Главная » Засолка грибов » Какой подвиг совершила катя зеленко. Иду на таран

Какой подвиг совершила катя зеленко. Иду на таран

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.

Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».

Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.

Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.

Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.

За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.

Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.

Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:

Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.

Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.

- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.

Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.

Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:

Что с Катей? Где она?

- «После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…

Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…

Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941).

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. Он был произведен 12 сентября 1941 года близ села Анастасьевка, Роменского района, Сумской области на легком бомбардировщике Су-2 .

К воздушному тарану, или к тарану совершенному в воздухе, относятся по разному. Некоторые считают, что это неумение по-полной использовать бортовое оружие, другие считают таран мерой отчаяния, третьи — желание любой ценой выполнить поставленную задачу.

Как бы то ни было, таран это поступок очень смелых и целеустремленных и отважных людей. Для пилота самолет не только возможность находится в воздухе, в небе. Во время войны это твое боевое оружие, которое надо беречь, ведь от него зависит твоя жизнь. И пойти сознательно на уничтожение врага таким крайним методом как повреждение своего оружия, поступок, требующий не только точного и мгновенного расчета, но и психологической подготовки, смелости. Тем более если речь идет о самолете, от исправности которого зависит твое здоровье и твоя жизнь.

Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже практически 72 года, не все еще достаточно хорошо известно о некоторых эпизодах этой страшной войны. Конечно, я не беру в расчет историков, архивариусов и прочих людей, которые по долгу своей работы должны знать больше чем простой человек, даже интересующийся историей. И если про воздушные тараны совершенные пилотами мужчина достаточно много писали и пишут, то про таран совершенный 24-х летней летчицей Екатериной Зеленко, знают немногие.

Екатерина Ивановна Зеленко, родилась в 14 сентября 1916 года в селе Корощино Олевского района Житомирской области. Дата гибели: 12 сентября 1941 года. Место последнего боя: село Анастасьевка, Роменский район, Сумской области (УССР).

Судьба молодых людей 20-30 годов в Светском Союзе была во многом похожа. Призывы «Комсомолец на самолет!», «Даешь Воздушный Флот!», романтика первых рекордов и дальних перелетов, первые Герои Советского Союза, никого не оставляли равнодушными. Тысячи, сотни тысяч юношей и девушек осваивали небо, на планерах на самолетах. И если у мужчин дальнейшая судьба была определена вполне четко и ясно, девушкам было много сложнее.

Екатерина Зеленко у самолета У-2.

По окончании обычной семилетки, Катя поехала поступать в воронежский авиационный техникум, здесь же, в Воронеже поступила в аэроклуб. Небо оказалось сильнее чертежной доски. Здесь, в воронежском аэроклубе, Екатерина познакомилась с Ниной Русаковой (впоследствии ставшей единственной женщиной заслуженным летчиком-испытателем!).
Утренние полеты, изучение теории и матчасти, учеба в техникуме и снова полеты – они успевали все и везде. Курсантка Екатерина Зеленко одной из первых в своей группе вылетела самостоятельно.

В 1933 году, в аэроклуб приехала комиссия летчиков-инструкторов Оренбургского военного училища летчиков. Из шести девушек курсанток отобрали только двоих: Катю Зеленко и Нину Русакову. Обучение в училищах летчиков происходило по индивидуальным программам. Это означало, что выпуск курсанта и присвоение ему звания происходило тогда, когда его инструктор считал подготовку оконченной. Екатерина окончила курс обучения за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года, 18-и летняя девушка получила звание военного летчика и поехала к месту службы – в Харьковскую авиабригаду.

Ночные, дневные и полеты в сложных метеоусловиях. Первое место по огневой подготовке. Освоение шести типов машин. Получение звания «старший лейтенант» и назначение командиром звена. О такой карьере военного летчика мог мечтать каждый в то время, и не только девушки, но и многие молодые люди.
С самого начала советско-финской войны Екатерина забрасывает руководство ВВС рапортами об отправке на фронт. По всей вероятности (женщин не привлекали тогда к военным действиям из политических соображений) по ошибке, ее рапорт был подписан. В личном деле было указан послужной список (весьма впечатляющий), налет в различных условиях и значилось: ст. лейтенант Е.И. Зеленко. Никому и в голову не могло прийти, что это 20-и летняя девушка. Так Катя Зеленко стала единственной девушкой летчицей не только в 11-м легкобомбардировочном полку, но и на всем Карельском перешейке. Ее самолет Р-Z всегда был одним из первых при всех боевых заданиях. Орден Боевого Красного Знамени она получала в Кремле, из рук Калинина.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). До 12 сентября 1942 года, в составе 135 ЛБАП, Екатерина провела 12 воздушных боев в 40 боевых вылетах. Она была одной из лучших на (новых тогда) легких бомбардировщиках Су-2. Была летчиком-инструктором и затем инспектором по пилотированию.
12 сентября, в паре с экипажем Лебедева, Зеленко вылетела на бомбардировку механизированной колонны. Прошло уже 45 минут (обычное полетное время для Су-2), а о вылетевшей паре не было никаких известий. Из звонка ведомого пары капитана Лебедева, которому удалось добраться до аэродрома Лебедин Сумской области, стало известно что пара Су-2 приняла бой с семеркой «Bf-109». В бою и в низкой облачности пара потерялась. Экипаж Лебедева израсходовав боеприпасы вышел из боя. Из рассказа штурмана Зеленко выяснилось что после того как был сбит один из самолетов противник, Су-2 Зеленко получил серьезные повреждения. Штурману удалось выпрыгнуть по приказу командира.

Позднее, очевидцы этого боя рассказали о последних минутах жизни Екатерины Зеленко. В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
«Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский — на лес, а наш — на край поля.»

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Берестовке, где находился аэродром, и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В Курске улица Весёлая называется теперь её именем.

В 1971 году на месте гибели Е.И.Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара.

Звание «Героя Советского Союза» Екатерина Ивановна Зеленко получила 5 мая 1990 года (посмертно).


Екатерина Ивановна Зеленко старший лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт) . Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы ¦10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолет Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолет Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли ее самолет в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолет, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету ¦7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в город Курск. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе ¦10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

Зеленко Ekarerina Zelenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 14.9.1919
В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

Екатерина Ивановна Зеленко старшой лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин нынче Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы 10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная дама посреди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новоиспеченный авиалайнер Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона боец противника и без потерь вернулась вспять.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило извещение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было спешно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко сообща с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их штурмовали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный мордобой, но в облаках потеряли приятель друга. Вскоре авиалайнер Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна супротив семи врагов. Немцы взяли ее авиалайнер в колечко. Как только единственный из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему оставить авиалайнер, а сама продолжила новости мордобой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на вектор движения атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился наполовину, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю подле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету 7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в град Курск. За свой геройский поступок в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен монумент и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэропорт и откель она ушла в свой окончательный боевой вылет, установлен монумент. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский квиток долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а потом был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе 10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее супруг - начальник 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Екатерина Буданова Ekarerina Budanova

Буданова Екатерина Васильевна - летчица-истребитель 73 гвардейского истрибительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная..

В истории Великой Отечественной войны особое место занимают события, участниками которых стали женщины-летчицы. Уйти на фронт - это уже пример бескрайнего мужества, отваги и любви к своей Родине.

А подняться в небо и ни в чем не уступая опытным летчикам, вести бой с противником, смогли немногие. И лишь одна авиатриса смога повторить подвиг Петра Нестерова Западные журналисты назвали ее русской Валькирией. Имя этой героини - Екатерина Ивановна Зеленко.

Катя Зеленко родилась в селе Корошин, ныне Бельского района Ровенской области в многодетной семье, была десятым ребенком. По воспоминаниям старшей сестры, Катя была отчаянной и смелой девочкой. Её не пугала высота, при «испытаниях парашюта-зонтика» она спрыгнула с крыши сарая, хотя никто из мальчишек не рискнул повторить прыжок.

После окончания 7 классов в Курске, Катя откликнулась на призыв страны советов «Комсомолец - на самолет!» и поступила в 1933 году в авиационный техникум и Воронежский аэроклуб. Затем, по комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю лёгкобомбардировочную авиационную бригаду.

Наряду со службой в бригаде Екатерина Зеленко испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолётов.

Вот какую характеристику в конце 30-х годов молодой летчице дал один из ее первых командиров, Герой Советского Союза, Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант…»

Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14 авиаполков ВВС.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ЗЕЛЕНКО

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго - Западный фронт).

Июль 1941 года. 135-й бомбардировочный авиационный полк базировался близ Полтавы. Ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска. Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток.

Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны.

Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. Лётчики вывели из строя 45 танков, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, до батальона солдат противника.

От полёта к полёту росло мастерство и боевой опыт отважной лётчицы. Она уверенно выполняла любые боевые задания как днём, так и ночью.

За период своего участия в Великой Отечественной войне, старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания.

«12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.

Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.

На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное, убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.

….Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке. Ее похоронили в селе. После войны останки были перезахоронены в Курске, где прошла ее юность.» из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Анатолия Пушкина (в 1941-м заместитель командира полка)

ПОСТСКРИПТУМ: ,Светлая память,.. память о тех отчаянных и великих девчушках и парнях, которые отдали самое дорогое, что у них было — молодую жизнь. Осталась только Память о себе и своих делах..."



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта