Главная » Маринование грибов » Теории воли. Основные психологические теории воли

Теории воли. Основные психологические теории воли

Прежде чем переходить к обсуждению отдельных теорий и проблем психологии воли, хотелось бы отметить неудовлетворительное состояние этого вопроса в современной психологии. Проблема воли, длительное время занимавшая значительное место в психологических концепциях, теряет свою актуальность. В современных учебниках по психологии не всегда встретишь соответствующий параграф, где бы обсуждалось темы, имеющие отношение к волевому действию, волевым качествам личности, волевой регуляции.
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .
Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли (см. Хрестомат. 12.1 ).
1. Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам. Так, например, в исследованиях, посвященных запоминанию, устанавливается ассоциативная связь между объектами А и В таким образом, что если я слышу А, то воспроизвожу В. Но естественно выглядит и обратная последовательность, т.е. если В, то А. В первом случае человек действует непроизвольно, а во втором, где действует закон обратимости ассоциаций, произвольно. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области - психологии личности. Так, Эрих Фромм полагал, что когда родители ведут себя агрессивно по отношению к своему ребенку (прибегая к такому механизму "бегства от свободы", как садизм), они нередко оправдывают свое поведение словами: "Я это делаю, потому что тебя люблю". Ребенок устанавливает ассоциативную связь между наказанием и проявлением любви в виде вербального высказывания. Повзрослев, юноша или девушка (по принципу обратимости ассоциаций) будут ждать от своего партнера, сделавшего признание в любви, садистических поступков. Это ожидание будет иметь целенаправленный характер.
По Эббингаузу, воля - инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого "зрячего инстинкта", сознающего свою цель.
Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт). Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого - действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие. Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.
Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли. Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации. Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из не-волевого.
Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта. Самое существенное для возникновения волевого процесса - активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие. Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние - на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.


  • 2. Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:
    • мотивационный подход;
    • подход свободного выбора;
    • регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу, 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия и 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия.
Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана и А. Шопенгауэра. О шопенгауэровском пессимизме было сказано немало слов. Вот оценка, данная теории А. Шопенгауэра Л.И. Шестовым: "Возьмите хотя бы Шопенгауэра: кажется, в философской литературе мы не найдем никого, кто бы так настойчиво и упорно доказывал бесцельность нашей жизни, но, с другой стороны, я затрудняюсь назвать философа, который сумел бы так заманчиво соблазнять людей таинственной прелестью доступных и недоступных нам миров" (Шестов Л.И., 1993. С. 281). Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она - совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв. Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке - просто объективация мировой воли. Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле - вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную). Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от "служения" мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.
Такое же приблизительно понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова . Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.
Воля как начальный момент мотивации действия - предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление Куртом Левиным побудительной функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли. Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций).
Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в трудной ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией.
Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания.
Х. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивации действия, на которые приходятся разные механизмы - мотивационные и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.
Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.
Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: феноменологическая и динамическая. Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со средствами (предметный), 3) совершение внутреннего действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта заключается в реализации, воплощении мотивированного (волевого) действия.
Л.С. Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнительным мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др. В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. "Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три", то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать… И вот в такие моменты предложение к самому себе извне помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими" (Выготский Л.С., 1982. С. 465 ). В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, которые, если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, которая обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, придти к ее осмыслению.
Мы рассмотрели одно из направлений в исследовании воли - мотивационный подход. Его достоинством было исследование воли как самостоятельного психического феномена, недостатки состоят в том, что объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного источника: исходили то из телеологических интерпретаций, то из естественно-научных, то из причинно-следственных.

Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой нередко оказывается любой человек. И. Кант интересовался вопросом о совместимости, с одной стороны, детерминированности поведения, а с другой - свободы выбора. Причинность материального мира сопоставлялясь им с детерминированностью поведения, а нравственность предполагала свободу выбора. Воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. "Короче говоря, парадокс свободной воли разрешается, а вернее сказать, устраняется в системе Канта очень просто. Стремление Воли к самоуничтожению существует лишь в мире явлений. Но в этом мире нет свободы, нет свободной воли, стало быть, последняя никакой ответственности за этот парадокс нести не может (и он по сути дела оказывается не более чем видимостью). Что же касается того мира, где она обитает, - мира вещей самих в себе, - то в нем властвует "закон долга", категорически препятствующий тому, чтобы одна свободная воля каким бы то ни было образом ограничивала, а тем более уничтожала другую" (Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. С. 13).
Кроме философской точки зрения, существует ряд психологических трактовок воли в русле проблемы свободного выбора. Так, У. Джемс считал, что основная функция воли состоит в принятии решения о действии при наличии двух или более идей. В такой ситуации главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на привлекательный объект. Выбор как одну из функций воли рассматривает и С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.).

Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию. М.Я. Басов понимал волю как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Волевое усилие определяется как субъективное выражение регулятивной волевой функции. Воля лишена способности порождать мыслительные или иные действия, но она их регулирует, обнаруживаясь во внимании. По К. Левину, воля действительно может осуществлять управление аффектами и действиями. Этот факт доказали многие эксперименты, проведенные в его школе.
Исследования регуляции психических процессов, осуществленные в рамках проблемы воли, породили совершенно самостоятельное направление в психологии, занимающееся проблемой саморегуляции личности. Несмотря на тесную связь с волей и волевыми процессами, предметом исследования в этой области психологического знания являются приемы и способы регуляции поведения, состояний и чувств.

Введение

Воля, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

В психологии концепции воли делятся на гетерогенетические и автогенетические.

Актуальность исследования

Неразбериха в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна у ряда авторов: с одной стороны, воля не сводится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием. Тем не менее исследование волевых процессов личности представляется довольно актуальной задачей. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.

Цель работы

Рассмотреть психические процессы личности человека.

Задачи работы

    Дать определение воли, ее характеристику

    Оценить разработанность проблемы в работах по психологии

    Проанализировать современное представление о волевых процессах личности

    Рассмотреть волю в структуре человеческой личности

    Рассмотреть воспитание воли человека

    Сделать выводы

Объект исследования – волевые процессы личности человека

Предмет исследования – психологические основы формирования волевых процессов личности и волевая регуляция сознания

Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии

Взгляды на феномен воли в трудах отечественных психологов

Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.
Не смотря на все исследования в этой области, очевидна научная неразработанность этой проблемы, что отражается на практике воспитания детей. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

Я считаю, что развитие волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Также, я считаю, что развивать волевые качества человека надо с подключением их сознания, т.е. чтобы они осознавали, что они делают.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.
Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.
Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно. В этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Но если волевая регуляция и волевое поведение связаны только с преодолением трудностей, то как назвать сознательную регуляцию и сознательное поведение, которые не связаны с обязательными трудностями? Почему тогда эту регуляцию тоже называют волевой, произвольной?

Неразбериха в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна и у ряда авторов: с одной стороны, воля не сводится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием.

Путаница в использовании терминов "произвольный" и "волевой" видна и в наименовании так называемых вторичных видах внимания. Так, говоря о послепроизвольном внимании, имея в виду, что при возникновении интереса к деятельности (например, к чтению) уже не требуется того напряжения внимания, которое было необходимо в начале, пока деятельность не вызвала интереса. Но разве при этом сознательный, преднамеренный характер привлечения внимания к этой деятельности исчезает? Очевидно, лучше бы говорить о послеволевом, но всё равно произвольном внимании.

Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие "волевые качества" является производным от слова "воля", а не наоборот.

Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основные подходы к изучению воли

1. Вступление

2. Основная часть

2.1.1.Понимание воли в античности и средневековье

2.1.2. Понятие волевого процесса по Вундту

2.1.4. Другие теории воли

2.2. Понимание воли в современной психологии

2.2.1. Структура волевого процесса

2.2.2. Борьба мотивов – понятие и роль в волевом действии. Проблема принятия решения в психологии

3. Заключение

4. Список литературы


1. Вступление

Понятие воли возникло в психологии не сразу и изучение волевых процессов и их влияния на развитие личности имеет свою историю. Воля, наряду с эмоциями, является психическим процессом, связанным с регулированием поведения человека. Однако эмоции относят к импульсивной регуляции поведения, в то время как воля – это понятие, связанное с сознательной регуляцией поведения человека. В современной психологии воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действия и поступков. Такое понимание воли возникло не сразу. Понятие воли исследовали философы древности и средних веков, но несколько в ином аспекте, чем она рассматривается в психологии. Философами воля рассматривалась не как самостоятельное явление, а в контексте исторического развития философской науки, характерного для того или иного периода. Самостоятельно понятие воли возникло примерно в период становления теорий сознания и теорий личности.

В своем реферате я рассмотрю наиболее интересные, с моей точки зрения, теории воли. Я остановлюсь на понимании воли в античности, и рассмотрю, как понимал волю В.Вундт, которого можно считать основателем научной психологии, а также рассмотрю теорию воли У. Джеймса. Теория воли Джеймса интересна в том плане, что он рассматривал волю, как центральное понятие в своих исследованиях и считал, что воля является ключевым свойством психики человека, существенно влияющим на развитие его личности. Также в своем реферате я проанализирую подход современной психологии к изучению воли, показав структуру волевого процесса и обрисовав некоторые проблемы в изучении воли, которые ставят перед собой психологи.


2. Основная часть

2.1. Теории изучения воли в психологии

2.1.1. Понимание воли в античности и средневековье

Развитие проблемы воли в истории психологии и смежных наук имеет свою историю, уходящую корнями во времена античности. При этом воля не рассматривалась в античности и даже в средневековье как фактор поведения человека. Воля скорее рассматривалась как фактор, неразрывно связанный с разумом человека.

Древние философы рас­сматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози­ции его соответствия общепринятым нормам. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу; принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.

Аристотель рассматривал волю как связанную с действиями человека. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. При этом действия произвольные и действия волевые - понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности- стремление и ум». Ум размышляет о цели - достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Следовательно, источник наших сознательных действий по Аристотелю кроется в разуме человека.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной про­блемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми фи­лософами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встреча­ются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась са­мостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил - добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, который должен был следовать определенным нормам, право же на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общества.

Позднее, во времена Возрождения, за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало гос­подствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Далее до времен выделения воли как самостоятельно процесса исследования в психологии, воля рассматривалась скорее применительно к существованию свободы воли или ее отсутствию. Этот вопрос рассматривался с философской точки зрения. Проблему свободы воли рассматривал, например, Декарт, который, впрочем, так и не дал научно доказательного ответа о существовании воли. Декарт, тем не менее, приняв решение, что свобода воли есть, считал это своим собственным волевым актом, доказывающим наличие свобода воли.

В.Вундт был первым, кто выделил понятие волевого процесса в рамках своей психологии сознания.

2.1.2. Понятие волевого процесса по В. Вундту

Вундт считал волевой процесс аффективным процессом. «Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности ». Именно аффективный процесс служит основанием для волевых процессов.

Вундт выделял два вида волевых процессов. Первый вид – это подлинные аффекты. Это собственно аффекты, представляющие собой обычные течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата. Второй вид – это волевые действия, которые Вундт понимал как изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающих его. Волевые действия имеют вполне определенный конечный результат; тогда аффективный процесс превращается в волевой.

Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые по представлению Вундта являются связями, представлениями и чувствами, подготавливающими какое-либо действие. Волевой мотив, в свою очередь, имеет два аспекта: основание мотива и побудительная причина. Основание мотива это представление предмета, а связанное с ним чувства – это побудительная причина воли.

Особенностью понимание волевого процесса у Вундта было то, что он импульсивные действия относил к волевым процессам. Вундт делил волевые процессы на простые и сложные. Так, простой процесс имеет только один мотив, таким образом, в данном процессе не присутствует борьба мотивов, а процесс является лишь импульсивным действием. Сложный же процесс и представляет собой тот волевой процесс, который изучает современная психология. Он имеет два и более мотива и становится произвольным действием, то есть действием, которому предшествует борьба мотивов. Борьба мотивов предполагаем факт выбора. Развитием же воли по Вундту является превращение простых процессов в сложные.

2.1.3. Психология воли У.Джеймса

Для Джеймса проблема исследования воли стала центральной в его работах. Он считал, в частности, что волевые качества человека являются основными качествами, влияющими на развитие личностных качеств.

Исследуя волевые процессы, Джеймс начинал с определения непосредственных проявлений воли, переходя к более сложным волевым движениям. Так, единственные непосредственные внешние проявления желаний человека есть телесные движения; они могут совершаться непосредственно сразу после возникновения желания. Но телесные движения могут быть и автоматическими движениями. Приступая же к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма… И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции ». Таким образом, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс – волевые движения являются преднамеренными и заведомо составляют объект желаний, и, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.

Одним из условий для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как человек неоднократно произведет соответствующие движения непроизвольным образом.

Согласно Джеймсу идея (мысленное предварение чувственных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Это мысленное предварение определяет, по крайней мере, каковы они будут волевые движения.

Джеймс выделяет также идеомоторные действия, которые являются типичными волевыми действиями, при этом мысль о совершении такого действия вызывает само действие непосредственно, без особого решения воли. Однако, в некоторых волевых актах, по мнению Джеймса недостаточно одной только идеи; так, Джеймс утверждает, что «по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение было сделано ». Особое решение воли возникает в том случае, когда совершение действия не задерживается никаким другим представлением, кроме как тем, направленным на осуществление этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие совершению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления ». Когда задержка устранена, человек чувствует внутреннее облегчение и, по Джеймсу, это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт. Итак, идеомоторное действие по Джеймсу не является исключительным действием, как его понимали (до Джеймса этот термин использовал В.Карпентер) и понимают другие исследователи, а подходит под общий тип сознательных действий, который Джеймс принимает за исходный пункт для объяснения тех действий, которым предшествует особое решение воли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава I. Изучение воли в психологии

1.1 Определение понятия «воля»

1.2 Волевая регуляция поведения

1.3 Классификация волевых качеств

Глава II. Экспериментальное исследование силы воли школьника

2.1 Описание хода исследования и анализ полученных данных

2.2 Выводы по главе

Заключение

Библиография

Приложение 1

Приложение 2

Введение

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII - XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль, которых нет необходимости доказывать.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принималось в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего появления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Многие ученые, такие как Е.П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, исследовавшие психологию подросткового возраста, обращали внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста.

Цель данной работы - изучение влияния силы воли на воспитание и развитие школьника. Цель работы определяет решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие воли в психологии;

2. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

3. Исследовать методы, влияющие на повышение уровня волевого развития.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования :

теоретический анализ методологической и психологической научной литературы по анализируемой проблеме;

методика Н. Н. Обозова «Волевой ли ты человек »

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I . Сущность воли и её особенности

1.1 Определение понятия «воля»

воля психология регуляция подростковый

ВОЛЯ - сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Проявление воли (точнее было бы -- «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества -- это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,--это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля -- это способность человека достигать созн а тельно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия . Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим поведением -- важное качество зрелого, взрослого человека. Л. С. Выготский говорил, что мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением».

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

1.2 Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Их можно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициации деятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил на это уже не осталось.

1.4 Классификация волевых качеств

На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй -- выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.

В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе -- выдержку, выносливость, терпение.

Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.

В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная -- в ее процессуальности, энергетическая -- в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная -- в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному -- настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому -- решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному -- принципиальность.

Эта классификация тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость -- твердость, самостоятельность -- независимость, самообладание -- решительность, отвага -- мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию

Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.

Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.

К основным П А. Рудик и Е. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.

Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними (поддерживающие).

Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость

В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.

Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной).

Примером системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.

К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.

Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В К Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.

Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и минимизация энергозатрат на саму волевую регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.

Глава II . Экспериментальное исследование силы воли подростка

2.1 Описание хода исследования и анализ полученных данных

Для выявления силы воли у школьников была использована методика Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли», которая состоит из 15 вопросов. В ней принимали участие двадцать учеников 8 класса. Результаты были подсчитаны следующим образом: за ответ «да» - 2 балла, за «не знаю» или «сомневаюсь» - 1 балл и за «нет» - 0 баллов. В Таблице 1 приведены общие результаты ответов.

Таблица 1

Результаты опроса показали, что большинство школьников имеют большую «силу воли», а на втором месте - школьники, обладающие средней «силой воли».

Также следует отметить, что сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. На мой взгляд, это может быть обусловлено тем, что у мальчиков развитие взрослости связано с их активной ориентацией

на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.

Волевые качества школьниц не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.

2.2 Выводы по главе

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности. 2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности -- моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек--хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.

I . Упражнения для развития волевой регуляции.

Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться.

1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого произойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей. Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения и настойчивое желание изменить существующее положение дел.

2. Как можно живее представьте себе все преимущества, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого получат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их. Полностью отдайтесь чувствам, которые вызовут у вас эти мысли: радость открывающихся перед вами возможностей, острое желание их реализовать, сильное стремление начать сразу же.

3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представьте, как вы твердо и решительно шагаете, как решительно ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха в задуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную силу воли и настойчивость. Представьте себе, как в подобных же ситуациях вы проявляете желаемые качества.

II. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни.

Следующая группа упражнений на развитие воли основана на использовании бесчисленного числа возможностей, которые таят в себе каждодневные заботы и обязанности. Таким упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за десять-пятнадцать минут до обычного времени. То же самое можно сказать и об утреннем одевании, если поставить перед собой задачу производить каждое движение сосредоточенно, быстро и точно однако не торопясь. При этом можно в себе развить очень важное в быту свойство - научиться "торопиться не спеша". Современная напряженная жизнь со всеми ее стрессами заставляет нас спешить даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости, просто в силу привычки.

Торопиться без суеты не просто, но вполне возможно. Если этому научиться, вы сможете действовать эффективно и добиваться хороших результатов без напряжения и чрезмерной усталости. Такое умение дается нелегко. Оно требует почти расщепления личности - на того, кто действует, и того, кто в то же время наблюдает за этими действиями. Но даже если вы просто постараетесь сделать это, такая попытка станет хорошим способом развития воли.

Точно так же и в течение всего остального дня - будь это на службе, на производстве или дома - можно выполнять многочисленные упражнения для развития воли, которые одновременно помогут вам выработать определенные необходимые качества. Научиться, например, сохранять в себе душевный покой и "осознавать себя" во время рутинной работы, вне зависимости от того, насколько она скучна и утомительна. Или управлять своими чувствами и контролировать выражение нетерпения, сталкиваясь с небольшими неприятностями и раздражающими факторами, как, например, когда вы едете в набитом транспорте, ждете, когда откроется дверь, или видите ошибки подчиненных или несправедливость со стороны начальства.

И уже позже, в конце дня, дома, нам представляется масса возможностей для подобных упражнений: можно стараться контролировать себя, когда у вас возникает желание дать волю плохому настроению, которым вы обязаны какому-то раздражению, заботам или неприятностям на работе. Попытайтесь спокойно воспринимать происходящее и улаживать все домашние неурядицы. Bo время еды можно выполнять упражнение, полезное не только для воспитания воли, но и для здоровья: контролируйте желание или импульсы быстро есть, когда думаете o работе, и т.д. Необходимо заставить себя хорошо пережевывать пищу и есть в спокойном, расслабленном состоянии. Вечером нам открываются новые возможности для тренировки воли, например, не поддаваться соблазнам, которые отвлекли бы нас от выполнения задуманного.

И на работе, и дома мы должны, если это возможно решительно прекращать работу, почувствовав, что устали, и останавливать в себе стремление ускорить темп, чтобы быстрее ее закончить. Вместо этого лучше дать себе возможность по-умному отдохнуть. Гораздо полезнее сделать короткий перерыв, только почувствовав усталость, чем потом, переутомившись, отдыхать долго. Когда в промышленности были введены короткие и частые перерывы для отдыха, это заметно повысило производительность труда.

Во время такого отдыха достаточно сделать несколько физических упражнений или расслабиться, прикрыв на несколько минут глаза. Усталость, вызванная умственной работой, обычно лучше всего снимается физическими упражнениями, хотя каждый сам на опыте должен выяснить, что ему больше подходит. Одним из достоинств таких частых и коротких перерывов является то, что человек не теряет интереса и стремления к совершаемой работе и одновременно преодолевает усталость и нервное напряжение. Упорядоченный ритм деятельности обеспечивает гармонию нашего существования, а гармония является универсальным законом жизни.

Для тренировки воли полезно стараться ложиться в определенное время, решительно прекращая увлекательное чтение или интересную беседу. Трудно, особенно в начале, добиться успеха во всех этих упражнениях, и, если взяться сразу за все одновременно, это легко приведёт к тому, что у вас опустятся руки. Потому лучше начать с нескольких упражнений, которые бы равномерно охватывали весь день. Когда вы добьётесь успеха в них, добавьте новые, что-то замените, что-то измените. Выполняйте упражнения заинтересованно и с удовольствием, отмечая удачи и неудачи, записывая все свои достижения и поражения и стараясь относиться к ним со спортивным задором. Так вам удастся избежать слишком жесткой и заорганизованной жизни; вы можете сделать интересным и ярким то, что иначе превратилось бы утомительные обязанности.

У п ражнение IV. Физические упражнения для воспитания воли.

Физические упражнения могут быть весьма эффективны, если их использовать специально для развития воли. Как сказал французский писатель Жиле (Gillet), "гимнастика является начальной школой для воспитания воли... и служит образцом воспитания ума". На самом деле, любое физическое движение есть акт воли, приказ, данный телу; и настойчивое повторение этих актов, производимое сосредоточенно, старательно и терпеливо, тренирует и закаляет волю. При этом возникает ощущение физической энергии, усиливается кровообращение - конечности становятся теплыми, подвижными и послушными. Все это создает ощущение моральной силы, решительности и совершенства, которые повышают тонус воли и способствует увеличению ее энергии. Однако следует ещё раз подчеркнуть, что наибольшую пользу эти упражнения принесут только в том случае, если мы будем их делать единственной или, по крайней мере, главной целью - воспитания воли.

Упражнения нужно выполнять с большой точностью и вниманием. Нельзя, чтобы они были чересчур энергичными или слишком расслабленными. Каждое движение или серия движений должна выполняться с живостью и решительностью. Наиболее подходящие для этих целей спортивные упражнения не должны иметь силовой или слишком возбуждающий характер, здесь скорее подходят упражнения, требующие от человека терпения, спокойствия, ловкости и мужества. Они должны допускать возможность прерваться и предполагать разнообразие движений.

Для тренировки воли подходит большинство спортивных занятий на открытом воздухе. Особенно для этого хороши гольф, теннис, катание на коньках, ходьба и альпинизм. Но даже если у вас нет возможности заниматься одним из этих видов, всегда можно подобрать физические упражнения, которые годятся для уединенных занятий дома.

Заключение

Тема данной работы - «Воспитание и развитие воли у школьника». Проблемами данной темы занимались такие ученые как П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна и другие.

Цель - изучить влияние силы воли на воспитание и развитие школьника.

В данной работе было охарактеризовано понятие «воля», были перечислены этапы волевого акта, была дана классификация волевых качеств.

Во второй главе данной работы было проведено исследование, целью которого было выявление «силы воли» у школьников. Было установлено, что большая часть испытуемых имеют большую «силу воли», а меньшая часть - «среднюю волю». Были описаны приемы и методы самовоспитания воли.

Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых навыков, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей.

Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может.

У каждого школьника есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться..

Таким образом, воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.

Библиография

1. Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энцикл., 1983. - 400 с.

2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. - 240 с.

3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981.- №1. - 150 с.

4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе. - М., 1989. - 120 с.

5. Выготский Л. С. Собр. Соч. Т. 4. - М., 1983. - 225 с.

6. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. - 75 с.

7. Гоноблин Ф. Н. Психология. Учебное пособие. - М., 1976. - 65 с.

Джемс У. Психология. - М., 1991. - 198 с.

8. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 1985.- 230 с.

9. Иванников В. А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 110 с.

10. Ивашкин В. С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991.- 203 с.

11. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб., 2000.- 315 с.

12. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности.- Тбилиси, 1989. - 85 с.

13. Калин В. К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989. - №2

14. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1997.-с. 17

15. Немов Р. С. Психология. Кн.1. - М., 1995. - 450 с.

16. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник Спб. - 1995. - №3

17. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - М., 1989. - 78 с.

18. Петяйкин И. П. Психологические особенности решительности. - М., 1978. - 79 с.

19. Платонов К. К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984. - 120 с.

20. Прядеин В. П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1991. - 45 с.

21. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977. - 94 с.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 1999. - 430 с.

23. Рудик П. А. Психология воли спортсмена. - М., 1973. - 67 с.

24. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992. - 78 с.

25. Селиванов В.И. Избранные психологические труды. - Рязань, 1992. - 320 с.

26. Селиванов В. И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. - Рязань, 1986.- 138 с.

Приложение 1

Самооценка силы воли

На приведенные ниже 15 вопросов можно ответить «да» - 2 балла, «не знаю» или «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник

1 В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2 Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3 Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4 Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5 Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером?

6 Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7 Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8 Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9 Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач?

10 Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11 Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12 Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел?

13 Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14 Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15 Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация данных

Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей.

13-21 очко. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Приложение 2

Испытуемый

Ср. значения мальчиков

Ср. значения девочек

Алексеева В.

21 - большая «сила воли»

Васильев Н.

22 - большая «сила воли»

Гаврилова Н.

13 - средняя «сила воли»

Дмитриев Е.

24 - большая «сила воли»

Егорова Ю.

10 - слабая «сила воли»

Иванова О.

14 - средняя «сила воли»

Крылов Б.

19 - средняя «сила воли»

Михайлов А.

21 - средняя «сила воли»

Орешникова Е.

21 - большая «сила воли»

Петрова Т.

22 - большая «сила воли»

Покровский Н.

29 - большая «сила воли»

Рыбкин С.

22 - большая «сила воли»

Толокнов П.

24 - большая «сила воли»

Павлова Т.

18 - средняя «сила воли»

Самылкин П.

19 - средняя «сила воли»

Тимофеев А.

24 - большая «сила воли»

Скупова П.

13 - средняя «»сила воли

Уваров Р.

22 - большая «сила воли»

Фролова С.

16 - средняя «сила воли»

Шишкина Л.

18 - средняя «сила воли»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии. Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции. Экспериментальное изучение особенностей этой сферы у детей подросткового возраста во взаимосвязи со свойствами и качествами личности.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2014

    Воля как активный процесс принятия решения. Механизмы поведения человека. Воля как волюнтаризм. Воля как "свободный выбор". Понятие о воле как о детерминанте поведения человека. Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и трудностей.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2012

    Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте. Психологические особенности воли. Формирование волевых качеств. Признаки волевого акта. Содержание волевой регуляции (силы воли) в психологии. Лабильность как свойство волевого усилия.

    реферат , добавлен 11.11.2016

    Понятие воли как способа преодоления сопротивления, а также других желаний и потребностей на пути к намеченной цели; ее теории и функции. Волевая регуляция поведения человека и ее механизм. Определение данных качеств личности; развитие воли у человека.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Природа воли. Волевой процесс. Патология и психология воли. Волевые качества личности. Участие воли в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Проблема воли школьника, гендерных различий волевой регуляции и волевых качеств детей. Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста. Построение дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Воля как свободный выбор, произвольная мотивация, форма психической регуляции. Этапы изучения воли. Классификация волевых качеств личности. Нарушения произвольного управления психическими процессами и развития волевой сферы у умственно отсталых детей.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2013

    Понятия воли и волевого действия. Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции. Характеристики и виды волевого усилия человека.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Характеристика физиологических и мотивационных аспектов волевых действий. Основные психологические теории воли, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, преодоление внутренних и внешних трудностей. Проблема "бессознательного".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта