Главная » Заготовка и хранение » Конский бег на воле в небе крик. Анализ стихотворения Толстого «Край ты мой, родимый край!…»

Конский бег на воле в небе крик. Анализ стихотворения Толстого «Край ты мой, родимый край!…»

От Гость

Прочитайте приведенное ниже стихотворение А. К. Толстого и выполните задания.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

А1.К какому типу лирики относится приведенное выше стихотворение А.К.Толстого?

1.философская лирика

2.пейзажная лирика

3.гражданская лирика

4.патриотическая лирика

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

2.природы

4.свободы

А3. Как называется фонетический прием, использованный А.К.Толстым в строке: «Гой ты, родина моя!/ Гой ты бор дремучий!»?

1) эпифора

2) анафора

3) аллитерация

4) ассонанс

А4. Сколько в стихотворении риторических восклицаний?

А5. Лирический герой стихотворения

1.славит свою родину

2.мечтает покинуть родимый край

3.сравнивает родимый край с постоянными проблемами в его жизни

4.старается побыстрее забыть о родине.

В1. Назовите художественно-выразительное средство, использованное в следующих словосочетаниях: «волчий голос», «родимый край», «бор дремучий».

В2. Выпишите существительное, повторяющееся в стихотворении.

В3. Определите размер, которым написано стихотворение.

С1. С чем связана родина в восприятии лирического героя стихотворения? (Мини-сочинение не менее 70 слов).

А. Толстой "Край мой, родимый край"

Анализ стихотворения:

Главная тема :любовь к Родине,к родному краю

Основная мысль: Красота русской природы,приволье вызывают восхищение у русского человека.

Идея стихотворения :Показать многообразие просторов, неповторимость и самобытность родного края.

Композиция: монолог лирического героя,простое построение, создающее панорамную картину образов родного края.

Жанр стихотворения -элегия,созерцательное описание природы,

Художественные средства выразительности:

Метафоры: "конский бег на воле", "в небе крик орлиных стай", "прозвенит девичий смех".

Олицетворения: "крик стай","бег на воле","крик в небе","полночный свист".

Эпитеты: "край родимый", "бор дремучий","волчий голос", "девичий смех","свист полночный","орлиные стаи и "конский бег".

Гиперболы :"Гой ты, бор дремучий."

Сравнения скрытые,метафорические,сравнение края с бегущим стадом лошадей,парящими орлами,волчьим воем.

Риторические восклицания- передают восторг автора.

Динамика стихотворения: Ритмичное, за счёт отсутствия глаголов создаются картины природы,пейзажи сменяются,движения героя замедляются,идут враскачку.Стихотворение идёт по нарастающей,аллитерация передаёт восторг автора, предложения в тексте восклицательные,придают особенность восторженной интонации.

Размер стихотворения: трехстопный хорей (ударные нечётный слоги),стихотворение 2-х строфное (два четверостишия).

Рифма :рифмовка перекрестная,схема АВАВ .Чередование мужской и женской рифмы.

Ответ оставил: Гость

Здесь автор отказывается от внешней динамической организа­ции сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрывают­ся переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас- суждений. психологический анализ преобладает над изображени­ем внешних событий и является основой развития сюжета. тол­стой использует здесь внесюжетные формы, например моралис­тический материал, собственную оценку. в центре данного про­изведения - человеческой души. при этом писатель ши­роко пользуется «языком тела»: подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук. в «юности» толстой уже в основном сформулировал закон нрав­ственного самосовершенствования. это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образо­вать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием. главный герой николенька иртеньев является студентом уни­верситета и дружит с дмитрием нехлюдовым. они устраивают пирушки, пьют жженку. сначала он вроде бы испытывает удо­вольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои по­ступки, за действия других людей. всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. надо включаться в обще­человеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. ни­колаю однажды пришлось наблюдать, как его друг нехлюдов уда­рил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. ему стыдно за него. необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближ­нему своему. в данном произведении постоянно сочетается толстой - ху­дожник и толстой - моралист. кроме того, здесь описывается восприятие главным героем других персонажей. учитель карл иванович заменил свою почтенную лысину рыжим париком, стал странным и смешным. николенька удивляется, как он не замечал этого раньше. бабушка воспринимается им как важная и чванли­вая барыня. сонечку валахину, семнадцатилетнюю девушку, к которой он раньше испытывал любовь, теперь видит ма­ленькой ростом и худой, с желтым болезненным цветом лица, но ее глаза и улыбка были те же, что «я знал и любил в детстве». таким образом, автор показывает, что в одном жесте или слове скрывается иногда душа человека, угадывается его характер

Ответ оставил: Гость

Повесть «детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. спустя годы м. горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика алеши в семье кашириных. повествование в повестиведется от первого лица, от имени маленького героя событий. этот факт делает описываемые события более достоверными, а также (что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. то алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже спозиции взрослого, много познавшегов жизни человека. именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. цель м. горького – не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – человек».события детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде иболи, своей и чужой».горьковское произведение «детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизодытакже раскрыть характер алеши и выразить авторское отношение к происходящему.с одной стороны, важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил алеша в семье кашириных, а также раскрыть, как расширялись представления мальчика о нравах собственническогомира за пределами дома деда. с другой стороны, важно показать огромное влияние на алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на к жизни светлой, человеческой».

«Край ты мой, родимый край!…» Алексей Толстой

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Анализ стихотворения Толстого «Край ты мой, родимый край!…»

В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край!..». Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные баллады и стихотворения, роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса «Посадник». В этом контексте примечательна пародийная «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», в которой даны основные события от крещения до 1868 года.

В произведении «Край ты мой, родимый край!..» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья. Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив». Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.

Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к прошлому родной страны. Лошадь — символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает. Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов. Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.

Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край!..». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.

(1 вариант)

Стихотворение А.К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи?

Первое предложение начинается и заканчивается словом «край», как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается тема произведения: «Край ты мой, родимый край…».

Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал своё: образы, звуки, цвета, ассоциации. С родным краем у Толстого ассоциируется «конский бег на воле», красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле. Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном. Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе. Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. «Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!»//. Во втором четверостишии слово «край» сменяет слово «родина». Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.

Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.

(2 вариант)

XIX век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край…», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Все стихотворение А. К. Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие животного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья», то гул ветра. Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта