Главная » Заготовка и хранение » Всегда надеваю маску того человека. Снимаем маски

Всегда надеваю маску того человека. Снимаем маски

Люди пугливы.

В смысле?

В прямом. Не то чтобы мы прям друг друга боимся, но побаиваемся. Любой человек, у которого вы хотите взять интервью, испытывает дискомфорт.

Я могу написать целый философский трактат по этому поводу, что сильно, конечно, увеличит объем книги и сделает ее более солидной. Но по-моему, это не надо.

Правильно: не надо.

Удовлетворимся фактом. Даже когда вы подходите на улице к человеку, чтобы узнать, как попасть на нужную улицу, человек этот никогда не встречает вас с улыбкой. Он всегда напряжен.

Этот вывод имеет отношение только к нашей стране?

Этот вывод имеет отношение только к нашей стране. Но предполагаю, что читатели книги будут брать свои интервью именно в России.

Ну и чего делать в такой тяжелой ситуации?

Иметь сей факт в виду. У любого человека – будь то министр, даже премьер-министр, или прохожий на улице – всегда есть в запасе миллион причин с нами не разговаривать. Никто не обязан предоставлять нам информацию.

Ну и какой из всего этого можно сделать вывод, кроме того, что жизнь чертовски сложна?

Если человек – это такое существо, которое вовсе не расположено предоставлять вам информацию, значит, первыми на контакт должны идти вы.

И если, например, вы подходите к прохожему на улице, то вправе ждать лишь ответной улыбки. Улыбнетесь вы – возможно, улыбнуться и вам в ответ.

То же самое, понятно, относится к продавцу, кассиру и так далее.

Но если вас ждет серьезная, продолжительная беседа, то тут задача нахождения контакта осложняется обстоятельством, о котором еще аж в XVII веке...

До нашей эры?

К счастью, нашей. Не отвлекайтесь. Так вот, еще аж в XVII веке нашей эры писал великий Ларошфуко: «Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин» .

Вот ужас-то какой, а? «Общество состоит из одних только личин». Кошмар! Значит, когда мы приходим к человеку, наша задача эту маску снять?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задам свой: всегда ли во время интервью необходим контакт?

Мычание за ответ не засчитывается. Давайте представим реальную ситуацию, при которой контакт не нужен.

Мы хотим задать вопрос прохожему на улице? Нужен.

А начальнику ДЭЗа, гаишнику? Нужен непременно.

Иногда журналистов (особенно молодых) посылают... как говорили в «Комсомолке» во времена моей юности, «сделать формальную беседу с большим начальником», когда нужно прийти, задать обязательные вопросы и получить обязательные ответы. В таком, с позволения сказать, разговоре – контакт не нужен. Но в таком «интервью» и информацию вы не получите, вот в чем дело. Это, по сути, и не интервью, а заполнение анкеты.

Без контакта получить информацию невозможно.

И не случайно в этой книге я то и дело писал: вот это вот надо делать для установления контакта, а вот этого делать не надо, потому что тогда контакта не получится.

Потому что: нет контакта – нет и интервью.

Иногда – о счастье! – контакт получается сразу. Мгновенно. Есть такие люди, которые идут на контакт сами. О, если бы все люди были такими! Тогда рассуждать-то особо было бы не о чем. Как я: пришел – увидел – побеседовал.

Но увы... Чаще всего установление контакта – это задача, которую надо решать.

И вот теперь отвечаю на вопрос, возникшей после цитаты из Ларошфуко.

Наконец-то!

Для того чтобы контакт получился, нужно сделать так, чтобы человек снял маску.

А вот Ларошфуко ваш вовсе даже и не объяснил, а почему человек надевает маску? Повыпендриваться хочет?

Не без этого. Но тогда возникает вопрос: а выпендриваться-то ему зачем?

Все из-за того же страха, о котором мы говорили вначале.

В жизни вообще у масок две функции: либо развлечь окружающих, как на карнавале (то есть, используя вашу терминологию, повыпендриваться). Либо защитить лицо, как хоккейный вратарь, то есть помочь борьбе со страхом.

А если человек надевает маску, чтобы быть неузнанным?

Значит, он чего-то боится. Вратарь – шайб, а он – чужих взглядов. Или выпендривается.

Понятно, что в бытовой жизни люди надевают маски, или личины, не для того чтобы нас развеселить. Они делают это с одной целью – защититься от других.

Поэтому, когда мы хотим наладить с ними контакт, задача наша какова? Стрела летит куда?

Наша задача показать ему, что нас бояться не надо.

Пять баллов!

Значит, если вы хотите достичь контакта и ваша задача – сделать так, чтобы собеседник остался без маски, вы должны растопить ее собственным теплом.

Улыбка, протянутая рука и, главное, полная, абсолютная сосредоточенность на человеке помогают растопить маску.

Казалось бы, нетрудно, войдя в кабинет, не просто сказать «здравствуйте!», а назвать человека по имени? Имя – ведь это то, что выделяет человека из толпы. Назвав человека по имени, вы тем самым его выделяете.

Но это же элементарная вежливость!

Конечно. Именно отсутствие элементарной вежливости часто мешает нахождению контакта.

Как вы думаете, что главное в первом рукопожатии?

Пожатие рук. Ха-ха.

Ошибка. Главное в рукопожатии – взгляд.

Ваш. При встрече собеседник оценивает вас по взгляду. Причем, не по собственному, а именно – по вашему. И если вы отводите взгляд, если собеседник не читает в ваших глазах доброе к себе отношение, а вычитывает суетливый испуг, это породит конфликт, а не контакт.

Если вы пришли беседовать в кабинет или в дом, то стоит помнить, что обстановка говорит охозяине не то, каков он есть на самом деле, а то, каким он хочет выглядеть.

Скажем, если на видном месте в кабинете висит икона, это вовсе не значит, что хозяин истово верующий. Но это, безусловно, означает, что разговор о вере будет ему приятен. Такой пролог вашей беседы поможет человеку стать более естественным и снять маску.

Чтобы человек пошел с вами на контакт, он должен понять, что вы выделили его из общего ряда, что он вам интересен, и вы готовы разделить его интересы.

Американские психологи считают, что 80% своего восприятия человека мы получаем за первые 5 минут общения. Восемьдесят – не восемьдесят, как говорится, кто считает? Но то, что первое впечатление огромно, – это факт.

Поэтому надо иметь в виду, что серьезное, обстоятельное интервью начинается не тогда, когда вы говорите «здравствуйте/», а когда вы, используя правило «одной минуты» сосредотачиваетесь на будущей беседе. Именно с этого момента вы не принадлежите себе, а принадлежите интервью.

Не слишком ли серьезно?

Возможно. Однако огромное количество ошибок, которые делают люди, предпринимая попытки получить информацию, происходят именно из-за того, что они недооценивают важность и серьезность этого дела.

Вошел в кабинет; протянул руку; слабо пожал, глядя в сторону; не осмотревшись, бухнулся в кресло; с ходу начал вопросы задавать... А потом удивился, что разговор не склеился.

Напомним, что мы выяснили: хорошее интервью – это диалог, переходящий в монолог. Вот этот «диалог в прологе» как раз и нужен для того, чтобы снять с человека маску заинтересованностью, вежливостью, добрым к нему отношением.

Когда мы говорим о каком-нибудь человеке: «Я сумел его к себе расположить» – это и означает, по сути, что я сумел снять с него маску. Ведь расположить – значит вызвать доверие, уничтожить страх.

Метафорически говоря...

Метафорически. Хотя в чем-то и буквально. Так вот, образно говоря, маска, которую человек надевает на лицо, сделана из материала мягкого: он растапливается теплом. Теплом вашего отношения к этому человеку.

Если вы испугали собеседника – скажем, излишней иронией, грубым вопросом, глупой шуткой или просто собственным равнодушием, – он наденет маску-броню.

Метафорически говоря?

Метафорически-то метафорически, но потом ее не снять. И не пробить.

Если человек встретил вас в маске – ее можно растопить.

Но, если он надел ее в вашем присутствии, то есть испугался конкретно вас, – снять ее будет почти невозможно.

Скажем, в эфире «Ночного полета» однажды был знаменитый актер, у которого две семьи, и в обеих есть дети... У нас шел замечательный, весьма откровенный разговор. И вдруг – звонок телезрителя.

Я тут ж сказал:

– Не надо распространять сплетни в эфире!

Но было уже поздно. Актер, что называется, выпал до конца передачи, и на все мои вопросы я получал один из трех вариантов ответа: «да», «нет», «я об этом не думал».

Можно тоже вопрос задать?

Понятно, что когда ты хочешь спросить у прохожего «как пройти?» – ты можешь быть самим собой. Нет такой задачи: понравиться прохожему. Но так получается, что когда ты берешь серьезное интервью – скажем, у начальника или как журналист у политика, – нужно играть?

Не в кого, а кого.

Конечно, хорошо бы каждый раз, ведя важный разговор, оставаться самим собой. Но так не бывает. Ради получения нужной информации приходится подчас и прикидываться, и изображать излишнюю заинтересованность, и даже льстить.

Но тут важно вот о чем помнить.

Играть надо не как в комедии дель арте, а по Станиславскому.

Ни фига себе! Нет, конечно: «весь мир – театр, и люди в нем – актеры», но не до такой же степени!

Все не так сложно, как может показаться.

Комедия дель арте – это комедия масок, в которой действуют не живые люди, а образы, маски. Константин же наш родной Сергеевич ввел такое важное понятие «вера в предлагаемые обстоятельства». Вам эти обстоятельства предлагает жизнь, и вы должны в них поверить.

Грубо говоря, нельзя хвалить вашего собеседника, если вы категорически не верите в свои слова. Такая ложь заставит его надеть бронированную маску, и – прощай, беседа!

Как часто, идя, например, к начальству, мы думаем: «Начальник, конечно, редкий козел, но все равно я смогу убедить его в том, что надо мне повысить зарплату!»

Напрасное дело. Обмануть другого – даже редкого козла – это искусство, которым владеют немногие. Если вы думаете, что начальник – идиот, а наденете маску льстеца, – толку не будет.

Убедить себя в том, что перед вами – живой человек со своими проблемами, куда легче. Тем более что у нас есть помощники: Думающий и Доказывающий. Доказывающий, как известно, свое докажет. Вопрос в другом: о чем подумает Думающий?

Легче сыграть роль, поверив в предлагаемые обстоятельства, чем наврать.

Повторю еще раз: хорошо, когда так вести себя нет необходимости. Мне, как телеведущему, повезло: я всегда имел возможность приглашать на передачу людей, которых я искренне уважал и любил. Мне почти никогда не надо было ничего играть.

Но я ведь не только передачи веду. Я общаюсь с разными начальниками. Я и в ДЭЗ хожу, и нередко бываю у людей, от которых зависит моя дальнейшая судьба. И играю, веря в предлагаемые обстоятельства. Более того, думаю, что без такой игры прожить нельзя.

В целом все понятно. Но можно еще раз повторить, что все-таки необходимо сделать, самое главное, чтобы собеседник снял маску.

Самое главное: выделить того, с кем вы беседуете, показать свою заинтересованность. Продемонстрировать, что в момент вашей встречи именно он является самым интересным и нужным для вас человеком на земле.

Для этого даже комплимент годится, если только сказан, а точнее, сыгран искренне, а не механически.

В доброе к себе отношение человек должен поверить. Если есть необходимость, то для этого можно и сыграть. Но только по Станиславскому! В обыденной жизни это сделать не так трудно, как на сцене. Например, когда мы воспитывали своих детей, каждый из нас нет-нет да и играл, со всей силой искренности утверждая, например, что если ребенок будет есть кашу, он вырастет сильным. Или, например, истово ругая его за двойки или плохое поведение.

Что-то в этом все-таки есть циничное?

Не нахожу. В обыденной жизни любой из нас играет. Любой. Поэтому лучше это делать осознанно – понимая как и для чего.

А что делать, если контакта не получилось?

Такое, увы, бывает.

А как варить суп, если нет картошки? Как писать книжку, если нет вдохновения? Как расставаться с человеком, если желания нет, но обстоятельства вынуждают? Как ехать на машине по непролазной грязи?

Вот ровно так и говорить с человеком, если нет контакта.

Если можно не говорить, – лучше не говорить. И суп лучше без картошки не варить; и книжку без вдохновения не сочинять; и с человеком не расставаться; и машину повернуть назад.

А если невозможно?

Тогда вытягивать максимум из создавшейся ситуации. Пусть суп будет не очень вкусным, книжка не очень интересной, отношения с человеком не очень хорошие, а машину, может, вообще придется вытаскивать трактором... Но когда выхода нет, выход остается один – работать. Если вы не нашли с человеком контакта, то всю информацию, которая вам нужна, вы из него не вытянете.

Мы сказали в начале этой главы: нет контакта – нет интервью.

То есть, контакт в интервью – главное.

Да. Но не единственное главное. Есть еще одно.

Я знаю! Это умение вопросы задавать.

Ответ неверный.

Как это неверный? Кто хорошо вопросы задает, тот хорошо и интервью берет. Пословица, ха-ха. И к журналистскому интервью отношение имеет, и просто к беседе. Разве нет?

Нет. Кто умеет слушать – тот умеет брать интервью. Не в рифму. И не пословица. Зато правда. Или, как говорил один из героев моего любимого Григория Горина: это не правда, это хуже, чем правда: так оно и есть на самом деле.

Вот про умение слушать и про то, как трудно его обрести, дальше и поговорим.

Сначала про то, что услышать другого и понять – не просто трудно, а вроде бы, и вовсе невозможно.

Быть самим собой — это необходимое условие для того чтобы быть творцом. Невозможно порождать и воплощать в реальность свои идеи, свои мечты без того чтобы не быть при этом самим собой. Переставая быть самим собой, человек перестаёт быть творцом.

Но человека, с раннего детства, как только человек дорастает до способности мечтать, учат быть кем угодно, но только не тому, как быть самим собой. Ему навязывают чужие мечты, обесценивая и принижая его собственные мечты. И тем самым человека уже в раннем детстве «убивают», его «убивают» как творца. И то, что некоторые люди, как творцы, «воскресают» из мёртвых — это можно назвать чудом.

Что значит, «воскреснуть из мёртвых как творцу»? Это значит перестать быть кем-то и стать самим собой. Это значит перестать носить маски. Это значит перестать вынашивать чужие мечты, чужие идеи. Это значит перестать быть клоуном, развлекающим кого-то, живущим в угоду всем, но только не в угоду самому себе.

Что значит «быть кем угодно»? Что значит носить маски? Это значит жить чьими угодно идеями и мечтами, но только не своими. Это значит воплощать в реальность чьи угодно идеи и мечты, но только не свои.

Человека заставляют жить идеями родных и близких. Человека заставляют жить идеями общества. Общество, друзья, родственники и прочие определяют за человека, что именно ему делать и как ему жить, они же и выбирают для него так называемые « карнавальные костюмы », проще говоря — «маски» . И это не те маски и не те карнавальные костюмы, какие человек надевает на своё тело. Здесь речь уже идёт о духовных, о личностных масках и духовных и личностных карнавальных костюмах. Надевая маску на свою душу, человек скрывает от всех свои истинные эмоции, своё истинное настроение. Надевая маску на свою душу, человек скрывает свои мечты, свои идеи и цели.

И иначе как без этих масок и костюмов, которые надевает человек на свою душу и свой дух, родные, друзья и прочие не желают видеть близкого и дорогого им человека. Да он и дорог-то им близок лишь по той лишь причине, что носит определённую ему духовную маску, определённый ему карнавальный костюм. И никто не хочет видеть его истинное настроение и его истинные мечты. Вот и выходит, что вся наша планета наводнена «духовными клоунами», наводнена теми, кто не тот, за кого себя выдаёт, наводнена людьми в «масках» и «карнавальных костюмах». Не планета, а «арена цирка». Земля — это место действие «грустных и весёлых клоунов».

Слово «клоуны» взято мною в кавычки, чтобы Вы не путали настоящих клоунов с теми «грустными и весёлыми клоунами», в которых превратили себя те, кто хочет выглядеть в глазах других людей не тем, кто он есть на самом деле.

Исключений нет. Маски носят все. Но для кого-то надевание масок – это недостаток, а не преимущество. И не обязательно с ними в этом соглашаться. Каждый сам для себя решает, что ему необходимо. Для кого-то, кто не хочет быть творцом, кто не хочет воплощать в реальность свои идеи и мечты, кто боится верить в себя и свой талант, маски – это благо. Для кого-то, кто не мыслит себя человеком, если не воплощает в реальность свои и только свои мечты, маски — зло. И ещё важно заметить, что у тех, для кого «маски» и «карнавальные костюмы» – это зло, у них нет кумиров, они не являются рабами чьих-то идей. А люди, которых они любят и которые любят их в ответ, не желают видеть друг друга в масках. И для них их недостатки – это повод начать от них избавляться, а не убеждать себя в том, что эти недостатки каким-то образом способствуют их развитию.

Надев на свою личность маску, человек естественно оказывается в мире иллюзий и среди людей-иллюзий, и конечно же ему ни в коем случае нельзя снимать там маску. Маски такого не прощают. Чтобы снять маску, необходимо прежде покинуть ту область, где оказался с помощью этой маски. Только покинув мир иллюзий и людей-масок, человек спокойно и безопасно может снять свою маску.

Но очень многие люди думают, что быть самим собой — это значит показать всему миру свою порочность, свою дикость и недоразвитость. Люди-маски уверены, что снять маску и предстать всем таким, какой ты есть, — это значит стать хамом.

Быть самим собой — это вовсе не значит всем и каждому, надо и не надо, без разбору, когда угодно, начать говорить всё, что ты хочешь, и всё, что ты думаешь. Быть самим собой — это значит жить своими идеями и своими мечтами. Это значит воплощать в реальность свои и только свои идеи и свои мечты. Быть самим собой — это значит ставить перед собой свои цели, а не цели своих родителей, своих друзей, своих начальников и прочих , кто заставил человека напялить тот или иной «карнавальный костюм» на свой дух, заставил надеть ту или иную «маску» на свою душу.

Но именно эту отговорку, чтобы не снимать масок, предпочитают люди-маски. Они говорят, что сняв маску, они наживут кучу проблем. Они, которые не желают снимать маски, полагают, что снятие маски вынудит их говорить всё, что они думают и приносить людям вред. Почему они так думают? Потому что они понимают, что быть самим собой — это значит быть честным человеком. Но они по-своему понимают, что значит «быть честным». И у них честность, почему-то, не знаю, почему, но подразумевает «молоть языком налево и направо всё, что на душе лежит» и всем, и каждому показывать себя таким, какой ты есть. И это они, люди-маски, называют правдой. Это, в их понимании, в понимании людей-масок, значит быть честным.

Но! Быть честным – это не значит говорить всегда только правду. И это не значит показывать себя таким, какой ты есть на самом деле, выделяя свои пороки и недостатки. Ведь пороки и недостатки есть у каждого. Тем более, что под правдой многие ошибочно понимают то, что правдой и не является, но то, в чём человек уверен. И тем более, что в каждом из нас есть много, очень много недостатков, которые никому не интересны и никому не приятны. Люди- маски думают, что если они снимают маску, то тем самым они показывают всем свои пороки. В действительности же, снять маску — это НЕ значит показать свою недоразвитость и порочность. Но люди маски уверены, что маски и надевают для того только, чтобы скрывать свои недостатки. Люди-маски даже не замечают, что надевая маску, они при этом не скрывают ею своих пороков, а наоборот, ещё больше их выпячивают наружу. Невозможно скрыть свои пороки, надев маску. А скрывать от людей свои недостатки и свои пороки — это вовсе НЕ значит носить маску. Скрывать от людей свои недостатки — это значит, оставаясь самим собой, иметь в себе силу и мужество сдерживаться в тех случаях, когда порочность хочет вырваться наружу и проявить себя.

Быть честным — это значит не врать. Вам понятна разница? Или Вы её здесь не видите? Попытайтесь понять, что быть честным человеком — это не значит быть всегда правдивым, а это значит не быть лживым.

Никто не заставляет честного человека говорить всегда правду. И честный человек никогда этого и не делает. Но честный человек всегда остаётся честным потому только, что он никогда не врёт. Не учитесь говорить правду. Учитесь не врать. Но очень многие этого не понимают. И именно они, которые стремятся к тому, чтобы говорить правду и начиная, как им кажется, говорить правду, в действительности начинают врать. Но они этого даже не замечают. Почему не замечают? Потому что они не думают о том, как не врать. Они думают только о том, чтобы сказать правду.

Но вот вопрос! Где ложь, а где правда? Как отличить? Как понять, что всё сказанное не есть ложь? Сделать это очень просто. Ложь там, где «маска». Ложь там, где «карнавальный костюм». «Маска» на душе человека — это уже ложь. И «карнавальный костюм», надетый на дух человека — это тоже ложь, каким бы красивым этот костюм не был. Это всё ложь. Ложь в угоду кому-то. Кому-то, кто настоял на том, чтобы маска или костюм были одеты. И человек, который что-то говорит и при этом он не является самим собой, а в «маске», или в «карнавальном костюме», такой человек всегда врёт. Чтобы человек не говорил, но если он в «маске», или в «карнавальном костюме», следовательно он врёт. Какими бы красивыми его слова не казались — это всё равно будет ложью. И даже если слова человека в маске подкреплены фактами — это всё равно будет ложь. Именно факты украшают ложь людей в масках. И чем чудовищней будет ложь людей в масках, тем весомей будут и представленные ими аргументы, и представленные ими факты в защиту своей лжи.

Что же касается тех хамов и тех горе-правдолюбов, для которых хамить и грубить — это и значит быть самим собой, и принимающих за правду свою тупую уверенность в чём-то, которые по недоразвитости своей ничему, кроме хамства, пока не научились, то никакой правды в их словах не было и нет. Я в этом уверен. Почему я уверен в этом? Да потому что правда не может основываться на ненависти. В основе правды, в основе любой правды, как горькой, так и сладкой, всегда лежит взаимное уважение, сострадание и понимание других людей.

Правда — это не то, в чём уверен только один человек, пусть даже и тот, который не носит масок, и что он сообщает другим людям. Правда — это и то ещё, в чём не сомневаются и другие люди, которые это слышат и которые также не носят масок. А до тех пор никакой правды нет. Правда не может основываться на ненависти и неприязни, на стремлении уничтожить всякое инакомыслие. Ненависть, неприязнь к иным взглядам и мыслям, стремление уничтожить всякое инакомыслие — это хамство.

А хамство и неуважение к другим людям, к чужим мечтам, к чужим идеям, к чужой религии, к чужой философии, к чужой политической системе и так далее свойственно исключительно людям-маскам, людям лживым. Ворваться в чужой дом, с тем, чтобы там нагадить, могут только люди-маски, которые, чтобы показать, что они, якобы, не носят масок, а являются самими собой и несут собой «правду и истину», начинают в грубой форме, путём насилия, порой даже очень жестокого насилия, выпячивать свою порочность, свою недоразвитость и навязывать, навязывать, навязывать всем и каждому свою и только свою «правду и истину».

Если человеку страшно поверить в себя и в своё творческое могущество – это значит, что человек не живёт своей жизнью. Это значит, что человек надел маску и живёт в угоду кому-то, но только не себе. Именно такие люди, люди-маски, верят в кого угодно и во что угодно, но только не в себя. И такому человеку, чтобы перестать бояться, перестать бояться верить в себя и только в себя, перестать полагаться на судьбу, на предсказания, на различных богов, на гороскопы и прочие виды пророчеств, необходимо снять с себя маску. Необходимо снять маску, надетую на человека когда-то и кем-то, кому человек верил и кто его очень сильно напугал. И тогда только человек станет самим собой и перестанет врать. Человек станет честным и воскреснет, как творец, из мёртвых.

________________________________________________

Я - есть Душа, я - Человек

Я - есть Душа, я - Человек,
различие лишь во звучании.
Слово звучит из века в век,
как высшее времён предание.
Что Человек без Мысли-Слова?
Растение. А в чём его основа?
Произрасти и сгнить в земле.
Нет, то уготовано не мне.
Я - Человек, а значит - Мысль,
дано себя Миру открыть
в великом даре Слова,
дарованному Человеку Богом.
Бог Человеку завещал
начало всех начал.
Начало было в Слове,
оно же было в Боге.
Начало, Слово, Бог -
наш истинный исход.

Слово в тупик не заведёт,
Мысль плавная если течёт,
нас к Истине Она ведёт,
путь предрекая наперёд.
А Истина - в высшем познании
предназначения Души. Не я ли,
Человек-Душа, откроюсь Миру
в высшем Слове прозы ль, лиры?

снимаем маски!

Так примерно и есть, потому что этот образ, свою маску человек приобрел очень давно, защищаясь от того, что с ним пытались делать.

Взять и снять маску — страшно .

Человек до сих пор помнит тот ужас, что заставил его маску надеть.

Ужас от того, что настоящим он просто никому не нужен и опасен.

Что за это его ругают, бьют и наказывают.

И человек помнит этот ужас.

Что такое лицо человека?

Это — основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении друг с другом. Это наша визитная карточка.

Общаясь с человеком, мы не только слушаем то, что он нам говорит, но и автоматически отслеживаем его жесты, а главное — мимику.

Причем, не всегда отдавая себе отчет в самом процессе, четко фиксируемся на результате нашего целостного восприятия этой конкретной личности.

Каждую минуту мы играем роль, скрывая истинные чувства и эмоции за масками.

Но иногда мы снимаем маски. Тогда наступает время выбирать лица .

И лица становятся масками.

Настоящие проблемы — это то, что тревожит по-настоящему, то, что нас гложет изнутри.

И со временем мы уже никому не можем показать то, что происходит у нас в душе. Почему?


Почему так страшно показать свое нутро?

Почему так трудно признать, что ты неправ?

Так почему мы скрываем неправоту?

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ОПЛАТИТЬ

Потому что это рушит «образ себя», который человек создал, и по-казывает другим по своим чувствам и эмоциям.

Не настоящий человек общается с людьми, а его образы. И не разрушить этот образ.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмо-циональное напряжение.

Затравленность – состояние современного человека.

Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент – держат людей в постоянном напряжении.

Отсюда мышечные зажимы, спазм кровеносных сосудов, гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д.

Лицемерие, состояние жертвы, «корона на голове», манипулирование и тому подобное — все это проявление Гордыни.


Гордыня — это естественная защита Человека. И не стоит этого стеснятся или считать себя ущербным. Да, да, именно так отвечают мне клиенты, когда приходят на сеансы. Факт состоит лишь в том, что возможно подобная защита и была актуальна раньше, но наступает момент в жизни Человека, что эти эмоции вжились в него и превратились в маску, которая начинает диктовать свои условия и управлять Человеком. И клиент иногда даже не понимает, что с ним происходит: «Откуда эти внезапные вспышки агрессии? Или чуть-чуть чего слезы на глазах, плаксивость?» Об этом сообщают мне клиенты. Это и послужило объединением нескольких техник, для того чтобы максимально помочь людям в решении многих вопросов их физического и психического состояния.

Устранение мышечных зажимов, блоков и страхов при применении совокупности нескольких техник достигается через:

  • полное расслабление;
  • накопление в теле энергии;
  • прямое воздействие на хронические мышечные блоки — кисточковый массаж;
  • выражение освобождаемых эмоций, которые при этом выявляются;
  • спонтанное освобождение от страхов из прошлого.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение.

В результате массажа улучшаются микроциркуляция крови и лимфы, обменные процессы в тканях, разглаживаются мелкие морщинки, мышцы лица подтягиваются и становятся более упругими, улучшается цвет кожи. Массаж дает оздоравливающий, омолаживающий и расслабляющий эффект.

Именно расслабляющий эффект чрезвычайно важен, поскольку любой стресс, болезненное переживание, напряжение «впечатываются» в наше тело и остаются на нашем лице. Благодаря этому массажу высвобождается физическое и эмоциональное напряжение, тело становится расслабленным и естественным, жизненная энергия свободно протекает по лицу и всему телу, появляется ощущение физического и душевного комфорта. Также массаж положительно влияет на мужскую потенцию и восстанавливает гормональный баланс у женщин.

Массаж кисточками и нефритовыми (или оникс) валиками в сочетании нескольких энергетических и метафизических техник — это приятная и интересная процедура, которая позволит вам получить замечательный оздоровительный эффект и расслабиться, забыв о будничных заботах и проблемах. Но лучше один раз почувствовать, чем много раз услышать…

Сейчас древние знания возвращаются к нам в новом качестве.

Кисточковый массаж лица - красивый, мягкий, но при этом очень мощный способ работы. В массаже учитываются индивидуальные особенности каждого клиента, индивидуальность его лица и тела, и результат виден уже после первого сеанса.

Мягкая и глубокая по воздействию, дающая длительный эффект, она названа массажем потому, что мастер держит в руках разные кисточки и совершает ими медленные мягкие движения по лицу клиента. Интересно, что именно эта скорость дает хороший эффект и самые приятные ощущения. Кроме того, с такой скоростью движется лимфа, жидкость, которая выводит токсины из тканей и органов (простыми словами — канализационная система нашего организма).

Целительное действие кисточкового массажа сказывается не только на лице, которое становится моложе и красивее, но на всем организме: он глубоко расслабляется вместе с лицом, в нем восстанавливается естественный энергетический баланс, начинаются и поддерживаются внутренние целительные процессы.

Кисточковый массаж лица - уникальный метод расслабления, снятия «масок» напряжения с лица, коррекции внешности.

Процедура, естественно, начинается с очищения кожи и тонизации. После этого, до применения кистей, минут 8-10 занимает подготовительный массаж лица и тела валиками с кристаллами. Затем начинается волшебный танец кистей: по основным массажным линиям в определенном темпе мастер прикасается кисточками к коже, достигая эффектов лимфодренаж-релакс-покой. В течение сеанса используется 6 пар кистей из натурального ворса разного размера и разной жесткости, каждая из которых дарит непредсказуемые, но очень комфортные ощущения, очищая энергетические каналы, восстанавливая психо-эмоциональный баланс, налаживая работу органов и систем (так как прикосновение кисточками благотворно воздействует на лицевые проекции всех органов).

Массаж лица кисточками длится около 35 минут.

Кисточковый массаж лица — это быстрое восстановление после стресса и физических, психологических нагрузок на организм. Восстанавливает силы и энергию.

И так — приходите, пробуйте и наслаждайтесь результатом!

С Т О И М О С Т Ь

одной сессии «Снимаем маски» в разных странах по-разному,

на данный момент предусмотрены три вида ценовых диапозонов:

150€ 200$ 7000 рублей

ПОЛУЧИТЕ БОНУСЫ для проведения нескольких сеансов, сообщив об этом при заполнении заявки в графе комментариев

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ОПЛАТИТЬ

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.

Теперь я кратко напомню, каким образом можно заметить, что ты (или другой человек) надел маску.

Когда активизируется твоя травма ОТВЕРГНУТОГО , ты надеваешь маску беглеца . Эта маска вызывает у тебя желание уйти от ситуации или от людей, из-за которых, как тебе кажется, ты будешь отвергнут; ты боишься паники и чувства бессилия. Эта маска может также убедить тебя стать как можно более невидимым, уйти в себя и не говорить и не делать ничего такого, что побуждало бы других отвергнуть тебя. Эта маска заставляет тебя верить, что ты не настолько важное существо, чтобы занимать место, которое ты занимаешь, что ты не имеешь права существовать в той полноте, в какой существуют другие.

  • Самообман: Беглец убеждает себя, что он серьезно занят самим собой и другими людьми, – чтобы не чувствовать постоянно, как его отвергают.
  • Усиление травмы: Страдающий травмой отвергнутого усиливает эту травму всякий раз, когда обзывает себя ничтожеством, когда считает, что ничего не значит в жизни других людей, когда избегает определенной ситуации.
  • Исцеление травмы: если ты постепенно занимаешь все больше места, если начинаешь утверждать себя. И даже если кто-то делает вид, что тебя нет, это не выбивает тебя из колеи. Все реже случаются ситуации, в которых ты боишься впасть в панику.

Когда активизируется твоя травма ПОКИНУТОГО , ты надеваешь маску зависимого . Она делает тебя как бы маленьким ребенком, который ищет и требует внимания, – ты плачешь, жалуешься и подчиняешься всему и всем, так как не веришь, что способен действовать самостоятельно. Эта маска заставляет тебя прибегать к разнообразным ухищрениям, чтобы тебя не оставили одного или чтобы уделяли тебе больше внимания. Она может даже убедить тебя заболеть или стать жертвой каких-то обстоятельств, лишь бы получить поддержку и помощь, которых ты так жаждешь.

  • Самообман: Зависимый любит изображать независимого и рассказывать всем, кто пожелает его слушать, что ему очень хорошо одному и что никто ему больше не нужен.
  • Усиление травмы: Страдающий травмой покинутого усиливает эту травму всякий раз, когда бросает важное для него дело, когда позволяет себе упасть, когда недостаточно занимается собой и не уделяет себе необходимого внимания. Он пугает других, слишком интенсивно цепляясь за них, и таким образом добивается того, что они уходят, а он снова остается один. Он причиняет массу страданий своему телу, порождая в нем болезни для привлечения внимания.
  • Исцеление травмы: если ты чувствуешь себя хорошо даже в одиночестве и если меньше нуждаешься в чьем-то внимании. Жизнь уже не кажется такой драматичной. У тебя все чаще появляется желание затевать различные проекты, и даже если другие тебе не помогают, ты способен продолжать дело и сам.

Когда активизируется травма УНИЖЕНИЯ , ты надеваешь маску мазохиста . Она позволяет тебе забыть собственные потребности и думать только о других, чтобы стать хорошим, великодушным человеком, всегда готовым оказывать услуги, даже превосходящие твои возможности. Ты умудряешься также взваливать на свою спину дела и обязанности тех, кто ими обычно пренебрегает, и делаешь это даже раньше, чем они тебя об этом попросят. Ты делаешь все для того, чтобы быть полезным, чтобы не чувствовать себя униженным. Тем самым ты ухитряешься никогда не быть свободным – для тебя это очень важно. Всякий раз, когда твое поведение или твои действия будут мотивироваться страхом стыда за себя или страхом унижения, это для тебя знак, что ты надел маску мазохиста .

  • Самообман: Мазохист убеждает себя, что все, что он делает для других, доставляет ему величайшее удовольствие и что таким образом он поистине удовлетворяет собственные потребности. Он бесподобен в своей способности говорить и думать, что все идет прекрасно, и находить любые объяснения и извинения людям и ситуациям, которые его унизили.
  • Усиление травмы: Страдающий травмой унижения усиливает эту травму всякий раз, когда сам себя унижает, когда сравнивает себя с другими и преуменьшает свои заслуги, когда обвиняет себя в грубости, недоброжелательности, безволии, приспособленчестве и т.п. Он унижает себя одеждой, которая ему не идет и которую он всегда пачкает. Он заставляет страдать свое тело, давая ему столько пищи, что ее невозможно переварить и усвоить. Он причиняет себе страдания, взваливая на себя чужую ответственность и лишая себя свободы и необходимого личного времени.
  • Исцеление травмы: если ты, прежде чем сказать кому-то «да», даешь себе время подумать, отвечает ли это твоим потребностям. Ты уже меньше взваливаешь на свои плечи и чувствуешь себя более свободным. Ты перестаешь сам себе создавать ограничения. Ты способен обращаться с просьбами и требованиями, не чувствуя себя при этом надоедливым и ненужным.

Переживая травму ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ты надеваешь маску контролирующего , которая делает тебя недоверчивым, скептичным, осторожным, властным и нетерпимым, – все это связано с твоими ожиданиями. Ты делаешь все, чтобы показать, что ты личность сильная, и не позволишь так просто тебя дурачить или использовать, а тем более решать за тебя, – скорее, все будет наоборот. Эта маска заставляет тебя хитрить, вплоть до лжи, лишь бы не потерять репутацию сильного. Ты забываешь собственные потребности и прикладываешь все усилия к тому, чтобы другие думали, что ты человек надежный и тебе можно доверять. Кроме того, эта маска требует поддержания показной уверенности в себе, даже когда ты сам себе не доверяешь и сомневаешься в собственных решениях и действиях.

  • Самообман: Контролирующий уверен, что никогда не лжет, что всегда держит свое слово и что никого и ничего не боится.
  • Усиление травмы: Страдающий от травмы предательства усиливает эту травму всякий раз, когда врет себе, когда внушает себе ложные истины, когда нарушает обязательства по отношению к самому себе. Он наказывает себя, когда сам выполняет всю работу: он не решается поручить эту работу другим, так как не доверяет им. Он настолько занят контролем и проверкой того, что делают другие, что на себя у него не остается времени.
  • Исцеление травмы: если ты уже не переживаешь таких бурных эмоций, когда кто-то или что-то расстраивает твои планы. Ты легче ослабляешь хватку. Напомню: ослабить хватку – значит ослабить свою привязанность к результату, избавиться от желания, чтобы все шло только по твоему плану. Ты больше не стараешься быть центром притяжения. Когда тебя охватывает гордость за проделанную работу, ты чувствуешь себя хорошо даже в том случае, когда другие не замечают или не признают твоих заслуг.

Когда активизируется твоя травма НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ , ты надеваешь маску ригидного , которая сообщает твоим движениям и тону голоса холодность, резкость, сухость. Тело тоже становится таким же жестким, ригидным , как и поведение. Эта маска заставляет тебя всюду добиваться совершенства, и в связи с этим ты часто испытываешь гнев, нетерпение, критикуешь и упрекаешь самого себя. Ты чрезмерно требователен и не считаешься с собственными ограничениями. Всякий раз, когда ты себя контролируешь, сдерживаешь, даже проявляешь жестокость к себе, это должно служить знаком, что ты надел свою маску ригидного .

  • Самообман: Ригидный любит рассказывать всем и каждому, какой он справедливый и как светла и беспроблемна его жизнь; ему хочется верить, что у него множество друзей, которые любят его таким, какой он есть.
  • Усиление травмы: Страдающий от травмы несправедливости усиливает эту травму чрезмерной требовательностью к самому себе. Он не считается со своими ограничениями и часто создает себе стрессовые ситуации. Он несправедлив к себе, поскольку слишком самокритичен и с трудом замечает свои положительные качества и результаты работы. Он страдает, когда видит только несделанное или недостатки сделанного. Он страдает оттого, что не умеет доставить себе удовольствие.
  • Исцеление травмы: если ты позволяешь себе быть не таким совершенным, допускать ошибки, не впадая при этом в ярость и не критикуя себя. Ты можешь позволить себе показать свою чувствительность, можешь заплакать перед другими, не боясь их осуждения и не стыдясь временной потери контроля.

Мы надеваем маску лишь по двум причинам: либо из желания быть любимыми, либо из страха потерять чью-то любовь.

Создавая себе травму, мы проходим через 4 этапа:

На первом этапе мы являемся самими собой.

Второй этап – чувство боли, когда мы открываем, что не можем быть самими собой, поскольку это не устраивает окружающих нас взрослых. К сожалению, взрослые не понимают, что ребенок пытается открыть себя, выяснить, кто он есть, и вместо того, чтобы позволить ему быть самим собой, они главным образом внушают ему, каким он должен быть.

Третий этап – бунт против переживаемых страданий. На этом этапе у ребенка начинаются кризисы, сопротивление родителям.

Последний этап – капитуляция, сдача позиций: принимается решение создать себе маску, чтобы не разочаровывать других, а главное – чтобы не переживать вновь и вновь страдание, возникающее из-за того, что тебя не принимают таким, какой ты есть.

Исцеление совершится тогда, когда ты пройдешь через все четыре этапа в обратном порядке, начиная с четвертого и заканчивая первым, где ты снова становишься самим собой.

И первым этапом в этом обратном путешествии является осознание маски, которую ты носишь. Осознать ее тебе помогут описания выше и книга Лиз Бурбо
5 травм, которые мешают нам быть самим собой , богато иллюстрированная примерами из жизни каждой маски

Второй этап – чувство возмущения, бунт при чтении этих текстов, нежелание признать свою ответственность, стремление обвинить других в своих страданиях. Скажи себе в этом случае, что это вполне человеческое свойство – сопротивляться, когда открываешь в себе то, чего не любишь. Каждый по-своему переживает этот этап. У одних бунт и сопротивление принимают отчетливые, яркие формы, другие переносят это спокойнее. Интенсивность возмущения и бунта зависит от твоей открытости, готовности к приятию, а также от глубины травмы в тот период, когда ты начинаешь осознавать все, что в тебе происходит.

На третьем этапе ты должен дать себе право на пережитые тобой страдания и на озлобление по отношению к одному или обоим родителям. Переживая вновь страдания, испытанные тобой в детстве, ты проникнешься тем большим сочувствием и состраданием к ребенку в тебе, чем глубже и серьезнее будешь проходить этот этап. На этом же этапе ты должен оставить свою злость на родителей и обрести сочувствие к их страданиям.

Наконец, на четвертом этапе ты становишься самим собой и перестаешь верить, что тебе все еще нужны твои защитные маски. Ты принимаешь как должное, что твоя жизнь будет наполнена опытами, которые служат познанию того, что для тебя благотворно, а что вредно. Это и есть ЛЮБОВЬ К СЕБЕ. Поскольку любовь обладает великой целительной и вдохновляющей силой, приготовься к разнообразным переменам в твоей жизни – как на уровне отношений с другими людьми, так и на уровне твоего физического тела.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта