Главная » Выращивание » Элементы социального контроля реакции на поведения человека. Общественная реакция на поведение человека или группы

Элементы социального контроля реакции на поведения человека. Общественная реакция на поведение человека или группы

Введение……………………………………………………………………4

Формы социального поведения человека……………………………….5

Социальный порядок в обществе…………………………………………7

Социальные системы……………………………………………………..10

Социальное действие……………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………16

Введение

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. В случае если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение - ϶ᴛᴏ всего исключительно реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Именно такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции - смех, плач - также будут поведением.

Социальное поведение — ϶ᴛᴏ совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. Тот минимум врожденных инстинктов, кᴏᴛᴏᴩым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени - от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Социальная норма поведения - ϶ᴛᴏ такое поведение, кᴏᴛᴏᴩое полностью ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать ϲʙᴏе поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью .

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. К примеру, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия факторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно,социальное поведение-϶ᴛᴏ форма и способ проявления социальными факторами ϲʙᴏих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. По϶ᴛᴏму социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям ϲʙᴏего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения - естественное и ритуальное, различия между кᴏᴛᴏᴩыми имеют принципиальный характер.

Естественное» поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно данным целям. По϶ᴛᴏму перед индивидом не стоит вопрос о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социально не регламентируется, по϶ᴛᴏму нетрадиционно аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей .

В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», по϶ᴛᴏму оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») - индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуальное социальное поведение будет средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости ϲʙᴏего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, ɥᴛᴏбы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, кᴏᴛᴏᴩое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. По϶ᴛᴏму общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в т.ч. через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания .

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения - помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение - поведение родителей по отношению к потомству.

Читайте также:

Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм, либо наказывая за отклонение от них.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Такие отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев отклоняющееся поведение оценивается негативно, часто приносит вред обществу.

Преступные действия индивида образуют деликвентное (преступное) поведение.

Социальный статус и роли

Статус - это определенная позиция индивида в обществе, характеризующаяся совокупностью прав и обязанностей.

Личный статус - положение человека, которое он занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

Социальный статус - общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Может быть:

- предписанный (национальность, место рождения, социальное происхождение)

- приобретенный (достигнутый) - профессия, образование и др.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Критерии престижности:

А) реальная полезность тех социальных функций, которые выполняет человек;

Б) система ценностей, характерная для данного общества.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Обществознание

Учебник для 10 класса

§ 7.2. Социальное поведение и социализация личности

Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864-1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Социальное поведение человека в обществе

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

Используются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное.

Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих развитию отклонений.

Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т. е. иметь ситуативный характер и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм.

Опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально этическими и культурными нормами.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера.

Демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарциссическому поведению; застревание – к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью – к антисоциальному и т. д.

Любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов.

Социальное поведение

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений.

Его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако начало отклонения часто приходится на период детства.

Способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения.

Сущность аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитие минтенсивных положительных эмоций.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями.

Сознание фиксирует эту связь.

Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние.

Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддикция становится обычным способом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации.

Пятый этап – катастрофа. Психологическое состояние человека – крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения.

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации.

Изначально понятие виктимизации было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.

Понятие социально педагогической виктимологии введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека.

А. В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, являющуюся составной частью социальной педагогики, изучающей различные категории людей – реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Виктимогенность – наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, сам процесс и результат такого превращения – виктимизация.

Среди условий, способствующих виктимизации человека, можно выделить социальные и феноменологические условия (факторы).

Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия – с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, в котором проживает человек.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства – все это факторы виктимизации населения.

Ученые демографы выделяют три преобладающих фактора виктимизации в современной жизни: усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды, снижение адаптации людей в связи с быстро меняющимися условиями жизни, значительные психологические стрессы.

Особым фактором виктимизации населения выступают катастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения.

Специфические виктимогенные факторы обусловлены нестабильностью социальной, экономической и политической жизни общества и государства.

Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление детей, их нечувствительность по отношению к другим людям.

Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение проявляется в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонистической мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и долга.

К факторам виктимизации человека можно отнести все факторы социализации: микрофакторы – семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, религиозные организации; мезофакторы – этнокультурные условия, региональные условия, средства массовой коммуникации; макрофакторы – космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация А. В. Мудрика).

Подавляющее число отклонений социального поведения вызвано сложным взаимодействием множества факторов.

Основы теории социального поведения

Предыдущая12345678Следующая

Место теории поведения в социологии

Идея в том, что надо изучать не сознание, а поведение. Сознание субъектвно и его не возможно обобщить, человек может наврать да и сам себя по-идее не знает. Полагают, что методы социологии не отличаются от методов естественных наук, например, физики. Хотя их объекты - общество и социальное поведение отличаются от объектов физического мира, но их поведение подчиняется общим законам.

Глава 28. Социальное поведение

Задача социологии, подробна задаче физики - поиск общих законов социального поведения. Для теоретиков поведения, как и для физиков, важнейшее значение имеет дедуктивно-номологическая модель объяснения.

Теоретические источники социологии поведения

· Философия эмпиризма Ф. Бекона

· Социальная философия Т. Гоббса (применение "геометрического" метода к исследованию поведения и выдвижение схемы "стимул — реакция")

· Философия морали Д. Юма и А. Смита, в которой обосновывается инструментальная роль разума в поведении.

· Бихевиоризм 20 века

· Философия позитивизма и американский прагматизм

· Русская школа физиологии

Виды научения и гипотезы теоретико-поведенческой социологии

Классическое условное научение

Классическое научение основано на том, что нейтральный стимул соединяется с безусловным, вызывает определенную реакцию и приобретает характер условного стимула. Модель классического условного научения исследована русским академиком И. П. Павловым (1849-1936), является общепризнанной, не вызывает полемики. Однако эта модель не объясняет процесса селекции поведения.

Инструментальное (операндное) условное научение

Американский социолог Э. Торндайк (1874-1949) обнаружил роль случайных реакций в формировании поведения. Случайные реакции, которые поощрялась средой (такое поощрение принято называть усилителем или операндом), закреплялись в поведении, входили в социальный опыт по закону «проб и ошибок». Центральной идей Торндайка является «закон успеха» ― зависимость упрочения реакции от ее последующего поощрения или наказания. Идеи и работы Торндайка составляют основу бихевиоризма как общей науки о поведении.

Модель объясняет появление новых образцов поведения через комбинацию случайных реакций, их поощрения или наказания со стороны окружающей среды. Так как усиливаются лишь определенные образцы поведения, инструментальное научение означает селекцию поведения.

Модельное научение (или имитационное научение)

Модельное научение (имитация) состоит в наблюдении и имитации поведение другого, особенно его сложных форм. Иными словами, для формирования поведения человека имеет большое практическое значение конкретный окружающий мир человека, который он усваивает вместе с реально практикуемыми в нем поведенческими комплексами. Теория модельного научения имеет большое значение для исследования социализации.

Когнитивное научение

Теория когнитивного научения восходит к трудом и экспериментам швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896-180). Пиаже разработал модель «эквилибристик» активного индивида, с его «внутренних условий» и внешними воздействиями окружающей среды, которые индивид впитывает, как губка, переходя от одной стадии развития поведения к другой. Переход от одной стадии развития ребенка к другой осуществляется благодаря указанной «эквилибристике», суть которой состоит в четырех принципах:

1. качественные различия стадий. Пока не исчерпан потенциал одной стадии развития. Перехода к другой стадии не происходит.

2. Инвариантность последовательности стадий, то есть нельзя ни пропустить, ни перескочить какую-либо стадию развития.

3. Структурная целостность стадий, т. е. каждая из них представляет собой фундаментальную организацию мышления, важную для всех аспект­ов отношения индивида к окружающей среде.

4. Иерархическая интеграция. Социальный опыт, приобретенный на предшествующих стадиях, включается в структуру последующих.

На основе этих принципов когнитивного научения Пиаже создал широко известную теорию 4-х стадий развития логического мышления ребенка (сенсомоторная, преоперациональная, стадия конкретного оперирования, стадия формального оперирования).

Значение принципов когнитивного мышления Пиаже выходя далеко за пределы изучения развития логического мышления. Они нашли применение в изучении способности усвоения ролей, нравственного развития (Кольберг), социального понимания, религиозного сознания, половой социализации ― то есть в широком спектре изучения проблем социального поведения.

Общие гипотезы теоретико-поведенческой социологии

Теоретико-поведенческая социология стремиться сформулировать свои результаты в форме универсальных законов поведения, которые по традиции называются «гипотезами». Примером упорядоченной системы таких законов является обобщение теоретическое обобщение результатов поведенческой социологии, предпринятое западногерманским социологом К.-Д. Оппом (1972 г.).

Гипотеза успеха.

Чем чаще поощряется определенное поведение, тем выше вероятность того, что оно будут повторяться.

Гипотеза раздражения

Если поведение, сопровождавшееся определенным раздражителем или несколькими раздражителями, поощрялось в прошлом, то человек выберет это поведение тем вероятнее, чем больше современные раздражители похожи на прошлые раздражители. «Раздражителями» называются условия ситуации (обстоятельства, в которых действует человек)

Гипотеза ценности

Отражает тот факт, что на выбор вариантов поведения влияет различная ценность поощрения.

Чем более ценным является поощрение, тем вероятнее человек выберет поведение, приводящее к такому поощрению. Гипотеза справедлива, если вероятность получения всех поощрений одинакова.

Гипотеза потребности и пресыщения

Чем чаще в недалеком прошлом человек получал определенное поощрение, тем меньшей ценностью обладает для него такое же дополнительное поощрение. Важно подчеркнуть, что речь идет о недалеком прошлом.

Гипотеза фрустрации и агрессивности

Если действие человека не сопровождается ожидаемым вознаграждением или сопровождается неожиданным наказанием, то человек приходит в состояние фрустрации, в котором находит выход его агрессивность.

Хоманс подчеркивает, что во всех гипотезах речь идет не врожденном, а о заученном поведении.

Пять гипотез не исчерпывают теорию поведения, но они вместе образуют минимальный набор, необходимый для объяснения социального поведения людей.

Критика бихевиоризма

Видный представитель бихевиоризма американский социолог Б. Скиннер в книге «Что такое бихевиоризм» собрал, «расхожие суждения о бихевиоризме, которые по его словам, являются ложными. Скиннер составил целый «каталог» негативных высказываний о бихевиоризме, которые он оспаривает в своей книге. Бихевиоризм, по мнению его критиков, обладает следующими чертами:

1. игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;

2. опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями человека;

3. под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина;

4. не пытается учесть когнитивные процессы;

5. не отводится места для изучения намерений или целевых установок человека;

6. не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;

7. не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;

8. он по необходимости является поверхностным и не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;

9. ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается на этом основании сущности человека;

10. работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком, поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

11. результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;

12. наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;

13. выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает естественным наукам;

14. его технические результаты (успехи), достижимы и посредством использования здорового человеческого рассудка;

15. если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям. Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие высказывания.

16. «дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как человека;

17. занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью каждого индивида;

18. по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;

19. рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие исключительно как фикций;

20. безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.

Перечисленные утверждения, полагает Скиннер, представляют собой удивительно неправильное понимание значения и достижений данной научной парадигмы.

Предыдущая12345678Следующая

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Агрессивное поведение

Агрессивность – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения результата, которые нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Агрессивное поведение требует больших эмоциональных усилий и энергии.

Такое поведение свойственно людям, которые любят все брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе. Обычно, люди с агрессивным поведением – это неуверенные и слабые духом личности, целью которых является принижение других людей, чтобы на их фоне стать лучше и увереннее.

Пассивное поведение

Пассивность – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы они ставят выше собственных убеждений.

Чаще всего пассивные люди принимают роль Жертвы и чувствуют себя беспомощными и слабыми. Пассивное поведение, как и агрессивное – это признак неуверенности в себе. Но, в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он дает право другим людям принимать за него решения, даже если он точно уверен, что это решение принесет вред.

В основе пассивного поведения лежит страх перед жизненными трудностями, страх принимать решения, страх выделиться из толпы и боязнь ответственности.

Целью пассивного поведение является предотвращение любого конфликта еще на стадии его появления, а также облегчение своей жизни перекладыванием ответственности на других.

Ассертивное поведение

Ассертивность – это выражение своих мыслей и эмоций прямо и уверенно.

Основы социологии и политологии: учебник

Ассертивность – это поведение свойственное уверенным в себе людям. Это «золотая» середина между агрессивным и пассивным поведением.

Ассертивный человек способен отстоять свои права и решать жизненные трудности, при этом, не вступая в конфликт. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, он может с легкостью отказать другому человеку, в ситуации, когда это будет необходимо. Ассертивный человек уважает себя и мнение других людей, но в то же время он не зависит от мнения остальных.

Поведение- это совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те в чьем присутствии они совершаются.

Основные элементы социального поведения - потребности, мотивы и ожидания. Единица поведения-поступок. Потребность - это осознаваемое и переживаемое состояние человека нужды, в чем- либо.

Иерархия потребностей : физиологические потребности, Экзистенциональные; социальные; потребности в уважении; потребности в самоутверждении. Удовлетворение первого вида потребностей влечет за собой необходимость в удовлетворении следующего вида потребностей.

Мотивы - это желание человека, побуждение его к деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей, а также совокупность причин, внутренних и внешних условий, вызывающих те или иные поступки людей.

Социальные ценности - это то, что призван удовлетворять индивидуальные, групповые или общественные потребности. Личность- это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и материально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

15 Социальный Контроль

Это особый механизм соц. Регуляции поведения и поддержания общ-го порядка.

2 элемента соц. Контроля :

1 нормы- предписание того, как правильно нужно вести себя в общ-ве.

2 санкции – ср-во поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. Нормы.

2 формы ценностей : внутренние (ценностная ориентация), внешние (имеют общие основания с нормами).

Соц. Предписание – запрет или разрешение что-либо делать, обращение к индивиду или группе, выраженное в любой форме.

2 формы соц. Конр-ля : охранительная и стабилизирующая.

Соц. Нормы – предписании, Требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Типы норм:

1 возникающие и существующие только в малых группах(групповые привычки-семья, рабочая бригада)

2 нормы в больших группах или в общ-ве в целом (общие правила- обычаи, традиции, монеры поведения).

Нормы делятся на: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, убийства.

Ф-ции норм:

Регулируют общий ход социализации

Контролируют отклонения поведения

Служат образцами, эталонами поведения

Итегрируют индивидов группы.

Нормы проявляют себя как:

Стандарты поведения(обязанности)

Ожидание поведения (реакция от др. людей)

Нормы – правила поведения, а ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро, зло и т. Д.

Соц. Санкции – наказание и поощрение – охранники норм, разветвленная сис-ма вознаграждений за выполнение норм, т. Е. конформизм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т. Е. девиантность.

Конформизм – внешнее согласие с общепринятым.

4 типа санкций : позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Самоконтоль – проблема сугубо социологическая ибо степень его развития хар-ет преобладающий в общ-ве соц. Тип людей и складывающуюся форму гос-ва.

Агенты фор-го и нефор-го контроля:

Внешний контроль – сов-ть институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Нефор-ный контроль (родственники, друзья, общ-во), фор-ный кон-ль (официальные органы власти, администрация).

Методы кон-ля: жесткие, мягеие, прямые, косвенные, общие, детальные.

Социальное поведение и социальный контроль (СК) являются предметами изучения сравнительно юной науки - социальной психологии. Их понимание существенно для каждого человека. Ведь его успешность в немалой степени зависит от способностей в построении конструктивных социальных связей.

Развитие общества напрямую связано с уровнем социализации его индивидов. На протяжении жизни человек сталкивается с четырьмя уровнями социализации.

Об уровнях социализации ребенка

Социализация младенческого возраста называется первичной. Ребенок приходит в мир. словно чистый лист (tabula rasa), совершенно не ведающим, что такое социум. Вскоре он обнаруживает, что пространство вокруг него заселено другими людьми. Именно они выстраивают для младенца патерны (шаблоны, матрицы) для познания окружающего мира.

Сфера социального контроля, окружающая каждую личность, усложняется адекватно его эволюционирующему социальному поведению.

Вторичная социализация ребенка совпадает с приобретением им формального образования. Ее главной миссией является интеллектуализация, приобретение навыков логического мышления. Ребенок теряет свой уникальный статус, характерный для его позиционирования в семье, становясь равным в школе со своими соучениками. Вместе с тем именно на этапе образования он получает первичные представления о государстве, о социальном неравенстве, о главенствующей в обществе идеологии. На протяжении своей социализации ребенок пребывает под опекой родителей.

Социализация в зрелом возрасте

На третьем этапе, характеризующемся социальной зрелостью, взрослый человек (18-60 лет) приобретает самостоятельность в качестве экономического агента. Он (она) лично зарабатывает средства для обеспечения жизни, обзаводится собственной семьей.

На этапе зрелости социальная роль человека приобретает различные правовые статусы (муж, жена, отец, мать). Он также пользуется статусами профессиональными, должностными. Посредством последних ему может быть вверена власть. Социальная зрелость человека проявляется в его активном участии в социальной жизни различных окружающих его сообществ - производственного, общегосударственного, родового.

Социализация пенсионеров

Социализация старости заключается в постепенном отходе человека от активной трудовой деятельности. Ее смысл заключается в отступлении от характерной для пенсионного возраста эгоистической стагнации, проявляющейся в:

  • снижении проявлений духа;
  • замкнутости на прошлом;
  • в прерывании связи с настоящим временем;
  • организации нового круга общения.

Возможные направления такой специализации - активная общественная позиция в воспитании подрастающего поколения, в социальных группах по месту жительства (дворовой комитет, дачный кооператив и т. д.)

Адаптация человека в обществе - результат социального поведения

Активное просоциальное поведение большинства членов общества позволяет им успешно решать важнейшие адаптивные задачи, изначально непосильные для одного человека, способствующие НТП, росту благосостояния и, соответственно, уровня жизни.

Очевидно, что социальное поведение и социальный контроль тесно связаны между собой. С помощью социального контроля происходит социализация индивида. Человек с детства и до конца своей жизни усваивает общечеловеческий опыт путем воспитания и образования. Он становится частью различных социальных групп: классовых, производственных, неформальных, семейных. Цель данной статьи как раз и заключается в том, чтобы наглядно представить вхождение индивида в социальную среду.

Человеку свойственно поведение как индивидуальное, так и социальное. Первое не является предметом рассмотрения данной статьи, поскольку оно не оказывает воздействия на общество.

О видах социального поведения

Социальное поведение является целенаправленным, с его помощью человек добивается определенного уровня позиционирования в обществе и в социальной группе.

Виды социального поведения различаются по функциям и интересам:

  • массовое (политические, религиозные и экономические движения, слухи, мода);
  • групповое (трудовой коллектив, клуб, двор, соученики и т. д.);
  • поролевое (мать, отец, мачо, аксакал, ребенок, проч).

Также социальное поведение человека характеризуется направленностью его взаимоотношений с другими людьми, оно может быть:

  • просоциальным (доброжелательное, связанное с желанием помогать, сотрудничать);
  • конкурентным (стремление выделяться, быть лучшим);
  • по типу А (раздражительность, цинизм, нетерпение, враждебность к людям);
  • по типу Б (доброжелательность).

И наконец, классификация социального поведения происходит с определенными моделями поведения:

  • достижение успехов (активная жизненная позиция);
  • избегание неудач (замкнутость, презумпция недоверия);
  • стремление к контактам или избегание их;
  • желание власти, индифферентность или покорность ей;
  • деятельная или беспомощная модель поведения.

Вышеизложенные виды социального поведения относят к правопослушным. Кроме них также имеет место проблемное, девиантное и противоправное поведение.

Мы их упомянем в данной статье, рассматривая санкции как элемент категории "социальный контроль".

Что такое социальный контроль

Данное понятие обосновал французский ученый Т. Тард, а окончательно сформулировали американские социологи Р. Парк и Э. Росс.

К пониманию его сущности они пришли, рассматривая всестороннее социальное воздействие на индивида с девиантным (асоциальным) поведением. Посредством этого влияния произошла трансформация его поведения в адекватное существующим социальным нормам.

В широком смысле ученые рассматривали социальный контроль как непрерывное взаимодействие и соотношение индивида с обществом и социальными группами. Очевидно, что сущность подобного контроля критично зависит от типа общества. Архаичное, тоталитарное и демократичное общество имеет свои особенности, что выражается в особенностях социальных норм и санкций.

Две формы социального контроля

В зависимости от наличия социального статуса различают две формы социального контроля: неформальный (т. е. неофициальный) и формальный.

Если общество архаично, то СК основан сугубо на осуждении или одобрении социальной группой (членами семьи, друзьями, знакомыми и коллегами). В этом случае говорят об СК неформальном.

В более цивилизованном обществе поведение личности регулируют специализированные государственные институты: законодательные и исполнительные, СМИ. Последние функционируют на общегосударственном и на муниципальном уровнях. Такой социальный контроль называют формальным.

Излишний внешний контроль социальной деятельности граждан со стороны армии, полиции, судов, контрольных органов свойственен для режима власти - диктатуры. При таких условиях социальные процессы оказываются деформированы. Они напоминают регулируемую улицу с односторонним движением. Государственный социальный контроль для стран с тоталитарным устройством стремится стать всеобъемлющим, т. е. контролировать весь социум. Характерно, что в большинстве случаев апологеты диктатуры оправдывают ее создание необходимостью навести порядок якобы во благо всем гражданам. Однако при ней они неизменно деградируют в социальном плане, у них снижаются самосознание и волевые усилия, необходимые для полноценного самоконтроля.

В демократическом обществе 70% социального регулирования приходится на самоконтроль. Развитие социального контроля обычно связывают с демократическим режимом государственной власти.

Цель обеих форм СК (внешней и внутренней) заключается в:

  • поддержании стабильности и порядка в обществе;
  • соблюдении преемственности в образе жизни и специфике развития.

В высокоразвитых обществах одновременно сосуществуют обе формы социального контроля, органично дополняя друг друга.

Виды социального контроля

Кроме форм, социальный контроль различают по видам: внешний и внутренний. Последний еще называют самоконтролем. Он актуален для людей социализированных, самостоятельно соблюдающих социальные нормы. Последние настолько ассимилируются с поведенческими признаками личности, что их безоговорочное соблюдение становится органичной потребностью. Потребность СК настолько актуальна для большинства (по статистике, около 70% населения), что издревле получила свое название - совесть. Возможно, поэтому людей чистых, честных, глубоко уважаемых, отличающихся святостью, называют "народной совестью".

Именно коллективные усилия людей, контролируемых своей же совестью, являются главной движущей силой общественного прогресса.

Функции социального контроля

Различают две основные функции социального контроля:

  • охранительную;
  • стабилизирующую.

С одной стороны, важно оперативно и адекватно противостоять попыткам разрушить социальные ценности. Охранительная функция по своей природе консервативна. Она выступает основой стабильности в обществе, призывая осторожно прибегать к различным социальным нововведениям. В первую очередь ею защищаются государственные и религиозные ценности, человеческая жизнь, права и обязанности, физическая неприкосновенность граждан. Охранительная функция непосредственно способствует передаче опыта от старших поколений к младшим.

С помощью стабилизирующей функции социального контроля обеспечивается предсказуемость, ожидаемость социального поведения. Тем самым сохраняется существующий социальный порядок.

Социальный контроль является важнейшим инструментом общества, помогающим усвоению и приятию каждым человеком сложившейся культуры. Он универсален. Ведь абсолютно любая социальная структура, даже существующая непродолжительное время, невозможна без СК.

Составные системы социального контроля

Система социального контроля состоит из восьми элементов:

  • социальные поступки, вызывающие адекватные реакции среды;
  • производная от существующих общественных ценностей система оценки социальных действий;
  • классификация социальных действий на порицаемые и поощряемые;
  • характерные групповые оценки возникающих в пределах этой группы социальных ситуаций (социальная перцепция);
  • социальные санкции как реакция общества на социальные действия;
  • самокатегоризация, т. е. самоидентификация личности по принадлежности к определенной группе в социальной среде;
  • индивидуальная самооценка личности;
  • индивидуальная оценка среды и обстоятельств, в которых личность контактирует с окружающими.

О механизмах социального контроля

Механизмы социального контроля составляют социальные нормы и санкции.

Социальные нормы (формальные и неформальные) предписывают людям, как себя вести в обществе. С их помощью:

  • корректируется процесс социализации;
  • личности объединяются в социальные группы, а группы интегрируются в общество;
  • контролируется девиантное поведение.

По степени строгости нормы можно расположить в следующем порядке: табу (оскорбление святынь, нарушение заповедей, кровосмешение), законы (нормативные акты высшей правовой силы), права и свободы, привычки социальной группы, традиции, этикет, обычаи.

Они выступают эталоном, регулятором для поступков, чувств, мыслей, стоят на страже социальных ценностей. Под последними понимаются принятые обществом человеческие понятия о патриотизме, справедливости, добре, любви, дружбе.

Санкции, соответствующие нормам социального контроля

Социальный контроль в обществе осуществляется людьми на основании существующих норм. Регулирование происходит, исходя из принципа связи социальной нормы и санкций, соответствующих ей. Лишенная сопровождающих ее санкций, социальная норма выпадает из системы социального контроля, превращаясь в призыв, лозунг и т. д.

Санкции бывают:

  • позитивными (почет, слава, признание, поощрение, одобрение) и негативными (заключение, конфискация имущества, штраф, выговор, замечание, осуждение);
  • формальными (исходящими от государственных институтов), неформальными (получаемыми от родственников и коллег по социальным группам);
  • материальными (подарок, премия, штраф, конфискация) и моральными (грамота, награда, выговор).

Позитивные санкции предусмотрены по отношению к личностям, конформистски относящимся к социальным нормам (согласным с ними). Негативные - к отклоняющемуся поведению:

  • девиантному (нарушения незначительны и ненаказуемы);
  • делинквентному (санкции Административного кодекса);
  • преступному (санкции Уголовного кодекса).

Заключение

Социальный контроль является мощным инструментом управления обществом. Большинство населения добровольно и постоянно придерживается установленных обществом норм.

В настоящее время это способствует развитию надгосударственных институтов, увеличению удельного веса корпоративных отношений.

Через делегирование государственных полномочий надгосударственным органам происходит процесс глобализации. Однако сущность социального контроля в информационном обществе остается практически неизменной.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом.

Социальные нормы составляют один из элементов меха­низма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем .

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Социальная санкция -любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Виды социальных санкций:

  • Формальные негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.
  • Неформальные негативные — Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
  • Формальные позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
  • Неформальные позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.

Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабиль­ности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля? Любая деятельность разнообразна, каждый человек со­вершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, обществен­ными институтами и организациями, государством и други­ми индивидами). Эти действия, отдельные поступки, пове­дение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

Пока они не нарушают обществен­ного порядка, существующих социальных норм, этот кон­троль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Выражение недовольства, объявление выговора, наложе­ние штрафа, наказание, выносимое судом, - все это санк­ ции ; наряду с социальными нормами они являются важней­шим элементом механизма социального контроля. Санкции бывают либо позитивные, направ­ленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, на­граждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоцио­нально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев). Общество (большие и малые группы, государство) оцени­вает индивида, но и индивид оценивает общество, государ­ство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных ин­ститутов, человек принимает их не механически, а избира­тельно, переосмысливает через собственный опыт, привыч­ки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо инди­видуальным: оно может быть положительным и резко отри­цательным. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с кото­рыми он себя отождествляет.

Формы социального контроля: внешний контроль и внутренний контроль.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом. В процессе самоконтроля большую роль играет совесть , т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоя­нии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, мораль­ные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мне­ние, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Вза­имодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование со­циальной системы в целом.

Процесс социального контроля

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости возникновение чувства вины муки совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В РФ созданы специальные органы для осуществления социального контроля: Прокуратура РФ, Счётная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и др. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, всё большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п., называют надзором. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

Методы социального контроля:

  1. Изоляция — установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.
  2. Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм
  3. Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Интересы как факторы влияния на социальное действие

Очень важную роль при социальном взаимодействии играют интересы. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.). Социальность интересов обусловлена тем, что в них все­гда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Набор специфических социальных интересов наряду с сово­купностью определенных прав и обязанностей - непремен­ный атрибут каждого социального статуса. В первую оче­редь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци­альные нормы, от которых зависит распределение благ, не­обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер­спективах продвижения в социальном пространстве, отно­сится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состя­зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При­вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра­зом статус законных интересов. Например, в многонацио­нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от­крываются культурно-национальные общества. Любая по­пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, государств. Современный мир представляет собой сложнейшую сис­тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз­росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер­вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта