Главная » Заготовка и хранение » Принципы гуманистической педагогики. Принципы гуманной педагогики

Принципы гуманистической педагогики. Принципы гуманной педагогики

(гуманистическое обучение и воспитание)

Гуманизм - это исторически определяющаяся система воззрений признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающаяся благом человека и критерием оценки справедливости обществом.

Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.)

Гуманистическая педагогика -- система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Гуманистический учебно-воспитательный процесс подразумевает отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся.

Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не м^жет учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта и психологической безопасности.

Метапринципы гуманистического воспитания

Принцип равенства - мир детства и мир взрослости - совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма - мир детства так же, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием..., взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»...

Принцип сосуществования - мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действия взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались.

Принцип Свободы - мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранение жизни и здоровья), предоставить миру детства возможность выбирать свой путь.

Принцип соразвития - развитие мира детства - это процесс, параллельный развитию мира взрослости, цель развития человека - гармонизация внешнего и внутреннего «я» - цель развития.

Принцип единства - мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров, составляют единый мир людей.

Принцип принятия - человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам взрослости и детскости.

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса (родился в США в 1902 г.). Создал кружок гуманистической ориентации, который превратился со временем в крупнейший исследовательский центр.

К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации наличности. Выделил 9 осн. положений:

1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся, чтобы понять - они, как и"бирсам,
думают о себе, учатся для себя.

2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание, руководствуется собствен, опытом.

4. Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он
выбирает направление собственного обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.

5. В классе создается климат, облегчающий обучение.

6. Все направлено на поддержание учебно-воспитательного процесса. Содержание, хотя оно и важно, отступает на
второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы
и педагога.

9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому
продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение -
собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на
саморазвитие.

Гуманистическая педагогика направлена на создание таких форм, содержание и методов обучения, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.

С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник, мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспифтельного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия^всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе, ответственности и творчеству.

В педагогической практике идеи гуманистической педагогики реализуются в создании и развитии оригинальных педагогических проектов в рамках таких направлений как развивающее обучение, педагогическая поддержка, педагогика ненасилия, многокультурное образование, школа диалога культур, ТРИЗ, педагогика творчества, арт-педагогика, семейная педагогика.

Например, Педагогика сотрудничества - это направление в отечественной педагогике 2-й половины XX века, которое представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов этого направления - известные педагоги-новаторы: Ш.А. Амонашвили, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф.Шаталов и др.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Деловая игра - метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по

заданным правилам группой людей или человеком.

В настоящее время они используются в учебном процессе, как педагогическая технология, или один

из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и для решения

социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и

решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и

воспитание участников.

Принципы организации деловой игры

Принцип игрового моделирования. Реализация этого принципа является необходимым

условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

Принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации

посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от

разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств

деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды взаимодействия

«должностных» лиц;

Принцип диалогического общения. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех

играющих способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного

материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально

значимых процессов и деятельности.

Принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных

личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Педагог ставит перед

обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

Принцип проблемности содержания подразумевает процесс развертывания проблемы

в игровой деятельности.

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

Воспитание системного мышления, включающее целостное понимание не только природы и

общества, но и себя, своего места в мире;

Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и

навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия

Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и

установкам коллектива и общества в целом;

Обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и

социального проектирования.

Признаки деловой игры

1. Моделирование ситуации по выработке решений.

2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система

рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной

задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе,

воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой

комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе

игры, на третьем и т. д.

3. Распределение ролей между участниками игры.

4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению

противоречий между участниками, конфликта интересов.

5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

8. Коллективная выработка решений участниками игры.

9. Многоальтернативность решений.

10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников

ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Коллектив-это специально, организованное объядинение детей(людей) , которое формируются не сразу, а проходят следующие этапы
1)Единоличное требование педагога должно выступать в качестве средства, сплачивающее детский коллектив
2) педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями напраыленные непосредственно к каждому воспитаннику. Основной проводник-актив. Нет актива-нет и коллектива
3)Показатели того, что группа переросла в коллектив является мажорные стильи тон в группе.
Уровни:
1) Группа-конгломерат
Низкий уровень.Взаимоотношения поверхностны. Этой грппе необходимо определить цели и вид их деятельности.
2)Группа-ассоциация
Начинается единая жизнидеятельность.
3)Группа - кооперация
Отличается высоким уровнем групповой сплочённости, подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения носят сугубо деловой характер, который направлен на достяжение высокого результата
4) группа - автономия
Высокое внутреннее единства.
-группа-корпорация
-группа коллектив


Похожая информация.



Введение

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинсский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».

Высшая потребность человека - потребность в актуализации и развитии способностей (А. Маслоу, К. Роджерс), которая удовлетворяется при обеспечении условий любви, дружбы, безопасности, самоуважения и уважения других людей. Организуя реальность гуманистических межличностных отношений, мы можем удовлетворить потребность человека, например, в общении, тем самым, стимулируя процесс развития и актуализации его коммуникативных способностей.

Гуманистическая педагогика, учитывая наследие прошлого и ориентируя практику современного образования на свободное развитие человека, на стимуляцию его саморазвития, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрёл вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к детям считалась необходимым качеством педагога, при наличии которого возникала естественная возможность развивать гуманные отношения с воспитанниками. Любовь соединяла педагога и воспитанника, делала их единодушными, предваряла проявление открытости, доверия, понимания, уважения друг к другу, побуждала к стремлению развивать собственные способности (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров, Я. Корчак, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.).

Гуманистическая педагогическая традиция сохранилась в передовом опыте современных учителей (Ш.А. Амонашвшш, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург и др.), доказавших возможность организации творческого взаимодействия и гуманистических отношений с учащимися. Педагог в общении с учащимися не направляет, не навязывает им собственный социальный опыт, лишь помогает войти в мир культуры, в котором воспитанники самостоятельно определяются. Установившиеся доброжелательные отношения сотрудничества помогают ученикам преодолеть внутренний страх и сопротивление, авансируют успех в общении.

Такое направление стало центральным в современных педагогических научных исследованиях, рассматривающих проблемы полисубъективности процесса воспитания (Р.А. Валеева), влияния коллектива на развитие личности (Л.И. Новикова, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик), саморазвития личности (Л.Н. Куликова), межсубъективных педагогических отношений учителя и ученика (В.В. Горшкова).

Объект исследования – процесс развития гуманистической педагогики и ее влияние на современную систему обучения;

Предметом является – личность ребенка в гуманистической педагогике;

Цели и задачи исследования – рассмотреть в данной работе историю становления гуманистической педагогики, обозначить ее влияние на современный процесс обучения.

Глава 1: Исторический смысл гуманистической педагогики

Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека, когда самого индивида мыслят не "управляемым", а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Гуманистическое воспитание, которое предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека- средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).

Педагогическое наследие веков содержало в себе ряд фундаментальных гуманистических идей, которые оказали определяющее влияние на гуманистический поиск конца ХIХ- начала ХХ столетий. Достаточно напомнить, что уже в V в. до н.э. Сократ рассматривал воспитательный процесс с точки зрения организации саморазвития ученика, пробуждения заложенных в нем от рождения активности и творческого начала. Сократ словом и делом доказал, что подлинная образованность может развиться только из личного духовного усилия человека, связанного с уже имеющимся у него опытом. Истинный учитель является равноправным партнером ученика, его помощником, стимулирующим и направляющим развитие последнего.

Последующие эпохи существенно обогатили сложившуюся уже в Древней Греции гуманистическую педагогическую традицию, которая в полном объеме нашла свое выражение в ХVII в., в трудах Яна Амоса Коменского. Его творчество совпало с началом Нового времени, когда все более широкое распространение получали представления об активном субъекте, вырвавшемся из пут средневековья и способном, развив себя и реализовав свой сложный внутренний мир, пройти лишь ему одному предназначенный путь. Коменский увидел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои природные дарования, и трактовал образование как способ развития этих дарований. Воспитатель должен выявить то, что «в зародыше» заложено в ребенке, следовать за постепенно «вызревающей» природой человека, регулировать индивидуальное развитие нравственными ценностями, стремиться «уравнять всех людей высокой культурой».

Гуманистический заряд педагогики Коменского остался нереализованным. Западная цивилизация, вступившая на путь развития индустриального общества, все более ориентировалась на механистическое мировоззрение. Это способствовало, особенно в эпоху Просвещения, утверждению взгляда на человека как на продукт воспитания и обучения, становление которого определяется внешними влияниями.

Эта педагогическая позиция еще в ХVIII в. была основательно раскритикована Жан-Жаком Руссо. Руссо доказывал, что воспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку; он должен лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою природу. Призывая следовать «порядку» в ходе постепенного воспитания человека, Руссо подчеркивал, что ничто не может привести педагога к успеху, «кроме хорошо направленной свободы». Он требовал отказаться от попыток решить судьбу ребенка за него самого, лишая его тем самым самостоятельного выбора и мешая его естественному развитию.

Во многом опираясь на идеи Руссо, а также на тезис Канта о том, что человек при всех обстоятельствах должен быть целью, а не средством, Иоганн Генрих Песталоцци видел в воспитании помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию. Воспитание – это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей. Воспитание, по Песталоцци, должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. При этом он придавал исключительно большое значение приобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности. Только оно и способно обеспечить реальное развитие творческих потенций человека. Ребенок, считал Песталоцци, должен как бы сам творить себя, осознавая свои индивидуальные способности по мере роста и созревания. Воспитание, таким образом, превращается в способ обеспечения личностной независимости.

Однако в ХIХ в., когда капиталистические отношения стали всеохватывающими и сформировалась цивилизация буржуазного типа, массовое образование и связанная с ним педагогическая идеология базировались на совершенно иных принципах. Они ориентировались на изолированного индивида, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность и включающих человека в безличный государственный порядок.

Индустриальная цивилизация, окончательно сложившаяся на Западе к началу ХХ столетия, открывала новые материальные перспективы развития человека и общества, прогресса науки и техники, подъема культуры и образования. Однако она несла в себе и тенденцию к резкому отчуждению человеческой личности. Индустриальное общество искажало процесс становления индивидуально-личностной субъективности. Человек превращался в «винтик» социальной и производственной машины, в функциональный придаток техники, оказывался «встроенным» в программы рациональной организации общественной и производственной жизни. Личность в индустриальном обществе становилась одним из видов сырья: все связанное с душевными переживаниями допускалось, что оно полезно для целей, реализуемых социальной и производственной машиной. В этих условиях господствующим типом образовательных учреждений оставалась гербартианская «школа учебы» с присущими ей авторитаризмом, вербальными методами обучения, жесткой регламентацией педагогического процесса, стремлением сформировать личность ребенка через развитие его интеллекта.

Рубеж ХIХ – ХХ столетий ознаменовался педоцентристской революцией в педагогике. Старой гербартианской традиции был противопоставлен взгляд на ребенка как на центр учебно-воспитательного процесса. Было признано, что не он должен приспосабливаться к средствам образования, определяемым учителем, а наоборот, средства образования должны приспосабливаться к его интересам и потребностям, соотноситься с уже имеющимся у него опытом. Понимание воспитания связывалось с пониманием индивидуальности воспитуемого, признанием присущего только и исключительно ему пути к счастью. Тем самым провозглашался плюрализм в определении объема и качества содержательного наполнения воспитания, ориентированного прежде всего на конкретного ребенка, его индивидуальные возможности и мотивы. Реформаторы-педагоги – Джон Дьюи и Мария Монтессори, Адольф Феррьер и Овид Декроли, Роже Кузине и Александр Нейл, Людвиг Гурлитт и Константин Вентцель – провозгласили лозунг «Школа для ребенка, а не ребенок для школы». В основе образования, по их мнению, должны лежать активные методы обучения, основанные на самостоятельной исследовательской работе учащихся, поддерживаемых и направляемых учителем.

Развитие русской педагогики в конце XIX - начале XX веков представляет собой обусловленную социально-историческими условиями совокупность принципов гуманизма. Педагогическое творчество Л.Н. Толстого многогранно и мнoгoacпeкт^ю. Наследие Л.Н. Толстого, его педагогические идеи оказали определенное влияние на духовную жизнь общества и нашли подтверждение в последующем развитии образования в России и за рубежом. Педагогические идеи Л.Н. Толстого и общественно-просветительская деятельность в Якутской области в конце XIX - начале XX вв. имеют общую гуманистическую мировоззренческую основу. Воззрения Л.Н. Толстого на проблемы народной школы и значения учителя имели определенное значение для развития педагогической мысли и реализации гуманистических идей в образовании России и Якутской области в рассматриваемый исторический период. В связи с этим особую актуальность приобретают открытие новых фактов историко-педагогической реальности, подробное изучение и анализ ранее изз^енных фактов с позиции синтеза различных подходов для выявления базовых идей и ценностей гуманистической педагогической культуры. Особый интерес представляет в этом отношении педагогическое наследие Л.Н. Толстого, так как в нем воплотились не только руссоистские традиции русской философии, но и попытка построения новой образовательной и воспитательной модели на основе синтеза христианской западноевропейской и религиозно-философской восточной традиции. Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого формировались в контексте исторической ситуации, когда педагогическое новаторство сделалось неотъемлемой частью общества

Во второй половине ХХ в. вектор развития педагогики во многом стал определяться переходом к постиндустриальному обществу, несущему в себе тенденцию высвобождения личности от власти отчужденного труда и экономической целесообразности, превращающему производство человека в основную сферу общественной жизнедеятельности. Возрастание роли «живого труда», отрыв личности от социально-групповых структур, разрушение единообразия и унифицированности производства и социального бытия, повышение роли духовно-творческого начала во всех сферах общественной жизни открыли новые перспективы для развития гуманистической педагогики. Реализацию ее установок обеспечивают и возросший материальный потенциал общества, и развитие человекознания, и прогресс демократических институтов, и разработка эффективных личностно-ориентированных образовательных технологий, и осознание общей направленности эволюции постиндустриального общества, все более поворачивающегося к человеку, который из «винтика» социальной машины все более превращается в реального субъекта своей жизни.

В условиях индустриального общества происходит завершение парадигмального оформления гуманистической педагогической традиции, предстающей в единстве целей, средств и организации воспитательно-образовательной деятельности.

Сегодня происходит перемещение педагогического идеала от социально-ориентированной (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели образования к индивидуально-ориентированной (конструирование человека для самого себя и только опосредованно для общества). При этом акцент как бы переносится с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанный с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее самоопределения и самореализации.

Гуманистической педагогики . Различают объективное и субъективное творчество. ...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    А учитель творческий, стоящий на позиции гуманистической педагогики . Школа - это исток общественного развития... : бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология. Бихевиористы (Д.Уотсон, Э.Торндайк) считают...

  • Гуманистические воспитательные системы и технологии

    Реферат >> Политология

    Ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные... учителя. 14. Усиление гуманитарного образования. Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено...

  • Педагогика личности

    Реферат >> Педагогика

    Самоорганизации личности, было обозначено в гуманистической педагогике двадцатого столетия как переживания сознания... проявиться в теоретических и прикладных разработках гуманистической педагогики . ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бондаревская...

  • Гуманистическая педагогика

    Гуманизм - совокупность взгля­дов, выражающих уважение досто­инств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей

    1) Гуманистическое воспитание – имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса (В.А.Сластенин)

    Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализа­ции целого комплекса следующих принципов:

    ü безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положитель­ное отношение к нему;

    ü проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

    ü осознание и признание права личности быть не похожей на других;

    ü предоставление права на свободный выбор;

    ü оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

    ü владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

    ü учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка

    2) Воспитание (в гуманистической парадигме) – это целенаправленный процесс взаимо­действия педагогов и учеников, сущностью которого является со­здание условий для самореализации его субъектов (Е.В. Бондаревская).

    При таком подходецель воспитательного процесса - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом (В.А. Сластенин).

    Структура процесса воспитания

    Процесс воспитания – сложная динамическая система, имеющая свою структуру.

    И.П. Подласый

    Собственные действия субъекта
    Возвратно-оценочные действия среды

    ********************************************************************************

    По характеру направленности воспитательные воздействия , его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

    Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

    Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитанника определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитанника открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитанника, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

    Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитанник сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

    Список неэффективных коммуникаций (см. приложение)

    В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному воздействию :

    1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ори­ентация, а потом реакция... Дети не уважают суетли­вость.

    2. Давать ему время... Примерно каждый второй из де­тей не справляется с темпами, требуемыми взрослы­ми, и каждый десятый - медлительнее остальных.

    3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь», «Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно потом освободиться от разрушительного воздействия
    таких «заботливых» предостережений...

    4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения, что они - хорошие дети, несмотря ни на что. И не­смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... При­мем закон: «Каждый день с ребенком начинать радос­тью, заканчивать миром».

    5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жиз­ни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происхо­дят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистич­но. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...

    6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уве­рен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в сво­ей правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все дол­жно делаться и говориться уверенно.

    7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однооб­разных внушений. Представьте, что с нами будет, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 - в увещевательном и 50 - в обвинительном (цифры относятся к родителям, дети которых имеют наи­большие шансы стать невротиками и психопатами).

    8. Пример - под вопрос. Главное - не безупречность образ­ца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверитель­ны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяж­кие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.

    9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинствен­ности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскрывающему письма, перехватывающему записку, подгляды­вающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.

    10.Учитывать состояние.

    Основные положения гуманистической педагогики

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х - начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике - это придание образовательному процессу личностно-ориентированно-го характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

    Само понятие «гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

    Гуманизация воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической основой протекания педагогического процесса. Это - социально-педагогическая характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

    Гуманизация воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

    В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:

    В процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда;

    Обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;

    Необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе;

    Для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся;

    В процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;

    Одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

    Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.

    Гуманистическая концепция воспитания

    Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: · воспитание доверием, заботой и уважением; · воспитание ответственностью; · воспитание творчеством; · воспитание через здравомыслие...

    Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

    Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность -- приоритет здоровья, т.е...

    Значение этического просвещения, обогащения личного опыта и стимулирования самовоспитания учащихся в процессе формирования гуманистических качеств

    Проблема формирования гуманистической культуры личности приобретает особую остроту в связи с размыванием духовно-ценностных ориентиров на современном этапе развития общества и необходимостью построения нашей школы на демократических и...

    Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

    Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся...

    Организация коллективных творческих дел в первом классе

    Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников...

    Основные принципы социальной педагогики

    Принципы социальной педагогики как практики. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей...

    Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 -- 16-м веках это были ценности...

    Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание"...

    Православная педагогика

    Проблемы нравственного воспитания младших школьников

    В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ шел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни...

    Психологические основы развития отечественной педагогики

    Советская педагогическая наука после Великой Отечественной войны представлена огромным числом исследований. Все более значимой становится работа научных коллективов: лабораторий, центров, институтов...

    Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

    Основателем гуманистического направления в советской педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол коллектива в формировании и развитии личности...

    Семейное воспитание и семейная педагогика

    Технология этического воспитания младших школьников по Н.Е. Щурковой

    Этическое воспитание школьников

    Щуркова Надежда Егоровна - профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования, эксперт в области теории и методики воспитания. После окончания Московского педагогического института им. Ленина (МГПИ) работала в школе...

    Многие гуманисты прошлого считали, что образование как передача знания от поколения к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной личности. Предполагалось, что теоретическое знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)

    Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.

    С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.

    В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.

    Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.

    Достижение объективности, непредвзятости и научности – это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.

    Минимальным требованием очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала, либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.

    Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

    Предлагающее объяснение – сложная и ответственная составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?
    Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и оскорблять его убеждений или веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.

    Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола.

    еобходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.

    Три выделенных здесь аспекта педагогического процесса можно отнести к методологическим и вместе с тем к метамировоззренческим (идущим как бы поверх всякого мировоззрения), поскольку они носят общечеловеческий характер.

    Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

    Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.

    Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Здесь ни одна доктрина не признается главенствующей, ребенку предоставляется возможность обозреть все достижения культуры, его знакомят с миром альтернативных философских, этических и эстетических систем, со множеством социальных теории и исторических картин мира. Их знание необходимо в максимально возможной степени. Но в любом случае образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ. Оно не должно принуждать к «единственно правильному выбору» даже в том случае, если он, по-видимому, наличествует. Этот выбор должен быть свободно осуществлен самой личностью. Только тогда результаты деятельности могут быть ею самой оценены как действительно верные и нужные. Индивид должен сам выбрать из предлагаемой системы идей ту, которая полнее соответствует его истинным потребностям и наклонностям. Ему нужно лишь напоминать, что жизнь богата возможностями и исполнена значимости.

    Следовательно, задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. «В этом заключается смысл жизни – каждый человек имеет возможности для созидания своего собственного жизненного мира, – пишет П. Куртц. – Лучшее, на что я могу надеяться, заключается в том, что мои дети, как и я, увидят, что жизнь удивительна и прекрасна, полна смысла и вдохновений». Поэтому педагог должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, но внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом он не имеет права. Как было сказано, педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям. Быть максимально корректным – наиважнейшая задача любого педагога, особенно приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и ценностью.

    Педагогика, открывающая максимально широкое поле свободы и не закрепощающая процесс воспитания жесткими нормами, недирективна: ее главная задача – оказать личности помощь в приобщении к подлинным человеческим ценностям, помочь прояснить ее высшие потребности. Она учит человека свободе, творчеству, самостоятельности и ответственности. Она не ограничивает сферу свободного выбора учащегося и отказывается его вести к какой-то конкретной цели, идее, образу мыслей или идеалу, поскольку уважает свободу его самоопределения, мышления и совести. Это способствует созданию нужного – раскованного, свободного, творческого и ответственного – эмоционально-интеллектуального климата для успешного воспитания.

    Гуманистическая педагогика предполагает, что в процессе воспитания гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются интернализации, глубокому внутреннему усвоению.
    Своей важной задачей гуманистическая педагогика считает преодоление псевдопроблем и концентрацию внимания личности на действительно серьезных экзистенциальных проблемах. Псевдопроблемы, возникающие в результате дефицита смысла или смыслоутраты, могут быть сняты образованием, ориентированным не только на передачу знания, но и на «тренировку» совести, чуткости к «требованиям момента», т.е. нравственному смыслу каждой конкретной ситуации и содержащемуся в ней императиву.

    Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она берет на себя задачу помочь человеку преодолеть страх и вместе с тем выработать мужество и резистентность (стойкость и сопротивляемость) по отношению к возможности того, что смысл и ценность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: государства, партий, корпораций, идеологий, церкви и т.д. По отношению к самой гуманистической педагогике эти опасения, надо полагать, излишни, так как гуманистическая педагогика ориентирована на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и идеологически нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося.

    Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности. Будучи во многом синонимичным идеям равенства и свободы, принцип самоопределения личности выглядит более конкретным и жизненным. Он помогает каждому занять свое уникальное место в жизни, снять напряженность в отношениях между столь несхожими друг с другом людьми.

    Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.

    Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического опыта XIX и XX веков, когда выявилась ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного похода к процессу воспитания. Как справедливо замечает Пол Куртц, авторитарная модель едва ли дотягивает до зрелого уровня морального педагога и ученика, так как бездумное и догматическое следование внушенному этическому кодексу не обеспечивает адекватного морального поведения в конкретных ситуациях. Соблюдаемые под страхом наказания или в результате внушения моральные правила отнюдь не гарантируют, что подлинные цели поступков будут действительно нравственны. Вряд ли возможен настоящий моральный рост личности, пока она находится в плену навязанных, но не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, именно воспитанный в жесткой, авторитарной атмосфере человек, как показали исследования Э. Фромма, в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления.

    Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам. «Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл. – Обучение противостоит манипулированию, основанному на отсутствии веры в то, что задатки ребенка развиваются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным» .

    Гуманистическое обучение и воспитание учит ребенка сознавать и ценить фундаментальные моральные добродетели. Это в свою очередь способствует интернализации справедливых социальных норм (превращению поведенческой привычки в черту характера), развитию нравственного чутья (для гуманизма это в первую очередь эмпатия) и пониманию необходимости владеть своими страстями, «мирно справляться» с самим собой, со своими прихотями ради общих соображений или долговременных планов. Здоровое отношение к жизни не может быть достигнуто унизительными чувствами страха и повиновения. Если мы желаем раскрытия своих способностей и талантов, нужно избегать недоверия к себе, подозрительности или недоброжелательства к миру.

    Идеал гуманистической педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность. Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.

    Трудно дать полный список этих качеств, но несомненно, что к ним относятся: жизнелюбие и жизнерадостность (жизнеутверждающая установка), самоуважение, самодисциплина, сознательность, независимость, благоразумие и забота о здоровье, креативность, эстетический вкус…

    Все эти добродетели общепризнаны. Они касаются как отношений с другими людьми, так и к самому себе. Они характеризуют человека, способного нести ответственность за последствия своего выбора.

    Гуманистическая педагогика – это педагогика высокого самосознания. Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей – мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т.е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.

    Вопросы к лекции

    1. Каковы общие и специфические цели гуманистической педагогики?
    2. Почему в гуманистической педагогике должно сохраняться единство требований к педагогу и целей воспитания?
    3. Каким образом и на каких принципах должна созидаться гармония между педагогом и учащимся?

    Вопросы для размышления

    Почему гуманистическую педагогику называют неопросветительской?
    Почему общечеловеческие принципы педагогической парадигмы современного гуманизма так непросто реализовать в системе народного образования?

    © А.А. Кудишина, 2006

    Примечания

    Речь, разумеется, не идет о воздержании от оценок откровенно человеконенавистнических, фашистских, тоталитаристских и расистских идей, а также уголовно наказуемых деяний.
    Куртц П. Запретный плод. – М.: Гнозис, 1993. – С. 160.
    Фромм Э. Искусство любить. // Фромм Э. Душа человека. – М., 1992, С. 174.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта