Главная » Обработка грибов » Лев Пирогов (Россия) — Мирослав Немиров. «Кутулл в России больше, чем Хокусай»

Лев Пирогов (Россия) — Мирослав Немиров. «Кутулл в России больше, чем Хокусай»


Определение памяти

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.

Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

3) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная памят ь, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

· Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает " работать" позже других видов. П.П. Блонский называл ее " память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременнаяпамять - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.



Память представляет собой процесс, который протекает в психике человека, благодаря чему осуществляется отображение, сбережение и накапливание материала. В психологии определение памяти - это способность мозга запоминать, воссоздавать и хранить опыт. Этот процесс дает возможность человеку вспоминать события и переживания прошлого времени, думая сознательно о его ценности в личной истории, а также осмысливать эмоции и чувства, связанные с этим.

Этот процесс помогает тому, что человек становится способен расширять собственные познавательные способности. в психологии имеют сложную структуру, которая состоит из процессов, обеспечивающих восприятие информации и фиксирование ее. Это очень сложный процесс, при котором осуществляется накапливание, восприятие, систематизация, хранение и моментальное воспроизводство полученной когда-то информации.

Память

Это определение возможностей индивидуума запоминать, забывать, воспроизводить и сохранять информацию личного опыта. Данное свойство помогает человеку моментально перемещаться во времени и пространстве. Есть разные теории, в которых имеется собственный взгляд на это понятие. Ассоциация является ключевым понятием в ассоциативной теории. Она осуществляет в памяти соединение частей полученного материала. Когда человек воспоминает что-то, он ищет связь между данными материалами, а также теми, которые необходимо воспроизвести.

Ассоциативные законы памяти в психологии: схожесть, контраст и смежность. Схожесть проявляется в запоминающемся материале, который потом воспроизводится посредством связи с аналогичным сходным материалом. Контраст происходит если материал, который нужно запомнить, разительно отличается от сохраняемого. Смежность выражается в том, что поступающий материал запоминается из-за с предыдущего материала.

Виды

Это многоуровневый и многофункциональный процесс. Такая сложность предполагает возникновение нескольких его видов. Рассмотрим классификацию памяти в психологии.

Образная память

Образная память является процессом запоминания образов, сформированных на основании данных сенсорных систем. Функции памяти в психологии в образном процессе:

  • зрительная (фиксация образов людей или предметов, с которыми происходил часто контакт);
  • вкусовая (различные вкусы, которые когда-то человек ощущал);
  • слуховая (звуки, которые человек когда-то слышал);
  • обонятельная (запахи, с которыми индивид может ассоциировать определенное воспоминание);
  • тактильная (касательные ощущения, напоминающие о людях или предметах).

Двигательная память

Рассматривая свойства памяти в психологии, стоит также упомянуть двигательную. Это вид, с помощью которого человек учится запоминать танец, управлять велосипедом, плавать, играть в игры, проделывать разные целесообразные движения и любую трудовую деятельность.

Эмоциональная память

У этой в психологии следующие: способность помнить переживания страха, чувства, помнить эмоции, а также их относительность к определенной ситуации в конкретный момент. В случае если бы у человека отсутствовал такой психический процесс, он стал бы «эмоционально тупым» (определение состояния индивидуума, в котором он смотрится неинтересным, непривлекательным для окружающих, роботоподобным объектом). Способность выражать эмоции - это основа психического здоровья.

Имплицитная

Это память взрослого человека и ребенка на неосознаваемую информацию. При этом запоминание происходит вне зависимости от сознания, замкнуто и прямому наблюдению недоступно. Этот процесс осуществляется с необходимостью найти решение в определенной ситуации, но тогда даже знания, имеющиеся у человека, осознанию не поддаются. Примером этого процесса является то, что в процессе социализации человек воспринимает нормы общества абсолютно, и в своем поведении руководствуется ими, не осознавая при этом теоретические принципы.

Эксплицитная память

В данном случае применимо такое определение памяти в психологии - это сознательное использование полученных знаний. Они припоминаются, извлекаются, когда присутствует необходимость в решении определенной задачи, используя данные знания. Этот процесс может быть произвольный и непроизвольный. В последнем процессе от образов остаются следы, возникшие автоматически, бессознательно. развито больше в детстве, оно слабеет с возрастом.

Словесно-логическая память

Это память, в психологии определение которой подразделяется на мысли, суждения и слова. Она также бывает логической и механистической. Последняя в себя включает запоминание материала благодаря его регулярного повторения, когда осознание смысла информации отсутствует. Логическая составляет связи по смыслу в запоминаемых объектах. Память бывает 2-х видов за уровнем понимания запоминаемого материала: эксплицитная и имплицитная.

Произвольная память

Произвольная память - это определение в психологии, отвечающее за целеустремленное запоминание образа. Относительно продолжительности во времени ее разделяют на кратковременную, мгновенную, долговременную, оперативную.

Мгновенная память

Ее также называют сенсорной, выражается в удержании информации, которая была воспринята сенсорными анализаторами. В свою очередь, она разделяется на эхоическую и иконическую.

Эхоическая память

Это послеобразная память. В ней находятся образы каких-то 2-3 секунды после того, как возник слуховой раздражитель.

Иконическая

Это определенный сенсорный регистратор визуальных раздражителей. При помощи нее фиксируется информация в общей форме. Человек не различает никогда объекты окружающей среды и иконическую память. Если иконическая информация вытесняется информацией другого типа, визуальное ощущение становится восприимчивей. Если материал поступает человеку слишком быстро, случается наслаивание информации над той, которая держится все еще в памяти, и уже перешла в долговременную память. Называется это эффектом обратной маскировки.

Кратковременная память

Зачастую, когда проводят тест на память, речь идет именно о кратковременной. Она способствует запоминанию образов после кратковременного, однократного их восприятия и моментальному воспроизведению. В этом процессе имеет значение общее число стимулов, которые воспринимаются, а также физическая природа, но в счет не принимается их информационная нагрузка.

Эта память имеет формулу, за ней определяется число запомненных объектов. Звучит она, как «7±2». Когда человеку показывают стимульный материал с изображением определенного числа предметов, он способен запомнить из них пять или девять объектов за 30 секунд.

Биологическая

Биологическая (генетическая) память объясняется механизмом наследственности. Имеется в виду владение человеком некоторых паттернов поведения, свойственных людям в ранние периоды эволюции, что демонстрируется в инстинктах, рефлексах.

Долговременная память

Она может хранить следы образов длительное время и дает возможность использовать их потом в будущей деятельности. За счет такого запоминанию человек может копить знания, которые он может потом извлекать. Это можно делать по своему желанию или с помощью гипноза при вмешательстве в мозг и память.

В зависимости от исследовательской целевой деятельности есть особенные виды данного психического процесса: эпизодическая, биологическая, репродуктивная, ассоциативная, автобиографическая, реконструктивная.

Тренировка памяти

Тренировка происходит в тот момент, когда люди ее даже не замечают, о чем нам говорят многочисленные книги по психологии и памяти. Восприятие, относящееся к запоминанию списка продуктов, которые следует приобрести в магазине, дат рождения, имен знакомых - это все считается тренировкой. При этом для развития есть упражнения более определенные, способствующие самому лучшему запоминанию, а также концентрированию на развитии таких способностей. В случае если развивается память, вместе с ней развиваются и остальные психические процессы (восприятие, мышление, внимание).

Механизмы памяти в психологии

Известные механизмы памяти подразделяются на смысловые (логические) и механические.

Логическое направлено на смысл полученной информации. Предлагается при этом усиленная работа мышления. Второй вид запоминания связано с формой полученной информации: звуки, слова, образы. Смысловое содержание материала при запоминании своего значения полностью не теряет, но отходит словно на 2-й план.

Это заучивание движений, текста стихотворения, номеров телефонов. Стоит отметить, что в практической деятельности сложно провести грань между механическим и логическим запоминанием. Это отлично видно на наиболее популярном приеме запоминания — повторении.

Сегодня существует огромное количество тестов на память, которые можно всегда пройти онлайн. На развитие ее есть упражнения, самые распространенные из которых мы опишем в статье.

Развитие у взрослых памяти

Упражнения могут быть самыми разными. Особенно популярным упражнением считаются которые способствуют развитию внимания, периферийного зрения, зрительной памяти, скорочтения и наблюдательности. Зрение, ища идущее последовательно числа, фиксирует лишь несколько ячеек, таким образом запоминается место необходимой ячейки, а также ячеек остальных чисел.

Развитие фотографической памяти

Такое упражнение по методу Айвазовского заключается в том, чтобы смотреть на протяжении 5-ти минут на определенный объект. Далее нужно закрыть глаза и образ этого объекта восстановить в голове предельно четко. Кроме того, данные образы можно нарисовать, что только поможет улучшить действенность упражнения. Его следует выполнять время от времени, чтобы визуальная память хорошо развивалась.

«Игра в спички»

Данное упражнение помогает тренировать визуальную память. Для этого следует на стол положить 5 спичек, и долгое время на их месторасположение, далее отвернутся, еще взять 5 спичек и на другой уже поверхности попробовать воссоздать расположение тех, которые удалось запомнить.

«Римская комната»

Данное упражнение способствует развитию способности структурирования полученной информации, при этом при помощи него тренируется также визуальная память. Следует запоминать последовательность различных предметов, их цвет, детали, формы. В итоге тренируется и запоминается больше информации.

Также существуют упражнения, направленные на тренировку слуховой памяти.

Упражнения на ее развитие у взрослых должны подчиняться строгим правилам. Начальное упражнение - чтение вслух. Особенности памяти в психологии отличаются тем, что, когда человек озвучивает материал, который запомнил, он развивает собственный словарный запас, улучшает интонацию, дикцию, улучшает возможность придавать яркость и эмоциональную окраску своей речи. Кроме того, лучше запоминаются слуховые компоненты прочитанного. Нужно читать легко, словно просто разговариваешь.

Существуют некоторые правила: нужно проговаривать слова четко, с определенной расстановкой, произнеся выразительно каждое слова, окончание не «съедать», произносить текст, будто это слова оратора или дипломата, выкладывающего свои мысли по серьезному вопросу. При этом если, придерживаясь правил, читать не менее 10 минут ежедневно, можно уже через один месяц заметить хорошие результаты в слуховой памяти и ораторских способностях.

Ежедневное изучение стихотворений является простым и хорошим способом в тренировке. Изучая стихотворение, следует понять его смысл, а также выделить приемы, использованные автором.

Слуховая память отлично развивается за счет подслушивания. Попав в место, полное людей (на улице или в транспорте), необходимо сосредотачивать свое внимание на разговоре между собой других людей, информацию осмысливать, пытаясь ее запомнить. Далее, придя домой, услышанные разговоры проговорить с соответствующей интонацией, а также вспомнить выражение лиц тех людей, которые разговаривали. Упражняясь таким образом очень часто, можно научиться текст воспринимать бегло на слух, стать гораздо чувствительнее и внимательнее к тону и интонации.

В сегодняшнем мире практически все привыкли, что у них всегда есть под рукой планшет, телефон, органайзер, где хранится нужная информация и которую можно всегда там подсмотреть. Работа, перегружение ненужной информацией процесса запоминания, неумение систематизировать эту информацию приводит к ослабеванию развития памяти. Хороший пример - разведчик, который не может на телефоне сохранить карту, план операции, у него времени на листание записной книжки нет. Вся нужная информация должна у него храниться в голове, любые детали для того, чтобы в необходимый момент воспроизвести их четко.

Развитие памяти

Это огромный плюс личности человека на работе и в повседневной жизни. Изучение памяти в психологии ценится тем, что в большинстве профессий она является огромным преимуществом, которое помогает достигать на работе больших свершений и принимать на себя большую ответственность. Есть определенные способы, подходящие для развития этого процесса. Чтобы запомнить что-то, нужно сосредоточиться на самом материале, на процессе. Необходимо осмысливать информацию, подыскивать в ней параллели относительно своего опыта. Чем больше шансов есть установить эту связь, тем запоминание будет лучше.

Если необходимо вспомнить определенный элемент, к примеру, телефон, имя, номер, не стоит бросаться сразу в интернет или блокнот за ответом. В течение двух минут необходимо абстрагироваться от внешнего, посмотреть в глубины собственного мозга и попытаться самому вспомнить.

Если необходимо запомнить что-то важное, следует воссоздать в голове какой-то образ относительно этого, очень яркую ассоциацию. Мозг гораздо легче запоминает что-нибудь оригинальное, благодаря чему будет легче вспомнить необходимую вещь. Для того чтобы проще запоминать числа, следует их разбивать на группы, или создать ассоциации, как в прошлом методе.

Эффективным методом развития считается тренажер, развивающий когнитивные способности, который называется «проект Викиум».

Чтобы что-то хорошо запомнить, необходимо после восприятия информации ее проговорить, потом ее кому-то пересказать, так будет намного легче запомнить, а также лучше понять смысл сказанного.

Простым методом является решение простых арифметических задач в уме.

Кроме того, легким способом развития запоминания считается прокручивание событий дня в голове. Это желательно делать перед сном в конце дня, воссоздавая все эпизоды и детали, переживания, чувства, эмоции. Кроме того, следует дать оценку собственным действиям и поступкам.

Понимание смысла текста предполагает эффективное запоминание. Очень невыгодно заучивать материал механически, не пересказывая его.

Чтобы эффективно развить память, следует приучить себя повторять всю новую информацию. Изначально для запоминания нужно будет много раз повторять, после этого мозг будет очень развит для того, чтобы быстрее запоминать информацию.

Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.

Память избирательна . В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями.

Запоминание процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

Запечатление, - непроизвольное запоминание, - произвольное запомин.

Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте . Сохранение имеет две формы:

Собственно сохранение и - забывание.

Различают два вида сохранения материала в памяти:

1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.

Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.

В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека. Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.

Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.

Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер. Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности .

Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение - процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня воспроизведения:

Узнавание, - собственно воспроизведение, - припоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта. Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю» (в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно (без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда, например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.

Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное . Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к нему бывают восприятия предметов, представления, мысли, которые вызваны внешними воздействиями.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:

ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.

Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.

Ассоциирование – связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.

Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось ранее .

Виды памяти:

    по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная память – на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.

форма психического отражения, в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Основным физиологическим механизмом П. является образование, сохранение и оживление в коре головного мозга временных нервных связей. П. бывает генетической, долговременной, индивидуальной, кратковременной, сенсорной и т.д.

Отличное определение

Неполное определение

ПАМЯТЬ

психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.).

П служит необходимым условием единства психич. жизни человека, его личности.

Физиол. основа П. - образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием разл. раздражителей.

В соответствии с функциями П. различают ее осн. процессы запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них - запоминание, к-рое определяет прочность и длительность сохранения материала, полноту и точность его воспроизведения. Осн. условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умении и навыков. Наиб. простая его форма - узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложная форма - воспроизведение таких объектов прошлого опыта, к-рые в данный момент не воспринимаются. Узнавание, а также воспроизведение могут быть произвольными или непроизвольными. Забывание проявляется по-разному - от отд. ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.

Существуют разные виды П, функционирующие у каждого человека, и вместе с тем наиб. характерный для того или иного человека тип П. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П.

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развернутую характеристику этих видов П. дал П.Блонский, к-рый рассматривал их в качестве генетич. ступеней развития П. - от двигательной к эмоциональной, образной и далее к вербальной как высшему виду П. человека. В зависимости от того, какой анализатор принимает наиб. участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную и др. виды П.

Связь между двумя способами классификации видов П. выражается как в том, что материал одного типа может восприниматься посредством разных модальностей, так и в том, что при помощи одной модальности можно воспринимать разные типы материала.

С кон. 50-х гг. 20 в, преим в связи с изучением проблем инж психологии, особое значение придается исследованию вопроса о длительности хранения информации На этом основании П. разделяют на сенсорную (хранение не более 1,5 с), кратковременную (не более 30 с) и долговременную (постоянное хранение).

Существуют индивидуальные различия П., к-рые проявляются в преим развитии одного из видов П. - вербальной, образной, эмоциональной или двигательной Соответствующая преобладающему типу П. информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных осн. типов П. существуют отд. подтипы (напр., П. на лица, на числа и т. д.). Широко известны индивидуальные различия П, обусловленные способом (модальностью) восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из след видов информации зрительная, слуховая, тактильная и т. д. Напр., лица с более развитой зрительной П. лучше запоминают вербальный мате риал, воспринимаемый визуально, а те, у кого лучше развита слуховая П., более легко запоминают тот же текст, если воспримут его на слух.

Одним из факторов, определяющих индивидуальные различия П., являются особенности функционирования нервной системы. Однако решающим фактором выступают различия в деятельности, осуществляемой людьми Соответственно наиб. развития достигают те типы П., к-рые более часто используются человеком.

П. любого человека индивидуальна, неповторима, т к она представляет собой отражение уникального «рисунка» деятельности конкретного индивида.

Исследование индивидуальных различий П. имеет важное значение как для определения общих закономерностей функционирования П, так и для выявления резервов ее развития у того или иного человека.

С древних времен П. придавалось большое значение, однако первые попытки ее объективного исследования были предприняты лишь в кон. 19 в В соответствии с ассоцианистской концепцией П. весь механизм запоминания сводится к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующими друг за другом (Г Эббингауз, Г Мюллер, Ф Шуман, А Пильцеккер и др) Эксперим исследования ассоцианистов выявили ряд важных закономерностей в области П. Однако в силу того, что ассоциа-нисты изучали только количественно-временные факторы П. (изменение кол-ва запоминаемых элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения их во времени, зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т. д.), их исследования не затронули такие важные проблемы, как зависимость П. от направленности и содержания деятельности субъекта, связь П. с восприятием, мышлением, речью и личностью в целом.

Представители гешталыппсихологии (В Келер, К Коффка, M Вертхаймер) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании К Левин, в отличие от др. представителей этого направления, подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах П, но трактовал эту роль как средство изменения напряжения в силовом поле, в к-ром образуется гештальт.

Согласно представлениям А Бергсона, существуют два вида П. П -привычка, П. тела, в основе к-рой лежат физиол. механизмы мозга, и П. -воспоминание, П. духа, не связанная непосредственно с мозгом Эта теория двух видов П. служила впоследствии у ряда авторов основой резкого противопоставления меха-нич и смысловой П

Концепция П. в бихевиоризме близка к ассоцианистской Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако не учитывали зависимость этого подкрепления у человека от его сознат деятельности и особенностей личности Исходя из признания общности в поведении животных и человека, бихе-виористы исследовали вопросы усвоения и обучения гл. обр. на животных, что не позволило дать исчерпывающей содержательной характеристики процессов П. у человека.

Зависимость явлений П. от личности человека была отмечена 3. Фрейдом. По Фрейду, из П. вытесняется все, что не соответствует подсознат влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное для него Эта зависимость не получила эксперим.подтверждения. Остается дискуссионным и положение Фрейда о первостепенной роли подсознательного в деятельности П.

П. Жане рассматривал П. как действие, постепенно усложняющееся и изменяющееся по своему содержанию в ходе ист. развития Он подчеркивал социальную обусловленность развития П. человека и показывал ее зависимость от деятельности людей Ф. Бартлетт указывал на социальный аспект П. человека, объясняя при помощи социальных связей возникающие при воспроизведении искажения запоминаемого материала.

Социальная природа развития П. изучалась Л С Выготским Придавая особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психич. процессов в опосредованные, Выготский видел сущность П. в активном запоминании с помощью знаков Большой вклад в изучение П. внесли П. И Зинченко и А А Смирнов.

Совр. исследования П. за рубежом проводятся в основном представителями когнитивной психологии (Р Аткинсон, А Бэдли и др) Один из осн. принципов этого направления - идея о неразрывной связи всех психич. процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека Соответственно и П. рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека Под влиянием технического (кибернетического) подхода появилась т и блоковая модель переработки информации, в соответствии с к-рой когнитивная сфера представляет собой набор информац. хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступившего материала. След П. проходит последовательно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной П.

В отеч. психологии исследуются проблемы оперативной П., структуры мне-мич. действия, кодирования информации, объема П., механизмов опознания и т. д. Осуществляется разработка филос. проблем теории П.

Развитие П. и пути ее воспитания. П. ребенка примерно до 4-летнего возраста является непроизвольной. Уже на 1-м мес жизни у него закрепляются элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу 1-го полугодия появляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере овладения ребенком навыками ходьбы и речи П. начинает быстро развиваться в результате расширения контакта ребенка с предметами и речевого общения. В процессе обогащения чувственного опыта и закрепления его в речи П. детей становится все более прочной. Если у ребенка 1 года впечатления сохраняются 1-2 нед, то к концу 3-го года они могут сохраняться до 1 года. В воспитании П. уже на 1-м году жизни необходимо использовать ориентировочные реакции ребенка на новые объекты. В дальнейшем следует расширять и углублять потребность ребенка в ознакомлении с предметами, его практич. и игровую деятельность.

В дошк. возрасте осн. место по-прежнему занимает непроизвольная П. Наряду с образной П. у дошкольников развивается и словесно-логич. П. в ее конкретной форме. К 5 годам у ребенка появляются произвольные процессы П., формируются нач. умения запоминать и припоминать. В целях подготовки детей к школе необходимо стимулировать у них развитие произвольной логич. П., используя для этого не только практич. и игровую деятельность, но и занятия в дет. саду. Эксперим. данные свидетельствуют о больших возможностях развития у дошкольников высших форм П. в процессе спец. обучения и воспитания.

Дальнейшее развитие П. происходит в процессе обучения и воспитания в школе. Уч. деятельность предъявляет все более высокие требования к непроизвольной и особенно к произвольной П. учащихся. Умение управлять своей П. - необходимое условие сознат. и прочного усвоения знаний, формирования разл. навыков и умений. Дети, поступающие в школу, владеют только нач. умениями произвольной П.: их словесно-логич. П. носит конкретный характер и тесно связана с образной П. Развивая у младших школьников конкретную словесно-логич. П., необходимо создавать основу для развития отвлеченной словесно-логич. П. у школьников ср. классов, совершенствуя ее в дальнейшем у ст. школьников.

Важно учитывать значение произвольной и непроизвольной П. в уч. работе и взаимосвязи между ними. Если ориентироваться на произвольную П., не используя в полной мере закономерности непроизвольной П., то это часто приводит к формальному усвоению школьниками знаний и к недостаткам в развитии самой П. В условиях оптимальной организации уч. материала непроизвольная П. достигает высокой продуктивности в процессе усвоения определенных знаний, умений и навыков; своими результатами она готовит почву и для продуктивной работы произвольной П. Только в этих условиях исключаются зубрежка и формализм в усвоении знаний.

Непроизвольная логич. П. успешно развивается в результате систематич. выполнения учащимися уч., познават. задач. Ее совершенствование непосредственно связано с развитием у школьников мышления, с формированием у них анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации и пр. Произвольная логич. П. развивается в результате выполнения мнемич. задач, а ее совершенствование связано с овладением учащимися способами мышления в качестве приемов запоминания и воспроизведения. Развитие мышления, являясь непосредственным условием развития непроизвольной П., служит вместе с тем необходимой предпосылкой развития произвольной П. До того как применять классификацию объектов в целях запоминания, ученик должен сначала научиться классифицировать в процессе выполнения познават. задач.

Т. о., осн. путь развития непроизвольной и произвольной логич. П. (в конкретной и отвлеченной ее форме) заключается в формировании у школьников процессов понимания, мышления как специально направленных познават. умственных действий, доведение их до обобщенных умений и навыков и применение в качестве приемов запоминания и воспроизведения. В целях рационального использования непроизвольной и произвольной П. в усвоении учащимися знаний и создания условий успешного развития этих осн. видов П. необходимо учить школьников различать познават. и мнемич. задачи (понять, разобраться в материале и запомнить его) и вооружить их умением по-разному их выполнять. При этом учитывается, что у мл. школьников установка на запоминание обычно доминирует над установкой на понимание, поэтому последняя часто подменяется первой (понимание для них является более трудным, чем запоминание, если последнее осуществляется путем простого повторения). Такая подмена приводит к формальному характеру знаний, привычке механич. запоминания, задержке развития логич. П. Между тем механич. запоминание, связанное только с повторением материала, без его понимания, не является неизбежным. Оно - результат недостатков в руководстве развитием и воспитанием П. у детей. Воспитание П. необходимо связывать с воспитанием всех сторон личности школьников, с воспитанием мотивов учения, чувства долга и ответственности, привычек к волевым усилиям и т. п.

Лит.: Рыбников Н. А., Память, ее психология и педагогика, М.-Л., 1930; Ле-онтьев А. Н., Развитие памяти, М., 1931; Блонский П. П., Память и мышление, М., 1935; Смирнов А. А., Память и ее воспитание, М., 1948; его же, Проблемы психологии памяти, М., 1966; 3 а и к о в Л. В., Память, М., 1949; Вопросы психологии памяти. Сб., под ред. А. А. Смирнова, М., 1958; 3 и и -ч с и к о П. И., Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР. т. 1, М., 1959; Смирнов A. A., Развитие памяти, там же; Зинченко П. И., Реп-кина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти, ВП, 1964, №6; Зинченко П. И., Середа Г. К., Непроизвольная память и обучение, СП, 1964, № 12; Роговин М. С. Филос. проблемы теории памяти, М., 1966; Возрастные и индивидуальные различия памяти, под ред. А. А. Смирнова, М., 1967; Соколов Е. Н., Механизм памяти, М., 1969; Эксперим. психология. Сб. ст., ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 4, М, 1973; Кладки Р., Память человека, пер. с англ., М., 1978; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., 1979; А т к и и -сон Р., Человеческая память и процесс обучения, пер. с англ., М., 1980.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Память – это свойство запоминания, хранения и воспроизведения информации. Она представляет собой огромное хранилище, но реально используется не более 10 %. Это указывает на то, что важны не только процессы памяти, но и процессы забывания.

Вся информация, которая воспринимается человеком, имеет свойство со временем забываться. Это проявляется в невозможности узнать кого-то, припомнить что-либо или в виде ложного узнавания, припоминания. В ряде случаев забывание становится великим благом, например память на неприятные события. В полной мере это отражено в мудром восточном изречении: «Счастью память отрада, горю забвение друг».

Существует интересный способ забыть о неприятностях - в прямом смысле этого слова, просто оставить их за дверью. Это объясняется тем, что наша память привязана к внешнему окружению и поэтому при переходе из одной комнаты в другую, многие забывают, куда они шли и что хотели сделать до этого. Для того чтобы вспомнить то, что вы хотели сделать необходимо просто вернуться туда, где вы впервые об этом подумали. Забавно, но когда мы переходим из одного помещения в другое, дверной проем делит и нашу память, оставляя за дверью мысли о том, что мы собирались сделать или сказать.

По форме проявления различают образную, эмоциональную и словесно-логическую память.

Образная память – это способность воспроизводить образы, основанная на таких органах чувств, как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

Эмоциональная память - это воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния. Она характеризуется высокой скоростью запоминания и устойчивостью. Более легко воспроизводится в памяти эмоционально окрашенная информация. Серая, скучная информация усваивается намного труднее и быстро стирается из памяти.

Словесно-логическая память - это память на информацию в словесной форме. В сочетании зрительные образы и слова, используемые для улучшения памяти, являются более мощным средством запоминания.

У каждого из нас, наверняка, найдутся даты, фамилии, которые мы не можем запомнить. В этом случае помогут ассоциации, но подбирать их надо тщательно, чтобы потом не ломать голову над «лошадиной фамилией».

Особый интерес представляет собой мнемоника, от греческого - искусство запоминания. Каждый из нас без труда воспроизведет в памяти все цвета радуги, а все потому, что каждый охотник желает знать, где сидит фазан... Это и есть мнемоническая память - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

По продолжительности выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную и долговременную память.

Мгновенная (иконическая память) - рассчитана на сохранение информации только в момент ее восприятия органами чувств. Данный вид памяти имеет большую емкость, быстро угасает во времени, сознательно не контролируется, переводит информацию в кратковременную память.

Кратковременная память характеризуется коротким временем хранения и теряется при получении новой информации. Хороший пример являют собой студенты во время сессии... Интересная особенность памяти студента: не знал, но вспомнил.

Долговременная память хранит всю информацию о том, что мы знаем и умеем, и забыть это очень сложно.

Нарушение памяти можно перепутать с нарушением концентрации внимания. Если голова забита «посторонними делами», зачастую бывает трудно сконцентрироваться на окружающем и на новой, не интересующей информации. Поэтому в данном случае речь идет о нарушении концентрации внимания, а не о памяти.

В том случае если вы испытываете тоску, апатию или находитесь в состоянии стресса, память может сыграть с вами злую шутку, так как эмоции негативно сказываются на запоминании, хранении и воспроизведении информации.

Пожилые люди не отличаются хорошей памятью и это вполне закономерно. По мере старения внимание становится более рассеянным, и возникают трудности при запоминании имен, названий, новой информации. Но это ни в коем случае не является преградой для повседневной и общественной жизни, так как все личностные и социальные характеристики человека остаются неизменными. В основном из памяти исчезают детали, которые относятся ко времени и пространству, например, бабушка забыла, куда положила свои очки, или как зовут ее старого приятеля, кому сегодня должна была перезвонить и т.п.

Снижение памяти с возрастом абсолютно не имеет ничего общего с ослаблением ума. На самом деле, пожилые люди без особого энтузиазма воспринимают новшества, отмахиваясь и упоминая про возраст. Но вы только посмотрите, насколько лихо усваивают забывчивые старушки, как обращаться с сотовыми телефонами, когда это становится им нужно!

Существует достаточное количество методик и приемов для улучшения памяти, так, например, лучший способ запомнить день рождения жены - один раз его забыть...

1. Постоянно занимайтесь самообразованием.

2. Читайте, чем больше вы читаете, тем лучше. Учите наизусть и пересказывайте.

3. Решайте логические задачи, разгадывайте кроссворды и ребусы.

4. Исключите никотин и алкоголь.

5. Широко используйте различные виды напоминаний: таймер, будильник, записки на видном месте, оставляйте у входа те вещи, которые нужно взять с собой при выходе.

6. Занимайтесь спортом и ежедневно гуляйте на свежем воздухе, приток кислорода к головному мозгу, еще никому не повредил.

И помните, что хорошая память – это когда не помнишь плохого!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта