Главная » Ядовитые грибы » Как правильно написать гипотезу в исследовательской работе. Формулировка гипотезы исследования

Как правильно написать гипотезу в исследовательской работе. Формулировка гипотезы исследования

    Гипотеза - это предположения, которые надо доказать;

    Гипотеза - это метод развития научного знания;

    Гипотеза - это структурный элемент теории;

    Гипотеза – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления.

В гипотезе необходимо показать «новообразования» в старом известном научном знании и практическом опыте решения изучаемой проблемы.

Гипотеза – это система различных высказываний, где каждый последующий элемент вытекает из предыдущего и доказывает, что только при сочетании данных условий может быть достигнут положительный результат в решении данной проблемы.

Формулировка гипотезы включает предложение, раскрывающее основной смысл темы исследования, затем высказывается утверждение, что при соблюдении определенных условий, факторов, обстоятельств, а, главное, при использовании конкретной системы средств можно достичь положительного результата в решении данной проблемы.

Например: проблема наркозависимости младших подростков будет успешно решена, если …

Будут созданы следующие условия …;

Например: При использовании следующей системы условий можно достичь положительного результата в решении проблемы подростковой преступности среди девушек, если:

Будут использоваться …;

В качестве примера формулировки задач и гипотезы см. приложение 2.

Разработка структуры исследовательской работы в соответствии с научным аппаратом

Структура исследовательской работы – это определение основных частей исследовательской работы (курсовой, выпускной, дипломной или диссертации), т.е. главы и параграфы, в которых исследователь представляет:

в первой главе - материал теоретического анализа исследуемой проблемы и анализ опыта решения данной проблемы в практической деятельности;

во второй главе – материал опытно-экспериментальной работы.

Каждая глава в своем содержании может включать отдельные части, т.е. разделяться на параграфы, но объединенные одной научной идеей.

Каждая глава и каждый параграф должны иметь собственное название, отражающее основное содержание, представленное в тексте, в соответствии с конкретным аспектом, разработанного научного аппарата.

В качестве примера разработки структуры и содержания исследовательской работы в соответствии с научным аппаратом см. приложение 3.

При определении структуры и содержания работы можно воспользоваться следующейсхемой :

Научный аппарат и его условные обозначения :

Объект А

Предмет Б

Цель В

Глава 1. (в названии главы можно использовать основные понятия и термины,

используемые в формулировке и названии объекта (А )

      (в названии используются термины первой задачи (Г )

      (в названии используются термины второй задачи (Д )

Глава 2.

(в названии используются термины и понятия формулировки предмета и цели (Б и В)

2.1. (в названии используются термины третьей задачи (Е)

2.2. (в названии используются термины четвертой задачи (Ж)

Итоговое задание 7. по первой части предмета

«Методы исследования в социальной работе»:

Используя теоретический и методический материал, а также приложения, примеры и схемы-образцы, выполнить следующие задания:

    Определить (выбрать) проблему исследования;

    Доказать актуальность проблемы исследования;

    Сформулировать тему исследовательской работы;

    Разработать научный аппарат;

    Определить структуру и содержание исследовательской работы.

Приложение 1.

Введение

Актуальность проблемы исследования . Социально – экономические реформы в России привели к снижению уровня жизни значительной части населения, изменили привычный уклад и нравственно – ценностные ориентации человека.Резкие переменыпривели …

(текст – краткий анализ социально-экономической или политической ситуации в России …)

Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в Рос­сии свыше …(текст с указанием источника )

Эти данные показывают, что для современной России решение проблемы … (свой самостоятельный вывод о значимости и необходимости решения данной проблемы)

Анализ эмпирических фактов показывает, что основными причинами …

Степень изученности проблемы в различных отраслях научного знания. Анализ научной литературы в области философии (социологии) показывает, что исследований, так или иначе связанных с проблемой …(проблемами …), проводилось и проводится достаточно много: исследуются…(указать, что конкретно и кем) (научные работы ф.и.о. …), изучаются … (исследования ф.и.о.) . В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются … (научные работы психологов ф.и.о….. педагогов… ф.и.о.).

Проблема (проблемы) … стали объектом внимания ученых …(перечислить …) специалистов, занимающихся изучением теоретических основ социально-педагогической работы в сфере …

Анализ Российского и международного опыта социальной работы в решении проблемы … показывает, что, несмотря на достаточное количество теоретических исследований в данной сфере, необходимо осуществлять целенаправленное изучение …, разрабатывать…

Тем более, что как показывает изучение опыта практической деятельности, социальные педагоги и специалисты социальной работы испытывают трудности проблемы … сложности … затруднения… в организации … при оказании помощи… в условиях … Поэтому, …

Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости теоретической разработки и практической апробации форм, методов и программ социальной профилактики …

Актуальность и недостаточная разработанность решения проблемы … определили выбор темы исследовательской работы : «____________________________».

Объект исследования –

Предмет исследования –

Цель исследования –

Задачи исследования:

4 - ….

Приложение 2.

Схема-образец

Объект исследования – ...

Предмет исследования – …

Цель исследования – …

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Изучить научную литературу и систематизировать научные знания о проблеме …

    Проанализировать и обобщить зарубежный и российский практический опыт социальной работы с … в решении проблемы …

    Разработать и апробировать систему диагностических методов, выявляющих основные проблемы .. . причины… особенности… склонности… характер…

    Разработать и реализовать программу (проект, систему средств, …) социальной (на примере использования средств художественно-творческой деятельности).

Гипотеза исследования : организация социальной профилактики.. … … …, будет более эффективной, если:

    в качестве теоретических основ … будут использоваться … …;

    будет проведена социальная, психологическая и педагогическая диагностика, позволяющая выявить особенности жизненной ситуации и возможности подростка самостоятельно и при помощи специалиста преодолеть конфликтную ситуацию;

    процесс социальной профилактики будет реализован в индивидуальной и групповой формах;

    в процессе социальной профилактики будут применяться … ….

Приложение 3.

Тема исследовательской работы : «Социальная профилактика насилия в подростковой среде».

Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.

Основные способы проверки (подтверждения, доказательства) гипотезы:

1) на основе полученной информации из определённых источников, анализа имеющихся знаний, логики;

2) на основе экспериментов, наблюдений, анкетирования и т.п.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);

б) объяснительные (вскрывающие причины его);

в) описательно-объяснительные.

К научной гипотезе предъявляются следующие определенные требования :

Она не должна включать в себя слишком много положений. Как правило, одно основное, редко больше по особой специальной необходимости;

В нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

Требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Примеры

Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества; доминирующей сферой является профессиональная.

Пример гипотезы в работе теоретического характера

Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси , в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.

Пример гипотезы в работе, имеющей эмпирическую часть

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что на сплоченность коллектива старших классов влияет количественное соотношение мужского и женского пола. При этом доминирующее количество мальчиков определяет то, что коллектив подростков имеет более высокий процент сплоченности.

Составление плана исследования

План представляет собой определенный порядок разделов/глав, подразделов/параграфов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план способствует лучшей организации самостоятельной деятельности исследователя, помогает систематизировать материал, обеспечить последовательность его изложения.

Как правило, пункты плана соответствуют задачам исследования.

Пример

Задача исследования Пункт плана (оглавления)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Охарактеризовать роли женщины в соответствии с гендерными особенностями. 1.1. Характеристика ролей женщины в соответствии с гендерными особенностями
2. Изучить источники, влияющие на формирование образа женщины. 1.2. Источники формирования образа женщины у дошкольников
3. Определить и охарактеризовать особенности образа женщины в представлениях старших дошкольников. 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ 2.1. Характеристика инструментария и участников исследования 2.2. Особенности образа женщины в представлениях детей

А. Основная: «Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся».

Дополнительные:

Изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы;

Одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала;

Процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.

Б. Основная: «Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной».

Дополнительные:

Клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы;

Работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.

Составление плана-программы эксперимента. Планирование – это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели. Результатом планирования является план – управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Тщательно разработанный план педагогического эксперимента служит залогом его успешного проведения: он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать ошибок, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения.

Разработка плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности с учетом специфики и логики научного исследования.

Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Как исходные данные (общая характеристика) включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента.

При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы:

– в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

– какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий; – как будут отслеживаться выбранные параметры; – какие методы получения и обработки информации будут применяться;



– как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов);

– какое время потребуется для проведения эксперимента; – какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе;

– как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.

В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента.

В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей. В нем должны быть учтены следующие позиции: 1) вопросы согласования эксперимента; 2) подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента; 3) подготовка методического обеспечения; 4) подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов; 5) проведение при необходимости разведывательного эксперимента.

Практический этап отражается в плане указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего экспериментов, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т. д.).

Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций. Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.

Общая схема плана эксперимента

1. Гриф учреждения.

2. Отметка об утверждении и согласовании.

3. План проведения педагогического эксперимента.

4. Тема эксперимента.

5. Сроки эксперимента.

6. Экспериментатор.

7. Руководитель (консультант, куратор).

8. Общая характеристика эксперимента.

9. Проблема и тема (с кратким обоснованием).

10. Объект экспериментирования (где, с чем и с кем проводится эксперимент).

11. Цели и задачи эксперимента.

12. Гипотеза(ы) эксперимента.

13. Намечаемые виды и методы экспериментирования.

14. Перечень мероприятий по этапам.

15. Мероприятия.

17. Исполнители.

Диагностический этап:

1) изучение литературы по проблеме;

2) ознакомление с передовым опытом.

Прогностический этап:

1) уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач, гипотез;

2) организационно-подготовительный этап;

3) мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента;

4) подбор объектов экспериментирования;

5) подготовка методических материалов;

6) подготовка исследовательского инструментария;

7) проведение разведывательного эксперимента.

Практический этап:

1) мероприятия констатирующего эксперимента;

3) мероприятия контролирующего эксперимента.

Обобщающий этап;

1) обработка полученных данных;

2) анализ данных и получение выводов;

3) написание отчетных материалов (указать формы отчетности).

Внедрение;

1) выступления – отчеты о результатах;

2) применение в практике.

Организационно-подготовительный этап. При проведении педагогического эксперимента его подготовка самым жестким образом может повлиять на результат; так, не подобрав заранее контрольный объект или не уравняв его с экспериментальным, нельзя получить достоверные выводы. Поэтому организационно-подготовительный этап имеет важнейшее значение и требует больших затрат времени и труда. Он тесно связан с планированием эксперимента и включает выполнение следующей программы.

Выбор объектов (и субъектов) эксперимента. Для проведения эксперимента не безразлично, каких учащихся, какой класс, какую школу выбрать в качестве объекта. В слишком слабом классе эксперимент обречен на провал, в сильном – может дать неправильные (завышенные) результаты. Поэтому, если методическое воздействие относится к массовой категории, выбирают класс, средний по результатам.

На надежность и достоверность результатов эксперимента влияет также число экспериментальных объектов (учащихся, классов, школ). Существуют математические методы определения минимального числа объектов, которое необходимо для обеспечения заданного уровня надежности результатов. Но в практике массового педагогического экспериментирования при определении минимума объектов чаще идут опытным путем. Например, в анкетном опросе соотношение ответов при определенном охвате становится постоянным – именно это количество объектов следует принять за минимальное. В каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику темы эксперимента, опыт аналогичной деятельности, который давал корректные научно-практические выводы.

В педагогических процессах общие массовые закономерности начинают проявляться при числе объектов около 30–40, это в основном соответствует наполняемости школьного класса. Поэтому класс чаще всего используется в качестве минимальной единицы педагогического эксперимента.

Выбранные группа, класс, школа должны быть представительными с точки зрения охвата объектов различного вида. Так, экспериментальный класс должен быть типичным по наполняемости, составу, успеваемости; если вывод предполагается делать для всех типов школ, то в эксперименте нельзя ограничиваться только дневными или городскими школами.

Чтобы установить наличие или отсутствие ожидаемого эффекта, необходимо определить достигнутый уровень тех качеств объекта, которые вызвало в нем экспериментальное воздействие. Однако педагогика пока не располагает такими показателями – эталонами уровней развития для каждого возраста, относительно которых можно было бы измерять эти изменения. Поэтому в каждом конкретном случае за эталон для сравнения принимаются показатели контрольного класса, в котором идет обычный педагогический процесс без экспериментальных воздействий.

При проведении формирующего эксперимента сравниваемые группы (классы) предварительно уравниваются по начальным данным и по условиям педагогического процесса. Можно выбрать приблизительно одинаковые классы либо взять в качестве контрольного заведомо более сильный класс.

Реже применяется методика попарного отбора учащихся для экспериментальной и контрольной групп (сильный – сильный, слабый – слабый, средний – средний). Чтобы устранить возможные сомнения и создать условия для наибольшего сопротивления гипотезе, можно применить такой вариант: сильный – более сильный, средний – сильный, слабый – средний (дать стартовое преимущество контрольной группе).

Иногда тема эксперимента позволяет ограничиться лабораторным экспериментом, т. е. работой с небольшой группой детей (например, трудных, одаренных).

Эксперимент, проводимый на межпредметном, общешкольном и межшкольном уровнях, включает изучение данных о квалификации и мастерстве учителей, воспитателей, руководителей, участвующих в эксперименте, о характере межколлективных отношений (учителей, учащихся, родителей и др.). На основе учета этих данных проводится подбор состава субъектов эксперимента.

Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте. Объект педагогического эксперимента характеризуется совокупностью качеств-параметров. На их изменение влияют: а) экспериментальные воздействия; б) еще целый ряд причин-факторов (управляемых и неуправляемых, основных и неосновных, временных и постоянных). Надежность и ценность результатов эксперимента в большой степени зависит от того, по каким параметрам будут наблюдаться и оцениваться изменения объекта и какие факторы будут при этом учтены.

Выбор параметров и адекватных способов их оценки определяется содержанием проблемы и характером объекта исследования (личность, коллектив, структура, система и т. д.). Здесь экспериментатор может встретиться как с избытком параметров (например, при оценке знаний учащихся), так и с их недостатком (оценка уровня воспитанности, развития). В первом случае необходимо отобрать самые важные с точки зрения изучаемой проблемы параметры, во втором – найти, разработать такие характеристики, которые могли бы служить наблюдаемыми параметрами.

Из факторов, оказывающих влияние на педагогический процесс, исследователя должны интересовать те, которые способны повлиять на объект эксперимента и нарушить экспериментальную ситуацию. Для устранения этого влияния их надо оценить и учесть. Наиболее часто используются и учитываются в практике экспериментирования следующие параметры и факторы:

Компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов);

Социальные характеристики объектов, демографические данные;

Канонические показатели педагогического процесса (успеваемость, посещаемость, дисциплина);

Специфические предметно-методические показатели (скорость чтения, число ошибок и др.);

Качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.);

Условия педагогического процесса (режим, элементы организации, материальное оснащение и др.);

Действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи, собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.);

Отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру.

Методическое обеспечение эксперимента. Имея определенные параметры для характеристики объекта, экспериментатор может подобрать соответствующие методы их изучения и исследования. Методы исследования детерминированы содержанием эксперимента, но, с другой стороны, они сами определяют возможности как постижения сущности того или иного явления, так и решения конкретных задач. Поэтому необходимо знать эти возможности и способы их конкретизации в соответствии со спецификой проблем и задач данного эксперимента.

Для каждого эксперимента отбирается такое сочетание методов (методика), которое может дать вполне достоверную информацию об избранных характеристиках объекта. Решается также вопрос о способах обработки информации.

В методическое обеспечение эксперимента входят все педагогические материалы, необходимые для организации экспериментальных воздействий: дидактические материалы к экспериментальным урокам; разработка воспитательных мероприятий; экспериментальные учебные планы и программы, учебная литература; наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО) и др. Особого внимания требует подготовка методического инструментария для измерения и фиксации состояния параметров объекта: тестов, контрольных работ, анкет, опросников, планов и бланков наблюдений. Они должны быть разработаны и заранее размножены в необходимом количестве.

Организационное обеспечение эксперимента. При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что экспериментатор имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех возможных исходов проверяемого педагогического воздействия, максимального уменьшения риска отрицательных изменений в личности учащихся. Следует смоделировать расписание, режимы, объемы нагрузок, согласовать ход эксперимента с планами работы школы.

План эксперимента должен пройти утверждение в педагогическом коллективе (на педагогическом совете или совете школы), его нужно согласовать с администрацией, «притереть» по времени, объекту и другим организационным особенностям к общему ходу педагогического процесса в классе, школе. Участники эксперимента (и учителя, и учащиеся) должны быть подробно проинструктированы, между ними должны быть налажены необходимые деловые отношения.

Уровень и качество эксперимента в значительной степени повысятся, если на подготовительном этапе предусмотреть проведение разведывательного исследования с целью, например, апробирования методических материалов, инструментария изучения качеств личности и др. Оно проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников и помогает оценить правильность построения плана-программы эксперимента, внести в него в случае надобности коррективы. По продолжительности разведывательный эксперимент может быть кратковременным, но может растягиваться и на целый учебный год.

Практический этап. Содержание этого этапа заключается в том, что объект (группа учащихся, педагогов, школьный коллектив и т. п.) помещается не в обычную, а в экспериментальную обстановку (под воздействие определенных факторов), а исследователь должен проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих его характеристик.

Констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты. В осуществлении практического этапа четко выделяются три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующая, формирующая и контролирующая.

Основной целью первой стадии (констатирующий эксперимент) является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. Проводится изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов, выясняется уровень знаний, умений и навыков, воспитанности, определенных качеств личности или коллектива и др. С помощью методов наблюдения, изучения документации устанавливается наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценивается состояние участников эксперимента.

В соответствии с намеченной программой различные виды экспериментальных воздействий на объект осуществляются в практической учебной и воспитательной работе с экспериментальными объектами.

По ходу формирующего эксперимента педагог ведет дневник эксперимента, в который записываются данные о фактических воздействиях на учеников, проведении коллективных, групповых мероприятий и осуществлении индивидуальных мер по их коррекции. Полезно фиксировать замечания о конкретных условиях эксперимента, об эмоциональных реакциях, отношении учащихся к экспериментальным воздействиям, а также обнаруженные недостатки и затруднения в организации процесса. Это позволит сделать выводы и рекомендации более детальными и ценными.

В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в ход эксперимента, подправлять или конкретизировать гипотезу.

На третьей стадии практического этапа (контролирующий эксперимент) проводятся тщательный сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех конечных показателей учебного процесса.

Линейный, параллельный, перекрестный эксперименты. Организация практического этапа подчинена логике поиска изменения интересующего экспериментатора признака (параметра) учебно-воспитательного процесса и связи этого изменения с экспериментальным воздействием.

В основе линейной схемы лежит сравнение объекта (группы) с самим собой на разных этапах процесса обучения (развития). Сначала педагог проводит эксперимент с использованием обычных содержания, методов и средств. Результат определяется по изменению интересующих педагога параметров (разница между контрольным и констатирующим измерениями). Затем в той же группе учащихся проводится эксперимент с введением испытуемого средства и вновь определяется результат как изменение параметров. Если второй результат будет выше, то делается вывод о положительном влиянии экспериментального воздействия на педагогический процесс.

Линейный эксперимент не требует уравнивания условий обучения, но применим в тех случаях, когда исследуемое явление относительно мало зависит от приращения ЗУН или развития личности в процессе эксперимента.

Гипотеза в дипломе задает направление исследования и определяет научную значимость работы. Формулировка предположения, требующего доказательств, занимает во введении не более абзаца, но вся ВКР пишется для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это допущение.

Что такое гипотеза диплома

Гипотеза в – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое надо проверить опытным путем или обосновать теоретически. Этой задаче подчинены отбор материала, ход изысканий и структура - обычно академического, реже прикладного характера.

Доказательством гипотезы в теоретических дипломных работах служат собранные для написания основной части факты, в практических – официально задокументированные результаты опытов, экспериментов, исследований, специально проведенные расчеты.

Все представленные сведения обобщаются в заключении диплома, на основании этого резюме делается вывод о состоятельности научного допущения: если оно подтверждается, то приобретает статус положения теории. Гипотеза в курсовой или ВКР может касаться объекта исследования в целом или его структуры, отдельных или общих свойств, связей между образующими его элементами.

Признаки правильной гипотезы

Корректная формулировка гипотезы не должна представлять собой очевидное утверждение или не вызывающий сомнений факт. В третьем веке до нашей эры высказывания Аристарха о том, что Земля вращается вокруг солнца, носили явно гипотетический характер. Теория о гелиоцентрическом устройстве мира все еще была бы великолепной гипотезой, даже если Копернику или Галилею в XVI-XVII столетиях пришлось бы писать диплом, но в XXI – это уже аксиома, неопровержимая истина, годящаяся для реферата третьеклашки по природоведению.

Атрибуты корректной гипотезы для диплома:

  • отсутствие в формулировке спорных или неуточненных понятий, которые сами могут послужить предметом исследования;
  • четкая соотнесенность с убедительными фактами;
  • возможность проверки имеющимися в науке теоретическими или эмпирическими методами;
  • связь с заявленной проблемой;
  • познавательная эффективность;
  • практическая полезность для разработки программы дальнейших исследований.

Основной критерий, которому должна соответствовать гипотеза диплома, – проверяемость.

Чтобы убедиться в том, что предположение удалось сформулировать верно, достаточно определить, надо его ли доказывать.

Как написать

Несмотря на то что гипотеза выдвигается во введении диплома, формулировать ее рациональнее только после того, как написана основная часть. На первом этапе исследования начисто это сделать невозможно хотя бы потому, что для начала надо тщательно изучить предмет, проанализировать источники и литературу, чтобы свободно ориентироваться в информационной базе, и только затем делать собственные прогнозы, касающиеся выявленной проблемы. Кроме того, если в дипломе предусмотрена практическая глава, то гипотеза предваряет эмпирические исследования, по результатам которых может потребоваться корректировка предварительного допущения, объекта, предмета, предмета или даже темы работы.

Гипотеза в курсовой работе или дипломе выдвигается после написания основной части.

Простой условный пример: кафедра предложила студенту рассмотреть непревзойденные диетические свойства бразильского ореха. В процессе подготовки выяснилось, что материала даже на не хватит, не то что на 65-страничную ВКР. Руководитель разрешил писать о кедровых орехах (изменился предмет). Изначальная гипотеза формулировалась так: они в три раза полезнее, чем импортируемые. Изучение лабораторных анализов показало, что пищевая ценность отечественных и экзотических продуктов абсолютно одинакова. Выход из создавшейся ситуации – перефразировать гипотезу, к примеру, следующим образом: кедровые орехи не менее полезны, чем заграничные. Если бы оказалось, что они недостаточно питательны или содержат мало микроэлементов, то пришлось бы менять тему на «заурядность диетических свойств кедровых орехов».

Схема этапов работы над гипотезой дипломной или курсовой работы

В формулировке гипотезы используются ключевые слова темы диплома или курсовой.

Недопустимо оперировать речевыми оборотами, подчеркивающими субъективность мнения: «я думаю, допускаю, считаю, полагаю…», «мне кажется…». Рекомендуемые клише: «следует ожидать…», «если… то…», «предполагается…».

Пример гипотезы в дипломной работе

Предполагается, что исследование конкретизирует особенности личностных профессиональных качеств преподавателя культурологии и выявит условия их формирования.

Следует ожидать, что в сфере консалтинга имеется ключевой пакет факторов успеха, благодаря целенаправленному задействованию которых возможно максимально эффективно сконцентрировать финансовые и технические ресурсы на приоритетных для компании направлениях с целью скорейшего завоевания лидирующих позиций на рынке.

Ожидается, что разработанный комплекс внешкольных мероприятий, основанный на формировании командного духа, послужит основой для повышения сплоченности классного коллектива.

Итак, гипотеза исследования в дипломной работе – это вероятный путь решения проблемы, требующий фундаментальной теоретической аргументации или практического подтверждения. Именно это предположение определяет научную значимость проведенной работы, так как способствует переходу от анализа фактов к новому знанию.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования, т. е. перед объектом и предметом, а некоторые – после объекта и предмета. Здесь выбор за научным руководителем.

Некоторые студенты допускают такую грубую методологическую ошибку – вместо цели всего исследования они формулируют цель только педагогического эксперимента, тем самым цель, являющаяся по своей сути шире задачи, становится ỳже, чем сформулированные задачи, а иногда даже одной задачи. Цель должна охватить своим объемом все задачи.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения», то цель можно сформулировать следующим образом: «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта, предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза. Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

Она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по истории педагогики гипотеза, как правило, не предусматривается.

Приведем пример формулирования гипотезы по указанной выше теме: «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если:

Стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

В единстве учитывает процесс и результат деятельности;

Определяет динамику продвижения учащихся;

Способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы. Задачи исследования – это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо опреде­лить, какие из них требуют преимущественно изучения ли­тературы, какие – модернизации, обобщения или комби­нирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в дан­ном исследовании.

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категори-альный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы).

Если исследование предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам необходимо добавить:

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования...;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения.

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:

Провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

Проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

Раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например:

Провести диагностику …;

Изучить особенности … .

Выявить взаимосвязь …;

Разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и ре­зультат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования. А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет, на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта