Главная » Заготовка и хранение » Природа в лирике фета и тютчева сравнение. Сравнительная характеристика А.А

Природа в лирике фета и тютчева сравнение. Сравнительная характеристика А.А

Тема свободы в поэме «Мцыри» является ключевой, она раскрывается с помощью сопутствующих ей тем любви к жизни и любви к Родине. Такой выбор главной темы не случайный: «Мцыри» - произведение, принадлежащее романтическому направлению, в котором главенствует идея борьбы отдельно взятой личности с самой судьбой, недовольство настоящим и стремление к высшим идеалам через преодоление препятствий. Зачастую конфликт между личностью и судьбой трагичен. Подтверждение данной мысли мы находим в сюжете поэмы: главный герой, избрав путь борьбы, путь лишений, прикоснувшись к мечте, погибает. Но в своей смерти он находит такую вожделенную свободу! Автор необычно изображает Мцыри – внешне он совсем не боец, не романтический герой, а слабый, хилый мальчик, но в этом и заключен авторский замысел: главное не внешняя, а внутренняя свобода, свобода личности, свобода духа.

Мцыри рожден свободным, он – дитя гор, дитя Кавказа (воплощения свободы для Лермонтова), он не может примириться с жизнью в неволе, а хочет домой, туда, где воля, свежий ветер. Недаром автор нарекает своего героя Мцыри, что значит «чужеземный»: он на чужой земле, так или иначе он несвободен. Мцыри выбирает три дня прожить на свободе и умереть, нежели до конца дней своих существовать в монастыре, являющимся для героя тюрьмой. Природа как воплощение абсолютной свободы отзывается на каждое волнение души лирического героя, сопереживает ему. Сцена побега, являющаяся переломной в судьбе плененного черкеса, сопровождается бурей, грозой; стихия является выразителем душевных переживаний беглеца: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?».

Оказавшись вне стен монастыря, беглец встречен ласковой природой, дарящей ему свои красоты: «Вокруг меня цвел божий сад. Растений радужный наряд хранил цветы небесных слез…». Столь значимая для раскрытия идеи произведения и, в частности, для раскрытия темы свободы, природа наделена всем спектром человеческих эмоций, она одушевлена. Для достижения этой цели автор прибегает к приему олицетворения. Так же широко использованы метафоры, эпитеты, сравнения. Средства художественной изобразительности, стремительность сюжетной линии направлены на раскрытие центральной темы произведения: темы свободы, достигающейся путем противостояния, борьбы с внешним миром, борьбы, полной трагизма, лишений. Но только стремление вперед, преодоление препятствий могут привести героя к его цели – свободе, не важно в этом мире он достигнет ее или в ином.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Тема свободы в поэме «Мцыри»

История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

Тема свободы в поэме «Мцыри»

Поэма «Мцыри» - одно из лучших произведений русской романтической поэзии в духе Байрона. Это уже не романтизм Жуковского, романтизм мрачных сказок немецкого образца, это повесть о могучей душе, претерпевающей страдания на пути к свободе. В русской литературе в одном ряду с «Мцыри» стоит, пожалуй, только «Кавказский пленник». Ее герой - человек, у которого, по определению В. Г. Белинского, «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами.

Действие поэмы разворачивается на Кавказе - излюбленном пространстве русских поэтов-романтиков. Кавказ - это уже Россия, но все же и незнакомая земля, отличающаяся от всего привычного, обыденного, чего избегает всякий романтик. Это край природы потрясающей красоты, край свободных и гордых людей. В 1820-1830 гг. русская литература очарована Кавказом, и Лермонтову это место близко как никому другому. Его поэма «Демон» также посвящена Кавказу. Только позднее Лермонтов сам разоблачает «свой Кавказ» в романе «Герой нашего времени».

Мцыри - романтически обобщенный образ, близкий по духу самому Лермонтову. Его собрат из «Кавказского пленника» - все же пушкинский образ, и потому отличается большей лиричностью, тягой к размышлениям и светлой печали. Мцыри же нуждается только в бое. Но для Лермонтова это герой нисколько не индивидуализированный, у него нет даже имени. Мцыри - это название грузинского монаха, а не имя собственное. Лермонтов изобразил некий дух, сгусток энергии, стремящийся к свободе. Он весь охвачен этой абсолютной страстью, и этом отношении уникален.

Главное во Мцыри - мечта о свободе. Сила этой мечты подчеркивается тем, что условия жизни и окружающая мальчика обстановка должны были заглушить даже мысль о воле: «угрюм и одинок», он вырос в душных кельях монастыря, видя только стены и смиренно молящихся монахов. Но в его душе живет страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слезами и тоской». Эта мечта неотделима от воспоминаний о родине. Мцыри не знает, где страна его отцов, но отрывочные воспоминания детства складываются в его мечтах «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Сила Мцыри не только в величии мечты, но и в его активности, в преодолении всех препятствий, так как на пути к свободе не только монастырские стены, но и физическая слабость героя.

Воплощением мечты Мцыри становятся три дня, проведенные им на свободе. Это концентрированное выражение смысла жизни вообще, так как они до предела заполнены впечатлениями и страстями. Перед ним впервые открылось величие природы, он испытал обаяние женской красоты, познал напряжение битвы и радость победы. И хотя ему не удалось достичь цели, даже смерть героя воспринимается как победа: ни испытания, ни отчаяние не сломили его, он до последнего вздоха верен своему идеалу.

Остается только непонятным, отчего Мцыри погибает. Ничего не говорится о том, что он был смертельно ранен барсом, которого убил. Понятно только, что он был оторван от своей свободы, и вот уже, вдохнув ее полной грудью, он не может жить дальше. Герой мог бы сбежать и найти дорогу на свою родину вольных людей, но какая-то преграда стоит между ним и его свободой. Что это за преграда? Скорее всего это личное ощущение Лермонтова, который чувствовал свою несвободу всю жизнь и никуда не мог уйти от этого.

Образ Мцыри - «любимый идеал» (как сказал Белинский) Лермонтова. Несомненно, это и сам Лермонтов, всю жизнь мечтавший только о свободе. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - сказал Пушкин. Лермонтов не согласен с этим. Счастье и воля для него - одно, но именно этой воли он не находит нигде. Он еще попытался нарисовать образ вольного человека в отрывках о новгородце Вадиме, но не закончил его. Так или иначе свобода либо существовала когда-то давно, либо будет дана человеку только после смерти. Образ Мцыри заманчив тем, что это человек, сумевший вкусить своей свободы, хотя и жестоко за этой поплатился.


Поэма «Мцыри» - одно из лучших произведений русской романтической поэзии в духе Байрона. Это уже не романтизм Жуковского, романтизм мрачных сказок немецкого образца, это повесть о могучей душе, претерпевающей страдания на пути к свободе. В русской литературе в одном ряду с «Мцыри» стоит, пожалуй, только «Кавказский пленник». Ее герой - человек, у которого, по определению В. Г. Белинского, «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами. Действие поэмы разворачивается на Кавказе - излюбленном пространстве русских поэтов-романтиков. Кавказ - это уже Россия, но все же и незнакомая земля, отличающаяся от всего привычного, обыденного, чего избегает всякий романтик. Это край природы потрясающей красоты, край свободных и гордых людей. В 1820-1830 гг. русская литература очарована Кавказом, и Лермонтову это место близко как никому другому. Его поэма «Демон» также посвящена Кавказу. Только позднее Лермонтов сам разоблачает «свой Кавказ» в романе «Герой нашего времени». Мцыри - романтически обобщенный образ, близкий по духу самому Лермонтову. Его собрат из «Кавказского пленника» - все же пушкинский образ, и потому отличается большей лиричностью, тягой к размышлениям и светлой печали. Мцыри же нуждается только в бое. Но для Лермонтова это герой нисколько не индивидуализированный, у него нет даже имени. Мцыри - это название грузинского монаха, а не имя собственное. Лермонтов изобразил некий дух, сгусток энергии, стремящийся к свободе. Он весь охвачен этой абсолютной страстью, и этом отношении уникален. Главное во Мцыри - мечта о свободе. Сила этой мечты подчеркивается тем, что условия жизни и окружающая мальчика обстановка должны были заглушить даже мысль о воле: «угрюм и одинок», он вырос в душных кельях монастыря, видя только стены и смиренно молящихся монахов. Но в его душе живет страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слезами и тоской». Эта мечта неотделима от воспоминаний о родине. Мцыри не знает, где страна его отцов, но отрывочные воспоминания детства складываются в его мечтах «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Сила Мцыри не только в величии мечты, но и в его активности, в преодолении всех препятствий, так как на пути к свободе не только монастырские стены, но и физическая слабость героя. Воплощением мечты Мцыри становятся три дня, проведенные им на свободе. Это концентрированное выражение смысла жизни вообще, так как они до предела заполнены впечатлениями и страстями. Перед ним впервые открылось величие природы, он испытал обаяние женской красоты, познал напряжение битвы и радость победы. И хотя ему не удалось достичь цели, даже смерть героя воспринимается как победа: ни испытания, ни отчаяние не сломили его, он до последнего вздоха верен своему идеалу. Остается только непонятным, отчего Мцыри погибает. Ничего не говорится о том, что он был смертельно ранен барсом, которого убил. Понятно только, что он был оторван от своей свободы, и вот уже, вдохнув ее полной грудью, он не может жить дальше. Герой мог бы сбежать и найти дорогу на свою родину вольных людей, но какая-то преграда стоит между ним и его свободой. Что это за преграда? Скорее всего это личное ощущение Лермонтова, который чувствовал свою несвободу всю жизнь и никуда не мог уйти от этого. Образ Мцыри - «любимый идеал» (как сказал Белинский) Лермонтова. Несомненно, это и сам Лермонтов, всю жизнь мечтавший только о свободе. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - сказал Пушкин. Лермонтов не согласен с этим. Счастье и воля для него - одно, но именно этой воли он не находит нигде. Он еще попытался нарисовать образ вольного человека в отрывках о новгородце Вадиме, но не закончил его. Так или иначе свобода либо существовала когда-то давно, либо будет дана человеку только после смерти. Образ Мцыри заманчив тем, что это человек, сумевший вкусить своей свободы, хотя и жестоко за этой поплатился.

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта