»: «Мор, ученик Смерти », «Вор времени », «Мрачный Жнец », «Роковая музыка », «Санта-Хрякус ». Антропоморфная персонификация Смерти мужского рода , обитающая в своей отдельной реальности Плоского мира .
Любимые выражения: «справедливости нет. есть только я », «кошки - это хорошо ».
Смерть проявляет большой интерес к жизни людей и со временем стал совершать поступки, несовместимые с его профессиональной деятельностью. Сначала он обзавелся домом и земельными угодьями , которые не привязаны к определённой точке во времени и пространстве. Свои владения Смерть создал, исходя из отрывочных представлений о виденных им когда-либо вещах. Он не способен творить, но исключительно хорош в воспроизведении уже существующих вещей. Довольно часто он воспроизводит вещи неправильно, что вызвано неверным пониманием их предназначения: так, например, в ванной комнате, созданной им, водопроводные трубы сделаны из цельного куска металла, без отверстия посередине, а полотенца - твердые, как камень, красиво висящие на крючках.
В последнее время Смерть начал испытывать что-то наподобие сострадания к людям. Он спас и удочерил маленькую девочку Изабель . Спустя некоторое время Смерть, по примеру людей, решил обзавестись подмастерьем и лично выбрал на ярмарке ученика Мора . Во время событий книги «Мор, ученик Смерти » Мор и Изабель поженились и у них родилась дочь Сьюзан . Таким образом, Смерть стал дедушкой.
У Смерти есть лошадь по имени Бинки. Эта лошадь вполне материальна и состоит из плоти и крови. Единственное отличие в том, что она намного превосходит других лошадей размерами и цветом: слишком огромна по сравнению с нормальными лошадьми и слишком бела (настолько бела, что даже светится). Бинки может двигаться со скоростью реальности, что позволяет Смерти оказываться в любом месте практически мгновенно. Обычно она не оставляет следов, но когда Бинки скачет между реальностями, в воздухе за ним остаются светящиеся следы. Каждый месяц Смерть подковывает Бинки у кузнецов по фамилии Ягг в Овцепиках, это право передается кузнецами Ягг из поколения в поколение, за что они имеют славу непревзойденных мастеров молота и наковальни.
Каждый день в своем доме Смерть изучает жизнеизмерители (песочные часы , отсчитывающие положенный срок существования) всего живого на Диске. Исполняя свой мрачный удел, он приходит на Диск, чтобы встретить души умерших людей, успокоить их, объяснить им ситуацию и забрать из мира живых, перерезав своей острой косой нить, связывающую их с бренными останками. В процессе этого ему часто приходится объяснять почившим бесперспективность апелляции по поводу произошедшего, а некоторым - объяснять цели их загробного существования (например, он объяснил покойному Веренсу I, коварно убитому королю Ланкра, что тот будет вынужден скитаться в мире живых в виде призрака, ожидая восстановления справедливости и воцарения на престоле королевства его законного наследника).
Несмотря на свою профессию, Смерть очень плохо разбирается в похоронных обрядах - он крайне редко встречается с людьми на кладбищах.
В первых книгах о Плоском мире Пратчетт упомянул, что за простыми смертными Смерть самолично является очень редко, для этого у него есть подручные, его заменяющие, исключение составляют только лишь волшебники и ведьмы. Хотя практически в каждой книге Смерть посещает простых смертных.
Сверхъестественное владение косой дает Смерти также надежную профессию в мире живых, когда он вынужден там появиться, в виде простого (не Мрачного) жнеца. Работая в поле, Смерть скашивал каждую травинку по отдельности, при этом скорость работы всё равно была фантастической.
Владеет великолепными навыками езды на самых фантастических скакунах.
Также обладает хорошими кулинарными способностями, причём готовит с феноменальной скоростью, так как «время не имеет значения». В книге «Мор, ученик Смерти» Смерть даже трудоустраивался поваром.
Крайне неудачлив в азартных играх, в которые смертные ему иногда предлагают сыграть, поставив на кон душу, за которой Смерть явился. При этом демонстрирует настолько хорошие навыки в стрельбе из лука, игры в бильярд и дартс , что ему приходится специально промахиваться.
Когда волшебникам нужна какая-то достоверная информация, они проводят так называемый Обряд АшкЭнте - вызывают Смерть для разговора. Считается, что он знает обо всём на Диске и никогда не лжёт. Смерть не может не прийти, если его вызывают таким образом. Сначала церемония проведения обряда была сложной, торжественной и мрачной, но со временем она надоела как волшебникам, так и самому Смерти, и теперь для проведения ритуала достаточно нескольких минут, двух брусочков дерева и четырёх кубиков мышиной крови. Позже был открыт ещё более простой вариант проведения обряда АшкЭнте - с помощью сырого яйца (упоминается в книгах «Мрачный Жнец», «Роковая музыка»).
Поскольку Смерть несколько раз за отрезок времени, известный читателям, переставал выполнять свои обязанности, с помощью обряда АшкЭнте в этих случаях вызывали не его, а Мора («Мор - ученик Смерти»), Сьюзан («Роковая музыка») и даже Аудитора реальности («Мрачный Жнец»).
Альберто Малих пробовал провести обряд «наоборот», надеясь в результате избежать встречи со Смертью и стать бессмертным. Однако вместо этого в результате обряда он сам попал во Владения Смерти. Впрочем, поскольку в доме Смерти время не течёт по-настоящему, фактически он получил бессмертие (стареет только при необходимости возвращаться на Диск, см. ниже).
Смерть присутствует практически во всех книгах, но как главный герой он впервые действует в книге «Мор - ученик Смерти ». Далее основная сюжетная линия с его участием проходит через книги «Мрачный Жнец », «Роковая музыка », «Санта-Хрякус », «Вор времени ».
Часто при эпизодическом появлении Смерти (одна-две реплики) прямо не указано, что герои встречаются именно с ним - читатели узнают его по голосу, который на письме в русских изданиях передаётся ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ , тогда как в оригинале Смерть говорил капителью .
|
Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
1 / 1
Терри Пратчетт. Плоский мир: ведьма
Любимые выражения: «справедливости нет. есть только я », «кошки - это хорошо ».
Смерть проявляет большой интерес к жизни людей и со временем стал совершать поступки, несовместимые с его профессиональной деятельностью. Сначала он обзавелся домом и земельными угодьями , которые не привязаны к определённой точке во времени и пространстве. Свои владения Смерть создал, исходя из отрывочных представлений о виденных им когда-либо вещах. Он не способен творить, но исключительно хорош в воспроизведении уже существующих вещей. Довольно часто он воспроизводит вещи неправильно, что вызвано неверным пониманием их предназначения: так, например, в ванной комнате, созданной им, водопроводные трубы сделаны из цельного куска металла, без отверстия посередине, а полотенца - твердые, как камень, красиво висящие на крючках.
В последнее время Смерть начал испытывать что-то наподобие сострадания к людям. Он спас и удочерил маленькую девочку Изабель. Спустя некоторое время Смерть, по примеру людей, решил обзавестись подмастерьем и лично выбрал на ярмарке ученика Мора. Во время событий книги «Мор, ученик Смерти » Мор и Изабель поженились и у них родилась дочь Сьюзан . Таким образом, Смерть стал дедушкой.
Часто при эпизодическом появлении Смерти (одна-две реплики) прямо не указано, что герои встречаются именно с ним - читатели узнают его по голосу, который на письме в русских изданиях передаётся ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ , тогда как в оригинале Смерть говорил
Имя: Терри Пратчетт (Terry Pratchett)
Возраст: 66 лет
Деятельность: писатель-фантаст
Семейное положение: был женат
Современного читателя сложно удивить, потому что, казалось бы, все сказано и все написано. Например, чуть ли не каждый год появляются новые писатели, которые, под впечатлением от книг и , окунаются в сказочный мир фэнтези. Страницы их произведений пестрят выдуманными ведьмами, магическими заклинаниями, эльфами, гномами и другими сверхъестественными вещами и существами. Однако не все литераторы, описывающие волшебные миры, получили лавры почета.
Англичанин Терри Пратчетт – один из тех, чьи книги лежат на полках заядлых любителей фантастики. Он не только рассказал книголюбам про загадочный Плоский мир, но и наделил свои произведения сатирой, а также глубокой, но ненавязчивой философией. Этот автор знаком по книгам «Творцы заклинаний» (1987), «Мрачный жнец» (1991), «Маскарад» (1995) и другим примечательным произведениям.
Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 года. Родина писателя – город Беконсфилд, находящийся в церемониальном графстве Бакингемшир (Великобритания). О родителях Терри информации мало, известно, что мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в семье Давида и Эйлин Пратчетт.
Терри начал проявлять любовь к чтению еще с самого раннего детства, вместо игр с друзьями он перелистывал книги и увлекался изучением Вселенной. Мальчик собирал астрономические вкладыши, которые попадались в чае известной английской марки.
Юный Пратчетт хотел, подобно , всю жизнь смотреть в телескоп, но, чтобы стать астрономом, ему не хватало математических навыков, ибо Терри был истинным гуманитарием (однако учился в школе с техническим уклоном).
Затем юноша стал интересоваться научной фантастикой, его привлекали произведения и , который сочинил «Машину времени». Также известно, что после окончания школы Терри не стал продолжать грызть гранит науки. Вместо того чтобы подать документы в университет, Пратчетт, с разрешения родителей, отправился в свободное плавание и устроился журналистом в местную газету Bucks Free Press.
Терри взялся за чернильницу и перо в тринадцатилетнем возрасте, тогда мальчик презентовал друзьям и близким свой первый рассказ под названием «Бизнес-соперники» («The Hades Business»). Юноша выдумал нетривиальный сюжет, вращающийся вокруг человека по имени Крусибл, который находит в своей квартире Дьявола в облаке серного дыма.
Позже дебютное произведение Терри было опубликовано в школьной газете, а затем напечатано в журнале Science Fantasy. Кстати, «The Hades Business» принес мальчику первые деньги - издание выплатило юному таланту £14. Следующее произведение – «Night Dweller» – увидело свет только в 1965 году.
В том же 1965-м Терри становится штатным корреспондентом (прошел курсы подготовки журналистов) и продолжает оттачивать свои писательские навыки на просторах Bucks Free Press. Молодой человек выдумал около восьмидесяти рассказов для детей, которые печатались в газете под псевдонимом «дядя Джим».
Стоит отметить, что ранние персонажи Пратчетта встречаются в произведении «Люди ковра» (1971). К слову, эта книга вышла благодаря Питеру Бандеру ван Дюрену, директору издательства, у которого Терри брал интервью. Журналист обмолвился, что написал роман «Люди ковров», и Питер согласился дать этому произведению жизнь, сказав, что Пратчетт – неоспоримый талант.
Далее Терри стал автором еще двух научно-фантастических романов: он сочинил «Темную сторону Солнца» (1976) и «Страту» (1981). Писатель признавался, что данные произведения были выдуманы темными зимними вечерами, когда у него не оставалось других дел.
В 1982 году Терри Пратчетта постигла неудача. Так как у молодого писателя было мало продаж, издательство New English Library отказалось от сотрудничества с литератором. Благо Терри не опустил руки и не усомнился в своем таланте, продолжая усиленно работать. Стоит сказать, что позже Пратчетт, по некоторым данным, являлся самым продаваемым писателем Великобритании тех времен.
Вскоре благодаря приятелю он стал публиковаться в издательстве Corgi, таким образом вышла книга «Цвет волшебства» (1983), давшая начало популярному циклу «Плоский мир», в который вошло 41 произведение. Среди них - «Творцы заклинаний» (1987), «Посох и шляпа» (1988), «Вещие сестрички» (1988), «Стража! Стража!» (1989), «К оружию! К оружию!» (1992), «Маскарад» (1995) и т.д.
Терри Прачетт обзавелся признанием, славой и многомилионной армией поклонников, в чем ему помогла Диана Пирсон, организовавшая шестисерийный фильм на радио BBC, в передаче «Woman’s Hour». Действия в книгах из серии «Плоский мир» происходят на вымышленной планете, которая имеет форму диска. Примечательно, что Терри не опирался на законы , и , а придумал собственную физику.
В его рассказах в радуге - восемь цветов, скорость света имеет маленькое значение, а магия – это не нечто фантастическое, а материальное и обыденное. Цикл делится на несколько подциклов, а главными героями выступают Ринсвинд, Ланкрские Ведьмы, Смерть, Мойст фон Липвиг и другие персонажи.
Плоский мир населяют сказочные существа. Пролистывая книги Терри, читатель встречается с троллями, вампирами, эльфами и даже кровожадными зомби. Довольно интересно Пратчетт описал магию Ланкрских Ведьм, которые добывают огонь, смотря на бревно: полену становится неловко и оно сгорает со стыда.
Вторым произведением Терри из этой серии стала книга под названием «Безумная звезда», вышедшая в 1986 году. Сюжет вращается вокруг волшебника-недоучки Ринсвинда, который знает всего одно заклинание из книги Октаво, но не помнит и его. Пратчетт не стал наделять главного героя положительными качествами, поэтому вниманию книгочеев предстает трусливый чародей, попадающий в неприятности.
В 1987-м творческая биография писателя пополнилась четвертой книгой из цикла – «Мор, ученик Смерти», оказавшейся бестселлером. Терри рассказал о юноше, которому нечем было заняться на ферме своего родителя. Поэтому парень отправился в подмастерья, где его наставником оказалась сама Смерть. Правда, скелет в черном балахоне решил взять выходной, поэтому возможность забрать людей в мир иной предоставляется Мору.
Кстати, мало кто знает, что фантаст помог стать популярным писателем. Дело в том, что автор «Американских богов» показал ему черновики своего дебютного произведения, а Терри настолько был впечатлен потугами начинающего писателя, что предложил сотрудничество. Так увидела свет книга «Благие знамения» (1990), написанная Гейманом и Терри Пратчеттом.
Сюжет «Благих намерений» рассказывает читателю об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить апокалипсис. Представитель тьмы и посланник света решили, что конец света не приведет ни к чему хорошему, независимо от исхода битвы. Поэтому ангел и демон начали участвовать в воспитании будущего Антихриста, который ни в коем случае не должен склониться ни к одной из сторон.
Книга получила положительные отзывы критиков, а Александр Гагинский отметил, что в это произведение Пратчетт внес больший вклад, нежели Гейман.
В жизни Терри Пратчетт был не только улыбчивым человеком, но и примерным семьянином, женатым на Лин Пратчетт. В браке родилась единственная дочь Рианна, которая занимается журналистикой и пишет сценарии к компьютерным играм.
Также известно, что Терри обожал хвостатых животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Пратчетт даже стал автором юмористической книги «Кот без прикрас» («Кот без дураков», 1989), которая является своеобразной энциклопедией от имени вымышленной организации, борющейся за «настоящих котов», то есть беспородных, непослушных и капризных.
В 2007 году в СМИ просочилась информация, что Терри Пратчетт страдает редкой формой болезни Альцгеймера (на ранней стадии). В 2009 году стало известно, что Терри задумался о добровольной эвтаназии и запланировал отправиться в Швейцарию, где практикуется легальное ассистируемое самоубийство. Парадокс заключается в том, что Пратчетт часто улыбался и пропитывал свои книги юмором, но многократно высказывался о добровольном уходе из жизни.
В 2012 году здоровье Терри пошло на спад. Талантливому человеку было сложно писать и читать, но, чтобы отвлечься от тщетности бытия, он продолжал работать над произведениями, диктуя предложения своему товарищу (порой использовал специальные программы распознавания речи).
Неожиданная смерть избавила гения литературы от страшного греха, порицаемого религиями. Терри скончался от болезни 12 марта 2015 года. Примечательно, что в последние минуты жизни Пратчетт успел написать значимый, но лаконичный твит – «The End». После смерти писателя его скорбящие поклонники придумали красивую легенду о том, что якобы за Терри пришел герой его произведения – Смерть.
«Жизненно важный ингредиент успеха - это не знать, что задуманное вами невозможно выполнить»
«Люди – интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку»
Моркоу, к величайшему удивлению Ваймса, произнес речь. Его слова разносились над пропитанной влагой землей, эхом отражаясь от покрытых каплями дождя деревьев. Содержание речи являлось единственно приемлемым для такого события: он был моим другом, он был одним из нас, он был хорошим стражником.
Эти слова звучали буквально на всех похоронах, на которых доводилось присутствовать Ваймсу. Вероятно, их произнесут и на похоронах капрала Шноббса, правда, скрестив пальцы за спиной. Такие слова нужно говорить.
Смерть сэра Терри Пратчетта не стала трагической неожиданностью. Знаменитый писатель, автор книг о Плоском мире, болел давно и тяжело и даже пытался получить разрешение на эвтаназию, чтобы уйти из жизни поскорее. В такой ситуации принято не скорбеть, а вздыхать и говорить: «Отмучился».
Примерно это я сказал себе позавчера днем, прочитав новости. И даже успокоился — на некоторое время. А тем же вечером совершенно случайно наткнулся в сети на подзабытый отрывок из его книги. И без всякой задней мысли пошел за книгой, чтобы перечитать этот момент еще раз.
Так прошел весь вечер и почти вся ночь. Я открывал книгу за книгой, перечитывал любимые отрывки, думал над ними, вспоминал, как читал их впервые... И под утро внезапно пришло осознание: всё . Конец. Новых книг уже никогда не будет.
И вот тогда я закрыл книгу и, неожиданно для себя, заплакал.
А потом Брута поднялся. На свой труп он даже не посмотрел.
Ха! Я ждал тебя, - сказал он.
Прислонившийся к стене Смерть выпрямился.
- Тебе очень везло.
Но столько еще можно было сделать...
Да. Как всегда.
Когда меня спрашивали, о чем пишет Пратчетт, я не задумываясь отвечал: «О жизни». Нет, он писал много о чем - в одном только «Плоском мире» не меньше пяти совершенно непохожих друг на друга сюжетных циклов... Но на самом деле, как и любой другой великий писатель, Пратчетт писал о людях. О мире. И о жизни, во всех ее проявлениях. Просто с разных точек зрения - будь то веселая комедия о трусливом ва лшебнике Ринсвинде, или без пяти минут нуарный детектив о городской страже Анк-Морпорка, или жутковатые «народные мотивы» в цикле о ланкрских ведьмах.
Произведения Пратчетта часто называют пародийным фэнтези, и напрасно: они всегда полны иронии, иногда в них встречается едкий сарказм, иногда - острая сатира... Но вот именно пародии там обычно кот наплакал. Если Пратчетт кого и пародирует, то в первую очередь - нас с вами.
Его книги - не развенчание шаблонов фэнтези. Это, скорее, демонстрация того, как эти шаблоны работали бы на самом деле , если б в каноничные фэнтезийные ситуации попадали не сказочные персонажи, а нормальные, живые люди . Со всеми достоинствами и недостатками - как мы, как ваш сосед, как ваша школьная учительница, как водитель маршрутки, которая везла вас на работу. Получается смешно, но с подвохом. Примерно как с монологами Жванецкого - сначала посмеялся, а потом подумал: «А чего я смеюсь-то, как будто у меня самого все не так?»
Неужели в тебе нет ни капли романтики? - горестно воскликнула Маграт.
Нет, - сказала матушка. - Ни капельки. И звездам совершенно без разницы, чего ты там желаешь, и волшебство вовсе не делает жизнь лучше, а тот, кто сует руки в огонь, непременно обжигается.
При этом Пратчетт нисколько не идеализирует свой мир - человечество вообще с трудом поддается идеализации. В его Анк-Морпорке здания держатся на костылях и изоленте, появиться в спальном районе ночью равносильно самоубийству, а огромная река, обеспечивающая водой весь город, грязна до такой степени, что ее можно просто перейти - только очень быстро, а то обувь растворится и химические ожоги будут обеспечены. С точки зрения логики, Анк-Морпорк должен выглядеть отвратительно... Но он все равно прекрасен. Именно потому, что там постоянно бурлит жизнь .
И ты понимаешь, что жизнь не обязана быть приятной. Что в ней чертова прорва темных полос. Что никто не гарантирует, что, вляпавшись в одну из таких полос, ты когда-нибудь сумеешь выбраться. Но это твоя жизнь. И она прекрасна. Просто потому, что она у тебя есть. Просто потому, что другой у тебя никогда не будет. Просто потому, что прекрасна любая жизнь.
Но ведь есть великие дела, за которые стоит отдать жизнь, - возразила Бабочка.
Нет, нет таких дел! Потому что жизнь у тебя только одна, а великих дел как собак нерезаных!
О боги, да как же можно жить с такой философией?
Ринсвинд набрал в грудь побольше воздуха.
Но любая жизнь когда-нибудь заканчивается - она не может быть настоящей без смерти. Это закон существования, с которым Пратчетт никогда не пытался бороться. И смерть в его книгах - не столько ужасная трагедия, сколько логичное завершение пути. А может быть, и начало нового. Точно не знает никто. Даже сам Смерть, который лишь указывает душам путь на ту сторону .
И - что особенно показательно - именно поэтому любое насилие в книгах Пратчетта всегда смотрится как... несусветная глупость. Вселенский идиотизм. Дурь, которую человечество не может изжить на протяжении тысяч лет. Книги Пратчетта полны того же пацифизма, который всю жизнь пытался вложить в наши головы Гарри Гаррисон: ребята, вам что, делать нечего, у вас есть вся ваша чертова жизнь, идите и займитесь чем-нибудь умным, красивым, а лучше - полезным. Сделайте что-нибудь, о чем вам было бы интересно поговорить со Смертью, когда он будет указывать вам дорогу дальше .
Тиффани вспомнила слова, произнесенные им над могилой Бабушки Болит почти целую жизнь тому назад. Тогда на залитом солнцем торфе, с кричащими в небе хищными птицами, слова эти казались всем, что могло быть сказано. Она повторила их сейчас:
Если и есть Освященная земля, то вот она.
Если и есть Святой день, то он пришел.
Из книг Терри Пратчетта каждый извлекает что-то свое. Кто-то (скажу сразу - я) научился у него здоровому скептицизму и критическому мышлению. Кто-то - ответственности и умению сначала думать, а потом делать. Кто-то научился тонко подшучивать, кто-то - понимать шутки и не обижаться на них. Для многих это вообще стало первой в жизни литературой , после которой они обратили внимание на книги.
Книги Терри Пратчетта не помогают сбежать от проблем нашего мира - напротив, они мягко и ненавязчиво акцентируют на них внимание. Да так, что если раньше ты этих проблем не замечал - непременно задумаешься, а если замечал - порадуешься, что ты не единственный, кому это важно. Но, в любом случае, после каждой его книги в моей душе оставался приятный осадок. Чувство времени, потраченного с пользой. Чувство нового приобретения.
Глупо и эгоистично, но все эти годы, даже после того, как я узнал о его болезни, мне было приятно осознавать, что Терри Пратчетт просто-напросто еще жив. Теперь это ощущение исчезло и не вернется уже никогда. Сэр Терри Пратчетт умер, и с ним - как бы банально это ни звучало - умерла еще одна эпоха.
Сейчас - и, может быть, это тоже глупость и эгоизм - я рад, что в последние годы он так и не получил разрешения на эвтаназию. Что, несмотря на все испытания, он прожил свою жизнь. Полностью. До самой смерти. И использовал по назначению каждую минуту. Так, как учил нас.
Прощайте, сэр Терри Пратчетт. Или даже - кто знает? - до свидания.
Тиффани присела на пенек и немного поплакала, потому что это необходимо было сделать. Затем она пошла и подоила коз, потому что кто-то должен был сделать и это тоже.
Мастер иронии болел редкой ранней формой болезни Альцгеймера - задней кортикальной атрофией
Популярнейший британский писатель Терри Пратчетт умер от болезни Альцгеймера в возрасте 66 лет. Он скончался у себя дома в окружении семьи 12 марта. В 2011 году появилась информация, что Пратчетт начал оформлять документы для швейцарской организации Dignitas, которая практикует услуги по «ассистированному самоубийству». Ранее Пратчетт уже высказывался по вопросу своего добровольного ухода из жизни достаточно откровенно. Своей сравнительно неожиданной смертью Пратчетт избежал слабоумия и самоубийства.
Пратчетт одним из первых авторов стал использовать Интернет для связи с поклонниками и десятилетие поддерживал группу новостей Usenet alt.fan.pratchett. Его интересы включали геологию, астрономию, еще он выращивал плотоядные растения и увлекался черепахами... А когда он уставал от своих ежедневных увлечений, пытался заставить компьютеры делать вещи, для которых они не предназначены.
"С неописуемой скорбью мы сообщаем, что писатель сэр Терри Прачетт умер в возрасте 66 лет, - говорится в сообщении на официальном сайте издательского дома (цитирует tass.ru). - Мир потерял одного из своих самых ярких и острых умов".
К 2012 году Пратчетту уже стало тяжело читать и писать, но он продолжил работать, диктуя произведения своему помощнику, Робу Уилкинсу. Писатель умер дома в Уайлтшире, в кругу своей семьи. Он был женат на Лин Пратчетт. Дочь — Пратчетт — профессиональный журналист, сценарист компьютерных игр.
Одно из самых известных произведений Пратчетта - цикл "Плоский мир", включающий в себя 40 романов. Первый из них вышел в 1986 году. В общей сложности Пратчетт написал более 70 книг. Произведения Пратчетта неоднократно экранизировались, становились основой для компьютерных игр, а также театральных пьес и радиопостановок, передает meduza.io .
Справка МК Цитата из Фейсбука:
«Плохой день. Один из моих любимых писателей больше не напишет ни одной книги. Когда мне нравится какой-то писатель, самое неприятное - прочитать все его книги.»
Писатель страдал болезнью Альцгеймера с 2007 года. Несмотря на диагноз, он продолжал работать. Мастер литературы болел редкой ранней формой болезни Альцгеймера — задней кортикальной атрофией .
В 2008 году Королева Великобритании Елизавета II возвела Пратчетта в рыцари Британской Империи, отметив его вклад в развитие литературы.
В 2011 году компания BBC сняла документальный фильм, в котором писатель освещал проблему эвтаназии и общественного мнения о ней на примере неизлечимо больного человека, Питера Смедли, который согласился умереть в присутствии телекамеры и съёмочной группы, отмечает medialeaks.ru . Действие происходит в Швейцарии, где это разрешено.
В августе 2009 года писатель отправил в газету Daily Mail открытое письмо об эвтаназии. В нем он отметил, что хочет «сам совершить прыжок в бездну» прежде, чем его «столкнут с края». Пратчетт выразил уверенность, что будет не единственным человеком, который выразит благодарность тем медикам, которые помогут «шагнуть за порог бытия». Писатель заявил, что пришла пора здраво обсудить идею о возможности безнадежно больных людей самим выбирать время и место своей смерти.
«Я наслаждаюсь своей жизнью и намерен так поступать еще довольно долгое время. А когда на горизонте замаячит конец игры, я хочу умереть, сидя в кресле, в моем собственном саду, с бокалом брэнди в руке, с Томасом Тэллисом в i-Pod (потому что его музыка способна приблизить к раю даже атеиста) и, возможно, со вторым бокалом брэнди, если на него хватит времени. Кто скажет, что мой план плох?», - написал фантаст в письме.
В 2011 году появилась информация, что Пратчетт начал оформлять документы для швейцарской организации Dignitas, которая практикует услуги по «ассистированному самоубийству», сообщает mir24.tv .
Пратчетт рассказывал о своем деле жизни, юмористической саге: «Плоский мир возник, как противоядие к плохому фэнтези, поскольку в конце 70-х жанр фэнтези претерпел большой всплеск , и очень многое из всего этого было вторично — авторы не привносили в жанр ничего нового. Пара первых книг нарочито пародировала фрагменты творчества других писателей — и хороших писателей, потому как именно хорошего автора читателю легче распознать: «А, так это из Энн Маккэфри!». У меня быстро связывалась воедино некая согласованная фэнтезийная вселенная, и фокус был прост: «Пусть действуют люди». Я помню, как журнал «Mad» описал «Флинстоунов»: «Динозавры из прошлого в 65 миллионов лет вкупе с идиотами из сегодняшнего дня». Я старался сделать нечто подобное и с Плоским миром. Не все персонажи этого мира полностью современны, но они узнаваемы для нас. Их заботы очень схожи с заботами людей XX века".
Цикл «Плоский мир» насчитывает 40 романов, 5 рассказов, 4 карты и атласа, 10 справочников и одну поваренную книгу, написанную Нянюшкой Ягг. Были и другие книги и работы.
По данным статистики, Пратчетт на протяжении 1990-х годов является самым читаемым в автором, его книг, изданных в твёрдой обложке, продано больше, чем у любого другого живущего ныне писателя. По некоторым оценкам, его книги составляют примерно 1 % от всех книг, проданных в Великобритании, общий тираж его книг (на разных языках) превышает 40 миллионов. Самой известной в мире английской писательницей считается Роулинг.
Сэр Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 году в Биконсфилде, Бакингемшир (Beaconsfield, Buckinghamshire), напоминает fantlab.ru . В детстве он не очень любил читать книги, но жизнь его изменилась в 10 лет, когда ему в руки попала книга «Ветер в Ивах». С этим открытием интерес к книгам у мальчика вырос, и он стал проводить все свое свободное время за чтением.
В 1959 году Терри поступил в высшую техническую школу Уайкомб. Первый рассказ «The Hades Business» он опубликовал в школьном журнале в 1961 году, а в 1963 этот же рассказ появился в профессиональном издании. Первый свой гонорар Терри потратил на пишущую машинку.
Вдохновленный своим успехом, в 1965 году Терри Пратчетт уходит из школы в журналистику. Его первый роман «Ковровый народ» («The Carpet People») был написан, когда ему было всего 20 лет. Он продолжил писать, параллельно работая в газете. В 30 лет он бросил журналистику. Когда в 1983 году в издательстве Corgi вышла его четвёртая книга, «Цвет Волшебства» — блистательный юмористическо-фэнтезийный роман, с которого начался грандиозный цикл бестселлеров «Discworld» («Плоский мир»), насчитывающий сейчас несколько десятков книг, он понял, что писать — это его призвание, и начал писать, писать, писать...