Главная » Обработка грибов » Где антиохия. Антиохия

Где антиохия. Антиохия

Античный город Антиохию бесполезно искать на современной карте: на его месте давно стоит турецкая Антакья, в которой практически ничего не напоминает о славном прошлом этого великого города. Его создавали финикийцы, а славу ему принес Селевк I Никатор - один из верных полководцев самого Александра Македонского. Город стремительно разбогател, да так, что на протяжении долгих веков враги так и не сумели разрушить его окончательно. За них это сделали землетрясения.

Антиохия - античный город, некогда процветавший под покровительством богини Тихе. о нашего времени практически не сохранилась архитектура этого города, уцелевшие памятники, в том числе церковь Св. Петра (IV-V вв.), относятся к более позднему периоду.

ПОД ЗНАМЕНАМИ СЕЛЕВКИДОВ

Древняя Антиохия находилась на стратегически важном месте, контролируя торговые пути из Ближнего Востока в Малую Азию, и завладеть ею мечтали многие...

Антиохия - один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.

Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат - богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились се-левкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.

Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение - Иополис, названное так в честь Ио - богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев - одного из главных древнегреческих племен.

К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.

Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор - полководец и сын полководца по имени Антиох.

В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра - Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.

При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.

Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Анти-охия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Анти-охии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.

Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.

Антиохия была одной из столиц государства Свлевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.

СТЕРТАЯ ПАМЯТЬ

В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.

После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпеи. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.

Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Анти-охии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.

В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.

В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.

В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.

Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.

Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.

Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.

К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.

Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) - одного из самых могущественных государств крестоносцев.

Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. - войсками Тимура.

В 1516 г. Антиохию - тогда уже незначительный провинциальный городок - завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем - Антакья (так турки произносили древнее название города).

Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии - турецкий город Антакья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.

■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.

■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.

■ В настоящее время женское имя Анат - одно из самых распространенных в Израиле.

■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых - шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пятьЛаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.

■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь - ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.

■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Природные: река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.
■ Культурные: Хатайский археологический музей.
■ Исторические: римские постройки (городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента ил я Хатай).
■ Культовые : оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.

ЦИФРЫ

Удаленность: около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от Дамаска.
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус): глубина - 13 м, ширина - 9,5 м, высота - 7 м.

Атлас. Целый мир в твоих руках №264

Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте , (Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая ; др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Позже Антиохия на небольшое время вошла в состав Армении, потом (с 64 до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедника Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви (после упадка города центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесар., Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии.

В VI-VII веках входила в состав Византии. Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном. Юстиниан I восстановил Антиохию.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать туркам-сельджукам Антиохию. Но окончательно город был ими завоёван только в 1084.

После долгой осады крестоносцы берут Антиохию в 1098 году; но не передают город Византии, а основывают здесь своё государство - Антиохийское княжество, существовавшее до 1268. После его уничтожения город потерял своё значение.

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

Литература

· Bouchier Ed. S. A short history of Antioch: 300 B. C.-A. D. 1268. 1921.

· Downey G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton University Press, 1961.

· Wallace-Hadrill D. S. Christian Antioch: a study of early Christian thought in the East. 1982.

Акра Алеппо Антиохия Аполлония Аскалон Афек Бельвуар Газа Грот Тирона Дор Ибелин Иерусалим Йехиам Кастель Кейсария Эль-Карак Крак де Шевалье Монреаль Монфор Сидон Тиверия Тир Торон Триполи Турбессель Хайфа Эдесса Яффа

Что за город застыл у меня в глазах?
Что за город сжигает меня огнем?
Град Антиохия на многих холмах.
Град Антиохия - ты слышал о нём...

Анарион «Антиохия»

Великая древняя Антиохия - современная Антакья – лежит на зелёных холмах у подножия горы Хабиб-Неджар (античный Сильфий). Это один из важнейших исторических городов Турции: в Антиохии зародилась одна из самых влиятельных школ богословия, здесь появилась первая в мире христианская церковь, да и само название «христианство» пошло отсюда, город был столицей одного из могущественных государств крестоносцев.

Антиохию основал в 4 веке до нашей эры диадох Александра Македонского Селевк Никатор. Удачно расположенный в плодородной долине реки Оронт город сразу стал быстро развиваться и приобретать вес в качестве центра торговли, которая велась через соседний морской порт Селевкию Пиерию (нынешний Чевлик). Через Антиохию шёл Великий шёлковый путь, а также торговые караваны из Тарса, Алеппо, Дамаска, Вавилона и других крупных городов античности.
Во времена Рима Антиохия стала одним из самых больших городов Средиземноморья и славилась своим богатством. Главная улица была вымощена мрамором, было много фонтанов, театров, красивых вилл и особняков, почти в каждом доме был водопровод.

Антиохия была либеральным и веротерпимым городом, и потому, в начале 1 века множество христиан, спасаясь от гонений, прибывали сюда. Антиохия стала главным центром христианской веры. Здесь крестился апостол Пётр и отсюда направился в свои миссионерские путешествия.

Как раз в Антиохии после проповедей святого Павла и Варнавы образовалась первая в мире община обращённых язычников, и именно в этом городе они впервые назвали себя «христианами».
В первые века нашей эры в Антиохии состоялись десять Вселенский соборов, здесь была резиденция патриарха, а также зародилась одна из двух главнейших раннехристианских школ богословия.

Благополучие Антиохии резко прервалось в первой половине 6 века. Сначала чудовищное землетрясение 526 года чуть на сравняло город с землей, а в 538 году город разрушил и сжёг персидский царь Хосров I, угнав при этом её жителей в рабство.

Город частично оправился при великом византийском императоре Юстиниане I, были возведены красивые дворцы и храмы, но без былой пышности и великолепия. А в 637 году Антиохия была завоёвана знаменитым арабским полководцем Халидом ибн аль-Валидом и присоединена к Рашидунскому халифату на триста последующих лет.

Город стал приграничной крепостью, которую Византийская империя постоянно пыталась отбить.В 969 году это им, наконец, удалось. Византийское правление продлилось ещё сто лет, а затем город на четырнадцать лет захватили сельджуки Румского султаната.

Второе рождение Антиохия получила во время Крестовых походов, после создания мощного Антиохийского княжества.

Вступившее в долину Оронта 25-тысячное войско, ведомое тремя полководцами Готфридом Бульонским, Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским, в октябре 1097 года приступили к одной из самых эпичных осад средневековья. Антиохия была надёжно защищена неприступными высокими и крепкими стенами, такими длинными, что войско крестоносцев могло блокировать лишь четверть её периметра.

Осада Антиохии заняла восемь месяцев, во время которой случилось множество событий, достойных романа - голод, конфликт интересов между полководцами, разрыв с византийским императором, битвы с войсками эмира Алеппо, помощь с материалами для осадных орудий от английского флота, переговоры с посланниками Фатимидского халифата (неудачные, так как правитель Каира предлагал отдать крестоносцам Сирию в обмен на ненападение на Палестину, которая была главной целью всех походов).В итоге, город был взят хитростью. Мосульский эмир Кербога выслал в помощь сельджукам огромную армию, в три раза превосходившую по численности войско христиан, поэтому было решено штурмовать город до её прибытия. Хроники гласят, что Боэмунд Тарентский подкупом уговорил антиохийского оружейника, армянина Фируза, впустить солдат в башню по приставной лестнице.

Ворвавшиеся в город крестоносцы устроили там настоящая резню, а восставшие против сельджуков армяне убили правителя города и преподнесли его голову Боэмунду Тарентскому.

Через два дня к захваченной Антиохии подошла армия Кербоги и окружила город. Испытывавшие недостаток провианта крестоносцы не могли выдержать долгую осаду и потому решено было сражаться. Согласно легенде, за две недели до битвы в храме Святого Петра было обнаружено «Святое копье» Лонгина - то самое, которым в Библии римский солдат пронзил тело Иисуса Христа на кресте. Впоследствии оказалось, что история с копьём была психологическим трюком марсельского монаха по имени Пьер Бартелеми, однако необходимый эффект это вызвало.
В последовавшей битве 25-тысячное войско крестоносцев, горя религиозным рвением, буквально смяло 75-тысячную мусульманскую армию. Сельджукские войска в панике рассыпались, а эмир Кербога бежал обратно в Мосул.Осада Антиохии быстро стала легендарной в Европе, о ней слагались песни и поэмы.

Ну а сам город на следующие 150 лет стал столицей важнейшего в истории Крестовых походов христианского княжества. Первым её князем стал тот самый хитромудрый Боэмунд Тарентский.

При крестоносцах Антиохия вернула себе звание влиятельного центра богословия, а также торгового центра. Население города вновь увеличилось, подпитываемое переселенцами из французской Нормандии и Южной Италии, а также переезжавшими из мусульманских земель православными греками и армянами.
К 13 веку власть крестоносцев в Леванте ослабла. В регионе набирал мощь египетский султанат мамлюков и в 1268 году Антиохия пала перед султаном Бейбарсом. Всё христианское население города было убито, а столица княжества разрушена.

За всё время мамлюкского и османского правления Антиохия так и не восстановилась, превратившись в маленький провинциальный городок и уступив титул экономического центра региона Искендеруну.

Третье возрождение Антиохии пришлось на период французского владычества. По результатам Первой мировой войны Хатай и Сирия отошли Франции. В долине Оронта через Антиохию была проведена железная дорога и город стал транспортным узлом между Анатолией и Ближним Востоком.

По сути современный город Антиохия-Антакья в это время был заложен и построен с нуля, сохранив при этом на своих новых улицах частицы архитектурного наследия своей великой древней истории.

А о современной Антакье и её достопримечательностях будет написано в следующей статье.

Мы начнем с сирийской Антиохии, которая считалась третьим по значимости городом Империи после Рима и Александрии. Она была первым центром христианства за пределами Палестины и исходным пунктом миссионерских путешествий Павла. Город этот находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как ее посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. ее мужское население составляло 150-200 тысяч; мы вправе предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями. Подобно другим эллинистическим городам, город был разделен надвое широкой, украшенной колоннадами улицей. Это единственный известный нам древний город, имевший регулярную систему уличного освещения.

В Дафне, расположенной неподалеку, находилось святилище бога Аполлона, знаменитое своим злочестием. Жители Антиохии также снискали репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название «христиане» (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Врач Лука традиционно считается уроженцем этого города. Вполне возможно, что Евангелие от Матфея было написано в Антиохии.

Археологические раскопки Антиохии и ее порта Селевкии производились в 1931-1939 гг. Возможно, самым важным открытием стала находка сотен напольных мозаик, давших много ценной информации об искусстве и даже о языческих религиозных культах позднего римского и византийского периодов. В городе и пригородах были найдены останки более чем двадцати древних церквей, относящиеся к периоду не ранее IV в. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество «богобоязненных» греков. Возможно, именно из них и вышло большинство новообращенных христиан. Тем не менее исследователям так и не удалось найти никаких следов еврейской колонии, кроме мраморного фрагмента с частью семисвечника (исключением в этом смысле является и надпись VI в., в которой, возможно, воспроизводится отрывок из Библии).

Самой знаменитой находкой, сделанной в этих местах, является так называемая «Антиохийская чаша». Об этой находке было объявлено в 1916 г. Она представляет собой простую серебряную чашу, внешнее обрамление которой украшено изображениями виноградной лозы и фигур Христа и апостолов. Было заявлено, что это Святой Грааль - чаша, которая была у Иисуса на Тайной Вечере, при этом предполагалось, что фигурки на внешнем обрамлении являются портретными изображениями, сделанными в I столетии. Впрочем, благодаря трудам ряда ученых было установлено, что чаша эта была изготовлена, скорее всего, в IV или V столетии и не имела никакого отношения к Тайной Вечере. Тем не менее не вызывает никаких сомнений то, что это один из самых замечательных образцов древнего христианского искусства [

противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща - Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта