Физические нагрузки для похудения так же необходимы, как и правильно организованное питание. Без них тело быстро потеряет форму, кожа станет дряблой и повиснет складками. Особенно это заметно после экспресс-диет, резко ограничивающих поступление калорий. Поэтому, приняв решение о похудении, необходимо сразу же продумать какой именно вид физической нагрузки будет помогать вам в этом процессе.
Современные клубы предлагают огромный выбор самых разных направлений фитнеса. Чтобы легче было в них ориентироваться, надо понимать, что все физические нагрузки делятся на аэробные и анаэробные. Наиболее эффективными для похудения являются именно аэробные нагрузки. Это стало причиной высокой популярности различных направлений аэробики. Анаэробные нагрузки создают силовые тренировки. Без них невозможен рост мышц и обретение рельефного тела.
Если вы хотите не только похудеть, но и получить красивую спортивную фигуру с четко очерченными мышцами, придется сочетать разные виды нагрузок.
Вот ТОП-10 самых популярных разновидностей клубных тренировок:
Из такого разнообразия легко выбрать тот тип физической нагрузки, который максимально соответствует именно вашим целям, темпераменту и индивидуальным возможностям. Принять правильное решение поможет беседа с инструктором и посещение пробных тренировок, которые в большинстве клубов бесплатны.
Когда же нет возможности или желания регулярно посещать групповые тренировки, то можно заниматься самостоятельно в домашних условиях. Ниже приведены несколько наиболее эффективных и доступных разновидностей занятий:
Но физические нагрузки - это не только активные занятия спортом. Те, кто совсем уж не дружит с физкультурой, могут нагружать свое тело совершенно незаметно для себя, просто немного изменив привычный образ жизни. Например, нужно взять за правило больше ходить пешком, причем желательно в быстром темпе. Отказ от лифта может дать дополнительно до 400 потерянных ккал в день. Конечно, все зависит от этажности и того, как часто вам приходится выходить. Из домашней работы самое большое количество энергии забирает ручное мытье полов и выбивание пыли из ковра.
Более того, любой вид активного отдыха на свежем воздухе также способствует ускорению метаболизма и быстрому сжиганию калорий. Будь то игры с ребенком, велосипедная прогулка, катание на роликах, лодке или лошадях - любые физические нагрузки идут в счет, когда необходимо как можно скорее избавиться от лишних килограммов. Поэтому тихие выходные у телевизора или монитора для вас полностью исключены.
Несмотря на то, что физические нагрузки очень полезны, некоторые виды тренировок имеют целый ряд противопоказаний. Потому лучше перед их началом все же посоветоваться с врачом, особенно, если у вас имеются врожденные или хронические заболевания.
Нельзя тренироваться на полный или голодный желудок. В среднем должно пройти не менее часа до или после тренировки. Но некоторые виды занятий ставят особые условия, поэтому этот момент лучше уточнить у инструктора.
Если вы только начинаете активно тренироваться, не стоит слишком усердствовать. На старте главное освоить правильное дыхание и технику выполнения упражнений. Лучше сделать меньше повторений, но правильно. Нагрузка должна увеличиваться постепенно, тогда мышцы будут активно развиваться, а не перенапрягаться.
Нужно помнить и о том, что длительное повторение одного и того же комплекса приводит к привыканию, и результативность тренировок снижается. Поэтому часть упражнений или весь комплекс время от времени нужно заменять новыми.
Трудно сказать, какой именно вид физических нагрузок поможет быстрее сбросить вес именно вам. Отзывы об эффективности разных видов тренировок очень сильно отличаются. Сходятся они лишь в одном - если занятия приносят удовольствие, то пользы от них в разы больше, чем от профессионально проведенных, но на которые вы заставляете себя ходить.
Не последнюю роль играет и правильно скорректированный рацион. Хотя он тоже во многом зависит от того, какому виду тренировок вы отдали предпочтение. Если нужно быстрее сжечь жир, то рекомендуется низкожировая диета и строгое ограничение потребление соли и сахара. Для интенсивных тренировок организму нужны белки и углеводы, чтобы обеспечить запас энергии и строительных материал для мышечных волокон. Общая калорийность не должна опускаться ниже физиологического минимума. Только сочетание активного образа жизни и принципов здорового питания даст максимально быстрый результат.
Обязательна ли физическая активность для похудения? Правда ли, что не любые нагрузки «сжигают жир»? Как, когда и куда расходуются тренировочные калории? Есть ли оптимальная для всех программа похудения?
Тем, кто только начинает думать о подобном выборе для себя, и впервые пытается найти ответы на эти вопросы, мы расскажем самые основные принципы, важные при потере веса.
Для начала, зададимся вопросом, всегда возникающим у начинающих: а насколько вообще нужны худеющим физические нагрузки? Ведь если наука установила, что при отрицательном балансе калорий человек в любом случае будет худеть, то, быть может, достаточно просто поменьше есть, и все? Будем есть вдвое меньше, чем тратим, и похудеем. Правильно? Правильно. Но в таком похудении есть несколько неприятных моментов:
Поэтому, чтобы не получилось так, что человек начинает есть меньше, а толстеть еще больше, обычно диетологические рекомендации предписывают не создавать дефицит калорийности более 10-20% привычного рациона, и не переходить границу калорийности, за которой организму перестает хватать даже на ежедневные нужды - энергоснабжение сердца, мозга, легких... При небольшом энергодефиците организм практически «не замечает», что он худеет - ежедневные колебания энергобаланса значительнее, чем среднее дневное похудение. Но скорость такого похудения редко может быть более 2 кг в месяц для женщин и 3 кг для мужчин. При этом все равно остаются проблемы, связанные с потерями мышечной массы, хотя при медленном похудении они не столь существенны - формы тела обычно догоняют небольшие мышечные потери, в отличие от режима голодания.
Вот так, собственно, и получается, что если мы решили похудеть, то делать это и более эффективно, и более красиво мы сможем, только лишь увеличивая физическую активность. Умеренные занятия (поначалу это могут быть и танцы или ходьба) приносят сразу много плюсов:
Только начинающие не должны самообманываться, спортивные занятия не означают менее серьезного отношения к диете, а они лишь улучшают эффективность, комфорт и оздоровляющий эффект от правильного питания. Более того, в интернете иногда можно прочитать в таблицах энергозатрат цифры вроде «уборка квартиры - 350 ккал». Не верьте, нетренированная женщина, как правило, не потратит за все свои гимнастические упражнения и 300 ккал! А при этом одна лишняя шоколадка их содержит более 500! В любом случае, начинающим, и особенно женщинам, стоит помнить, что основные мышцы у человека в ногах, и никакая работа руками не сравнится, в масштабах организма, например, с ходьбой вверх по лестнице, приседаниями, интенсивными танцами или велотренажером.
Итак, если мы решили, что будем заниматься, то что лучше? Здесь, для начинающих, в первую очередь, вопрос в индивидуальных предпочтениях, а также в возможностях. Некоторые виды хороши простотой и дешевизной - ходьба по парку или по лестнице доступна всем, некоторые виды, наоборот, хороши эксклюзивностью - занятия с личным тренером вам помогут без проблем «втянуться» в тренировки, а если они оплачены на полгода вперед, то их будет жалко пропускать:). Однозначно, что любая физическая нагрузка принесет огромное количество вышеупомянутых плюсов, и гораздо важнее выбрать то, что наверняка сможет стать частью вашего образа жизни, тот режим, которого вам легче будет придерживаться, чем вычислять разницу между разными видами активности, а потом понять, что выбранным занятием регулярно заниматься не получается..
Однако, как и в случае с питанием, очень много мифов связаны с выбором оптимального вида физической нагрузки для худеющих. Для начала развеем характерные заблуждения:
Еще одна сторона проблемы нагрузок при похудении - ограничения по здоровью. Человеку с избыточным весом часто врачи не рекомендуют некоторые виды активности. Здесь мы отсылаем вас консультироваться со своим врачом, но общеизвестно, что при больших обычно рекомендуется избегать больших ударных нагрузок на суставы - например, ходьба или велосипед предпочтительнее бега, а при ИМТ>40 часто рекомендуют плавание. Тем не менее это ваша жизнь, ваш выбор, и с хорошим врачом всегда можно обсудить свои проблемы. Не бойтесь задавать доктору вопросы: чем именно я рискую, начав заниматься таким-то спортом? Как можно уменьшить мои риски при данных занятиях? Чем похожим можно данные упражнения заменить?
Так или иначе, почти при любой ситуации можно найти возможность для активности (ходить пешком вместо лифта по лестнице и вместо автомобиля до работы и магазина, приседать в обеденный перерыв, гулять с ребенком по пересеченной местности, и т.д.). Причем нагрузки (особенно если это силовые - те, которые мы делаем «на пределе силы») сжигают калории не только во время занятий, но и в течение суток после! Также нагрузки вызывают в организме и гормональные изменения, стимулирующие.распад жировой ткани и формирование мышечной. Днем вы занимались, а несколько следующих ночей ваши мышцы будут расти, а жир таять, благодаря гормону роста , вырабатывающемуся при предельных для вас нагрузках.
И старайтесь подобрать себе занятия, чтобы заниматься с удовольствием. И дело не только в выработке приятной привычки. Давно известно, что эндорфины стимулируют в организме выработку гормона роста. Также положительно на мышечный рост (сразу через несколько гормонов) влияет хороший сон, поэтому старайтесь высыпаться, хотя бы в ночи перед и после тренировки.
Дайте вашему телу возможность насладиться силой и движением! И тело вас отблагодарит и ощущениями, и видом, и цифрами на весах!
Образ жизни современных людей зачастую приводит к появлению лишних килограммов, от которых впоследствии довольно сложно избавиться. А виной всему неправильное питание, игнорирование физических нагрузок, сидячая работа и постоянные стрессовые ситуации. Похудение в этом случае становится непростой задачей, требующей не только желания, а и комплексного подхода к данной проблеме. Справиться с ней можно собственными силами и в домашних условиях.
Для похудения недостаточно выделять несколько часов в неделю на физнагрузки. Это должен быть правильный образ жизни, которому нужно следовать ежедневно. Прежде всего, это касается режима дня. Желательно придерживаться определенного графика каждый день:
Каждый день можно вести записи своих результатов - взвешивание, замеры объемов талии и бедер. Это будет стимулировать для дальнейшей борьбы с лишними килограммами.
Занятия домашними делами должны проходить в активном режиме. Уборка, приготовление пищи, походы за продуктами также могут стать хорошими физическими упражнениями, если делать их в хорошем настроении и правильно подобранном темпе.
Для похудения в проблемных зонах (таких, как бедра, ягодицы, руки и живот) полезным будет массаж. Его можно делать как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессиональных массажистов. После него следует принимать контрастный душ, либо выполнять физические упражнения.
В борьбе с жировыми отложениями поможет также посещение сауны или бани. Однако важно учитывать противопоказания. Чтобы ускорить процесс похудения достаточно ходить туда 1 раз в неделю.
Важной составляющей похудения является правильное питание. Без него физические нагрузки не будут эффективными. Полный отказ от еды категорически запрещен, так как потерянные таким образом килограммы быстро вернутся с возобновлением привычного рациона питания. Тут главное соблюдать меру и придерживаться временного режима.
Количество приемов пищи должно быть не менее 5. При этом порции - небольшие. Чтобы не было соблазна съесть много, можно взять тарелку небольшого размера и съедать не больше, чем в нее помещается. Первое время после еды будет оставаться небольшое чувство голода. Однако со временем организм привыкнет. Также нельзя есть перед сном . После приема пищи должно пройти хотя бы пару часов.
Большое значение имеют потребляемые продукты. Они должны быть приготовлены на пару или сварены. В рацион должно входить большое количество свежих овощей и фруктов. Мясо и рыбу следует выбирать нежирных сортов. Потребление картофеля лучше ограничить. Важно исключить из рациона продукты, которые содержат красители и ароматизаторы, так как они мешают нормальному обмену веществ. Сладости и мучные изделия также должны потребляться в умеренном количестве в первой половине дня.
Важно также и правильно сочетать продукты. Лучше разделять их по разным приемам пищи, а не смешивать. Каждый продукт по-разному усваивается организмом. Раздельное питание поможет сделать этот процесс правильным и ускорить обмен веществ.
Для выведения из организма вредных веществ и улучшения метаболизма нужно пить много воды (равномерно в течение дня).
Правильно подобранные упражнения будут способствовать более быстрой потере веса. В первую очередь - это кардионагрузки. Их характер может быть разным и зависит от предпочтений и возможностей. Это может быть бег, занятия на кардиотренажерах, прыжки со скакалкой.
Если соблюдается правильное питание и ведется активный образ жизни, то для кардионагрузок достаточно выделять 2-3 дня в неделю. Продолжительность тренировок должна быть не менее получаса. Тогда жировые отложения будут сжигаться быстрее. Кардиоупражнения могут быть одинаковыми каждую тренировку или меняться.
Самым доступным вариантом кардио для домашних тренингов являются прыжки со скакалкой. Их можно выполнять, не выходя из дома и в любое удобное время. Скучными такие занятия точно не будут, так как упражнения с данным видом снаряда могут быть разными - прыжки обеими ногами, поочередное перепрыгивание конечностями, прыжки на одной ноге, кручение скакалки назад и так далее.
Однако похудение при помощи одних лишь кардионагрузок не приведет к идеальной фигуре. Так как килограммы уйдут, а кожа после этого станет дряблой и обвисшей. Поэтому необходимо выполнять и силовые нагрузки на разные группы мышц. Подбирать комплекс можно самостоятельно. Однако желательно, чтобы он охватывал все тело и прорабатывал ноги, ягодицы, пресс, руки, спину и грудь. Достаточно подобрать по 1-2 эффективному упражнению на каждую мышечную группу.
Выделять время для силовых нагрузок можно также 2-3 раза в неделю. Допустимо их выполнение как после кардионагрузки, так и в отдельные дни. Продолжительность силовой тренировки должна составлять 30-45 минут.
Для создания красивой и тонкой талии полезным станет кручение хула-хупа. Делать это можно ежедневно по 10 минут. Такой тренинг не требует особых затрат времени, так как его можно проводить даже при просмотре телевизора. С этой же целью можно использовать домашний тренажер - грацию.
Красота тела зависит только от собственной самоорганизации и самоотдачи. Мечтать о стройной фигуре недостаточно - нужно еще и активно работать над собой.
В XIX веке города стали быстро разрастаться в размерах и людям стало сложно добираться куда либо на своих двоих. Содержать в городе лошадей, карету, кучера и пр. было по карману только самым знатным и богатым. А что делать благородному, но не очень богатому, джентльмену если он с женой собрался в театр? Предприимчивые люди быстро сообразили, что можно зарабатывать очень неплохие деньги помогая жителям больших городов добираться с комфортом в театр, в гости и вообще куда им надо.
Кабриолет был очень элегантен.
В начале XIX века в Париже появились первые наемные экипажи, кабриолеты – нечто среднее между такси и машиной на прокат. Если вам необходим был транспорт на определенное время, можно было заказать кабриолет - легкую двухместную и двухколесную тележку. В нее впрягалась одна лошадь. Кабриолет подгонялся к вашему дому и управлялся либо кучером, либо вами если Вы были вдвоем. Кучер, подогнавший кабриолет переходил на площадку сзади кабинки. Когда заказчик больше не нуждался в кабриолете, кучер пересаживался вперед и возвращался в свою конюшню.
Кабриолет.
В Англии в качестве такси применялся экипаж под названием кэб, что является сокращением от "кабриолет". Лондон в ХІХ веке был политическим, экономическим и финансовым центром мира. За девятнадцатое столетие население города выросло с 1 миллиона до 6,7 млн человек. Кэб оказался очень востребованным средством передвижения. Шерлок Холмс и доктор Ватсон часто использовали этот вид транспорта для передвижения по Лондону.
Кэб был изобретен Джозефом Хэнсамом. Компактный двухколесный экипаж, с низко расположенным центром тяжести, обладал большой скоростью и маневренностью. В нем пассажиры только ехали, но не управляли лошадью. Место для кучера находилось за пассажирской кабинкой и было поднято так высоко, что колени кучера были почти вровень с крышей. Два пассажира сидели в кабинке укрытой от непогоды. Кабина надежно защищала пассажиров от грязи и камней вылетавших как из под копыт собственной лошади, так и от грязи летевшей с колес встречных экипажей. Когда в кабинке появились стеклянные окошки, ехать пассажирам стало веселее. В задней стенке, под потолком, находился лючок для общения седоков с кучером. Через этот лючок пассажиры расплачивались. Потребность в кэбах была велика, но и кэбов на улицах Лондона было множество. Выскочив в спешке из дома или из конторы можно было без труда и быстро «словить» кэб.
Классический лондонский кэб.
Ландо и Фиакр.
Более шикарным экипажем считалось ландо - лёгкая четырёхместная повозка со складывающейся крышей. Глядя из нашего времени, можно сказать, что ландо было чем-то вроде шестисотого мерседеса в мире конных экипажей. Пассажирские сиденья в ландо разположены лицом друг к другу. Если ландо использовалось в качестве «такси», то оно называлось фиакр. Слово «фиакр» произошло от названия гостиницы «Отель святого Фиакра» в Париже, возле которой наемные конные экипажи впервые появились в 1620 году. В Англии был свой вид шикарного экипажа – кэб, созданный Генри Бруэмом. Он тоже был четырехколесным и на рессорах. Кучер сидел впереди.
Извозчики.
В XIX веке в городах России любой желающий не идти, а ехать мог воспользоваться услугами извозчика. Только в Москве насчитывалось 11 тысяч извозчиков.
Видно, что господин в коляске испытывает уважение к самому себе.
Стоянки размещались не только у вокзалов, но и в других людных местах. Даже сегодня производят впечатление фотографии большого скопления колясок возле памятника А.С.Пушкину на Садовом кольце.
Стоянка извозчиков. Коляски на любой вкус.
Извозчики использовали в основном двухместную четырехколесную коляску, в которой ямщик сидел впереди седоков на приподнятом облучке. Извозчики делились на: «ванек» - крестьян приехавших из сёл на заработки (цены у них были самые низкие) и «лихачей» - элитные экипажи, рассчитанные на состоятельных седоков. Если «ванька» брал с пассажира 30 коп., то «лихач» 3 рубля. Извозчикам присваивались категории, подтверждаемые цветом колясок: красного цвета – первая, синего – вторая, остальные – третья категория.
Как сегодня водителей, так в старину извозчиков не обходили своим вниманием власти. Коляскам присваивались номера; извозчиков терроризировали городовые, требуя «делиться» доходами. Даже был своеобразный техосмотр: коляска должна была быть чистой и прочной, лошади сытыми и здоровыми, ямщику нужно было одеваться по предписанной форме (красный или синий кафтан, в зависимости от категории, и неглубокий цилиндр с полями и пряжкой). С наступлением темноты надо было зажигать фонарь.
Ямщик одетый по всей форме.
Проворн ый дилижанс и омнибус для всех.
Как и сегодня, большинство пассажиров в прошлом ездили не в индивидуальных фиакрах или кабриолетах, а в многоместных каретах – дилижансах и омнибусах. Название «дилижанс» произошло от французского слова «проворный», а «омнибус» по латыни означает «для всех». Дилижанс от омнибуса отличался тем, что был предназначен для междугородних сообщений, а омнибус для внутригородских перевозок. Внешне они были очень похожи. Как правило, в дилижанс впрягались две пары лошадей цугом. Омнибус тащили две лошадки, изредка тройка. Вход в омнибус производился через заднюю дверь, по лестничке. Во второй половине ХІХ века дилижансы и омнибусы имели большие остекленные окна. Дилижанс или омнибус имеющий сиденья на крыше назывался «империал». Мужчины обычно ехали сверху, а женщины, дети и старики располагались внутри.
Скорость передвижения почтово-пассажирских дилижансов составляла 9-10 км/ч. Поездка по маршруту Париж-Базель (Швейцария) занимала 60 часов. Дилижансы ехали днём и ночью. Остановки делались только на станциях для смены лошадей.В это время можно было перекусить в станционной таверне. В России первый дилижанс появился в 1820 году на линии Петербург – Москва. Расстояние это покрывалось за 4 – 4,5 дня и стоимость проезда составляла 95 рублей за одно место, при зарплате подавляющего большинства чиновников менее 100 руб в год. Начинающий приказчик в магазине получал 50 руб. в год. В каретах помещалось по восемь пассажиров.
Предшественник автобуса родился в Нанте.
«Дедушка» автобуса появился на свет в начале XIX века во Франции, в Нанте. И там же родилось его название. Молодой человек, Этьен Бюро, создал специальный многоместный конный экипаж для перевозки служащих из конторы судоходной компании в портовую таможню. Эта многоместная карета отправлялась с площади от шляпного магазина, на котором была вывеска на латыни:«Omnes Omnibus» - «Всё для всех». Вот конторские служащие и стали называть эту карету – омнибус, т.е. « для всех».
Бедные лошадки! Желающих воспользоваться услугами омнибуса всегда было много.
Отставной офицер Станислас Бодри построил в 1826 году на окраине Нанта паровую мельницу и при ней открыл публичную баню, чтобы использовать избыточное тепло. Он воспользовался идеей Этьена Бюро и организовал омнибусную линию из центра города для привлечения в баню посетителей. Вскоре он обнаружил, что многие люди используют его «вуатюр омнибус» не для поездок в баню, а просто чтобы добраться из центра на окраину. Это натолкнуло его на мысль об организации коммерческих пассажирских перевозок по городу. Скамейки в омнибусах Бодри располагались вдоль стенок, как в вагонах метро.
Лондонский омнибус. Сверху в двери заглядывает кондуктор и требует чтобы пассажиры потеснились еще для одной пассажирки (с голубым зонтиком).
Художники прошлого дали нам хорошую возможность представить как ездили наши предки в омнибусах и дилижансах. Великолепна картина Мориса Делондра «В омнибусе» (1880 г).
Одна из картин цикла "В омнибусе".
Только одежда людей и просматривающиеся через переднее окно лошадиные головы свидетельствуют, что это не вагон метро. Подобные лица и даже выражения лиц можно увидеть и у наших современников. Хороши жанровые сценки петербургских художников, показывающие неистовый штурм омнибуса желающими ехать и неукротимый напор пассажиров уже приехавших и реализующих свое право на выход.
Петербургский омнибус.
Стремительное распространение дилижансов и омнибусов в Европе и Америке .
Идея общественного транспорта витала в воздухе. Вскоре омнибусы появились в других городах Франции, а затем и в других странах. Англичане утверждают, что первое омнибусное сообщение между центром Манчестера и его пригородом организовал Джон Гринвуд, еще за два года до Бодри. В Лондоне первая линия омнибуса появилась в 1829 году. Эта линия считается началом истории знаменитых лондонских автобусов.
Омнибус (империал) на улице Лондона. На подножке стоит кондуктор, пропуская пассажиров наверх по винтовой лесенке, либо через дверцу во внутрь салона.
Джордж Шилибер, позаимствовав французскую идею, создал свой тип 22-х местного омнибуса. Однако на старых узких улицах такому омнибусу было трудно разворачиваться и пришлось его уменьшить до 12 мест. Первый лондонский маршрут имел протяженность 8 км и омнибус проходил его за час. Английская почта для своих грузо-пассажирских перевозок использовала в качестве дилижанса свой тип конного экипажа, больше похожего на обычную карету с боковой дверцей. Но люди сидели как и в омнибусе внутри и сверху, на крыше, на специальных местах.
Омнибус в Париже. Начало ХХ века.
В дилижансах большая часть крыши была занята под багажное отделение. И только впереди и сзади располагались сиденья. В городском омнибусе ехали без громоздких баулов и чемоданов, поэтому вся крыша была занята пассажирами. Очень интересно и даже комично смотрятся на старых фото омнибусы, на крышах которых важно восседают солидные господа в цилиндрах. Летом, в хорошую погоду, пожалуй приятно было, даже несмотря на тряску, проехаться на крыше дилижанса, разглядывая местность по которой передвигались дилижансы от одного города к другому. Осенью или зимой удовольствия от таких путешествий было совсем немного. На картинах можно увидеть дилижанс на зимней дороге, с трудом пробивающийся через сугробы. Кучер и пассажиры на крыше залеплены снегом и съежились под порывами холодного ветра. Во время дождя вся крыша «обрастала» множеством зонтиков.
Зимняя дорога.
Каких-нибудь 100 лет назад поездки были делом трудным, требовавшим выносливости, здоровья и умения стойко переносить дискомфорт. Омнибусы и дилижансы верно служили людям до начала Первой мировой войны. В Санкт-Петербурге последний омнибусный маршрут был закрыт в 1914 году.
В XIX веке возник и рельсовый транспорт: конка, трамвай, поезд. Но это тема для отдельного разговора.
Статья написана для журнала "Тайны ХХ века".
» от 1993 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт. Всего вышло 53 выпуска.
Участники:
Юрий Арсёнов (г. Москва) , Олег Столяров (г. Воронеж), Людмила Дубова (г. Аша); Александр Борабков (г. Щёкино), Юрий Коротенков (г. Калининград) (390 очков), Илья Черепов (г. Москва); Юрий Семенюков (г. Вязники), Марина Хижникова (г. Фрязино) , Владимир Кетов (г. Алапаевск);Игрок отказался от суперигры.
Участники:
Ирина Чувилина (г. Москва) (390 очков), Алексей Епифанов (г. Смоленск), Елена Калинина (г. Москва); Александр Морковин (пос. Курилово) , Ольга Кажаева (г. Выборг), Юрий Семчук (пос. Колосовка); Лариса Гаврилова (г. Энгельс), Елена Кошокина (с. Худынское), Борис Евкацов (г. Клинцы) ;Участница не отгадала слово.
Участники:
Юрий Скомороховский (г. Семипалатинск), Сергей Ситин (г. Череповец) , Алла Коньшина (г. Фергана); Нина Крутикова (г. Москва) , Любовь Гнесина (г. Васильков), Анатолий Маланин (пос. Иловля); Андрей Варламов (г. Москва), Евгений Доронин (г. Нижний Новгород), Тофик Ахнудов (г. Саратов) (375 очков);
Игрок не отгадал слово.
Участники:
Валерий Нарьянен (г. Таллин), Олег Горюнов (г. Москва) , Татьяна Муравицкая (г. Киев); Илья Марабути (г. Краснодар) , Евгений Изместьев (г. Киров), Александр Каратюн (г. Бобруйск); Фёдор Харамов (г. Ташкент) (225 очков), Светлана Поташова (г. Киров), Александр Машарин (г. Северодвинск);
Игрок не отгадал слово.
Участники:
Анатолий Тишаков (г. Фрязино), Надежда Гаврилов (г. Прокопьевск), Владимир Грантовский (г. Городец) ; Ирина Крашенинникова (г. Пенза), Владимир Брагин (г. Козьмодемьянск) , Нонна Марыгина (г. Новочебоксарск); Элита Суворова (г. Вильнюс), Ирина Арюнина (г. Москва) , Виктор Пахомов (г. Санкт-Петербург);
Вся тройка финалистов выбыла и победитель не определился, но сын участницы Сергей Колпаков отгадал слово и выиграл суперприз: телевизор.
Участники:
Сергей Каргопольцев (г. Курган), Лилит Карапетян , Сергей Морозов (г. Кимры); Пётр Капустин (г. Магадан), Владимир Хливцев (г. Санкт-Петербург) , Валентин Стойлов (г. Тюмень); Марина Желга (г. Усть-Лабинск), Юрий Руднев (г. Тула) (4 025 очков), Анатолий Паходенко (Навигационный капитан теплохода «Шота Руставели»);
Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: видеомагнитофон.
Участники:
Владимир Волков (дер. Родники), Анатолий Каноненко (г. Омск) , Марина Храмова (г. Воскресенск); Василий Зуберилин (г. Шумерля), Надежда Кононова (пос. Вахруши), Елена Крышмарюк (г. Нижний Новгород) ; Наталья Лоскова (г. Ростов-на-дону), Владимир Чёрный (г. Винница), Авак Алахвердов (пос. Новоайдар) (1 550 очков);
Игрок не отгадал слово.
Участники:
Вадим Коляда (г. Домодедово), Любовь Мелкова (г. Москва) , Василий Юрчик (г. Москва); Владимир Зуев (г. Железнодорожный), Владимир Добычин (г. Москва), Татьяна Цыганова (г. Москва); Анатолий Крючков (г. Москва) , Кристина Хачатурян (г. Москва), Наталья Склярова (г. Москва);
Два финалиста выбыли и победитель не определился, поскольку у них выпал игровой сектор «Приз» и каждый забрал его.
Участники:
Борис Филяев (г. Москва) , Татьяна Дворкина (г. Екатеринбург), Людмила Сенчурина (г. Ухта); Майя Озерова (г. Санкт-Петербург), Лилия Шапоровская (г. Киев) (800 очков), Алексей Варежкин (г. Владимир); Владимир Хорьков (г. Ефремов), Елена Богорад (г. Уфа) , Маргарита Дёмина (г. Анадырь);Участница отгадала слово и выиграла суперприз: музыкальный центр.
Участники:
Владимир Вайцуль (г. Орехово-Зуево), Татьяна Бургина (г. Самара), Николай Трушов (г. Верхняя Салда) ; Роза Кузнецова (г. Москва), Татьяна Кононова (г. Щёлково), Анатолий Акулов (г. Конотоп); Антонина Шепелёва (г. Семипалатинск), Фёдор Ямщиков (г. Выборг), Виктор Попович (г. Липецк);
Единственный финалист выбыл и победитель не определился.
Участники:
Виктор Колбинков (г. Москва), Елена Сухих (пос. Вилегодск) , Елена Экономова (г. Москва); Иван Ивкин (г. Брянск), Ольга Гончарова (г. Вологда), Михаил Кортовенко (г. Жуковский) (3 550 очков); Наталья Азарова (г. Волгоград), Евгений Калинников (г. Тула), Александр Славин (г. Чертков).
Игрок отказался от суперигры.
Участники:
Олег Москевич (г. Севастополь) , Людмила Вал (с. Полевое), Татьяна Гайченко (г. Москва); Александра Стеблицкая (г. Звенигородка) , Эдуард Задубровский (г. Рига), Виктор Воробьёв (г. Ряжск); Даниэль Корона (г. Кировоград) (350 очков), Екатерина Богатырёва (г. Саратов), Светлана Рейнгарл (г. Валуйки);Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: музыкальный центр.
Участники:
Елена Савина (пос. Пионерский), Георгий Гаврилов (г. Прокопьевск), Юрий Житарь (г. Кишинёв); Алевтина Гришина (г. Брянск), Валентин Голомолзин (г. Санкт-Петербург), Игорь Кобелев (г. Воронеж) (750 очков); Сергей Корсаков (г. Челябинск), Алевтина Кривенко (г. Мурманск), Светлана Романова (пос. Переяславка-2) ;
Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: однокомнатная квартира в любом городе России, предоставленной всероссийской лотерее «Шанс».
Участники:
Виталий Вагин (г. Светлый), Иван Ивасенко (г. Волгодонск), Марина Цебикова (г. Брянск) (300 очков); Леонид Заварзин (с. Патруши), Диана Кудряшова (г. Самара), Алла Стогова (г. Москва) ; Николай Винокуров (г. Смоленск), Людмила Конева (г. Харьков) , Юрий Михайлов (пос. Монино);
Участница отгадала слово и выиграла суперприз: микроволновая печь.
Участники:
Валерий Попов (пос. Балабасово), Александр Торожинский (г. Сергиев Посад), Людмила Александрова (г. Прохладный) ; Юрий Симиряков (г. Вязники) , Марина Сорокина (г. Москва), Сергей Глухов (г. Краснодар); Маргарита Минко (г. Троицк) , Игорь Кувсинов (г. Феодосия), Виктор Карпов (г. Карачёв);
Вся тройка финалистов выбыла и победитель не определился, поскольку у всех выпал игровой сектор «Приз» и каждый забрал его.
Участники:
Наталья Бритова (г. Нижний Тагил), Антон Павленко (г. Москва) , Алексей Воронин (г. Ливны); Илья Гришин (г. Москва) , Михаил Нацепинский (г. Пёчора), Елена Могильная (г. Павлоград); Роман Лукьяненко (г. Нальчик), Елена Макашова (г. Москва), Юлия Павлова (г. Москва);
Участники:
Тамара Гершевицкая (г. Киев), Александр Федосеев (г. Москва) , Олег Петренко (почт. отд. Первомайское); Людмила Рубан (г. Сумы), Анатолий Пушенко (г. Москва), Евдокия Бойко (г. Нежин); Олег Столбовский (г. Воронеж), Ирина Сурайкина (г. Саранск) , Владимир Пинаев (г. Рыбинск);
Два финалиста выбыли и победитель не определился.
Участники:
Александр Макеев (г. Пушкино), Константин Жуков (г. Омск), Александр Дейнеко (г. Москва) (1 850 очков); Андрей Минин (г. Калининград) , Игорь Табаков (г. Калуга), Сергей Коротков (г. Москва); Владимир Серёдкин (г. Воронеж), Владимир Зотимов (г. Москва), Виктор Горкин (г. Ростов) ;
Игрок не отгадал слово.
Участники:
Альберт Ибрагимов (г. Санкт-Петербург), Алла Зарубина (г. Нижний Новгород), Владимир Овсянников (г. Энгельс) ; Геннадий Сотников (г. Артёмовск), Татьяна Берестова (г. Йошкар-Ола) , Наталья Вейтша (г. Даугавпилс); Елена Рыхлова (г. Кандалакша), Леонид Михалёв (г. Вильнюс) (0 очков), Владимир Белоченко (г. Житомир);
Игрок не отгадал слово.
Участники:
Вадим Пронь (г. Мариуполь), Сергей Железин (г. Самара), Андрей Простов (г. Москва) ; Галина Ульянова (г. Ульяновск), Татьяна Зыкова (г. Минусинск), Александр Куц (пос. Монино) ; Вениамин Солодяненко (г. Надым), Александр Комшин (г. Кохтла-Ярве), Людмила Ларина (г. Москва);
Два финалиста выбыли и победитель не определился.
Участники:
Владимир Шеваршенко (г. Владимир) (4 550 очков), Елена Варнавская (г. Подольск), Вячеслав Кобышев (г. Клинцы); Инна Шамраева (г. Мелитополь), Ольга Рыбникова (г. Щербинка), Вячеслав Урюпин (г. Бокситогорск) ; Алексей Кавандаров (г. Сызрань), Надежда Феофилактова (г. Мурманск), Раиль Салимжанов (г. Саратов) ;Игрок не отгадал слово, но ему был вручён специальный приз: автомобиль ВАЗ-2109 и половина акции от концерна «Автомобильный всероссийский альянс».
Участники:
Юрий Мерзлов (г. Житомир), Николай Николаев (г. Брянск), Диана Васильева (г. Москва) ; Виктор Клинов (г. Тверь), Сергей Голубев (г. Москва), Елена Лютина (г. Пермь) ; Владимир Бакушенко (г. Помошная), Ольга Артёменко (г. Челябинск), Анна Фатиади (г. Алматы) (1 150 очков);
Участница отгадала слово и выиграла суперприз: стиральная машина.
Участники:
Михаил Гулько, Анатолий Кашпировский, Валентина Пёчорина; Сергей Артемьев (1 050 очков), Марина Ковалёва, Александр Журбин; Анатолий Могилевский , Михаил Завьялов, Юрий Зубов;
Игрок не отгадал слово.