Главная » Маринование грибов » Мое отношение к поэзии есенина. Сочинение на тему: "Творчество Есенина"

Мое отношение к поэзии есенина. Сочинение на тему: "Творчество Есенина"

Сочинение

У меня часто в жизни случаются такие минуты, когда хочется забыться, уйти от решения многих проблем и оказаться в ином, спокойном мире — мире поэзии. И, открыв небольшой томик стихов любимого поэта, я медленно начинаю погружаться в мир тайны и красоты, чувствовать себя соучастником чей-то неизвестной жизни. Поэт становится моим духовным наставником, мысли которого мне очень дороги.

Для меня этим наставником является Сергей Александрович Есенин. Этот необыкновенный человек, судя по его произведениям, был очень искренним и открытым:

Вот такой, какой есть,

Никому ни в чем не уважу.

Золотую плету я песнь,

А лицо иногда в саже.

Все свое детство и юность провел поэт в деревне, среди простых людей. Потому, наверное, и полюбилась ему тема родины, Руси, родного края. Говорит ли Есенин о любви, о грусти или предается воспоминаниям, его образы всегда отображают все русское. Есенин — частица Руси, он принадлежит ей:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» —

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Есенин — народный поэт, патриот, болеющий душой за свою родину, смело заявляющий:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Уже в самых первых стихах поэта выразилась его любовь к родному краю, природе. В качестве примера можно назвать одно из первых его творений, которым обычно открываются сборники избранных стихов Есенина, — «Вот уже вечер. Роса…» На примелькавшиеся в обычной жизни: поля, луга, березы, летние и осенние вечера с туманами и прохладными росами — стихотворещ смотрит особенным взглядом и видит поэзию, красоту тех мест, мимо которых равнодушно проходят другие. Просто, без метафор и броской образности разворачивается описание:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве,

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

В своей поэзии Есенин воспевает красоту Руси, ее величие. Но не забывает он о тяготах народных, в которых жил сам. Тяжелый крестьянский труд, неурожаи, постоянная бедность доставляли немало тягот русскому человеку:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» с первой же строчки автор поражает читателя силой страсти к родине. Создается впечатление, что он вбежал на пригорок и у него дух захватило от величественности светлого простора, и тогда невольно вырывается из сердца крик:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Герой, обозревая просторы, приходит в еще большее восхищение:

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звоннно чахнут тополя.

Жизнь без любви была для поэта равна гибели, пустоте душевной. Любовь питала его, являлась движущей силой его таланта. Есенин умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в газа друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Но особую и сильную любовь Есенин испытывал все же к родине. Потому Горький так писал о поэте в 1922 году: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком». С этим, на мой взгляд, нельзя не согласиться.

Эссе. О Сергее Есенине.

«Белая берёза под моим окном» - это я знаю с раннего детства. А ещё: «Черёмуха душистая весною расцвела». Сначала были эти замечательные строчки, их читала моя мама перед сном. Я закрывал глаза и представлял и берёзу, и черёмуху, и малых пташек, и мохнатый лес… . Я знал наизусть эти стихи, в этом, конечно, заслуга моей мамы. А потом рисовал всё, что мог представить, и мне казалось, что выходит также красиво, как звучит. Каждая строчка была песней: радостной по-весеннему, торжественной по-зимнему и нежной по-летнему, а порой трагичной. Особенно мне было очень грустно после стихотворения «Корова». Я до сих пор помню это чувство. Много позже я узнал имя этого замечательного поэта. Фамилия его была такая же красивая, ласковая и узнаваемая, как и его стихи. Есенин. И теперь, когда я слышу стихотворения Сергея Александровича Есенина, я вспоминаю себя маленьким. Для меня детство и эти строчки неотделимы, т.е для меня детство и Есенин неотделимы. Когда-то известный французский писатель и лётчик сказал: «Я родом из детства». Так вот я тоже хочу сказать так, но добавить: «А ещё из Есенина». Позже, в школе, я познакомился с другими произведениями поэта. И сейчас могу с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся подобно Есенину, он действительно является по словам автора данной статьи В.Винокурова «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающий боль своего народа. Я хочу согласиться с автором, что Есенин очень сложный поэт, и нет человека, который до конца понял бы его, нет пока и критика, который смог бы объяснить все богатства содержания есенинской поэзии. Только со временем начинаешь понимать, что его простота и доступность скрывают от глаз те огромные глубины, которые содержатся в душе каждого из нас, о которых мы, может быть, не догадывались. Самое главное, что я хорошо понял – он писал только правду, ничего кроме правды, и потому написанное им с каждым годом становится всё ближе, становится твоим, сокровенным. И ещё хочу добавить, читая стихи Есенина, ощущаешь богатство красок, запахов, звуков, которыми наполнена земля. Поэт помогает увидеть красоту природы, мимо которой мы часто проходим, не замечая её. И за это за всё я благодарен Сергею Есенину.

Каждый из поэтов приходит к нам по-своему: кто-то запоминается замечательной мелодичностью стихотворных строк, кто-то входит в душу нежностью чувств, кто-то вкарбовується громким лозунгом, устойчивыми принципами, кто - выразительными образами и неповторимостью новаторского лицо.

Есенин пришел ко мне с очаровательными чистыми красками. Языков новеньким кистью провели линию чрезвычайно ясного цвета - и все вокруг обновилося, засияло, запомнилось навсегда.

Выткался на озере алый цвет зари...

Заметался пожар голубой -

Вечером синим, вечером лунным.

Такой бесконечный цепь зимних, осенних, вечерних, утренних цветов я встречаю только в стихах Есенина.

Даже белый цвет у него необычный:

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. <...>

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Вообще вся природа: деревья, кусты, небо, даже времени года - просто (нет, пожалуй, не просто, а волшебно!) оживает под его пером, освещая по-новому столько раз виденное и вдруг - совершенно новое, необычное, а главное, живое, чувствительное, обращаясь к нам:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком...

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, согнувшись, под метелью белой?

Утонул в сугробе, приморозив ногу...

Это каждый раз как открытие, как поэтический вспышка, что вызывает такой зрительный, слуховой образ, поднимает целую гамму чувств. Кажется, ты тоже хоть немного становишься причастен к таинственного, чарующего царства Поэзии...

Но для меня Есенин - не только мелодия и краски. Вот прочитайте и прислушайтесь:

Ты жива еще, моя старушка?

Жил и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Я сугубо городская жительница, так сказать, урбаністка. Домики мне знакомы лишь из книг и каких-то детских выдумок-представлений. Но услышу эти строки - словно рядом в сумерках и чужой и родной одновременно бабушка «в старомодном ветхом шушуне», и где-то рядом пушкинская Арина Родионовна и бабушка Алеши Пешкова, моя родная бабушка Оля, сколько их - знакомых и незнакомых, добрых и надежных женщин, что защитят и обогреют, и никогда не предадут, и дождутся с любого похода. Как всегда ждала и принимала своего непутевого, талантливого и всемирно известного сына мать Сергея Есенина.

А вот это прекрасно известно:

«Дай, Джим, на счастье лапу мне!»

Это Есенин, как с человеком, разговаривает с собакой актера Качалова. В жизни бывают такие минуты, когда кажется, что никто тебя не понимает, кроме родного зверушки, которая доверчиво слухас тебя. А бывает, сама ждет ласку и сочувствие, как в строках, которых не могу спокойно читать и не читаю вслух:

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков...

Это, может, потому, что я тоже люблю собак и своих Джинку, Микки и Тобіка тоже воспринимаю как людей.

А сейчас я открыла для себя Есенина поисков и сомнений, и он стал мне ближе и дороже от этого боли:

Я в сплошном дыму,

В развороченном бурей битое

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда песет нас рок событий...

И еще есть прелесть поэмы «Анна Снегина» с таким откровенным и милым:

Далекие милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но значит - любили и нас...

Я не буду говорить, что Есенин - самый главный для меня поэт, но мне хорошо с томиком его стихов. Как-то светло и нежно на душе...

Анализ лирики С.А. Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

скольжу и падаю другою.

Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство ничем не растор­жимой связи со своим народом.

Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин чувствует себя настолько привязанным к про­шлому деревни, что необходимость расстаться с ним вос­принимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».

Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состо­янии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.

Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:

Улеглась моя былая рана,

Пьяный бред не гложет сердце мне...

Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил дра­матические следы в его творчестве. Но прошлое не погло­тило поэта, живая современность оказалась намного силь­нее.

В творческом развитии Есенина известную роль сыг­рала его заграничная поездка.

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Евро­па - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин соверша­ет поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, созда­вали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).

Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отра­зились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворе­ниях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизи­рует чувство любви

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст зна­чительным для лирического поэта, переломным, предъяв­ляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».

Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случи­лось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, неж­ное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду доли­ной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критичес­ки оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина доро­гая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.

Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слиш­ком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла пос­ледствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народ­ная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской приро­де, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода про­житой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к чело­веку, заставляет особенно полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встреча­ются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, неж­ное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голу­бое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозна­чает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы характерны для поэта-романти­ка, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздейст­вия лирики Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчест­ве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.

Небывалая искренность тона, редкий дар непосредст­венного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать кра­соту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта