Комедия «Горе от ума» стала настоящим потрясением для русского общества. Грибоедов совместил бытовую комедию и политическую сатиру, что было прямым нарушением требований господствовавшего тогда классицизма. Это было первое проявление реалистического метода.
Грибоедов работал над комедией в около семи лет, и первоначально она называлась « Горе уму». Окончательное название приобретает ярко выраженный иронический характер. По сути Грибоедов подвергает сомнению ум главного героя. Какой же это ум, если от него одно горе? Конечно, Чацкий прекрасно образован, он «славно пишет, переводит» обладает блестящим и острым мышлением, смело критикует пороки общества. Это пылкий и искренний молодой человек, который прямо выражает свои взгляды. Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий рассчитывает найти здесь прежнее к себе отношение. И поначалу ему действительно рады. Фамусов встречает его почти как сына, Репетилов видит в нем единомышленника, московские барыни - жениха для своих дочерей, но очень быстро своими страстными монологами главный герой настраивает против себя всех. Чацкий не понимает, что Софья, ради которой он вернулся в Москву, уже прочно стоит на позициях московского света, что она влюблена в другого и ей важно и дорого все, что Чацкий так безжалостно высмеивает. Именно Софья невольно становится источником сплетни о безумии Чацкого. Его презрительное отношение к общественному мнению, к засилью иностранцев, возмущение нравственным падением общества приводят в негодование гостей Фамусова, и они охотно принимают версию о сумасшествии героя. Обществу удобно видеть в Чацком безумца, такой Чацкий им не опасен, ведь все, о чем он говорит,- это всего лишь плод больного воображения. Но те, кто противостоит Чацкому не глупцы, они умны по-своему. Пьеса как раз и построена на столкновении различных типов ума - блестящего и критического, который «свет ругает наповал», и ума, «способного семейство обеспечить», и «награжденья брать, и весело пожить». Именно таким умом обладает Максим Петрович, Скалозуб, Молчалин, да и сам Фамусов. Второй тип ума ценится в фамусовском обществе, а такие, как Чацкий, только нарушают гармонию существования. Он чужой в этом мире, в этом обществе.
«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.
Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал - «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Я странен, а не странен кто ж? —
Тот, кто на всех глупцов похож...
А. С. Грибоедов
В грибоедовское время «ум» понимался широко — как интеллигентность, просвещенность. Понятия «ум», «умник», «умный» употреблялись в значении «вольнодумство», «вольнодумец», человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам «глупец», «глупость», то есть отсталый, консервативный, реакционный.
Первоначально Грибоедов назвал свою комедию «Горе уму» — этим он хотел подчеркнуть драматическое положение ума в обществе мракобесия и косности. Высказывание самого Грибоедова о замысле и основном конфликте произведения помогает понять смысл заглавия пьесы: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: «Ведь нынче любят бессловесных». В эпоху Александра I в России усилилась реакция, установился аракчеевский режим, когда нужны были не деятельные умы, а бессловесные, молчаливые исполнители, служащие «не делу, а лицам». Все оригинальное, самобытное, смелое душилось, все, кто осмеливались иметь собственное независимое суждение, казались властям просто сумасшедшими, их уделом было горе от ума.
Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.
Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.
Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.
Фамусов:
Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.
Молчалин:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь... Ведь надобно ж зависеть от других.
Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.
Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение: Материал с сайта
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой «чумы»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения — «пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт». Скалозуб мечтает о том, чтобы в «лицеях и гимназиях» обучали «по-нашему: раз, два!..»
Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность — черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.
Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников. Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого — это трагедия лучших людей эпохи.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
«Горе от ума» - первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.
У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.
Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».
У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них
разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.