Главная » Заготовка и хранение » Стыдные вопросы про Ивана Грозного Грозный он или великий? И была ли польза от опричнины? Как сложились судьбы членов Избранной рады? Петра I узнают в шведском городе.

Стыдные вопросы про Ивана Грозного Грозный он или великий? И была ли польза от опричнины? Как сложились судьбы членов Избранной рады? Петра I узнают в шведском городе.

Летом стало известно о планах установить сразу в двух городах России памятники царю Ивану Грозному. Один собираются поставить в Орле, основателем которого считается Иван IV, другой — в Александрове, где в XVI веке располагалась царская резиденция, ставшая фактической столицей опричнины. Иван Грозный считается одним из самых жестоких царей в русской истории, и за 400 с лишним лет, прошедших с его смерти, ему ни разу не ставили памятников . Для тех, кто не очень хорошо представляет себе фигуру царя, мы попросили доктора исторических наук, профессора РГГУ Игоря Курукина ответить на стыдные вопросы об Иване Грозном.

Проект памятника Ивану Грозному в Орле

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС / Scanpix / LETA

Ивана Грозного называют Грозным из-за жестокости? Или он просто был строгим правителем?

Прозвище «Грозный» с трудом переводится на иные языки — оно подразумевает не только жестокость, но и определенное величие его носителя. В некоторой степени царь Иван соответствовал образу «великого государя»: он был изворотливым политиком и дипломатом. Но он был также и очень жестоким человеком.

В наши дни из Ивана IV вышел бы кинорежиссер-шоумейкер, только кровь была бы не бутафорской, а настоящей. Царь обряжал своих опричников в монашеские одежды, устраивал потрясающие зрелища — как, например, летом 1570 года на Чистых прудах в Москве на площади, куда привели связанными «300 знатных московских мужей, происходивших из старинных семейств»; Иван лично обратился к народу и спросил «правильно ли он делает, что хочет карать своих изменников. Народ восклицает громким голосом: „Живи, преблагий царь. Ты хорошо делаешь, что наказуешь изменников по делам их“». Но следуют не казни, а прощение половине осужденных — люди валились на колени, били челом и спешили к еще не верящим в чудо родным. Но не зря же зрители собрались — следом начинается экзекуция: кого режут на куски, кого варят заживо; остальным опричники лихо рубят головы. Так погибли дьяки, стоявшие во главе наиболее важных московских приказов, по-современному — министры и их замы. Жестокое представление долго не забудется: вот это государь — что казнить, что миловать умеет!

Что такого плохого произошло при Иване Грозном?

XVI век — время, конечно, экологически чистое, но и суровое: скудные земли Нечерноземья и Севера, редкое население, отсутствие выхода к морям и мировым торговым путям, татарские набеги на южной границе — так было и при царе Иване, и до него. А еще — как раз при нем — эпидемия чумы, сожжение Москвы при походе крымского хана Девлет-Гирея, бесконечная война с соседями — Великим княжеством Литовским (а с 1569 года — объединенной Польшей и Литвой, Речью Посполитой) и Швецией за земли и крепости Лифляндии и Эстляндии. Наконец, с введением «заповедных лет» (отменой права крестьян переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день) началось становление системы крепостного права, то есть ликвидация личных прав крестьян в России. Но больше всего современникам и потомкам запомнилась опричнина.

План Москвы XVI века, разделенной на опричнину и земщину

Фото: Sovfoto / Universal Images Group / REX / Vida Press

А что такое опричнина?

Если коротко, это режим чрезвычайного управления, действовавший в России с 1565 по 1572 годы.

Иван IV искренне верил, что неограниченная власть государя — наилучшая форма правления и что «русские владатели… вольны были подовластных своих жаловати и казнити». В России не было ограничивавших власть государя законов, но, как в любом средневековом обществе, отношения власти и подданных определялись неписаными традициями. Так, например, нельзя было просто отрубить голову заслуженному боярину без предъявления обвинения и суда Боярской думы, и с мнением бояр приходилось считаться. Только на рубеже 1550-1560-х годов Ивану удалось переломить сложившиеся устои.

В декабре 1564 года царь вместе с семьей и казной отбыл в свою резиденцию в Александровой слободе . Оттуда он прислал две грамоты. Одна была адресована боярам: Иван обвинил их в расхищении казны и измене и заявил, что именно поэтому отказывается от управления страной. Другая грамота была обращена к москвичам — Иван жаловался на боярские обиды и заверял, что на население «опалы не держит». Народ поддержал царя, и знати пришлось просить его вернуться на трон. Иван согласился — но с условием: царь существенно расширит свои полномочия, получит право казнить изменников и конфисковать их имущество.

Говоря современным языком, в стране вводилось чрезвычайное положение с отменой всяких норм и традиций, а единственным источником права становилась воля царя. Страну и столицу царь разделил на две части — земщину и опричнину, где были созданы своя Боярская дума, свои приказы, свое «опричное» войско. Сам термин происходит от слова «оприч» («за пределами», «кроме») и означает территорию, на которой вводилось особое управление. Фактически царь раскалывал армию, приказной аппарат, Думу и даже церковь (в опричнине были свои монастыри), чтобы привлечь часть их на свою сторону. Чтобы закрепить раскол, Иван в «опричных» уездах отнимал у местных землевладельцев вотчины, которые шли в раздачу опричникам; десятки и сотни бывших владельцев — не только князей-рюриковичей, но и обычных помещиков и вотчинников — выселялись в «иные города», где получали поместья.

Почему времена опричнины часто называют террором?

Ответом на любой шаг против воли царя неизменно становились массовые казни. Так в 1566 году царь казнил членов Земского собора, выступивших против репрессий. Главными «опричными процессами» были публичная казнь боярина Ивана Федорова и расправа с митрополитом Филиппом Колычевым в 1568 году; двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича Старицкого опричники заставили выпить яд осенью 1569 года. В том же году по подозрению в измене в пользу Литвы царь предпринял зимой карательный поход на Тверь и Новгород. Опричники громили лавки купцов, уничтожали и жгли их товары; дома новгородцев царь повелел «ломати, а окна и ворота… без милости высекати».

Изменников искореняли «всеродне» вместе с женами, детьми и десятками слуг и холопов, убийства совершались внезапно, на улице или прямо во дворце, чтобы приговоренный не успел покаяться и получить отпущение грехов. По-видимому, царь полагал, что все, кто препятствует ему, поставили себя вне христианских норм и не только заслуживают самых страшных наказаний, но и недостойны спасения души.

Мы не можем сказать точно, существовали ли в действительности какие-либо заговоры и «измены» против царя — но он сам был искренне убежден, что окружен изменниками. В 1571 году, после нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея, Иван перестал доверять и опричникам; руководство опричнины было казнено.

Но государство в результате опричнины укрепилось?

Нет, скорее наоборот. Репрессии и опричные преобразования резко усилили личную власть государя, но подорвали единство армии и государственного аппарата. В 1583 году была проиграна Ливонская война , длившаяся почти 25 лет. Писцовые книги начала 1580-х годов говорят о том, что во многих уездах намного сократилась пашня, а население вымерло или разбежалось — о чем говорят такие записи: «Опричники замучили, живот пограбили, двор сожгли» или «волость запустела от гладу и от мору и от Басаргина правежу» (т.е. от сбора податей отрядом опричника Басарги Леонтьева). Казни воевод и разорение поместий делали небоеспособной армию: дворян в конце 1570-х годов надо было бить кнутом, чтобы заставить их отправиться на службу в полки.

Н. А. Неврев. «Опричники». 1870-е.

Но хорошее что-то тоже было? Ведь Грозный Казань брал!

И Астрахань брал. Но, вопреки расхожему мнению, Иван Васильевич не был выдающимся полководцем. Все военные успехи были достигнуты военачальниками царя, которых он «отблагодарил»: в 1563–1564 годах был казнен герой взятия Полоцка боярин Репнин, первой жертвой опричнины стал главный воевода при осаде Казани князь Горбатый-Шуйский; дважды попадал в опалу знаменитый полководец князь Михаил Воротынский, разгромивший в 1572 году под Москвой татарское войско хана Девлет-Гирея — после этой победы он был арестован и умер от пыток. Сам же царь стремился держаться подальше от опасности: в 1571 и 1572 годах пережидал татарскую угрозу в Кирилло-Белозерском монастыре и в Новгороде. На завершающем этапе Ливонской войны царь и не помышлял встретиться на поле боя ни со шведами, ни со знаменитым полководцем Стефаном Баторием.

Однако при царе Иване были проведены важные (сейчас бы сказали — структурные) преобразования, направленные на обеспечение единства только что «собранной» из прежних земель и княжеств территории. При нем прошли денежная и налоговая реформы (были введены единая денежная система и единый размер подати), губная и земская реформы (появилась система местного самоуправления с независимыми от царских наместников судами и выборными должностными лицами). В 1550 году был принят новый судебник: в нем впервые появилась квалификация целого ряда преступлений (подлог документов, разбой, грабеж, мошенничество); вводилась новая мера наказания — тюремное заключение. В судебнике было прописано, что закон не имеет обратной силы. Разумеется, наличие прогрессивного судебника не отменяло ни широкого распространения пыток, которые были нормой следствия тех времен, ни репрессий времен опричнины — впрочем, в российской истории и не такое уживалось, достаточно вспомнить сталинскую конституцию 1936 года — самую передовую в Европе.

В середине XVI века страна в условиях внутриполитической стабильности переживала экономический подъем: появилось до 40 новых городов. В результате активной внешней политики территория государства увеличилась вдвое, Россия получила первый порт на Балтике — Нарву. Все эти действия осуществлялись именем царя, однако не стоит рассматривать историю страны с точки зрения действий одного человека — тем более, что далеко не все в XVI веке делалось самим Иваном Грозным или хотя бы по его замыслам.

Если он был такой плохой, почему же тогда правил так долго? Ведь можно было и свергнуть?

Это мы с вами сейчас, в начале XXI века, так можем рассуждать — после бурной эпохи всяких переворотов и революций. В традиционном обществе «старого порядка» все было несколько иначе. Как можно было поднять руку на законного и природного государя?

Распространенное на государственность религиозное чувство делало царя фигурой символической, как бы «живой иконой». Управленческие функции главы государства определялись в России не писаными законами или иными юридическими установлениями, а воспринимались как проявление особой харизмы власти, когда ее носитель уподобляется сверхъестественному существу. Такое восприятие царской власти как «предназначенной» божьим промыслом делало весьма проблематичным сопротивление «праведному», то есть истинному государю. В глазах современников царь мог выглядеть грозным и жестоким; но это не означало, что он не на своем месте: подданные Ивана Грозного не мыслили покушаться на прирожденного государя даже во время опричных репрессий. Даже идейный противник царя Ивана и политический эмигрант князь Андрей Курбский убеждал самодержца опомниться («очютися и воспряни», «воспомяни дни свои первые, в них же блаженне царствовал еси»), но не допускал призывов к свержению царя.

Задачи внешней политики:

На востоке: борьба с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами, овладение Волжским торговым путём;

На западе: выход в Балтийское море через земли Ливонского ордена.

Восточное направление внешней политики.

Ликвидация Ка­занского ханства в 1552 г. Причины :

1. Против Рос­сии образовалась коалиция Казан­ского, Астрахан­ского и Крымского ханств – вассалов Османской (Турецкой) импе­рии.

2. Россия стремилась овладеть Волжским торговым путём и плодородными («подрайскими») землями Поволжья.

3. Стремление освободить от казанской зависимости народы Поволжья – марийцев, мордву, чувашей.

Первоначально Москва пытались решить проблему дипломатиче­ским путём, посадив на казанский престол своего ставленника Шигалея (Шах-Али ). Однако это закончи­лось неудачей. Затем завоевание Казани было провозглашено крестовым походом против «неверных басурман». Под руководством дьяка Ивана Выродкова под г. Угличем была построена деревянная крепость и сплав­лена по Волге. В 1551 г. в 30 км. от Казани у впадения в Волгу р. Свияги 50 тыс. ратников возвели крепость Свияжск с 18 башнями. Она стала русским опорным пунктом.

В 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV со 150 пушками осадило Казань. 30-тысячный гарнизон Казани 6 недель стойко сопротив­лялся. Русские у стен Казани соорудили подвиж­ные штурмовые башни-«туры» (гуляй-город ). 2 октября 1552 г . под руководством иноземного мастера Размысла были взо­рваны пороховые заряды в подкопах и пробита брешь в стене. С «туров» были перекинуты мосты. В пролом бросились русские полки во главе с воеводами Александром Горбатым-Шуйским и Андреем Курб­ским. По выражению летописца «государевы ратные люди… во граде биюще татар по улицам, мужей и жён по дворам, а иных из ям выволачиваючи и из мизгитей (мечетей) и из палат, и секуще их без милости и одираху до последней наготы». (Таково было обычное поведение войска в эпоху Средневековья). После упорного сражения Казань пала. Хана Ядигара-Магмета (Едигера-Магомета ) взяли в плен, принудили принять православие под именем «царя Симеона Касаевича». Он получил во владение г. Звенигород и участвовал в войнах России на Западе. Оставшихся в живых воинов казнили, женщин и детей превратили в ра­бов. Остатки уцелевшего на­селения были выселены из города и обложены ясаком (данью). Казанское ханство прекратило своё существование. Ка­зань стала русским админи­стративным центром. Православная церковь начала христианизацию населения. На месте разрушенных мечетей были построены православные церкви. В честь победы над Казанью в Москве в 1555–1560 гг. был возведён Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Ликвидация Астраханского ханства в 1556 г. Астраханский хан бежал в Крым, Астрахань сдалась. В 1557 г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. Вассалами России признали себя Большая Ногайская Орда и Кабарда на Северном Кавказе.

Значение присоединения Поволжья :

1. Россия обезопасила свои границы от набегов с востока.

2. Были освобождены из плена тысячи русских невольников.

3. Россия получила плодородные («подрайские») земли Поволжья.

4. Россия овладела Волжским и Камским торговыми путями, перед ней открылись восточные рынки.

5. Были построены новые города – военные и торговые опорные пункты: Самара, Саратов, Цари­цын, Чебоксары, Уфа и др.

6. Россия постепенно превратилась из обороняющейся стороны в активно расширяющую своё пространство державу. С присоединением Поволжья и Приуралья Россия стала пре­вращаться в евразийскую державу, в ней усиливалось влияние традиций Азии.

Борьба с Крымским ханством . Ликвидация Иваном IV Казанского и Астраханского ханств привела к резкому обострению русско-крымских отношений. Вассалы Османской Турции – крым­ские татары часто нападали на русские земли, разоряли сёла и города, уводили жителей в рабство. Для защиты от агрессии были построены засечные черты – многокилометровые оборонитель­ные линии, состоящие из засéк (загражде­ний из поваленных деревьев), валов, частоколов, рвов и наблюдательных пунктов – сторожей и станиц . Первая линия обороны шла по р. Оке от Нижнего Новгорода через Серпухов, Тулу до Козельска. Вторая – от г. Алатырь по р. Суре через Орёл, Новгород-Северский, Путивль. Третья линия была по­строена после смерти Ивана Грозного через г. Кромы, Елец, Курск, Воронеж, Белгород.

В 1571 г. во главе армии из 40 тыс. всадников крымский хан Девлéт-Гирéй , разогнав опричное войско, сжёг Москву, за что получил прозвище Тахт Алган («взявший трон»). Напуганный Иван IV бежал на север в Кирилло-Белозерский монастырь. Во время набега на Московское государство погибло несколько сотен тысяч русских и был взято в плен 50 тысяч. Девлет-Гирей потребовал себе Казань и Астрахань. Иван IV обязался, по примеру Польши, уплачивать ежегодно дань Крыму. Выплата «поминок» Крыму продолжалась до кон. XVII в. и окончательно прекратилась лишь в правление Петра I.

Битва при Молодя́х 1572 г. На следующий год 120-тысячное крымско-турецкое войско вновь двинулось на Москву. У села Молоди́ (южнее Москвы, ныне Чеховский район Московской обл.) путь ему прегра­дила 60-тысячная армия воеводы Михаила Воротынского . Сражение длилось несколько дней, погибли многие крымские военачальники, в том числе сын и внук хана. Крымцы отсту­пили. Победа в Моло­динской битве спасла Москву и остановила крымско-турецкую агрессию. Крымское ханство утратило часть своей мощи и было вынуждено отказаться от претензий на Поволжье – Казань и Астрахань. Герой-победитель М. Воротынский вскоре был обвинён в заговоре против царя и в 1573 г. умер в застенке от пыток.

Завоевание Сибири. Поход Ермака 1581 1585 гг. Причины:

1. Россию привлекали природные богат­ства Сибири.

2. Татары нападали на сибирские владе­ния купцов Стрóгановых .

Сибирское ханство, враждебный России «осколок» Золотой Орды, занимало территории Западной Сибири по берегам р. Оби, Иртыша, Тобола. Промышленники братья Строгановы получили от царя грамоту на владение землями по р. Каме и Чусовой. Они занимались соледобычей (г. Соль-Камская), выплавкой чугуна, торговлей пушниной. Сибирский хан Едигер в 1555 г. признал вассальную зависи­мость от Москвы, но его преемник хан Кучум (†1598) разорвал эту договорённость. Выходец из Бухары, ярый мусульманин Ку­чум насильно вводил в Сибири ислам. Участились набеги сибирских татар на владения Строгановых.

В 1581 г. Строгановы на собственные средства снарядили экспедицию казаков от 600 до 1.000 человек во главе с опытным 50-летним атаманом Ермаком Тимофеевичем (Ермолаем Алёниным). Отряд Ермака перемещался на стругах (лодках) и был хорошо вооружён пищалями и пушками. Татары же в основном были вооружены копьями и луками. Ер­мак занял столицу хан­ства г. Кашлык-Искер , или Сибир (около современного г. Тобольска). Кучум оказал ожесточённое сопро­тивление и Ермак оказался в тяжёлом поло­жении. В 1584 г. на по­мощь Ермаку прибыл правительственный отряд. В 1585 г. Ермак погиб, попав в засаду на р. Иртыш. Его поход положил начало русской колонизации Сибири. В 1585 г. русские основали острóг (кре­пость) Тюмень, в 1587 г. – Тобольск, ставший русским центром Си­бири. Началось освое­ние сибирских природных богатств. Местное население было обложено ясаком. В 1598 г. воевода Воéйков разбил войско Кучума и взял в плен его сыновей и восемь жён. «Кучумовы дети» и жёны были отправлены в Москву и милостиво приняты царём Борисом Годуновым. Кучум бежал в ногайские степи и был там убит около 1598 г.

Западное направление внешней политики России.

Ливонская война (1558–1583 гг.). Причины войны:

1. Стремление России выйти в Балтику, заполучить морские порты и напрямую торговать с Европой.

2. Приобретение новых хозяйственно освоенных земель.

Повод к войне: Задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашённых на службу в Россию и неуплата Ливонским орденом дани за г. Юрьев (Дерпт, или Тарту) за последние 50 лет.

В 1550-е годы сложился удобный момент для нападения. Ливония ослабла, не имела единого управления и состояла из трёх самостоятельных струк­тур – Ливонского ордена, католической церкви и самоуправляемых городов. Царь был сторонником войны за Балтику. Его советники из Избранной рады, в частности А. Адашев, ратовали за войну с Крымом и выход к Чёрному морю. Возобладала точка зре­ния Ивана IV.

Первый этап Ливонской войны (1558–1561 гг.) Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Мариенбург, наступали на Ревель (Таллин, или Колывань). В 1560 г. Орден был разгромле­н. Резиден­ция магистра Ордена – замок Фéллин был взят, а сам магистр ландмейстер Вильгельм фон Фюрстенберг попал в плен и был сослан в г. Любим под Ярославль, где прожил остаток жизни. Орден прекратил существование. Теперь Россия столкнулась с тремя державами – Польшей, Данией и Швецией, заявивших права на ливонские земли. Война затянулась.

Второй этап Ливонской войны (1561–1578 гг.) . Измена Андрея Курбского. В 1563 г. царь лично повёл 60-тысячное войско на г. Полоцк и взял его. Иван заключил перемирие, начал переговоры с поляками о женитьбе на сестре Сигизмунда-Августа – Екатерине . Переговоры провалились, война возобновилась. В 1564 г. русские потерпели поражение от литовцев под Полоцком, Оршей и на р. Уле. Иван IV подозревал всех в измене и развернул террор.

Воевода князь Андрей Курбский имел тайную переписку с польско-литовским королём и давно замышлял побег. В 1564 г. он бежал в Литву, где прожил до своей смерти в 1583 г. Курбский в письмах Ивану Грозному обвинил «лютого самодержца» в тирании, кровопийстве и бес­смысленных казнях: «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал?»; «Затворил ты царство Русское, словно в адовой твердыне»; совершил «опустоше­ние земли с кромешниками твоими» («кромешники» – опричники). Курбский выступал за ограниченную монархию, его поли­тическим идеалом являлась деятельность Избранной рады. К управлению государством, по его мысли, необходимо привлекать «мудрых советников» и «все­народных человек». В ответных письмах, наполненных ненормативной лексикой в адрес Курбского, Иван IV провозгласил: «Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи. А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же…». Царь считал, что он – божий избранник, его само­державная власть не должна быть огра­ничена никакими зако­нами. Высший суд – это сам монарх, а все подданные – холопы, жизнью которых государь мог распоряжаться самовластно.

В 1569 г. в г. Лю́блин Польша и Лит­ва заключили Л ю́ блинскую унию и объединились в государство Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita – рес­публика) – шля́хетскую (дворянскую) республику, где короля выбирало дворянст­во – шля́хта. В 1576 г. коро­лём Речи Посполитой был из­бран ставленник Турции, талант­ливый полководец, 43-летний трансильванский воевода Ст é ­фан Бат ó рий (1533–1586).

В 1570 г. Иван IV создал вассальное марионеточное «Ливонское королевство». Его королём царь сделал датского принца Магнуса , женив его на своей 13-летней племяннице Марии, дочери казнённого Владимира Старицкого. Последним крупным успехом русских войск стал захват польской части Ливонии в 1577 г.

Иван IV и Елизавета I Тюдор. Иван Грозный искал сбли­жения с Англией и надеялся на поставки английского оружия. Царь сделал предложение руки и сердца англий­ской королеве Елизавете I и даже планировал эмигрировать в Англию. Елизавета сообщила очередному претенденту, что решила остаться девственницей, ибо обру­чена со своей нацией. Иван IV пришёл в ярость, отменил льготы английским купцам и вы­дворил их из России. В письме Елизавете в 1570 г. царь откровенно оскорбил королеву, назвав её «пошлой деви­цей» (т. е. обыкновенной просто­людинкой). Иван IV писал: «И мы чаяли, что ты на своём государ­стве государыня и сама владеешь… Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, но и мужики торговые... А ты пребыва­ешь в своём девическом чину, как есть по­шлая девица».

Третий этап Ливонской войны (1579–1583 гг.) Сте­фан Батóрий в союзе со шведами в 1579 г. отвоевал Полоцк, в 1581–1582 гг. осадил Псков. Защит­ники Пскова во главе с князем Иваном Шуйским за 5 месяцев осады отра­зили 31 штурм. Благодаря подвигу Пскова поляки были остановлены. В 1582 г. в Запольском Яме Россия и Речь Посполитая подписали Ям-Запольское перемирие с сохранением старых границ. В 1583 г. по Плюсскому перемирию со Шве­цией Россия потеряла крепости Ям, Копорье, Ивангород, Корелу (Кексгольм, ныне Приозерск Ленинградской обл.), сохранив часть Балтийского побережья с устьем Невы.

Причины поражения России в Ливонской войне .

1. Неверная оценка Иваном IV расстановки сил в Прибалтике.

2. Отвлечение войск для отражения крымских набегов.

3. Отсталость экономики России, не способной к многолетней войне.

4. Ослабление России из-за опричного террора Ивана IV.

Опричнина 1565–1572 гг.

Опричнина особый порядок управления, система репрессивных мер, направ­лен­ных на ослабле­ние боярства, оппозиционного Ивану IV.

Причины опричнины. 1. Иван IV стремился подчинить бояр, укрепить самодержавную власть.

3. Особенности характера и психики царя. Иван IV, человек ма­ниакально-подозритель­ный, всех подозревал в измене.

4. Смерть в 1560 г. любимой жены царя – Анастасии. Иван IV подозревал Адашева и Сильвестра в том, что они «умо­рили» царицу. (Исследова­ния её останков в 2000 г. показали наличие ртути).

5. Предательство и бегство в Литву Андрея Курбского.

6. Разногла­сия по внешнеполитическим вопросам. Иван IV выступал за войну с Ливонией, а Избранная рада – за борьбу с Крымом.

7. Различные представления о путях централизации государства. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился форсировать процессы центра­лизации, немедленно добиться безгра­ничной власти. Это привело царя к террору.

Падение Избранной рады. Иван IV подозревал членов Избранной рады в измене в связи с событиями 1533 г., когда во время болезни царь, думая, что умирает, назначил наследником новорожденного сына Дмитрия . Многие бояре (кроме Воротынского и Висковатого) не желали присягать младенцу-«пелёночнику». Адашев и Сильвестр намеревались после смерти царя возвести на престол его двоюродного брата – Владимира Андреевича Ста­риц­кого . Иван IV счёл их действия изме­ной. Царь выздоровел, но маленький наследник утонул в р. Шекснá во время паломнической поездки в Кирилло-Белозерский монастырь. Нянька, выходя из ладьи, уронила его в воду. Наследником стал следующий сын – Иван. Царь обвинил бояр: «подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить».

Адашев был обвинён в измене, сослан в Ливонию и в 1561 г. скончался в темнице (возможно, покончил жизнь самоубийст­вом). Макарий умер в 1563 г., Сильвестр попросил царя отпустить его на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался в 1566 г. простым монахом под именем Спиридон. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, Висковатый был казнён в 1670 г., Воротынский умер от пыток в 1573 г.

Начало опричнины. В конце 1564 г. после очередной ссоры с боя­рами Иван IV забрал казну и уехал в свою резиденцию – Александровскую (Алек­сандрову) сло­боду (ныне г. Александров Владимирской обл.). В январе 1565 г. Иван IV послал в Москву две грамоты. В первой – адресованной боярам – он, не желая «их изменных дел терпети», объявил о решении оставить престол. Вторая гра­мота сообщала простым посадским людям, что у царя «гневу на них и опалы… нет». Иван, стремясь столкнуть простых людей с боярами, достиг своей цели. Простые люди потребовали от бояр угово­рить царя вер­нуться на престол, угрожая, что в противном случае «государ­ственных лиходеев и изменников» сами «потребят». В Алек­сандрову слободу направ­илась делегация бояр и духо­венства. Это царю и было нужно. После долгих уговоров Иван IV согласился вернуться на престол при двух условиях:

1. Царь получал неограниченную власть, право казнить любого, не советуясь с Боярской думой (хотя такое право он имел и раньше).

2. Страна делилась на Опричнину (личный удел царя) и Земщину .

Земщи­ной управляла Боярская дума и правительство во главе с Иваном Висковатым. На Земщину был наложен огромный налог в 100 тыс. рублей для заведения опричного войска.

Опричнина (от слова «опричь » – «кроме», так называлось особое удельное земельное владение) стала мощной военно-карательной машиной в ру­ках царя. Опричнину возглавили Малюта Скуратов (Григорий Скуратов-Бельский) († 1573 г.) и Василий Грязной (Грязный). Был создан «опричный двор» и 5-тысячное опричное войско, организованное подобно монастырскому братству. «Игуменом» считался сам царь. Оприч­ники носили чёрные монашеские одеяния, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену. Царь, как и опричники, носил монашеское одеяние и чёрный куколь (остроконечный капюшон). Иван считал опричников праведной силой, исполняющей волю царя и Бога.

Опричный террор. Вернувшись в Москву, Иван IV развязал опричный террор. Он казнил двоих Шуйских, Ховриных и других бояр «за сношения с Курбским». Царь выселял бояр из Опричнины в Земщину. Более 100 боярских семейств вы­селили в Казань с конфискацией земель. В 1569 г. Иван Грозный заставил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью принять яд. Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Ко­лычёв , 1507–1569) был сослан в тверской Отроч монастырь . Из монастыря Филипп посылал обличительные грамоты царю («Филькины грамоты», как презрительно назвал их Иван Грозный). Филипп в монастыре был задушен Малютой Скуратовым. В 1566 г. на Зем­ском соборе бояринИ. Фёдоров и его сторонники обвинили царя в сумасшествии. Они были убиты. Были казнены все известные русские полководцы, в том числе герои взятия Казани – Алек­сандр Горбатый-Шуйский и Иван Выродков .

Зимой 1569–1570 гг. Иван Грозный совершил поход на Новгород, обвинив новгородцев в измене и намерении отойти к Литве. По пути опричники разгромили города Клин, Тверь, Торжок. Репрес­сии в Новгороде продол­жались 40 дней. Людей топили в Вóлхове по нескольку сот в день. Целые семейства уничтожались «под корень» – главу семейства, его жену и детей вместе связывали верёвками и топили в проруби. Из 30 тыс. новгородцев погибло от 3 до 10 тыс. (по другим сведениям – от 10 до 15 тыс.). Тысячи возов с на­грабленным имуществом сопровождали царя. Расправы постигли Нарву, Иван-город, Псков.

В 1670 г. в Москве Иван Грозный устроил лютую казнь 300 человек, в том числе члена Избранной рады Ивана Висковатого . Царь, Малюта Скуратов и другие опричники кололи людей пиками и секли головы. Опричники вошли во вкус насилий, выискивали вра­гов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. Они начали доносить и друг на друга, бороться за почётное место около царя, за земли и привиле­гии. По приказу царя был зарезан своим сыном видный опричник Алексей Басманов , убиты князья А. Вяземский, М. Черкасский и др. В 1573 г. Малюта Скуратов погиб в бою на Ливонии.

Неверно считать, что оп­ричный террор был направлен только против боярства. Погибло много рядовых людей. Принципиальной разницы в уровне знатности между Опричниной и Земщиной не было. В Опричнине служили многие видные бояре. По мнению А. Юрганова , глубоко религиозный и фанатичный Иван Грозный был убеждён в божественном происхождении своей власти. Иван IV построил в Москве Опричный дворец причудливой архитектуры по образцу библейского Града Божьего, Нового Иерусалима. Веря, что он – исполнитель воли Бога накануне Страшного Суда, царь считал, что Божье праведное наказание грешников мучительной смертью ведёт к спасению их душ, адские муки имеют «целительный характер». Опричные казни являлись для царя своеобразным чистилищем перед Страшным Судом.

Нельзя думать, что происходившие в России события были чем-то особенным. Повсюду в Европе в XVI в. централизация государств сопрово­ждалась жестокими казнями. В Испании, например, сви­репствовала католическая инквизиция и король Филипп II с удовольствием смот­рел, как люди горели на кострах. Король Франции Карл IX лично участвовал в резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 1572 г. Шведский король Эрик XIV пролил не меньше крови, чем Иван Грозный. Анг­лийская королева Елизавета казнила законную наследни­цу престола Марию Стюарт и её сторонников. Любо­пытно, что в ходе переписки королева Елизавета и Иван IV обещали предоставить друг другу политическое убежище, если придётся бежать из своей страны.

Задание № 22. Рассмотрите рисунки и представьте себе, что вы пришли в музей, в зал, где выставлена одежда. Сотрудники музея ещё не успели расставить около экспонатов таблички с названиями эпохи и указанием времени, к которому относятся эти экспонаты. Расставьте таблички самостоятельно; составьте текст для экскурсовода, где были бы отражены причины изменения моды

Мода начала 19 века формировалась под влиянием французской революции. Эпоха рококо ушла вместе с французской монархией. В моде женские наряды простого покроя из светлых легких тканей и минимумом украшений. У мужчин в одежде проявляется «военный стиль», но костюм все еще носит черты 18 века. С завершением эпохи Наполеона, мода как-будто вспоминает забытое. Возвращаются пышные женские платья с кринолинами и глубокими декольте. А вот мужской костюм становится практичнее и окончательно переходит к фраку и непременному головному убору — цилиндру. Далее, под влиянием изменений в повседневной жизни женская одежда сужается, но, по-прежнему, широко применяются корсеты и кринолины. Мужская одежда остается практически без изменений. В начале 20 века женская одежда начинает избавляться от корсетов и кринолинов, но чрезвычайно суживается платье. Мужской костюм окончательно превращается в классическую «тройку»

Задание № 23. Русский физик А. Г. Столетов писал: «Никогда со времён Галилея свет не видал столько поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея…»

Какие открытия имел в виду Столетов? Перечислите их

1. Открытие явления электромагнитной индукции

2. Открытие сжижения газов

3. Установление законов электролиза

4. Создание теории поляризации диэлектриков

Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К. А. Тимирязевым?

«Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они ни зашли вперёд, они будут идти по проложенному им пути, а более этого в науке не может сделать даже гений». Запишите свою точку зрения

Пастер является основоположником микробилогии — одного из фундаментов современной медицины. Пастер открыл способы стерилизации и пастеризации, без которых невозможно представить не только современную медицину, но и пищевую промышленность. Пастер сформулировал основы вакцинации и является одним из основоположников иммунологии

Английский физик А. Шустер (1851—1934) писал: «Моя лаборатория была наводнена врачами, приводившими пациентов, подозревавших, что они имеют иголки в разных частях тела»

Как вы думаете, какое открытие в области физики позволило обнаруживать посторонние предметы в теле человека? Кто автор этого открытия? Ответ запишите

Открытие немецким физиком Вильгельмом Рентгеном лучей, названных впоследствии его именем. На основе этого открытия был создан рентгеновский аппарат

Европейской академией естественных наук учреждена медаль Роберта Коха. Как вы думаете, какое открытие Коха обессмертило его имя?

Открытие возбудителя туберкулеза, названного в честь ученого «палочкой Коха». Помимо этого немецкий бактериолог разработал лекарства и профилактические меры против туберкулеза, что имело громадное значение, ведь в то время это заболевание было одной из главных причин смертности

Американский философ и педагог Дж. Дьюи сказал: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньшие познания, чем из своих успехов»; «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения»

Прокомментируйте высказывания Дж. Дьюи

Первое высказывание созвучно утверждению, что отрицательный результат — это тоже результат. Большинство открытий и изобретений делалось путем многократно повторяемых опытов, в большинстве своем неудачных, но дававших исследователям знания, приводившим в итоге к успеху

«Великой дерзостью воображения» философ называет способность пред-ставить невозможное, увидеть то, что выходит за рамки обычного представления об окружающем мире

Задание № 24. Яркие образы романтических героев воплощены в литературе начала 19 в. Прочитайте фрагменты из произведений романтиков (вспомните произведения того времени, знакомые вам по урокам литературы). Постарайтесь найти в описании столь разных героев нечто общее (внешность, особенности характера, поведение)

Отрывок из Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»

Отрывок из Дж. Байрона «Корсар»

Отрывки из В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Как вы думаете, какими причинами можно объяснить то, что именно эти литературные герои олицетворяли собой эпоху? Запишите свои рассуждения

Всех этих героев объединяет богатый внутренний мир, скрытый от окружающих. Герои уходят как бы в себя, руководствуются больше сердцем, чем разумом и им нет места среди обычных людей с их «низменными» интересами. Они как бы над обществом. Это типичные черты романтизма, возникшего после краха идей просвещения. В обществе, очень далеком от справедливости, романтизм изображал прекрасную мечту, презирая мир разбогатевших лавочников

Перед вами иллюстрации к литературным произведениям, созданным романтиками. Узнали ли вы героев? Что помогло вам? Подпишите под каждым рисунком имя автора и название литературного произведения, к которому выполнена иллюстрация. Придумайте название для каждой

Задание № 25. В повести О. Бальзака «Гобсек» (написана в 1830 г., окончательная редакция — 1835 г.) герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь:

«То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азорскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова . Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения… Вот поживёте с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним . Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов, — человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили »

Подчеркните в тексте предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека

Человек, лишенный сочувствия, понятий добра, чуждый сострадания в своем стремлении к обогащению, назван «живоглотом». Трудно предположить, что именно могло сделать его таким. Подсказка, возможно, в словах самого Гобсека, что лучший учитель человека — это несчастье, только оно помогает человеку узнать цену людям и деньгам. Трудности, несчастья собственной жизни и окружающее Гобсека общество, где главным мерилом всего и наибольшим благом считалось золото, сделали из Гобсека «живоглота»

Опираясь на сделанные вами выводы, напишите небольшой рассказ — историю жизни Гобсека (детство и юность, путешествия, встречи с людьми, исторические события, источники его богатства и т. д.), рассказанную им самим

Родился я в семье бедного ремесленника в Париже и очень рано лишился родителей. Оказавшись на улице, я хотел одного — выжить. В душе все вскипало, когда видел пышные наряды аристократов, золоченые кареты, проносившиеся по мостовым и вынуждавшие вас вжиматься в стену, чтобы не быть раздавленным. Почему мир так несправедлив? Потом… революция, идеи свободы и равенства, вскружившие всем голову. Не стоит и говорить, что я примкнул к якобинцам. А с каким восторгом я принял Наполеона! Он заставил нацию гордиться собой. Затем была реставрация и вернулось все то, против чего так долго боролись. И вновь миром правило золото. О свободе и равенстве более не вспоминали и я уехал на юг, в Марсель… После долгих лет лишений, скитаний, опасностей мне удалось разбогатеть и усвоить главный принцип нынешней жизни — лучше давить самому, чем быть раздавленным другими. И вот я в Париже, и ко мне идут просить денег те, от чьих карет приходилось шарахаться когда-то. Думаете я рад? Нисколько, это еще больше утвердило меня во мнении, что главное в жизни — золото, только оно дает власть над людьми

Задание № 26. Перед вами репродукции двух картин. Оба художника писали произведения преимущественно на бытовые темы. Рассмотрите иллюстрации, обратив внимание на время их создания. Сравните оба произведения. Есть ли нечто общее в изображении героев, отношении авторов к ним? Может быть, вам удалось заметить и различное? Запишите результаты своих наблюдений в тетрадь

Общее: Изображены бытовые сцены из жизни третьего сословия. Мы видим расположение художников к своим персонажам и их знание предмета

Различное: Шарден изображал на своих картинах спокойные задушевные сцены, полные любви, света и покоя. У Мюлле мы видим бесконечные усталость, безысходность и покорность тяжелой судьбе

Задание № 27. Прочитайте фрагменты литературного портрета знаменитого писателя 19 в. (автор эссе — К. Паустовский). В тексте имя писателя заменено буквой N.
О каком писателе рассказал К. Паустовский? Для ответа вы можете воспользоваться текстом § 6 учебника, в котором даны литературные портреты писателей.

Подчеркните в тексте фразы, которые, с вашей точки зрения, позволяют достаточно точно определить имя писателя

Понятны и наглядны для широких писательских кругов были рассказы и стихи N, колониального корреспондента, который и сам под пулями стоял, и с солдатами общался, и не гнушался обществом колониальной интеллигенции.

О повседневной жизни и труде в колониях, о людях этого мира — английских чиновниках, солдатах и офицерах, которые создают империю за тридевять земель от родных ферм и городов, лежащих под благословенным небом старой Англии, повествовал N. Он и писатели, близкие к нему по общему направлению, славили империю, как великую Матерь, не устающую отряжать за дальние моря новые и новые поколения своих сынов.

Дети разных стран зачитывались «Книгами Джунглей» этого писателя . Талант его был неистощим, язык точен и богат, выдумка его была полна правдоподобия. Всех этих свойств достаточно для того, чтобы быть гением, принадлежать человечеству

О Джозефе Редьярде Киплинге

Задание № 28. Французский художник Э. Делакруа много путешествовал по странам Востока. Его увлекла возможность изображать яркие экзотические сцены, волновавшие воображение

Придумайте несколько «восточных» сюжетов, которые, как вам кажется, могли бы заинтересовать художника. Запишите сюжеты или их названия

Смерть персидского царя Дария, Шахсей-Вахсей у шиитов с самоистязанием до крови, похищение невест, скачки у кочевых народов, соколиная охота, охота с гепардами, вооруженные бедуины верхом на верблюдах.

Дайте названия картинам Делакруа, изображённым на с. 29—30

Постарайтесь найти альбомы с репродукциями произведений этого художника. Сравните названия, данные вами, с подлинными. Запишите названия других картин Делакруа о Востоке, которые заинтересовали вас

1. «Алжирские женщины в своих покоях», 1834 г.

2. «Львиная охота в Марокко», 1854 г.

3. «Марокканец, седлающий коня», 1855 г.

Другие картины: «Клеопатра и крестьянин», 1834 г., «Резня на Хиосе», 1824 г., «Смерть Сарданапала» 1827 г., «Поединок гяура с пашой», 1827 г., «Схватка арабских скакунов», 1860 г., «Фанатики Танжера» 1837-1838 гг.

Задание № 29. Современники справедливо считали карикатуры Домье иллюстрациями к произведениям Бальзака

Рассмотрите несколько таких работ: «Маленький клерк», «Робер Макер — биржевой игрок», «Законодательное чрево», «Действие лунного света», «Представители правосудия», «Адвокат»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать произведения Домье

1. «Маленький клерк» — «Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры»

2. «Робер Макер — биржевой игрок» — «Характер нашей эпохи, когда деньги составляют все: законы, политику, нравы»

3. «Законодательное чрево» — «Наглое лицемерие внушает уважение людям, привыкшим прислуживать»

4. «Действие лунного света» — «Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой»

5. «Адвокаты» — «Дружба двух святош делает более зла, чем открытая вражда десяти негодяев»

6. «Представители правосудия» — «Если все время будешь говорить один — всегда будешь прав»

Могут служить иллюстрациями к следующим произведениям: «Чиновники», «Дело об опеке», «Темное дело», «Банкирский дом Нусингена», «Утраченные иллюзии» и др.

Задание № 30. Художники разных эпох иногда обращались к одному и тому же сюжету, но трактовали его по-разному

Рассмотрите в учебнике 7 класса репродукции знаменитой картины Давида «Клятва Горациев», созданной в эпоху Просвещения. Как вы думаете, мог ли этот сюжет заинтересовать художника-романтика, жившего в 30—40-е гг. XIX в.? Как бы выглядело произведение? Опишите его

Сюжет мог заинтересовать романтиков. Они стремились изображать героев в моменты наивысшего напряжения духовных и физических сил, когда обнажается внутренний духовный мир человека, показывая его сущность. Произведение могло выглядеть так же. Можно заменить костюмы, приблизив их к современности

Задание № 31. В конце 60-х гг. XIX в. в художественную жизнь Европы ворвались импрессионисты, отстаивавшие новые взгляды на искусство

В книге JI. Волынского «Зелёное дерево жизни» есть небольшой рассказ о том, как однажды К. Моне, как всегда под открытым небом, писал картину. На мгновение солнце спряталось за тучу, и художник прекратил работу. В эту минуту его застал Г. Курбе, заинтересовавшийся, почему он не работает. «Жду солнца», — ответил Моне. «Вы могли бы пока написать пейзаж заднего плана», — пожал плечами Курбе

Как вы полагаете, что ответил ему импрессионист Моне? Запишите возможные варианты ответа

1. Картины Монэ пронизаны светом, они яркие, искрящиеся, радостные — «для простора нужен свет»

2. Вероятно, ждал вдохновения — «мне не хватает света»

Перед вами два женских портрета. Рассматривая их, обратите внимание на композицию произведения, детали, особенности изображения. Поставьте под иллюстрациями даты создания произведений: 1779 г. или 1871 г.

Какие подмеченные вами особенности портретов позволили правильно выполнить это задание?

По одежде и по манере письма. «Портрет герцогини де Бофор» Гейнсборо — 1779 г. «Портрет Жанны Самари» Ренуара — 1871 г. Портреты Гейнсборо выполнялись в основном на заказ. В утонченной манере изображались холодно-отстраненные аристократки. Ренуар же изображал обычных француженок, молодых веселых и непосредственных, полных жизни и очарования. Различается и техника живописи

Задание № 32. Открытия импрессионистов проложили дорогу постимпрессионистам — живописцам, стремившимся с максимальной выразительностью запечталеть собственное неповторимое видение мира

Полотно Поля Гогена «Таитянские пасторали» создано художником в 1893 г. во время его пребывания в Полинезии. Попробуйте составить рассказ о содержании картины (что происходит на полотне, как относится Гоген к миру, запечатленному на холсте)

Считая цивилизацию болезнью, Гоген тяготел к экзотическим местам, стремился слиться с природой. Это находило отражение в его картинах, где изображался быт полинезийцев, простой и размеренный. Подчеркивала простоту и манера письма. На плоскостных полотнах изображались статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные

Рассмотрите и сравните два натюрморта. Каждое произведение рассказывает о том времени, когда оно было создано. Есть ли нечто общее у этих произведений?

На натюрмортах изображены простые обыденные вещи и незатейливые плоды. Оба натюрморта отличает простота и лаконичность композиции

Заметили ли вы разницу в изображении предметов? В чем она?

Клас детально воспроизводит предметы, строго выдерживает перспективу и светотени, использует мягкие тона. Сезанн представляет нам картину как бы с разных точек зрения, использует четкий контур, чтобы подчеркнуть объем предмета, и яркие насыщенные краски. Смятая скатерть выглядит не такой мягкой, как у Класа, а скорее играет роль фона и придает резкость композиции

Придумайте и запишите воображаемую беседу голландского художника П. Класа и французского живописца П. Сезанна, в которой они говорили бы о своих натюрмортах. За что они хвалили бы друг друга? Что подвергли бы критике эти два мастера натюрморта?

К.: «Я использовал свет, воздушную среду и единый тон чтобы выразить единство предметного мира и окружающей среды»

С.: «Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду и хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока»

К.: «Мне кажется, вы недостаточно детально и неправильно изображаете предметы»

С.: «Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения»

К.: «Но мне нравится ваша работа с цветом, я тоже считаю это важнейшим элементом живописи»

С.: «Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной»

Подробное решение параграф § 10 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Стр. 81

Какое значение имеет опричнина в истории России? Каковы были итоги правления Ивана IV?

Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя. Цена этого была огромна. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства. Опричное общество оказалось не в состоянии отразить внешнюю угрозу.

Проигранная война, хозяйственное разорение, усиление крепостного гнета – вот то наследие, которое оставил Иван Грозный своим преемникам.

Стр. 82

Какими правами и привилегиями обладали бояре в начале правления Ивана IV?

Бояре в начале правления Ивана IV обладали широкими правами и привилегиями. Они не платили подати (налоги) в казну, получали за службу земли, участвовали в работе Земского собора. Наиболее знатные входили в состав Боярской думы.

Стр. 82

Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период?

Система управления государством в странах Европы в этот период: Франция – абсолютная монархия, Испания, Германия – абсолютная монархия, Англия – парламентская монархия.

Стр. 85

Когда началось становление крепостного права в России? Что такое заповедные лета?

С 1581 года крестьянам было запрещено покидать вотчины и поместья – были введены заповедные лета, в 1597 году введен 5-летний срок сыска беглых крестьян – урочные лета – это и было началом становления крепостного права в России.

Стр. 87. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?

На личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода, отразилась отрицательно. Он стал подозрительным, несдержанным, не терпел возражений.

2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?

Причины разрыва царя со своими сподвижниками в том, что он тяготился их опекой, стремился к самовластию и их советы раздражали его. Именно поэтому он легко поверил слухам о причастности А. Ф. Адашева и Сильвестра к смерти его жены Анастасии Романовны.

3. В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?

Принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя состояли в том, что царь стремился к единовластию, а участники Избранной рады ратовали за коллегиальное управление государством.

4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?

Судьбы членов Избранной рады сложились трагично: А. Ф. Адашев арестован и умер под стражей, Сильвестр сослан в дальний монастырь, где он погиб. Большинство участников Избранной рады подверглись массовым расправам. Князь Курбский бежал в Литву.

5. Какие земли вошли в опричнину и почему? Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?

В опричнину вошли земли – часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др., потому что были самыми богатыми областями в России.

«Прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков убийствами, грабежами, насилием. Оно не смогло дать отпор набегу крымского хана потому, что опричники были сильны в борьбе с мирным населением, а в военных сражениях участвовали мало.

6. Каковы основные итоги опричнины?

Ущерб, нанесенный России опричниной, был огромен и привел к хозяйственному упадку страны.

Стр. 87. Работаем с картой

1. На карте покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились в этих территориях.

Наиболее крупные города, которые находились в этих территориях: часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома, Архангельск, Новгород.

2. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.

Расположение земель опричнины: Северо-западная и центральная части страны.

Экономический потенциал земель опричнины очень высок: крупные торговые города, черноземная зона в центре для урожайного земледелия

Расположение земель земщины: западная часть земель и вновь присоединенные на юге, юго-востоке, востоке

Экономический потенциал земель земщины значительно ниже, чем земель опричнины: мало больших городов, северные земли, непригодные для земледелия, вновь присоединенные на юге, юго-востоке, востоке, которые также не были освоены для земледелия.

Стр. 87. Изучаем документ

Стр. 87. Думаем, сравниваем, размышляем

1. В переписке Ивана IV с князем А. М. Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Князь полагал, что все беды государства оттого, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных. С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?

В этом споре наиболее справедливой кажется точка зрения князя А. М. Курбского. Как показывает история, наибольших успехов добиваются те государства, в которых коллегиальные формы правления.

2. Один из видных деятелей Избранной рады А. Ф. Адашев неоднократно высказывался о том, что виновных в преступлениях нужно наказывать, но он же был и противником опричнины. Как вы думаете, что именно – силу или слабость властителя – отражают жестокость, беспощадное истребление истинных и мнимых противников?

Жестокость, беспощадное истребление истинных и мнимых противников отражают слабость властителя. По-настоящему сильный властитель – милосерден, добр, справедлив. Его сила в том, что его уважают, а не боятся.

3. Проведите историческое исследование и выясните (с помощью дополнительной литературы и Интернета), почему на одном из гербов Ивана IV вместо Георгия Победоносца вдруг появился единорог. Что означал единорог на гербе?

Что означал единорог на гербе

Единорог считается геральдическим символом осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости и суровости.

Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что великокняжеская (с 1547 года - царская) династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается изображение зодиакального знака Козерога в виде козлорыбца - козла с рыбьим хвостом. Если бы на "корабельнике" (золотой монете) вместо единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Можно было бы связать появление козлорыбца на монете с идеей единства русских земель, обусловленного общим астрологическим "управителем" Козерогом. Такой вывод усиливался и тем, что на "корабельнике" Иван III именуется государем "всея Руси". Знак Козерога на монете как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным, астрологическим образом.

Однако, на "корабельнике" были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. И этот факт не разрушает, а подтверждает высказанную мысль, потому что на Руси Козерог первоначально изображался не козлорыбцем, а единорогом. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до XVI века включительно.

Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание современными историками этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических знаний, к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти (великий князь, придворные высоких рангов). Поэтому сведения об астрологической природе единорогов на "корабельнике" не получили отражения в материалах, на которых в основном базируются исследования современных ученых.

Как "ушел" единорог

Толкование единорога на "корабельнике" Ивана III как символа-объединителя Руси подтвержается дальнейшей историей этой эмблемы. Проблема права на титул государя "всея Руси" обострилась при Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576 году австрийский император признал Ивана IV государем "всея Руси". Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем последний категорически настаивал на недопустимости такого признания, как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле государя "всея Руси" утратил политическую актуальность.

При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба.

Однако эмблема единорога все же не заняла ведущее положение. На Большой печати Ивана Грозного (1562 г.) и его приемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. Единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главной стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змия. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVI I века. Их главная сторона была с орлом, на щите которого изображался единорог. Значит, ранжировка русских государственных эмблем на золотых сохранялась такой: двуглавый орел, единорог, всадник-змееборец. В конце концов змееборец "победил" единорога. Он остается и теперь гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие.

4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о А. М. Курбском или А. Ф. Адашеве (по вашему выбору). Напишите (в тетради) биографический портрет о выбранном вами историческом деятеле. Узнайте, что объединяло этих людей, а в чем они были абсолютными противоположностями.

Курбский, князь Андрей Михайлович – известный политический деятель и писатель. Родился в октябре 1528 г. На 21-м году участвовал в первом походе под Казань; потом был воеводой в Пронске. В 1552 г. он разбил татар у Тулы, причем был ранен, но через 8 дней был уже снова на коне.

Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и, вместе с младшим братом, проявил выдающуюся храбрость. Через два года он разбил восставших татар и черемисов, за что был назначен боярином. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей; еще более сблизился он с партией Сильвестра и Адашева. Когда начались неудачи в Ливонии, царь поставил во главе ливонского войска Курбского, который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед, после чего был воеводой в Юрьеве Ливонском (Дерпте). В это время уже начались преследования и казни сторонников Сильвестра и Адашева и побеги угрожаемых царской опалой в Литву. Хотя за Курбским никакой вины, кроме сочувствия опальным, не было, он имел полное основание думать, что и ему грозит опасность. Король Сигизмунд-Август и вельможи польские писали Курбскому, уговаривая его перейти на их сторону и обещая ласковый прием. Битва под Невелем (1562 г.) была неудачна для русских, но и после нее Курбский воеводствует в Юрьеве; царь, упрекая его за неудачу, не приписывает ее измене. Не мог Курбский опасаться ответственности и за безуспешную попытку овладеть городом Гельметом: если б это дело имело большую важность, царь поставил бы его в вину Курбскому в письме своем. Тем не менее, Курбский был уверен в близости беды и, после бесплодного ходатайства архиерейских чинов, решил бежать «от земли божия».

В 1563 г. (по другим известиям – в 1564 г.) Курбский, при помощи верного раба своего Васьки Шибанова, бежал в Литву. На службу к Сигизмунду Курбский явился с целой толпой приверженцев и слуг и был пожалован несколькими имениями (между прочим – городом Ковелем). Курбский управлял ими через своих урядников из москвитян. Уже в сентябре 1564 г. Курбский воюет против России. После бегства Курбского тяжелая участь постигла людей к нему близких. Курбский впоследствии писал, что царь «матерь ми и жену и отрочка единого сына моего, в заточение затворенных, тоскою поморил; братию мою, единоколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил, имения мои и их разграбил».

В оправдание своей ярости царь мог приводить только факт измены и нарушения крестного целования. Два другие его обвинения, будто Курбский «хотел на Ярославле государести», и будто он отнял у него жену Анастасию, выдуманы им, очевидно, лишь для оправдания своей злобы в глазах польско-литовских вельмож. Курбский проживал обыкновенно верстах в 20 от Ковеля, в местечке Миляновичах. Судя по многочисленным процессам, акты которых дошли до нас, быстро ассимилировался московский боярин и слуга царский с польско-литовскими магнатами и между буйными оказался во всяком случае не самым смиренным: воевал с панами, захватывал имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами»; его урядники, надеясь на его защиту, вымучивали деньги от евреев.

В 1571 г. Курбский женился на богатой вдове Козинской, урожденной княжне Голшанской, но скоро развелся с нею, женился, в 1579 г., в третий раз на небогатой девушке Семашко и с нею был, по-видимому, счастлив; имел от нее дочь и сына Димитрия. В 1583 г. Курбский скончался.

Мнение о Курбском, как о политическом деятеле и человеке, различны. Одни видят в нем узкого консерватора, человека ограниченного, но самомнительного, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия, измену его объясняют расчетом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; заподозривается даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия.

По убеждению других, Курбский – умный, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Так как полемика Курбского и Грозного, вместе с другими продуктами литературной деятельности Курбского еще недостаточно обследованы, то и окончательное суждение о Курбском, более или менее могущее примирить противоречия, пока еще преждевременно. Из сочинений Курбского известны: 1) «История князя великого Московского о деле, яже слышахом и у достоверных мужей и яже видехом очима нашима». 2) «Четыре письма к Грозному». 3) «Письма» к разным лицам. 4) «Предисловие к Новому Маргариту». 5) «Предисловие к книге Дамаскина «Небеса». 6) «Примечания (на полях) к переводам из Златоуста и Дамаскина». 7) «История Флорентийского собора», компиляция. Кроме избранных сочинений Златоуста («Маргарит Новый»), Курбский перевел диалог патриарха Геннадия, Богословие, Диалектику и другие сочинения Дамаскина, некоторые из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, отрывки из Евсевия и прочее. А в одно из его писем к Грозному вставлены крупные отрывки из Цицерона. Сам Курбский называет своим «возлюбленным учителем» Максима Грека; но последний был и стар, и удручен гонениями в то время, когда Курбский вступал в жизнь, и непосредственным его учеником Курбский не мог быть.

Еще в 1525 г. к Максиму был очень близок Василий Михайлович Тучков (мать Курбского – урожденная Тучкова), который и оказал, вероятно, сильное влияние на Курбского. Подобно Максиму, Курбский относится с глубокой ненавистью к самодовольному невежеству, в то время сильно распространенному даже в высшем сословии московского государства. Нелюбовь к книгам, от которых будто бы «заходятся человецы, сиречь безумиют», Курбский считает зловредной ересью.

Выше всего он ставит Святое Писание и отцов церкви, как его толкователей; но он уважает и внешние науки – грамматику, риторику, диалектику, естественную философию (физику и пр.), нравонаказательную философию (этику) и круга небесного обращения (астрономию). Сам он учится урывками, но учится всю жизнь. Воеводой в Юрьеве он имеет при себе целую библиотечку; после бегства, «уже в сединах», он тщится «латинскому языку приучатися того ради, иж бы могл преложити на свой язык, что еще не преложено».

По убеждению Курбского, государственные бедствия происходят от пренебрежения к учению, а государства, где словесное образование твердо поставлено, не только не гибнут, но расширяются и иноверных в христианство обращают (как испанцы – Новый Свет).

Обличая невежество современной ему Руси и охотно признавая, что в новом его отечестве наука более распространена и в большем почете, Курбский гордится чистотой веры своих природных сограждан, упрекает католиков за их нечестивые нововведения и шатания и умышленно не хочет отделять от них протестантов, хотя и осведомлен относительно биографии Лютера, междоусобий, возникших вследствие его проповеди, и иконоборства протестантских сект.

Доволен он также и чистотой языка славянского и противополагает его «польской барбарии». Он ясно видит опасность, угрожающую православным подданным польской короны со стороны иезуитов, и остерегает от их козней самого Константина Острожского: именно для борьбы с ними он хотел бы наукой подготовить своих единоверцев.

Курбский мрачно смотрит на свое время, видя в нем 8-ю тысячу лет, «век звериный»; «аще и не родился еще антихрист, всяко уже на праге дверей широких и просмелых».

По своим политическим воззрениям Курбский примыкал к оппозиционной группе бояр княжат, отстаивавших их право быть непременными сотрудниками и советниками государя. Вместе с тем он советовал царю обращаться к совету и простого всенародства. Вообще ум Курбского скорей можно назвать основательным, нежели сильным и оригинальным (так, он искренно верит, что при осаде Казани татарские старики и бабы чарами своими наводили «плювию», то есть дождь, на войско русское).

В этом отношении его царственный противник значительно превосходит его. Не уступает Грозный Курбскому в знании Святого Писания, истории церкви первых веков и истории Византии, но менее его начитан в отцах церкви и несравненно менее опытен в уменье ясно и литературно излагать свои мысли, да и «многая ярость и лютость» его немало мешают правильности его речи.

По содержанию переписка Грозного с Курбским – драгоценный литературный памятник; миросозерцание передовых русских людей XVI в. раскрывается здесь с большой откровенностью и свободою и два незаурядных ума действуют с большим напряжением. В «Истории князя великого московского» (изложение событий от детства Грозного до 1578 г.), которую справедливо считают первым по времени памятником русской историографии со строго выдержанной тенденцией, Курбский является литератором еще в большей степени: все части его монографии строго обдуманы, изложение стройно и ясно (за исключением тех мест, где текст неисправен); он очень искусно пользуется фигурами восклицания и вопрошения, а в некоторых местах (например, в изображении мук митрополита Филиппа) доходит до истинного пафоса. Но и в «Истории» Курбский не может возвыситься до определенного и оригинального миросозерцания; и здесь он является только подражателем хороших византийских образцов. То он восстает на великородных, а к битве ленивых, и доказывает, что царь должен искать доброго совета «не токмо у советников, но и у всенародных человек», то обличает царя, что он «писарей» себе избирает «не от шляхетского роду», «но паче от поповичев или от простого всенародства».

Алексей Федорович Адашев

Впервые Адашев упоминается 3 февраля 1547 года вместе с братом Даниилом на свадьбе царя Ивана Грозного в должности ложничего и мовника, то есть он стелил брачную постель государя и сопровождал новобрачного в баню.

Большим влиянием на царя Адашев стал пользоваться вместе со знаменитым благовещенским священником Сильвестром после страшных московских пожаров (в апреле и в июне 1547 г.) и убиения возмутившимся народом царского дяди князя Юрия Васильевича Глинского. Эти события, рассматриваемые как кара Божия за грехи, произвели нравственный переворот в молодом впечатлительном царе.

С этого времени царь, нерасположенный к знатным боярам, приблизил к себе двух неродовитых, но лучших людей своего времени, Сильвестра и Адашева. Иван нашёл в них, а также в царице Анастасии Романовне и в митрополите Макарии, нравственную опору и поддержку и направил мысли свои ко благу России.

Время так называемого правления Сильвестра и Адашева было временем широкой и благотворной для земли деятельности правительства (созыв 1-го земского собора для утверждения судебника в 1550 году, созыв церковного собора Стоглава в 1551 году, покорение Казани в 1552 году и Астрахани (1556 год); дарование уставных грамот, определивших самостоятельные суды общин: большое разверстание поместий, упрочившее содержание служилых людей (в 1553 году).

Несомненно, что он, одаренный от природы блестящими способностями и необыкновенно проникнутый сознанием своей самодержавной власти, играл в этих славных событиях не пассивную роль, как говорят некоторые историки, но, во всяком случае, он действовал по совету с Сильвестром и Адашевым, а потому за последними надо признать великие исторические заслуги.

В 1550 году Иван IV пожаловал Адашева в окольничие.

Выделялась и дипломатическая деятельность Адашева по ведении множества возлагавшихся на него переговоров: с казанским царем Шиг-Алеем (1551 и 1552), ногайцами (1553), Ливонией (1554, 1557, 1558), Польшею (1558, 1560), Данией (1559).

Значение Сильвестра и Адашева при дворе создало им и врагов, из коих главными были Захарьины, родственники царицы Анастасии. Его враги особенно воспользовались неблагоприятно для Адашева сложившимися обстоятельствами во время болезни царя в 1553 году.

Опасно заболев, царь написал духовную и потребовал, чтобы двоюродный брат его князь Владимир Андреевич Старицкий и бояре присягнули его сыну, младенцу Дмитрию. Но Владимир Андреевич отказался присягать, выставляя собственные права на престол по смерти Иоанна и стараясь составить себе партию.

Сильвестр видимо склонялся на сторону Владимира Андреевича. Алексей Адашев, правда, присягнул беспрекословно Дмитрию, но отец его, окольничий Фёдор Адашев, прямо объявил больному царю, что они не хотят повиноваться Романовым, которые будут управлять за малолетством Дмитрия.

Иоанн выздоровел и уже другими глазами стал смотреть на предавших его друзей. Равным образом сторонники Сильвестра потеряли теперь расположение царицы Анастасии, которая могла подозревать их в нежелании видеть сына её на престоле. Однако царь на первое время не обнаружил враждебного чувства, или под радостным впечатлением выздоровления, или из боязни затронуть могущественную партию и порвать старые отношения, и даже в 1553 году пожаловал Фёдора Адашева боярской шапкой.

Поездка царя в Кирилло-Белозерский монастырь, предпринятая в 1553 году с царицей и сыном Дмитрием, сопровождалась обстоятельствами, также неблагоприятными для Адашева: во-первых, дорогой скончался (утонул) царевич Дмитрий, и тем исполнилось предсказание Максима Грека, переданное царю Адашевым, во-вторых, Иоанн увидался во время этой поездки с бывшим коломенским владыкой Вассианом Топорковым, любимцем отца Ивана IV, и, конечно, беседа Вассиана была не в пользу Сильвестра и его партии.

С того времени царь стал тяготиться своими прежними советниками тем более, что он был дальновиднее их в делах политических: Ливонская война была начата вопреки Сильвестру, который советовал завоевать Крым. Болезненная подозрительность Ивана IV, усиливаемая наговорами враждебных партии Сильвестра людей, вражда сторонников Сильвестра к Анастасии и её родным, неумелое старание Сильвестра сохранить влияние на царя грозой Божия гнева произвели постепенно полный разрыв Иоанна с его прежними советниками.

До опалы в 1560 году Адашев заведовал Царским архивом.

В мае 1560 года отношение царя к Адашеву было таково, что последний нашёл неудобным оставаться при дворе и отправился в почётную ссылку в Ливонию 3-м воеводой большого полка, предводимого князем Мстиславским и Морозовым.

По смерти царицы Анастасии (7 августа 1560 года) нерасположение Ивана IV к Адашеву усилилось; царь приказал перевести его в Дерпт и посадить под стражу. Здесь Адашев заболел горячкой и через два месяца скончался. Естественная смерть спасла его от царской расправы, так как в ближайшие годы все родственники Адашева были казнены. Так и закончилась династия Адашевых.

5. Какими были экономические итоги опричнины для развития России?

Экономические итоги опричнины для развития России

1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;

2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде.

В послеопричные годы в стране разразился тяжелейший экономический кризис. Деревни и села Центра и Северо-Запада (Новгородской земли) запустели: часть крестьян погибла во время террористических опричных «экспедиций», часть разбежалась. Писцовые книги (кадастровые земельные описания) конца XVI в. констатируют, что необработанными оставалось больше половины (до 90%) земли. Даже в Московском уезде обрабатывалось всего 16% пашни. Многие помещики, лишившиеся крестьян, вынуждены были «пометать» (бросить) свои поместья и нищенствовать - «волочиться меж двор». В годы опричнины резко вырос налоговый гнет: уже в 1565 г. царь взял с земщины на свой «подъем» 100 тыс. руб. Для того времени - это цена примерно 5-6 млн. пудов ржи или 200-300 тыс. рабочих лошадей. По этой причине и из-за опричного террора крестьянское хозяйство потеряло устойчивость: оно лишилось резервов, и первый же недород привел к голоду и мору. Например, во всей Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей.

6. Ниже приведены мнения историков о причинах и характере опричнины. С каким из них вы согласны? Свой ответ аргументируйте.

Можно согласиться с мнением таких историков, как С. Ф. Платонов, В. Б. Кобрин, Р. Г. Скрынников, И. Я. Фроянов. Явление опричнины очень сложное, затрагивающее все стороны жизни государства и общества. И в каждом мнении названных историков есть характеристика какой-то одной стороны, аспекта опричнины.

Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: гроз­ный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государст­во, и то, что его отличает от прочих царей суровый нрав.

Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения - не согласиться с су­дом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

Герой народной песни - православный царь Иван Васильевич - предстает в ней как справедливый судья своих поддан­ных. Поэтому он и принимает решение, которое, по мнению авторов-исполнителей песни, было верным, справедливым. Оно и современным читателям обычно представляется правильным.

Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

В песне “Правеж” отчетливо звучит уважение к православному государю и яв­ное недоверие к чиновникам (“бурмистрам-целовальникам”). То, что царь при­нимает справедливое решение, подтверж­дает такую оценку.

Глоссарий:

  • найдите эпитеты характеризующие Ивана грозного
  • как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным
  • анализ исторической песни
  • песня правеж
  • правеж песня

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ...
  2. Анализ произведения Жанр произведения – поэма. Главные герои – купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения –...
  3. Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван...
  4. О каком историческом эпизоде царствова­ния Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного...


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта