Главная » Маринование грибов » Если босс “самодура” — методы устранения. Как работать со сложным руководителем

Если босс “самодура” — методы устранения. Как работать со сложным руководителем

За время своей жизни я имела честь работать с самыми разными боссами, с одних я брала пример и развивалась как профессионал и как личность, с других тоже брала пример, как не стоит поступать, чтобы не выглядеть идиотом и клоуном. Боссы бывают разные, справедливые и не очень, умные и глупые, мудрые и «самодуры». Вот о последнем типаже мы и поговорим сейчас более подробно.

Оказывается типаж босса «самодура» имеет несколько подвидов, и не так прост, как могло показаться с первого взгляда. Единственное, что их всех объединяет, так это пол и этот пол исключительно женский.

1. «Самодура» обыкновенная.

Довольно распространенный вид , чаще всего обитает в торговле, на почте, в пыльных и мрачных отделах мутных контор. «Самодура» обыкновенная живет в мире советской эпохи, плохо разбирается в современных технологиях, с опаской подходит к компьютеру, говорит «позвОнит» и громко кричит на подчинённых. Иногда (да, ладно, чего греха таить – довольно часто) с употреблением ненормативной лексики, которая в ее понимании является как раз самой нормативной. Если вам повезло и вашим директором оказалась «самодура» обыкновенная, психологи советуют не рубить сгоряча и внимательно приглядеться к, чаще всего, немолодой женщине. Все крики, визги и ругательства связаны только со страхом потерять свое рабочее место, так как в глубине души «самодура» обыкновенная прекрасно понимает, что ее время ушло и она, увы, но безнадежно отстала.

Если вы хотите сохранить свое рабочее место, следует неоднозначно дать понять, что на место «самодуры» вы не метите. Кстати, психологи уверены, что «самодура» обыкновенная довольно часто оказывается неплохим человеком, способным на сочувствие и понимание. От вас требуется хорошо выполнять свои обязанности, «не лезть вперед батьки в монастырь» и никогда не пытаться пойти тараном на босса. «Самодуры» обыкновенные, закаленные в боях советской эпохи, как правило, ничего не боятся, и договориться с ними можно только через человеческое отношение и отличную работу.

2. «Самодура» эффективная.

Современный тип «самодуры» – это «самодура» эффективная. Как правило, совершенно ничего не знает, если копнуть поглубже все ее знания базируются на двух-трех фразах, которые она заучила как попугай. Берет наглостью, полной беспринципностью, отсутствием любых человеческих . Это именно «самодуры» обыкновенные могут подставить, подделать подписи, пообещать и не заплатить. Подобный тип очень любит высшее руководство, так как «самодуры» эффективные проходятся по людям катком, выжимая из них все соки и силы, а затем без жалости и сочувствия выбрасывают на улицу.

Психологи очень вам сочувствуют, если вашим боссом является «самодура» эффективная. Пока вы тащите на себе непосильный воз работы, она вас будет терпеть, поджав тонкие губы, но стоит вам споткнуться или на ваше место найдется более молодая, более ей знакомая, более покладистая кандидатура и с вами попрощаются без сожаления. В такой ситуации вариантов выстроить нормальные рабочие отношения практически нет, либо вы работаете как проклятая и вас выжимают до последнего, либо вас заменяют на «свежую кровь». Правда «самодура» обыкновенная – это очень пугливая и трусливая личность и если у вас есть силы и желание, доказать свою правоту и несправедливое к себе отношение, можно попытаться это сделать, у еще более высокого руководства. Есть шанс, что «самодура» эффективная на время притаится и пока копит свой яд, у вас будет время найти себе другую работу.

3. «Самодура» по блату.

«Самодура» по блату – вымирающий вид, который встречается в наши дни все реже и реже. Дочки, любовницы, жены, сестры и мамы «чьих-то там очень влиятельных людей» в наши дни как босс практически не встречаются. В капиталистическое время надо работать и работать, а «самодуры» по блату работать не привыкли. Именно поэтому они и ведут себя как «самодуры» по блату, «играя» в « ». Психологи советуют в подобной ситуации не паниковать, работу новую не искать, а просто спокойно переждать, пока «самодура» по блату сама отвалится, потому что подобные женщины долго на одном месте не засиживаются. Главное не вступать в полемику, профессионально исполнять свои обязанности и не принимать любые слова «самодуры» близко к сердцу.

4. «Самодура» профессиональная.

Она – настоящий профессионал, она истинный , но характер у нее еще тот. «Самодура» профессиональная, как правило, требует от своих подчиненных точно такой же отдачи на работе, на которую способна сама. И ей все равно, что она «одинокая и без семьи», а у вас семеро по лавкам, «самодура» профессиональная искренне не понимает, как что-то может быть важнее работы. Именно такие «самодуры» обыкновенные творят чудеса, выполняют все планы и развивают новые направления. Психологи советуют работать с таким боссом на все 100% , выкладываясь и стараясь по-полной. И тогда, быть может, она начнет вас уважать, признает как профессионала, и вы получите в ее лице мощную поддержку. «Самодуры» профессиональные всегда «играют честно», пришла на работу – работай. Все остальное, по боку!

Если в твоем офисе появился человек, устроенный на работу по знакомству, не спеши объединяться с коллегами и строить ему козни. Во‑первых, на его месте запросто могла быть и ты. Во‑вторых, еще неизвестно, кому в этой ситуации сложнее.

Раньше принимали на работу« по блату», сегодня — «по протекции». Звучит не так обидно, хотя суть не изменилась. Когда появляется такой человек, в непростой ситуации оказываются все: и босс, и коллеги, и сам протеже. Как вести себя в каждой из этих ролей мы разбирались вместе с нашим экспертом Андреем Стеганцевым, президентом Союза независимых бизнес-тренеров, консультантов и коучей.

Популярное


Здесь чужой
Быть протеже только на первый взгляд удобно, однако это не совсем так. Даже если ты отличный специалист, все равно придется доказывать свою профессиональную пригодность.


НАСТЯ, ассистент аккаунт-менеджера:
В рекламное агентство мне помогла устроиться знакомая — она руководила отделом продаж. Опыта у меня не было, и она предложила попробовать со стартовой позиции — ассистент аккаунт-менеджера. Я не сильно переживала из-за того, что устроена« по протекции» — все равно приходилось начинать с нуля. Однако, когда я пришла, другие менеджеры придирались ко мне по мелочам, а однажды, во время авральной ситуации, коллега сорвалась и перешла на мат. Я была в шоке, не понимала, чем заслужила такое обращение. После этого инцидента девушку уволили, и сотрудники стали вести себя со мной гораздо сдержаннее, сказать, что я полностью влилась в компанию, не могу до сих пор — несмотря на то что протекция не дала мне никаких привилегий и работаю я со всеми наравне.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Быть протеже непросто. Следует заранее продумать свои отношения с коллективом. Скажем, Настя, почувствовав, что к ней относятся с предубеждением, могла бы обсудить это с коллегами. Или проявить женскую хитрость, подчеркивая компетентность« старичков», например задавая им больше вопросов. Немаловажно здесь и поведение коллектива. Даже если компетентность протеже оставляет желать лучшего, всегда стоит взглянуть на работника с другой стороны. Возможно, босса привлекла в нем креативность, что перекрывает любое отставание в технических вопросах.

Командный пункт
Всегда есть протеже, чувствующие себя под крылом босса комфортно и безопасно. Опоздал на пару часов — начальник закроет на это глаза либо поверит на слово« веской причине». Сделал ошибку в отчете — босс по‑доброму пожурит. Когда такой работник - рядовой коллега, это неприятно(если что-то пойдет не так, то, скорее всего, он крайним не останется). Ты не можешь на него положиться, не можешь высказать ему все, что о нем думаешь, не можешь« поговорить по душам». Но куда хуже, если некомпетентный протеже — не коллега, а твой руководитель. Рычагов давления на шефа у тебя никаких, зато у него их множество. Так и превращается офисная жизнь в сериал« Остаться в живых». Только тут и гадать-то особо, кто кого выживет, нечего.

НАТАЛЬЯ, дизайнер:


Когда я только пришла на работу в новую компанию в отдел рекламы, начались сложности с начальницей. Она давала множество заданий, но при этом не могла найти времени, чтобы посмотреть результат, а без согласования с ней я не могла отдать проект в работу. Вместо того чтобы заниматься своими обязанностями, она… разъезжала по магазинам, закупая новогодние подарки для клиентов — дело, мягко говоря, ассистента. Мои подозрения относительно некомпетентности начальницы скоро подтвердились. Коллега в одной из приватных бесед рассказала, что руководительницу взяли« по блату», так как она состояла в родственных отношениях с гендиректором. Причем сначала она пришла на должность обычного менеджера по рекламе, но потом путем кляуз добилась увольнения прежнего руководителя отдела и заняла его место. Старый состав отдела в знак протеста ушел, и протеже набрала новый штат. Жаловаться, что она ничего не делает и мало что понимает в рекламе, было некому: когда наш новый юрист Маша написала на нее докладную и отдала гендиректору, Машу уволили. А какие безумные и нелепые рекламные проекты начальница предлагала! В общем, работать с ней было невыносимо, и при первой возможности я сменила компанию на более интересную и профессиональную.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА На этапе собеседования не только работодатель смотрит, подходишь ты ему как специалист или нет, но и ты оцениваешь, устраивает ли тебя организация. Не стоит подписывать контракт, не встретившись и не побеседовав со своим непосредственным руководителем. Лучше понять заранее, что вы не сработаетесь, чем потратить время и нервы и расстаться через несколько месяцев. Если же некомпетентный руководитель назначается уже после твоего прихода, стоит оценить, возможно ли выстроить с ним рабочие отношения. Если прийти к консенсусу не удастся, можно поговорить с вышестоящим боссом, но обязательно подготовив заранее свои предложения, например попросить перевести тебя в другой отдел.
И лишь в крайнем случае(и если ты уверена в своих силах) ставь вопрос ребром: «Или я, или он». Но всегда стоит заранее продумать варианты« отступления», присмотрев себе место в другой компании. На переговорах ты будешь чувствовать себя более уверенно, что повысит шансы на их благоприятный исход.

Высшее(пред)назначение
Почему руководители приводят в штат« своих»? Причины могут быть разными. И не всегда это происходит от хорошей жизни. И прежде чем осудить шефа, подумай над тем, что…
1. Нередко боссы руководствуются тем, что чужой человек может не вписаться в его команду, и поэтому куда удобнее(и правильнее!) взять кандидата, с которым работал раньше. Так и за психологический климат в коллективе спокойнее, и нет никакого сомнения в квалификации специалиста.
2. Есть ряд позиций, на которые брать человека« с улицы» просто-напросто опасно. Одно дело — принять на работу офис-менеджера, и совсем другое — бухгалтера или юриста. Ни один опытный руководитель не доверит деньги фирмы или конфиденциальную информацию постороннему человеку, в котором не уверен на 100%. И правильно сделает!

3. Если в компании есть вакансия, а у твоего босса(или его знакомых) — компетентный специалист, почему бы его не трудоустроить? Ведь это сэкономит и время(которое могло быть потрачено на собеседования с кандидатами), и деньги(которые фирма могла бы заплатить кадровому агентству за подбор персонала).
ДМИТРИЙ, управляющий сети магазинов:
Я убежден, что в коллективной работе важен внутренний психологический климат. Поэтому я предпочитаю взять человека, которого знаю. Даже если его профессиональный уровень ниже, чем у другого кандидата. В моей практике был однажды случай, когда я искал бухгалтера. Одна вполне внушающая(на вид) доверие дама трясла передо мной различными дипломами, а потом выяснилось, что у нее за спиной несколько контор с загубленной бухгалтерией. Для меня это оказалось уроком: с того времени на позиции, связанные с деньгами, я посторонних не беру.

Если вы хотите сохранить свое рабочее место, следует неоднозначно дать понять, что на место “самодуры” вы не метите. Кстати, психологи уверены, что “самодура” обыкновенная довольно часто оказывается неплохим человеком, способным на сочувствие и понимание. От вас требуется хорошо выполнять свои обязанности, “не лезть вперед батьки в монастырь” и никогда не пытаться пойти тараном на босса. “Самодуры” обыкновенные, закаленные в боях советской эпохи, как правило, ничего не боятся, и договориться с ними можно только через человеческое отношение и отличную работу.

2. “Самодура” эффективная

Современный тип “самодуры” - это “самодура” эффективная. Как правило, совершенно ничего не знает, если копнуть поглубже все ее знания базируются на двух-трех фразах, которые она заучила как попугай. Берет наглостью, полной беспринципностью, отсутствием любых человеческих эмоций. Это именно “самодуры” эффективные могут подставить, подделать подписи, пообещать и не заплатить. Подобный тип очень любит высшее руководство, так как “самодуры” эффективные проходятся по людям катком, выжимая из них все соки и силы, а затем без жалости и сочувствия выбрасывают на улицу.

Психологи очень вам сочувствуют, если вашим боссом является “самодура” эффективная. Пока вы тащите на себе непосильный воз работы, она вас будет терпеть, поджав тонкие губы, но стоит вам споткнуться или на ваше место найдется более молодая, более ей знакомая, более покладистая кандидатура и с вами попрощаются без сожаления. В такой ситуации вариантов выстроить нормальные рабочие отношения практически нет, либо вы работаете как проклятая и вас выжимают до последнего, либо вас заменяют на “свежую кровь”. Правда “самодура” обыкновенная - это очень пугливая и трусливая личность и если у вас есть силы и желание, доказать свою правоту и несправедливое к себе отношение, можно попытаться это сделать, у еще более высокого руководства. Есть шанс, что “самодура” эффективная на время притаится и пока копит свой яд, у вас будет время найти себе другую работу.

3. “Самодура” по блату.

“Самодура” по блату - вымирающий вид, который встречается в наши дни все реже и реже. Дочки, любовницы, жены, сестры и мамы “чьих-то там очень влиятельных людей” в наши дни как босс практически не встречаются. В капиталистическое время надо работать и работать, а “самодуры” по блату работать не привыкли. Именно поэтому они и ведут себя как “самодуры” по блату, “играя” в “леди-босс”. Психологи советуют в подобной ситуации не паниковать, работу новую не искать, а просто спокойно переждать, пока “самодура” по блату сама отвалится, потому что подобные женщины долго на одном месте не засиживаются. Главное не вступать в полемику, профессионально исполнять свои обязанности и не принимать любые слова “самодуры” близко к сердцу.

4. “Самодура” профессиональная.

Читать еще

Она - настоящий профессионал, она истинный трудоголик, но характер у нее еще тот. “Самодура” профессиональная, как правило, требует от своих подчиненных точно такой же отдачи на работе, на которую способна сама. И ей все равно, что она “одинокая и без семьи”, а у вас семеро по лавкам, “самодура” профессиональная искренне не понимает, как что-то может быть важнее работы. Именно такие “самодуры” обыкновенные творят чудеса, выполняют все планы и развивают новые направления. Психологи советуют работать с таким боссом на все 100% , выкладываясь и стараясь по-полной. И тогда, быть может, она начнет вас уважать, признает как профессионала, и вы получите в ее лице мощную поддержку. “Самодуры” профессиональные всегда “играют честно”, пришла на работу - работай. Все остальное, по боку!

Что делать, если вам достался руководитель со сложным характером? Пора ли рассылать резюме, смотреть новые вакансии? Или ещё не всё потеряно, и поиск работы можно пока отложить?

Никому не нужны проблемы на работе. Мы проводим на своём рабочем месте восемь часов в сутки и даже больше. Есть даже шутка: восемь часов, проведённые на работе потеряны для личной жизни, причём каждый день. Поэтому любому из нас хотелось бы работать в слаженном коллективе с отзывчивыми и порядочными людьми.

С коллегами большинству людей удаётся найти общий язык. А вот отношения с руководителем у всех складываются по-разному. Ситуация ещё сложнее, если вам достался руководитель со сложным характером. Нужно ли спешить увольняться, или ещё не всё потеряно? Выбор ещё сложнее, если вас устраивает зарплата и коллектив, вам удобно добираться до работы. Одним словом – устраивает всё, кроме вашего руководителя. Как быть в этом случае? Постараемся разобраться.

К сожалению, изменить другого человека невозможно. Изменить характер начальника - это вообще «пустой номер». Придётся взять это за аксиому. Пытаясь изменить начальника, вы не только вызовете у него раздражение, но и сами от этого пострадаете. Но есть коммуникативные технологии, которые можно использовать в общении со сложными людьми. Да-да, и с начальником тоже! Для того, чтобы овладеть этими технологиями, нужно время. Но ваш труд не пропадёт напрасно.

1. Первый, важный шаг к сотрудничеству – руководитель должен знать, что вы его уважаете и понимаете. И всё то, что вы делаете в рабочее время – идёт на благо фирмы, а не наоборот. То есть, нужно вести себя так, чтобы ваше поведение не воспринималось как поведение лентяя, саботажника, пустослова. Одним словом, нужно создать образ позитивного человека.

2. Общаясь со сложными людьми, надо иметь много терпения. И как бы это ни странно звучало – быть более решительными. Только не перепутайте решительность с резкостью или – того хуже – с грубостью. Ваша позиция должна быть твёрдой и излучать спокойную уверенность. Именно такое поведение заставляет всех (и начальника тоже) общаться на равных и относиться уважительно. Но грань «подчинённый – начальник» существует всегда. Об этом надо помнить и не пытаться «надавить» на босса.

3. Следующий важный момент – умение аргументировано отстаивать свою позицию. Если вам кажется, что руководитель без всякого повода «срывает зло» на вас, постарайтесь на распаляться и не доказывать правоту в грубой форме. Возьмите паузу, дайте немного времени себе и боссу успокоиться. Иногда даже лучше зайти к начальнику чуть позже – за это время вы сможете продумать аргументацию. Свои доводы нужно излагать спокойным голосом. Не дайте себя «завести», даже если ваш босс – прирождённый манипулятор, а вы сильно раздражены, задеты несправедливостью. Старайтесь сохранить выдержку. Никому из вас не нужен нервный срыв, да и вашим отношениям это уж точно не поможет.

4. Старайтесь не выяснять важные и волнующие вас вопросы при посторонних. Во-первых, это получит нежелательное освещение в «сарафанном радио», во-вторых, в присутствии других людей вам будет легко «сбиться с мысли», и вас могут неверно понять. В-третьих, есть руководители со сложным характером, которые не откажут себе в удовольствии устроить вам прилюдную «выволочку», хотя наедине способны общаться более конструктивно. Поэтому не давайте ему/ей шанса.

5. Любой разговор со сложным руководителем желательно продумать заранее. Когда вы лучше ориентируетесь в теме, вам проще найти общий язык с руководителем, и больше шансов, что он лучше вас поймёт.

6. Ну, а если вас пригласили на «ковёр», что называется «по горячим следам», соберитесь с духом. Начальник - обычный человек (вероятно, он не умеет общаться как следует, у него плохое настроение, да ещё и тяжёлый характер). Возможно, вашему начальнику недавно «досталось» от его начальника. Постарайтесь почувствовать себя «над ситуацией». Если реакция руководителя просто «зашкаливает», лучше выслушать молча, сказать, что учтёте его замечания, и удалиться. В таком состоянии человек всё равно не способен разобраться в ситуации. Лучше ещё раз зайти позже, когда руководитель уже успокоится, и прояснить вашу позицию в более спокойной обстановке.

7. Сложный босс – это настоящая школа компромиссов для сотрудников. Если вы не собираетесь увольняться в ближайшее время, вам придётся научиться этому искусству.

8. Очень часто руководитель гневно распекает своих сотрудников, потому что ему кажется, что они плохо работают, не выкладываются до конца. Если при этом он не переходит на личности, то старайтесь не принимать это на свой счёт и не таите обиду, просто помните о сложном характере вашего босса.

9. Есть такие руководители, которые любят устроить «взбучку» в начале рабочей недели. Возможно, они считают, что тогда коллектив будет работать лучше. При этом вся остальная неделя проходит хорошо и спокойно, босс «держит себя в руках». Другие любят устраивать «жёсткие» планёрки каждое утро, выдают задание на день не иначе как с криком. Если вы заметили такую закономерность – выработать тактику будет проще. Посмотрите, как ведут себя другие сотрудники, подумайте, какие варианты поведения эффективнее. Гораздо сложнее, если поведение босса непредсказуемо, и «взрыва» можно ожидать в любой момент.

10. Если вы тяжело переносите стресс, этой проблеме можно помочь. Например, существуют специальные тренинги – на них вы научитесь справляться со стрессовой ситуацией. Могут быть полезны занятия йогой, различные дыхательные техники (их описания можно найти в специальной литературе).

11. Помните, что умные и гармоничные люди обычно умеют общаться с окружающими (включая подчинённых) на равных, не пытаясь никого унизить. Если ваш начальник постоянно пытается самоутверждаться за счёт других людей, это плохой признак. В первую очередь, для него самого. Скорее всего, в его психике «засело» много комплексов, а память полна неприятными воспоминаниями. Его жизнь трудно назвать счастливой. Поэтому можете посочувствовать вашему боссу. Снисходительно воспринимайте его как человека, которому требуется бережное отношение. Только ни в коем случае не пытайтесь озвучить эти мысли вслух, пусть это будет вашим «секретным знанием».

12. Даже если ваш руководитель тяжело формулирует мысли, а разговор, как вам кажется, не относится к теме, выслушайте его внимательно, не забегайте вперёд, не перебивайте.

13. Если обсуждается какой-то сложный вопрос, по которому у вас недостаточно информации, не спешите высказывать своё мнение и не делайте опрометчивых заявлений, иначе вы можете легко ошибиться, и вам это обязательно припомнят.

14. Очень часто в сложных ситуациях помогает хорошее чувство юмора. Недаром кто-то из великих мира сего сказал: «Хочешь сказать правду – обрати её в шутку!»

Какие бывают сложные руководители?

К самым распространённым типам руководителей относятся:

1. Руководитель-карьерист . Он может находиться на работе сутками. С неукротимым энтузиазмом и напором даёт задания. И не терпит фраз о том, что выполнить что-то нереально. Приготовьтесь в ответ на его заявления очень искренне обещать приложить все усилия для выполнения работы. Не теряйте самообладания, если начальник начинает громко кричать, как правило, такие боссы быстро успокаиваются.

2. Руководитель-самодур . Чаще всего на руководящие должности такие люди попадают случайно, либо по протекции сверху. Понимая, в глубине души, что во многих вопросах они некомпетентны, тщательно пытаются это скрыть. Будьте осторожны, не показывайте, что можете и знаете больше, чем ваш начальник, не пытайтесь «посадить его в лужу» в вашей профессиональной сфере. Иначе жизнь в офисе станет для вас невыносима.

3. Босс категории «супостат» старается держать всё под своим контролем. Он искренне полагает, что никому нельзя ничего доверить. С таким начальником надо согласовывать всё до мелочей. Свои личные ошибки он не признает никогда. Оказались в спорной ситуации с начальником – берите всю вину на себя, даже если это и противоречит здравому смыслу, и вообще не в ваших правилах.

4. Шеф типа «нытик» постоянно мечется из стороны в сторону, сомневается в том, что решение принято правильно. В последний момент может всё поменять, работу приходится переделывать заново. С таким боссом успеха можно достичь, если сможете поддерживать его уверенность в себе и у вас хватит терпения постоянно убеждать его в том, что решение правильное.

5. Босс-психопат. Один из самых неприятных типов. Нет, это не человек с клиническими отклонениями в мышлении, а тот, кто идёт вперёд, невзирая на препятствия и не чувствуя чужую боль. Он с лёгкостью разрывает ставшие ему ненужными связи, рабочие и дружеские отношения. Психопат ни к кому не привязан, его самооценка часто завышена, у него нет ни жалости, ни настоящих привязанностей. Сотрудники для него – лишь средство для достижения целей и отдушина, позволяющая «выпустить пар». Психопат не пытается управлять своими эмоциями, вместо этого он выплёскивает их на окружающих.

Психопаты очень дорожат и своей должностью, и своим имиджем. Ведь, по сути, у них кроме этого ничего в жизни нет. Нормальный здоровый человек без комплекса мазохизма долго уживаться с такой личностью не может. Единственное, что можно сделать - постарайтесь решать с ним все вопросы только в деловом русле. Такие личности понимают только функциональный язык. Если босс-психопат «сорвал зло» на вас, постарайтесь не принимать это близко к сердцу: его поведение не имеет ничего общего с объективной оценкой ваших качеств.

6. Руководитель-нарцисс. Самовлюблённый тип с завышенной самооценкой. Самая любимая «причуда» нарциссов – постоянно доказывать подчинённым, насколько он «не дотягивают» до уровня своего божественного начальника. Будьте готовы к тому, что, в случае неудачи, руководитель свалит все просчёты на вас, чтобы самому «остаться в белом».

7. Руководитель-манипулятор . Среди руководителей манипуляторы встречаются довольно часто. Такой начальник быстро выясняет «слабые места» своих подчинённых и с удовольствием «дёргает за ниточки». Стравливать подчинённых, играть на их слабостях – любимые занятия манипулятора. Как правило, цель его действий – добиться чего-то важного или полезного для себя самого. Если вам достался именно такой босс, никогда не забывайте об этой его особенности, даже если вам кажется, что он общается доброжелательно и «без камня за пазухой». Не поддавайтесь на провокации, не позволяйте стравливать вас с коллегами.

8. Самый сложный тип – смешанный . Например, руководитель сочетает качества начальника-самодура и начальника-психопата. Могут быть и другие «гремучие» комбинации...

Итак, подведём итог:

Во-первых, есть коммуникативные технологии, которые позволят вам ужиться (хотя бы некоторое время) в одном офисе со сложным руководителем.

Во-вторых, если вы сможете определить, к какому типу относится ваш босс, разработать верную тактику вам буде проще.

В-третьих, у вас всегда есть выход. Если дальше терпеть невозможно, и все другие плюсы компании меркнут при воспоминании о характере вашего руководителя, то у вас всегда есть выход – увольнение.

Не воспринимайте это как трагедию. Будьте уверены, работы на ваш век хватит. По крайней мере, вы сохраните свои нервы. Кроме того, в этом есть и положительный аспект. Как говорится, даже негативный опыт – всё равно опыт. После общения со сложным руководителем, вполне возможно, вам будет проще общаться с самыми разными людьми.

09 Янв, 2003

“Мудрый шеф – подарок судьбы”, – убеждены трудоголики- японцы. “Хороший босс – любимая работа”, – вторят им педантичные немцы. Да и у нас, где “работа не волк…” давно уже поняли, что от начальника зависит многое… Однако, как свидетельствует статистика, лишь 10% подчиненных, сотрудников крупных компаний, действительно довольны своим руководством. Остальным же приходится привыкать, “обтесываться”, угождать “любимому” шефу, или… писать заявление об уходе. И пока, в основном, начальников у нас еще “не выбирают”, на помощь неудовлетворенным “низам” приходят вездесущие психологи. Вдоль и поперек исследовав “верхи” на предмет уживаемости с коллективом, они выделили несколько разновидностей боссов, дабы основной состав АО, ООО или ЧП смог безошибочно определить, что за фрукт на самом деле их начальник и как с ним бороться… то есть мирно сосуществовать. Итак...

ТИП I – ДЕСПОТ. Авторитарный, жесткий, преувеличенно строгий. Требует тотального подчинения и “железной” дисциплины. Перед тем, как войти в его кабинет, подчиненные либо крестятся, либо выпивают залпом “пузырь” валерьянки. Где-то под окнами постоянно дежурит “неотложка”. “Деспот”, как правило, не стесняется в выражениях, а если его выведут из себя, что случается раз 30 на день, или орет, как иерихонская труба, или грязно “матерится”, тем самым вгоняя в ступор весь состав фирмы с 1-го по N-ый этаж. Такой босс с удовольствием комментирует проштрафившихся подчиненных на большом собрании, язвит и отпускает злобные замечания. Заслужить похвалу у “Деспота” – все равно, что получить премию из рук самого Альфреда Нобеля. Тем не менее, этот тип начальника занимает свое кресло дольше всех предшественников – бороться с его “милыми шалостями” не решаются даже чиновники высшего ранга…

КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Этот тип шефа категорически не подходит “рафинированным” интеллигентам, для которых повышение голоса начальника на полтона равносильно смертному приговору. Для прочих существуют две возможности сотрудничества с “Деспотом” – либо научиться выполнять свои функции исправно, не вызывая претензий с его стороны, либо научиться абстрагироваться: получая от шефа очередной “допинг”, входить в нирвану, мысленно повторяя: “Ом-м-м…”, или, сосредоточенно рассматривая шнурки собственных ботинок и думая о своем, периодически кивать, дескать, да-да, я понимаю… Через 4-5 минут босс выпустит пар и, возможно, даже не объявит вам выговор.

ТИП II – ПАТРИАРХ. Он твердо уверен в том, что лучше других знает, что именно хорошо для фирмы, От подчиненных ожидает одобрения и принятия всех своих идей. Создает иллюзию демократического управления, выслушивая мнения сотрудников, тем не менее, почти всегда поступает по-своему. Любит поговорить и может часами “грузить” зашедшего в его кабинет клерка, которому и надо было-то всего лишь “подмахнуть” бумаги. “Патриарх” обычно не дает повода подчиненным обсуждать свою личную жизнь: упорно работает над имиджем руководителя “без изъянов”, не курит, не злоупотребляет спиртным, ни в чем порочащем обычно замечен не бывает. Несмотря на некоторое занудство, такой босс обычно пользуется уважением в коллективе, его ценят за компетентность и заботу о своих подчиненных. Как правило, он знает о проблемах своих сотрудников и принимает участие в их решении.

КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Это наиболее “удобный” во многих отношениях шеф, с которым легко пойти на контакт. “Патриарх” любит, когда к нему приходят за советом, апеллируют к его опыту работы и профессионализму. 2-3 многочасовых “прослушивания” монологов босса (только не вздумайте зевать или смотреть на часы!) с заинтересованным выражением лица – и вы уже в его близком окружении. Вы можете смело высказывать свои мысли и излагать гениальные идеи, только не слишком надейтесь, что они воплотятся в жизнь. У “Патриарха” на одно ваше предложение уже готово 10 встречных. А потому, лучше всего смириться с ролью послушного ученика, всегда готового обсудить с шефом все – от глобальных проблем современности до поломанного автомобиля.

ТИП III – БОРЕЦ-ОДИНОЧКА. Встретиться лично с этим типом руководителя в состоянии лишь “агенты спецслужб”и вышестоящие боссы. Лозунг “ No pasaran!” – кредо “Борца-одиночки”. Его кабинет – его крепость, и проникнуть туда возможно, преодолев злобную, “натасканную” секретаршу. Личный мобильник такого шефа определяет все входящие звонки, а через офисный телефон дозвониться столь же проблематично, как и назначить “очную ставку”. Босс ненавидит, когда его беспокоят по мелочам и нарушают “жизненное пространство” его кабинета. Указания и распоряжения шеф издает в виде письменных приказов, вызывая к себе “на ковер” и устраивая коллективные совещания только в экстренных случаях.

КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Проще всего функционировать в обычном режиме и не “дергаться” по поводу того, что начальник временно недоступен. Если же вам действительно что-то необходимо от своего босса, знайте – эффективнее всего “работают” объяснительные или просьбы, переданные через секретаршу и оформленные на бумаге. “Борец-одиночка” не пропускает ни одного письменного обращения и, скорее всего, ответит на ваши эпистолярные изыски, причем гораздо быстрее, чем вы добьетесь у него аудиенции.

ТИП IV – ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ. Маргарет Тэтчер местного разлива плюс Мадлен Олбрайт – два в одном. Такая начальница стоит 10 шефов-мужчин. “Железная леди” холодна, самоуверенна и напориста. В совершенстве владеет искусством интриг и козней. Вызывая к себе в кабинет “по одному”, старается вытянуть максимум информации обо всех своих подчиненных. Умело давит на психику, выстраивая целую “агентурную сеть”, поощряя тем самым некрасивое “стукачество”. Дискуссии “босс в юбке” не приемлет как неэффективное, отнимающее время занятие. На совещаниях может оборвать оратора на полуслове, авторитарно взяв “всю сложность принятия решения” на себя. От сотрудников ждет четкого исполнения служебных обязанностей и абсолютного подчинения. С неоправдавшими ее надежд расстается без суда и следствия.

КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? К такой начальнице есть лишь один верный подход – ваш профессионализм и умение настоять на своем. Если вы твердо уверены в том, что вы тоже не “лыком шиты”. Всегда разговаривайте с ней смело и открыто возражайте, если она не права. Но если подчиненный испытывает “вселенский ужас” перед своей начальницей, бледнеет, краснеет и заикается – такого сотрудника “Железная леди” постарается “добить” при первом же удобном случае, вынеся ему строгий выговор или попросив “по собственному желанию”.

ТИП V – СТАРШАЯ СЕСТРА. “Женский стиль руководства” – это про нее. Такая начальница обожает дискуссии и коллективную работу, собирает вокруг себя “могучую кучку” единомышленников. Ожидает от подчиненных абсолютной отдачи в работе. Из деловых совещаний старается извлечь максимум полезных идей и мыслей и генерирует их, опираясь на свое чутье. Она обычно остра на язык и запросто может “облажать” плохого работника Сама же иногда тоже попадает впросак, руководствуясь женской логикой. Зато “Старшая сестра” незлопамятна и отходчива. В коллективе пользуется уважением как среди мужчин, так и среди женщин, легко обсуждая с первыми спортивные неудачи любимой футбольной команды и новинки косметики с последними. Однако, несмотря на лояльность, серьезных проступков не прощает.

КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Обычно с такой начальницей больших проблем не возникает. Она сама умело сглаживает острые углы и не является источником конфликта. Но как только вы дадите ей повод усомниться в вашем профессионализме, за вашей работой будет установлен тотальный контроль. Лучший подход к “Старшей сестре” – не лезть из кожи вон, мозоля глаза,а выполнять свои функции ответственно и вовремя.

ТИП VI – ДИЛЕТАНТ. Если бы такой руководитель намеревался занять свое кресло на основании общего конкурса, то оказался бы на первом месте в списке “пролетевших”. Но “Дилетант” стал начальником лишь благодаря хорошим связям и “высокой” протекции. А потому, слабые стороны босса и его некомпетентные решения сразу же становятся достоянием общественности. Заполучив бразды правления, “Дилетант” старается всеми силами скрыть кто есть и окружает себя “аурой строгости” и деловитости. Однако, параллельно с шефом быстро начинают действовать теневые руководители, вокруг которых сколачивается круг “революционеров”, готовых свергнуть “Дилетанта”. Однако, и этот босс не “лыком шит” и не упускает возможности возвыситься в глазах подчиненных за счет более компетентных сотрудников. К тому же, силой своей власти, “Дилетант” по-тихому убирает бунтарей и постоянно производит кадровые перестановки.

КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Сотрудничество с “Дилетантом” – работа не для слабонервных. Сегодня он расточает вам комплименты,а завтра выставит вон, если сочтет, что на вашем фоне сам выглядит полным идиотом. Этот босс непредсказуем, тем и опасен. Зато, если вы сумеете доказать коллективу, что справитесь с обязанностями шефа гораздо лучше, чем он, есть шанс совершить карьерный скачок и “свергнуть” некомпетентного босса, способного развалить даже самое прибыльное и четко функционирующее предприятие.

P.S. Кроме основных вышеперечисленных типов начальников, существует еще один редкий подвид, занесенный в Красную книгу – идеальный шеф, доселе не встречавшийся ни одному из ныне живущих подчиненных.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта