Главная » Маринование грибов » Самые влиятельные семьи мира: Ротшильды, Шиффы, Варбурги, Морганы и Рокфеллеры. История и связи

Самые влиятельные семьи мира: Ротшильды, Шиффы, Варбурги, Морганы и Рокфеллеры. История и связи

На лекции доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Илья Плужников рассказал о том, как образ хрущевки связан со страхом смерти, почему дети рассказывают друг другу страшилки и в чем польза тревожных ощущений с точки зрения биологии. T&P взяли у психолога , а теперь публикуют основные тезисы лекции.

В страхах современного человека ничего современного нет. Большинство страхов мы приобрели в ходе эволюции. Важно понять суть страха. Не его понятие в словаре, то, какие мысли и ощущения сопровождают человека, когда он его чувствует. Важно, что страх сопровождают мысли, что «со мной сейчас может произойти нечто плохое». Сильный страх или ужас - это не то, «что может что-то произойти», а «уже сейчас со мной происходит что-то плохое». Когда вы идете по тропинке куда-то, и вам на вам на встречу выпрыгивает тигр, то у вас возникает страх, в этот момент ваш мозг анализирует, какова вероятность того, что животное на вас нападет и какой причинит вам вред. Если тигр уже на вас напал и разрывает ваше тело на части, то в этот момент вы испытываете ужас, для вас это уже актуальное переживание.

Страх - это эмоция, у которой есть объект. Когда речь идет о том, что мы боимся чего-то вообще, то мы говорим о тревоге. Фрейд выделял несколько видов тревоги:

Angst - «со мной может произойти много плохих вещей, я не знаю каких». Это то, что в психиатрии называется флотирующая, свободноплавающая, беспредметная тревога. Она переживается не на эмоциональном уровне, а на физиологическом - тяжесть в груди, нервная дрожь, путанные мысли, «мясорубка в груди».

Anxiety - «со мной может произойти нечто плохое, я не знаю что». То есть не все подряд, а человек выделяет для себя какой-то блок опасностей.

Страх имеет один вектор - вектор предмета, а тревога два вектора - «вперед» и «назад». «Тревога вперед» - это когда человек боится, что завтра что-то случится с ним плохое. «Тревога назад» - это когда уже было сделано что-то в прошлом, и человек думает, что это обязательно приведет к каким-то негативным последствиям, и изменить уже ничего нельзя. «Тревогу назад» сопровождают мысли: «Зачем я это сделал вчера?», «Как я теперь приду на работу?», «Как на меня будут смотреть люди?». Эта умственная жвачка участвует в развитии психических и психосоматических расстройств, например, бессонницы. Постоянный наплыв мыслей мешает заснуть, так как мозг человека в состоянии тревоги возбужден.

Психологические функции страха

Первая функция - оценочная. Как только как мы попадаем в ситуацию, которую мы не может оценить с помощью разума, так как нам не достаточно информации, мы подключаем эмоции. Например, мы идем по темному лесу через кладбище и что-то где-то шевельнулось. В этой ситуации нам выгоднее испытать страх и предпринять какие-то меры, потому что вероятность того, что выползет змея, очень высока.

Когда мозг с помощью страха оценил ситуацию, как опасную, включается следующие функции - защитная и мобилизующая. Страх как базовая эмоция облагает вегетативным фоном - наши зрачки расширяются и мы начинаем лучше видеть в темноте, острее слышать, головной мозг активируется, начинается выброс адреналина в крови… Все это помогает человеку быстрее отпрыгнуть от змеи или напасть на нее самому, тем самым спасти себе жизнь.

И последняя функция организации. Адекватная реакция на страх помогает человеку адаптироваться к окружающей среде, но если соотношение стимула и реакции - неравнозначные (по кладбищу пробежала маленькая ящерка, а человек взял осиновый кол и со страху начал громить надгробия), то это, наоборот, приводит к дезадаптации. Таким образом функция организации отделает нормальный страх и тревогу от их патологических форм.

Основные типы страхов

Биологические страхи

Это страхи свойственны как человеку, так и животному. Они выработались в ходе эволюции и адаптируют нас к биологическим сигналам. К ним относится страх боли, крови, темноты, некоторых животных, страх неожиданности и все реакции испуга. Об этих страхах сегодня мы говорить подробно не будем, а больше внимания уделим именно человеческим страхам.

Индивидуальные страхи

Психотические страхи. Психоаналитическая модель говорит, что все проблемы идут из детства, то есть страхи взрослого человека - это проблемы ребенка, и нужно просто выяснить, в каком возрасте они зародились. Больные психозом, шизофренией, паранойей, с точки зрения психоанализа, откатываются во время приступа болезни на самые ранние возрастные этапы, когда они еще сами не могли идентифицировать себя, как отдельного человека. Это возраст ребенка от рождения до полугода примерно. Пока нет дифференциации, ребенок не может понять что и откуда приходит в его жизнь. Мать дает ему грудь, и это для него рай. Когда мать убирает грудь, ребенок гневается, злиться и может даже кусать ее.

Психоаналитики объясняют: маленькие дети не понимают, что это одна и та же грудь дает молоко и не дает молоко. Детям кажется, что это две разные груди, и дальше они начинают думать, что вот та плохая грудь, которая не дает молоко, может его преследовать и даже скушать. Страхи поглощения, расчленения, деструкции - самые ранние, базовые страхи. Именно к ним обычно апеллируют фильмы ужасов.

Страхи рефлексировались в мировой культуре еще до психоаналитиков. Существуют культурные механизмы их переживания. Искусство моделирует страшные ситуации в комфортной среде, зрители смотрят на них со стороны, и таким образом эти страхи изгоняются.

Сказка «Колобок» помогает справиться ребенку со страхом расчленения. Она рассчитана на самых маленьких детей, которые только что вышли из стадии психотического страха. Суть ее такова: если будешь плохо себя вести, уйдешь от бабушки и дедушки, то ты сможешь обмануть какую-то группу людей, но тебе все равно в определенный момент встретится кто-то, кого ты обмануть не сможешь… Что тогда с тобой будет? Будет то, чего ты боишься больше всего - поглощение и расчленение. Слушая эту сказку, ребенок перерабатывает свои страхи на интеллектуальном уровне, и внутренний накал его напряжения на эту тему постепенно затухает.

По такому же принципу существуют все лагерные страшилки про черную руку на черной стене. Когда дети попадают в лагерь, где они отделены от родителей, они скучают по ним, им плохо, и тогда они объединяются, чтобы пережить страх быть оставленными. Они рассказывают друг другу всякие ужасы, и тем самым достигают катарсиса.

Пограничные страхи. Ребенок растет и понимает, что он существует отдельно от матери, физически и психологически зависим от нее, потому что она дает ему тепло, любовь, заботу. У него появляется страх, что произойдет разрыв этой зависимости - это боязнь разлуки, сепарации, потери объекта, к которому ты привязан, страх остаться одному. Эти переживания характерны для пациентов с пограничным расстройством личности. Есть сказки, которые как раз играют на этих переживания: «Мальчик с пальчик», «Гензель и Гретель» и «Морозко», где отец насильно отвозит девушку в лес и оставляет там замерзать.

Невротические страхи. У взрослых детей, которые входят в этап Эдипового комплекса, появляется кастрационная тревога. Фрейду использовал сравнение с древнегреческим мифом, согласно которому ребенок должен убить отца и жениться на матери, но одновременно ребенок боится, что отец успеет кастрировать его раньше, и тогда он не сможет жениться на матери. Во взрослом возрасте этот внутренний конфликт выражается в страхе позора, унижения, потери статуса и престижа.

К этому моменту ребенок уже прошел стадию зависимости от матери, начал от нее отделяться и становиться собой. Из-за этого у него появляется страх - не быть собой, не стать самостоятельным существом и превратиться во что-то монотонное, серое и не имеющее индивидуальности.

В авторской сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот» девушка загадывает мужчинам загадки, а, если они их не отгадывают, то им отрубают головы. Здесь заложена простая логика: если мужчина дурак, то женщина им будет манипулировать. Все сказки, в которых герой должен пройти определенные испытания, как раз эксплуатируют страх потери себя или унижения. В русских сказах справиться со сложными испытаниями (вроде «пойди туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что») помогает волшебство. Например, приходит Царевна-лягушка и помогает все сделать. В западных сказках проблемы так просто не решаются, героям приходится самим прилагать усилия.

Надиндивидуальные страхи

Экзистенциальные страхи. Сюда входит страх смерти. Доказано, что человек - единственное млекопитающее, которое знает, что оно умрет, и факт этого знания вызывает экзистенциальную тревогу.

Любые попытки предсказать вероятность смерти обречены. Факторы риска просчитать нельзя: можно не пить, не курить, заниматься спортом, думать позитивно, не переходить дорогу, не ездить на самолетах и не спускаться в метро, но в любой момент в организме может разорваться аневризма, и наступит смерть. Страх смерти актуализируется в рамках ипохондрии и панических атак. У здорового человека он всегда присутствует, но редко выходит на первый план.

Есть культуры, где смерть не признается, Например, при коммунизме смерти не должно было быть, так как коммунизм даровал людям мечту вечной жизни. Хрущевки были устроены так, что гроб было вынести из квартиры нельзя. Можете это проверить. Сама квартира давала человеку негласный посыл: если ты умрешь, то твой гроб можно будет выкинуть из окна.

В европейской культуре не должно быть старости. Европейцы в глубине души мечтают, чтобы стариков собирали, сажали на плот, и они отплывали бы в долину смерти. За этим стоит феномен Дориана Грея - культ личности и индивидуальной красоты определяет всю жизнь человека. Мы не производим какой-либо продукт, а только занимаемся телом, «звездим», ходим в SPA, фитнес-центры. Вся наша жизнь концентрируется на красоте тела и сохранении его в первозданном виде. Самый комический вариант этого феномена - когда мужчины в возрасте пятидесяти лет и старше носят спортивную подростковую одежду, катаются на роликах, красят волосы в яркие цвета и считают это нормальным.

Помимо страха смерти мы испытываем страх жизни и принятия решений. Многие решают, что им страшно идти вперед, поэтому они стоят на месте и даже стремятся назад в прошлое. Феномен ностальгии в России очень развит: пиво «Жигули», «Советское шампанское», передача «Старые песни о главном», шоколадка «Аленка», канал «Ностальгия», радио «Ретро FM»… Идея тут такая: «Мы не хотим думать, как нам развиваться и куда идти. Мы хотим назад. Туда, где у всех была одинаковая заработная плата. Да, в магазинах было всего два вида сыра, но там не было гомосексуалистов, хипстеров, а вообще был порядок и закон. Все, что связано с негативными чертами этого времени мы будет игнорировать и будем понимать только хорошее». Понятно, что ни к чему хорошему такая логика не ведет.

Cоциальные страхи. Мы все подсели на социальный наркотик - страх одиночества. Кто-то спасается от него в личном общении, кто-то через соцсети. Но есть загвоздка: мы хотим, чтобы рядом с нами кто-то был, но мы не хотим, чтобы это были Другие, так как мы их боимся. Люди хотят, чтобы в их жизни не было мигрантов, геев, исламистов и инвалидов. В то же время это желание противоречит главному закону эволюции - необходимости разнообразия популяции. С эволюционной точки зрения, механизм глобализации оправдан.

В заключение скажу, что рецепт спасения от страхов один: принять то, что смысла в жизни нет, что в любой момент мы можем умереть или остаться в полном одиночестве, так как все наши близкие и друзья могут погибнуть или отказаться от нас, вне зависимости от того, как мы будем себя вести.

Деймос и Фобос — небольшие по космическим меркам спутники нашего соседа, Марса. Несмотря на свои достаточно грозные названия, они выглядят скромно на фоне остальных небесных тел Солнечной системы. Тем не менее "Страх" и "Ужас", сопровождающее Марс в его вечном кружении по орбите, представляют большую ценность для исследователей и вызывают немалый интерес у астрофизиков.

Предсказание писателя

Немногие знают, что открытие впервые произошло не в обсерватории, а на страницах знаменитого произведения Джонатона Свифта «Приключения Гулливера». Главному герою в одной из глав ученые с летающего острова Лапута рассказали об обнаруженных ими двух телах, движущихся вокруг Марса. История о приключениях Гулливера появилась в начале восемнадцатого века. Научное же открытие Фобоса и Деймоса состоялось гораздо позже — в 1877 году. Совершил его А. Холл во время великого противостояния Красной планеты. Открытие достойно увековечения по многим причинам: оно стало возможным благодаря исключительно удачным погодным условиям и невероятному труду ученого, в арсенале которого были лишь достаточно несовершенные инструменты конца девятнадцатого века.

Крохи

Деймос и Фобос недоступны для изучения при помощи любительской аппаратуры из-за своих скромных размеров. Они во много раз меньше Луны. Спутник Деймос — самый крохотный подобный объект во всей Солнечной системе. Фобос несколько крупнее своего «собрата», однако также не может похвастаться внушительными размерами. С момента начала эры космонавтики оба объекта изучались при помощи нескольких аппаратов: "Викинг-1", "Маринер-9", "Фобос", "Марс-экспресс". В процессе исследований были получены изображения спутников, а также данные о характере их поверхности и составе.

Происхождение

На сегодняшний день до конца неясен вопрос о том, откуда у Марса появились спутники. Одна из вероятных версий гласит, что Деймос и Фобос — захваченные Красной планетой астероиды. Причем предполагают, что прилетели они из удаленных участков Солнечной системы или даже сформировались вне ее границ. Менее правдоподобной ученые называют гипотезу происхождения спутников из Главного Возможно, определенную роль в появлении у Марса подобной «свиты» сыграл гигант Юпитер, своим мощным гравитационным полем искажающий орбиты всех пролетающих рядом астероидов.

«Страх»

Фобос — ближайший к Как и Деймос, он обладает неправильной формой и движется по почти круговой орбите вокруг Марса. Фобос всегда повернут к планете одной стороной, в чем схож с Луной. Причина этого — совпадение периодов вращения тела вокруг Марса и вокруг своей оси.

Орбита Фобоса расположена очень близко к Красной планете. По данным ученых, спутник под действием Марса постепенно снижается (чуть меньше, чем на десять сантиметров в год). В отдаленном будущем ему грозит разрушение. Либо Фобос примерно через 11 миллионов лет упадет на Марс, либо чуть раньше, через 7 млн лет, будет разорван планеты и образует вокруг нее кольцо из обломков.

Поверхность

Фобос и Деймос — спутники, покрытые следами от встреч с метеоритами. Поверхность обоих испещрена кратерами разных размеров. Самый большой из них располагается на Фобосе. Поперечник кратера — 10 км, для сравнения размер самого спутника — 27 на 21 км. Удар, оставивший подобный след, запросто мог привести к полному разрушению этого космического тела.

Поверхность Фобоса имеет и еще одну особенность, отличающую его от «собрата». Это практически параллельные борозды шириной до нескольких сотен метров, занимающие обширную площадь. Их происхождение остается загадкой. По предположениям ученых, они могут быть также последствиями мощного удара либо являться следствием гравитационного воздействия Марса.

«Ужас»

Деймос имеет размеры 15 на 12 километров и кружит по более удаленной, чем Фобос, орбите: расстояние до планеты - примерно 23,5 тысячи километров. Один оборот вокруг Марса «Ужас» совершает за 30 часов и 18 минут, что немного превышает длительность суток на планете и более чем вчетверо медленнее движения Фобоса. Ему хватает на облет планеты 7 часов и 39 минут.

Деймос в противоположность своему «собрату» не собирается падать. Некоторые ученые предполагают, что вероятная участь «Ужаса» — преодолеть притяжение Марса и улететь в космос.

Строение

Долгое время оставалось непонятным, что скрывают Деймос и Фобос внутри. Ученые знали лишь о подозрительно малой плотности этих тел, рассчитанной в процессе наблюдений с Земли. В связи с этими данными возникали самые фантастические предположения о том, какие объекты сопровождают Марс. Фобос и Деймос в некоторых гипотезах значились как искусственные полые спутники, созданные в глубокой древности и, возможно, цивилизацией другой планеты.

После изучения данных, полученных обнаружилось, что «свита» Марса больше похожа на астероиды, то есть природные объекты. Была подсчитана плотность вещества на спутниках — примерно 2 г/см 3 . Аналогичный показатель встречается у некоторых метеоритов. Сегодня низкая плотность спутников Марса объясняется особенностями их строения: предположительно Фобос и Деймос состоят из смеси горной породы, богатой углеродом, со льдом. Кроме того, снимки космических аппаратов позволяют предположить, что поверхность ближайшего к Марсу объекта покрыта метровым слоем пыли, аналогичным реголиту Луны.

«Свита» Красной планеты еще хранит немало тайн, поэтому среди астрономов постоянно разрабатываются проекты полетов к ней. Большой интерес представляет и сам Марс. В некоторых проектах он рассматривается как кандидат на терраформирование или подходящее место для добычи некоторых ресурсов. Также в научных кругах довольно серьезно обсуждается на первый взгляд фантастическая перспектива размещения исследовательских баз сначала на Луне, а затем на Марсе. Кроме того, изучение подобных объектов всегда может принести информацию не только о них самих, но и о Солнечной системе, ее формировании и особенностях. И даже о Вселенной в целом.

Страх, дает нам жизнь. Боязнь тех вещей, которых стоит бояться помогала нашим предкам выживать. Имеет смысл бояться ядовитых насекомых или голодных тигров, но что на счет страха, когда нет явной и очевидной опасности?

Например, детский плюшевый мишка с полным набором человеческих зубов или собаку.

В этих картинках, что то потустороннее. Слишком много тайн и странностей. Но никакой очевидной угрозы. Нет ни пистолета или камнепада, но люди чувствуют внутри себя боязнь, потому что они жуткие.

Но почему? Из-за чего нас бросает в дрожь, что делает чего-либо страшным.

Психолог Джеймс Гир составил список страхов, который он использовал, чтобы узнать, что пугает нас больше всего, вместе с наиболее поздними опросами института Гэллапа.

Вот эти вещи пугают большинство из нас больше всего.

  • Быть задушенным
  • Выглядеть глупо
  • Завалить экзамен
  • Террористический акт
  • Травма близкого
  • Пауки
  • Смерть близкого
  • Война
  • Собственная смерть
  • Совершить ошибку, находясь в здравом уме
  • Будущее
  • Не добиться успеха
  • Быть в одиночестве
  • Насилие
  • Ядерная война
  • Выступать перед публикой

Все из этих вещей страшные. Но жуткие ли они?

Стивен Кинг описал три типа страшных вещей.

Противное – это все отвратительное, мерзкое, невыносимое.

Ужас – ужас по Кингу, это неестественное. Гигантский паук или быть схваченным в темноте, когда вы думали что вы одни.

Террор – он отличается, страшнее. Террор – это когда вы приходите домой и вся ваша собственность была заменена точной копией. Террор – это чувство будто, кто то находится позади вас, вы чувствуете его дыхание, вы думаете оно схватит вас, но когда вы обернетесь, увидите что ничего не было на самом деле.

Не так много исследований было проведено над этим чувством. Дрожь. Но много теорий и идей включают в себя неопределенность и двусмысленность. Например, жуткие маски и белые клоуны.

Клод Леви-Стросс написал, что маскировка лица, временно устраняет асоциальные связи ту часть тела, которая показывает личностные чувства и позиции. Одна из причин, что даже нейтральная или счастливая маска может быть страшной, может иметь дело с двусмысленностью, маска прячет настоящие эмоции и намерения человека под собой.

Я не знаю, является ли человек в маске угрозой или нет. Неопределенность, жуткая, когда она относится к человеку – это известная зловещая долина .

На графике человечности есть зона, на которой что-то может быть почти полностью человеком, но с небольшим отличием, не вызывающим смех не сильно выделяющимся, но не такое что его почти не заметно. Наоборот это как то тревожит.

Всю жуть зловещей долины чудесно продемонстрировал Джон Бержерон своими поющими андройдами.

Посмотрите эти видео , когда вы одни. Похожее чувство вызывает персонаж созданный Эриком Форни ShayeSaintJohn . Забавный для одних и ночной кошмар для других.

Зловещие гуманойды как и все жуткие штуки, проводят линию между двумя регионами, которые мы можем понять и объяснить словами.

Фрэнсис Ти Маккендри и Сара Конки описали чувство испуга как адаптивные реакции человека на двусмысленность угроз от остальных.

Жуткие вещи, такой вид угрозы, может быть, но также угрозы нет. Поэтому мозг не знает что делать, одни его части отвечают страхам, когда другие части нет, и они не знают почему. Поэтому вместо достижения типичной реакции боязни ужаса мы просто чувствуем неловкость, террор, жуть. Между гор безопасности и угрозы лежит долина тревожности, где границы наших знаний и вера в защищенность, не очень ясны.

Один взгляд на это вызовет смерть через неделю?

Невозможно, правда?

Может быть это террор двусмысленности. Мы не очень хорошо ладим с двусмысленностью. Когда она содержит наши собственные намерения, это может заставить нас врать, а когда она содержит опасность, но никакой видимой угрозы, это может заставить нас думать о странных вещах.

Вы смотрели когда-нибудь через перила с огромной высоты? Настолько высокой, что вы нервничали, у вас кружилась голова и чувствовали что, что то толкает вас. Или даже побуждает прыгнуть. Сидели ли вы когда-нибудь на уступе с другом и осознавали, что вы могли бы толкнуть его. Это было бы так легко. Вы могли бы на самом деле сделать это, и может быть, вы хотите сделать это? Или может быть это просто когнитивный диссонанс? Тот факт, что ваш мозг имел дело с двусмысленностью.

Недавнее исследование Дженнифер Хенесс из университета штата Флорида назвали это феноменом высокого места. Когда вы подходите к выступу перед опасным прыжком срабатывает инстинкт самосохранения, и вы вытягиваете себя оттуда. Но ваш баланс и двигательный аппарат не понимает этого. Ничто не толкает вас, и вы не падаете или прыгаете нормально. Так что же происходит? Часть вашего мозга, которая обрабатывает это намерение, может разрешить это путем определением того, что, что то должно толка вас или то, что вы действительно хотите прыгнуть или толкнуть вашего друга. Даже если это не так.

Мы еще не закончили с двусмысленностью, потому что наш язык отражает большую площадь значения террора и жути.

Посмотрите на само слово террор. Есть слова ужасный и ужасающий, страшный и потрясающий.

Почему это так? На протяжении всей этой истории мы так и не выяснили, что вызывает эти сильнейшие ощущения. Мы нуждаемся в них, чтобы выжить, нам нужны страхи, ужасы чтобы понимать наш размер, наши слабости. Но с другой стороны избегать их тоже хорошо.

Дрожь это физическое напоминание того, что мир не ясный и полон двусмысленности, но мы-то хитрые, всегда пытаемся обо всем узнать.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

“…Кроме того, они открыли две маленькие звезды, или два спутника, обращающиеся около Марса. Ближайший из них удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, второй находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров”. Это строки из романа Джонатана Свифта о приключениях Гулливера, написаны они были в 1726 году, когда никто спутников Марса не видел даже в телескопы, не говоря уже о том, чтобы довольно точно предсказать параметры этих небесных тел. Так, период обращения одного из спутников Марса Свифт угадал с точностью до одной четверти, а другого - до 40 процентов.

Между прочим, Свифт не был единственным великим писателем XVIII столетия, кто “открыл” спутники Марса. Франсуа Мари Вольтер - властитель дум блистательного века Просвещения, сочиняя в 1752г. фантастическую повесть “Микромегас”, тоже упомянул “две луны Марса”. Но мельком, без тех подробностей, которые перечислил Свифт, единственным “доказательством” служит такое соображение: одной луны было бы недостаточно, чтобы освещать по ночам столь далекую от Солнца планету!

Однако до подлинного, а не “научно-фантастического” открытия спутников Марса человечеству пришлось ждать еще полтораста лет, до 1877г., который стал поистине “марсианским”. Джованни Скиапарелли в это время буквально поставил на ноги весь астрономический мир, сообщив о существовании на Красной планете “каналов” и “морей”. Эта “марсианская горячка” имела под собой и объективную основу: 1877-й год был годом великого противостояния, при котором Марс и Земля очень близко подходят друг к другу. Такими благоприятными условиями не мог пренебречь опытный астроном Эсаф Холл (1829-1907), уже заслуживший себе немалый авторитет как один из лучших наблюдателей и вычислителей в Гарвардской обсерватории и профессор математики в Морской обсерватории (Вашингтон), которому и принадлежит открытие двух марсианских лун.

Узнав об открытии из газет, одна английская школьница предложила Холлу названия для новых небесных тел: богу войны в античных мифах вечно сопутствуют его детища - Страх и Ужас, так пусть внутренний из спутников именуется Фобосом, а внешний Деймосом, ибо так эти слова звучат в древнегреческом языке. Названия оказались удачными и закрепились навсегда.

В 1969г., том самом, когда люди высадились на Луне, американская автоматическая межпланетная станция “Маринер-7” передала на Землю фотографию, на которой случайно оказался Фобос, причем он был четко различим на фоне диска Марса. Более того, на фотографии была заметна тень Фобоса на поверхности Марса, и эта тень была не округлой, а вытянутой! Через два с лишним года Фобос и Деймос были специально сфотографированы станцией “Маринер-9”. Были получены не только телеснимки с хорошим разрешением, но еще и первые результаты наблюдений при помощи инфракрасного радиометра и ультрафиолетового спектрометра.

“Маринер-9” подошел к спутникам на расстояние 5000 км, поэтому на снимках различались объекты с поперечником в несколько сотен метров. Действительно, оказалось, что форма Фобоса и Деймоса чрезвычайно далеко от правильной сферы. Их форма напоминает вытянутую картофелину. Телеметрическая космотехника позволила уточнить размеры этих небесных тел, которые теперь уже существенным изменениям не подвергнутся. По новейшим данным большая полуось Фобоса составляет 13,5 км, а Деймоса - 7,5 км, малая же - соответственно 9,4 и 5,5 км. Поверхность спутников Марса оказалась крайне пересеченной: они практически все испещрены гребнями и кратерами, имеющими, очевидно, ударное происхождение. Вероятно, падение метеоритов на незащищенную атмосферой поверхность, продолжавшееся чрезвычайно долгое время, могло привести к такой её изборожденности. Представляет интерес еще одна черта топографии Фобоса. Речь идет о каких-то загадочных бороздах, как бы нанесенных пахарем, неведомым, но очень аккуратным. При этом, хотя они и покрывают собой более половины поверхности спутника, все такие “гряды” сосредоточены только в одном районе Фобоса в северной его части.

Борозды тянутся на десятки километров, ширина их на разных участках колеблется от 100 до 200 м, глубина тоже неодинакова в различных местах. Как эти борозды образовались? Одни ученые во всем винили притяжение Марса, которое могло исказить лицо спутника такими морщинами. Но известно, что в начальную эпоху своего существования Фобос находился дальше от своего центрального тела, чем ныне. Лишь примерно один миллиард лет назад, постепенно сближаясь с Марсом, он стал реально ощущать его приливную силу, Следовательно, борозды могли возникнуть не раньше, а это противоречит данным, согласно которым возраст борозд много больше и, может быть, составляет 3 миллиарда лет. Кроме того, гравитационное воздействие Марса на Фобос продолжается и сегодня, значит, на его поверхности должны бы существовать совсем свежие борозды, однако их там нет.

Другие ученые считали, что борозды нанесены на поверхность спутника обломками породы, выброшенными из какого-то еще неизвестного крупного кратера.

Но далеко не все ученые с этим согласились. Часть специалистов считает более правдоподобной другую гипотезу, согласно которой вначале была единая большая протолуна Марса. Потом этот “родитель” обоих “братьев”- Фобоса и Деймоса - раскололся на два нынешних спутника, и борозды следы такого катаклизма.

Анализ фотографий, присланных на Землю орбитальным отсеком “Викинга-2”, на которых поверхности спутников Марса окрашены в темные цвета, показал, что такая окраска чаще всего бывает свойственна породам, содержащим много углеродистых веществ. Но в тех относительно близких областях Солнечной системы, где пролегает орбита Марса с его спутниками, углеродистые вещества в обильных количествах не образуются. Значит, Фобос и Деймос, скорее всего “пришельцы”, а не “туземцы”.

Если они, действительно, сформировались где-то в сравнительно далеком уголке Солнечной системы, то к моменту, когда их захватило поле тяготения Красной планеты, они, по всей видимости, представляли собой единое тело, которое потом раскололось на несколько обломков. Часть этих обломков упала на поверхность Марса, часть ушла в космос, а два обломка стали спутниками планеты.

Однако следует прислушаться и к оппонентам, отвергающим возникновение спутников Марса путем захвата ранее самостоятельного тела и разлома его.

Крупнейший космогонист академик О.Ю.Шмидт разработал в свое время гипотезу образования Солнечной системы, согласно которой планеты возникли путем аккреции (слипания) твердых и газообразных частиц, первоначально составляющих протопланетное облако. Советские последователи О.Ю.Шмидта считают, что и спутники планет образовывались аналогичным путем. Весомым подтверждением их правоты служит подробная математическая модель, показывающая, как именно могут происходить такие процессы. Захват же планетами особенно крупных небесных тел эти исследователи считают весьма маловероятным событием.

Кратеры на Фобосе и Деймосе по размерам чуть ли не равны самим спутникам. Значит, столкновения были для них катастрофическими событиями. Форма спутников очень неправильная: иначе как обломочной, ее не назовешь. Следовательно, Фобос и Деймос в принципе, могут быть фрагментами некогда существовавшего более крупного тела.

Удалось даже прикинуть приблизительные размеры этого тела. Если бы его радиус достигал примерно 400 км, то “бомбардировка” метеоритов не привела бы к его разрушению и вокруг Марса сегодня обращались бы тела размером не в десять-пятнадцать, а в сотни километров.

Есть и еще одна гипотеза, связанная с поясом астероидов. Не исключено, что в далекие времена какой-то астероид залетел в атмосферу Марса, затормозился ею и превратился в его спутник. Однако очень уж плотна должна была бы быть для этого марсианская атмосфера.

Сторонники противоречащих друг другу гипотез возникновения спутников Марса обладают весомыми аргументами, и дело времени решать, кто же из них прав.

Одним из важнейших открытий космической эры является подтверждение существования солнечного ветра. Это могучие потоки заряженных частиц, извергаемые Солнцем. Со сверхзвуковой скоростью несутся они в космическом пространстве, обрушиваясь на все, что встретится на их пути. И только те небесные тела, которые подобно нашей Земле, обладают достаточно сильным магнитным полем, служащим прочным щитом от такого магнитного потока, не подвергаются в полной мере воздействию солнечного ветра.

Советские межпланетные станции “Марс-2” и “Марс-3” запущенные в 1971-1972гг. проводили наблюдение за тем, как солнечный ветер взаимодействует с “Красной планетой”. Станции прислали на Землю сведения, согласно которым солнечный ветер не доходит до поверхности Марса, а натыкается на преграду и начинает обтекать планету со всех сторон. Это обтекание начиналось то ближе к Марсу, то дальше от него (в зависимости от силы “нападающих” частиц и сопротивления “обороняющегося” магнитного поля планеты), но в среднем расстояние от центра планеты составляло около 4800 км. Дальнейшие исследования показали, что в определенной области околомарсианского космического пространства скопление ионов в десять с лишним раз меньше, чем в других. Да и энергетический спектр этих заряженных частиц совсем иной. Странная область не оставалась на одном месте. Когда ее перемещения были исследованы, оказалось, что она движется вместе с Деймосом, все время прячась за его спиной на расстоянии около 20 000 км. Советский астрофизик А.В. Богданов высказал предположение, что очевидно, с поверхности Марса идет сильно выделение газов, которые взаимодействуют с окружающим его пространством. Когда Деймос проходит непосредственно между Марсом и Солнцем, область столкновения солнечного ветра с магнитосферой Марса удаляется от планеты, как будто “обороняющаяся” сторона, получив подкрепление, может отогнать “наступающих”, и размер марсианской магнитосферы становится значительно больше. А ведь до сих пор считалось, что малые тела нашей Солнечной системы, такие, как например, астероиды или небольшие спутники планет, подобные Деймосу, на мощный поток солнечного ветра воздействовать бессильны.

Еще одна странность, на которую обратили внимание исследователи спутников Марса: крупные кратеры, диаметр которых превышает 500 м, на Деймосе встречаются примерно так же часто, как и на Фобосе. А вот мелких кратеров, которыми Фобос просто усыпан, на Деймосе весьма мало. Дело в том, что поверхность Деймоса усеяна мелкораздробленными камнями и пылью, и мелкие кратеры засыпаны до краев, поэтому поверхность Деймоса выглядит более гладкой. Возникает вопрос: почему же никто, фигурально выражаясь, не засыпает котлованы на Фобосе? Существует гипотеза, что Фобос и Деймос подвергаются мощной метеоритной бомбардировке - ведь атмосферы, которая послужила бы надежным щитом, у них нет. При ударе метеоритного тела о поверхность Фобоса образующаяся пыль и мелкие камни в большей части улетают с его поверхности: сильно тяготение сравнительно близкого Марса “отбирает” их у спутника.

А Деймос находится от планеты куда дальше, поэтому выброшенные при падении на его поверхность метеоритные камни и пыль в значительной мере зависают на орбите Деймоса. Возвращаясь в прежнюю точку орбиты, “Ужас” постепенно снова собирает осколки и пыль, они оседают на его поверхности и погребают над собой многие свежие кратеры и в первую очередь те, что помельче.

Верхний рыхлый слой Луны, Марса, его спутников, та часть их поверхности, которой на Земле соответствует почва, именуется реголитом. Теперь можно считать установленным, что реголит марсианских лун сходен с тем, что наблюдается на нашей “земной” Луне. Вообще-то присутствие реголита на Фобосе и Деймосе ученых сначала удивило. Ведь вторая космическая скорость, по достижении которой любой предмет уходит в межпланетное пространство, на таких мелких небесных телах составляет всего каких-нибудь 10 м/c. Поэтому при ударе метеорита любой булыжник становится здесь “космическим снарядом”.

Подробные снимки Деймоса позволили обнаружить пока еще необъяснимый факт: оказывается, некоторые кратерные валы и примерно десятиметровые каменные глыбы, рассеянные по поверхности Деймоса, украшены длинным шлейфом. Эти шлейфы выглядят как довольно длинная полоса, образованная как бы выброшенным из глубины мелкозернистым материалом. Нечто подобное есть и на Марсе, но, кажется, там эти полосы выглядят несколько иначе. Во всяком случае, специалистам опять есть над чем поломать голову….

В 1945 году астроном Б.П. Шарплесс пришел к убеждению, что у Фобоса в его движении вокруг Марса существует вековое ускорение. А это значило, что спутник движется все скорее по очень-очень пологой спирали, постепенно тормозясь и все ближе подходя к поверхности планеты. Подсчеты Шарплесса показали, что если ничего не изменится, то за какие-нибудь 15 миллионов лет Фобос упадет на Марс и погибнет.

Но вот наступил космический век, и человечеству стали ближе проблемы астрономии. О процессах торможения искусственных спутников в атмосфере Земли узнали широкие массы. Ну, а так как атмосфера есть и у Марса, правда очень разреженная, то не может ли она своим трением вызывать вековое ускорение Фобоса? В 1959 году И.С.Шкловский выполнил соответствующие вычисления и сделал вывод, вызвавший брожение как в умах ученых, так и в умах широкой публики.

То вековое ускорение, которое мы наблюдаем в условиях разреженной верхней атмосферы Марса, может быть объяснено только, если предположить у Фобоса очень малую плотность, такую малую, которая не позволила бы спутнику развалиться на куски, если он… полый . Как и подобает ученому, И.С.Шкловский не делал никаких безапелляционных утверждений; он и сам считал поставленный им вопрос “весьма радикальным и не совсем обычным” предположением.

В 1973 году ленинградский ученый В.А.Шор и его коллеги в Институте теоретической астрономии АН СССР завершили обработку свыше пяти тысяч исчерпывающих по полноте данных, собранных почти за целый век со дня открытия Фобоса и Деймоса. Выяснилось, что Фобос все-таки ускоряется. Правда, значительно слабее, чем считал Шарплесс.

А раз ускорение есть, мы можем предсказать судьбу Фобоса: не более чем через 100 миллионов лет он так сблизится с Марсом, пересечет гибельный предел Роша и будет растерзан приливными силами. Часть обломков спутника упадет на Марс, а часть, вероятно, представится нашим потомкам в виде красивого кольца, подобно тому, которым ныне славится Сатурн.

Что касается Деймоса, то здесь ни у кого нет сомнений: вековым ускорением он не обладает.

А нет ли у Марса еще каких-нибудь спутников, доселе неизвестных? Этот вопрос поставил перед собой Дж.П. Койпер, директор Лунно-планетной обсерватории при Университета штата Аризона. Для того чтобы ответить на этот вопрос, он разработал специальную фотографическую технику, позволяющую фиксировать даже очень слабо светящиеся объекты. Все его исследования не привели к открытию нового спутника Марса.

Затем поиски неведомого спутника Марса проводил сотрудник Эймсовского исследовательского центра НАСА в Калифорнии Дж.Б.Полак. Его исследования также не увенчались успехом. Так что по-прежнему можно считать, что лишь Страх и Ужас сопутствуют небесному воплощению бога войны.

Слово «паника» и словосочетание «панический страх» (от греч. panikon – безотчетный ужас) возникли в греческой мифологии и связаны с легендой о Пане – боге лесов и полей, покровителе пастухов, пастбищ и стад. Когда родился Пан, то его мать, нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство, так как он родился с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой. Неожиданно появившись перед людьми, он мог вызывать панический страх – такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх и оно обращалось в неудержимое бегство.

По свидетельству Геродота, признание Пана богом войны и использование его имени для обозначения паники как психического явления связано с победой греков в Марафонской битве, когда их врагов-персов охватил безумный страх, приведший к беспорядочному бегству.

Чтобы выделить его из обычных страхов, добавляют ряд эпитетов. Например, в Словаре С. И. Ожегова паника определяется как крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий многих людей.

В большинстве случаев выделяют две характеристики паники – массовость состояния сильного страха перед реальной или мнимой физической опасностью м растерянность людей, стихийность, неконтролируемость и хаотичность поведения толпы, неуправляемость страхом. В состоянии паники люди перестают мыслить и оценивать ситуацию рационально. Проявляется в бегстве людей от физической опасности, в определенных поступках.

По определению А. П. Назаретяна, паника – «это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля» , когда эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой. Такое состояние панического ужаса изобразил К. Брюллов в картине «Последний день Помпеи».

Механизмами возникновения паники как массовидного состояния являются феномены заражения, внушения и подражания. Страх одних отражается другими, это усиливает страх первых, и так по кругу.

Известны также многочисленные случаи панического поведения и в профессиональной деятельности, например биржевая паника. Эти случаи определяют как панический ажиотаж, которым обозначается массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью, направленной на избавление от возможной опасности.

Следует отметить наличие ряда противоречий в понимании паники. Например, у С. И. Ожегова паникерствовать – впадать в панику (т. е. испытывать ужас), в то же время паниковать – лишь сильно волноваться, беспокоиться (т. е. испытывать тревогу).

Согласно Г. М. Андреевой, паника – это «определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации» .

Однако и дефицит информации, и ослабление волевого контроля присущи и обычному страху, появляющемуся у отдельного индивида.

Говорят также, что паника – это неосознанный, животный страх. Однако разве страх не осознается?

Очевидно, что когда говорят о неосознаваемости, подразумевают неясность причины, вызвавшей панику, отсюда растерянность людей, замешательство, беспорядочные попытки каждого человека что-то понять в происходящем. Но этому мешает острота ситуации: думать некогда – надо спасаться! Паника возникает, когда человеку неизвестны способы преодоления опасности, отсутствует план действий и он видит себя пассивным объектом событий. Поэтому он следует за тем, кто уже принял решение и своим поведением показывает, что надо делать в возникшей ситуации, т. е. за паникером.

Понятие «паника» распространяется и на поведение отдельных людей. Например, довольно часто можно услышать: «Что ты паникуешь?!» (отсюда и слово «паникерствовать»).

Как уже отмечалось, отличительным признаком массовой паники является заражение эмоцией страха от паникера. Паникер, по С. И. Ожегову, – тот, кто поддается панике, распространяет ее. Это определение оставляет возможность для различного понимания паники. Ведь очевидно, что поддаваться панике – это одно, а распространять (сеять панику), быть катализатором массового страха – это другое.

Паникеры – это люди, которые обладают выразительными движениями, гипнотизирующей силой криков, ложной уверенностью в целесообразности своих действий. Становясь лидерами толпы в чрезвычайных обстоятельствах, они могут создать общий беспорядок, быстро парализующий целые коллективы, лишающий людей возможности оказывать взаимопомощь, соблюдать целесообразные нормы поведения. В эпицентре развития массовой паники обычно появляются высоковнушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Психологи говорят и об индивидуальной панике, проявляющейся в растерянности и впечатлении безнадежности выхода из создавшейся ситуации («Что ты паникуешь? Еще не все потеряно!»). При этом в последнем случае наличие ужаса не обязательно. Отсюда первоначальное понимание паники как массовидного проявления ужаса искажено.

Однако возможность возникновения паники у отдельного человека (студента перед экзаменами, женщины перед родами) и подразделение в связи с этим паники на массовую и индивидуальную вызывает сомнения. Предлагаемые социальными психологами определения паники не дают четкого представления, чем простой страх и ужас отличаются от паники индивида.

Говорят о ком-то: «Он панически боялся…» – но что значит «панически»? Чем отличается паническая боязнь от непанической?

Вот как описывает индивидуальную панику П. Экман: «В течение пяти дней до дня операции я пережил несколько приступов панического настроения. Я испытывал сильный страх, начинал прерывисто дышать, меня бил озноб, и я не мог думать ни о чем, кроме как о пугающем меня событии. ‹…› Тридцать лет тому назад я перенес серьезную операцию и из-за врачебной ошибки вынужден был терпеть сильную боль, поэтому у меня были все основания опасаться последствий попадания на операционный стол. Эти приступы паники продолжались от десяти минут до нескольких часов. Однако в тот день, когда я прибыл в больницу для проведения операции, я не испытывал паники или страха, так как теперь я мог что-то делать, чтобы противодействовать им» .

Спрашивается, по каким признакам Пол Экман решил, что у него была паника, а не обычный страх перед операцией? В его описании таких признаков не видно. Его страх был обоснован предыдущим неудачным опытом, и причины возникавших приступов страха ему были известны. У него не было растерянности, попытки убежать из больницы и других проявлений паники.

Клиницисты говорят о панических атаках как психосоматическом расстройстве .

Паническая атака (вегетативный криз) представляет собой необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжелой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней десятого пересмотра. В то же время наличие панических атак не обязательно означает, что у больного – паническое расстройство. Панические атаки могут быть симптомами фобий, депрессивных расстройств, эндокринологическихзаболеваний, сердечныхзаболеваний, митохондриальныхзаболеваний и т. д. Или же возникать в результате приема каких-либо препаратов. ‹…› Для выявления выраженности панических атак используется шкала тяжести панического расстройства. Эта шкала используется также в форме опросника самооценки в качестве теста на панические атаки.

Паническая атака характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с четырьмя или более из списка ассоциированных с паникой симптомов:

Сердцебиение, учащенный пульс;

Потливость;

Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи;

Ощущение нехватки воздуха, одышка;

Удушье или затрудненное дыхание;

Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки;

Тошнота или абдоминальный дискомфорт;

Ощущение головокружения, неустойчивость, легкость в голове или предобморочное состояние;

Ощущение дереализации, деперсонализации;

Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок;

Страх смерти;

Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях;

Бессонница;

Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления).

Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащенное мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.

Интенсивность основного критерия панической атаки (приступов тревоги) может варьировать в широких пределах: от выраженного состояния паники до ощущения внутреннего напряжения. В последнем случае, когда на первый план выступает вегетативная (соматическая) составляющая, говорят о «нестраховой» панической атаке, или о «панике без паники». Длительность приступов может варьировать от нескольких минут до нескольких часов, составляя в среднем 15–30 минут. Частота приступов – от нескольких в день до 1–2 раз в месяц. Большинство пациентов говорят о спонтанности (неспровоцированности) атак. Однако активный расспрос позволяет выявить наряду со спонтанными атаками еще и ситуационные приступы, возникающие в потенциально «угрожаемых» ситуациях. Такими ситуациями могут быть: пользование транспортом, пребывание в толпе или замкнутом пространстве, необходимость покинуть собственное жилище и т. д.

Человек, впервые столкнувшийся с этим состоянием, сильно пугается, начинает думать о каком-либо тяжелом заболевании сердца, эндокринной или нервной систем, пищеварения, может вызывать «скорую помощь». Он начинает посещать врачей, пытаясь выявить причины «приступов». Трактовка пациентом панической атаки как проявления какого-либо соматического заболевания приводит к частым посещениям врача, многократным консультациям у специалистов различного профиля(кардиологи, невропатологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, терапевты), неоправданным диагностическим исследованиям и создает у пациента впечатление о сложности и уникальности его заболевания. Неверные представления пациента о сути заболевания ведут к появлению ипохондрических симптомов, способствующих утяжелению течения болезни.

В большинстве случаев панические атаки не ограничиваются одним приступом. Первые эпизоды оставляют неизгладимый след в памяти больного. Это ведет к появлению синдрома тревоги «ожидания» приступа, который. в свою очередь, закрепляет повторяемость атак. Повторение атак в сходных ситуациях (транспорт, пребывание в толпе и т. д.), способствует формированию ограничительного поведения, т. е. избегания потенциально опасныхдля развития панических атак мест и ситуаций. Тревога по поводу возможного развития атаки в определенном месте (ситуации) и избегание данного места (ситуации) определяется термином «агорафобия». Нарастание агорафобической симптоматики приводит к социальной дезадаптации пациента. Из-за страха пациенты могут быть не в состоянии покинуть дом или оставаться в одиночестве, обрекают себя на домашний арест, становятся обузой для близких. Наличие агорафобии при паническом расстройстве указывает на более тяжелое заболевание, влечет худший прогноз и требует особой лечебной тактики. Также может присоединиться и реактивная депрессия, которая тоже утяжеляет течение заболевания, особенно если пациент долго не может понять, что именно с ним происходит, не находит помощи, поддержки, не получает облегчения.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта