Главная » Засолка грибов » Секретные материалы о войне 1941 1945. Раскрыты самые страшные секреты великой отечественной войны

Секретные материалы о войне 1941 1945. Раскрыты самые страшные секреты великой отечественной войны


Великая победа над немецко-фашистскими захватчиками – подвиг, за который советскому народу благодарен весь мир. Долгих пять лет победу изо дня в день приближали все – от мала до велика. Одни на фронте, другие - в тылу, третьи – в партизанских отрядах. Сегодня мы бы хотели вспомнить о «Ночных ведьмах» , летчицах, которые на фанерных учебных самолетах взмывали в небо с наступлением темноты. На счету их полка более 23 тысяч боевых вылетов и почти 5 тысяч сброшенных бомб.




Идея формирования полностью женского летного полка долго не воспринималась всерьез, хотя в предвоенные годы профессия летчицы была популярна и многие девчонки осваивали управление самолетом. Разрешение на формирование полка дал Иосиф Сталин после того, как к нему с личной просьбой обратилась Марина Раскова, старший лейтенант госбезопасности. Полная решимости, она уверила Народного Комиссара, что женщины могут летать не хуже мужчин и справятся с любой боевой задачей.



В полку были исключительно женщины. Немцы прозвали их «ночными ведьмами» и вначале подшучивали над тем, что летают они на обычных учебных самолетах. Правда, потом стали бояться, словно огня. Ведь радары ведьм не засекали, шума моторов было практически не слышно, а бомбы девушки сбрасывали с такой ювелирной точностью, что противник был обречен.



За все годы сражений полк потерял всего 32 бойцов, потери по меркам войны мизерные. Спасал девушек высочайший профессионализм. Условия жизни и работы были тяжелейшими, но они не отчаивались и успевали даже прихорашиваться после ночных вылетов. Праздником считали дни, когда приезжала «вошебойка», специальная печь, в которой прожаривали одежду. В остальное время гимнастерки и брюки стирали бензином.



Тяжелым был и физический труд: за ночь пилоты совершали по 5-7 вылетов, а иногда и до 15-18. Выматывались так, что стоять на ногах просто не могли. Перед каждым вылетом необходимо было навесить бомбы, вес которых варьировался от 25 до 100 кг. Испытание было не из простых, требовалась серьезная физическая подготовка. Характерная деталь, многие летчицы предпочитали не брать с собой парашюты, а на этот вес загружать в самолет дополнительные боеприпасы. В тех случаях, когда самолет сбивали, шансов спастись у летчиц не было. Стоит отметить, что самолеты представляли собой легкую мишень – у девушек на борту было единственное оружие – пистолет ТТ.



Каждая летчица в полку была героиней. Случались и такие истории, в которые было непросто поверить. На грани человеческих возможностей летала Галина Докутович. В первые дни на фронте девушка получила серьезнейшую травму позвоночника. Во время одного из привалов, посадив самолет, она ждала, пока над ним колдовал механик, и прилегла в траву. По несчастью она уснула, и на нее наехал бензовоз. Подруга, которая была с Галиной, успела отскочить в последний момент, а вот Докутович попала в госпиталь. После выписки ей положена была полугодовая реабилитация, но вместо этого девушка вернулась в расположение и… стала летать. Каждую ночь Докутович поднималась в небо вопреки боли, и один из ее вылетов стал роковым. Девушка выполнила задание, но стала мишенью фрицев. На тот момент у нее было 120 боевых вылетов.



В память о тех, кто воевал за мирное небо, мы собрали . Низкий поклон героям!
По материалам сайта mikle1.livejournal.com

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап, «ночные ведьмы») - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 г. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена старший лейтенант Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

У-2 или По-2 - многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Николаевича Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире. Коллектив, возглавляемый Н. Н. Поликарповым, выпустил в январе 1928 года новый опытный самолет У-2 (учебный-второй). Его опробовал в воздухе М. М. Громов, затем проверяли еще несколько летчиков-испытателей. С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг. Вес пустого самолета в учебном варианте - 635-656 кг, в других - до 750 кг; взлетный - от 890 до 1100 кг, с бомбами - до 1400 кг. Скорость максимальная - от 130 до 150 км/час, крейсерская - 100-120 км/час, посадочная - 60-70 км/час, потолок - 3800 м, разбег и пробег - 100-150 м. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.

7 слайд

Описание слайда:

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка "Ночные ведьмы«. Мы вылетали до рассвета, лететь до цели пол часа. Прожектора бывает нас и не засветят? Бывают в жизни чудеса... А в этот раз не так вот получилось, прожектор небо осветил... И первою упала Ольга, тянула сколько было сил. А вот и Ленка задымилась, ложась на левое крыло... До леса пять минут полета, дай бог, чтоб ей бы повезло... Я отбомбилась, все как надо было... И смерть с косой кого-то унесла. Простите Фрау если это Ваши дети, Но только их никто сюда не звал... Я кружку спирта пила на рассвете... И бормотала я в хмельном бреду - Зачем, зачем так глупо умирают дети... Какой же гад придумал ту Войну??? Так много фильмов о войне и так мало. Так мало снято о женщинах, девушках, девочках, красивых и юных, ушедших в вечность. Летчицы и зенитчицы, снайперы и пулеметчицы, разведчицы и санитарки. Девушки, девочки, девчонки... Смотришь на военные фотографии – какие же они были красивые и отчаянные. Как они хотели жить и любить, танцевать вальс и растить детей. За них живем мы, значит должны помнить. Обязаны! Помнить и не позволить забыть нашим детям и внукам, ведь мы последние, кто видел и слышал их живыми... Юные прекрасные, отважные девушки. В те трагические дни самоотверженность казалась им естественным делом. Общая для всех судьба страны – стала для них важнее собственной жизни. Н. Меклин

8 слайд

Описание слайда:

За годы войны 29 Героев - женщин были летчицы. Особенно прославился 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный полк, который был укомплектован только женскими экипажами. С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой единый, крепко спаянный коллектив, в котором всегда присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма. В этом большая заслуга командира полка подполковника Евдокии Давыдовны Бершанской, которая личным примером, умелым руководством и просто в силу своих человеческих качеств, завоевала авторитет и уважение своих подчиненных. Это облегчало ей командование таким необычным полком. Много сделали для укрепления дисциплины и боевого духа комиссар полка подполковник Евдокия Яковлевна Рачкевич и парторг полка капитан Мария Ивановна Рунт... Мария Ивановна Рунт (1912-1992) - летчик-бомбардировщик, парторг полка, гвардии капитан. Кандидат филологических наук. Евдокия Яковлевна Рачкевич (девичья фамилия Андрийчук; 1907-1975) - заместитель командира полка по политической части (комиссар) Евдоки́я Давы́довна Бочаро́ва (в девичестве Карабу́т, по первому мужу Берша́нская), (6 февраля 1913 г. ,Добровольное(Ставропольский край), - 16 сентября 1982 г., Москва) - командир 46-го гвардейского полка.

9 слайд

Описание слайда:

«Численность 588-го авиационного полка Бершанской первоначально составляла 115 человек. В основном это были совсем молодые девушки - 17-22 лет, которые, тем не менее, очень хотели внести свой вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Среди них было много студенток - преимущественно, факультетов точных наук - физического, механико-математического, на штурманов отправляли девушек с географического факультета. Подразумевалось, что знания, полученные ими в гражданских вузах, облегчат усвоение военных предметов и останется лишь обучить будущих летчик, штурманов, техников и механиков практическим предметам, связанным с управлением и обслуживанием самолетов. «Студентки из разных вузов Москвы были зачислены в штурманскую группу. Поселили нас в доме спорта и опять на двухэтажных кроватях. И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая» - вспоминает Ирина Ракобольская (Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами.» Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. - 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005). Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам. При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал авиационный женский полк - 46-й гвардейский Таманский…

10 слайд

Описание слайда:

Серафи́ма Тара́совна Амо́сова (20августа 1914 года - 17 декабря 1992 года) - заместитель командира по лётной части, гвардии майор. Евгения Максимовна Руднева (1920-1944) - штурман полка, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза. Лариса Николаевна Розанова (Литвинова) (6 декабря 1918 года - 5 октября 1997 года) - штурман полка, гвардии капитан. Герой Советского Союза.

11 слайд

Описание слайда:

в 1942 году - была назначена начальником штаба 588-го авиаполка(в дальнейшем - 46-го Гвардейского полка. Ракобольская Ири́на Вячесла́вовна Ирина Ракобольская ушла на фронт студенткой четвертого курса физфака МГУ. Попала в авиагруппу 122 к Марине Расковой. И вскоре штурман Ракобольская стала начальником штаба 46-го Гвардейского полка. - Дунькин полк нас называли, - рассказывает Ирина Вячеславовна. - По имени командира полка Евдокии Бершанской. - Обидно было? - Очень. Совсем плохо к нам мужчины поначалу относились. Когда нас впервые принял командующий 4-й Воздушной армией генерал Вершинин, я думаю, в душе он хохотал над нами. Я пришла к нему с документами, но, как потом выяснилось, оформлены они были неправильно, на каком-то огромном рулоне ватмана. Вершинин ничего не сказал, даже виду не показал. 4-я армия тогда только создавалась, и один из первых полков, который он получил, был наш полк. А мы еще ничего не умели, не знали, что такое зенитный обстрел, ни разу не летали в прожекторах, понятия не имели, что во второй кабине можно возить еще двух человек. Но, несмотря на это, Вершинин к нам отнесся очень серьезно.

12 слайд

Описание слайда:

Старший инженер полка Озеркова Софья День за днём (точнее, ночь от ночи) наращивали удары по немецко - фашистским захватчикам лётчицы 588-го полка. С наступлением темноты и до рассвета летели бомбы на головы врагов. До лета 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 20 килограммов бомб. Маленький У-2 наводил ужас на врага, и уже в 1942 году за каждый сбитый "кукурузник" немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом и выплачивали 2 000 марок. За время войны численность личного состава полка возросла со 115 до 190 человек, а количество боевых машин - от 20 до 45 самолётов. Полк закончил боевой путь, имея 36 боевых самолётов. В ходе сражений совершенствовалась боевая выучка и лётное мастерство девушек. В феврале 1945 года ЦК ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию полка Почётной грамотой. В ходе войны 46-й Гвардейский Таманский ночной лёгкобомбардировочный авиаполк был преобразован из 2-эскадрильного в полк 3-эскадрильного, а затем и 4-эскадрильного состава. Данная перестройка, которая способствовала усилению ударов по врагу, вызвала потребность в пополнении новыми кадрами лётчиков, техников и вооруженцев. Эта задача была успешно решена. В ходе войны полк получил в качестве пополнения 95 человек. Из них и главным образом из числа лиц прежнего состава непосредственно в боевой обстановке собственными силами было обучено 36 лётчиков, 35 штурманов и 8 авиамехаников. Кроме того, специалисты этого профиля прибыли в полк и в составе указанного пополнения. Ряд штурманов был переучен на лётчиков, а механики и вооруженцы освоили специальность штурманов. Каждый боевой вылет был испытанием воли, мужества, преданности нашей Родине. На пути ко многим целям тихоходный и лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось подлинное искусство, мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание. Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир звена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова. В числе погибших Герои Советского Союза Е. И. Носаль, О. А. Санфирова, В. Л. Белик, Подготовка к полёту

13 слайд

Описание слайда:

Евдокия Давыдовна Бершанская (1913-1982) - командир женского 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (НЛБАП, с 1943 года - 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк). Единственная среди женщин награждена полководческим орденом Суворова (III степени) . Мария Васильевна Смирнова (1920-2002) - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К августу 1944 года совершила 805 ночных боевых вылетов. 26.10.1944 удостоена звания Героя Советского Союза. Полина Владимировна Гельман (1919-2005) - начальник связи авиационной эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К маю 1945 года, как штурман самолета По-2, совершила 860 боевых вылетов. 15.05.1946 удостоена звания Героя Советского Союза. 8.02.1943 г. 588 НБАП, которым командовала Е.Д. Бершанская, первым в дивизии стал гвардейским и получил наименование 46 гвардейский НБАП. Командир 46-го гвардейского НБАП Евдокия Давыдовна Бершанская (1918-1982), руководя полком, сумела доказать скептикам, что женская авиачасть имеет право на существование и может воевать наравне с мужскими частями, а порой - и успешнее их. «В боевой истории авиации едва ли есть такой другой пример, когда бы часть, личный состав которой не прошел почти никакой военной подготовки, сумела в такой короткий срок завоевать столь широкую боевую славу... ...Бодрость и жизнерадостность никогда не покидали полк. Вызывает удивление, что суровые лишения и трудности никогда не удручали людей, их как бы не замечали. Но самое главное, чем выделялся женский авиаполк, - это бесстрашием и героизмом. Это было настолько массовым явлением, что в полку к этому привыкли, как к чему-то само собой разумеющемуся...» Воспоминания комиссара 218-й авиадивизии генерал-майора ГОРБУНОВА.

14 слайд

Описание слайда:

С первого и до последнего дня существования нашего полка им командовала Евдокия Бершанская (Бочарова). Пришла она в полк опытной летчицей, с десятилетним стажем в гражданской авиации. Нам, тогда девчонкам, было от 17 до 23 лет, а Евдокия Давыдовна была старше на десяток лет. Волевая, мужественная, она в то же время была удивительно женственной. Если предстояла особо сложная операция, первой вылетала Евдокия Давыдовна. 25 Героев Советского Союза и России выросли в нашем полку. А у командира этой героической части такого звания нет! Нам кажется, 60-летие Победы - отличный повод восстановить справедливость. Герои Советского Союза Полина ГЕЛЬМАН, Наталья МЕКЛИН-КРАВЦОВА, Надежда ПОПОВА, Нина РАСПОПОВА; начштаба полка Ирина РАКОБОЛЬСКАЯ НАШ 46-й гвардейский Таманский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков. Мы летали на маленьких «фанерных» бипланах По-2. Скорость - 120–140 км/ч. А ежели случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато наши машины были легкоуправляемы, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы. Возили мы и необычные грузы: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, мешки с почтой. Подчас это была невероятно трудная, прямо-таки ювелирная работа. Вот, например, в Эльтигене - это рыбацкий поселок в Крыму - наши десантники занимали крошечный кусок земли, простреливаемый противником. Нам надо было в кромешной темноте найти школьный двор, снизиться до 50, а иногда до 30 метров, очень точно сбросить груз и успеть крикнуть нашим: «Полундра! Патроны привезли!» А по тебе еще немцы стреляют… За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 8–10, а то и по 12–15 боевых вылетов. Более трех миллионов килограммов бомб сбросили мы на врага за 24 тысячи с лишним боевых вылетов. Современные авиаторы, наверное, не поверят, но небольшие бомбы - термитные, осветительные - штурманы возили… у себя на коленках! И сбрасывали их руками через борт самолета. Понятно, много бомб По-2 поднять не мог. Сила этих самолетиков была в другом: сбрасывали они свой груз с исключительной точностью. Конечно, маленькие бомбочки не всегда причиняли противнику серьезный ущерб. Зато мы каждую ночь держали немцев в напряжении, не давали спать. Однажды терпение их командования лопнуло - с Западного фронта были переброшены двухмоторные ночные истребители «Мессершмитт −110». Эту ночь на 1 августа 1943 г. мы не забудем никогда. Тогда за несколько часов немецкий ночной охотник сжег над Таманью четыре наших самолета, погибли 8 девушек. С таким противником мы столкнулись впервые, но быстро научились его распознавать. Если в районе цели работают прожектора, но молчит зенитная артиллерия, значит, где-то рядом барражирует немецкий «ночник». Средство спасения от них было только одно: летать как можно ниже. На малые высоты скоростные истребители по понятным причинам соваться опасались. Но и мы старались не опускаться ниже 300 метров - был риск получить «в брюхо» осколки собственных бомб. Несмотря на чисто женский коллектив, уже через два-три месяца по эффективности боевой работы мы сравнялись с мужскими частями. А еще через полгода наш полк первым в дивизии стал гвардейским. Справа налево - командир полка Е.Д. Бершанская, комиссар эскадрильи И.В. Дрягина, комиссар эскадрильи Ксения Карпулина, командир эскадрильи С.Т.Амосова, командир эскадрильи Е. А. Никулина и комиссар полка Е. Я.Рачкевич...

15 слайд

Описание слайда:

Первыми вылетели на боевое задание 3 экипажа - командира полка Е. Д. Бершанской со штурманом полка Софьей Бурзаевой и командиров эскадрилий Серафимы Амосовой со штурманом Ларисой Розановой и Любови Ольховской со штурманом Верой Тарасовой. Их провожал весь полк. Это было 8 июня 1942 года. На головы врагов упали первые бомбы с надписью "За Родину!" Лётчицы, маневрируя в ночном небе, прорвали завесу зенитного огня и выполнили задание. Однако разрывом вражеского снаряда экипаж Л. Ольховской и В. Тарасовой был тяжело ранен, пытался дотянуть до своего аэродрома, но вынужден был сделать посадку. Жители нашли их мёртвыми. На место погибших командиром эскадрильи назначили отличную лётчицу Дину Никулину и штурманом - бывшую студентку астрономического факультета МГУ Женю Рудневу. Накануне первого боевого вылета многие девушки, в том числе Дина Никулина и Женя Руднева, подали заявления с просьбой о приёме в ряды Коммунистической партии. На следующую ночь в воздух поднялся весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт на врага посвящался памяти погибших боевых подруг. Некоторое время спустя пришел самолет Амосовой. Третьего самолета не было. Прошли все сроки, когда по самым оптимистическим расчетам горючее в самолете Ольховской должно было кончиться. Мы поняли, что случилась беда. Первая боевая потеря... Что же случилось с Любой Ольховской и Верой Тарасовой? Почти двадцать три года мы ничего не знали. В начале 1965 года до командира полка дошло письмо, в котором жители поселка Софьино-Бродского обратились в редакцию газеты «Правда». В письме сообщалось, что примерно в середине июня 1942 года ночью в стороне города Снежного они слышали разрывы бомб, а потом видели стрельбу по самолету. Утром около поселка нашли сбитый самолет По-2. В передней кабине сидела, склонив голову на борт, красивая темно-русая девушка в летном комбинезоне. Во второй кабине находилась другая девушка - лицо круглое, чуть вздернутый нос. Обе были мертвы. Жители поселка тайком похоронили летчиц. Теперь, когда страна готовилась отметить 20-летие победы над фашистской Германией, жители решили выяснить имена погибших. Не было никакого сомнения, что речь шла о Любе Ольховской и Вере Тарасовой. Комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич стала собираться в дорогу... 8 мая 1965 года при огромном стечении народа состоялись похороны. Прах погибших летчиц перенесли из безымянной могилы на городскую площадь Снежного. Среди множества венков на новой могиле были венки от однополчан...» Памятник на могилеЛ.Ольховскойи В.Тарасовой в городе Снежном (Донбасс)

16 слайд

Описание слайда:

12 июня 1942 года состоялся первый вылет полка, а 8 февраля 1943 года ему было присвоено почетное звание гвардейского полка. Боевой путь полка проходил в 1942 г. - в Ростовской области, Ставропольском крае, Северной Осетии. В 1943 участвовал в прорыве обороны противника, освобождении Новороссийска, позже - поддерживал десантные операции на Керченском полуострове, освобождение Крыма и Севастополя. В июне-июле 1944 г. полк освобождал Белоруссию, в августе 1944 г. - Польшу, в январе 1945 г. - Восточную Пруссию. Апрель 1945 г. летчицы полка встречали на Одере, где прорывали оборону противника. В течение трех лет войны полк не уходил на переформирование, его состав оставался женским, хотя он и входил в более крупное «мужское» авиационное соединение - 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, некоторое время - во 2-ю гвардейскую ночную бомбардировочную авиационную дивизию (в мае 1944 г., во время боевых действий по освобождению Крымского полуострова). Полк летал на бомбардировщиках По-2. В начале войны в полку было 20 самолетов, в разгар боевых действий - 45, а победу полк встречал с 35 машинами. В октябре 1943 года командующий Воздушной армией, генерал К.А. Вершинин выступая на общем собрании полка, сказал слова, которые ветераны части помнят до сих пор. - Вы самые красивые девушки в мире, - говорил Вершинин, - потому что красота ваша заключается не в накрашенных губах и бровях, а в том прекрасном душевном порыве, с которым вы ведёте борьбу за счастье и свободу нашей Родины. Нельзя равнодушно смотреть, как маленькие, хрупкие девушки поднимают для маскировки самолёта целые деревья, как лётчицы мастерски управляют самолётом, как девушки - вооруженцы подвешивают бомбы, которые тяжелее их собственного веса. Ваша работа очень нелёгкая, но и благодарная...

17 слайд

Описание слайда:

Механики на аэродроме. Лето 1943 г Инженер полка С.Озеркова беседует с механиками Три штурмана полка: Соня Бурзаева, Женя Руднева, Лариса Розанова. 1942 год.

18 слайд

Описание слайда:

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командир полка Е.Д. Бершанская принимает гвардейское знамя. 10 июня 1943 года, ст. Ивановская Знаменосец полка Наташа Меклин (Кравцова).

19 слайд

Описание слайда:

Станица Пашковская. Памятник летчицам Е. Носаль, П.Макагон,Л. Свистуновой, Ю. Пашковой Памятник на могиле О. Санфировой.Гродно За войну погибли 32 девушки из нашего полка. Горели и падали наши подруги на территории, занятой неприятелем. Население тайком от оккупантов хоронило их под неприметными табличками «Здесь покоится неизвестная летчица» - документов с собой мы не брали. Памятник Герою Советского Союза ОльгеСанфировой

20 слайд

Описание слайда:

В октябре 1943 года гитлеровцы были сброшены с Таманского полуострова. За активное участие в боях за Тамань 9 октября 1943 г. женский полк ночных бомбардировщиков получил наименование «Таманский» Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями. Памятник летчицам полка в поселке Пересыпь. Здесь похоронены Тая Володина и Аня Бондарева

21 слайд

Описание слайда:

Дина Никулина, Женя Руднева, Наташа Меклин, Ирина Себрова. Ивановская 1943 год. Т. Сумарокова, Г. Беспалова,Н. Меклин,Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева. Герои Советского Союза Марина Чечнёва и Екатерина Рябова Эскадрилья построена. Докладывает командир 2 эскадрильи Амосова. Ассиновская 1942 год

22 слайд

Описание слайда:

Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери. Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы, в котором обслуживали полеты бригадным методом. Мне кажется, что такого полка больше не было. А уж женского - не было точно! Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера. А штурманами у них стали в основном студентки вузов - математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи... Штурманом полка и штурманами трех эскадрилий были студентки мехмата МГУ, начальник штаба и начальник оперативного отдела - тоже студентки Московского университета. И всех нас объединяли особый азарт, взаимное уважение и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин... Фашисты называли их "ночными ведьмами". Французские летчики легендарного авиаполка "Нормандия - Неман" галантно - "прелестными колдуньями". Наши бойцы и командиры - "добрыми феями" и "небесными ангелами". Белоруссия, местечко близ Гродно. Будущие Герои Советского Союза Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова

23 слайд

Описание слайда:

24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени. 22 раза полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской.

24 слайд

Описание слайда:

Памятник У-2 в Мытищах Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам. А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ.

25 слайд

Описание слайда:

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза: Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна- 630 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна- 1004 боевых вылета. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Хусаиновна - 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка: Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов. Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз – более 300 боевых вылетов.

26 слайд

Описание слайда:

Эскадрилья построена. Докладывает командир 2 эскадрильи Амосова. Ассиновская 942 г. Евдокия Давыдовна Бершанская ставит боевую задачу. 1943 год. За время войны полк нанёс громадный урон живой силе и технике врага. Отважные лётчицы произвели 23 672 боевых вылета ночью и сбросили на головы врагов 2 902 980 кг бомбового груза, 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко не полным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 очагов пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка находились в боевых полётах 28 676 часов, иными словами, 1191 полные сутки без перерыва. Это был большой вклад советских патриоток в дело разгрома врага. Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова. Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле

27 слайд

У войны не женское лицо… Наверное, именно поэтому так пристально мы вглядываемся в женские изображения на военных снимках, интересуемся их судьбами на войне. Именно женские военные истории особенно трогательно отражены и в художественной литературе, и в кино. Ниже пойдет речь об авиационном полку, который был сформирован для борьбы с фашистким захватчиком. «Ночные ведьмы» — так прозвали враги это полк. Все его воины - от летчиков и штурманов до техников - были женщины.

История создания 46 авиационного полка

B 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми».

Марина Раскова - основательница женского авиаполка.
В 1941 году Марине Расковой было 29 лет.

Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка.
Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.

46-й гвардейский Таманский полк - уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Наталья Меклин (Кравцова), в 20 лет была зачислена в авиаполк. Герой Советского Союза.

Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники - все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.

Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. А что касалось боевой работы…

Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать

Полет продолжался около часа - достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 - 6 боевых вылетов, зимой - 10 - 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», - вспоминала Евдокия Рачкевич.

Самолёты и вооружение «ночных ведьм»

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.


«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ» - вспоминали летчицы.

В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище - ночные ведьмы. Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

Война. Боевой путь

После ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Их уносили прямо из кабины подруги, которые уже успели отогреться, потому что скованные холодом руки и ноги не слушались

  • В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.
  • Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
  • Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
  • Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
  • Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Перед боем за Новороссийск, база у Геленджика

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно - парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина.
Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».


Новороссийск взят - девчонки пляшут

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Состав полка

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет.


Летчицы герои Советского Союза - Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин

За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.

Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!

Писали французские бойцы полка «Нормандия-Неман».

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица - Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы - у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.
Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Фото летчиц. Ночные ведьмы. Война

1 of 28





Летчицы герои Советского Союза - Рушина Гашева (слева) и Наталья Меклин



Новороссийск взят - девчонки пляшут








Воспоминания о войне

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:
«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным - снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.

«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем - ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания - дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Минута отдыха

«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов»

Девушки сочинили свои шутливые правила.
«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки - американские. Только воду они пропускали, как промокашка.
Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»

В минуты отдыха девушкам понравилось вышивать:
«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская - роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Память и кинохроника о 46 авиационном полку

Стихи о ночных ведьмах летчицах

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Песня из к.ф. «В небе ночные ведьмы»

Смотреть фильм «В небе ночные ведьмы» (1981 год)

«Ночные ведьмы» или «Ночные ласточки» сериал 2012 года

Это фильм о женщинах в авиации, которые сражались в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами.
Актерский состав подобран не плохо, игра актеров тоже хороша.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта