Главная » Заготовка и хранение » Проблема поэзии. С4, С5

Проблема поэзии. С4, С5

Тема: Современная поэзия. Актуальные проблемы.

Цель: знакомство с актуальными проблемами современной поэзии.

Показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

Отработать навыки анализа поэтического текста

Форма урока: урок – обозрение.

Оформление: Класс напоминает литературный салон с четырьмя красиво оформленными столиками, вокруг которых расположились члены проблемных групп.

Поэт в России больше, чем поэт…

Лишь тем, в ком бродит гордый

Дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет.

Е. Евтушенко

За месяц до урока были созданы четыре проблемные группы, назначены их руководители, через которых учитель осуществлял руководство и контроль за подготовкой к уроку. Были даны следующие задания: каждой группе подобрать стих с определённой тематической направленностью:

1) Тема войны и мира

2) Экологическая проблема

3) Тема нравственности

4) Деревенская тема.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Стихотворение – стихов творенье.

Такого ремесла на свете нет.

А что же есть? Есть горы в отдаленье.

Дожди и снегопады, тьма и свет.

На свете есть покой и есть движенье,

Есть смех и слёзы – память дальних лет.

Есть умиранье и возникновенье,

Есть истина и суета сует,

Есть жизни человеческой мгновенье

И остающийся надолго след,

И для кого весь мир, все ощущенья

Поэзия – тот истинный поэт.

Но как же пишутся стихотворенья?

На сей вопрос я сам ищу ответ.

(Р.Гамзатов)

Труд поэта - интеллектуальный, духовный, у поэта нет праздника и выходных: " Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, я день, и ночь!», -
призывал известный вам поэт Николай Заболоцкий,

Только тогда, когда поэт духовным зрением проникает в существо вопросов своего времени, в сложный мир человека - современника, когда душа его трудится " день и ночь", - тогда приходит вдохновенье и рождаются стихи поразительной силы воздействия на читателя и слушателя, которые приводят в « движение тысячи лет миллионов сердца". Каждый поэт стремится к созданию таких стихов Такие стихи можно назвать разговором о главном / Я. Смеляков/. С них мы и начнем разговор о современной поэзии. Что же означает - современная поэзия?

Слово « современный» означает относящийся к настоящему, текущему времени» настоящей данной эпохе. Современная поэзия - это поэзия нашего времени. Она включает имена крупнейших поэтов, творческих в последнее двадцатилетие, и тех, кто только начал свой путь в литературе».

Истинная ценность поэта и поэзии заключается в умении находить болевые точки жизни, наиболее острые проблемы со временности.

Поэт всегда должник вселенной, а жизнь всегда богаче своего отражения. Отсюда чувство долга, чувство гражданской ответственности таланта перед своим временем, своей эпохой.

Поэт в России больше, чем поэт

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет, -

пишет Е.Евтушенко в поэме " Братская ГЭС "

Быть всегда в ответе кредо человека и поэта Л. Мартынова.

Я уяснил, что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств! на свете,

И знайте, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за всё в ответе!

За всё я отвечаю в этом мире!

Какие же проблемы волнуют наших поэтов в настоящее время? Чаще всего это проблема войны и мира, экологическая проблема, проблема взаимоотношения человека и природы, деревенская тема, Тема поэта и поэзии, исторической памяти, нравственная проблема, проблема национальных отношений и другие.

Естественно, что все проблемы рассмотреть сегодня мы не сможем, однако часть из них станет предметом нашего разговора,

Руководитель первой проблемной группы

Знакомясь с современной поэзией,

замечаешь, что тема войны и мира волнует почти всех поэтов Среди них много таких, которые прошли через огонь войны. Это Николай Старшинов, Анатолий Жигулин,. Егор Исаев, Николай Грибачев. Но есть и такие, которые не были на войне, но детство их совпало с тем суровым временем и потому данная тема в их поэзии занимает ведущее место. Достаточно вспомнить поэму Е. Евтушенко « Мама и нейтронная бомба » , поэмы Роберта Рождественского

« Реквием « и « Двести десять шагов» Поэзия их мужественна и прямодушна. Их стихи не витиеваты, но добры и решительны. Они трудятся в самом прекрасном значении этого слова. Можно сказать, что все они активные сторонники мира, своим словом заставляют нас задуматься над жизнью, над тем, что можем оставить мы после себя.

Звучат стихотворения с последующими комментариями.

Читают и комментируют члены проблемной группы.

Н,. Старшинов « Мир, подошедший к беде»

В. Высоцкий " Братские могилы»

Д . Самойлов "Сороковые".

М. Львов «Высота »

С. Наровчатов, « Солдаты свободы»

Вы, вероятно, обратили внимание, что во всех стихотворениях, прозвучавших на нашем уроке, тема войны естественно и органично перерастает в тему мира, борьбы за мир. Поэты предупреждают: « Не поддавайтесь иллюзиям, берегите мир!»

Слово берёт группа, занимающаяся экологической проблемой современной поэзии.

Руководитель проблемной группы.

Наряду с проблемой войны и мира существует другая, на первый взгляд, менее опасная, но поэтому и более страшная – это проблема экологии.

И в этом, и в другой области мы решаем: быть нам или не быть?

Современная цивилизация может уничтожить себя как мгновенно, так и постепенно.

Сотни тысяч заводов отравляют нашу воду, землю, воздух. Человек может привыкнуть ко многому, но не ко всему. И вот уже с ужасом осознаём, что дышим не воздухом? пьём не воду, а живём почти в пустыне. Скорбным набатом звучат стихи, посвящённые этой проблеме.

Члены проблемной группы читают и комментируют следующие стихотворения:

В. Сорокин « Не бейте оленя».

И. Бурсов « Мы милостей не ждали от природы».

С Куняев « От великой ГЭС до Усть- Илима».

А. Кузьмичевский « Иду с корзиной за деревню»

Э Вахидов « Высыхает Аральское море».

И. Бурсов « Монолог соседа»

Дудин « Берегите землю»

Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой»

Руководитель проблемной группы.

Как бы трагично не звучали стихотворения о « нашем общем доме», хочется верить в способность людей земли обеспечить её охрану, как верят в это многие поэты.

В разговор вступает проблемная группа, подбирающая стихи по нравственной проблеме.

Руководитель проблемной группы.

Пожалуй, ещё никогда в мире не стояла столь остро, как ныне, проблема нравственности.

Сегодня всё очевиднее становится, что человечеству не только и не столько угрожает энергетический кризис, сколько кризис духовный, нравственный. Велика роль литературы, в частности, поэзии, в развернувшейся битве за сердца, за души людей.

И. Волобуева « ты знаешь эту речку безымянную»

В. Карпенко « Хата с краю».

В Максименко « Дом ребёнка»

Е. Евтушенко « Производители уродства»

В. Костров « И нет сего! И нет того!»

Р. Рождественский « Над головой созвездия мигают»

Руководитель проблемной группы.

Мы заканчиваем разговор на нравственную тему. Надеемс, что он не пройдёт бесследно и послужит хорошим уроком для всех, кто воспитать в себе человека.

Руководитель проблемной группы.

По сравнению с предыдущими темами деревенская тема – самая молодая. Сейчас растёт число заброшенных деревень. Люди покидают свои родные края, свои дома и уезжают в город, преследуя цель « пожить получше.» Наверное, многие забывают свою родину – то место на нашей земле, в котором родился. Какой щемящей болью наполнены стихи, посвящённые деревенской проблеме!

Члены проблемной группы читают и комментируют стихи по данной теме:

Г Зайцев « Всё в запустеньи – дом и огород».

Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой».

А. Кузьмичевский « Кочевая деревня».

Руководитель проблемной группы.

Стихотворения, позвучавшие сейчас, очень похожи друг на друга. Они об одном: о критическом положении наших деревень, об Иванах, не помнящих родства.

Учитель.

Так какая же проблема, на ваш взгляд, самая важная?

Ученица.

Я считаю, что эти темы нельзя рассматривать отдельно, они тесно переплетаются, дополняя друг друга. И все поэты, о чём бы они не писали, так или иначе, каждый в меру своего таланта и понимания пишет об одном – о человеческой душе и её соприкосновении с жизнью.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы сегодня постарались рассмотреть несколько проблем современности, которые волнуют наших поэтов. Завершая разговор, хочется сказать, что поэтом называют властителями дум, но властителями дум они становятся тогда, когда над их собственными думами властвует великая и возвышенная идея. Равнодушных и безыдейных властителей дум не бывает. И наши поэты высоко несут знамя идейности, они верят в победу правды и справедливости на земле и зажигают нас этой верой. Они учат нас ответственности перед народом и временем, в котором мы живём, и утверждают, сто каждый из нас способен влиять на ход времени и истории.

На дом: Сочинение « Уроки поэтов»

Урок подготовила Савушинская Э.А. , учитель МОУ СОШ № 22 п.Кубань Гулькевичского района.

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности.
В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно выделить проблему поэта и поэзии. Я хочу начать свое сочинение с творчества А.С. Пушкина, так как он, один из первых, явился основоположником богатой русской литературы.
Пушкин всегда много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество своих лирических произведений. Наиболее яркое стихотворение - "Пророк", где Пушкин провозглашает божественную суть искусства, пророческое назначение творца. В нем рассказывается о превращении человека и пророка, говорится, что поэт наделен силой пророчества и все его поступки исходят от Бога.
Еще одно стихотворение, ставшее завещанием поэта, - это "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век" восславил свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. В Этом поэтическом шедевре Александр Сергеевич чувствует превосходство над другими, он сам берется воздвигнуть себе памятник, и в этом совершенно прав, потому что, перечитывая его стихи, мы попадаем в удивительную сказку слов, которые демонстрируют мастерство Пушкина, он заложил основы русской литературы, определив ей жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед.
Творчество великого поэта продолжил М.Ю. Лермонтов. Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца. Михаил Юрьевич очень переживал о будущем своей современности, которая не хотела принимать его таким, какой он есть. Лермонтов осуждал людей и обвинял их в смерти А.С. Пушкина. Этот конфликт очень ярко отразился в стихотворении "смерть поэта", написанном вскоре после гибели Александра Сергеевича.
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Михаил Юрьевич говорит о том, что люди не ценили своего жизненного учителя и нисколько не прислушивались к нему, но Лермонтов верит и знает, что есть "Божий суд", на котором всем им придется расплачиваться.
В другом стихотворении, названном "Пророк", Лермонтов вторит Пушкину, провозглашая божественную силу поэта: "С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка..." М.Ю. Лермонтов говорит, что творец - это ангел, присланный к нам от Бога, чтобы творить добро и направлять человечество на истинный путь, но автор также подчеркивает, что люди совершенно не хотят слушать его голос.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!..
И только природа понимает поэта:
... И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Лермонтовский герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Трагедия творца заключается в том, что его мечты и желания не соответствуют действительности. Не менее значительный поэт 19 века Н.А. Некрасов также затрагивал в своем творчестве тему поэта и поэзии. Николай Алексеевич трактует эту проблематику по-своему, так, как характерно для его времени.
В годы жизни Некрасова произошло столкновение двух литературных направлений: "чистого искусства" и гражданской поэзии. Сторонники "чистого искусства" считали, что поэзия должна описывать природу, прекрасные нежные чувства, а Николай Алексеевич считал, что стихотворения могут быть посвящены описанию жестокой действительности. И в своем творчестве показывая страдания русского мужика от холода и голода. Все стихотворения Некрасова были написаны простым языком, понятным народу, а не высокопарными фразами.
Именно все эти переживания о соотношения "чистого искусства" и гражданской поэзии отразились в сборнике стихов, под названием "Поэт и гражданин", принесшим Николаю Алексеевичу невиданный литературный успех.
Поэт-гражданин Некрасова глубоко переживает за безмолвие и долготерпение России, он борется за справедливость, пытаясь в своих стихотворениях показать народу его судьбу.
Все эти великие поэты - А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов - служили народу, пытались убедить его в том, что он должен бороться за свое счастье, и истинным рупором борьбы является поэт и его поэзия.

«Идеальность» и «земность» — вот проблема, перед которой оказывалась новая поэзия. Были поэты-некрасовцы, которые почти обошли ее. К таким относится Плещеев: его любовные стихи очень традиционны, написаны часто под прямым влиянием любовной лирики Пушкина и Лермонтова. Добролюбов же, во всяком случае, ощущал здесь новые проблемы, и, таким образом, его искания в любовной лирике лежат не в стороне от исканий Некрасова.

Особое внимание поэтов школы Некрасова уделялось женщине униженной, оскорбленной, падшей. Но противоречие между «идеальностью» и «земностью» оказалось здесь еще бо́льшим и труднее разрешимым.

Стихи Добролюбова «Не диво доброе влеченье...» (1857), «Не в блеске и тепле природы обновленной...» (1860 или 1861), наиболее близкие некрасовским или написанные под их прямым влиянием («Когда из мрака заблужденья...», «Еду ли ночью по улице темной...»), особенно ясно показывают драматизм лирики Добролюбова, не преодолевший этого противоречия, и тем более подчеркивают суть художественного открытия Некрасова, это противоречие разрешившего.

В сложных взаимодействиях с сатирической поэзией эпохи рождалась некрасовская сатира. Эти взаимодействия были разнообразными, — например, совместная работа Некрасова и Добролюбова в «Свистке», которая часто переходила в соавторство.

Конечно, и в рамках демократической поэзии мы не находим поэта, приближающегося к Некрасову по размаху сатирического дарования, но почти все лучшее, что есть в сатирической поэзии эпохи, рождалось в недрах именно некрасовской «школы»: Н. Добролюбов, В. Курочкин, Д. Минаев и другие поэты-искровцы, Л. Трефолев.

В демократической поэзии 60-х гг., развивавшейся под влиянием Некрасова, сформировалось целое особое направление, разрабатывавшее повседневную сатиру, условно называвшуюся юмористической поэзией.

Д. Минаев в статье о В. Курочкине, подчеркивая оригинальность и своеобразие этой поэзии, даже противопоставляет ее некрасовской. «В наши дни Некрасов — лирик по преимуществу — пробовал писать юмористические песни, но этот род ему никогда не удавался».

Минаев вряд ли прав, противопоставляя такую «юмористическую» поэзию поэзии Некрасова, ибо многие импульсы развития ее тоже были даны Некрасовым ранее, чуть ли не за 10 лет. Но во всяком случае здесь Минаевым очень точно выражено ощущение своего места в истории и в поэзии, своей индивидуальности.

Будучи волнуем сегодняшним, «сейчасным», великий поэт видит в нем и через него вчерашнее и завтрашнее и послезавтрашнее. Меньший поэт меньше не потому, что он более злободневен, но он более заключен в злободневности, более ею ограничен.

Здесь есть своя самоотверженность, вкус к черновой работе, работе рядовых, не просто идущих за великими, но и сопровождающих, и расчищающих почву, и утверждающих новое повседневным трудом.

Так, В. С. Курочкин (1831—1875) и Минаев более ограничены, чем Некрасов, в своих темах, в поэтическом освоении бытия, но эта сравнительная ограниченность, локальность поэтической площадки предполагает в то же время тщательность разработки своей темы, возможность выявления и заявления своего поэтического я, собственных поэтических открытий.

Своей сферой в рамках некрасовского направления и стала для Минаева, Курочкина и других поэтов-искровцев непосредственная повседневная общественная, политическая и бытовая жизнь, а методом ее поэтического освоения — юмористическая поэзия.

Сама поэтическая деятельность этого рода не могла не быть связана с газетой, с журналом. Таким журналом стала «Искра», которая вместе со «Свистком» колоссальной популярностью своей доказывала историческую необходимость своего появления.

Потребность в такой поэзии вызывалась самой общественной жизнью.

Реализация же оказалась возможной на путях оплодотворения русской поэзии особого рода демократической поэзией, а именно поэзией Беранже. «В этой-то симпатии к народу, — писал Добролюбов, — и заключается причина необыкновенной популярности Беранже, этим-то и отличается он от эфемерных памфлетистов, сочиняющих зажигательные политические стихи, вызванные потребностью минуты и интересом партии».

Эта возникшаяуже в 50-е гг. необходимость в своем «русском Беранже» и вызвала к жизни в известном смысле уникальное явление — так называемые переводы Курочкина из Беранже.

«Так называемые», потому что со времен Жуковского никогда еще не обнаруживалась в России так ясно необходимость появления определенных форм в искусстве и невозможность их появления. Это и рождает оригинальный сплав родного и заимствованного в удивительном искусстве «поэта-переводчика», как назвал себя сам Курочкин.

Однако возможность появления переводов Курочкина была подготовлена Некрасовым, «русский Беранже» мог возникнуть лишь в рамках демократического некрасовского направления, и не только потому, что его представителям был близок общественно-политический пафос и демократизм великого французского поэта, но и вследствие художественных открытий некрасовской поэзии, сместившей привычные представления о поэтическом. «Это <...> стих г. Некрасова, — писал о такой поэзии Б. Алмазов, — ...на Руси существует целая школа такого рода поэзии; отличительная черта поэтов этой школы — уменье укладывать в стих обыкновенную разговорную речь». Курочкин смог воспринять и передать Беранже, только будучи некрасовцем.

В связи с Минаевым был употреблен сам термин «некрасовская школа». Рецензент «Иллюстрации» писал: «Если мы станем вчитываться в думы и песни г. Минаева, мы увидим, что в каждой строчке их так и сквозит муза г. Некрасова <...> г. Минаев, принадлежа к некрасовской школе, хотя и не может возвыситься до лучших произведений г. Некрасова, сознает, однако же, вполне ее сущность и значение, ее отличие от старой лирической школы, чем он и отличается от г. Розенгейма, который, ограничиваясь одной внешностью, одними фразами, не проникает дальше этих фраз, от того под фразистостью г. Розенгейма и чудится бездонная пустота».

Н. К. Крупская писала о сатире «Искры»: «Это был своеобразный фольклор тогдашней разночинной интеллигенции: авторов не знали, а стихи знали. Ленин знал их немало. Эти стихи входили как-то в быт».

Стихи Минаева (и не только Минаева — он лишь наиболее характерен), вся его деятельность вырастали из быта, в чем-то относительно освобождавшегося и раскрепощавшегося после николаевской реакции, стихи эти сами «входили в быт», становясь его элементом.

Литературное событие, житейский казус, театральная премьера и вернисаж тотчас находили отклик в стихах, эпиграммах и обзорах, подчас просто в шутках, которые тут же подхватывались, разносились, становились достоянием всех, так что иногда автор забывался или его просто не знали, не видели за частоколом псевдонимов, масок, которыми Минаев пользовался: «Темный человек», «Обличительный поэт», «Михаил Бурбонов» и т. д.

Условия и характер деятельности предполагали импровизацию, легкость обращения со словом, возможность игры с ним, словесный фокус, неожиданную рифму, каламбур.

Конечно, такая работа, прорастающая в быт, в пестроту житейских отношений, вела подчас к случайным темам, к известной смещенности акцентов. В сочувственных рецензиях на произведения Минаева и «Современник» и «Русское слово» все же указывают на некоторую беспредметность юмора Минаева, на его водевильность, советуют быть строже к себе. Но в целом позиции Минаева бесспорно четко демократичны.

Брат Вас. Курочкина, тоже известный искровец Н. Курочкин, не случайно относил поэзию Д. Д. Минаева к «новому у нас дельно-юмористическому направлению». Рутина, консерватизм, все надутое и пошлое находят в нем врага непримиримого. Особенно ожесточенно преследовал Минаев реакционную литературу и поэзию чистого искусства. Здесь постоянно используемым орудием становилась пародия.

Именно пародистом прежде всего был Добролюбов-сатирик. И началась его сатирическая деятельность в кругу Некрасова и в рамках сатирического приложения к «Современнику» — в «Свистке», который как бы продолжил во многом критический раздел журнала, но уже в сатирическом духе, а первые сатирически-пародийные стихи Добролюбова возникли прямо из его литературно-критической работы.

Вообще в демократической сатирической литературе 50—60-х гг. пародия в разных вариациях, пожалуй, излюбленный жанр. Пародия оказывалась и действенным орудием идейной критики, и средством зарождения новой литературной формы или, во всяком случае, способом освобождения от старой. Здесь-то решающую роль и сыграл Некрасов.

Еще в середине 40-х гг. Некрасов напечатал свою «Колыбельную», назвав ее подражанием Лермонтову. Он нашел форму, указал принципы, дал сигнал, который, впрочем, будет принят литературой лишь через несколько лет.

Позднее почти все некрасовцы вернутся к некрасовской «Колыбельной» 40-х гг. как к исходной и предложат свои варианты сатирических колыбельных. Конечно, все эти «колыбельные» лишены глубины и сложностинекрасовского произведения, но именно Некрасов открыл возможность таких подражаний-пародий и перепевов.

Сам тип пародии у некрасовцев 60-х гг. идет от Некрасова: не пародия на произведение, а лишь форма пародии на произведение, содержание же при этом направлено не против пародируемого произведения, а против какого-то безобразного акта, порока и т. д.

Именно об этом типе пародии писал Добролюбов, называя хорошими пародии, обращенные на стихотворение, «имеющее большую известность». Таковы у Минаева «Просьба», которая пародирует лермонтовские «Молитву» и «Тучи», стихотворение «Отцы и дети», пародирующее знаменитое «Бородино». Часты пародии и на самого Некрасова: «Проселком» («Влас»), «Из И. Аксакова» («Школьник») и другие.

Широко использует пародии и Вас. Курочкин, даже скорее не пародии, а перепевы известных стихотворений. В «Казацких стихотворениях» есть перепевы Жуковского и Пушкина, в «Легендах о Кукельване» — Пушкина и Лермонтова, в стихотворении «Розги — ветви с древа знания!..» перепевается некрасовская «Песня Еремушке». Обычны такие пародии-перепевы и у других поэтов некрасовской «школы».

Стихи, пародии, фельетоны Минаева и других искровцев в 60-е гг., как правило, очень веселы и задорны. В них есть оптимизм, ощущение участия в совершающемся прогрессе. Добролюбов уверенно писал: «...для насмешки и пародии предстоит еще большая работа: сопровождать русскую жизнь в новом пути».

Пока была вера в то, что русская жизнь идет «новым путем», насмешка и пародия могли быть по крайней мере веселы. Чем больше было разочарований, понимания того, что этот «новый путь» не состоялся, тем более горечи рождалось у Минаева и других родственных ему поэтов. Развитие русской жизни, русского общества выбивало у них почву из-под ног, лишало эстетических основ их поэзию.

Кризиса, подобного тому, который переживал Минаев, не избежал и Василий Курочкин. «Когда начиналась „Искра“, — писал он, — в русском обществе стояли светлые, прекрасные дни. То была пора самых светлых надежд и упований, пора увлечений, может быть, юных, незрелых, но увлечений чистых, бескорыстных, полных самоотвержения, проникнутых одною целию — целию общего добра и счастия, и единодушных... Литература несла общее, дорогое всем знамя».32

В надписи П. А. Ефремову на шестом издании «Песен Беранже» Курочкин шутливо, но точно сказал об этом кризисе:

Изданну книжицу мной подношу вам, друже,

Аще и не нравен слог — мните, мог быть хуже.

Чтите убо без гневу, меня не кляните:

Невозможно на Руси Беранжером быти

Невозможность «Беранжером быти» заставила искать каких-то новых путей в сатире.

Курочкин делает попытку обратиться к народнопоэтическим истокам. Видимо, в 1872—1873 гг. он работает над оригинальными по жанру драматическими произведениями — кукольными комедиями. До нас дошла одна из этих пьес — «Принц Лутоня». Стремление приблизиться к стихии народной речи, народного юмора, народного стиха явственно. Оказала свое влияние на Курочкина и народная кукольная драма.

Сатира поэтов-некрасовцев — одна из самых примечательных страниц в истории русской сатирической поэзии. Создававшаяся в большой мере как литература на злобу дня, она сумела на десятилетия сохранить живой общественный смысл и художественную значимость.

Вот почему позднее, особенно в годы революционных потрясений, передовая русская журналистика и поэзия так охотно обращались к традициям своих предшественников — поэтов-сатириков середины века.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Проблему силы поэтического слова в своём тексте рассматривает Виктор Петрович Астафьев, выдающийся российский писатель.

Автор, размышляя над проблемой от первого лица, задаётся вопросом: "почему так мало пели и поют у нас Есенина?". Он отмечает, что поэт мучается за всех людей недоступной им всевышней мукой. Кроме того, рассказчик испытывет воодушевление, слушая доносящиеся из приёмника строчки стихотворения великого поэта:поэзия заставляет его плакать, каяться, исповедоваться.

Проблему силы поэтического слова можно проследить на примере творчества великизх русских поэтов.Стихотворение А.А.Ахматовой "Мужество"-это крик души поэта, наставление гражданам не опускать руки и быть нравственными.

"Великое русское слово"-это то, что объединяло советских людей а такой тяжёлый период, как Великая Отечественная война. Поэтесса отмечает значимость русской речи. Защищая русскую речь, мы защищаем Родину. Вникая в строки стихотворения, читатель испытывает гордость за свою страну, родной язык, у него появляется сила идти дальше, осознание важности защиты родного края в случае опасности.

В качестве второго аргумента хочется привести в пример стихотворение А.С.Пушкина "Пророк". Пушкин хочет донести до читателя то, что поэт, подобно пророку, должен "глаголом жечь сердца людей". В этом его подлинное призвание.

В заключение хочется отметить:сила поэзии велика, она легко способна заставить нас прочувствовать "всевышнюю муку" и "грусть поэта". Я считаю, что у каждого человека должно быть своё любимое стихотворение, которое позволяет раскрыть душу и найти успокоение.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-06-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Б. Пастернак

Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия - листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается "привязан" к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, - то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно "конечный вывод мудрости земной", ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы "за кадром".

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема - проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует - и все. Без всяких "почему" и "зачем":

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она - неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. "Сестра моя - жизнь", - говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на "ты", меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечею вровень

Миры расцветшие висят.

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесной сор из сердца вытрястъ

И жить, не засоряясь впредь.

Все это - не большая хитрость.

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

"О Господи, как совершенны

Дела твои, - думал больной, -

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной..."

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть - это скорее переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом - стихотворение "Уроки английского". Обращаясь к героиням Шекспира, поэт повествует о том, как их смерть становится открытием новых миров, не концом, а началом жизни во вселенной.

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь - не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном - это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений

поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении "Давай ронять слова..." на вопрос о том, кто управляет миром, "кто велит", дается ответ: "Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг". Эти имена выбраны не случайно - некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех обликов жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества - "Во всем мне хочется дойти..." Человек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве "занятий", о том, что "праздность - проклятье". Таков для Пастернака "конечный вывод мудрости земной".

Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода очищающим душу катарсисом. Нельзя сказать - "Мир прекрасен", но нужно - "Мир существует, и это прекрасно".

Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта