Главная » Обработка грибов » Примеры распространенных и нераспространенных обращений. Распространенные обращения

Примеры распространенных и нераспространенных обращений. Распространенные обращения

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Меганов Сергей Александрович. Формирование однопартийной политической системы в советской России: 1917 - 1921 гг. : диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02.- Воронеж, 2002.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/636-2

Введение

Глава 1 Причины и предпосылки формирования однопартийной политической системы (февраль 1917 г. - январь 1918 г.) 25

1 Политические партии и их позиции накануне и во время Февральской буржуазно-демократической революции 26

2 Политические партии между Февралем и Октябрем 1917 г 36

3 Межпартийная борьба в России в октябре-декабре 1917 г 67

4 Политические партии и Учредительное собрание 87

Глава 2 Политические партии в годы гражданской войны 98

1 Политические партии в 1918 г 99

2 Изменения в политической обстановке в России в ходе гражданской войны 119

Глава 3 Завершение процесса формирования однопартийной политической системы в 1921 г 138

1 Политические партии после окончания гражданской войны 138

2 Советская однопартийная политическая система в конце 1921 г... 160

Заключение 169

Архивные источники и библиография 175

Политические партии между Февралем и Октябрем 1917 г

Для дальнейшего анализа политических процессов, проходивших в России в 1917 г., связанных с деятельностью политических партий и движений, необходимо обратиться к исследованию политического положения и за- дач, стоявших перед партиями в период между февралем и октябрем. Проследим, каким образом в период с апреля по октябрь 1917 г. большевистская партия встала во главе народного движения. Необходимость рассмотрения данного вопроса представляется обоснованной по следующим причинам: во-первых, именно в период после Февральской революции созрели предпосылки для утверждения в Советской России однопартийной системы; во-вторых, в ходе межпартийной борьбы весной-летом 1917 г. большевики достаточно убедительно доказали свои преимущества перед непролетарскими партиями, что привело в дальнейшем к созданию условий для прихода большевистской партии к власти в стране.

Апрель 1917 г. стал одним из переломных моментов в истории русской революции. 3 апреля 1917 г. из эмиграции в Петроград вернулся лидер большевистской партии - В.И. Ленин. Приезд В.И. Ленина в начале апреля 1917 г. в Россию коренным образом изменил расстановку сил в стране и планы большевиков.

После возвращения в Россию В.И. Ленин 4 апреля сделал доклад об Ап рельских тезисах членам ЦК. В них он сформулировал задачу перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую путем перехода власти к Советам. В.И. Ленин в тезисах разработал политическую платформу партии, соответствующую новому этапу революции. Материалы "Апрельских тезисов" во многом излагают цель и задачи партии большевиков весной 1917 г., заключающиеся в немедленном прекращении войны, начале борьбы за мир, за социалистические преобразования. Красной нитью через работу В.И. Ленина проходит мысль о взятии власти Советами, о роли и месте Сове тов в революции, о новом государственном устройстве. "Кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала" - утверждал он. Развивая эту мысль на VII Всероссийской конференции большевиков (24-29 апреля 1917 г.) В.И. Ленин связывал окончание войны подлинно демократическим миром с главным вопросом революции - с вопросом о власти: "Для того, чтобы война могла быть окончена, власть должна перейти в руки революционного класс"25. Как считает ряд исследователей вопрос об окончании войны, связывающийся с переходом власти в руки Советов и "свержением капитала", ленинский лозунг мира апреля 1917 г. был рычагом деструкции армии, орудием дискредитации едва народившейся власти в глазах народа; подлинного ре-шения проблемы окончания войны он не давал. Лидеры социалистических партий крайне отрицательно отнеслись к работе "Апрельские тезисы" В.И. Ленина, в которых не видели четкого плана борьбы и конкретного решения основных проблем - перехода власти в руки политической партии большевиков, окончания войны. Г.В. Плеханов назвал Апрельские тезисы В.И. Ленина "бредом", "безумной и крайне вредной попыткой по-сеять анархическую смуту на русской земле" . Таким образом, призыв В.И. Ленина о взятии власти не был поддержан меньшевиками и эсерами.

Большая часть населения России не поддерживала большевиков ни в первые мирные месяцы революции, ни в июле-августе 1917 г. Большинство народа, судя по составу Советов и органов самоуправления, поддерживало блок меньшевиков и эсеров. Массы настораживало пораженчество большевиков во время войны и их экстремистский курс, предлагаемый в решении насущных вопросов. Однако, в переломные моменты, как весной 1917 г., если власть медлит с решением наболевших проблем, происходит быстрая смена массовых на- строении, ведущих к самым непредсказуемым последствиям. "Апрельские тезисы", и в этом состоит их главная сила, появились во время ломки вековых устоев и традиций русского общества, во время отсутствия твердой государственной власти, накануне взрыва недовольства масс нереализованными задачами Февральской революции: крестьяне не получили землю, продолжалась империалистическая война, не был законом установлен 8-й часовой рабочий день. Всплеск преступности весной 1917 г., разруха разжигали недовольство Временным правительством, которое проводило политику, не отвечающую требованиям и интересам народа29. В этих условиях лозунги, обещавшие немедленное удовлетворение всех требований рабочих, солдат, крестьян начинают обретать все большую популярность.

Революция каждый день проверяла концепции и способы политиче-ских партий решать насущные проблемы страны. Этой проверки не выдержала программа Временного правительства Г.Е. Львова, в котором после 2-го марта 1917 г. преобладали кадеты. Правительство пыталось убедить рабочих снять требования повышения заработной платы, введения 8-й часового рабочего дня. Но самым главным был тогда вопрос об отношении к войне, которая резко ухудшила и без того нелегкое положение населения страны. Потери убитыми и ранеными, пленными и больными составили 8730 тыс. человек31. Быстрое окончание войны стало основным вопросом дальнейшего существования России. "В 1917 г. в чем был весь гвоздь? - спрашивал Ленин. -В выходе из войны... И это покрывало все"32. Разрыв между политикой Временного правительства и настроениями и желаниями народа все больше углублялся, открыто проявившись 20 и 21 апреля 1917 года.

Межпартийная борьба в России в октябре-декабре 1917 г

События второй половины сентября 1917 г. стали прологом октябрьской революции, временем, когда большевики, руководствуясь ленинскими письмами 12-14 сентября, начали подготовку к завоеванию власти. Эта подготовка проходила в сложных условиях внутренних разногласий, даже конфликтов между сторонниками вооруженного восстания и его противниками. Основой деятельности всех членов партии в борьбе за новое государство стало стремление к главной цели революции - завоеванию политической власти. Захват власти как результат всей работы определил тактику большевиков в конце сентября - октябре 1917 г. Большевики, завоевав поддержку масс, вырвав их из-под влияния мелкобуржуазных партий, уже не могли остановиться на соглашении с Временным правительством. По свидетельству Г.В. Плеханова "в тактике большевиков было заложено "патологическое" стремление к захвату власти узкой группой людей"106.

В условиях отсутствия единства среди российской социал-демократии в конце сентября 1917 г., кризиса Временного правительства, замысел свершения большевиками социалистической революции в конце сентября становится реальностью. В последней декаде сентября противоречия между непролетарскими партиями - с одной стороны и большевиками с другой достигли своего апогея. Как же отреагировали непролетарские партии на усиление партии большевиков?

Ростом влияния большевиков, увеличением численности членов партии (с февраля по октябрь партия большевиков увеличилась в 15 раз, насчитывая в начале сентября 1917 г. 350 тысяч) социал-демократия России была сильно встревожена. В конце сентября 1917 г. стала очевидной цель непролетарских партий - любой ценой не допустить большевиков к власти. Для этого 22 сентября 1917 г. в Зимнем дворце состоялось заседание представителей революционной демократии - Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели, Н.А. Руднев, Н.Н. Смирнов и другие предложили правительству А.Ф. Керенского принять меры для закрытия ворот большевикам, также участвующих в Демократическом совещании107.

Одним из первостепенных вопросов в работе Демократического совещания был вопрос о власти. 25 сентября было создано третье Временное коалиционное правительство, его председателем и верховным главнокомандующим стал А.Ф. Керенский, бывший в первом коалиционном правительстве военным и морским министром, во втором - председателем.

После того, как Совет Республики одобрил кабинет А.Ф. Керенского, правительство стали представлять в основном члены буржуазных и мелко- буржуазных партий. В него вошли 10 социалистов и 6 либералов, в т.ч. 4 кадета. Министром-председателем и Главноверхом стал А.Ф. Керенский. Участие кадетов в правительстве было одобрено незначительным большинством голосов: 776 человек - за коалицию с кадетами, 688 - против108. Исключив "партии, скомпрометировавшие себя в деле Корнилова", Совет согласился на участие в правительстве кадетов, в индивидуальном порядке позволив А.Ф. Керенскому в целях поддержки "партийной элиты нации" ввести в свой кабинет Д.П. Коновалова, Н.М. Кишкина и Н.П. Третьякова109.

В правительстве, сформированном 25 сентября 1917 г., буржуазное большинство (11 из 17 членов кабинета) открыто диктовало социалистам свою волю. Положение последних в начале октября становилось все более неустойчивым. Этим неизменно пользовались большевики, проводившие с середины сентября курс на вооруженное восстание и объявившие на заседании ЦК 23 сентября, что "... присоединение к Демократическому совещанию, которое не отвергло союза с империалистами представляло собой... демонстрацию в стиле деклараций французского, английского и американского парламента"110.

В начале октября 1917 г. меньшевики и эсеры переживают кризис. По мнению российского историка Н.В. Романовского, в партиях меньшевиков и эсеров в октябре 1917 г. "царил полный разброд"111. Левые эсеры (Натансон и Камков) остаются в Предпарламенте, но обещают "полную поддержку большевикам в случае революционных выступлений вне его"112. Партия меньшевиков в начале октября 1917 г. практически не была замечена на политической арене. Она переживала один из глубочайших кризисов. В "Новой жизни" от 29 сентября 1917 г. появилась статья "Развал меньшевизма"; "Агония меньшевизма" - под таким заголовком вышла статья в газете "Единство" от 4 октября 1917 г.

Таким образом, в начале октября 1917 г., когда крупнейшие социалистические партии - меньшевики и эсеры, скомпрометировали себя в лице народа участием во Временном правительстве, которое не смогло решить вопрос о мире, о земле, рабочий вопрос, большевики, призывавшие к продолжению революции, закрепили свой успех, поставив перед собой цель - завоевание политической власти.

Изменения в политической обстановке в России в ходе гражданской войны

В ходе гражданской войны начинаются процессы серьезных изменений в управлении Советского государства, потребовавшие нечеловеческих усилий, сотни тысяч жертв. Содержание параграфа будет представлять анализ положения различных партий, их деятельности во время гражданской войны; а также исследование перемен в политической жизни России в 1918 -1920 гг. Большевики, как известно, после Октября поставили все партии вне закона. В конце 1918 г. процесс формирования однопартийной системы стал распространяться из центра России на другие территории страны. Это было связано с переменами, произошедшими в политике непролетарских партий осенью 1918 г.

В сентябре 1918 г. начался пересмотр позиции правых эсеров по отношению к Советской власти. 8-23 сентября 1918 г. они приняли участие в Уфимском государственном Совещании, избравшем Директорию, которая обязалась передать власть 1 января 1919 г. Учредительному собранию, если оно соберется. Однако 18 ноября произошел колчаковский переворот, члены Директории были арестованы, некоторые расстреляны. Было принято по предложению В.М. Чернова обращение о борьбе с А.В. Колчаком. Осенью 1918 г. начинается поворот мелкобуржуазных партий в сторону Советской власти. В разгар гражданской войны (зимой 1918/1919 года) идет процесс установления власти Советов во всех губерниях Великороссии с населением 70 млн. человека.

В декабре 1918 г. многие мелкобуржуазные партии отдельных районов Советской России занимают позиции Советской власти. На сторону большевиков перешли эсеры Томска и Омска; меньшевики Поволжья. В это время ЦК меньшевиков выпустил "Тезисы и резолюции об отказе от политического сотрудничества с враждебными классами". 1 декабря 1918 г. ВЦИК разрешил меньшевикам участвовать в выборах в Советы. Было отменено решение ВЦИК от 14 июня 1918 г., которое исключило меньшевиков и эсеров из Советов. Такая политика Советской власти в конце 1918 г. способствовала вовлечению левых сил мелкобуржуазных партий в более активную борьбу с контрреволюцией.

В это же время, на рубеже 1918/1919 г. начинается процесс распада партии эсеров. В конце 1918 г. - начале 1919 г. партию покидают тысячи ее членов. Однако только представители верхушки партии вняли курсу Б. Савинкова на продолжение антисоветской борьбы. Поворот в сторону Советской власти стал в начале 1919 г. очевидным фактом. В ноябре 1918 г. публично заявил о выходе из партии и сложении с себя звания депутата Учредительного собрания видный идеолог эсеровской партии Питирим Сорокин. Для РКП(б) период с января 1918 по 1919 год стал временем укрепления у власти, определения и выбора стратегии в отношении эсеров, меньшевиков и других партий; а также началом перерастания диктатуры пролетариата в диктатуру одной политической партии.

Таким образом, в 1918 г., в России были заложены основы однопартийной системы. В 1919 году процесс оформления однопартийной политической системы распространился на все области России. Этот процесс проходил в условиях борьбы РКП(б) с меньшевиками, эсерами, кадетами, составившими основу "демократической контрреволюции", продолжавшими еще сражаться на стороне "белых" с Советской властью. Однако события января-февраля 1919 г. стали началом изменений в политике партий эсеров и меньшевиков по отношению к большевикам.

В начале 1919 года, после прихода в Сибири, основном районе сосредоточения эсеров, к власти А.В. Колчака, начались репрессии в отношении членов ПСР, которые стали причиной разброда в партии и причиной изменения ее тактики.

В начале февраля 1919 г. рядом членов ПСР были высказаны пожела-ния об отказе от вооруженной борьбы с Советской властью. 8 февраля 1919 г. на конференции ПСР была принята резолюция по текущему моменту и тактике партии, в которой отвергалась попытка свержения советской власти вооруженным путем в связи со "слабостью трудовой демократии" и одновременно растущей силой контрреволюции" .

В условиях пересмотра членами непролетарских партий своих позиций по отношению к Советам, большевики в марте 1919 г., когда началось наступление адмирала А.В. Колчака, вновь, от политики конфронтации обратились к компромиссному сотрудничеству с меньшевиками, эсерами, анархистами.

Здесь немаловажно отметить одно примечательное событие в истории болыпевистско-эсеровского сотрудничества весной 1919 г. После освобождения Уфы в марте 1919 г. группа членов ЦК ПСР - В.А. Вольский, К.В. Буревой, Д.А. Ракитников - начали переговоры с Уфимским РВК о совместных действиях против А.В. Колчака. В.И. Ленин и Я.М. Свердлов, приветствуя такое решение, телеграфировали: "... с предлагающими переговоры эсерами надо немедленно начать переговоры"44. С эсерами было заключено соглашение о прекращении гражданской войны с Советской властью и повороте оружия против А.В. Колчака. Из врагов большевиков социалисты-революционеры превратились в их союзников. Это была крупная победа РКП(б).

Решения ВЦИК 30 ноября 1918 г. о легализации партии меньшевиков и 25 февраля 1919 г. о легализации эсеров послужили серьезным толчком для разработки их лидерами положительной программы действий в изменившихся условиях для достижения соглашения с большевиками. Таким образом, в марте 1919 г. появились условия для плодотворного сотрудничества социалистических партий с большевиками. Важной вехой в укреплении позиций РКП(б) на пути к однопартийной диктатуре явились VIII съезд партии большевиков и разгром армии А.В. Колчака, наступление которой началось 4-6 марта 1919 года.

Советская однопартийная политическая система в конце 1921 г

На рубеже 1921/22 гг. сложилась одна из главных особенностей советского строя - однопартийная политическая система. У многих историков (Е.Г. Гимпельсон, П.Н. Соболев, Л.М. Спирин, М.И. Стишов, Р. Пайпс, Ю.Г. Фельштинский), занимавшихся и занимающихся проблемой борьбы РКП(б) с другими политическими партиями приводятся различные сроки оформления однопартийной системы в Советской России. Один из крупных исследователей, занимающийся данной проблемой, Е.Г. Гимпельсон полагает, что "рубеж 1920-1921 гг. нужно считать тем моментом, когда окончательно и бесповоротно сложилась однопартийная система"51. Другой советский историк, М.И. Стишов делает вывод о том, что однопартийная система "окончательно сложилась во второй половине 1918 г., т.е. сразу после разрыва блока с левыми эсерами...". Точку зрения М.И. Стишова разделял П.Н. Соболев, полагавший, что однопартийная система сложилась "после разгрома мятежа левых эсеров"53. Американский историк Р. Пайпс в книге "Русская революция" отмечает, что "Установление однопартийного государства в России потребовало множества мер... Процесс этот на территории центральной России был в основном завершен к осени 1918 года"54. Ю.Г. Фелыптинский считает, что однопартийная система оформилась в Советской России в начале июля 1918 г., когда В.И. Ленин, решив использовать убийство В. Мирбаха, расправился с левыми эсерами. По мнению Ю.Г. Фелынтинского, решение В.И. Ленина расправиться с левыми эсерами было призвано "обеспечить однопартийное большевистское правительство", что и было сделано"55. Таким образом, обобщая позиции ведущих специалистов по данной проблеме, можно констатировать, что однопартийная система, по мнению Ю.Г. Фелыптинского, Р. Пайпса, П.Н. Соболева, М.И. Стишова, сложилась после разрыва блока большевиков с левыми эсерами. Е.Г. Гимпельсон предполагает отнести формирование однопартийной системы к рубежу 1920-1921 гг. т.е. времени окончания гражданской войны.

Принимая во внимание вышеуказанные точки зрения, нужно подчеркнуть, что многие авторы определяют время оформления однопартийной системы - июль 1918 г. т.е. время, когда левые эсеры вышли из правительства. Скорее всего, этот вывод покажется преждевременным, так как в течение 1918-1921 гг. непролетарские партии действовали на политической арене как реальный политический фактор, оказывая влияние на политический процесс. По нашему мнению, однопартийная политическая система в Советской России оформилась в конце 1921 г. в силу нижеследующих причин. Во-первых, в 1921 г. представители партий меньшевиков и эсеров исчезают из Советов, главных органов власти, которые стали однопартийноболыпевистскими. Вовторых, в течение 1921 г., выполняя решения Десятого съезда и его резолюции "О единстве партии" органами ВЧК был разработан план ликвидации оппозиции в лице партий и течений, который успешно начал претворяться в жизнь. В-третьих, в 1921 г. усиливающиеся репрессии в отношении меньшевиков, эсеров, анархистов привели к массовой эмиграции и изоляции членов этих партий, которые перестали быть массовыми политическими организациями.

В республике Советов к 1922 г. осталась одна организация, имевшая право называться партией - Российская Коммунистическая партия (большевиков). В 1922 г. началась трансформация РКП(б) во властную структуру советского общества, становой хребет административно-командной системы. Таким образом, есть все основания отмечать, что в 1921 - начале 1922 г. советская политическая система оформилась и приобрела основные черты и особенности. Остатки многопартийности в начале 20-х гг. были ликвидированы, окончательно утвердилась политическая и государственная монополия РКП(б) во всех сферах жизни общества. РКП(б) после ликвидации многопартийности в течение 1917-1921 гг. взяла на себя ответственность за все, что происходило в стране. Демократическое общество за четыре года, с 1918 по 1921 г., было разрушено. Народ поддержал большевиков, сделав выбор и доказав, что подлинная демократия, предполагающая наличие многопартийности, в России не только невозможна, но и не нужна. Завершив исследование процесса формирования однопартийной политической системы в Советской России в период с февраля 1917 по осень 1921 г., можно перейти к ее характеристике в самом начале ее существования после того, как она оформилась в конце 1921 г. Итак, в ходе формирования советской политической системы зародились основные черты Советской модели коммунизма, основные черты однопартийного государства с его уникальной структурой. В 1921 году был завершен начатый в годы гражданской войны и "военного коммунизма" процесс превращения большевистской партии в главное звено государственной структуры. С 1922 г., после Двенадцатой партийной конференции (август), в Советской России был оформлен запрет всех политических партий. С этого времени наиболее значимые государственные решения стали приниматься ЦК РКП(б), но только после обсуждения в тесном кругу большевистских лидеров - Политбюро ЦК РКП(б), в состав которого в 1921 г. входили Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий. И только после этого решение вопроса закреплялось в решениях государственных органов. Как известно, роль Советов в условиях многопартийного государства в 1917 г. была очень высокой. По сути, в период революции они являлись важнейшими органами власти. После изгнания членов непролетарских партий в течение 1921-22 гг. из Советов, последние перестали играть какую-либо значимую роль в решении государственных проблем. Основная роль в управлении государством стала принадлежать партии большевиков. В стране утвердилось господство партийного аппарата. По сути, при однопартийной системе, власть принадлежала небольшой группе людей, стоявших во главе партии. В стране начинается уничтожение политической оппозиции не парламентским путем, а методом террора. Упразднялась свобода слова и печати. В результате уничтожения политической оппозиции сложилась однопартийная советская политическая система. Большевистская партия с самого начала своего существования была явлением уникальным. В этом феномене еще предстоит разбираться политикам, историкам, философам. Большевистская партия став в 1917 г. правящей партией, а после гражданской войны единственной в стране, превратилась в "партию-монополиста". Однопартийное государство превратилось в механизм, в котором единственная партия, трансформировавшаяся в государственную структуру, управляла страной. В этом заключается сущность Советского государства. В начале 20-х годов партию большевиков уже нельзя было назвать партией в первичном смысле этого слова, потому что РКП(б) стала особняком в своем государстве, фактически в нем растворившись, т.е. превратившись в "партию-государство".

В январе 1918 г. состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны.

В РСФСР начала складываться однопартийная политическая система.

Экономические преобразования. До прихода к власти большевики представляли себе социалистическую экономику, как экономику без частной собственности, директивную, где государство должно взять в свои руки все товары и выдавать их населению по мере необходимости.

В декабре 1917 г. для руководства государственным сектором в экономике был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне безвозмездно должны были получить 150 млн. десятин земли, принадлежавшей помещикам, буржуазии, церкви, монастырям.

Аграрная политика большевиков вызвала социальную напряженность в деревне, так как Советская власть поддерживала бедноту. Это вызвало недовольство зажиточных крестьян-кулаков. Кулаки стали придерживать товарный (на продажу) хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим СНК перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян. В деревню посылались продовольственные отряды (продотряды). Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 г. вместо местных Советов. "Черный передел" земли наносил удар по крупным хозяйствам помещиков, зажиточных крестьян (отрубников, хуторян), т.е. уничтожались положительные стороны аграрной реформы П.А. Столыпина. Уравнительное распределение вело к падению производительности труда и товарности сельского хозяйства, к худшему использованию земли.

Продовольственная диктатура не оправдала себя и потерпела неудачу, т.к. вместо запланированных 144 млн. пудов хлеба собрано было всего 13, а также привела к выступлениям крестьян против власти большевиков.

Социальные преобразования. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования.



Национальная политика Советского государства определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 г. - Белоруссии. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики.

Первая Советская Конституция РСФСР (принята 10 июля 1918 г.) закрепила принцип унитарности нового государства, но народы России получили право на областную автономию. Народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.

В 1918 г. первыми национальными областными объединениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 г. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.

Определение 1

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике.

Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а направление и число партий, реально участвующих в жизни страны. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Однопартийная система СССР

Отдельно внимание следует уделить однопартийной политической системе. Данная система считается не состязательной. Ее название говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом систем можно назвать СССР в период с 1917 по 1922 года.

Ключевое событие, повлиявшее на появление в СССР однопартийной системы стали события февраля 1917 г., когда на смену монархии приходит нерешительное и слабое временное правительство, свергнутое впоследствии социал-демократической партией.

Во главе однопартийного правительства стоял В.И. Ленин. Настало время «устранения» всех небольшевистских партий. Первый из выводов, характеризующих однопартийность советского периодарешающее значение насилия в формировании однопартийности. Однако существовал и другой подход на пути к поставленной цели – эмиграция лидеров партий, отрыв их от страны.

Замечание 1

Стоит заметить, что методы борьбы большевиков не отличались мирной направленностью. Довольно часто в ход шли бойкоты и обструкции: прерывались выступления, часто слышались с мест издевательские замечания, освистывали. В тех случаях, когда достичь победу не получалось, большевики прибегали к образованию в нужном органе подобного себе органа, признавая его единственным законным. Бытует мнение, что такой способ борьбы изобретен лично В.И. Лениным.

Этапы утверждения однопартийной системы СССР

Можно выделить несколько этапов утверждения однопартийной системы:

  1. Установление советской власти. Данный этап проходил в двух направлениях. Он характеризуется как мирным переходом управления в руки Совета, так и рядом сопротивлений антибольшевистких сил.
  2. Выборы Учрдительного собрания. Идя по пути формирования однопартийности, были сформированы неравные условия для либеральных партий. Таким образом, результаты выборов свидетельствуют о неизбежном развитии страны по социалистическому пути.
  3. Формирование коалиционного правительства посредством объединения большевиков и левых эсеров. Однако такому союзу не было суждено просуществовать долго. Не поддержав Брестский мир и большевистскую политику эсеры покинули коалиционный союз, что привело к их последующему исключению из ВЦИК.
  4. Очевидным становится процесс перераспределения полномочий, власть советов переходит в пользу партийных комитетов, а также чрезвычайных органов власти. Наступает этап окончательного запрещения всех демократических партий. Остается только одна партия – большевистская.

Рисунок 1. Становление однопартийной системы СССР. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

1923 год характеризуется распадом меньшевистской партии. Политическая оппозиция прекращает свое существование вне большевистской партии. В стране окончательно устанавливается однопартийная политическая система. Безраздельная власть переходит в руки РКП(б). К этому времени, как отмечалось выше, уже давно закончился переход небольших партий, особенно тех, которые не обладали какой-либо политической перспективой. Они в полном составе перешли под руководство главной партии. Таким же образом поступали и отдельные лица.

Итоги однопартийной системы СССР

Однопартийная система СССР очень сильно упростила все проблемы политического руководство. Оно было сведено к администрированию. Вместе с тем, она предрешила деградацию партии, не знающей соперников. К ее услугам был представлен весь репрессивный государственный аппарат и воздействие на народ посредством средств массовой информации. Созданная всепроникающая вертикаль осуществляла свою деятельность исключительно в одностороннем порядке по направлению к общественности, не принимая никакой обратной связи.

Развитие происходило за счет противоречий, характерных для политической партий вообще, однако в нашей стране они обладали специфической формой, продиктованной однопартийной системой. Благодаря партийной системе стало очевидно, что наше общество не способно к развитию в условиях монопольной власти. Для того, чтобы партия могла набрать необходимую силу, а вместе с тем и сохранить ее, развиваться в русле свободного содружества, единение которого основывается на единстве не только убеждений, но и действий, необходимо наличие возможности свободного соревнования доктрин, стратегий, борьбы представителей партий перед избирателями.

На сегодняшний день политическая система России является многопартийной.

Урок русского языка № 71

Класс: 8 Дата: «______» ________________

Тема Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.

Цель: формировать у учащихся навыки различения разных видов обращений через парную и групповую форму работы.

Результат обучения:

1. Учащиеся знают виды обращений, способы их выражения, условия постановки знаков препинания, объясняют и обозначают их.

2. Учащиеся умеют устно и письменно отстаивать свою точку зрения, аргументировать свое суждение, логически мыслить.

3. Учащиеся совершенствуют коммуникативные способности (устную и письменную монологическую речь)

Ключевые понятия: обращение, нераспространённые и распространённые обращения, способы выражения обращений.

Критерии оценивания

А:

Я знаю функцию обращения;

Я знаю, чем может быть выражено обращение;

Я знаю виды обращений;

Я знаю условия постановки знаков препинания при обращении

В:

Я умею находить обращение в предложениях;

Я умею правильно определять способы выражения обращения;

Я умею различать виды обращений;

Я умею отличать обращения от подлежащих;

Я умею правильно ставить знаки препинания при обращении;

С:

Я умею создавать собственное речевое высказывание с обращением;

Я умею оценивать свою работу и работу товарищей по критериям.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация, маршрутный лист, информационный текст, раздаточный материал (6шляп), листы оценки.

Ход урока

время

Этапы урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Используемые модули

1мин

Организационный

Доброжелательный настрой на работу

Доброжелательный настрой на урок

фронтально

2-3мин

Вызов

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Задание: внимательно рассмотрите предложения (знаки препинания не расставлены), разделите их на две группы. Назовите общий признак одной из групп предложений, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.

    Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    Сыпь черемуха снегом.

    Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

    Мой друг попытался собрать осколки разбитой вазы.

Группируют, находят общий признак одной из групп предложений.

Формулируют тему урока.

Работа в МГ

Диалогическая беседа

ИКТ Слайд 1-2

4- 5

Целеполагание

Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Составляют цели, проговаривают их классу

(повторить, изучить, научиться, совершенствовать, развивать, уметь, использовать )

ИКТ Слайд 3

5-6

Для работы с новым понятием мы разделимся на группы (приём геометрические фигуры)

Вам дано задание. Внимательно прочитайте и выполните его. Результат вашей работы вы представите на постере.

Задание для работы в группе (этап получения новой информации) Приложение.

Распределяются в группы, распределяют роли в группе, читают задание.

Фронтально, затем по группам

ТиО -консультанты

6-18

Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.

Проходит по группам, осуществляя контроль, предлагая дозированную помощь

Выполняют задание, распределяя роли в группе, готовят постер.

Работа в группе.

Управление и лидерство.

Оценивание

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

18 - 19

Итог

Анализ работы с информацией

Какие трудности встретили при выполнении задания?

Отвечают на вопрос.

Фронтально

Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

19- 25

Осмысление содержания

Постановка задачи

Выдвигают спикеров – представителей.

Фронтально

Формативное оценивание Управление и лидерство

Интерпретация полученной информации

Подхожу к группам, слушая выступления учащихся

Слушают спикера, задают ему вопросы.

Работа в группах

Диалоговое обучение

КМ

Невербальное оценивание

25-30

Рефлексия

Обсуждение результатов работы групп

Выявление и коррекция пробелов

Ответ на контрольные вопросы стратегия ГОРНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

1 группа:

1.Для чего служит обращение?

2. С какой интонацией произносятся обращения?

3. Формой какого падежа выражаются обращения?

4. Как отличить обращение от подлежащего?

5. Как отличить нераспространённое обращение от распространённого?

2 группа:

1.Назовите способы выражения обращений.

2. Каким членом предложения является обращение?

3. Перечислите виды обращений по составу.

4.Как обычные обращения отличить от риторических?

5. Как выделяются обращения в зависимости от места положения и интонации?

Отвечают на контрольные вопросы,

восходя на гору

фронтально

Диалоговое обучение

КМ

ИКТ Слайд 4

ОдО

30- 43

Закрепление понятия

Задание уровня В:

Задание уровня С:

Переход в новые группы по цвету фигуры

Работа по маршрутному листу

Задание1. Выпишите номера тех предложения, 1 группа - в которых есть обращения, 2 группа – в которых нет обращений.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес

Задание 2. 1 группа - Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Определите способы выражения обращения. Расставьте знаки препинания.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Настойчивый добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

2 группа – Определите способы выражения обращений. Перестройте предложения так, чтобы обращения стали подлежащими.

1. Отдыхающие, пойдёмте на речку.

2. Милая, купи мне книгу.

3. Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять.

Задание 3. 1 группа – Спишите, распространите обращения, расставьте знаки препинания .

1) Пётр Андреевич отведите нас на площадь. 2).Умой нас тёплой влагой дождик.

2 группа – Спишите, замените распространённые обращения нераспространёнными, расставьте знаки препинания.

1).Спи милый мой. 2) Разгадай мою загадку старый конюх.

Задание 4 . Оцените, какие обращения чаще используются в вашей речи? От чего это зависит? Приведите примеры предложений с обращениями, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Переходят

Выписывают, аргументируют . Проверяют по ключу.

пределяют, перестраивают, расставляют знаки препинания.

Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Распространяют, заменяют. Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Создают собственное речевое высказывание с обращением;

Работа в группах.

Работа в группах.

Индивидуально, затем в группе. Один выступает от группы.

Новые подходы в организации обучения.

Возрастные особенности. ИКТ (ключи)

Слайды 5,6,7

ОдО

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

КМ

ОдО

43- 44

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Синквейн (2 человека)

2 прилагательных для описания

3 глагола для объяснения назначения

4 слова - предложение для описания повседневного использования

обобщающее понятие

6 шляп

1.Красная Шляпа.

Какие возникли чувства в ходе урока?

2.Желтая Шляпа.

Почему эту тему стоит изучать?

3.Черная Шляпа.

Какие вы видите недостатки в уроке по этой теме?

4.Зеленая Шляпа.

Какие предложения у вас возникли?

5.Белая Шляпа.

Какая нам нужна информация для дальнейшей работы по этой теме

6.Синяя Шляпа.

Чего мы достигли на уроке? Что нужно сделать дальше?

Пишут в рабочей тетради

Индивидуальная работа.

КМ

Управление и лидерство

ИКТ Слайды 8, 9

Невербальное оценивание

44-45

Организационный момент

Завершение урока

Благодарю за работу. Прошу сдать листы оценки

Сдают листы оценки

индивидуально

Д/З

А: повторить теорию в параграфе 43. упр. 535 (распределение по номерам)

В: выписать из комедии «Ревизор» 6 предложений с разными по составу и месту положения обращениями.

С: Составить тест с разноуровневыми вопросами по теме “Обращение ” (8 – 10 вопросов)

Возрастные особенности.

ИКТ Слайд 10

Обращения, выраженные именами существительными или местоимениями, могут быть распространенными. Они могут распространяться прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением:

Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).

Прощай же, пора, моя радость! (Паст.).

Ты их узнала, дева гор, Восторги сердца, жизни сладость… (Пушкин)

Кто потерял кошелек, обратитесь в администрацию (Трифонов).

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную: Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

Место обращения в предложении.

Обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.

В начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).

Приятель дорогой, здорово ! (Крылов).

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин).

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно ? (Никитин).

Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения: Резников, пойдемте со мной (Бондарев).

Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.

В конце предложения обращения обычно стоят в следующих случаях:

1) в предложениях, представляющих собой формулы вежливости, в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц, в междометных предложениях, в нечленимых предложениях, состоящих из слов да, нет;

Прощай, мое счастье!

Что с вами, мой друг?

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга! (Горький).

2) если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение – распространенным.

Обращения, помещенные в середине предложения , обычно не несут на себе логического ударения.


В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.

Вопрос 2. Обращения и сходные с ними конструкции.

Одним из спорных вопросов лингвистики является вопрос о разграничении обращений и смежных с ними конструкций.

1. Вокативные предложения – это ________________________________________________.

Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений (Бабайцева, Максимов; Валгина), другие включают в состав номинативных, третьи рассматривают их в составе нечленимых предложений (Гвоздев; Современный русский литературный язык, 2001), четвертые определяют вокативные предложения как особую разновидность обращения (Русский язык. Энциклопедия, 1979).

По мнению исследователей, вокативные предложения по форме похожи на обращения, но, в отличие от последних, они выражают эмоциональные реакции и побуждения. Вокативные предложения – это «обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления» (Бабайцева, Максимов).

Вокативные предложения содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей упрек, радость, запрет, призыв, побуждение к прекращению действия, сожаление, негодование и т.д.

Милая! Милая! – говорила тетя, вскрикивая, как в истерике (Шукшин ).

Эх, мамаша !.. – вздохнул он, глядя на окно… (Шукшин).

Таким образом, вокативные предложения сходны с обращениями с точки зрения синтаксической структуры (для них обязательна форма именительного падежа), но отличаются тем, что заключают в себе более сложное содержание, чем обращения.

2. Именительный темы (именительный представления) - ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обращение и именительный представления не содержат высказывания, не являются предложениями. Но именительный темы, в отличие от обращения, представляет собой конструкцию, содержащую наименование предмета или явления, которые служат объектом речи в последующем (а иногда и в предыдущем) тексте:

Замоскворечье . Даже по своей топографии оно казалось удаленным от старой, коренной Москвы (Лакшин).

Именительный темы употребляется при воспоминании о чем-либо или ком-либо, когда в памяти всплывает то или иное представление, впечатление, при этом оно переживается в порядке размышлений, дальнейших рассуждений. Поэтому именительный представления не сопровождается звательной интонацией, что характерно для обращений.

3. Обособленное приложение:

Ах ты, цыпка, баловница …–- нежно пробормотал Иван (Шукшин).

Чтобы провести грань между обращением и обособленным приложением, необходимо руководствоваться следующими принципами разграничения:

1. Различие в смысловых функциях обращений и обособленных приложений. Обращение в отличие от приложения не выполняет атрибутивной функции и не содержит оценочной характеристики определяемого лица или предмета, а лишь выделяет то лицо или тот предмет, к которому обращена речь говорящего.

2. Обособленное приложение обычно имеет ту же форму, что и слово, к которому оно относится. Обращение, наоборот, выступает только в именительном падеже, само может иметь при себе приложение, и, как правило, действие, выраженное формой 2-го лица глагола единственного или множественного числа, относится к нему как к собеседнику.

3. Обособленное приложение лишено звательной интонации, которая характерна для обращения.


Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011. – С. 462-463.

Дифференциальные признаки уточняющих и поясняющих членов, представленные в таблице, описаны в монографии В.В. Бабайцевой «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011. – С. 462-464).

В монографии Бабайцевой В.В. «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011) данные средства связи отнесены к союзам-частицам: «Маркер сравнения в сравнительном обороте совмещает свойства союза и частицы. Преобладают свойства союза. Поэтому назовем такие маркеры союзами-частицами». – С. 453.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта