕЛОСТЬ - положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.
Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.
Смелость
Смелость - это способность человека, преодолевая страх, совершать отчаянные поступки, порой рискуя собственной жизнью.
Смелость проявляет человек на войне, когда мужественно, храбро сражается с врагом, не допускает того, чтобы страх одолел им, думает о товарищах, близких, народе, стране. Смелость помогает ему преодолевать все тяготы войны, выйдя победителем или погибнув за родину.
Смелость - это качество человека, выражающееся в том, что он всегда до конца отстаивает свои взгляды, принципы, открыто может высказать в глаза людям свою позицию, если не согласен с ними. Смелые люди способны отстаивать свои идеалы, двигаться вперёд, ведя за собой других, преобразуя общество.
Профессиональная смелость толкает на риск, люди стремятся воплотить в жизнь свои проекты, мечты, порой преодолевая препятствия, которые могут чинить им представители власти.
Смелость долго может не проявляться в человеке. Даже наоборот, он иногда внешне бывает очень скромным и тихим. Однако в трудную минуту именно смелые люди берут ответственность на себя, спасая других, помогая им. И часто это бывают не только взрослые, но дети, поражающие своей решительностью и смелостью, например, спасая тонущего друга.
Смелые люди способны вершить великие дела. А если этих людей много или весь народ, то такое государство непобедимо.
Смелость проявляется и в том, что человек непримирим к любой несправедливости как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Смелый человек не будет смотреть равнодушно или безучастно на то, так унижают, оскорбляют других, например, сослуживцев. Он всегда вступится за них, так как не приемлет любое проявление несправедливости и зла.
Смелость - одно из высших нравственных качеств человека. Необходимо стремиться к тому, чтобы в жизни быть поистине смелым во всём: делах, поступках, отношениях, думая при этом об окружающих.
ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.
Синонимы : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество. Трусость
Трусость - это такое состояние человека, когда он боится буквально всего: новой обстановки, изменений в жизни, знакомства с новыми людьми. Страх сковывает все его движения, мешая жить достойно, радостно.
В основе трусости часто бывает низкая самооценка человека, боязнь показаться смешным, оказаться в неловком положении. Человек лучше промолчит, постарается быть незаметным.
Трусливый человек никогда не возьмёт ответственность на себя, будет прятаться за чужие спины, чтобы, в случае чего, не быть виноватым.
Трусость мешает продвижению по службе, в осуществлении своей мечты, в реализации поставленных целей. Нерешительность, свойственная такому человеку, не позволит ему дойти до конца по намеченному пути, так как всегда найдутся причины, не позволяющие это сделать.
Трусливый человек делает свою жизнь безрадостной. Он всегда словно зависти от кого-то и чего-то, живёт с оглядкой.
Однако страшен трус во время трудных испытаний для народа, страны. Именно трусливые люди становятся предателями, так как они думают прежде всего о себе, о своей жизни. Страх толкает их на преступление.
Трусость - одна из самых негативных черт характера человека, необходимо стараться изживать её в себе.
Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности - от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.
1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один стал предателем, а другой -героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа. В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.
2. М.А.Шолохов «Судьба человека»
Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми. Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!
Смелость - это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста («…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой - предательство, душевная гибель, смерть других людей. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.
Смелость и трусость в любви.
Георгий Желтков - мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит. Вера Шеина тоже боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.
Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.
Произведения:
§ В.К. Железников «Чучело
§ М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
§ Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
§ Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»
§ А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
§ В.В. Быков «Сотников
§ С. Коллинз «Голодный игры»
§ А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
§ В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
§ Дж. Оруэлл «1984»
§ В. Рот «Дивергент»
§ М.А. Шолохов «Судьба человека»,
§ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
§ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
§ М. Горький «Старуха Изергиль»
§ А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Примерные темы:
Что значит быть храбрым?
Для чего человеку нужна смелость?
К чему приводит трусость?
На какие поступки толкает человека трусость?
В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
Нужна ли смелость в любви?
Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
Справедливо ли высказывание «смелость - это половина победы»?
Какие поступки можно назвать смелыми?
В чем разница между наглостью и смелостью?
Кого можно назвать трусом?
Можно ли воспитать в себе смелость?
Доброта и жестокость – две стороны одной медали. Эти понятия настолько всеобъемлющие, что встречаются на каждом жизненном этапе. Нас с раннего детства учат быть добрыми, помогать другим, но откуда тогда возникает жестокость? Подобные вопросы поднимались во множестве произведений, например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
В жизни каждой женщины бывает мужчина. Судьба Катерины Кабановой распорядилась так, что она узнала истинную цену мужу, с которым была венчана в церкви, и всем сердцем привязалась к Борису, связь с которым в глазах людей была безнравственной.
Мужчины Катерины, несмотря на разницу в воспитании и образовании, очень похожи: они смирные и безвольные люди. Одного (Тихона) таким сделало маменькино воспитание, другого (Бориса) – зависимость от дяди Дикого. Оба героя любят Катерину. Да и как не любить такую красавицу и умницу, такую чистую в помыслах женщину, которая искренне верит в Бога! Но, любя всем сердцем Катерину, тот и другой предают ее. Тихон ради нескольких дней свободной жизни без маменьки не хочет брать с собой встревоженную страшными для нее предчувствиями жену: погулять да выпить просит его порабощенная и истерзанная вечным укором душа. Борис при прощании с горячо любимой женщиной чувствует, что задумала измученная душевными терзаниями Катерина что-то нехорошее. Чувствует, но руку помощи не протягивает! Как просит возлюбленная Бориса забрать ее с собой, она готова ехать с любимым хоть на край света! Образованный, но безвольный мужчина малодушно отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает…» Казалось бы, бросить Борису все и вместе с любимой начать новую жизнь ничего не стоит. Нет, племянник Дикого не готов на открытый бунт, как Катерина. Он безвольное существо! На его фоне даже пьяница Тихон выигрывает! Видя перед собой мертвую жену, понимая, кто ее довел до самоубийства, он поднимается во весь рост, бунтуя, кричит горькие слова обвинения в адрес матери: ««Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы... »Кричит! Но разве этим горьким криков вернешь любимую жену?!
Таким образом, можно сделать вывод, что оба мужчины Катерины не достойны этой красивой, сильной и чистой женщины.
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из‑под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Вопросы смелости и трусости всегда интересовали человека. Место этим качествам есть не только во время сражений, но и в повседневной жизни. Так, смелость может помочь принять правильное, смелое решение, а трусость может помешать этому. Всё это определяет то, каков будет человек, станет ли он бороться с несправедливостью или будет безмолвно подчинятся ей. Эта тема нашла отражение в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
В произведении идёт противостояние двух сил – законов «Домостроя» и стремления к свободе, которая не свойственна старым представлениям о семье.
Главный герой – Катерина, девушка, которая воспитывалась в религиозной семье, где она была вольна и свободна. Будучи совсем молодой, вышла замуж за нелюбимого человека – Тихона, который находится под полным контролем своей матери. После свадьбы девушка уже оказалась в другом мире – там, где действуют старые обычаи. Это общество держится на страхе перед Кабанихой и Диким - людьми, которые принижают свободу, они чтут давно устаревшие традиции «домостроя», они религиозны, но их вера строиться лишь на страхе смерти, в отличие от Катерины, которая видит в ней поддержку и опору. Остальные люди просто боятся их, поэтому готовы подчинятся.
Таким стал, Борис, неплохой человек, но будучи под влиянием Дикого, под влиянием страха потери имения, отказывается помочь Катерине уехать из этого города. Тихон – сын Кабанихи, любит жену, он не понимает, почему должен презирать её, почему должен бить её из-за измены, но мать решает всё за него сама. Единственный, кто мог бы бросить вызов деспотизму это Кулигин – изобретатель в городе Калинов. Он хочет построить солнечные часы и громоотвод для горожан, он готов даром трудиться на благо общества. Но даже такой человек, как Кулигин, предпочитает терпеть деспотизм, а не бросить ему вызов. Дочь Кабанихи – Варвара и её ухажёр Кудряш не борются с несправедливостью, они избегают её, готовы на ложь и обман, лишь бы всё было «шито-крыто».
В таком обществе оказывается Катерина. К несчастью, она полюбила Бориса, и, понимая греховность её любви, скрывает её. Она желает уехать вместе с мужем, в Москву, чтобы уйти от этого чувства, но Тихон отказывает ей – ведь туда он едет не только по делам, но и «погулять», отдохнуть от тяжкого креста - своей матери. При помощи Варвары, Катерина может встречаться с Борисом, пока нет супруга. Будучи очень религиозной и богобоязненной девушкой, во время грозы, в которой она увидела божью кару, молодая жена признаётся в измене мужу. Конечно, если бы её после этого приняли и простили, всё бы было иначе, однако в таком обществе это невозможно. Девушку бьют, унижают, не ни во что и, уставшая от страданий, отвергнутая Борисом, она бросается в Волгу. Смерть её поразила многих. Так, Тихон впервые поднял голос на мать, упрекая её в гибели жены. Кулигин упрекает общество, говоря, что она теперь у господа, который милосерднее их.
Смелость в пьесе «Гроза» показана на примере Катерины, которая своей смертью высказала протест несправедливому обществу, именно поэтому Н.А.Добролюбов называет её «луч света в тёмном царстве». Ведь остальные герои, как Тихон, Кулигин, Борис, Кудряш, Варвара не вступают в борьбу с «тёмным царством», они живут в нём, под гнётом несправедливости. В этом и выражается их трусость.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-12-06
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.