Главная » Съедобные грибы » Что такое формирующий эксперимент в психологии. В зависимости от уровня осознанности

Что такое формирующий эксперимент в психологии. В зависимости от уровня осознанности

Формирующий эксперимент

В формирующем эксперименте, в отличие от перечисленных выше видов эксперимента, выдвинутая гипотеза проверяется в процессе активного воздейст­вия на испытуемого, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению существовавших ранее. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя, к определенным изменениям в психике или личности испытуемого. Возникновение запланированных новообразований означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития, и выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается уровень. фактическое состояние того психического признака, свойства, процесса, на которые мы собираемся воздействовать - иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения или воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться одно определенное воздействие.

На третьем, заключительном этапе, а также в процессе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролиру­ем ход происходящих изменений и измеряем полученные результаты. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах, после чего данные обрабатываются количественно (факторный, корреляционный анализ и др.). затем подвергаются качественной интерпретации.

С целью убедиться в том, что зафиксированные после проведения формирующих экспериментов изменения произошли именно благодаря их воздействию, порученные результаты сравниваются не только с исходным уровнем, на и с результатами вгруппах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом испы­туемые обеих групп должны быть выровнены по возрасту, полу, уровню развития и другим значимым для данного исследования характеристикам. Желательно также, чтобы работу в них вел один и тот же экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента .

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется "формирующий") обычно участвуют две группы: эксперементальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 51.
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Формирующий эксперимент" в других словарях:

    формирующий эксперимент - см. эксперимент формирующий. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …

    Формирующий эксперимент - [лат. formare придавать форму, вид] особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода… …

    ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - разновидность педагогического эксперимента, который не ограничивается регистрацией выявленных факторов, а позволяет раскрыть закономерности процессов обучения и воспитания, определить возможности их оптимизации. Педагог исследователь включается в …

    Формирующий эксперимент Словарь-справочник по педагогической психологии

    Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого … Словарь по педагогической психологии

    эксперимент формирующий - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Э. ф. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание… … Большая психологическая энциклопедия

    Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ - – является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом. Э.о … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum проба, опыт) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий, напр., педагогический… … Профессиональное образование. Словарь

    эксперимент - Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • , Дробышева Т. В.. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…
  • Экономическая социализация личности. Ценностный подход , Дробышева Татьяна Валерьевна. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Поиск объективности результатов психологического исследования исторически связан с введением эксперимента. Причем традиционно в разных психологических дисциплинах используются и разные типы эксперимента, выбор которого определяется изучаемым предметом и гипотезой исследования. В тех отраслях психологии, где предметное поле включает феномены, раскрывающие связь макро- и микросоциальной среды и психики, к которым можно отнести социальную, экономическую, экологическую, этническую, политическую и др., возрастает значение естественного эксперимента. Формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики. Именно данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Объект исследования - формирующий эксперимент. Предмет исследования - формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии.

Цель работы - исследовать особенности формирующего эксперимента как основного метода педагогической психологии.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

рассмотреть развитие и место метода формирующего эксперимента в системе методов.

выявить цель и основные этапы формирующего эксперимент

проанализировать экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента.

1. Метод формирующего эксперимента: развитие и место в системе методов

Проблема валидности применения экспериментального метода в социально-психологическом исследовании - тема острых дискуссий первой половины прошлого века, однако и сегодня она продолжает волновать исследователей. Так, подчеркивая, что «социальная психология стала экспериментальной наукой», С. Московичи делает акцент на лабораторном эксперименте, занижая роль естественного, а Д. Майерс уточняет, что из каждых трех экспериментов в американской социальной психологии второй половины ХХ в., два - лабораторных. Причина исследовательских предпочтений определяется низким контролем за факторами внутренней валидности в естественном эксперименте. Значительный шаг в изменении ситуации в пользу повышения достоверности результатов естественных социально-психологических экспериментов был сделан Д. Кэмпбеллом, описавшим специфику основных моделей и планов экспериментальных и квазиэкспериментальных исследований. В результате в логике современных социально-психологических работ, использующих естественный эксперимент, стала появляться аргументация выводов, подкрепляемая анализом степени реализованности планов и способов сбора данных, применением гипотетических конструктов и т.д.

Развивая экспериментальное направление, социальные психологи традиционно ориентируются на расширение процедур лабораторного эксперимента, одним из существенных недостатков которого, наряду с уже известными (способами контроля, влиянием испытуемого и экспериментатора и пр.), можно рассматривать проявление в его результатах так называемых «субъективных факторов», которые, с одной стороны, должны интересовать исследователя, а с другой - «не дают возможность проводить его по строгим канонам естественнонаучного эксперимента».

Выход из сложившейся ситуации Б. Ф. Ломов видел в формирующемся эксперименте, «который для понимания детерминаций психических явлений может дать больше, чем эксперимент, просто фиксирующий состояния, как бы протекающие вне зависимости от него» (Ломов, 1984, с. 42). Основное развитие эксперимента в системном подходе он рассматривал через возможности анализа психических, социально-психологических и других явлений не по отдельно взятым показателям, а в их взаимосвязи, в их системе.

Одной из проблем, связанных с пониманием и, соответственно, применением метода, является определение его места в ряду других, близких по содержанию методов. Сравнивая «естественный эксперимент» с «полевым экспериментом» и «социальным экспериментом», обычно указывают не на их аналогичность, а на взаимную пересекаемость (Корнилова, 1997; Климов, 1998; и др.). Так, с точки зрения Е.А. Климова, «узкое значение „естественного эксперимента соотносится с таким же понятием „социальный эксперимент, которое включает предположения о воздействиях на жизнь человека изменяющихся социальных условий…» (Климов, 1998, с. 54), но только в том случае, если в нем применяются формы и средства научного контроля над выводом об истинности суждений. В остальных случаях «социальный эксперимент» не есть эксперимент в полном смысле этого слова как диагностико-исследовательский метод, так как его основной целью становится внедрение в жизнь новых форм социальной организации и совершенствования управления обществом.

Относительно самого термина «формирующий эксперимент» также существуют разные мнения. Дополнение «формирующий» к диаде «естественный эксперимент» указывает на целенаправленность, активность действий экспериментатора, ориентированных на создание, преобразование, изменение психических функций и свойств личности, характеристик группы и индивидов, в нее включенных, и т.д. Важно подчеркнуть, что в дальнейшем мы будем рассматривать тот тип экспериментирования в естественных условиях, который традиционно ориентирован на проверку каузальных гипотез, а не структурно-функциональных, которые применялись в работах Л.С. Выготского (метод «двойной стимуляции») и П.Я. Гальперина (метод «поэтапного формирования умственных действий и понятий») и включали «компоненты диагностики (внутренних структур базисных процессов) и больший диапазон для проявления саморегуляции (или ее полного отсечения) в «экспериментальной деятельности испытуемых». Данные типы исследований, по мнению Т.В. Корниловой, лишь условно могут относиться к экспериментальным и должны выделяться в специальные типы исследований. Однако и их применение в социальной психологии встречается не так часто.

Принимая во внимание достоинства изучаемого метода, тем не менее, следует отметить, что предметное поле социальной психологии ограничено для его применения. С помощью данного метода изучаются: условия и социально-психологические технологии воздействия на профессиональное, экономическое, нравственное и другие виды самосознания личности; некоторые аспекты формирования социального интеллекта, организаторских и коммуникативных способностей, лидерства, помогающего поведения; социально-психологическую динамику (ценностных ориентаций, установок, отношений, представлений) личности в трудовой, учебной и игровой деятельности; факторы производительности труда и различные категории отношений в производственных коллективах и т.п. - в большинстве они выступают в качестве зависимых переменных. Независимыми переменными в таком типе эксперимента обычно являются различные виды социального воздействия, осуществляемые в разных формах: обучения (социального, экономического, профессионального и т.п.), воспитания (в семье и вне семьи), трудовой деятельности, досуга, общения, игры, тренингов, дискуссий, собраний и т.д. Таким образом, можно сказать, что естественный формирующий эксперимент дает нам основное предпочтение, рассматриваемое как его основное достоинство, - выявление не только причин и следствий (или эффектов), но и учет системы детерминации каузальной связи.

2. Цель и основные этапы формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Синонимы формирующего эксперимента:

преобразующий,

созидательный,

воспитывающий,

обучающий,

метод активного формирования психики.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т.п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться конкретное воздействие.

На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.

Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.

Приведем пример. В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что детям трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «медведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2-4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами. Приведем пример формирующего эксперимента из другой области детской психологии.

формирующий эксперимент дидактический обучение

3. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента

Экспериментальное обучение - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения:

индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку;

коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. ХХ в.

Индивидуальный эксперимент позволяет не только констатировать уже сложившиеся особенности психических процессов у человека, но и целенаправленно формировать их, достигая определенного уровня и качества. Благодаря этому можно экспериментально изучать генезис восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических процессов посредством учебного процесса. Теория психических способностей как прижизненно складывающихся функциональных систем мозга (А.Н. Леонтьев), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и ряд других теорий, созданных в отечественной психологии, опирались на данные, полученные в основном с помощью обучающих экспериментов.

Коллективное экспериментальное обучение проводится в масштабе целых групп детского сада, классов школы, студенческих групп и т. п. Организация таких исследований связана прежде всего с потребностями педагогики и психологии в углубленном изучении влияния обучения на психическое развитие человека, в частности в изучении возрастных возможностей развития психики человека при разных условиях его деятельности (исследования Л.В. Занкова, Г.С. Костюка, А.А. Люблинской, Б.И. Хачапуридзе, Д.Б. Эльконина и др.).

Раньше эти проблемы разрабатывались на массовом материале применительно к системе условий, стихийно складывающихся и доминирующих в данных конкретно-исторических обстоятельствах. Получаемые при этом сведения об особенностях психического развития человека нередко абсолютизировались, а источники развития этого процесса порой усматривались лишь в более или менее постоянной психологической природе самого индивида.

Основная задача экспериментального обучения состоит в существенном изменении и варьировании содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития, на темпы и особенности формирования его восприятия, внимания, памяти, мышления, воли и т.п. Благодаря этому можно исследовать внутренние связи, существующие между обучением и развитием, описывать разные типы этих связей, а также находить условия учебной деятельности, наиболее благоприятствующие психическому развитию в том или ином возрасте. В процессе экспериментального обучения можно сформировать, например, такой уровень интеллектуальной деятельности ребенка, который нельзя наблюдать у него при обычной системе преподавания.

Проведение экспериментального обучения в коллективах (группах, классах или их комплексах) обеспечивает регулярность, систематичность и преемственность необходимых обучающих воздействий, а также дает разнообразный массовый материал для дальнейшей статистической обработки.

Собственно экспериментальное обучение должно удовлетворять некоторым специфическим требованиям, вытекающим из необходимости соблюдать основные жизненные интересы испытуемых. Эти исследования не должны вредить духовному и нравственному здоровью участвующих в них людей. В экспериментальных группах, классах и школах создаются и поддерживаются наиболее благоприятные условия для учебной деятельности.

Методика экспериментального обучения имеет следующие основные черты:

подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты обучения;

с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах экспериментального обучения;

эти данные сопоставляются с полученными при обследовании контрольных групп и классов (занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные).

В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное экспериментальное обучение все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека.

Достоинства формирующего эксперимента:

ориентация на развитие учащегося в образовательном процессе;

теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса;

Среди основных результатов применения формирующего эксперимента в педагогической психологии можно назвать следующие:

Были установлены закономерности развития у дошкольников познавательных способностей. Установлены особенности и условия перехода от дошкольного периода к школьному обучению (исследования Е.Е. Шулешко и др.). Доказана возможность и целесообразность формирования у младших школьников основ научно-теоретического мышления и определяющее значение в этом содержания и методов обучения (исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.) и др.

Заключение

По результатам выполненной работы были сделаны следующие выводы.

В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование.

В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.

Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Список литературы

1.Асмонтас Б.Б. Педагогическая психология // #"justify">2.Дробышева Т.В. Естественный формирующий эксперимент в социально-психологическом исследовании: достоинства и трудности применения // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. - C. 32-37.

.Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1997. С. 44-54.

.Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Приор, 2006. 312 с.

.Климов Е.А. «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Издат. группа «Форум» - «Инфра-М», 1998. С. 54-75.

Невозможно непосредственно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения .

  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными , например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие, в том числе, делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).
  • Общие сведения

    В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r) ), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная - реакция (R ) испытуемого, его психики (P ) на воздействие этого релевантного стимула.

    Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные , систематические иррелевантные стимулы (St(1) ) и случайные стимулы (St(2) ), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

    Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

    1. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

    Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R =f(St(r) ), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны , время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

    Основная задача экспериментального исследования

    Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R =f(S, P ) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи - причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R - реакция испытуемого, S - ситуация, а P - личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы» . То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

    Этапы эксперимента

    В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап - постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

    Второй этап - собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних экспериментов, может оказаться пригодной и для других экспериментов, то есть приобрести универсальное значение.

    Валидность в психологическом эксперименте

    Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности : если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности . Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

    Классификации экспериментов

    В зависимости от условий проведения выделяют

    • Лабораторный эксперимент - условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных - элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
    • Полевой, или естественный эксперимент - эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных - рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

    В зависимости от результата воздействия выделяют

    Констатирующий эксперимент - экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

    Формирующий эксперимент - экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

    Патопсихологический эксперимент - целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

    В зависимости от уровня осознанности

    В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

    • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
    • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
    • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

    Организация эксперимента

    Безупречный эксперимент

    Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» - недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи .

    Безупречный эксперимент - невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами -экспериментаторами в качестве эталона . В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер , автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента .

    Критерии безупречного эксперимента

    Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

    • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные , отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
    • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
    • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

    Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

    Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

    Инструкция испытуемому

    Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта , в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

    • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим - несколько раз,
    • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
    • и т. д.

    Требования к большинству инструкций:

    • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
    • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
    • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

    Проблема выборки

    Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность , из которой была собрана эта выборка . Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы - контрольная и экспериментальная . В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора .

    Этапы психологического эксперимента

    Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода . При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы :

    1. Первичная постановка проблемы
      • Постановка психологической гипотезы
    2. Работа с научной литературой
      • Поиск определений базовых понятий
      • Составление библиографии по тематике исследования
    3. Уточнение гипотезы и определение переменных
      • Определение экспериментальной гипотезы
    4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
      • Управлять независимой переменной
      • Регистрировать зависимую переменную
    5. Планирование экспериментального исследования
      • Выделение дополнительных переменных
      • Выбор экспериментального плана
    6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
    7. Проведение эксперимента
      • Подготовка эксперимента
      • Инструктирование и мотивирование испытуемых
      • Собственно экспериментирование
    8. Первичная обработка данных
      • Составление таблиц
      • Преобразование формы информации
      • Проверка данных
    9. Статистическая обработка
      • Выбор методов статистической обработки
      • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
      • Проведение статистической обработки
    10. Интерпретация результатов и выводы
    11. Фиксация исследования в научном отчёте , монографии , письме в редакцию научного журнала

    Преимущества эксперимента как метода исследования

    Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях :

    • Возможность выбрать момент начала события
    • Повторяемость изучаемого события
    • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
    • Обеспечивается высокая точность результатов
    • Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

    Методы контроля

    1. Метод исключения (если известен определенный признак - дополнительная переменная, то его можно исключить).
    2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
    3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

    Критика экспериментального метода

    Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

    • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
    • Психика обладает свойством спонтанности
    • Психика слишком непостоянна
    • Психика слишком уникальна
    • Психика - слишком сложный объект исследования

    Психолого-педагогический эксперимент

    Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент - это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту .

    Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

    Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента .

    В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется "формирующий") обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

    Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

    Естественный эксперимент ограничены.

    Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором, по мере возможности, обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами , которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами .

    Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

    Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

    Контроль над дополнительными переменными

    В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять: Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить По возможности - сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

    Патопсихологический эксперимент

    Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования - особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол - душа эксперимента» .

    Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки . Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.

  • Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51-54.
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.
  • образований разработал и предложил:

    а) П. Жане;

    б) З. Фрейд;

    в) Й. Брейер;

    а) Р. Готтсданкер;

    в) Д. Кэмпбелл;

    г) В. Вундт.

    31. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввёл:

    а) Р. Готтсданкер;

    в) Д. Кэмпбелл;

    г) В. Вундт.

    32. Промежуточный между естественными методами проведения

    исследования и методами, где применяется строгий контроль

    переменных, является:

    а) мысленный эксперимент;

    б) квазиэксперимент ;

    в) лабораторный эксперимент;

    г) метод беседы.

    33. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика

    называется:

    а) независимой;

    б) зависимой ;

    в) внешней;

    г) побочной.

    34. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к

    переменным эксперимента:

    а) независимым;

    б) зависимым;

    в) побочным;

    г) внешним.

    35. В качестве критерия достоверности результатов валидность , достигаемая

    в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

    а) внутренней;

    б) внешней;

    в) операциональной;

    г) конструктной.

    36. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной

    реальности характеризует валидность:

    а) внутреннюю;

    б) внешнюю;

    в) операциональную;

    г) конструктную.

    37. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается

    валидность:

    а) внутренняя;

    б) внешняя;

    в) операциональная;

    г) конструктная.

    38. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним

    понятия «валидность»:

    а) внутренняя;

    б) внешняя;

    в) операциональная;

    г) конструктная.

    39. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и

    четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:

    а) Р. Готтсданкер;

    в) Д. Кэмпбелл;

    г) В. Вундт.

    40. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю

    валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:

    а) селекцией;

    в) экспериментальным отсевом;

    г) естественным развитием.

    41. Эффект плацебо был открыт:

    а) психологами;

    б) педагогами;

    в) медиками ;

    г) физиологами.

    42. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте

    называется эффектом:

    а) плацебо;

    б) Хотторна;

    в) социальной фасилитации ;

    г) ореола.

    43. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в

    исследованиях:

    а) психофизиологических;

    б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации,

    принятия решения и т. п.);

    в) психологии личности и социальной психологии ;

    г) психогенетических.

    44. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод

    прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного

    воздействия исследователя на испытуемого - это:

    а) пилотажный эксперимент;

    б) формирующий эксперимент ;

    г) включённое наблюдение.

    45. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению

    психического развития следующий эксперимент:

    а) констатирующий;

    б) формирующий;

    в) квазиэксперимент;

    г) естественный.

    46. Синонимами формирующего эксперимента являются:

    а) квазиэксперимент;

    б) контрольный эксперимент;

    в) генетико-моделирующий эксперимент;

    г) проективный эксперимент.

    47. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических

    исследований с педагогическим поиском и проектированием

    эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

    а) наблюдение;

    б) формирующий эксперимент ;

    в) лабораторный эксперимент;

    г) метод анализа продуктов деятельности.

    48. В исследовании предполагается построение или порождение объекта

    внутри его структуры, после чего он и становится предметом

    исследования:

    а) естественнонаучный эксперимент;

    б) формирующий эксперимент ;

    в) констатирующий эксперимент;

    г) естественный эксперимент.

    49. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее

    последовательно использовалась в психологических исследованиях:

    б) В. Вундта;

    г) З. Фрейда.

    50. Психологические приёмы, конструируемые на учебном материале и

    предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и

    навыками, известны как тесты:

    а) достижений;

    б) интеллекта;

    в) личности;

    г) проективные.

    51. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и

    навыками, носящими общий или специфический характер,

    осуществляется с помощью тестирования:

    а) достижений;

    б) интеллекта;

    в) личности;

    г) способностей.

    52. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном

    тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или

    эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

    а) валидности;

    б) достоверности;

    в) надёжности;

    г) репрезентативности.

    53. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия

    области измеряемых психических явлений, представляет валидность

    а) конструктивную;

    б) по критерию;

    г) прогностическую.

    54. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо

    сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру,

    измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно,

    известен как:

    а) конструктивная валидность теста ;

    б) валидность теста по критерию;

    в) валидность теста по содержанию;

    г) надёжность теста.

    55. На данные личностных опросников не должно влиять:

    а) использование обследуемыми неверных эталонов;

    б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;

    в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов

    требованиям опросной процедуры;

    г) личностное воздействие исследователя.

    56. Для установления статистической взаимосвязи между переменными

    применяется:

    а) t – критерий Стьюдента;

    б) корреляционный анализ;

    в) метод анализа продуктов деятельности;

    г) контент-анализ.

    57. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:

    а) Р. Кеттелл;

    б) К. Спирмен;

    в) Дж. Келли;

    г) Л. Терстоун.

    58. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных

    называется:

    а) медианой;

    б) модой;

    в) децилем;

    г) процентилем.

    59. Если психологические данные получены по интервальной шкале или

    шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между

    признаками применяется коэффициент корреляции:

    а) линейной;

    б) ранговой;

    в) парной;

    г) множественной.

    60. Табулирование, представление и описание совокупности результатов

    психологического исследования осуществляется:

    а) в описательной статистике;

    б) в теории ститистического вывода;

    в) в проверке гипотез;

    г) в моделировании.

    61. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в

    психологии допускает квантификация показателей в шкале:

    а) наименований;

    б) порядка;

    в) отношений;

    г) интервальной.

    62. Дисперсия является показателем:

    а) изменчивости;

    б) меры центральной тенденции;

    в) среднеструктурным;

    г) среднестепенным.

    63. К многомерным статистическим методам не относится:

    а) многомерное шкалирование;

    в) кластерный анализ;

    г) корреляционный анализ.

    64. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,

    описываемыми большим количеством разнообразных переменных,

    обеспечивает:

    а) многомерное шкалирование;

    б) факторный анализ;

    в) кластерный анализ;

    г) структурно-латентный анализ.

    65. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых

    переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между

    этими признаками называется:

    а) многомерным шкалированием;

    б) факторным анализом;

    в) кластерным анализом;

    г) структурно-латентным анализом .

    66. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные

    вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений:

    а) беседа;

    б) анкета;

    в) тест;

    г) контент-анализ.

    67. Метод, который заключается в получении информации в процессе

    непосредственного общения исследователя и испытуемого:

    а) беседа;

    б) анкета;

    г) наблюдение.

    68. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого

    делается попытка оценить тот или иной психический процесс или

    личность в целом:

    а) беседа;

    б) анкета;

    в) тест;

    г) эксперимент.

    69. Вариант метода анализа продуктов психической деятельности,

    позволяющий выявить психологические характеристики человека на

    основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:

    а) графология;

    б) анкета;

    г) контент-анализ.

    70. Сущностью экспериментального метода является:

    а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально

    созданных экспериментальных условиях;

    б) тестирование объекта исследования для получения определённой

    информации в ходе эксперимента;

    в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на

    модель независимыми переменными для измерения

    экспериментальных переменных;

    г) создание константных условий.

    71. К основным формам экспериментального исследования относятся:

    а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;

    б) лабораторный и естественный эксперимент;

    в) реальный эксперимент, моделирование;

    г) научный и житейский эксперимент.

    72. Под «моделью» понимается:

    а) образец или подобие какого-либо предмета (объекта исследования);

    б) способ переноса объекта исследования в экспериментальные

    условия;

    в) схема объекта исследования, применяющаяся в ходе

    планирования эксперимента;

    г) идеальный эксперимент.

    73. К основным структурным элементам экспериментального метода

    относятся:

    а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация

    результатов;

    б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;

    в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение

    эксперимента, подтверждение гипотезы;

    г) гипотеза, планирование, моделирование, интерпретация.

    74. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя

    переменная»:

    а) система экспериментальных воздействий, которая является

    причиной определённого экспериментального эффекта;

    б) система психологических переменных, которые регистрируются в

    ходе эксперимента;

    в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и

    являющаяся причиной артефактов;

    г) репрезентативная выборка.

    75. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:

    «Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное

    воздействие»:

    а) репрезентативная выборка;

    б) экспериментальная выборка;

    в) контрольная выборка;

    г) эквивалентная выборка.

    ОТКРЫТЫЕ ТЕСТЫ:

    1. В методах конкретизируется …………………., которую обычно понимают

    как систему принципов научного исследования. (методология).

    2. Основными группами методов в классификации выделены:

    организационные методы, …………………. группа методов, методы

    обработки данных, и интерпретативные методы психологических

    исследований.

    3. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное

    исследование.

    4. Научный …………………. - это конкретизация мировоззренческих

    позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

    (принцип).

    5. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную

    6. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

    нахождении среднего арифметического.

    7. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

    нахождении наиболее часто повторяющегося значения.

    8. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории

    является ………………

    9. Метод самонаблюдения в психологии называется ……………..

    10. «Идеальным экспериментом» в психологии называется ……………..

    11. «Реальным экспериментом» в психологии называется ……………..

    12. ……………… - метод психологической диагностики, использующий

    стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу

    значений.

    13. ……………… - метод психологии, заключающийся в преднамеренном,

    систематическом и целенаправленном восприятии внешнего поведения

    человека с целью последующего анализа и объяснения.

    14. ………………… - это выборка испытуемых, на которую направлено

    15. ………………… - это выборка испытуемых, на которую не направлено

    экспериментальное воздействие.

    16. ………………… - это выборка испытуемых, отражающая качественные и

    количественные характеристики генеральной совокупности.

    17. ……………….. - это система внешних факторов, привносимых в

    эксперимент со стороны испытуемого или экспериментатора и влияющий

    на его результаты.

    18. Системой научных догадок, основанной на косвенных эмпирических и

    теоретических сведениях называется …………………..

    19. ………………… - основной метод психологического исследования.

    20. К ……………….. типу выборки испытуемых относится следующее

    суждение: «Выборка испытуемых, исследуемые характеристики которой

    идентичны экспериментальной выборке».

    21. ………........ психологии - основные пути и приёмы научного познания

    психических явлений и их закономерностей. (методы)

    22. Важными характерными признаками науки являются: систематический

    характер входящих в её состав знаний; пользование лишь допускающими

    проверку объяснительными гипотезами; пользование определёнными

    …………….. исследования. (методами)

    23. Научная ……………………. - это вытекающая из мировоззренческих

    позиций и усвоенных принципов специфическая система

    аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание

    изучаемой реальности и предопределяющая стратегию её изучения. (концепция)

    24. Научный ……………….. - в широком значении, это олицетворение

    определённых концептуальных позиций и принципов, а в узком - это

    процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в

    зависимости от уже определённых предмета и задач исследования. Но

    именно она определяет ход исполнения исследовательского процесса, в

    том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора,

    обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. (подход)

    25. ……………….. можно охарактеризовать как совокупность сведений о

    целесообразном проведении метода в конкретных условиях. Отражает

    оперативный уровень научного познания. (методика).

    26. …………………… является теоретико-мировоззренческой основой

    научного познания. Выступает как учение о методе познания. (методология).

    27. Познавательными приёмами, которые могут быть использованы в любой

    области знаний и любой наукой и которые позволяют вскрыть наиболее

    общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов и

    предметов называют …………………… методами. (Всеобщими).

    28. Методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях

    знания и использоваться многими, но не всеми науками называют

    ………………. методами. (общенаучные).

    29. Методы, применяемые в отдельных областях знания, которые характерны

    для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук называют

    ……………. методами. (конкретно-научные; специальные).

    30. По типу ответов исследуемого методы психологических исследований

    делят на: субъективные, объективные и …………….. (проективные).

    31. С помощью исследовательских методов психологического исследования

    возможна не только констатация и объяснение какого-либо

    психического явления, но и ……………. его развития. (прогноз).

    32. Данная группа методов психологического исследования нового знания о

    предмете не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или

    уровень развития каких-либо заведомо известных психических

    характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий

    характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их

    обычно называют ……………… методами. (психодиагностическими).

    33. Методы психологического …………….. - это способы взаимодействия

    консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в

    его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической

    сферы. (консультирования).

    33. Согласно делению методов психологического исследования по степени

    унификации они подразделяются на: стандартизированные,

    нестандартизированные и ………………… (полустандартизированные).

    34. Методы психологических исследований, которые предполагают то или

    иное техническое оснащение и специальное оборудование; применение

    которых эффективно обычно в определённых стационарных условиях

    называют ………………….. методы. (аппаратурные).

    35. Методы, которые не предусматривают в своей организации жёсткой

    привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или

    бланкового обеспечения и обеспечение которых зависит в большей

    степени от возможностей исследователя и решаемых им задач

    называются …………… методами. (Свободными).

    36. Деление методов по их познавательным возможностям подразделяет

    методы объяснительной, описательной и ………………. психологии.

    (Практической).

    37. Согласно классификации методов психологического исследования

    и в основе которой заложена идея

    соотношения между субъектом (исследователем) и ……………… в

    познавательном процессе. (объектом «исследуемым»).

    38. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и

    обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили название

    ……………….. методы. (Бланковые).

    39. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является

    классификация психологических методов, предложенная …………….

    40. Организационные методы психологических исследований включают в

    себя методы сравнительного изучения, лонгитюда и …………… подхода.

    (Комплексного).

    41. Эмпирическая группа методов психологических исследований

    подразделяется на деление в этой группе методов на: основные и

    …………….. (Дополнительные).

    42. К интерпретационным методам в психологии относят: генетический

    метод, структурный, функциональный, комплексный и ………………

    (Системный).

    43. В психологии методы обработки данных представлены количественными

    и …………………. Методами. (Качественными).

    44. Согласно классификации методов психологических исследований,

    предложенных, группировка методов произведена в

    соответствии с ………………… психологического исследования.

    (Этапами).

    45. Процессом, организующим и регулирующим совместную

    экспериментальную деятельность называется …………….. (Общение).

    46. Эффекты, которые могут привноситься в эксперимент со стороны

    исследователя и испытуемого и влияют в дальнейшем на его результаты

    в психологии принято называть ………………… (Артефактами).

    47. Эффект …………….. был обнаружен медиками и возникает в результате

    действия самой атмосферы проведения эксперимента, а не выделенная

    независимая переменная. (Плацебо).

    48. Эффект ………………… заключается в том, что испытуемый старается

    угодить экспериментатору, старается ему понравиться, боится обидеть,

    что в свою очередь влияет на выбор стратегии экспериментальных

    задач. (Хотторна).

    49. Влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним

    (перенос) - обучение в ходе эксперимента, усталость, остаточное

    возбуждение, адаптацию, попытку угадать правильный ответ сводят в

    психологии к содержанию эффекта …………… (Последовательности).

    50. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности

    экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека,

    выполняющего ту или иную работу. Данный механизм описывается с

    позиций эффекта ……………… (Аудитории - фасилитации).



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта