Главная » Маринование грибов » К каким методам относятся беседа и опросник. Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование

К каким методам относятся беседа и опросник. Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В соответствии с логикой научного исследования осуществляется разработка методики исследования . Она представляет собой комплекс методов , сочетание которых дает возможность наиболее эффективно осуществить исследование, получить достоверные результаты.

Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Выделяют следующие группы методов исследования :

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт».

Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов , которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.

При изучении педагогического опыта применяются следующие методы :

Наблюдение;

Интервью;

Анкетирование и др.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Имеет место наблюдение включенное , когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение , т.е. со стороны.

Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, магнитные и видеозаписи . Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.

Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам . Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

Беседа - это диалог по заранее разработанной программе . Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт , а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию . Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др.

Различают беседы индивидуальные и групповые .

Разновидностью беседы является интервью . Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов , которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто .

Анкетирование – это метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников , называемых анкетами .

Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу », анкетирование - заочным опросом . Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Основными требованиями к разработке анкет являются:

  • точность формулировок анкеты;
  • содержательная направленность;
  • лаконичность и однозначность формулировок.

Применяются три типа анкет :

  • открытая анкета,
  • анкета закрытого типа,
  • смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов , предложенных респонденту на выбор.

Анкета закрытого типа , наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым.

Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет .

Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент . Слово «эксперимент» - латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание ».

Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса.

Сущность эксперимента как метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельности педагогов и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез .

Эксперимент, по сути , является строго контролируемым педагогическим наблюдением . Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом , который сам и осуществляет.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам , охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты , в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты , проводимые с минимальным охватом их участников.

В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными .

Выделяются следующие этапы эксперимента :

- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);

- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов . К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Педагогическое тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Отличительные черты педагогического тестирования:

Точность;

Простота;

Доступность;

Возможность автоматизации.

Педагогическое тестирование - это форма, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Тесты можно разделить на две категории - адаптивные и традиционные тесты.

Адаптивный тест. Все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата.

Традиционный тест. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции : диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося . Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Является более качественным и объективным способом оценивания;.

Более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

Это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний - только из четырёх.

Более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен - не менее четырёх часов.

Это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки:

Разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

  • Вопрос 4. Методологические основы педагогики. Связь педагогики с философией, психологией, социологией и др. Науками
  • Вопрос 5. Понятие педагогического процесса, его структура
  • Вопрос 6. Развитие личности как проблема психологической антропологии. Основные факторы развития личности
  • Вопрос 7. Возрастная периодизация развития личности. Особенности развития познавательных процессов и личностных проявлений у детей разного возраста
  • Изучение детей первого года жизни
  • Изучение детей раннего возраста (1-3 года)
  • Изучение детей дошкольного возраста (3-7 лет)
  • Изучение детей младшего школьного возраста
  • Изучение детей старшего школьного возраста (подростков)
  • Вопрос 8. Вопросы воспитания и образования в период античности (Сократ, Платон, Аристотель)
  • Вопрос 9. Психолого-педагогическая характеристика основных возрастных групп
  • Вопрос 10. Вопросы воспитания и образования в период Средневековья
  • Вопрос 11. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (ф. Рабле, Дж. Локк, э. Роттердамский)
  • Вопрос 12. Гуманистическая педагогика в. А. Сухомлинского
  • Вопрос 14. Основные проблемы реформирования содержания образования в современных условиях (вариативность, интегративность, гос. Стандарт, индивидуализация и т. Д.)
  • Вопрос 15. Непрерывное образование как социальная и педагогическая проблема
  • Вопрос 16. Разработка в отечественной педагогике научных основ содержания образования (учебные планы, программы, гос. Стандарт)
  • Вопрос 17. Формы организации обучения в школе и современные тенденции их развития
  • Вопрос 18. Типология уроков, их структура и ее совершенствование в условиях современной школы
  • Вопрос 19. Закономерности и принципы обучения. Традиционные дидактические принципы "развивающего" обучения
  • Вопрос 20. Сущность и содержание методов обучения в современной дидактике
  • Вопрос 21. Принципы воспитания, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Классификация методов воспитания
  • Единство воспитательных воздействий
  • Вопрос 22. Пути и средства развития коллективистских отношений (теория и практика коллективно-творческой деятельности (ктд))
  • Этапы подготовки и проведения ктд
  • Вопрос 23. Современные концепции воспитания. Воспитание на основе потребностей
  • Вопрос 24. Педагогические взгляды а. С. Макаренко
  • Вопрос 25. Ян Амос Коменский как основоположник педагогической науки
  • Вопрос 26. Урок как основная форма взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Требования к деятельности учителя, обеспечивающие эффективность урока
  • Вопрос 27. Развитие педагогической мысли в трудах и. Г. Песталоцци, и. И. Гербарда, а. Дистервега
  • Вопрос 28. Система образования за рубежом (на примере одной из высокоразвитых стран)
  • Вопрос 29. Формы и методы контроля знаний в средней школе
  • Вопрос 30. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
  • Вопрос 31. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития
  • Вопрос 32. Личность и педагогическая деятельность к. Д. Ушинского. Школьные реформы XIX века
  • Устав гимназий 1864 года
  • Среднее женское образование
  • Реформа высшей школы
  • Школьная политика царизма в 70-80-х годах XIX века
  • Устав гимназий 1871 года
  • Женские гимназии
  • Церковноприходские школы
  • Двухклассные народные училища
  • Вопрос 33. Сущность процесса воспитания и его задачи с учетом личностно-ориентированного подхода к ребенку
  • Вопрос 34. Формы и методы взаимодействия семьи и школы
  • Вопрос 35. Наглядные методы обучения и требования к их применению в школе
  • Вопрос 36. Методы стимулирования (поощрение и наказание). Условия их эффективного применения в учебно-воспитательном процессе
  • Вопрос 37. Классификация методов воспитания
  • Вопрос 38. Проблемное обучение, его задачи и сущность. Отличие проблемного обучения от традиционного
  • Вопрос 39. Воспитание как существенная часть процесса социализации личности. Основные факторы социализации
  • Вопрос 40. Роль семьи в процессе социализации личности школьника
  • Вопрос 41. Сущность и уровни педагогического мастерства
  • Вопрос 42. Проблема методов воспитания в педагогике и различные подходы к ее решению. Приемы и средства воспитания
  • Вопрос 43. Сущность педагогического общения и его основные этапы
  • Вопрос 44. Учитель как организатор целостного педагогического процесса. Характеристика профессиональных качеств учителя
  • Вопрос 45. Сущность инновационных тенденций в образовании
  • Вопрос 46. Основы педагогического общения
  • Вопрос 3. Отрасли педагогической науки. Методы педагогических исследований (беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия и др.)

    В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогических наук. На сегодня педагогика – это сложная система педагогических наук, в структуру которой входят следующие отрасли:

    1) Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:

    Теория и практика обучения;

    Теория и практика воспитания;

    Теория организации и руководства системой образования.

    2) Коррекционная педагогика (дефектология) изучает особенности воспитания и обучения детей с различными дефектами. К ней относятся такие ответвления, как:

    Сурдопедагогика – обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

    Тифлопедагогика – обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

    Олигофренопедагогика – обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития;

    Логопедия – обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

    3) Методика обучения различным предметам (предметные дидактики) занимается содержанием, формами, методами, средствами изучения отдельных учебных предметов.

    4) История педагогики и образования изучает процесс развития педагогических идей, труды выдающихся педагогов прошлого и современности и особенности воспитательной деятельности в различные исторические периоды.

    5) Отраслевая педагогика – общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.

    6) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

    7) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.

    8) Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

    9) Педагогика профессионально-технического образования - отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

    10) Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.

    11) Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.

    12) Исправительно-трудовая педагогика ориентирована на перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

    3.Методы педагогических исследований

    Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

    Метод наблюдения - непосредственное и опосредованное восприятие изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям.

    Метод беседы и интервью . Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. Педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

    Метод тестирования . Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. По структурным признакам могут быть:

    1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;

    2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа;

    3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий;

    4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.

    Метод анкетирования. Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытие и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных качественных признаков. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

    Эксперимент . Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент - это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают: 1) глобальные; 2) локальные. Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

    Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    наблюдение

    Под наблюдением подразумевают пря­мую регистрацию событий очевидцем.

    В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения - непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других - пользуемся данными наблюдений иных лиц.

    В ряде других наук, например в экономической статистике, или демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру (визуальное наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по до­мам).

    Наблюдение имеет рад особенностей:

    (а) оно подчинено ясной исследовательс­кой цели и четко сформулированным задачам;

    (б) на­блюдение планируется по заранее обдуманной процеду­ре;

    (в) все данные наблюдения фиксируются в протоко­лах или дневниках по определенной системе;

    (г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна подда­ваться контролю на обоснованность и устойчивость.

    Классификация наблюдений производится по раз­личным основаниям.

    По степени формализованности выделяют неконтро­лируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) на­блюдения. В первом исследователь пользуется лишь об­щим принципиальным планом, во втором - регистри­рует события по детально разработанной процедуре.

    В зависимости от положения наблюдателя различа­ют соучаствующее (или включенное) и простое наблю­дения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои дей­ствия. Одна из модификаций включенного наблюде­ния - так называемое стимулирующее или "наблюдаю­щее участие", в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, что­бы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуа­ции "непросматриваемые".

    По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабо­раторные (в экспериментальной ситуации).

    Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

    Наблюдение как метод получения первичной информации имеет свои достоинства :

    Объективность,

    Простота,

    Относительная дешевизна,

    Исключений искажений результатов в отсутствие контактов исследователя с объектом.

    недостатки :

    Не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения,

    Сложность правильного подбора средств и приемов наблюдения в конкретных случаях.

    опрос

    Опросы - выяснение позиций, непосредственного мнения опрашиваемых (респондентов) по какому-либо вопросу. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы

    (Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку).

    Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяют­ся интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами суще­ственно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные ин­тервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью умест­ны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

    Независимо от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т. е. глубо­ким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опраши­ваемого. Цель клинического интервью - получить све­дения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информа­цию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реа­гирует на отдельные компоненты информации (из мас­совой печати, лекции и т. п.). Причем текст информа­ции предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что вовсе не осталось в памяти . Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения бесе­ды принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

    Нарративное интервью - направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу..

    Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые - это планируемая беседа, в процессе которой иссле­дователь стремится вызвать дискуссию в группе. Ме­тодика телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техни­ки квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (напри­мер, переход к рыночной экономике или качества не­которого товара в прикладных исследованиях рын­ка).

    Телефонные интервью применяют для быстрого зондажа мнений .

    Опрос по анкете предполагает жестко фиксиро­ванный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируют­ся опрашиваемым либо наедине с самим собой (заоч­ный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой оп­рос).

    Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты выс­казываются в свободной форме. В закрытом опрос­ном листе все варианты ответов заранее преду­смотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос, применя­ется в обследованиях общественного мнения и содер­жит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых; Та­кие анкеты напоминают листы всенародных референ­думов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отли­чается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собира­ет опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается инди­видуально к каждому респонденту. Организация "раз­даточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, напри­мер, опросы через прессу, также широко используе­мые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении опреде­ленных групп населения, так что скорее могут быть отне­сены к приемам изучения общественного мнения читате­лей данных изданий. Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюдже­тов времени и т. д.

    При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействи­ям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с эти­ми факторами, любую разновидность опросных мето­дов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя ра­стягивать опрос на долгое время, так как к концу оп­роса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опра­шиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

    эксперимент

    Эксперимент позволяет исследовать влияние одного фактора на другой, т.е. осуществлять процесс с замером полученных результатов на основе предварительного создания ситуации.

    Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобра­зовательной деятельности и проверка научной гипоте­зы. В последнем случае процедура экспериментирова­ния целиком сосредоточена на познавательном резуль­тате. Эксперимент выступает в качестве самого силь­ного способа проверки объяснительной гипотезы. В пер­вом же случае эксперимент нацелен на получение прак­тического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побоч­ный продукт управленческого эффекта.

    Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно на­зываем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений. Здесь возникают многообразные социально-экономические, по­литические, социально-психологические, организаци­онно-хозяйственные проблемы, часто далекие от логики осуществления эксперимента с научно-познавательными целями.

    Натурный эксперимент предполагает, вмеша­тельство экспериментатора в естественный ход со­бытий. Мысленный эксперимент - это манипулиро­вание с информацией о реальных объектах без вме­шательства в действительный ход событий

    Контролируемый (валидный) эксперимент пред­ставляет попытку получить относительно чистый эф­фект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат вли­яния экспериментального фактора.

    Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и конт­рольным. Возможны экспери­менты без контрольного объекта, повторяющиеся не­сколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия эк­спериментальных объектов в каждой серии опытов.

    тестирование

    Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свой­ства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и общностей.

    По предмету исследования можно выделить три класса тестов: (а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, (б) личностные - специальные тесты, пред­назначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т. д. } и (в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного "давления" группы на ее членов и др.

    Общие особенности психологических тестов опреде­ляются предметом изучения и спецификой применяе­мой техники. С точки зрения техни­ческих приемов, обычно выделяют четыре разновиднос­ти тестов: (а) так называемые объективные, преимуще­ственно аппаратурные, часто психофизиологические ис­пытания (например, измерение кожногальванического рефлекса служит индикатором эмоционального состоя­ния); (б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела. Эти тесты состоят из серии взаимоконтроли­рующих суждений о различных проявлениях лич­ностных черт с предложением испытуемому фиксиро­вать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения (так, один из индикаторов общей тревожности в тесте Айзенка: "Часто ли Вас беспокоит чувство, что Вы чем-то хуже других?"); (в) тесты "с ка­рандашом и бумагой", например, для диагностики внима­ния - вычеркивание определенных букв в тексте ("кор­ректорский тест") или вычерчивание оптимального выхо­да из лабиринта (оценка некоторых свойств интеллекта) и т. д.; (г) тесты, основанные на экспертной оценке пове­денческих проявлений испытуемых, например, активно используемая в практике отечественных психологов методика ГОЛ - групповой оценки личности

    Орудия исследования

      специальные устройства: фотоаппарат, видеокамера, диктофон, термометр, аудиметр, гальванометр, тонометр и др.

    Для решения задач психологии применяются следующие методы:

    • лабораторный и естественный эксперимент;
    • исследование продуктов деятельности;
    • и тестирование;
    • биографический метод;
    • психологическое моделирование;
    • сравнительно-генетический метод и др.

    Метод эксперимента — основной метод ; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

    Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

    В естественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

    Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

    К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности , который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования, и в частности метод клинической беседы.

    Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

    Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

    Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

    Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

    В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

    Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

    Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

    В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования . Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).

    Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

    Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называется социограммой.

    Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

    Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности .

    Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования : выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

    По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

    Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений . Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ограниченным концепциям и теориям.

    Исследовательские методы психологии

    Основные , так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.

    С помощью определенных приемов, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор эти приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждал Георг Гегель , «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания». Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.

    Общенаучные методы психологии

    Поэтому исследовательские методы психологии, конечно, отличаются от методов, применяемых, например, в физике, биологии или социологии, хотя использует и основные общенаучные методы, к числу которых относятся:

    Диалектический метод , требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);

    Метод детерминизма , т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения;

    Метод системности , исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи;

    Метод фальсифицируемости , предложенный английским философом Карлом Поппером , предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.

    Специфические методы психологии

    Формулируя некоторые универсальные методы науки, методология вместе с тем выделяет и некоторые специфические методы, которые наиболее соответствуют объекту познания той или иной конкретной науки. Так, особое значение для психологии имеют следующие методы исследований:

    Метод рассмотрения психологических явлений как единства психического и физиологического. Однако современная психология исходит из того, что, хотя нервная система и обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, они тем не менее не могут быть сведены к физиологическим явлениям;

    Метод постоянного учета единства психики, сознания и деятельности. Психологическое исследование исходит из того, что сознание деятельно, деятельность сознательна. Психолог изучает поведение, которое формируется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

    Оптимальное соотношение разрабатываемых той или иной наукой теории и метода представляет собой тот идеал, к которому стремится каждый исследователь.

    Специфические методы психологической науки, которые определяются особенностями се объекта, принято делить на два основных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в специально созданных условиях, а также специализированный метод тестирования).

    Неэкспериментальные методы изучения психики оцениваются как наиболее надежные, поскольку они применяются в естественных условиях.

    Состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

    • для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;
    • для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

    По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

    Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

    При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

    Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

    Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

    Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

    - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

    Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

    При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

    • строиться по заранее продуманному плану;
    • проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер
    • свободного диалога, а не допроса;
    • исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

    Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

    — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

    При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

    Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

    Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

    Эксперимент - это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть доступны объективному наблюдению и точно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи обычно работают с двумя группами — экспериментальной и контрольной, идентичными по своему составу и другим условиям (контрольная группа в отличие от экспериментальной не подвергается воздействию независимой переменной).

    Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

    Лабораторный эксперимент — это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности — например, влияние того или иного метода обучения на производительность труда. Возможно исследование сложных видов труда, например, космонавтов на специальных тренажерах.

    Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

    Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. Поэтому его результаты в наибольшей степени можно использовать в практической деятельности.

    Еще одним методом психологической диагностики является тестирование , которое проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспертизы, а также в системе образования для определения уровня знаний.

    Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

    Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

    • при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;
    • исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:
    • исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;
    • исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;
    • информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

    Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

    Как показывает опыт, участники эксперимента часто ведут себя именно так. как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к возникновению ошибок по вине самого экспериментатора: добиваясь, чтобы испытуемый «работал на гипотезу», исследователь так или иначе создает привилегированные условия для экспериментальной группы, что служит нередко источником ошибок. Таким образом, для проведения исследований в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

    Группы методов психологии

    Известно несколько классификаций методов психологии , поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).

    На разных этапах исследования выделяется четыре группы методов.

    Первая группа — организационные методы

    К первой относятся организационные методы , на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

    Вторая группа — эмпирические методы

    Вторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы , с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

    — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях.

    Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

    Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

    Преимущества экспериментального метода

    • Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.
    • Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.
    • В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.
    • В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

    Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

    По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.

    К сожалению, современная психология становиться все, менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, интервью. Это обедняет методологический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета.

    Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для последних необходима надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых. Существует огромное количество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса. Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен.

    Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов. Здесь важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

    Метод беседы предполагает индивидуальную психологическую работу, в свою очередь имеет свои правила проведения и поведения исследователя.

    Набор праксиметрических методов разработан в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций, действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

    Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к “картине”, нарисованной обезьяной.

    Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

    Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

    Третья группа — методы обработки полученных результатов

    Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

    Четвергая группа — интерпретационные методы

    Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

    Наблюдения (более пассивны)

    Эксперименты (более активны)

    Научный метод исследования не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно-объясняющие причины того или иного психологического явления

    Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт

    Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер

    Научный метод наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие четкий план, фиксация результатов в спец. дневнике

    Лабораторный протекает в специальных условиях. Используется спец. аппаратура

    Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах

    Вспомогательные методы психологии

    Анализ продуктов деятельности и биографический метод

    Близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкеты, тесты

    Наблюдение – целенаправленное восприятие поведения объекта в естественных условиях без вмешательства наблюдателя.

    Применяется в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать вербальное, невербальное поведение, перемещение людей. То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно.

    Требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты

    Согласно этическим правилам, в некоторых случаях необходимо получить согласие на наблюдение, минимально вторгаться в личную жизнь, нельзя допускать причинение вреда участникам и разглашать конфиденциальную информацию.

    Эксперимент - опыт, проводящийся в определенных условиях для выяснения новой информации, может быть явным, скрытым или комбинированным.

    Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    Объективность полученных данных;

    Надёжность полученных данных;

    Валидность полученных данных.

    Проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса.

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    1. Нужно заранее продумать план и содержание беседы;

    2. Установить контакт с исследуемым человеком;

    3. Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);

    4. Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;

    5. Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;

    6. Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;

    7. Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;

    8. Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;

    9. Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми.

    Анализ продуктов деятельности - метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

    По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора.

    Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности. Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

    Психологическийтест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. К настоящему времени психологические тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации: тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы - проективных тестов.

    Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни, дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны, что необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

    ОПРОСНИКИ - средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющие количественно определять их качеств и степень развития.

    Это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов. Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса.

    Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

    Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков).


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-04-20



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта