Сочинение
У меня часто в жизни случаются такие минуты, когда хочется забыться, уйти от решения многих проблем и оказаться в ином, спокойном мире — мире поэзии. И, открыв небольшой томик стихов любимого поэта, я медленно начинаю погружаться в мир тайны и красоты, чувствовать себя соучастником чей-то неизвестной жизни. Поэт становится моим духовным наставником, мысли которого мне очень дороги.
Для меня этим наставником является Сергей Александрович Есенин. Этот необыкновенный человек, судя по его произведениям, был очень искренним и открытым:
Вот такой, какой есть,
Никому ни в чем не уважу.
Золотую плету я песнь,
А лицо иногда в саже.
Все свое детство и юность провел поэт в деревне, среди простых людей. Потому, наверное, и полюбилась ему тема родины, Руси, родного края. Говорит ли Есенин о любви, о грусти или предается воспоминаниям, его образы всегда отображают все русское. Есенин — частица Руси, он принадлежит ей:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» —
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Есенин — народный поэт, патриот, болеющий душой за свою родину, смело заявляющий:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Уже в самых первых стихах поэта выразилась его любовь к родному краю, природе. В качестве примера можно назвать одно из первых его творений, которым обычно открываются сборники избранных стихов Есенина, — «Вот уже вечер. Роса…» На примелькавшиеся в обычной жизни: поля, луга, березы, летние и осенние вечера с туманами и прохладными росами — стихотворещ смотрит особенным взглядом и видит поэзию, красоту тех мест, мимо которых равнодушно проходят другие. Просто, без метафор и броской образности разворачивается описание:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве,
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
В своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает он о тяготах народных, в которых жил сам. Тяжелый крестьянский труд, неурожаи, постоянная бедность доставляли немало тягот русскому человеку:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.
В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» с первой же строчки автор поражает читателя силой страсти к родине. Создается впечатление, что он вбежал на пригорок и у него дух захватило от величественности светлого простора, и тогда невольно вырывается из сердца крик:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Герой, обозревая просторы, приходит в еще большее восхищение:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля,
А у низеньких околиц
Звоннно чахнут тополя.
Жизнь без любви была для поэта равна гибели, пустоте душевной. Любовь питала его, являлась движущей силой его таланта. Есенин умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в газа друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Но особую и сильную любовь Есенин испытывал все же к родине. Потому Горький так писал о поэте в 1922 году: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком». С этим, на мой взгляд, нельзя не согласиться.
Эссе. О Сергее Есенине.
«Белая берёза под моим окном» - это я знаю с раннего детства. А ещё: «Черёмуха душистая весною расцвела». Сначала были эти замечательные строчки, их читала моя мама перед сном. Я закрывал глаза и представлял и берёзу, и черёмуху, и малых пташек, и мохнатый лес… . Я знал наизусть эти стихи, в этом, конечно, заслуга моей мамы. А потом рисовал всё, что мог представить, и мне казалось, что выходит также красиво, как звучит. Каждая строчка была песней: радостной по-весеннему, торжественной по-зимнему и нежной по-летнему, а порой трагичной. Особенно мне было очень грустно после стихотворения «Корова». Я до сих пор помню это чувство. Много позже я узнал имя этого замечательного поэта. Фамилия его была такая же красивая, ласковая и узнаваемая, как и его стихи. Есенин. И теперь, когда я слышу стихотворения Сергея Александровича Есенина, я вспоминаю себя маленьким. Для меня детство и эти строчки неотделимы, т.е для меня детство и Есенин неотделимы. Когда-то известный французский писатель и лётчик сказал: «Я родом из детства». Так вот я тоже хочу сказать так, но добавить: «А ещё из Есенина». Позже, в школе, я познакомился с другими произведениями поэта. И сейчас могу с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся подобно Есенину, он действительно является по словам автора данной статьи В.Винокурова «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающий боль своего народа. Я хочу согласиться с автором, что Есенин очень сложный поэт, и нет человека, который до конца понял бы его, нет пока и критика, который смог бы объяснить все богатства содержания есенинской поэзии. Только со временем начинаешь понимать, что его простота и доступность скрывают от глаз те огромные глубины, которые содержатся в душе каждого из нас, о которых мы, может быть, не догадывались. Самое главное, что я хорошо понял – он писал только правду, ничего кроме правды, и потому написанное им с каждым годом становится всё ближе, становится твоим, сокровенным. И ещё хочу добавить, читая стихи Есенина, ощущаешь богатство красок, запахов, звуков, которыми наполнена земля. Поэт помогает увидеть красоту природы, мимо которой мы часто проходим, не замечая её. И за это за всё я благодарен Сергею Есенину.
Каждый из поэтов приходит к нам по-своему: кто-то запоминается замечательной мелодичностью стихотворных строк, кто-то входит в душу нежностью чувств, кто-то вкарбовується громким лозунгом, устойчивыми принципами, кто - выразительными образами и неповторимостью новаторского лицо.
Есенин пришел ко мне с очаровательными чистыми красками. Языков новеньким кистью провели линию чрезвычайно ясного цвета - и все вокруг обновилося, засияло, запомнилось навсегда.
Выткался на озере алый цвет зари...
Заметался пожар голубой -
Вечером синим, вечером лунным.
Такой бесконечный цепь зимних, осенних, вечерних, утренних цветов я встречаю только в стихах Есенина.
Даже белый цвет у него необычный:
Все пройдет, как с белых яблонь дым...
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. <...>
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Вообще вся природа: деревья, кусты, небо, даже времени года - просто (нет, пожалуй, не просто, а волшебно!) оживает под его пером, освещая по-новому столько раз виденное и вдруг - совершенно новое, необычное, а главное, живое, чувствительное, обращаясь к нам:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком...
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, согнувшись, под метелью белой?
Утонул в сугробе, приморозив ногу...
Это каждый раз как открытие, как поэтический вспышка, что вызывает такой зрительный, слуховой образ, поднимает целую гамму чувств. Кажется, ты тоже хоть немного становишься причастен к таинственного, чарующего царства Поэзии...
Но для меня Есенин - не только мелодия и краски. Вот прочитайте и прислушайтесь:
Ты жива еще, моя старушка?
Жил и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Я сугубо городская жительница, так сказать, урбаністка. Домики мне знакомы лишь из книг и каких-то детских выдумок-представлений. Но услышу эти строки - словно рядом в сумерках и чужой и родной одновременно бабушка «в старомодном ветхом шушуне», и где-то рядом пушкинская Арина Родионовна и бабушка Алеши Пешкова, моя родная бабушка Оля, сколько их - знакомых и незнакомых, добрых и надежных женщин, что защитят и обогреют, и никогда не предадут, и дождутся с любого похода. Как всегда ждала и принимала своего непутевого, талантливого и всемирно известного сына мать Сергея Есенина.
А вот это прекрасно известно:
«Дай, Джим, на счастье лапу мне!»
Это Есенин, как с человеком, разговаривает с собакой актера Качалова. В жизни бывают такие минуты, когда кажется, что никто тебя не понимает, кроме родного зверушки, которая доверчиво слухас тебя. А бывает, сама ждет ласку и сочувствие, как в строках, которых не могу спокойно читать и не читаю вслух:
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков...
Это, может, потому, что я тоже люблю собак и своих Джинку, Микки и Тобіка тоже воспринимаю как людей.
А сейчас я открыла для себя Есенина поисков и сомнений, и он стал мне ближе и дороже от этого боли:
Я в сплошном дыму,
В развороченном бурей битое
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда песет нас рок событий...
И еще есть прелесть поэмы «Анна Снегина» с таким откровенным и милым:
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но значит - любили и нас...
Я не буду говорить, что Есенин - самый главный для меня поэт, но мне хорошо с томиком его стихов. Как-то светло и нежно на душе...
Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:
Я человек не новый, что скрывать.
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать,
скольжу и падаю другою.
Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство ничем не расторжимой связи со своим народом.
Уже в раннем периоде творчества становится очевидной самая сильная сторона поэтического дарования Есенина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и переливают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...
Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.
Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Есенин чувствует себя настолько привязанным к прошлому деревни, что необходимость расстаться с ним воспринимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».
Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состоянии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.
Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:
Улеглась моя былая рана,
Пьяный бред не гложет сердце мне...
Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил драматические следы в его творчестве. Но прошлое не поглотило поэта, живая современность оказалась намного сильнее.
В творческом развитии Есенина известную роль сыграла его заграничная поездка.
Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».
Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин совершает поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, создавали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).
Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отразились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворениях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизирует чувство любви
Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст значительным для лирического поэта, переломным, предъявляющим высокие требования к человеку.
В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».
Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случилось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, нежное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду долиной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина дорогая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.
Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.
Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слишком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла последствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.
Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к человеку, заставляет особенно полюбить ее.
У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.
Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, нежное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»
«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.
Эти краски-символы характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздействия лирики Есенина.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.