Главная » Заготовка и хранение » Пропавшая рукопись инженера гаккеля. Биплан из бамбука

Пропавшая рукопись инженера гаккеля. Биплан из бамбука

В 1935 году Эрхарт начала работать на факультете авиационного отделения Университета Пердью в качестве приглашённого преподавателя. Занимая эту должность, она стремилась привлечь больше женщин в сферу авиации и консультировать их в вопросах карьеры. Она также была членом Национальной Партии Женщин и одним из первых сторонников «Поправки о Равных Правах» .

В 1937 году при попытке совершить кругосветный полёт на двухмоторном легком транспортном и пассажирском самолёте, Локхид Модель 10 Электра (англ. Lockheed Model 10 Electra ), который был финансирован Университетом Пердью , Эрхарт пропала без вести в центральной части Тихого океана в районе острова Хауленд . И по сей день многие продолжают интересоваться её жизнью, карьерой, а также деталями исчезновения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Авиаторы - 2009.10.18

    ✪ Лив Тайлер медитирует? Да и она это не скрывает.

    ✪ Write your story, change history - Brad Meltzer

    Субтитры

Ранние годы

Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисоне (штат Канзас) в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.

С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10 лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».

Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К 1915 году семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее, осенью 1916 года, использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .

Замужество

В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнёра Джорджа Путнама, который к этому времени развелся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортеров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников, их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнёрства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее, некоторые из журналистов, незнакомых с семьей, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.

Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность

Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлёте и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».

Тем не менее, весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире «Питкэрн PCA-2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией.

Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В городе Абилин (штат Техас) во время взлёта на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир и летчица продолжила свой путь на восток.

1932 год - Одиночные полёты через Атлантику

На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжёлых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.

Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелёта вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).

Другие одиночные полёты

Поиски

Когда, по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо, ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон » и линкор «Колорадо », покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана. Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января 1939 года она была объявлена умершей , хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже и фактически предпринимаются и в наше время. В мае 2013 года было объявлено, что предполагаемые обломки самолёта обнаружены сонаром в районе атолла Никумароро в архипелаге Феникс .

Альтернативные версии

По окончании поисков не все приняли официальное мнение о причинах катастрофы на веру. Основанием для этого была геополитическая обстановка, сложившаяся на Тихом океане к середине 30-х годов. В этот период основным потенциальным противником США на международной арене была Японская Империя. Вопреки международным соглашениям, японцы активно строили военные объекты на переданных под их управление бывших германских островах в Тихом океане. При этом они категорически отвергали возможность любой международной инспекции и жестоко пресекали все попытки проникнуть за «бамбуковый занавес ». Поэтому вскоре возникла версия о том, что потерпев аварию, после вынужденной посадки экипаж «Электры» мог попасть в руки японцев, которые постарались секретно ликвидировать ненужных свидетелей их военных приготовлений.

Известность и статус в наше время

  • В современных США Амелия Эрхарт по-прежнему является известной и популярной национальной героиней и примером для подражания. В последние десятилетия в среднем каждый год в США выходит 4 новые книги об Эрхарт, не считая фотоальбомов и книг для детей. О ней снято несколько фильмов, документальных и художественных. Несколько лет назад инициативная группа конгрессменов внесла на рассмотрение вопрос об установке памятника Амелии Эрхарт в здании вашингтонского Капитолия, где проводятся заседания конгресса США; 21 января 2003 года американские СМИ сообщили, что принятие соответствующего решения, в перспективе, практически обеспечено.
  • В её честь назван венец Эрхарт на Венере .
  • Спутник Сатурна Эрхарт назван в её честь.
  • На родине Эрхарт, в г. Атчисон, штат Канзас, каждый год проводится Фестиваль Амелии Эрхарт, куда съезжается до 50 тысяч гостей. Стандартная программа фестиваля включает показательные полёты с выполнением фигур высшего пилотажа, концерты музыки кантри под открытым небом, фейерверк, и день открытых дверей в Доме-музее Амелии Эрхарт, который с 1971 года официально включён в Регистр исторических достопримечательностей национального значения США. Эрхарт часто упоминается в работах музыкантов, таких как Джони Митчелл , Звёздный путь: Вояджер
  • Амелия Эрхарт упоминается в 5 серии 2 сезона сериала «Мертвые, как я». Мрачный жрец Руб утверждает, что лично забрал её душу.
  • Амелия Эрхарт - название корабля в произведении Родриго Гарсиа «Долгая дорога домой».
  • Также в мультфильме «Мадагаскар » убежищем лемуров является самолёт Амелии, на котором она и пропала без вести. Также в этом же мультфильме на секунду показывают её якобы скелетированный труп, висящий на ветках дерева.
  • Амелия Эрхарт упоминается в 24 серии 3 сезона сериала «Американская семейка " /("Семейные ценности") отцом семейства Джеем Причеттом. [ ]
  • В 13 серии «Рыбное блюдо» 2 сезона американского постапокалиптического комедийного телесериала "Последний человек на Земле " Тенди Миллер, онанируя, говорит: "Где ты упала, Амелия? Где ты упала? Не спрашивай, просто говори".

4 выбрали

Она покорила сердца десятков мужчин, но ее сердце принадлежало только небу. Амелия Эрхарт, отважная женщина-пилот, доказала всему миру, что слабого пола не бывает.


Первая встреча

24 июля 1897 года в городе Атчисон штата Канзас родилась девочка с удивительно яркими голубыми глазами. Ее родители даже не подозревали, что они не зря так напоминают небо, ведь именно туда всю жизнь будет устремлять свой взгляд Амелия Эрхарт.

Девочка росла маленьким сорванцом. К черту ваши бантики, оборки и платьица! Вот поиграть в индейцев и пострелять из дедушкиного охотничьего ружья - это по-настоящему здорово. Однажды отец 11-летней Амелии повел ее на городской праздник. Карусели, сладкие леденцы, оживленные лица чуть подвыпивших буржуа… За всей разноцветной суматохой девочка увидела странную металлическую конструкцию и сердце ее ёкнуло. "Эми, смотри, аэроплан", - папа взял девочку за руку.

Это была их первая встреча…

Маленькая Эми выросла в стройную девушку с независимым характером. Она могла постоять за себя, могла ответить на острую шутку еще более острой шуткой… Правда, пока не могла дать ответа самой себе на вопрос "кем я хочу быть?" Впрочем, Амелия долго не колебалась, это просто не было ей свойственно. Сразу после школы, оно поехала в Канаду и поступила на учебу в военный госпиталь. Мисс Эрхарт решила стать сестрой милосердия.


Вторая встреча

Насмотревшись на раненых, которые десятками поступали в госпиталь (ведь шла Вторая мировая война!) девушка поехала домой, чтобы чуть оправиться и передохнуть. При встрече отец взял ее за подбородок и долго вглядывался в родное осунувшееся лицо: "Вот что, девочка моя, завтра пойдем, поглазеем с тобой на воздушное шоу. Отвлечешься немного".

Назавтра Амелия, не отрываясь, смотрела, как крохотные аэропланы выделывают в воздухе неуклюжие пируэты. Девушке решительности было не занимать, и недолго думая, она попросилась в кабину летчика. Всего за 10 долларов! Самолетик поднялся, и сердце ее бешено заколотилось… Нет, не от страха - от восторга! Вираж, еще вираж… "А давайте еще кружочек?" - уговаривала девушка летчика. А внутри нее зрело решение: "Я хочу летать сама!" Им она, приземлившись, и поделилась с пилотом. Тот поднял ее на смех: "Женщина в небе? Это решительно невозможно. Ваше место на кухне!"

Но Амелия была не просто упрямая, а очень упрямая. Почему это женщинам позволено меньше, чем мужчинам?! Мы еще посмотрим кто кого!

И девушка начала поиски. Она искала летную школу, куда бы ее приняли, несмотря на пол. Оказалось, что женщины-пилоты уже были! И даже ставили свои рекорды. Например, Анита Снук, которая сейчас даже работает инструктором.

К ней-то, как следует нарядившись, чтобы произвести впечатление, и отправилась Амелия. Впечатление было произведено, но, увы, не самое хорошее. Шелковый шарфик и длинные лайковые перчатки выглядели до смешного нарядно рядом с засаленными комбинезонами. Снук потребовала за обучение сумасшедших денег - 500 долларов за 12 занятий. И Амелия начала вкалывать: юридическая фирма отца, телефонная компания, аптека - за полгода девушка собирала нужную сумму и одновременно проходила обучение. В 25 лет у мисс Эрхарт был свой маленький самолетик ярко-желтого цвета - "Канарейка".

На "Канарейке" у Амелии случилась и первая аварийная посадка. Ей не удалось набрать нужную высоту, и самолетик врезался в эвкалиптовые деревья. "Боже, что с пилотом? Жива ли?" - толпа зевак и журналистов бросилась к месту аварии. Подбежав, они увидели Амелию, невозмутимо сидевшую среди обломков с открытой пудреницей: "Должна же я прилично выглядеть, когда сбегутся репортеры!"

Амелия становилась знаменитой. Ее острый язычок, стройная фигура и голубые глаза заставляли многих мужчин увлекаться ею. Красавица, да еще и пилот - экзотика! Сама же Эрхарт было только одно увлечение - таранить небо на своей "Канарейке". И только одна цель - побить все мужские рекорды.

Третья встреча

Но мужчина все-таки появился. Это был роскошный богач, издатель Джордж Палмер Путнэм. Сначала ни о каком романе не шло и речи, ведь причиной их знакомства были... конечно же, самолеты!

Путнэм предложил Эрхарт совершить необыкновенное: перелететь через Атлантический океан без единой посадки. "Это будет сенсация!" - уверял он своим бархатным баритоном. Амелию долго уговаривать не пришлось.

"Она подходит по всем статьям, - думал про себя Путнэм, - симпатичная, обаятельная, умеет хорошо говорить, и полна отваги. Эта девушка в умелых руках станет хорошим капиталом".

В 1928 году экипаж их троих человек, включая Амелию, вылетел из Ньюфаундленда и через 20 часов 40 минут приземлились в Беррипорте в Уэльсе. Они преодолели расстояние в 3219 км. С этого момента началась настоящая слава Амелии Эрхарт. Она давала сотни интервью, ее фото мелькало на обложках газет, летчица ездила по Америке с лекциями…

За время сотрудничества с этой насмешливой и чересчур уверенной в себе женщиной, Джордж Путнэм заработал много денег. Но это уже не волновало его так, как раньше. Ведь он влюбился. Влюбился, в эту сумасшедшую, независимую Амелию, которая отвечала ему лишь… симпатией.

На уговоры ушел целый год. К этому времени Амелия успела насладиться и славой, и полетами… Пришло понимание того, что чего-то не хватает. Может быть, Джорджа рядом? И она дала согласие.

Впрочем, Амелия Эрхарт не была бы собой, если бы не поставила ряд условий: она по-прежнему будет ходить в брюках, не позволит никому вмешиваться в свои летные планы, и главное, если она разлюбит Джорджа, то имеет право уйти в ту же самую минуту, без объяснений. Условия были приняты.

Последняя встреча

Спустя пару месяцев после свадьбы, Амелия приняла решение снова лететь через Атлантику. На этот раз одна. На садившейся в самолет Амелии, ее расстроенный супруг заметил щегольски повязанный шелковый шарф. "И здесь она не как все!" - с гордость и одновременно с обидой подумал Джордж.

У нее все получилось. И теперь Амелия была не просто знаменита, она стала национальной героиней. Амелия с Джорджем стали частыми гостями в Белом доме. Летчица даже подружилась с женой президента - Элеонорой.

Однажды Эрхарт даже прокатила на самолете первую леди страны. Говорят, что миссис Рузвельт вылезала из самолета белая как смерть, а Амелия заливисто смеялась: она позволила себе заложить "м-а-аленький виражик".

Отчаянная Эрхарт не успокаивалась. Следующий важный полет был не больше ни меньше - вокруг света. Сказано - сделано!

Перед посадкой Джордж сдался: "Дорогая, откажись от полета, останься со мной. Мы все объясним репортерам".

Амелия насмешливо посмотрела на умоляющего супруга: "А ты помнишь наш брачный контракт?"

Быстро обняла его, ободряюще потрепала по щеке и побежала к самолету. Разве ей был кто-нибудь нужен, кроме неба?

Венесуэла, Индия, Австралия, крохотный островок в Тихом океане… Было очень тяжело, почти невозможно. Амелия писала в своем дневнике: "Это не полет, а игра со смертью" и тщательно зачеркивала эту строчку.

29 июня Амелия со своим вторым пилотом вылетели с островов Лаэ, что в Новой Гвинее, и только через 12 часов вышли на прерывистую связь: "Облачно… Погода ухудшается…"

Через 18 часов еще сообщение: "Горючего осталось на 30 минут…" И когда миновали эти 30 минут, по рации услышали крик: "Наш курс 157-337. Повторяю. Наш курс… Нас сносит на север, нет, на юг…"

Поиски отважной женщины-пилота и ее самолета продолжались несколько недель, но ничего не было найдено. Никаких следов крушения. Нигде.

Иногда кажется, что Амелия решила поставить еще один рекорд, поднявшись туда, куда не поднимался ни один человек. А что, это вполне в ее духе…


Рита Железнякова
, etoya.ru

Фото: the.honoluluadvertiser.com, girls-planes.in.ua, wikimedia.org, aviagrad.ru

Амелия Эрхарт вместе со штурманом Фредом Нунаном вылетели из Майами 1 июня 1927 года, чтобы облететь весь земной шар на двухмоторном самолете «Локхид Электра». Амелия первой из женщин пересекла на самолете Атлантику, а этот полет должен был стать ее последним рекордом. Но 2 июля и пилот, и штурман пропали над Тихим океаном. Как считает следствие, плохая погода помешала найти им крошечный остров, где планировалось сделать дозаправку. Существует и другая версия, что летчики не разбились, а попали в плен. Спустя 80 лет после катастрофы была найдена фотография, которая это косвенно подтверждает.

Девушка с необычным хобби

interviewmg

Амелия Эрхарт родилась в 1897 году в семье юристов. Ее папой был адвокат, а мама была дочкой местного судьи. Семья жила в небольшом городке в Канзасе. Амелия была подвижным ребенком, и интересы у нее были неподобающие для девочки. Она любила лазать по деревьям, охотилась на крыс с ружьем. В 7 лет она построила вместе со своим дядей горку с трамплином. От шишек и ссадин ребенок не плакал. Ее пробный спуск с горки закончился порванным платьем и разбитой губой, но девочка была в восторге.

В 1918 году Амелия с подругой попали на авиашоу, где девушка поняла, что хочет летать. Летчик одного из самолетов, выполнявших фигуры пилотажа перед зрителями, решил ради шутки «нырнуть» в их сторону. Вместо того чтобы броситься прочь или пригнуться, девушка осталась стоять; самолет пронесся неподалеку. «Я тогда этого не поняла, но верю, что этот красный самолет что-то такое мне сказал», - вспоминала она потом.

dic.academic

Несколько лет спустя девушка впервые поднялась в воздух на калифорнийском авиасалоне. Всего за 10 долларов ее прокатил знаменитый пилот и авиагонщик Фрэнк Хоукс. Полет был недолгим - всего 10 минут. Но Амелию это приключение сильно впечатлило, и она пошла учиться на летчицу. Спустя год девушка поставила свой первый рекорд, поднявшись на высоту 4300 метров; прежде так высоко не поднималась ни одна женщина-пилот.

Эрхарт удалось накопить на подержанный ярко-желтый биплан, которому она дала трогательное имя Канарейка. В 1923 году она получила лицензию на полеты, став 16-й дипломированной летчицей в мире. При этом девушка испытывала серьезные финансовые трудности, так как ее родители развелись. Ей приходилось по-разному зарабатывать на самолеты и обучение, в частности, и обслуживать их.

Через Атлантику в гордом одиночестве

flytothesky

Полет, который так прославил ее, в действительности был совершен по случайности. На месте Амелии должна была быть совсем другая девушка - авиаэнтузиастка Эми Гест, которая купила подходящий самолет и тайно готовилась к трансатлантическому перелету. Но, увы, об этом узнали ее родственники, и план сорвался. Нужно было найти девушку с опытом пилотирования, при этом приятной внешности. Эми Гэст порекомендовали Эрхарт.

У нее уже был налет в 500 часов, ее командиром команды, но в полете летчице даже не дали управление. «Меня везли, как мешок с картошкой», - вспоминала она позже. Тем не менее Эрхарт прославилась, а на родине экипажу устроили прием в Белом доме. Год спустя она стала президентом организации женщин-пилотов «Девяносто девять», названной так по числу ее участниц; в том же году прошла первая женская воздушная гонка, в ней приняла участие и Эрхарт.

Первый успех воодушевил Амелию. В мае 1932 Эрхарт повторила свой трансатлантический маршрут, но в этот раз абсолютно одна. Такой полет удавалось сделать только американцу Чарльзу Линдбергу, который в 1927 году пролетел от Нью-Йорка до Парижа. Полет прошел не без приключений. Сначала девушка попала в сильный шторм, потом из-за обмерзания фюзеляжа сорвалась в штопор, «поймав» самолет и чуть не разбившись. Самолет очень сильно потрепало, поэтому она не смогла долететь до Франции. Приземлилась девушка в Северной Ирландии на заднем дворе чье-то фермы. За полет ей вручили в США Крест летных заслуг, который до этого давали только мужчинам-военнослужащим, а во Франции наградили орденом Почетного легиона. Свой полет она считала доказательством, что «мужчины и женщины совершенно равны в уме, координации, скорости реакции и силе воли».

Личная жизнь отважной летчицы

worldofwarplanes

Эрхарт вышла замуж за издателя Джорджа Путнама. Свой брак она считала равноправным партнерством, так как муж поддерживал ее летную карьеру. В 1935 году она вновь совершила одиночный полет и в этот раз пересекла Тихий океан. После этого героического полета женщина начала задумываться о детях. В интервью она также говорила о том, что эра героических пилотов прошла, а ей на смену идет эпоха гражданской авиации и гениальных инженеров. Чтобы достойно завершить свою карьеру, она решила совершить полет вокруг света по максимально протяженному маршруту (по экватору). В последнем письме к мужу она писала: «Я хочу это сделать, потому что я так хочу. Женщины должны пытаться делать то, что пытались мужчины. И если мы терпим поражение - пусть это станет стимулом для других».

Последний полет

peoples

Первая попытка облететь вокруг света провалилась: на разгоне у самолета подломилось шасси, и он рухнул на взлетную полосу. Второй старт кругосветки был назначен на 1 июня 1937 года, Эрхарт и ее штурман Фред Нунан вылетели из Майами на переоборудованном самолете «Локхид Электра» и к концу месяца добрались до Папуа - Новой Гвинеи.

До завершения маршрута им оставалось лишь 11 тысяч километров над Тихим океаном. Согласно разработанному плану, они должны были остановится на дозаправку на острове Хауленд. На этом крошечном островочке шириною в 800 метров была специально построена взлетная полоса. Неподалеку дежурил корабль береговой охраны, а еще два судна должны были служить своего рода маяками по пути. Однако погода внесла свои коррективы, кроме того, радиосвязь работала с перебоями. До острова они так и не долетели.

dic.academic

Эрхарт, Нунана и их «Электру» искали две с лишним недели; это была крупномасштабная и дорогостоящая поисковая операция, в которой участвовали как американские авианосцы, так и воздушный флот. Но все было безрезультатно. Через два года Амелию признали погибшей, а на острове поставили маяк в ее честь. В 1967 году американка Энн Пеллегрино повторила ее маршрут с командой из трех человек. Полет она посвятила погибшей Эрхарт.

Никаких достоверных свитедетельств о том, что летчик и штурман могли выжить (или сесть на какой-нибудь остров), существует немало таких версий. Например, в 1940 году на необитаемом острове нашли останки, которые сначала посчитали мужскими, но в 2016 году ученые пришли к выводу , что это могла быть и женщина. Некоторые исследователи инцидента считают, что пилоты ловили сигналы о помощи: всего со 2 по 6 июля их было около сотни. Возможно, что Эрхарт действительно приземлилась и какое-то время была жива. Другая популярная теория - что самолету удалось приземлиться на одном из островов в Тихом океане, где располагалась тайная японская военная база, и американских летчиков взяли в плен.

Новая улика прольет свет на происшествие?

Эксперты провели новую антропологическую экспертизу останков, обнаруженных в Тихом океане в 1940 году. Специалисты пришли к выводу, что они принадлежат Амелии Эрхарт, первой женщине-пилоту, пересекшей Атлантику. Она бесследно исчезла, отправившись в полет на своем самолете 2 июля 1937 года, пишет Science Alert .

Поиски останков летчицы продолжались два года с момента ее исчезновения. Когда в 1940 году на необитаемом острове Никумароро в Тихом океане обнаружили скелет, эксперты посчитали, что он принадлежит мужчине. Однако профессор антропологии из университета Теннесси Ричард Джанц выяснил, что предплечья скелета были длиннее обычного. Такое расположение костей типично для белых женщин, которые родились в конце XIX века. Сам скелет не сохранился, поэтому специалисты проводили экспертизу фрагментов.

Мы, конечно, не доказали, что человеком, умершим на необитаемом острове, была именно Амелия Эрхарт, но это существенная порция данных, которая склоняет чашу весов в этом направлении, - отметили эксперты.

На острове, где нашли скелет, также обнаружили несколько вещей, которые могли принадлежать летчице. Это остатки летной куртки, зеркало, фрагменты алюминиевых листов и косметический крем от веснушек. Это позволило ученым сделать предположение, что Эрхарт провела последние дни или месяцы своей жизни на этом острове. Ранее считалось, что ее самолет "Локхид" израсходовал топливо и упал в воду. Поэтому поиски останков в основном проводились в воде.

Утонула в океане или попала в плен к японцам

Американка исчезла над Тихим океаном вместе со своим штурманом Фредом Нунаном. Они совершали кругосветный перелет и на момент катастрофы преодолели 80 процентов маршрута. Амелия так и не приземлилась на остров Хоуленд, на котором ей приготовили полосу для промежуточной посадки, хотя находилась рядом.

Последняя принятая от неё радиограмма была: "Мы на линии 157-337… Повторяю… Повторяю… мы движемся по линии". Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился. Не последовало и новых радиопередач.

Существует также альтернативная версия гибели летчицы. Свидетели утверждали, что видели Амелию и ее пилота в плену у японцев на острове Сайпан. Их обвинили в шпионаже и держали в тюрьме Гарапана. Штурмана Фреда, якобы, убили японцы вскоре после пленения, а перед высадкой американских войск на Сайпан японцы казнили Эрхарт вместе с несколькими другими американскими пленными.

В ТЕМУ

10 самых таинственных катастроф в истории авиации


1. 1937 г. Амелия Эрхарт.

2. 1944 г. Гленн Миллер - легендарный американский джазмен, тромбонист - исчез во время перелета из Англии во Францию. Он должен был подготовить выступление своего оркестра в освобожденном Париже. Самолет пропал где-то над Ла-Маншем. Обломки и останки найдены не были. Эксперты предполагают: небольшой одномоторный "Норсман С-64" майора Гленна Миллера был сбит по ошибке союзниками.

3. 1945 г. Звено № 19: Пять бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США бесследно исчезли в районе Бермудского треугольника. Что положило начало бесчисленным историям о мистических событиях в этой аномальной зоне. Никаких следов бомбардировщиков найдено не было. Исчез и самолет, который был отправлен на их поиски.

4. 1947 г. Star Dust: Транспортный самолет Avro Lancastrian, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полете из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сантьяго (Чили). Перед исчезновением послал странное сообщение, которое так и не было расшифровано.

Более 50 лет судьба рейса оставалась неизвестной, пока обломки самолета не нашли в 1998 году альпинисты на горе Тупунгато в Аргентинских Андах. Он вроде бы врезался в нее на полном ходу.

5. 1962 г. Авиакомпания Flying Tiger Line, рейс № 739: самолет Lockheed Super Constellation со 107 пассажирами на борту должен был сесть на Филиппинах на пути во Вьетнам. Но пропал. Поиски никаких результатов не дали.

6. 1944 г. Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик, писатель и поэт, автор "Маленького принца", выполняя разведывательный полет, исчез над Средиземным морем. Обломки его самолета "Локхид Р-38" были обнаружены лишь в 2000 году. В 2008 году появились воспоминания немецкого летчика, который уверял, что именно он на своем "Мессершмитте" сбил Антуана. Но свидетелей боевого столкновения не нашлось, немцу не засчитали победу. А на обломках "Локхида" не было обнаружено пробоин.

7. 2003 г. "Боинг 727-223"

№ 844AA: самолет взлетел без разрешения из аэропорта Луанды в Анголе. Диспетчеры пытались установить с ним связь, но никто не отвечал. Молчал и трансподер, реагирующий на сигналы радаров.

ЦРУ и ФБР искали самолет по всему миру, описывая как серебристый с синей, белой и красной полосами на борту. По официальной версии, самолет, переделанный для перевозки дизельного топлива, угнал бортинженер Бен Чарльз Падилла. Он пропал одновременно с самолетом. Куда он его угнал? И зачем?

8. 2007 г. Стив Фоссет - знаменитый американский бизнесмен и путешественник на воздушных шарах, самолетах, на дирижаблях и парусниках - разбился на одномоторном самолете во время полета над пустыней Невада. Год о его судьбе ничего не было известно. К поискам подключились пользователи интернета, рассматривая снимки со спутников. Но нашли Фоссета туристы - в труднопроходимых горах Минаретс, примерно в 9 километрах к западу от горнолыжной курортной зоны Маммот. Почему разбился путешественник, неизвестно.

9. 2009 г. "Эр Франс", рейс № 447: над Атлантикой пропал

"Аэробус А330", следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. И его следы искали долго и безуспешно. Основные останки были обнаружены на большой глубине спустя год. Все 228 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет по какой-то загадочной причине, набрав высоту почти в 12 тысяч метров, рухнул вниз.

Считается, что ошибся экипаж, не разобравшись в показаниях приборов, регистрирующих скорость и высоту.

10. 2014 г. "Боинг 777-200": лайнер, направлявшийся из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин, исчез 8 марта, находясь над Южно-Китайским морем. Никаких следов 239 пассажиров и членов экипажа, никаких обломков не найдено, хотя в операции по поиску задействовано несколько десятков стран. С каждым днем ситуация только запутывается: версию о катастрофе спустя неделю сменила гипотеза о похищении. Но появляются все новые и новые - противоречивые - данные о том, в какую сторону мог бы направиться лайнер. Диапазон - от Афганистана до Австралии.

В истории авиации есть имена создателей летательных аппаратов, способствовавших дальнейшему развитию авиации, давших много плодотворных идей, но в силу обстоятельств так и не вошедших в первый ряд корифеев. Таким человеком являлся один из первых авиаконструкторов и летчиков, инженер-электрик Яков Модестович Гаккель, построивший первые аэропланы в самый начальный период авиации, в 1909—1912 годы, когда наука аэродинамика еще была в самом зародыше…

Загадки истории России / Николай Непомнящий. — М.: Вече, 2012.

Яков Модестович Гаккель

В те годы многотрудных поисков авиационной конструкторской мысли Яков Модестович сумел дать много интересных конструктивных решений. Он построил девять самолетов, из которых семь показали выдающиеся для своего времени результаты.

Один из самолетов Я. М. Гаккеля

Я. М. Гаккель родился в 1874 году в Иркутске, в семье военного инженера. Среднее образование получил в реальном училище, высшее - в Петербургском электротехническом институте.

В 1905 году он участвовал в строительстве станций и подстанций петербургского трамвая и одновременно преподавал в электротехническом институте. Заинтересовавшись авиацией, он в собственной мастерской в начале 1908 года вместе с братом приступил к постройке своего первого самолета, остов которого был из бамбука, широко используемого в те времена для постройки летательных аппаратов.

Аэроплан торжественно доставили на Коломяжский ипподром. Во время запуска от выхлопа в карбюраторе загорелось нижнее крыло, которое быстро погасили, но аэроплан к полетам был уже непригоден.

Гаккель немедленно приступил к постройке второго аэроплана. Это был уже бимоноплан, то есть аппарат, имевший две связанные между собой поверхности. Подобная схема несколько позже была разработана Луи Бреге, и он с гордостью показывал ее на Реймской авиационной неделе во Франции.

Крылья аэроплана «Гаккель-II» имели размах 11,5 м, двигатель Анзани, прочное шасси из четырех стальных труб составляло «кабан», к которому крепились расчалки для крыльев. Шасси имело резиновые амортизаторы и два дополнительных колесика, предохранявших аэроплан от капотирования. Вес самолета был 560 кг. Но и он не смог подняться в воздух и был перестроен в следующий тип.

«Гаккель-III» имел ряд конструктивных новшеств. Фюзеляж был расчалочный, лонжероны из сосновых брусков, ибо конструктор понял, что бамбук не технологичен. На расчалки пошли стальные струны от рояля. Фюзеляж обшит полотном. От боковых ударов предохраняли пружины, надетые на ось с обеих сторон колес.

Аэроплан был закончен в мае 1910 года, а 24 мая комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала первый полет по прямой на расстояние 200 м.

Однако двигатель, как и у Блерио, быстро перегревался, и Гаккель принимается за постройку следующего, тем более что летчик Ф. В. Булгаков, недавний студент, летавший ранее только в качестве пассажира, при посадке слегка зацепился за дерево.

«Гаккель-IV» имел больший размах, на нем стоял более мощный двигатель «Аргус» в 100 л.с. На нем Булгаков совершил несколько успешных полетов. Однако у Гаккеля в голове созрели новые технические идеи, и он принялся за переделку и этого аппарата.

Видимо, конструктор решил сам научиться летать, поэтому, удлинив фюзеляж на 0,6 м, он поставил еще одно сиденье и дублирующее управление. Маслорадиатор конструктор убрал под двигатель. Аэроплан был устойчив в полете, легок в управлении, и Гаккель быстро освоил на нем «искусство летания». Вскоре состоялось его знакомство с пилотом Г. В. Алехновичем. В августе 1911 года он участвовал в перелете Петербург - Царское Село и обратно, выиграв приз Всероссийского аэроклуба.

В программу I конкурса военных аэропланов, помимо других условий, входили взлет и посадка на невспаханное поле. Два его конкурента - бипланы «Дукс» и «Лебедев», сделанные по типу «фарманов», - каждый раз ломали шасси, и только эластичное и хорошо разработанное конструктивно шасси Гаккеля выдержало!

Пилотируемый Алехновичем, аэроплан Гаккеля достиг скорости 92 км/ч, на высоту 500 м с пассажиром он поднимался за 9 минут! Такая скороподъемность по тем временам была фантастической!

За 8000 руб. аэроплан купило Военное министерство для Гатчинской авиационной школы. Алехнович перегнал его в Гатчину, где его приняли и поставили в ангар. Но самолету не суждено было состоять на вооружении русской армии, механики позабыли в морозный день слить воду из радиатора, вода, замерзнув, разорвала рубашку мотора. Перспективный, пригодный для военных целей аэроплан оказался «на приколе»…

Весной 1912 года Гаккель направил на II Международную выставку воздухоплавания в Москве свой новый аэроплан «Гаккель-VIII» и получил за него от Московского общества воздухоплавания Большую Золотую медаль. По окончании выставки Г. В. Алехнович установил на этом аэроплане «русский рекорд высоты», равный 1350 м, а также совершил полеты безлунной ночью, приземляясь на поле, освещаемом горящим бензином. После чего Алехнович выполнил ряд публичных полетов над восторженной толпой зрителей в Курске, Смоленске, Вязьме, Гомеле. Такой серьезный успех аэропланов Гаккеля вызвал зависть у многих его конкурентов.

Следующим оригинальным самолетом был «Гаккель-IX», первый в мире подкосный моноплан. Многие летчики жаловались на плохой обзор и тесные кабины на иностранных аэропланах. Гаккель, будучи сам неплохим пилотом и разделяя их мнение, попытался обеспечить хороший обзор вверх и в стороны, что особенно важно для боевых аэропланов, для чего в крыле были вырезаны отверстия и вырезы в задней его кромке.

Оба его аэроплана «Гаккель-VIII» и «Гаккель-IX» участвовали в конкурсе, и многие специалисты предрекали несомненную победу конструктору. Но произошло непредвиденное. Еще недавно хорошо отрегулированные и доработанные самим Гаккелем моторы на обоих аэропланах вдруг, как по команде, стали давать перебои в воздухе и запускаться с большим трудом. Аэропланы как будто подменили.

Причина выяснилась много позже. Механик Гаккеля, нанятый на время соревнований, оказался подкупленным летчиком конкурирующего завода «ДУКС» А. М. Габер-Влынским, который в нужный момент подливал серную кислоту в рубашки двигателей, чем выводил их из строя.

Призов Гаккель не получил. Все деньги были израсходованы. 5 декабря 1912 года в морозную ветреную ночь «от невыясненной причины» загорелся ангар, в котором оба красавца-самолета мгновенно сгорели.

Гаккель пережил сильнейший стресс и разочарование. Кое-как расплатившись с долгами, он объявил друзьям, что оставляет авиацию, на которую было потрачено столько сил и средств. Он стал читать студентам лекции по электротехнике и занялся проектированием трамваев и тепловозов.

В 1914 году морское ведомство заинтересовалось гидросамолетом Гаккеля, построенным еще до 1912 года («Гаккель-V»), и начало вести переговоры с Русско-Балтийским заводом в Риге о постройке головной серии таких аэропланов для нужд флота. Однако начавшаяся Первая мировая война спутала все планы.

Для развития авиационной отрасли в России Яков Модестович составляет проект основания акционерного «Общества русских летательных аппаратов» (ОРЛА) и одновременно разрабатывает конструкцию военного самолета, способного нести бомбы.

Это был триплан с четырьмя двигателями, расположенными в фюзеляже, что уменьшало лобовое сопротивление и давало удобный доступ к ним во время полета. Они вращали два больших винта, вынесенных на крылья. Конструкция была оригинальной, имела много новых решений, но и здесь дело застопорилось: с началом войны заводы спешно выполняли правительственный заказ по строительству самолетов И. И. Сикорского «Илья Муромец», уже хорошо себя зарекомендовавший в рекордных полетах, что признавал и сам Гаккель.

Впоследствии, в 1922 году, был построен 10-местный триплан «КОМТА», напоминавший самолет Гаккеля, однако из-за роста скоростей подобная схема уже устарела.

И вновь Яков Модестович вынужден был оставить авиацию и найти применение своим техническим познаниям и таланту в других областях техники. «Авиационная фортуна почему-то норовит повернуться ко мне спиной», - грустно улыбаясь, говорил он сыну, советовавшему ему вновь приняться за аэропланы.

По проекту Гаккеля в СССР был построен один из первых в мире мощных тепловозов (735 кВт), чем сделан весомый вклад в экономику страны.

Правда, в 1922 году он предложил основать акционерное общество по производству и эксплуатации самолетов на пассажирских авиатрассах. Под эту идею он тщательно разработал проект трехмоторного пассажирского самолета «Гаккель-Х», но комиссия Главвоздухфлота проект отклонила, сославшись на трудности его реализации, на что Гаккель возразил: «Имея весьма скромную мастерскую, я на свои деньги смог построить девять аэропланов, а вы не в состоянии произвести на свет в собственном государстве ни одной машины»…

Незадолго до кончины он писал М. В. Водопьянову: «Кончая свой жизненный путь и подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение».

На его рабочем столе стояла старинная бронзовая лампа с выключателем - «пупочкой», которую он любил. При свете этой лампы он иногда чертил новые эскизные проекты самолетов, удивительно изящных по очертаниям. После чего, глубоко вздохнув, прятал их в ящик стола. Умер он в возрасте 71 года в 1945 году. Чертежи его оригинальных проектов бесследно исчезли…

Но рукописи и чертежи не горят.

Так можно сказать, перефразируя слова булгаковского Воланда. Удалось разыскать чудом сохранившиеся чертежи проекта пассажирского самолета «Гаккель-Х». Тем самым представилась редкая возможность изучить и оценить как саму конструкцию, так и проследить ход мысли талантливого конструктора.

«Предлагаемый тип самолета - биплан - разработан после рассмотрения ряда вариантов. Мы остановились на нем вследствие выяснившихся преимуществ перед другими, - писал Я. М. Гаккель в пояснительной записке. - Основу самолета составляет рыбовидное тело (фюзеляж) с закрытой кабиной для 15 пассажиров. Перед пассажирской кабиной расположено помещение пилота и механика… В носовой части самолета установлен центральный мотор. Два других подвешены симметрично по обеим сторонам, на высоте центрального мотора, между крыльями.

Расстояние между осями боковых моторов составляет 5 м, они снабжены толкающими пропеллерами».

Далее следует обоснование первого несомненного преимущества перед всеми прочими нового самолета: оно заключается в том, что Гаккель сумел превратить боковые двигатели в силовые стойки, поддерживающие крылья.

Он пишет: «Конструкция, поддерживающая боковые моторы, является вместе с тем связью между крыльями биплана. Таким образом, свободно-несущие крылья начинаются лишь от моторов, и при размерах крыльев в 22 метра свободные крылья получились бы длиною по 8,5 м».

Гаккель поясняет, что такая конструктивная находка позволила уменьшить поперечное сечение крыльев, увеличить их жесткость, уменьшить вибрацию крыльев в полете, менять их установочный угол и противодействовать короблению.

«Это соединение является новой, оригинальной конструкцией, которую мы называем «двойной кронштейн»»… На двух страницах он приводит расчеты и схемы, подтверждающие преимущества «двойного кронштейна» и размеры главных частей самолета: размах крыльев - 22 м, расстояние между крыльями - 2,1 м, наибольшая толщина - 0,5 м, площадь крыльев - 105 м 2 , установочный угол нижнего крыла - 5 градусов, площадь стабилизатора - 8 м 2 , площадь киля - 3,5 м 2 , длина самолета - 15 м, высота - 4,2 м.

Крылья Гаккель намеревался обшить 5-миллиметровой ольховой фанерой, все другие части - 3-миллиметровой. Интересно, что для уменьшения вредного сопротивления он подробно описал технологию обработки обшивки: фанера полируется, покрывается вареной олифой, после высыхания крепится латунными шурупами, затем шпаклюется, зачищаются стыки, затем самолет окрашивается два раза масляной краской и наконец покрывается масляным лаком. (Эта часть описания, вероятно, будет интересна самодельщикам).

Под полом кабины пилота и механика Гаккель поместил бензиновые баки емкостью в 1360 литров и масляные баки. Обзор из кабины пилота был хороший.

Как видим, самолет Гаккеля был достаточно комфортабелен для 1922 года, когда он проектировался, по сравнению с другими, обслуживающими авиалинии Франции, Италии и Англии. Самолет мог выполнять 8-часовой полет со скоростью 160 км/ч.

Двигатели должны были стоять двух типов: Роллс-Ройс впереди с тянущим винтом мощностью 360 л.с. и БМВ мощностью 185 л.с. с суммарной тягой 828 кг. Общий вес самолета составлял 4500 кг. Полезный груз - 1400 кг.

Далее Гаккель пишет, что, хотя труды профессора Н. Е. Жуковского, А. Г. Эйффеля и Г. А. Ботезата дают возможность определить расчетную максимальную скорость его самолета, он тем не менее путем сравнения характеристик с самолетами Фоккера, Юнкерса, Дорнье и Кертиса вычисляет наиболее вероятную максимальную скорость «Гаккеля-Х», равную 203 км/ч. После чего он заключает:

«Отсюда видим, что расчет сделан нами не только осторожно, но с таким запасом, что можно ожидать от проектируемого нами самолета выполнения более тяжелых заданий, чем поставленные нами себе вначале. Профессор Я. Гаккель, 15 июля 1922 года».

Остается в очередной раз выразить сожаление, что столь совершенный по конструкции и замыслу, комфортабельный и быстроходный «воздушный корабль» не был построен.

Любопытно, что через пятнадцать лет «передовой самолет» чуть не погубил конструктора и он чудом избежал судьбы авиаконструкторов Калинина, Туполева, Королева, Мясищева, Бартини, Ивенсена и многих других, которые в годы репрессий были или расстреляны, или заключены в тюрьмы, лагеря и «шарашки».

Как рассказывал Гаккель, в середине тридцатых годов германская фирма «Юнкерс» построила трехмоторный самолет, напоминавший самолет Гаккеля. НКВД нашел это сходство подозрительным, и конструктору было предъявлено обвинение в «продаже немцам своего самолета». В его квартире был произведен тщательный обыск. Гаккеля несколько раз вызывали на допрос «с пристрастием».

Почему вы перестали строить самолеты и занялись тепловозами? - спросил следователь, видимо, надеясь обвинить его в еще одной «продаже врагу».

Видите ли, - не спеша начал Гаккель, - товарищу Ленину понравился мой проект тепловоза, и он просил начать их строительство. Это было в июле 1921 года. В сентябре я нашел на Балтийском судостроительном заводе в Петрограде дизель Виккерса мощностью 1000 л. с. с подводной лодки «Лебедь», а в феврале вместе со сметой передал чертежи Госплану. Ленин дал указание Глебу Максимилиановичу Кржижановскому ассигновать необходимые средства. Я был назначен заведующим бюро при Технологическом институте и в мое распоряжение выделили четыре завода, включая «Красный путиловец». И тепловоз «Щэл I» был построен и много лет водил груженые составы. Так из «авиатора» я стал «железнодорожником», - закончил свои показания Гаккель.

Внимательно слушавший Гаккеля следователь задал еще несколько вопросов и затем предложил все сказанное изложить письменно. Показания Гаккеля были тщательно проверены и уточнены у Кржижановского, и его оставили в покое.

Правда, после того ему несколько раз предлагали перейти работать в авиационные конструкторские бюро, но Гаккелю не хотелось работать в «режимных КБ», и он под благовидным предлогом (стране нужны были тепловозы) отказывался.

Чертежи своего «десятого аэроплана» он, уже тяжело больной, передал П. Д. Дузю, навестившему его в Ленинграде, как и саму рукопись и все расчеты.

Извините, что могу дать вам только «синьку». Подлинник арестован НКВД и, естественно, сгинул, - слабым голосом сказал Гаккель.

Он намеревался передать для публикации и другие свои разработки - быстроходного глиссера, учебно-спортивного самолета «Гаккель-XI», авиетки «Муха», гидросамолета, - но они случайно попали в другие руки и пропали бесследно…

Однажды на торжественном заседании в Технологическом институте, посвященном празднованию 1 мая, его избрали в почетный президиум, перечислили его заслуги перед отечеством и назвали «Дедалом русской авиации». На что не без юмора он отвечал, что едва ли его можно считать старше «отца русской авиации Н. Е. Жуковского», но тем не менее он всегда жалел, что будучи занят в других областях техники, не имел возможности отдать авиационной работе достаточное количество энергии и времени.

Здоровье Гаккеля было сильно подорвано во время блокады Ленинграда. В 1945 году Яков Модестович Гаккель умер. За его гробом шли близкие, профессора институтов и студенты на алых подушках несли его орден Трудового Красного знамени и медали.

По материалам Л. Вяткина



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта