Главная » Обработка грибов » Как прижиться в новой школе. Новая школа: правила адаптации

Как прижиться в новой школе. Новая школа: правила адаптации

Для взрослого и независимого человека изменение окружения является стрессовой ситуацией. А для подростка незнакомые лица, смена круга общения, различия в стандартах обучения и оценивания могут стать непосильным испытанием, ведь ребенок не только сталкивается с изменениями, но еще и тоскует по оставленному в старой школе коллективу.

Задача родителей – максимально облегчить процесс привыкания, вот только многие не знают, как помочь ребенку адаптироваться в новой школе и просто бросают ситуацию на самотек, мотивируя тем, что «уже не маленький, сам разберется». Подобная халатность зачастую приводит к стрессам и психологическим проблемам.

Как это ни удивительно, но наши почти взрослые дети, намного хуже справляются с проблемой под названием «новая школа», чем малыши, ведь те, в отличие от учащихся средних и младших классов, охотно принимают в свои ряды новичков. И дело тут далеко не в характере вашего подростка, ведь не редки случаи, когда придя в новый коллектив, заводила и лидер так и не находил себе места, оказываясь в самом низу школьной иерархии. А уж тихоням и скромнягам без родительской поддержки тем более не обойтись.

Причин перехода в новую школу может быть множество от выбора более престижного учебного заведения до переезда в другой город или район. Но, как бы там ни было, постарайтесь организовать перевод таким образом, чтобы ребенок пошел в новую школу с начала учебного года. В таком случае адаптироваться к школьному ритму будет не только ваше чадо, его будущие одноклассники так же будут слегка растеряны после продолжительных каникул, в таких условиях вливаться в коллектив станет намного легче.

Тема перехода – не табу

Ни в коем случае не превращайте предстоящую смену учебного заведения в секрет. Эта тема должна быть открыта и обсуждаема. Не смотря на то, что переход в другую школу – обычное дело, по статистике с ним сталкивается примерно каждый третий ребенок, сопротивление и негатив с его стороны, также являются закономерностью. Так что, если ваш ребенок идет в новую школу, лучшее, что вы можете предпринять – подготовить его к этим переменам.

Постарайтесь максимально привлечь ребенка к процессу выбора новой школы. Если речь идет о переезде в другой район или город и ваши запросы удовлетворяет несколько учебных заведений, то, особенно если речь идет о подростке, наиболее оптимальным выходом, будет позволить ему самостоятельно выбрать будущее место учебы. Для этого составьте список доступных школ, обсудите вместе особенности каждой из них, взвесьте плюсы и минусы. Это сделает ваше почти взрослое чадо намного счастливее, ведь осознание того, что с тобой считаются, учитывают твое мнение и потребности крайне важно.

Вот несколько советов, способных помочь смирится с необходимостью перехода:

Заблаговременно обсудите необходимость перехода;
информацию подавайте исключительно в позитивном ключе;
попросите ребенка написать три списка: с его ожиданиями, потребностями и опасениями, связанными с новой школой.

Обсудив грядущую смену школы и позволив своему ребенку выразить свои опасения и негативные чувства, вы сможете увидеть ситуацию его глазами. Показав собственное отношение к вопросу переезда, вы тем самым успокоите его, дадите возможность свыкнуться с переменами.

Прозондируйте почву

Соберите максимум информации о выбранном учебном заведении, тем более что в век цифровых технологий это сделать совершенно не сложно. Большая часть учебных заведений имеет собственные веб-сайты, группы в социальных сетях, позволяющие изучить общую образовательную концепцию, программы и планы обучения, информацию о проводимых мероприятиях, таких как День открытых дверей. Чаще всего на указанных ресурсах можно найти не только имена руководящего состава школы, учителей, но и их фотографии, краткую биографию, согласитесь, что данная информация лишней не будет перед непосредственным посещением.

Предметом вашего мини-исследования должен стать и предстоящий маршрут, которым ребенок будет добираться в школу, выберите для него наиболее оптимальный.

Рыскать по сайтам не обязательно в одиночестве, ребенку также будет интересно узнать больше о предстоящем месте учебы, посмотреть фотографии, видео материалы с открытых уроков, школьных внеклассных и спортивных мероприятий.

Посетите вместе с ребенком выбранную школу

Обязательно познакомьтесь с директором школы и будущим классным руководителем. По возможности обговорите с ними возможность дальнейших встреч в течение первых нескольких недель после начала учебного года, для того, чтоб вы могли узнать, как идут дела. В некоторых школах разрабатывается стратегия адаптации новичков, уточните о ее наличие.

В обязательном порядке уточните о необходимости приобретения учебников, школьной и спортивной формы. Во многих учебных заведениях эти вопросы строго регламентируются.

Если же форма одежды учащихся свободная, обговорите с классным руководителем, как обычно одеваются учащиеся. Согласитесь, что первое впечатление значит много, ребенок в новой школе, где большинство учеников ходят в кедах и джинсах, будет смотреться странно в строгом костюме. Его внешний вид не должен стать поводом для насмешек.

Адаптация ребенка в новой школе пройдет легче, если вы вместе с ним изучите ее территорию и планировку. Это поможет узнать местонахождение важных объектов, таких как спортзал, столовая, медкабинет, библиотека и тому подобных. Первый день часто сопровождается неврозом и неразберихой, подобная экскурсия поможет избежать неприятных ситуаций, подарит уверенность в себе.

При наличии у ребенка особых потребностей, обговорите с руководством школы существующие программы поддержки. Если язык преподавания не является для ребенка родным, обсудите наличие программ и услуг, облегчающих адаптацию. По возможности, получите расписание занятий, чтобы иметь возможность контролировать успеваемость и быть в курсе событий.

Обсудите с ребенком, как ему предстоит добираться в школу и домой. Покажите, откуда вы его будете забирать, где находится ближайшая остановка общественного транспорта, какие именно его виды подходят. Если планируется, что ребенок будет добираться в школу самостоятельно, не лишним будет совершить «пробный вылет». Узнайте о наличие внеклассных кружков и секций, которые ваш ребенок сможет посещать.

Помогите сформировать круг общения

Когда ребенок перешел в новую школу, для родителей очень важно помочь ему сформировать новый круг общения. Для этого, по возможности, еще до начала учебного года, запишите ребенка в пришкольный летний лагерь, близлежащие секции или кружки. Встретив за партами знакомые лица, подросток будет чувствовать себя уверенней.

По мнению психологов, следует всячески поддерживать общение ребенка с бывшими одноклассниками, если вы просто сменили район, то предложите пригласить их в гости, сходить вместе в кино или на прогулку. При смене города или страны, напомните ребенку, чтобы он не забыл оставить друзьям свои контакты в социальных сетях и месенджерах, свой почтовый адрес. Так принять ситуацию со сменой школы будет намного проще, ведь поменяется только коллектив, а прежний круг общения останется.

Общение с новыми одноклассниками всячески поощряйте, разрешите позвать ребят в гости, возможно, даже устроить небольшую вечеринку или pizza-party в честь знакомства. Однако подобное мероприятие ни в коем случае не должно выглядеть как попытка покупки дружбы и внимания.

Если в классе, к примеру, есть устоявшаяся традиция каждые выходные посещать кинотеатр или организовывать вылазки на природу, то поощряйте ребенка на посещение этих мероприятий. Запланированный визит к бабушке или поездка на дачу вполне могут перенестись на другой день. Правда, поддерживать мы рекомендуем только традиции положительной направленности, если в классе заведено, допустим, регулярно прогуливать физкультуру, а вместо нее пить пиво на лавочке в близлежащем дворе, всячески пресекайте подобное общение, вплоть до встречи с классным руководителем и руководством школы.

Будьте опорой, но не душите опекой

Когда ваш ребенок в новой школе, помочь ему адаптироваться в большинстве случаев может помочь ваша поддержка и забота. Пусть семья станет той бухтой спокойствия и равновесия, в которой можно укрыться от проблем и невзгод.

Первое время избегайте давления, данное требование касается всех сфер жизни от успеваемости до домашних обязанностей. С вашей стороны должна чувствоваться поддержка и понимание, а не постоянные упреки, придирки и нотации. Покажите, что сами вы на 100% уверены в том, что у вашего чада все получится, но не потому что равнодушны к его судьбе, а потому что не сомневаетесь в его силах и способностях.

Не забывайте напоминать своим детям о других «первых» испытаниях, успешно ими уже пройденных. К примеру, о первой поездке в пионерский лагерь, возможно ребенок помнит свой первый день в детском саду. Напоминание о подобных успехах, поможет в понимании того факта, что перемена школы – первый шаг на пути к встрече с новыми друзьями или получении новых навыков, умений. Такая позиция позволит укрепить доверие и напомнить ребенку, что риск перемен обязательно окупится.

Адаптация ребенка в новой школе пройдет легче, если вы не будете действовать за его спиной. Пусть даже из самых лучших побуждений, но не обсуждайте его с одноклассниками, слава «маменькиного сынка» еще никому не помогла завоевать много новых друзей. Безусловно, бывают случаи, когда ваше вмешательство является необходимым, но предварительно, тщательно взвесьте все за и против.

Установите режим

Новая школа – почти всегда означает смену привычного режима, включающего утренние процедуры, дорогу до школы и возвращение домой. Урегулирование ежедневной рутины поможет в установке стабильных внутрисемейных отношений. Именно это чувство дарит детям устоявшийся распорядок дня.

День школьника должен начинаться с питательного завтрака, при этом должно оставаться достаточно времени на сборы и дорогу до школы, ведь спешка увеличивает стресс и нервозность в этот и без того не простой период. Выделите определенный блок времени на выполнение домашних заданий, это уменьшит усталость по вечерам и психологическую нагрузку. Не разрешайте ребенку засиживаться по вечерам, у него должно оставаться достаточно времени на сон.

Убедитесь, что у ребенка настроен собственный будильник, первые дни проконтролируйте его сборы, чтобы в школу он отправлялся с необходимым набором канцтоваров, учебников, формой для спортивных занятий. В случае необходимости окажите помощь с выполнением домашних заданий.

Сотрудничайте с классным руководителем

Успеваемость ребенка – явный индикатор того, как проходит его адаптация. Конечно же, не совсем разумно ожидать отличных оценок буквально в первые дни в новой школе. Однако если бывший отличник вдруг превратился в «глухого» троечника и ситуация с течением времени никак не исправляется, не пускайте процесс на самотек. Так может сложиться из-за более серьезного уровня преподавания материала в новом учебном заведении, тогда, возможно, ребенку необходимы дополнительные занятия или репетитор. Либо ваше чадо решило, что не хочет выделяться из толпы и сознательно «хватает» плохие оценки, лишь бы не прослыть ботаником, тогда поможет только серьезный разговор с растолкованием неразумности подобного поведения.

Если ситуацию не удается наладить своими силами, не стесняйтесь обращаться к классному руководителю. Контроль психологического климата в классе входит в круг его должностных обязанностей. Скорее всего, у учителя есть наработки касательно того, как ребенку адаптироваться в новой школе. Верьте в свое чадо, поддерживайте, помогайте и все получится!

Смена места учебы - это в большинстве случаев стресс, период адаптации может занять около двух месяцев, а иногда и больше. Поэтому в этот сложный психоэмоциональный период важна поддержкародителей .

Самое главное, что могут сделать родители в период адаптациишкольников - дать ребенку чувство уверенности в том, что родители готовы поддержать его, и что он может обратиться к ним с любым вопросом, если у него возникнут трудности», - отмечает методист-психолог ГК «ЛАНИТ Образование» Ольга Богаенко.

Сообщить максимум информации

Самое страшное и волнительное - это, как правило, неизвестность. Поэтому чем больше информации о новом месте - тем лучше. Когда специалист устраивается на новую работу, он старается побольше узнать о компании, в которой ему предстоит работать. По тому же принципу родители выбирают школу для своего ребенка, стараясь узнать, какая там программа, хорошие ли учителя , чем кормят в столовой.

«Чувство тревоги появляется, когда много неизвестной информации. Чтобы уменьшить эту тревогу, ребенку важно получить практическую информацию о новой школе: как она выглядит, сколько уроков будет каждый день и т. д. Можно провести экскурсию по территории школы, ознакомиться со школьной интернет-страничкой. Помогите ребенку разобраться со школьными правилами и обязанностями: зачем нужно каждое из них и почему их важно соблюдать», - советует Богаенко.

Мой дом - моя крепость

«Погода в доме», как ни странно, тоже очень важна, психологический комфорт в семье поможет пережить адаптационный период в новой школе . В сложный период адаптации к школе ребенку требуется повышенное внимание - родитель обязан стать ему настоящим другом, ведь в новой школе у ребенка не сразу появятся друзья, рассказывает педагог-психолог по работе с дошкольниками в Образовательном центре «Аристотель» Полина Леонова.

«Как бы строго не относились к ребенку учителя, дома он должен получать поддержку, иметь возможность расслабиться и отдохнуть . Родителям необходимо много общаться с ребенком, интересоваться проблемами, конфликтами и трудностями своего чада, искать вместе пути их решения», - говорит специалист.

Она призывает не давить и не требовать от ребенка быстрых успехов в новой школе. Кроме того, важно не сравнивать его с другими детьми, при этом ребенка стоит правильно и адекватно хвалить за его личные явные успехи.

«Ребенку труднее приспособиться к новой школе, если это событие связано с переменами, такими как переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого человека. Необходимо поддерживать ребенка в желании общаться со старыми друзьями, приглашать друга в гости или общаться посредством сети интернет», - добавила Богаенко.

Поиграть в школу

На самом деле, проводы в школу, которые часто устраивают в старших группах детских садов , довольно неплохая идея. Конеева рекомендует провести беседу с ребенком о том, что обучение в школе - это очень важный этап в жизни каждого человека, и от того, какие знания он получит, будет зависеть выбор профессии . Можно также поиграть с ребенком в игру «Школа», в которой он должен побывать в роли учителя и ученика.

Такая «игра» может быть актуальна и для подростков, у которых часто возникают трудности «признания» в новом коллективе. Психологи предлагают проиграть и обсудить различные ситуации, которые могут возникнуть в классе, чтобы у ребенка не было страха социальных контактов.

Ну а если ребенок боится и не хочет идти в новую школу, родителям необходимо понять, с чем связаны его страхи: страх быть непринятым классом, боязнь новых учителей, стеснительность и сложности в установлении контакта со сверстниками.

«Для того, чтобы минимизировать такие тревоги, можно заранее проиграть с ребенком различные ситуации, которые могут ожидать его в первый день. Обсудите с ребенком, как он может завязать знакомство, что сказать и как реагировать. Расскажите о своем опыте вхождения в новый коллектив, о страхах и переживаниях, которые вы испытывали, и о том, как вы сами справлялись с этой ситуацией», - советует Богаенко.

Создать позитивный настрой

Положительные воспоминания о школе , рассказанные родителями, помогут снять напряжение, можно устроить небольшой праздник накануне 1 сентября, даже подарить ребенку что-нибудь символическое на удачу.

«Очень важно не заразить ребенка своей тревожностью перед школой. Помните, мандраж родителя подсознательно улавливается и передается, особенно малышу. Рассказывайте ребенку только положительные моменты, касающиеся школы, заряжайте его радостью и светлыми воспоминаниями», - уверена Леонова.

После первого посещения школы обязательно стоит спросить ребенка о том, как прошел его первый день, с кем он подружился, что хорошего у него произошло. Эксперты также рекомендуют родителям участвовать в школьной жизни, интересоваться тем, что происходит в школе, общаться с учителями.

«Накануне помогите ребенку собраться в школу, чтобы не возникло неловких моментов из-за забытых вещей. В первый день разбудите ребенка пораньше, чтобы у него было достаточно времени умыться, одеться, спокойно позавтракать. Не одевайте ребенка чересчур ярко и необычно, так он будет привлекать к себе слишком пристальное внимание. Можно заранее узнать, какая форма одежды наиболее популярна в новом классе», - отмечает Богаенко.

Обеспечить неформальное общение вне школы

Леонова уверена, что родителям также стоит простимулироватьувлечения школьника . Дополнительные занятия, кружки и секции помогут справиться с тоской по старой школе и привлекут внимание ребенка к новой.

«Будет особенно здорово, если такие дополнительные занятия будут проходить именно в самой новой школе, это также поможет поскорее влиться в новый коллектив и не стать белой вороной», - уточнила она.

Кроме того, важно поощрять общение ребенка со сверстниками. Например, можно организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками: чаепитие дома, поход в кино, экскурсию. В таких условиях будет легче завести друзей и почувствовать себя более уверенно в коллективе.

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

Для любого ребенка адаптация в новом коллективе – это непростой процесс. Все зависит от особенностей личности и воспитания. Сложнее всего привыкают к новым людям и находят себе друзей замкнутые и застенчивые дети. Любой коллектив через некоторое время распадается на «кучки», где в каждой формируется свой неформальный лидер и манера взаимоотношений. Те, кто не примыкают никуда, становятся изгоями.


Чтобы помочь преодолеть малышу адаптацию в новом коллективе, установите с ним прочный эмоциональный контакт. Ребенок должен доверять вам и не замыкаться в себе при возникновении сложной ситуации. Наблюдайте первое время за ним, если что-то не так, это будет видно сразу. Обычно в этом случае ребенок становится замкнутым, агрессивным и плаксивым. Чтобы урегулировать ситуацию, нужно сделать следующее:


Постараться выйти на откровенный разговор с малышом;


Поговорите или учителем о возникшей ситуации;


Наладьте дружеские контакты с родителями друзей вашего ребенка, чтобы получить дополнительную информацию;


Больше общайтесь с ребенком, посетите психолога;


Не вмешивайтесь в его отношения со сверстниками, пусть он учится находить выходы из сложных и конфликтных ситуаций сам;


Подбадривайте его, приведите примеры из своей жизни, пусть он не чувствует, что одинок в своей проблеме.


Процесс построения гармоничных дружеских отношений с другими людьми непрост. Человек учится этому всю жизнь, начиная с детства. Поэтому старайтесь всячески поддерживать ребенка в этих начинаниях.

Самое сложное позади - вы прошли собеседование, и та работа, о которой вы мечтали, уже ваша. Но все-таки на душе вместо долгожданной радости какой-то страх. И это совсем не означает, что вы плохой работник или заболели, все это связано с тем, что влиться в новый коллектив, где все уже всех знают, очень сложно. В такой ситуации даже самый раскрепощенный и коммуникабельный человек может превратиться в зажатого и необщительного.

Многие исследователи признают, что существует моббинг, то есть травля новичков. Это приносит неудобства как сотруднику, так и самой организации, поэтому в последнее время стало активно развиваться обучение специалистов, которые помогают пройти успешное вливание в коллектив. Но если при трудоустройстве на работу таких специалистов нет, то это не означает, что необходимо загонять себя в угол. Нужно здраво посмотреть на ситуацию, ведь все выживают после знакомства с новым коллективом. Для того чтобы адаптироваться и сохранить нервы, стоит успокоиться и соблюдать такие правила:

Даже если после двух дней на новом месте у вас не будет друзей, это не беда. Ведь новичку требуется пара месяцев, чтобы окончательно влиться в новый коллектив.

Во время первого рабочего дня большинство людей считают, что проявление вежливости значит, что вы мягкий и бесхарактерный человек. Совсем наоборот, требуется проявлять искренность, доброжелательность к новым коллегам. В дальнейшем следует научиться и свою позицию высказывать, но при этом не обижая других.

Неформальное общение, это отличный способ преодоление ряда комплексов и неуверенности. Официальное общение сковывает не только вас, но и других. Поэтому после недели, проведенной на новой работе, пригласите коллег в кафе или к себе домой, узнав личные вещи о сотрудниках, вы станете своей рыбкой в этом океане.

Стресс от 1 сентября - вещь неизбежная. Но он усиливается во много раз, если ребенок идет в новую школу.
Как ему вести себя, чтобы завоевать авторитет у одноклассников?

Так получилось, что в прошлом году я вынуждена была перевести сына-третьеклассника в другую школу. Для ребенка это стало настоящей трагедией. Своих прежних одноклассников он знал еще с детского сада, со многими дружил, его уважали и считали лидером.
1 сентября сын проснулся и сказал, что никуда не пойдет. Пришлось в добровольно-принудительном порядке умыть, одеть, и папа повел его - заплаканного, с красными глазами-в новый класс.
С тяжелым сердцем пришла встречать его после уроков, придумывала слова, которыми буду уговаривать его пойти на занятия на следующий день.
И что же? Мой мальчик выбежал радостный, довольный, в окружении ребят и стал взахлеб рассказывать о том, как здорово прошел первый день...

Далеко не всем детям удается подавить застенчивость, проявить дружелюбие и продемонстрировать свои сильные стороны, попадая в новый коллектив. Многое зависит и от учительницы-получится ли у нее мягко ввести новичка в коллектив.

Навести мосты
«Ребенок все чувствует так же, как взрослый. Вам будет комфортно в новой обстановке? Вряд ли. Чтобы понять, что переживает ребенок, представьте себя, например, при переходе на новую работу. Как бы вы себя вели?»

Во-первых, наверняка поговорила бы с начальником и расспросила о коллективе.
Во-вторых, возможно, нашла бы повод познакомиться с кем-то из будущих коллег чуть раньше.
«Вот и с ребенком-новичком до начала занятий подойдите к учительнице, познакомьтесь, расскажите о своем сыне или дочери. Она покажет ему или ей класс, школу, расскажет об особенностях учебы именно в этом заведении, о детях, которые здесь учатся. Тогда будущий ученик не так растеряется 1 сентября», - советует педагог. Неплохо будет взять телефоны родителей двух-трех активных учеников и пообщаться еще и с ними.
Спросить, чем интересуются ребята в классе, что собирают, какие секции посещают.
Может, кто-то согласится встретиться - тогда ваш ребенок придет в школу, где у него уже будет приятель.

Поддержка родителей
Сколько бы мы ни подбадривали свое чадо, сколько бы ни внушали ему, что «все будет хорошо», и ни рассказывали, что бывали в его шкуре, - это не решит проблемы. Для ребенка предстоящая ситуация - настоящее испытание, и его не успокаивает факт, что родители когда-то успешно прошли через то же самое. Психологи предлагают уменьшить беспокойство ребенка с помощью следующих приемов.
Ангел-хранитель. Расскажи историю о том, что на его плече будет сидеть невидимый ангел-хранитель, который поможет в случае трудностей и никому не даст Машу (Петю) в обиду. И если малышу будет неуютно, с ним можно тихонько поговорить. Объясни, что ангел-хранитель есть у каждого из нас, что он оберегает нас от неприятностей и на него можно положиться. Хорошо вместе прочитать молитву.
Позитивный сценарий. Попроси ребенка рассказать об идеальном дне в новой школе. Каким он его видит? Этот рассказ должен быть в настоящем времени: «Я вхожу в класс, на меня все смотрят и т. д.» Пусть повторит его перед сном. Озвучивая желаемое, человек программирует положительный сценарий.
В школу идет... двойник. Переход на новое место учебы - шанс по-новому построить отношения и с учителями, и с одноклассниками, исправить свои ошибки. Пусть ребенок расскажет, каким бы он хотел быть - общительным, веселым, знающим. А затем представит, что он превратился в своего двойника с таким замечательным характером. Заметь также, что в новой школе не знает о его бывших неудачах и никто не станет смотреть на него, как на белую ворону.
Талисман. Перед выходом из дому дай ученику какую-то мелочь в качестве талисмана, приносящего удачу: гипсовую фигурку, монетку, украшение. И проводи его в этот день хотя бы до ворот школы.

По одежке встречают
К новенькому отношение всегда настороженное: что за зверь, как себя поведет? Но, с другой стороны, у него есть преимущества: он-центр внимания, к нему прикованы все взгляды, его личность пробуждает интерес, который уже давно не вызывают другие одноклассники. Как он сейчас себя проявит, такое место ему и определят в классе: первое впечатление самое сильное. Поэтому очень важен момент первой встречи.
Для младших школьников большую роль сыграет то, как именно учитель представит новенького и введет в коллектив. «Узнав заранее об увлечениях ученика, вкратце характеризую его перед классом. Пусть учитель попросит детей понять его чувства и вспомнить, как они сами были новичками. Затем все ученики становятся в круг, называют свои имена, подают друг другу руки, улыбаются».
Старшеклассники не играют на переменах в игры. И туг только от подростка зависит, как его примут. Лучшая тактика - не стараться сразу раскрыться и завоевать доверие, а вести себя приветливо, непринужденно, но вместе с тем скромно. «В каждом классе есть своя иерархия и свои правила.
Новичку важно показать: он готов их принять. Не старайся всем понравиться, ни перед кем не заискивай. Ребята после лета будут делиться впечатлениями, смеяться. Не стой в стороне, подойди, спроси: «А можно и я послушаю?» Слушай, кивай, улыбайся, но не перебивай и не лезь в разговор, пока не спросят»,-дает психолог «советы по выживанию» подросткам. Стоит заметить, что социализация мальчиков и девочек происходит по-разному. Девчонки настроены более дружелюбно, они легче примут новенькую, если она не будет слишком ярко выделяться на их фоне. Мальчишки же начнут провоцировать нового ученика, задираться. Сыну посоветуй вести себя приветливо, но «наезды» и оскорбления пресекать.

Как выделиться, не выделяясь
Как продемонстрировать свои сильные стороны, каждый ищет сам. Родители могут подсказать, направить, помочь подготовиться к урокам, найти дополнительный материал, чтобы ученик заинтересовал класс интересным сообщением или удивил знанием иностранного. Но педагоги предостерегают завоевывать ложный авторитет, хвастаясь вещами (мобильный последней модели, дорогие туфли), достижениями родителей («А у меня папа...»), жизненными благами («Да у нас в семье у каждого машина», «Мы живем в кругом районе»). Объясни сыну или дочери, что в ситуации, когда дети хвастаются материальными ценностями, лучше просто промолчать или отвечать уклончиво: «Не хуже, чем остальные», «Живем как все». А если начнут «брать на слабо», сказать: «Просто я не придаю этому большого значения».

Если его не принимают
Родителям в этой ситуации важно помочь ребенку сформировать позитивную самооценку, убедить, что он не только не хуже других детей, но и имеет ряд талантов, которыми может гордиться. Заручившись вашей поддержкой, он сумеет завоевать интерес одноклассников. Организуйте с мужем, например, поход в лес для всего класса. Запишите сына или дочь на курсы игры на гитаре либо современные танцы- эти умения всегда поднимают авторитет в подростковой среде. Важно не оставлять ребенка одного с его проблемами, принимать участие в его жизни.

Взрослый адаптируете в новом рабочем коллективе около трех месяцев, ребенку же обычно достаточно двух недель.

Как он адаптировался?
Определить, что у ребенка проблемы с общением в новой школе, можно по таким признакам.
Сын или дочь ходит в школу с явной неохотой, капризничает, а выходных ждет, начиная с понедельника.
Ему никогда не звонят одноклассники, и он никому не звонит.
Сразу после уроков он идет домой, никогда не остается поиграть с друзьями.
В новой школе учится уже несколько недель, но ничего не рассказывает о новых одноклассниках, ты не знаешь никого из его класса.
На все расспросы о школе отвечает очень неохотно, говорит, что в прежней все было лучше.
Начал особенно комплексовать по поводу своей внешности или отсутствия каких-то атрибутов (мобильный не той модели, старые кроссовки и т. д.).
Обязательно поговори с ребенком по душам, ведь в детстве закладываются самые сильные комплексы.

Идея!
Испеки домашний торт и попроси учительницу после уроков раздать всем по кусочку, чтобы отметить прибытие новенького в класс.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта