МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красноярский государственный технический университет
Красноярск 2004
УДК 546/(076.1)
Химия: Рабочая тетрадь по лабораторным работам для студентов всех специальностей / Сост. Н. Я. Гладкова, Е. В. Грачева, Л. В. Фоменко. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002 49 с.
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета университета
© КГТУ, 2002
ОПЫТ 1. Приготовление серной кислоты заданной концентрации.
Расчет количества серной кислоты, необходимой для приготовления 100 мл 0,1н. раствора H 2 SO 4 из 9% раствора H 2 SO 4 с плотностью =1,059 г/см 3 .
В 1л. однонормального (1н.) раствора содержится один эквивалент вещества.
m э (H 2 SO 4) = = –––––––– = г/моль.
Для приготовления 100 мл раствора потребуется соответственно 0,01 эквивалент H 2 SO 4 , что составит _________г.
Расчет массы 9%-ного раствора H 2 SO 4 , содержащейся в _______г. безводной H 2 SO 4 .
В 100 г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится _________ г H 2 SO 4 ,
в Х г. 9% раствора H 2 SO 4 содержится ___________ г H 2 SO 4 .
Х = –––––––––––––– = г. H 2 SO 4 . (Масса 9%-ной серной кислоты).
Расчет объема H 2 SO 4 ,который необходимо отмерить пипеткой для проведения опыта:
V = = ––––––– = мл.
ОПЫТ 2. Проверка концентрации приготовленной кислоты.
Проверку соответствия концентрации приготовленного раствора значе–нию 0,1н проводят методом титрованя, в основе которого лежит закон экви–валентов:
––––––– = ––––––– = –––––––––––– .
Концентрация приготовленной кислоты определяется по реакции нейтрализации.
H 2 SO 4 + 2NaOH = 2H 2 O + Na 2 SO 4 .
Точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора метило–вого-оранжевого. В кислой среде он имеет ____________________окраши–вание, а в щелочной _______________________.
Таблица результатов титрования
Таблица 1.1
Объем кислоты, | Объем щелочи, мл | Среднее значение объема щелочи, мл |
|
Расчет концентрации приготовленного раствора серной кислоты по формуле:
С к V к = С щ V щ, отсюда С к = ––––––––––––– = ––––––––––––– = н.
Расчет титра приготовленного раствора по формуле:
Т = ––––––––––––––––––– = –––––––––––––––––––– = г/мл.
Расчет относительной ошибки опыта в %:
= –––––––––––––– 100 = %.
Подпись преподавателя _______________________________
ОПЫТ № 1. Определение временной жесткости воды.
Уравнение для определения жесткости воды титрованием раствором
HСl: ___________________________________________________________ .
Таблица результатов опытов
Таблица 2.1
Номер опыта | Объем воды, | Объем израсхо–дованной кисло–ты, мл | Среднее значение объема кислоты, мл |
Цвет индикатора метилового-оранжевого до титрования ____________________, после титрования __________________.
Расчет величины временной жесткости по формуле:
Ж вр. = ––––––––––––––––––– = ––––––––––––––––– = мэкв/л. (1)
ОПЫТ 2. Определение общей жесткости воды комплексонометрическим методом.
Таблица результатов опытов
Таблица 2.2
Объем кислоты, | Объем трилона Б мл, | Среднее значение объе–ма трилона Б, мл. |
|
Цвет индикатора трилона Б до титрования _________________________,
после титрования ________________________.
Расчет величины общей жесткости воды по формуле:
Ж общ. = –––––––––––––––––––– = ––––––––––––––– = мэкв/л. (2)
ОПЫТ 3. Устранение временной жесткости и определение постоянной.
Реакция устранения временной жесткости воды кипячением:
Расчет величины постоянной жесткости титрованием трилоном Б по формуле I:
Ж пост. = –––––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л (3)
Расчет величины временной жесткости воды по формуле:
Ж вр.. = Ж общ. (2) – Ж пост. (3) = = мэкв/л (4)
Сравнение результаты Ж вр. , рассчитанной по формулам (1) и (4):
ОПЫТ 4. Умягчение воды катионированием.
Реакции протекающие на катионите в ионообменных колонках при пропускании через них воды:
Расчет жесткости воды титрованием трилоном Б после пропускания через колонку с катионитом:
Ж = –––––––––––––– = ––––––––––––––––––– = мэкв/л.
Вывод: после пропускания воды через колонку с катионитом жесткость воды ____________________________________.
Дата выполнения работы ______________________________
Подпись преподавателя ________________________________
ОПЫТ 1. Электропроводность растворов.
Рис. 3.1. Прибор для сравнения электропроводности растворов
К сильным электролитам относятся растворы веществ:
__________________________________________________________________
Уравнения диссоциации сильных электролитов:
К слабым электролитам относятся растворы веществ: _____________
Уравнения их диссоциации и выражения констант диссоциации:
К д (CH 3 COOH) = –––––––––––––––––––––––––– = 1,86 10 –5 ,
К д (H 2 O) = –––––––––––––––––––––––––––––––– = 1,8 10 –16 ,
К д (NH 4 OH) = ––––––––––––––––––––––––––––– = 1,79 10 –5 .
Вывод: чем меньше К д, тем _________________ электролит распадается на ионы.
Гидроксид аммония и уксусная кислота при сливании образуют _________________ электролит.
Уравнение реакции: CH 3 COOH + NH 4 OH
ОПЫТ 2. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации.
Уравнение диссоциации уксусной кислоты:
СН 3 СООН =
Вывод: с разбавлением раствора уксусной кислоты электропроводность _______________________.Равновесие диссоциации смещается ________________________________________________________________ .
ОПЫТ 3. Влияние одноименного иона на степень диссоциации слабого электролита.
I. а) CH 3 COOH + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________ ,
б) CH 3 COOH + CH 3 COONa + метиловый-оранжевый. Цвет ____________________________________.
II а) NH 4 ОН + фенолфталеин. Цвет _______________________________ ,
б) NH 4 ОН + NH 4 Cl + фенолфталеин. Цвет _______________________.
Вывод: при добавлении одноименных ионов равновесие смещается ___________________________________________________________________________________________________________________________________ .
ОПЫТ 4. Реакции, идущие с образованием слабого электролита.
Уравнения реакций в молекулярной (1), молекулярно-ионной (2) и сокращенной ионной (3) формах:
1. CH 3 COONa + H 2 SO 4
При нагревании появляется слабый запах _________________________.
1. NH 4 Cl + NaOH
При нагревании по запаху определяется___________________________.
ОПЫТ 5. Реакции нейтрализации.
1. NaOH + H 2 SO 4
1. NaOH + СH 3 COOH
В I -й пробирке на нейтрализацию раствора NaOH пошло _______
капель H 2 SO 4 , а во II-й _________ капель CH 3 COOH.
Вывод: обесцвечивание раствора щелочи наступило быстрее с H 2 SO 4 , так как ________________________________________________________ .
ОПЫТ 6. Реакции, идущие с образованием газа.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:
1. Na 2 CO 3 + H 2 SO 4
В ходе реакции выделяется __________________ газ.
ОПЫТ 7. Реакции, идущие с образованием осадка.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и сокращенной ионной формах (3):
1. Pb(NO 3) 2 + KCl
Цвет выпавшего осадка PbCl 2 _________________________ .
ПР (PbCl 2) = 2,4 10 –4 .
1. Pb(NO 3) 2 + KI
Цвет выпавшего осадка PbJ 2 __________________________ .
ПР (PbJ 2) = 8,7 10 –9
Вывод: сравнивая значения ПР для выпавших осадков_________
_______________________________________________________.
ОПЫТ 8. Условия растворения осадков.
Уравнения реакций в молекулярной (1), ионно-молекулярной (2) и в сокращенной ионной (3) формах:
1. FeSO 4 + (NH 4) 2 S
Цвет осадка FeS __________________. ПР (FeS) = 3,7 10 –19 .
CuSO 4 + (NH 4) 2 S
Цвет осадка CuS _________________. ПР(CuS) = 8,5 10 –45 .
Уравнения реакций взаимодействия осадков с соляной кислотой.
Осадок ____________ растворяется. Это можно объяснить ____________
_____________________________________________________________ .
ОПЫТ 1. Определение реакции среды различных солей с помощью универсального индикатора.
Результаты опытов по определению реакции среды растворов солей.
Таблица 4.1
Испытуемая соль | Реакция среды (написать: кислая, щелочная или нейтральная) | рН раствора (написать рН > 7 или рН < 7) |
|
Уравнения реакций гидролиза солей в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1.а) Na 2 CO 3 + H 2 O =
2.а) Al 2 (SO 4) 3 + H 2 O =
3.а) (NH 4) 2 CO 3 + H 2 O =
4.а) CH 3 COONa + H 2 O =
Вывод: раствор соли KCl гидролизу ____________________________ ,
так как эта соль образована _________________________________________ .
При гидролизе карбоната натрия углекислый газ не выделяется, так как _________________________________________________________________ .
ОПЫТ 2. Влияние температуры на степень гидролиза.
А.а) CH 3 COONa + фенолфталеин. Цвет раствора ___________________ .
б) CH 3 COONa + фенолфталеин + нагрев. Цвет раствора____________ .
Уравнение реакции гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1) CH 3 COONa + H 2 O =
Вывод: при нагревании раствора интенсивность окраски _____________, так как_________________________________________________.
Б. Уравнение реакции в молекулярной форме:
Al 2 (SO 4) 3 + CH 3 COONa =
Уравнения реакции гидролиза образующейся соли в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
Вывод: появление осадка ___________, обусловлено __________ _________________________________________________________________ .
ОПЫТ 3. Влияние разбавление раствора на степень гидролиза.
Уравнения реакций в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1.SnCl 2 + H 2 O =
Выпадает осадок ____________ .
1. SnOHCl + HСl (к) =
При подкислении концентрированной HCl осадок растворяется.
Вывод: согласно принципу Ле Шателье при разбавлении раствора и добавлении концентрированной HСl гидролиз _________________________ .
ОПЫТ 4. Влияние силы кислоты и основания, образующих соль на степень ее гидролиза.
I пробирка: Na 2 SO 3 + фенолфталеин. Цвет _________________________.
II пробирка: Na 2 CO 3 + фенолфталеин. Цвет ________________________ .
К д (H 2 CO 3) по I ступени = 4,5 10 –7
К д (H 2 SO 3) по I cтупени = 1,7 10 –2 .
Вывод: интенсивность окраски в I-й пробирке ________________ ,чем во II-й. Это можно объяснить __________________________________________ .
Уравнения гидролиза в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
1. Na 2 SO 3 + H 2 O =
ОПЫТ 5. Полный (необратимый) гидролиз.
Реакция взаимодействия солей в молекулярной форме:
Al 2 (SO 3) 3 + Na 2 CO 3 =
Уравнения гидролиза соли, которая подвергается полному гидролизу в молекулярной (1) и ионной (2) формах:
Выделяется ____________________ газ и выпадает осадок ___________.
Вывод: при реакции не образуется карбонат алюминия, так как. __________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Дата выполнения работы _________________________________
Подпись преподавателя ___________________________________
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.). Стандарт... измерительные Оборудование для фронтальных лабораторных работ : Тематические наборы Приборы по механике Приборы по молекулярной...
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям новою государственного стандарта.
Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.
Примеры.
Из набора веществ - железо, кислород, поваренная соль, уксусная кислота, водород, спирт - выберите два и добавьте одно свое со следующими физическими свойствами:
а) газы
б) жидкости
в) твердые вещества
г) имеют запах
д) температуры кипения:
78 °С, 119 °С, 100 °С
Растворимость твердых веществ (например, солей - нитратов) при нагревании увеличивается, правда, растворимость поваренной соли NaCl практически не изменяется с температурой, а вот растворимость газов при нагревании уменьшается. Обозначьте буквой а кривую растворимости нитрата KN03, б - кривую растворимости соли NaCl, в - кривую растворимости сернистого газа S02 (рис. 1).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Лабораторный опыт 1
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами- 6 Лабораторный опыт 2
Разделение смеси порошков железа и серы 9
Лабораторный опыт 3
Примеры физических явлений 13
Лабораторный опыт 4
Примеры химических явлений 19
Лабораторный опыт 5
Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов 23
Лабораторный опыт 6
Разложение основного карбоната меди(И) 27
Лабораторный опыт 7
Реакция замещения меди в соли меди(И) железом 32
Лабораторный опыт 8
Ознакомление с образцами оксидов 36
Лабораторный опыт 9
Взаимодействие водорода с оксидом меди(И) 39
Лабораторный опыт 10
Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот 43
Лабораторный опыт 11
Отношение кислот к металлам 47
Лабораторный опыт 12
Взаимодействие кислот с оксидами металлов 50
Лабораторный опыт 13
Свойства растворимых и нерастворимых оснований 53
Лабораторный опыт 14
Взаимодействие щелочей с кислотами 56
Лабораторный опыт 15
Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами 60
Лабораторный опыт 16
Разложение гидроксида меди(И) при нагревании 63
Лабораторный опыт 17
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей 66
Лабораторный опыт 18
Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей 69
Лабораторный опыт 19
Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода 73
Лабораторный опыт 20
Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений 76.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тетрадь для лабораторных работ по химии, 8 класс, Микитюк А.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ входит в линию учебно-методических комплектов по химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Пособие предназначено для работы на уроке. Работа с тетрадью поможет приобрести навыки безопасной экспериментальной работы, научиться точно и кратко формулировать свои наблюдения, делать выводы, выстраивать логические последовательности действий, составлять отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габрусева Н.И.
Описание учебника
Уважаемые восьмиклассники!
На уроках химии вам предстоит проводить лабораторные опыты, выполнять практические работы и решать экспериментальные задачи. Данная тетрадь поможет вам выполнить эксперимент, точно и кратко описать свои наблюдения, сделать выводы и грамотно составить отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
Работа в химическом кабинете требует соблюдения правил техники безопасности, которые у вас всегда под рукой - на первых страницах тетради.
Эта рубрика содержит напоминание о необходимости строгого соблюдения правил техники безопасности или информацию об особенностях выполнения эксперимента.
Приступая к работе, прежде всего нужно понять, с какой целью вы её выполняете. В этой тетради цели каждого исследования уже определены. Для получения результата вам необходимо их внимательно прочитать и осознать.
Цель исследования достигается в процессе последовательного выполнения заданий. (И цели, и задания могут быть дополнены или уточнены учителем.)
Содержание и порядок выполнения задания (описание эксперимента, данное в тетради) помогут вам освободить время для практической деятельности и наблюдения за экспериментом. Внимательно читайте этот раздел, он содержит не только порядок выполнения эксперимента, но и план наблюдения.
Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите технику её выполнения и не определите предмет исследования. Свои наблюдения записывайте в тетради. В ряде случаев наблюдения подтверждают полученные вами теоретические знания, и тогда вы делаете вывод, продолжая цепочку логических рассуждений о предмете исследования: «Следовательно…»
Выполнение работы завершается общим выводом, который должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения о предмете исследования (образец вывода дан в первой работе).
Всякая деятельность человека направлена на достижение результата. В процессе экспериментальной работы вы приобретёте новые знания и умения, о которых напишете в разделе «Личный результат и комментарий ученика». В этом же разделе вы можете прокомментировать проведение эксперимента: что получилось, а чего не смогли достичь при его выполнении и т. д. Ваш комментарий будет важен учителю при оценивании результатов вашего исследования. (Образец заполнения этого раздела дан в первой работе.)
Желаем успеха!
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности.
2. Находиться в химическом кабинете одному и выполнять работу категорически запрещается, так как при несчастном случае некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
3. Убедитесь в том, что вы знаете, где в кабинете находятся средства противопожарной защиты (огнетушитель) и аптечка, содержащая всё необходимое для оказания первой помощи.
4. Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите всей техники её выполнения.
5. При работе с едкими веществами наденьте индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, защитные очки или щитки.
6. Во время работы в химическом кабинете необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок, быть внимательными и сосредоточенными.
7. В химическом кабинете категорически запрещается принимать пищу, пить воду.
8. Не трогайте вещества, посуду, химическое оборудование и не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ
1. Не смешивайте неизвестные вам вещества.
2. Не берите вещества руками. Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
3. Не затягивайте ртом в пипетки вещества и их растворы, используйте для этих целей резиновую грушу.
4. Берите вещества только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы.
5. Исследуйте запах вещества, осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением ладони от отверстия сосуда к носу. Не наклоняйтесь над сосудом, не подносите его близко к лицу и не вдыхайте полной грудью!
6. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
7. Во время нагревания жидких и твёрдых веществ в пробирках или колбах не направляйте их отверстия на себя или соседей.
Так нужно исследовать запах вещества
8. В процессе работы соблюдайте чистоту и аккуратность, следите за тем, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
9. Соблюдайте особую осторожность при работе с кислотами и щелочами! Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
10. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
11. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
12. Отходы веществ сливайте в специальные бутыли. Не выливайте в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества!
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
1. Для проведения опыта всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
2. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
3. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
4. Внимательно читайте этикетки на посуде, в которой хранятся реактивы, - на них указаны названия веществ и их химические формулы.
5. Если вы проводили нагревание, то убедитесь, что предмет остыл, прежде чем взять его в руки. В случае термического ожога охладите обожжённую поверхность холодной водой или льдом из холодильника и обработайте её противоожоговой мазью или аэрозолем, хранящимися в аптечке. Если ожог сильный, обратитесь к врачу.
6. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
1) не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться, и возникнет пожар;
2) чтобы погасить пламя спиртовки, накройте его колпачком.
7. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:
1) перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя;
2) если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю;
3) после окончания работы отключите электронагреватель от сети.
Глава I
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
§ 1 Предмет химии. Вещества и их свойства
Лабораторная работа. Знакомство с химической лабораторией
Цель. Ознакомиться с лабораторным оборудованием, химической посудой и некоторыми приёмами обращения с ними. Изучить общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Оборудование. Штатив для пробирок, держатель. Стеклянная химическая посуда: пробирки, колбы, цилиндры (простые и мерные), стеклянные трубочки, пробки с газоотводными трубками, воронки, стаканы. Фарфоровая посуда: стакан, чашка, ступка с пестиком.
Задание 1 (выполняйте совместно с соседом по парте). Прочитайте и обсудите общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Задание 2. Рассмотрите образцы стеклянной и фарфоровой посуды. Схематично нарисуйте их и подпишите названия.
Химическая посуда
Задание 3 (выполняйте совместно с соседом по парте).
1) Потренируйтесь:
- закреплять в держателе: а) пробирку, б) фарфоровую чашечку;
- закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
- с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
2) Запишите содержание и порядок выполнения задания: что вы делали и как. Отметьте особенности выполнения каждого этапа задания.
Выводы
Во время нахождения и работы в химической лаборатории необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Поскольку при работе в химической лаборатории используют специальное оборудование и посуду, необходимо овладеть приёмами обращения с ними для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, а также в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
Личный результат и комментарий ученика
Я умею закреплять в держателе пробирку и фарфоровую чашечку, закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой, с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
Мне не хватило времени ознакомиться со всеми образцами химической посуды.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы
(выполняйте совместно с соседом по парте) Цель. Изучить опытным путём некоторые физические свойства веществ. Поработать с дополнительными источниками информации.
Оборудование _
Реактивы
Результаты выполнения опыта, наблюдения и дополнительные сведения запишите в таблицу Задание 1. Рассмотрите вещества. Определите цвет и агрегатное состояние каждого из них (твёрдое, жидкое, газообразное).
Задание 2. Определите запах веществ (или его отсутствие), соблюдая правила техники безопасности.
Задание 3. Определите растворимость веществ в воде: налейте в пробирку немного воды и добавьте вещество; перемешайте содержимое пробирки с помощью стеклянной палочки. Палочка не должна касаться стенок пробирки! Если частички вещества исчезнут или его порция уменьшится, то вещество растворимо в воде.
Задание 4. Определите плотность веществ относительно плотности воды: опустите твёрдое вещество в стакан с водой (плотность воды равна 1 г/см3). Если вещество тонет в воде, то его плотность больше плотности воды; если плавает на поверхности, то его плотность меньше плотности воды. Подтвердите свои наблюдения рисунком.
Определение плотности веществ относительно плотности воды
Задание 5. Определите магнитные свойства твёрдого вещества: поднесите магнит к частицам образца вещества. Если частицы притягиваются, то вещество обладает магнитными свойствами.
Задание 6. Используя дополнительные источники информации, найдите недостающие сведения о физических свойствах изучаемых веществ и внесите их в таблицу.
Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.