Главная » Маринование грибов » Архипов николай арсеньевич. Архипов николай арсентьевич

Архипов николай арсеньевич. Архипов николай арсентьевич



А рхипов Николай Арсентьевич - командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка 256-й авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта, капитан.

Родился 23 октября 1918 года в деревне Путенково ныне Брейтовского района Ярославской области в крестьянской семье. Русский. В 1929 году с родителями переехал в Рыбинск Ярославской области. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе. Окончил аэроклуб.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка (256-я авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) капитан Николай Архипов к середине июня 1943 года совершил двести семьдесят пять боевых вылетов, в ста тридцати четырёх воздушных боях сбил лично одиннадцать и в составе группы – восемь вражеских самолётов.

16 июля 1943 года под Курском коллективный подвиг совершили лётчики-истребители авиационной эскадрилья из четырех самолётов, которую возглавлял Николай Архипов. В этот день советские лётчики встретились с воздушной армадой противника из двадцати шести «хейнкелей» и «мессершмитов». Капитан Архипов первым атаковал врага, сбив двух фашистских стервятников. Личный пример командира вдохновил других лётчиков: всего гитлеровцы потеряли в этом бою семь истребителей.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Архипову Николаю Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1251).

Отважный пилот с честью прошел до конца войны. День Победы встретил в Литве. Всего за период боевых действий произвел 382 боевых вылета из них: 31 боевой вылет на разведку; 41 на штурмовку аэродромов и войск противника, на сопровождение бомбардировщиков 26 боевых вылетов, 60 – на прикрытие штурмовиков и 224 вылета на прикрытие своих войск от ударов с воздуха. Провел 148 воздушных боев в которых сбил 26 самолетов противника.

После войны Н.А. Архипов продолжал службу в ВВС СССР. В 1948 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы, а в 1953 году – курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. С 1955 года служил в Войсках противовоздушной обороны (ПВО) страны. С 1973 года полковник Архипов Н.А. - в запасе.

Жил в Ростове-на-Дону, работал начальником штаба гражданской обороны. Многие годы возглавлял юнармейский Пост № 1 у мемориала Огня Вечной Славы. Умер 31 июля 2003 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Имя Героя высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы.

АРХИПОВ Николай Арсентьевич (23 октября 1918, д. Путенково ныне Брейтовского района Ярославской области — 31 июля 2003, Ростов-на-Дону) — лётчик, Герой Советского Союза(1943).

Родился в крестьянской семье. Русский. В 1929 году с родителями переехал в Рыбинск. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе. Окончил аэроклуб.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Член ВКП(б) с 1942 года.

Командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка(256-я авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) капитан Николай Архипов к середине июня 1943 года совершил 275 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы — 8 вражеских самолётов.

16 июля 1943 года под Курском коллективный подвиг совершили лётчики-истребители авиационной эскадрильи из четырех самолётов, которую возглавлял Николай Архипов. В этот день советские лётчики встретились с воздушной армадой противника из двадцати шести« хейнкелей» и «мессершмитов». Капитан Архипов первым атаковал врага, сбив двух фашистских стервятников. Всего гитлеровцы потеряли в этом бою семь истребителей.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Архипову Николаю Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали« Золотая Звезда»(№ 1251).

День Победы Н. А. Архипов встретил в Литве. Всего за период боевых действий произвел 382 боевых вылета, из них: 31 боевой вылет на разведку; 41 — на штурмовку аэродромов и войск противника, 26 — на сопровождение бомбардировщиков, 60 — на прикрытие штурмовиков и 224 вылета на прикрытие своих войск от ударов с воздуха. Провел 148 воздушных боев, в которых сбил 26 самолетов противника.

После войны Н. А. Архипов продолжал службу в ВВС СССР. В 1948 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы, а в 1953 году — курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. С 1955 года служил в Войсках противовоздушной обороны(ПВО) страны. С 1973 года полковник Н. А. Архипов — в запасе.

Жил в Ростове-на-Дону, работал начальником штаба гражданской обороны. Многие годы возглавлял юнармейский Пост № 1 у мемориала Огня Вечной Славы. Умер 31 июля 2003 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Имя Героя высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы.

July 16th, 2014 , 02:59 pm

Составляла тут портфолио для киностудии и решила запостить в блоге эту инфу оттуда - для журналистов)

НИКОЛАЙ АРХИПОВ (DJ Arhipoff) - композитор, музыкальный продюсер, аранжировщик, ремиксёр, гитарист, а также известный в отечественной панк-рок – тусовке автор и продюсер альбома "Бомба Rex"- лучшего альбома/2000г/ культовой группы "Азъ". Как супер-гитарист и бас-гитарист Николай Архипов не только работал со многими известными музыкантами, такими как Камаль Балан, Доктор Александров, Ришад Шафи, гр. «Арабика» « Гунеш», Анатолий Герасимов и др., но и обучил игре на инструменте более 1000 человек, которые работают сейчас практически во всех известных молодых московских рок-группах. Он создал несколько молодых рок - команд - "Реактор" http://www.realmusic.ru/reaktor_arhipov/ , "Стингер" /альбом из произведений Николая Архипова выпущен компанией "Мегалайнер" в 2004 году/ и «Брызги » (с хитом – Интернет, звучавшем на Радио Максимум). Ремикс Николая Архипова (dj arhipoff) на саундтрек к фильму « 9 рота» побил все рекорды по скачиваниям в Интернете – более миллиона скачиваний из 20 стран мира- и звучал практически на всех радиостанциях страны. Автор инструментальных пьес и проч.
В поп - музыке Николай Архипов попробовал себя впервые как композитор и музыкальный продюсер 12 лет назад, записав обойму своих песен с молодой певицей Женей Тополь. « Девочка-лето» , главный хит с её первого альбома, вошедший во все хит-парады, включая «Золотой граммофон», также создан Николаем Архиповым.

Творческий союз Николая Архипова и Любови Воропаевой существует уже 10 лет. Вместе они успешно и плодотворно сотрудничают как в поп -, так и в рок - музыке. Среди их совместных работ песни «Я один, ты одна», "Небо всё ближе" (исп. Леуш Любич), «Дикая любовь», «Я забываю наши ночи», «Ты только не молчи», «Банька русская» (исп. Андрей Вертузаев), проект Ивана Панченко (песни «Медали», «Белый слонёнок», «Розы», «Большие девочки не плачут» и др., занимавшие верхние строчки хит-парадов многих радиостанций), песни «Она искала любовь» (исп. Злата Божен), «А я русская» (Татьяна Чубарова) , "Судьба" (Артур Руденко), "Просто летать" и "Не для тебя" (Рома Власов (Риччи), "Крылатая душа"(Александр Кварта, Украина) ,«Одинокие сердца» (Александр Каминский), произведения для рок-групп «Реактор», «Стингер» и «Брызги» , ротировавшиеся на многих радиостанциях и вошедшие во все панк-роковые сборники, «У любви – глаза твои» - Иван Лови, (музпродюсер - Николай Архипов), альбом из 10 песен "Нежная моя " Сергея Дымова: «Я ревную», «Нежная моя», «Осенний ангел», "Красная гитара" и др. , альбомы песен Александра Бурого и Алексея Пинчука (аранжировщик и музпродюсер – Николай Архипов) , проект «Герр Антон» с хитами «Одинокий мужчина», «Пухленькие девушки», «Лысый бэби», "Наташа В.", "Алка нау", "С Новым годом!" и др (музыка, аранжировки, музпродюсирование, запись), Кирилл Андреев («Иванушки Интернэшнэнэл») с хитом «Кофе с ромом» и проч.. и проч.

Родился 23 Октября 1918 года в деревне Пученково, ныне Брейтовского района Ярославской области, в семье крестьянина. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе в городе Рыбинске. С 1939 года в рядах Красной Армии, спустя год окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1941 года Лейтенант Н. А. Архипов в действующей армии. По Ноябрь 1943 года сражался в 32-м ИАП, где летал на И-16, Як-1, Як-7 и Як-9. По Ноябрь 1944 года служил в Управлении 336-й ИАД. По Май 1945 года сражался уже в составе 265-го ИАП.

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Капитан Н. А. Архипов совершил 275 боевых вылетов, участвуя в 134 воздушных боях, сбил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы.

28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 382 боевых вылета из них: 31 - на разведку; 41 - на штурмовку аэродромов и войск противника, 26 - на сопровождение бомбардировщиков, 60 - на прикрытие штурмовиков, 224 - на прикрытие своих войск от ударов с воздуха. Проведя 148 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы, а в 1953 году и курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1955 года служил в Войсках ПВО Страны. С 1973 года Полковник Н. А. Архипов - в запасе.

Жил в городе Ростов - на - Дону, работал начальником штаба Гражданской Обороны, вёл большую работу по воспитанию подрастающего поколения. Умер 31 Июля 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями.

* * *

Николай Архипов родился 23 Октября 1918 года в деревне Путилково Брейтовского района Ярославской области. В 1929 году семья переехала в Рыбинск. Здесь Николай учился, а с 1933 по 1939 год работал токарем на авиамоторостроительном заводе (цех № 19).

В 1933 году в город прилетел первый самолёт У-2 и встревожил души всех мальчишек. Появление авиации в начале 1930-х годов было захватывающим фактом, воздушная техника была интереснее уже освоенной наземной армейской и гражданской техники. В новообразовавшийся Аэрофлот принимали на обучение только совершеннолетних или, в крайнем случае, призывников, 21 - 22-летних парней. Николаю тогда не было ещё и 15 лет, но он твёрдо решил пойти именно в авиацию. При помощи знакомого врача, который знал их многодетную семью (16 детей!) и прибавил Николаю лишних 3 года, ему разрешили учиться летать. Без отрыва от производства, он стал заниматься в аэроклубе Осоавиахима.

В 1939 году Архипов был призван в ряды Красной Армии. С 15 Января 1939 по Октябрь 1940 года учился в Сталинградской военной школе лётчиков. В звании Младшего лейтенанта был направлен в Забайкальский военный округ.

Война застала его Лейтенантом, лётчиком - истребителем самолёта И-16. 10 Июля 1941 года он прибыл на Западный фронт. Рано утром на аэродроме Смоленск получил боевое крещение, когда немецкие самолёты сбросили на стоянку полка 286 бомб разного калибра. Из всего состава полка ему одному посчастливилось сразу же подняться вдогонку за налётчиками, так как остальные самолёты получили различные повреждения и лишь к концу дня стали постепенно восстанавливаться. Бомбардировщиков догнать не удалось, но пара Ме-109 проявив к нему интерес завязала бой. В лобовой атаке Архипову удалось с короткой дистанции сбить ведущего. "Мессер" врезался в землю в 15 км юго - западнее станции Рудня, его ведомый, используя преимущество в скорости, покинул поле боя.

После посадки Архипову не разрешили выйти из самолёта, так как командир полка А. П. Жуков поставил задачу на сопровождение целой дивизии бомбардировщиков СБ - 3 полка по 3 девятки в каждом.

Спешно заправился горючим и боеприпасами, быстро поднялся, подошёл к самолёту ведущего, махнул ему рукой вперёд и поняв, что ждать больше никого, легли на боевой курс. Огромные колонны танков Гудерианы двигались из района Кричева в направлении Смоленска. Исключительно прицельным и точным бомбометанием удалось остановить движение обеих колонн, и, несомненно, противник понёс большие потери. На счастья Николая Арсентьевича истребителей противника в районе цели не было и лишь 4 Ме-109 стали подходить на обратном курсе бомбардировщиков. Однако, увидев плотные боевые порядки, на атаку немцы не решилась.

Беспокоясь за безопасность СБ, Архипову пришлось сопроводить их до аэропорта Сеща. После, заправив свой самолёт горючим, возвратился в Смоленск, и теперь уже, в составе группы восстановленных 5 самолётов, снова отправился в бой. Так началась его трудная фронтовая биография.

Всего несколько дней и обстановка заставила оставить Смоленск, сначала аэропорт Дугино, за тем Красное Забново, что 20 км южнее Вязьмы. Прикрывая от удара с воздуха главную группировку войск в районе Ярцего, он переправился через Днепр. В 20-х числах Июля в последнем перед ночью вылете в составе 3 самолётов они встретили подходящих к лини фронта 40 - 50 бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. После боя ему удалось добраться до аэродрома, хотя посадку пришлось произвести с остановленным винтом, так как горючие было полностью израсходовано.

"Говорить об успехах боёв, когда враг топтал нашу землю - в полку не было принято", - вот утверждение самого Николая Арсентьевича. Прилёт фактически без хвостового оперения с разбитыми плоскостями не делал чести пилоту, хотя и было это не по его вине. Точные результаты боя в большинстве своём десятки раз определить не предоставлялось возможным, да они и не интересовали самих участников, так как каждый знал, что он сделал всё возможное и не возможное в бою, лишь бы как можно больше сделать для защиты Отечества. Через час после посадки собрались коммунисты и приняли единогласно Николая Арсентьевича в члены КПСС.

После переформирования и получения новой машинной части в начале Августа 1941 года полк снова принял участие в боях на Западном фронте. Как наиболее опытный пилот, он был ведущим в выполнении многих ответственных заданий.

Немцы готовили наступление на Москву. 32-й ИАП базировался в 9 км от линии фронта в просеке соснового леса. Севернее Ярцева (Большая Михайловка) на направлении Духовщины шли бои. Из штаба фронта на У-2 прибыл Генерал. Архипову ставят задачу на разведку Духовщины, расположение передовых эшелонов штаба группы армий "Центр". Чтобы добыть ценные данные расположения врага ему пришлось снижаться до самой земли, засекая расположение зенитных установок противника. Разведка была проведена успешно. Однако не смотря на искусный маневр, самолёт Архипова получил многочисленные пробоины: разбито хвостовое оперение, пробиты плоскости, выбита левая стойка шасси. Самолёт пришлось сажать в узкой просеке леса на одно колесо. Не смотря на все трудности разведданные были доставлены командованию.

Вскоре противник снова перешёл в наступление. Пришлось оставить аэродром и перебазироваться на новую площадку - в 30 км северо - восточнее Дорогубужа. Погода в первые 2 дня была неблагоприятная для действий авиации. Но не смотря на низкую облачность лётчики выполняли боевые задания. В один из первых дней наступления немцев, не встретив противника под облаками, Архипов вошёл в облака и после их пробивания встретился с группой многоцелевых двухмоторных самолётов Ме-110, следовавших на восток. Ведомый оторвался от самолёта Архипова и ему пришлось вести бой в одиночку.

Когда боекомплект уже подходил к концу, на самолёте Архипова был пробит один из цилиндров мотора и повреждён другой, нарушено управление элеронами. Пришлось уходить в облака, а небольшое фронтовое счастье пилота способствовало удачной посадке на израненном самолёте на родном аэродроме.

Немецкие войска всё ближе подкатывались к Москве. Отступать дальше было не куда. Чтобы хоть чем - нибудь помочь наземным войскам Архипов решает не возвращаться на аэродром с патронами и снарядами. Технический состав усовершенствует И-16 балками для подвески реактивных снарядов. И вот, если во время прикрытия наземных войск он не встречал воздушного противника, перед возвращением на аэродром производил штурмовку войск противника на участке Дорохово - Звенигород. И так - каждый боевой вылет, в море зенитного и пехотного огня. Это было хорошим дополнением к основной боевой задаче. Вскоре все лётчике полка после выполнения основного боевого задания на несколько минут снижались за линией фронта для израсходования оставшихся боеприпасов по колоннам врага.

С 6 Декабря 1941 года полк обеспечивал прикрытие конной армии Генерала А. Белова на направлении Калуги.

Весной 1942 года, получив новые самолёты Як-1, после переформирования лётчики полка были направлены в Ейск, откуда наносили штурмовые удары по немецким войскам на участке Жданов - Таганрог и по судам в Азовском море.

В начале Мая 1942 года с аэродрома Керчь лётчики действовали по войскам противника прорвавшим оборону на Крымском полуострове. Это были тяжёлые дни. Не было дня, чтобы он не поднимался в воздух: отражал воздушные налёты врага, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, вёл воздушные бои. За это время Николай многое пережил и многое испытал.

Архипову удалось в этот период сбить 2 самолёта противника, а 19 Мая во время прикрытия переправы войск через Керченский пролив был сбит и сам. Ему пришлось покинуть самолёт, но фонарь кабины заклинило. В голове стремительно пронеслись варианты, которые можно было использовать для спасения. Боялся Николай не столько за себя, сколько за оставшихся в тылу мать, младших сестрёнок и братишек, которые были у него на попечении. И тут, как говорится, Бог помог. Самолёт разбился, но благодаря отстёгнутому для прыжка привязному ремню пилот чудом остался жив. Поверить в это до сих пор трудно...

Получив ранение и контузию, он на некоторое время вышел из строя. Лечился в Саратовском госпитале. Его полк понёс в этих боях огромные потери - в строю остался только один самолёт штурмана полка А. С. Романенко.

В Июле 1942 на аэродроме Вольск полк вновь был переформирован, укомплектован молодыми лётчиками и направлен снова на Западный фронт. Архипова товарищи забрали из Саратовского госпиталя и транспортным самолётом привезли в полк. Снова начались бои, потери молодых лётчиков...

Ноги ещё подчинялись плохо, ходил он с костылями, но обстановка требовала боевых полётов, хотя бы для ввода в бой молодых пилотов. И так привязывая ноги к педалям самолёта, на всякий случай оставляя костыль в самолёте, он снова поднимался в воздух. Фронт лечил быстрее, чем госпиталь. Вскоре Архипов был назначен командиром эскадрильи.

В начале Августа 1942 года наши войска перешли в наступление на Ржевско - Сычёвском направлении. Авиация противника мешала боевым действиям, а его оборона была хорошо укреплена. В те дни наше командование организовало сводную группу истребителей из нескольких авиаполков и совместно со штурмовиками было решено нанести штурмовой удар по аэродрому немцев. Во время подхода к аэродрому противник поднял в воздух большое количество истребителей и в завязавшемся воздушном бою Архипову удалось сбить Ме-109. Но и его самолёт получил сильные повреждения. Вести бой стало уже нельзя. В сопровождении 4 "Мессеров", теряя высоту, он уходил на восток. Машина получила ещё несколько пробоины, он ему удавалось удержать её в воздухе и в конце концов приземлиться на нейтральной полосе. К счастью, сам он ранений не получил, благополучно дополз до своих и на следующий день прибыл в свою часть. А вскоре полк вновь был отправлен в тыл на переформирование...

С весны 1943 года он сражался Калининском фронте, затем на Воронежском.

За 2 года фронтовой службы Николай Архипов совершил 275 боевых вылетов, провёл 134 воздушных боя, лично сбил 11 вражеских самолётов и 8 - в группе с товарищами. Командование наградило Старшего лейтенанта орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги".

Высокое боевое мастерство пилот показал и в сражениях на Курской дуге. Только за 2 недели напряжённых боёв (с 10 по 25 Июля 1943 года) эскадрилья Николая Архипова уничтожила на Белгородском участке фронта 19 самолётов. При этом, сам он выполнил 21 боевой вылет, провёл 9 воздушных боёв и сбил 5 самолетов.

Особенно запомнился ему бой 16 Июля 1943 года. В тот день, прикрывая наземные части в районе сёл Праворот - Малое Яблонево - Новосёловка, наши лётчики встретились с вражеской армадой - на штурмовку летели 20 Hs-123, 4 Ме-109, 2 FW-190. Четверо против 26 ! Сложнее обстановку трудно представить... Николай Архипов принял дерзкое решение - атаковать врага. Атака была стремительной и точной. "Хеншель" вспыхнул и упал на землю. Один есть! Личная отвага командира эскадрильи воодушевила ведомых. Отжимая врагов на запад, советские лётчики уничтожали их в атаках. За 30 минут мужество и мастерство бесстрашных бойцов свели на нет вражеский перевес. В рядах противника началось смятение. Ни один из них не прорвался к цели. На земле пламя долизывало груды бесформенного металла - всё, что осталось от 7 немецких самолётов: 5 Hs-123 и 2 Ме-109. Из них, 2 "Хеншеля-123" уничтожил сам командир. Вместе с Архиповым отважно сражались лётчики: Пётр Грищенко, Михаил Могилевский и другие.


Немецкий лёгкий штурмовик (пикирующий бомбардировщик) Henschel Hs-123.

Самолёт Henschel Hs-123 к лету 1943 года был уже раритетом (машина была построена ещё в 1935 году). Устаревшие бипланы воевали на Центральном и Южном направлении в составе групп I/Sch.G.1 и l/Sch.G.2, созданных соответственно в Апреле и в Ноябре 1942 года.

Обычно Hs.123 нёс на внешних подвесках 4 бомбы по 50 кг, или 2 контейнера с осколочными боеприпасами, либо 2 пушки MG-FF калибра 20 мм. "Хеншели-123" могли вылетать на штурмовку даже тогда, когда самолёты других типов стояли на раскисших от ливней полевых аэродромах. При этом, чтобы избежать заклинивания колёс грязью и пучками травы, набивавшимися под обтекатели, капоты шасси снимали.

К началу 1943 года на Восточном фронте действовали всего 4 группы немецких штурмовиков в рядах 2-х эскадр. Потрёпанные в боях самолёты были обречены нести большие потери. К середине 1944 года Hs.123, воевавшие в группе II/SG2, были выбиты полностью.

Николай открыл фонарь. Волна свежего воздуха ворвалась в кабину. Он жадно вздохнул полной грудью. До чего же хороша жизнь. За неё стоит сражаться!

"Смелый воздушный боец. Храбр и бесстрашен. Лётчик с отличными лётными качествами, способен в любую минуту оказать помощь и поддержку товарищу... Отлично организовал и сколотил личный состав эскадрильи на выполнение боевых задач..." - эти строчки, взятые из боевой аттестации Николая Архипова, как нельзя лучше характеризуют его как человека, товарища, командира. И таким он был всю войну, таким его знают друзья.

Родина высоко оценила его боевые заслуги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Сентября 1943 года командиру эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка капитану Николаю Арсентьевичу Архипову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Наши войска вышли к Днепру. Базируясь на аэродроме Семиполки наши лётчики действовали по прикрытию своих войск, которые готовились к форсированию Днепра.

6 Ноября 1943 года Архипов первым произвёл посадку на аэропорт Святошино в Киеве. А 8 Ноября обеспечивал прикрытие с воздуха митинга трудящихся Киева.

Затем он был направлен в новую часть и с весны 1944 года в составе 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта действовал на направлении от Ковеля до выхода на Вислу.

В Сентябре 1944 года полк перебазировались на Ленинградский фронт, где Архипову запомнился один воздушный бой. Вылетев в составе эскадрильи, они получили сообщение от станции наведения, что со стороны Риги в сторону наших войск, наступающих на Варгинском направлении, идут 3 группы противника по 20 самолётов в каждой. Взяв курс в указанном направлении, наши лётчики сблизились с противником, который уже готовился к нанесению удара. В бой вступили с ходу, в результате налёт врага был сорван. В этом бою было уничтожено до 10 самолётов противника. Лейтенант Юрий Орлов, увидев, как в хвост самолёта Архипова заходят для атаки 2 FW-190, сбил ведущего и спас командира. При этом сам получил ранение и чудом довёл свой повреждённый самолёт до аэродрома.

Участвовал Николай Архипов и в операции по уничтожению Курляндской группировки немецких войск в Прибалтике. Войну закончил Майором, в составе 265-го истребительного авиаполка. Всего совершил 389 боевых вылетов, провёл 148 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 8 групповых побед. ]

О Победе Архипов узнал ещё за 3 дня, когда был вызван к командующему 15-й Воздушной армии по вопросу ведения фронтов авиации в направлении Любавы. А 9-го Мая 1945 года, примерно в 3 часа, в Литве, 30 - 40 километров западнее Шауляй, лётчиков разбудил артиллерийский залп, известивший подписание договора о капитуляции фашистской Германии. Сразу после этого ликование охватило военнослужащих на аэродроме Жемоле 336-й дивизии и двух полков - 163-го и 265-го. Было решено послать Николая и ещё одного человека за французским трофейным шампанским для девчат из роты связи, самых красивых девушек полка. Отпраздновали торжество Победы на славу...

Участник парада Победа в Москве, был старшим группы от 336-й истребительной Краснознамённой Ковельской авиадивизии в составе 16 человек. Участник парада в Москве и приёма в Кремле в честь 20-летия Победы в 1965 году.

После окончания войны Николай Арсентьевич продолжал служить в авиации. В 1973 году лётчик ушёл в запас. Полковник в отставке Н. А. Архипов жил в Ростове - на - Дону, работал начальником Гражданской Обороны треста дорожного строительства и благоустройства. Он был членом совета, ветеранов войны Октябрьского райвоенкомата города.

* * *

Список всех известных побед Майора Н. А. Архипова:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 23.07.1941 г. 1 Ме-109 в паре (1 / 2) Ярцево И-16, Як-1,

Як-7, Як-9.

2 25.07.1941 г. 1 Ju-87 Ярцево
3 06.10.1941 г. 1 Hs-126 в звене (1 / 3) Двоевка
4 02.12.1941 г. 1 Ме-109 в звене (1 / 3) р-н Кубинки
5 09.08.1942 г. 1 Ме-109 в звене (1 / 3) Воскресенское - Боры
6 09.08.1942 г. 2 Ме-110 в звене (2 / 3) Воскресенское - Боры
7 12.07.1943 г. 1 Ме-109 Богородицкое
8 14.07.1943 г. 2 Ме-109 совх. "Комсомолец"
9 16.07.1943 г. 2 Hs-123 Лески
10 14.09.1944 г. 1 FW-190 выс. 96 (оз. Вырс - Явр)
11 24.09.1944 г. 1 FW-190 Рутенэ
12 1 FW-190 зап. Рутенэ
13 05.03.1945 г. 1 FW-190 Айшиниэки

Всего сбитых самолётов - 15 + 8 [ 10 + 6 ]; боевых вылетов - 362; воздушных боёв - 102.

, Россия

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание Капитан

Сражения/войны Награды и премии
В отставке

: неверное или отсутствующее изображение

Николай Арсентьевич Архипов ( -) - командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка 256-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта, капитан . Герой Советского Союза ().

Биография

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Архипову Николаю Арсентьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1251).
  • Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, а также медалями, среди которых медаль «За боевые заслуги».

Память

  • Имя Героя высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Архипов, Николай Арсентьевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Архипов, Николай Арсентьевич

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция…
– Ну да, про то то мы и говорим, – сказал первый чиновник.
– А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер.
– У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга…
– Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали?
– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал.
– Что же вы слышали?
– Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор…
– Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом.
– Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации?
– Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества.
– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта