Главная » Заготовка и хранение » Мой пермский край: Ныроб.

Мой пермский край: Ныроб.

История Ныроба уводит нас в далекие времена. Впервые Ныробка с шестью дворами упоминается в 1579 году в писцовой книге И. И. Яхонтова по Чердынскому уезду: "Ныробка Чердынского уезда была махонькой деревушкой из шести дворов, со всех сторон сжатая лесом. Хозяевами здешними были Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной".

Археологические материалы указывают иной возраст Ныроба — XIII век. О древнем населении края рассказывают находки возле камня Светик, что стоит в излучине реки Колвы вблизи бывшей д. Подбобыка, и на стоянке человека эпохи бронзы на верши - не этого камня. У села Искор и поселка Шунья обнаружены серебряные бляхи с охотничьими сценами. Бляхи были изготовлены волжскими булгарами в XII веке и проникли в этот край благодаря торговым связям. Исследования па - мятников проводили С. И. Сергеев (1895 год) и В. П. Денисов (1957, 1962 годы), все предметы, обнаруженные археологами, находятся в Эрмитаже.

Судя по названию, основали Ныроб коми- пермяки. Название поселения образовано из двух коми-пермяцких слов: «ныр» — нос и «ыб» — поле, т. е. «Носово поле», или «поле Носа» В переписи 1579 года среди жи - телей деревни упоминался Иванко Нос, в фамилии которого запечатлен русский перевод слова ныр. Неслучайно среди жителей Ныроба фамилия Носов стала распространенной.

Г ерб утвержден Решением Думы Ныробского городского поселения № 86 от 6 июня 2007 года. Герб Ныробского городского поселения является олицетворением исторического пути развития и возрождения традиций символики земли Пермской, воспитания патриотических чувств. Форма герба — французский щит.

В центре в золотом поле изображена фигура идущего вправо по зеленой полосе черного быка с красными глазами, рогами, копытами и кольцом в носу. Вверху щита — изображение кометы, внизу — голова льва. На щите надпись: «Ныроб». Обоснование символики: — золотое поле — христианские добродетели: Вера, Справедливость, Милосердие; — черный бык с красными глазами, рогами, копытами и кольцом в носу — символ мировоззренческих представлений местных жителей на традиционный охотничий промысел. Флаг утвержден Решением Думы Ныробского городского поселения 12 июня 2009 года. Он представляет собой золотое полотнище с черной окантовкой, в центре которого черный бык с красными глазами, копытами, рогами и кольцом в носу идет в сторону древка. Отношение длины полотнища к ширине 5:3.

Ныробка не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов вместе со своими четырьмя братьями были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место.

Жизнь ныробцев, как и всей России, изменилась с воцарением в 1598 году на российском престоле Бориса Годунова. Начало его царствования отмечено рядом положительных преобразований в стране, но вскоре отно - шения между царем и боярами осложнились, и под царскую опалу попали многие знатные фамилии. С особой беспощадностью Годунов расправился с известным в московском обществе родом бояр Романовых, состоявших в близком родстве с последними царями — Иоанном и Федором. Сестра Никиты Рома - нова, Анастасия, была первой женой Иоанна Грозного. Пятерых сыновей Никиты Романова, связанного с царским родом, вместе с женами, детьми и племянниками Годунов сослал в заточение. Старшего — Федора приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарет. Жену его также постригли в монахини под именем Марфа, разлучили с детьми и сослали в Заозерье. Василия и Ивана приказал сослать в Пелым. Александра — к берегам Белого моря, а младшего сына — Михаила повезли в деревню Ныробку Чердынского уезда.

Почти два месяца продолжалось печальное путешествие боярина из Москвы в Ныроб.

В сентябре 1601 года возок с узником в сопровождении шести стражников под командой пристава Тушина прибыл в глухую деревень - ку. Закованного в трехпудовые оковы, бояри - на Михаила заключили в земляное узилище. Началось тяжелое безрадостное пребывание его на пермской земле. Мучительно долго в страшном одиночестве тянулись зимние дни и ночи. Голод, холод, тяжесть оков и нрав - ственные страдания приближали конец зем - ной жизни боярина. К лету 1602 года положе - ние узника ухудшилось. Стражники его почти не кормили, видимо, желая его смерти. Добро - сердечные ныробцы нашли способ оказать посильную помощь мученику. Они научили своих детей бросать в яму «святому», как они называли узника, хлеб и другие припасы. Молоко и квас наливали в дудочки растений и залепляли с обоих концов мякишем. В на - граду детишки слышали из ямы слабый го - лос заключенного, призывающего на них Божие благословение. Благодаря такой помощи узник, к неудовольствию стражи, продлил свою жизнь. По доносу ныробца, в доме которого разместился пристав Тушин, за оказание помощи М. Н. Романову пятеро крестьян были взяты под стражу и отправлены в Казань. «И те крестьяне пытками разными пытаны, и с пытки один в Казани умер». Ныробка опустела, и в каждом доме оплакивали своих кормильцев. В 1602 году М. Н. Романов скончался и был похоронен недалеко от места заточения.

В Ныробе сохранился памятник архитектуры — каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году).


«Пять куполов, пять глав небесных…

Напоминают мне они

Пять древних странников безвестных,

Сквозь тьму бредущих на огни…»

С. Володина




К западу от Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова.

В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение. Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области.

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова. Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Летом 1998 года в рамках паломнического визита Россию посетили высокие гости, потомки Дома Романовых: Глава Российского Императорского Дома Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Владимировна, Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Леонида Георгиевна (мать Марии Владимировны) и Наследник Цесаревич Великий Князь Георгий Михайлович и сопровождавшие их лица. Про - грамма визита Августейшей Семьи была составлена таким образом, чтобы они смогли по - бывать в тех местах, в которых происходили со - бытия, непосредственно связанные с историей династии Романовых. Впервые за несколько веков потомки царской фамилии побывали на месте темницы М. Н. Романова, где благочинный Северного Благочиния протоиерей Виталий Садков и отец Федор отслужили панихиду по мученику. Помолились за своего пращура и гости. «...Это большое счастье посетить такое место и помолиться за душу предка. Сердце радуется и душа успокаивается» , — сказал после панихиды Князь Вадим Олегович Лопухин, первый вице-предводитель Российского Дворянского Собрания.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село. Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню. 22 мая и 19 января в это место совершаются крестные ходы.

«Вода Никольского источника,
Живая, сладкая вода,
Печали все и все пророчества
В ней растворятся навсегда…
Лесная даль преображается
И замирает, чуть дыша…
В воде Никольской отражается
Святого узника душа…»

С. Володина

Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.






1613 год ознаменовался для Ныроба необычным явлением: «...в версте от деревни Ныробки явилась икона Святителя и Чудотворца Николая. Какие-то купцы проезжали мимо Ныробки с Бухонина волока. Проехав с версту от деревни, они увидели стоящую на пеньке икону. Должно быть, не считая себя достойными взять в руки святыню, они проехали в Чердынь и объявили о виденном ими тамошним жителям. Чердынцы тотчас же поспешили в Ныробку, взяли явленную икону и увезли ее в Чердынь. Но на следующее утро иконы в Чердыни не оказалось. Ее нашли опять на том же самом месте, где она явилась. Чердын - цы увезли ее к себе во второй раз, но и на этот раз случилось то же самое. Тогда на месте явления, построили маленькую деревянную часовню и поставили в нее явившуюся икону»

Поселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.), в его честь названа школа.

Ныроб как и другие населенные пункты имеет и свои особенности, одной из которых являются названия улиц. Например, улица Ворошилова получила свое название в честь Климента Ефремовича Ворошилова, он отбывал здесь ссылку, а в будущем стал видным политическим и военным деятелем Советского государства (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей).

С Ныробом связано имя Климента Ефремовича Ворошилова — известного в прошлом советского военного и государственного деятеля. В марте 1913 года он был отправлен в далекий Чердынский край под гласный надзор полиции на два года. Сначала содержался в чердынской тюрьме, затем его перевели в село Ныроб, где проживало немало политических ссыльных. В этом селе Ворошилов вначале жил в доме П. О. Елыко - мова. Позднее, когда к нему приехала жена, они поселились в двухэтажном деревянном доме у Анастасии Ивановны Пономаревой. По законам того времени только законная супруга могла проживать с мужем, на - ходящимся в ссылке. Поэтому К. Е. Ворошилов выехал навстречу невесте, и 13 ноября 1913 года в Введенской церкви села Камгорт они обвенчались. В метрической книге Камгортской церкви записано: «Административно-ссыльный Климент Ефремов Ворошилов 32 лет из крестьян Харьковской Губернии, Старобельского уезда Боровской волости, хутора Воронова, православного вероисповедания, первым браком обвенчался с мещанкой еврейкой Подольской губернии Ямпольского уезда местечка Красного Гитлей Дувид-Гершевой Горбман 26 лет, присоединенной к православной вере через Таинство Святого крещения с наречением имени Екатерина, первым браком. Священник Зосима Лавров, диакон Иаков Митяшевъ». Камгортский храм сохранился до наших дней. К. Е. Ворошилов свободно общался с жителями села и другими ссыльными и нанимался вместе с ними косить сено домохозяевам. Очень быстро завел дружбу с начальником почтового отделения Владимиром Петровичем Милициным. Вскоре К. Е. Ворошилова и его жену пере - вели на жительство в село Пянтег. Освобо - дился он 24 марта 1914 года, и Ворошиловы уехали в город Царицын. Связь с Ныробом у Ворошилова возобновилась в конце 1920-х годов и не прекращалась до последних дней его жизни



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Исторические места и архитектура
  • 3 Население
  • 4 Экономика
  • 5 Культура и досуг
  • Примечания

Введение

Ны́роб - посёлок городского типа, расположенный в Чердынском районе, на севере Пермского края России.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет .

Население 7234 человека (2009) .

Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныроб входит в Перечень исторических городов России.


1. История

Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году .

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

В периоды 27 февраля 1924-10 июня 1931 года и 20 октября 1931-4 ноября 1959 года был центром Ныробского района .


2. Исторические места и архитектура

Никольская церковь

В Ныробе сохранился памятник архитектуры - каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году). Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Фасад отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа.

К западу от Никольской церкви находится Богоявленская церковь (1736). Наружный вид церкви более сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви была гробница и хранились цепи Романова - главная святыня Ныроба . В настоящее время в помещении церкви находится отделение банка.

Часовня над ямой боярина М. Н. Романова

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

До 1917 года помолиться в яме-темнице и припасть к оковам Романова стремились до 6000 паломников в год . В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.


3. Население

По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7 % и 30,3 % соответственно).
По оценке на 1 января 2009 года численность населения пгт. Ныроб составляла 7234 человека.

Численность населения ранее :

  • 476 чел. (1869 год)
  • 896 чел. (1926 год)
  • 7,3 тыс. чел. (2007)

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.


4. Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

5. Культура и досуг

В Ныробе имеется Культурно-досуговый центр, расположенный на ул. Дзержинского, д. 11 [источник не указан 474 дня ] .

Примечания

  1. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm
  2. См. ОКТМО.
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа.
  4. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 г. - www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/Main.htm. Росстат - www.gks.ru.
  5. 1 2 3 4 5 6 Ныроб в электронной энциклопедии «Пермский край» - enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866&idParentObject=1803674775
  6. 1 2 3 4 5 Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  7. «Оценка численности постоянного населения Пермского края на 1 января 2007 года» - www.oblstat.permregion.ru/pub_p/021-01-2007.doc (бюллетень территориального органа Росстата по Пермскому краю)

Поселок гт, относится к Чердынскому району, центр городского поселения.
Числится 5523 жителя по переписи 2010г. Столица бывшего НЫРОБЛАГА.

Несмотря на то, что Ныроб находится в доброй тысяче километров от ближайшего океана, в каком-то смысле, этот поселок - край земли. В самом деле, с юга от Ныроба располагается "наша земля" - с городами, деревнями и свободными людьми. К северу - на многие десятки километров простирается "Потерянный край" - зоны, зоны, зоны… Их построили здесь еще при "отце народов", но в отличие от многих других мест, где лагеря упразднили, в Пермской области они действуют и поныне. Сам же поселок (в котором также есть зона), знаменит тем, что здесь в заключении (с 1601г)содержался дядя первого царя из династии Романовых - Михаил Никитич Романов.

До Ныроба (ударение на букву "ы") можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.

Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит).

Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов.
В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод.
В январе 1945 г. был организован Ныробский ИТЛ (ГУЛАГ)(существовал до 1960 г.), в селе дислоцировалось его управление. Максимальное число заключенных в лагере - 25200 человек, занятых на лесозаготовках, деревообработке, обслуживании мастерских.
Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г.
enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866

Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым. События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось.

В начале 1601 года Михаила Романова привезли в цепях в крытом возке в Ныробку, деревушку о 6 дворах. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному.
Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб.

В августе 1602 года, Михаил скончался (убит воеводой Тушином) и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.

Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).

В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей.

Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет . Население - 4945 чел. (2016). Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.

Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .

В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей) .

Исторические места и архитектура

В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова . Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .

Население

Численность населения
1869 1875 1926 1970 1979 1989 2002
476 → 476 ↗ 896 ↗ 5911 ↗ 5952 ↘ 5526 ↗ 7500
2006 2007 2009 2010 2012 2013 2014
→ 7500 ↘ 7300 ↘ 7234 ↘ 5523 ↘ 5331 ↘ 5291 ↘ 5224
2015 2016
↘ 5152 ↘ 4945

По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района .

Радиостанции

Экономика

  • Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
  • Ныробский участок Березниковских электросетей
  • Колвинский лесхоз
  • Исправительно-трудовое учреждение Ш-320

Культура и досуг

Известные уроженцы

  • Ю. А. Берг - губернатор Оренбургской области .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ныроб"

Ссылки

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. См. ОКТМО .
  3. В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа .
  4. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV - начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - 2009. - № 6. - С. 194
  5. Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
  6. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  7. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  8. . .
  9. . .
  10. . Проверено 25 января 2015. .
  11. . Проверено 2 января 2014. .
  12. . Проверено 10 сентября 2014. .
  13. . Проверено 31 мая 2014. .
  14. . Проверено 16 ноября 2013. .
  15. . Проверено 2 августа 2014. .
  16. . Проверено 6 августа 2015. .
  17. на сайте .

Отрывок, характеризующий Ныроб

В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.
Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.

Выкладывал, тогда же хотел и Ныроб выложить. Ведь ездили-то мы туда в один день. Но не выложил. А сейчас спохватился. И решил, что лучше уж поздно, чем никогда.
В Чердыни мы остановились у памятника Ленину и стали спрашивать дорогу в Ныроб. Впрочем, об этом я уже писал. А потом мы долго ехали через проливной дождь, грязь, заросли огромного борщевика. И думали, а не свалится ли нам на голову бревно с проезжающего лесовоза. Раньше, когда я служил в этих краях, такое бывало. Но за двадцать с лишним лет крепления на лесовозах стали надёжнее. А ещё мы думали, а не повернуть ли нам назад, уж слишком мокрым, грязным и гиблым казалось место.
Но любопытство пересилило. И вот, мы въезжаем в Ныроб.

В нескольких постах я уже писал о древней истории Ныроба. Писал и о том, что название Ныроб переводится с коми-пермяцкого как "Поле Носа". Одного из четырёх первых жителей крошечной тогда (в начале 17-го века) деревушки звали Иванко Нос. Впрочем это имя у Белдыцкого упоминается, можете прочесть сами.
А скульптурный портрет того Иванки Носа я тоже как-нибудь выложу. В чердынском музее имени Пушкина этот портрет есть, только вот пост про него я так и не написал.

Мы едем по посёлку. Ныроб - посёлок длинный. Он состоит из трёх частей. У каждой части - своё предназначение. Первая часть называется Люнва. Здесь тюрьмы. Зоны жилые и рабочие. Лесопилки и огромные кучи опила за высокими заборами. Здесь же была и наша часть внутренних войск.

Следующая часть - историческая, деревянная. Собственно Ныроб. Здесь стоят храмы и старинные дома, здесь находится та самая яма, в которой томился Ныробский узник - Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из династии Романовых, тоже Михаила. Здесь же музей. И ещё одна часть посёлка называется Городок. Там стоят довольно большие по деревенским меркам каменные дома, в которых раньше жили офицеры внутренних войск, а теперь живут сотрудники ГУФСИН.


И где-то там же, в Городке было Управление Ныробских лагерей, которое раньше называлось "Ныробспецлес" или Ш-320. Спецлес - потому что там использовали труд "спецконтингента" - заключённых. "Спецлесу" подчинялись тюрьмы и лагеря на огромной территории Чердынского района. Теперь многие из этих тюрем уже покинуты людьми, заброшены.
А мы едем и едем мимо длинных заборов с колючей проволокой и вышками. Говорят, что здесь, в Ныробе живёт людей больше чем в райцентре, в Чердыни. Причём большая часть их живёт здесь, за колючей проволокой.

Проезжаем допотопную заправку, которую построили ещё, наверное, при Брежневе.

И ни одного знакомого места. А ведь я прожил здесь около года, когда служил в армии. Осталось только смутное общее впечатление. Низкорослые северные сосны, дождь, туман и пропитанный водой песок под ногами. Может быть, тут всё изменилось после того, как построили дорогу? Но дорога была здесь и раньше. И насколько я помню, она проходила прямо под окнами нашей части.
Вдруг вижу - почта. Вот. Это именно та почта, куда я ходил получать посылки и переводы из дому. Значит воинская часть совсем недалеко.

И тут я увидел водонапорную башню. В восьмидесятых годах её построил полковник по фамилии Ганаба. И этот офицер словно Демидов в Невьянске решил увековечить с помощью башни своё имя. На каждой грани шестигранной башни он установил щит с одной буквой своей фамилии. Когда я приехал впервые в часть, то сразу увидел эту башню и спросил:
-А что здесь написано?
-Написано "Ганаба", это фамилия нашего бывшего зампотылу.
Вон она, эта башня, совсем немного выглядывает справа из-за забора. Не знаю, сохранились ли на ней те самые буквы. А часть наша была вон там, где белые дома. Сейчас после расформирования той части внутренних войск, которая охраняла заключённых, эти здания принадлежат ГУФСИН. Мы хотели дойти дотуда, но решили, что далеко, дождливо и грязно. И не пошли.

К тому же нам больше хотелось увидеть темницу Михаила Никитича.
Тут из дверей почты вышел пожилой мужчина в серой куртке. Он был единственным здесь человеком кроме нас. И Аля спросила его:
-А где тут храм, где темница Михаила Никитича?
Мужчина только развёл руками.
-Не знаю.
Я заметил на груди этого человека довольно большую беленькую табличку. Человек с табличкой действительно мог не знать, где тут и что. Это был заключённый-бесконвойник. Хоть его уже не держат взаперти в зоне, но скорее всего, он так и живёт тут в этом довольно большом тюремном мирке и нет у него необходимости выходить в посёлок. Он туда и не ходит, вот ничего и не знает.
А я вспомнил, что дорога тут одна, что если ехать строго по ней, то как раз туда, куда нужно и приедешь.

А это ворота зоны. Вон та зелёная дверь служит для пропуска людей в зону. Коричневая дверь ведёт внутрь периметра. Зайдёшь туда и окажешься между двумя высокими заборами. А на воротах для транспорта скорее всего написаны разные грозные предупреждения. "К воротам не подходить, с караулом и заключёнными не разговаривать, ничего им не передавать. Карается тем-то и тем-то".

Дождь пошёл с новой силой, мы залезли в машину, поехали и скоро увидели впереди купола храма. Это Никольский храм. Тот самый, который в своё время восстанавливал известный уральский предприниматель и политик Валерий Язев. Он родился недалеко от этих мест.

А я на сегодня свой рассказ закончу. Про храмы, темницу Михаила Никитича и музей напишу потом.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта