Главная » Заготовка и хранение » Рейтинг вузов по данным qs. Российские университеты достигли наивысших позиций в рейтинге QS в истории

Рейтинг вузов по данным qs. Российские университеты достигли наивысших позиций в рейтинге QS в истории

При выборе учебного заведения многие родители и учащиеся обращают внимание на рейтинг вуза. Особенно это актуально, если речь идет о зарубежном вузе. Сегодня представляем вашему вниманию результаты 14-го рейтинга Quacquarelli Symonds (QS): ТОП-10 лучших университетов и три российских вуза, которые заняли почетные места в мировом рейтинге.
Но сначала хотелось бы поподробнее остановиться на том, что такое рейтинг QS и по каким показателям оцениваются образовательные организации.

Рейтинг QS – это результат широкомасштабного экспертно-аналитического исследования деятельности мировых университетов, которое проводится специалистами британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. Ежегодно, начиная с 2004 года, QS составляет рейтинг 500 лучших университетов мира по таким показателям, как:

    ✔ качество и активность научно-исследовательской деятельности;
    ✔ карьерный потенциал и мнение работодателей;
    ✔ интернационализация и преподавание;
    ✔ репутация вуза в академической среде.

Отметим, что до 2010 года рейтинг QS был известен как The World University Rankings, который затем был разделен на два самостоятельных издания:
The World University Rankings, выпускаемый Times Higher Education совместно с Thomson Reuters;
QS World University Rankings, выпускаемый Quacquarelli Symonds.

Оценка деятельности университетов производится на основании анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных, глобального опроса работодателей (компании из более чем 90 стран мира) и международного академического сообщества (руководители и профессора вузов со средним стажем в науке 19,6 лет).

    1. Массачусетский технологический институт (основан в 1861 году) – состоит из пяти школ (факультетов) и одного колледжа, специализируется на научно-технологических исследованиях, финансируется государственными учреждениями (Департаментом здравоохранения, Министерством обороны, социальными службами и т.д.).
    2. Стэнфордский университет (основан в 1891 году) – состоит из семи школ (факультетов), является новатором в области высоких технологий, большая часть проектов финансируется Федеральным правительством.
    3. Гарвардский университет (основан в 1636 году) – состоит из 12 школ (факультетов) и Института перспективных исследований Рэдклиффа, славится своей школой бизнеса и разработками в самых разных сферах науки, обладает самым крупным эндаументом.
    4. Калифорнийский технологический университет (основан в 1891 году) – состоит из 6 отделений, каждое из которых предлагает несколько направлений подготовки, специализируется на точных науках и инженерии, многие проекты финансируются штатом Калифорния и Федеральным правительством.
    5. Кембриджский университет (основан в 1209 году) – состоит из 6 отдельных школ и более 150 факультетов, широко известен своим консерватизмом и традициями, занимает первое место по количеству Нобелевских лауреатов (130 человек).
    6. Оксфордский университет (основан в 1096 году) – состоит из 38 колледжей и 6 закрытых образовательных организаций, специализируется на гуманитарных дисциплинах, практикуется уникальная система тьюторства.
    7. Университетский колледж Лондона (основан в 1826 году) – состоит из 11 факультетов, каждый из которых включает в себя несколько школ, считается лучшим исследовательским университетом Лондона, имеет самый лучший в Англии показатель студент/преподаватель (10:1).
    8. Имперский колледж Лондона (основан в 1907 году) – состоит из 3 факультетов и бизнес-школы, специализируется на медицине, инженерии, естественных науках и менеджменте, до 2007 года являлся одним из колледжей Лондонского университета.
    9. Чикагский университет (основан в 1890 году) – состоит из Колледжа, различных аспирантур, междисциплинарных комитетов и 7 институтов, программы МВА Чикагского университета признаны одними из самых лучших в мире, имеет одну из самых больших университетских библиотек, обслуживаемую роботом.
    10. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (основана в 1855 году) – состоит из 16 факультетов, сгруппированных по 5 основным направлениям, является одним из лучших инженерно-технических вузов мира.

Если говорить о в рейтинге QS, то одному отечественному альма матер наконец-то удалось войти в ТОП-100 лучших вузов мира – почетную 95 позицию занимает Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова , который сумел добиться таких показателей:

Второе место среди российских вузов и 250 позицию в рейтинге QS занимает Новосибирский государственный университет с такими показателями:
    Общее количество баллов – 41,3
    Академическая репутация – 37,6
    Репутация среди работодателей – 43,6
    Соотношение студент/преподаватель – 82,4
    % иностранных студентов – 56,3
Замыкает присутствие российский вузов в ТОП-300 рейтинга QS Московский государственный технический университет имени
Н.Э. Баумана
(291 позиция) с такими показателями:
    Общее количество баллов – 38,2
    Академическая репутация – 28
    Репутация среди работодателей – 60,2
    Соотношение студент/преподаватель – 99,9

При составлении всех рейтингов, в том числе и Quacquarelli Symonds World University Rankings, учитываются не только статистические данные, основанные на предоставленных вузами сведениях, но и личное мнение участников образовательного процесса. Поэтому за каждой позицией рейтинга скрываются как объективные, так и субъективные факторы.

Под объективными факторами принято понимать достоверные сведения о проценте выданных "красных" дипломов, вступительных баллах, финансировании материально-технической и учебной базы университета. Также к объективным данным относятся сведения о количественной оценке научного веса университетских работ за определенный период времени.

Субъективные факторы это тоже статистические данные, но основанные на личном мнении учащихся, на которое могут оказывать влияние разные, не относящиеся к учебному процессу обстоятельства.

Именно поэтому рейтинги, даже такие серьезные как QS World University Rankings, рекомендуется рассматриваться исключительно в качестве информации для размышления. По большому счету рейтинги призваны оказывать помощь абитуриентам в обозначении общих ориентиров и выборе программы обучения.
Кроме того, рейтинги позволяют определять позиции того или иного вуза по отношению к конкурентам, благодаря чему руководство университета может корректировать работу учебного заведения для улучшения качества работы.

Методологическая справка

Оценка лучших университетов мира в рейтинге QS производится на основе шести критериев:

1. Академическая репутация 40% - опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне. Это кумулятивная оценка, учитываются данные за последние 3 года. Респонденты называют лучшие вузы в каждой области научных исследований и лучшие вузы тех регионов, с которыми они знакомы.

2. Репутация среди работодателей 10% - приглашения к участию рассылаются по компаниям всех индустрий, размером от ста сотрудников и выше. Отвечать могут как директора по персоналу, так и топ-менеджеры, непосредственно работающие со свеженанятыми выпускниками вузов.

3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20% - источником этих данных являются не только сведения самих вузов, но и данные государственных организаций. По возможности данные проверяются по нескольким открытым источникам для большей достоверности. Учитывается число студентов полного цикла обучения и число преподавателей на полной занятости, заочники и поставочники считаются по конверсии 1 к 3. Этот показатель у российских университетов один из самых лучших в мире.

4. Индекс цитируемости 20% - этот критерий включает в себя количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей, работающих в вузе как в основном месте работы на протяжении как минимум одного семестра. С 2004 по 2007 цитирование высчитывалась на основе базы данных Thomson, с 2007 года на основе библиометрической базы данных Scopus от Elsevier. В расчет принимаются опубликованные за последние пять лет материалы, самоцитирования не учитываются. База данных Scopus содержит больше публикаций на отличных от английского языках и большее количество узкоспециализированных научных изданий небольшого тиража по сравнению с базой данных Thomson, а также имеет более высокое количество индексированных журналов на русском языке. К сожалению, это один из самых сложных для повышения показателей для российских ученых - как в силу слабого владения английским языком, так и в силу ряда других причин: закрытые исследования, отсутствие международной публикации в числе приоритетов, сложные связи между РАН и вузами.

5. Доля иностранных студентов 5% - наиболее легкая для получения статистика, отражающая степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, и обучающиеся на кампусе вуза на протяжении как минимум семестра и не являющиеся студентами по обмену.

6. Доля иностранных преподавателей 5% - как и в предыдущем случае, учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра.

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с результатами очередного рейтинга Quacquarelli Symonds: ТОП-10 ведущих университетов мира и ТОП-3 российских ВУЗов, которым удалось войти в число лучших учебных заведений. Помимо этого вы сможете узнать, какие факторы влияют на составление рейтингов и по каким показателям специалисты QS определяют лучшие образовательные организации мира.

При выборе зарубежного ВУЗа многие абитуриенты и их родители ориентируются на результаты рейтингов учебных заведений, которые ежегодно составляют ведущие мировые издания. Именно поэтому на сайтах образовательных организаций часто можно встретить раздел "Достижения", где не только описаны результаты деятельности альма матер, но и перечислены места ВУЗа в рейтингах.

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с результатами очередного рейтинга Quacquarelli Symonds: ТОП-10 ведущих университетов мира и ТОП-3 российских ВУЗов, которым удалось войти в число лучших учебных заведений. Помимо этого вы сможете узнать, какие факторы влияют на составление рейтингов и по каким показателям специалисты QS определяют лучшие образовательные организации мира.

Что такое рейтинг QS

Рейтинг QS – это результат широкомасштабного экспертно-аналитического исследования деятельности мировых университетов, которое проводится специалистами британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. Ежегодно, начиная с 2004 года, QS составляет рейтинг 500 лучших университетов мира по таким показателям, как:

  • качество и активность научно-исследовательской деятельности;
  • карьерный потенциал и мнение работодателей;
  • интернационализация и преподавание;
  • репутация ВУЗа в академической среде.
  • The World University Rankings, выпускаемый Times Higher Education совместно с Thomson Reuters;
  • QS World University Rankings , выпускаемый Quacquarelli Symonds.

Оценка деятельности университетов производится на основании анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных, глобального опроса работодателей (компании из более чем 90 стран мира) и международного академического сообщества (руководители и профессора ВУЗов со средним стажем в науке 19,6 лет).


Результаты 14-го рейтинга QS

1. Массачусетский технологический институт (основан в 1861 году) – состоит из пяти школ (факультетов) и одного колледжа, специализируется на научно-технологических исследованиях, финансируется государственными учреждениями (Департаментом здравоохранения, Министерством обороны, социальными службами и т.д.).

2. Стэнфордский университет (основан в 1891 году) – состоит из семи школ (факультетов), является новатором в области высоких технологий, большая часть проектов финансируется Федеральным правительством.

3. Гарвардский университет (основан в 1636 году) – состоит из 12 школ (факультетов) и Института перспективных исследований Рэдклиффа, славится своей школой бизнеса и разработками в самых разных сферах науки, обладает самым крупным эндаументом.

4. Калифорнийский технологический университет (основан в 1891 году) – состоит из 6 отделений, каждое из которых предлагает несколько направлений подготовки, специализируется на точных науках и инженерии, многие проекты финансируются штатом Калифорния и Федеральным правительством.

5. Кембриджский университет (основан в 1209 году) – состоит из 6 отдельных школ и более 150 факультетов, широко известен своим консерватизмом и традициями, занимает первое место по количеству Нобелевских лауреатов (130 человек).

6. Оксфордский университет (основан в 1096 году) – состоит из 38 колледжей и 6 закрытых образовательных организаций, специализируется на гуманитарных дисциплинах, практикуется уникальная система тьюторства.

7. Университетский колледж Лондона (основан в 1826 году) – состоит из 11 факультетов, каждый из которых включает в себя несколько школ, считается лучшим исследовательским университетом Лондона, имеет самый лучший в Англии показатель студент/преподаватель (10:1).

8. Имперский колледж Лондона (основан в 1907 году) – состоит из 3 факультетов и бизнес-школы, специализируется на медицине, инженерии, естественных науках и менеджменте, до 2007 года являлся одним из колледжей Лондонского университета.

9. Чикагский университет (основан в 1890 году) – состоит из Колледжа, различных аспирантур, междисциплинарных комитетов и 7 институтов, программы МВА Чикагского университета признаны одними из самых лучших в мире, имеет одну из самых больших университетских библиотек, обслуживаемую роботом.

10. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха (основана в 1855 году) – состоит из 16 факультетов, сгруппированных по 5 основным направлениям, является одним из лучших инженерно-технических ВУЗов мира.


Если говорить о российских ВУЗах в рейтинге QS , то одному отечественному альма матер наконец-то удалось войти в ТОП-100 лучших ВУЗов мира – почетную 95 позицию занимает Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, который сумел добиться таких показателей:

  • Общее количество баллов - 65
  • Академическая репутация - 82
  • Репутация среди работодателей – 79,6
  • Соотношение студент/преподаватель – 99,7
  • % иностранных студентов - 48,7

Второе место среди российских ВУЗов и 250 позицию в рейтинге QS занимает Новосибирский государственный университет с такими показателями:

  • Общее количество баллов – 41,3
  • Академическая репутация – 37,6
  • Репутация среди работодателей – 43,6
  • Соотношение студент/преподаватель – 82,4
  • % иностранных студентов – 56,3

Замыкает присутствие российский ВУЗов в ТОП-300 рейтинга QS Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (291 позиция) с такими показателями:

  • Общее количество баллов – 38,2
  • Академическая репутация – 28
  • Репутация среди работодателей – 60,2
  • Соотношение студент/преподаватель – 99,9

Факторы, влияющие на составление рейтингов

При составлении всех рейтингов, в том числе и Quacquarelli Symonds World University Rankings, учитываются не только статистические данные, основанные на предоставленных ВУЗами сведениях, но и личное мнение участников образовательного процесса. Поэтому за каждой позицией рейтинга скрываются как объективные, так и субъективные факторы.

Под объективными факторами принято понимать достоверные сведения о проценте выданных "красных" дипломов, вступительных баллах, финансировании материально-технической и учебной базы университета. Также к объективным данным относятся сведения о количественной оценке научного веса университетских работ за определенный период времени.

Субъективные факторы это тоже статистические данные, но основанные на личном мнении учащихся, на которое могут оказывать влияние разные, не относящиеся к учебному процессу обстоятельства.

Именно поэтому рейтинги, даже такие серьезные как QS World University Rankings, рекомендуется рассматриваться исключительно в качестве информации для размышления. По большому счету рейтинги призваны оказывать помощь абитуриентам в обозначении общих ориентиров и выборе программы обучения.

Источники изображений: ekd.me

, что надо делать российским вузам, чтобы подняться в этом списке и что изменилось в системе подсчета британских эспертов, разбирался Indicator.Ru.

Международный рейтинг QS выходит с 2004 года, и изначально в подготовке его методологии участвовали эксперты из британского издания Times Higher Education (THE). С 2010 года аналитическая компания Quacquarelli Symonds Ltd. начала издавать рейтинг независимо. При составлении рейтинга учитывается статистическая информация из библиометрической базы данных Scopus.

Место*

Вуз Страна

Массачусетский технологический институт

США
2

Стэнфорд

США
3 США
4

Калифорнийский технологический институт

США
5

Кембридж

Великобритания
6 Великобритания
7

Университетский колледж Лондона

Великобритания
8

Имперский колледж Лондона

Великобритания
9

Университет Чикаго

США
10

Швейцарский федеральный технологический институт

Швейцария

По сравнению с предыдущим годом позиция вузов осталась практически неизменной: на одну позицию поднялся Калифорнийский технологический институт, тогда как Кембридж, напротив, спустился; Имперский колледж Лондона и университет Чикаго в прошлогоднем рейтинге занимали, соответственно, 9 и 10 место, а Швейцарский федеральный технологический институт спустился на две позиции.

В числе 300 лучших вузов также находятся Санкт-Петербургский государственный университет (240-е место), Новосибирский государственный университет (250-е место) и МГТУ им. Баумана (291-е место). По данным QS, индекс цитируемости в НГУ , в отличие от других отечественных вузов, также вырос.

291 306=

МГТУ им Н.Э Баумана

323 377= 355 350= 373 350= 373 401-410

НИЯУ «МИФИ»

382 411-420 386 400= 401-410 411-420

СПбПУ Петра Великого

441-450 501-550 491-500 601-650 501-550 601-650

НИТУ «МИСиС»

501-550 601-650 551-600 551-600

НИ СГУ им Н.Г. Чернышевского

551-600 551-600 601-650 551-600 601-650 701+

Университет ИТМО

701-750 701+ 801-1000 701+

РЭУ им Г.В. Плеханова

801-1000 701+

СНИУ им С.П. Королева

801-1000 701+

Методология рейтинга в этом года претерпела незначительные изменения. Зоя Зайцева прокомментировала: «Во-первых, изменилось соотношение весов голосов отечественных и международных работодателей. Раньше это было 30/70, с этого года вес будет равным, 50/50. Это серьезный плюс для российских вузов, которые, наконец, стали гораздо интенсивнее работать со своими контактами в компаниях».

Кроме этого изменился анализ базы данных Scopus. «Раньше мы рассматривали пятилетнее окно, захватывающее цитаты года публикации рейтинга, - поясняет Зайцева. - Однако после длительных обсуждений с нашим Академическим советом было принято решение расширить окно до шести лет. Так, в этом году мы анализировали цитирование 2011-2016 года, обращающиеся к статьям, опубликованным в период с 2011-го по 2015-й год. Это повышает значимость последнего года в анализе и дает нам чуть более аккуратные данные».

Эксперты компании Quacquarelli Symonds утверждают, что грамотное планирование деятельности российских вузов, направленное на улучшение репутации, безусловно помогло им подняться в рейтинге. «Достижения российских университетов в этом году указывают на то, что тщательное, долгосрочное стратегическое планирование, целенаправленные и последовательные инвестиции, а также стремление к интернационализации, в конечном итоге приведут к ощутимым положительным изменениям позиций российских вузов в рейтинге. Несмотря на то, что российским университетам по-прежнему мешают относительно низкие результаты библиометрических индикаторов, за высокими результатами этого года стоят стремление российских университетов усилить свои позиции на международной арене и внедрение международной стратегии как неотъемлимой части развития университета», - рассказал Бен Саутер, руководитель отдела исследований QS Intelligence Unit.

Источники

Томский политехнический университет (tpu.ru), 08/06/2017
Департамент образования Новосибирской области (minobr.nso.ru), 08/06/2017
РЕФ РФ (referatwork.ru), 08/06/2017
Россия для всех (rus.rus4all.ru), 08/06/2017
Пульс Планеты 24/7 (puls-planety247.ru), 08/06/2017
Вести. Экономика (vestifinance.ru), 08/06/2017
Национальная Служба Новостей (nsn.fm), 08/06/2017
Медицинский вестник (medvestnik.ru), 08/06/2017
Новосибирский краеведческий портал (kraeved.ngonb.ru), 13/06/2017


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта