Поговорим о разогреве перед пением... Кто-то может сказать: "Зачем всё усложнять? Я вот, например, пою для себя не разогреваясь и всё бывает нормально!" Отчасти это так, но не совсем. Когда вы просто поёте - это одно; а, например, когда вы занимаетесь вокалом или собираетесь выступать - это совершенно другое дело. Во втором случае ваш голос испытывает намного большую нагрузку (физическую либо психологическую), и разогрев, во-первых, позволит вам легче с этой нагрузкой справиться, и, во-вторых, может предотвратить получение травмы. Вы же не побежите 100-метровку не разгрев мышцы? Вот так и с вокалом.
На нашем тренинге для начинающих "Начни петь за 1 день! ", помимо прочего, есть очень классные телесные упражнения, чтобы вы могли быстро привести своё тело в состояние полной голосовой готовности и получать максимальный эффект от занятий вокалом.
Теперь ещё несколько советов:
Так вы снимете телесные зажимы и вместе с ними зажимы гортани. Тогда все вокальные упражнения и само пение вам будут даваться легче, а голос будет звучать красивее. Время разминки и упражнения - на ваше усмотрение. Но как минимум нужно сделать вот что: поднимите руки над головой и потяните их как можно дальше; затем сделайте несколько наклонов, руками постарайтесь достать до пола (в это вся верхняя часть тела должна быть расслаблена); затем разомните плечи и шею, чтобы снять оставшееся напряжение. После этого можно приступать к вокальным упражнениям.
Выберите любую фразу, например: "один, два, три, четыре, пять". Просто произнесите её так, как вы обычно разговариваете без повышения или понижения интонации (на одной ноте). Старайтесь тщательно проговаривать слова, чтобы разогревался артикуляционный аппарат. После этого повторите ту же фразу на полтона выше. Так пройдите на несколько полутонов вверх, потом вниз, оставаясь в рамках комфортного диапазона. Полутон - это разница в звуке между двумя соседними клавишами на фортепьяно или синтезаторе (включая черные) или двумя соседними ладами на гитаре. Если у вас нет инструмента, можете использовать какую-нибудь программу, например "Пианино 3.0" Вконтакте (http://vkontakte.ru/vk_piano). "Вниз по полутонам" значит влево на пианино - более грубый звук. И, соответственно, наоборот. Это упражнение позволит вам почувствовать вибрации в груди, горле и во рту. И кроме того, иногда во время пения бывает нужно так пропеть фразу на небольшом выдохе (как речитатив).
Немой звук - это когда вы тянете звук "М-м-м", не открывая рта. Во время выполнения этого упражнения почувствуйте, где в вашем теле вибрируют те или иные ноты (в животе, в груди, в голове и проч.). Начните с комфортной ноты в середине диапазона, потом пройдите вниз по полутонам, потом поднимитесь вверх (пока это комфортно для вас).
Помните звук, который вы издаёте, когда зеваете? Мы это используем. Нужно на одном длинном протяжном зевке "проползти" голосом вниз до самой низкой ноты и вверх до максимально высокой ноты. Так зевнуть нужно несколько раз. Это очень хорошо разогревает голосовые связки, т.к. заставляет их буквально растягиваться и сжиматься как резиновые. Кроме того, ощущение зевка и это упражнение в частности, очень важно для постановки голоса и расширения диапазона (об этом будем писать в другом выпуске).
Используйте такое сочетание гласных: "А Э И О У". Их нужно пропевать на одной ноте, слитно, одна гласная перетекает в другую. Каждую гласную пропевать в течение 1-2 секунд. Начните с середины диапазона, пройдите вниз потом поднимайтесь наверх до самых низких и высоких нот своего диапазона соответственно. В целом эта разминка может занять у вас минуту или несколько и позволит разработать артикуляционный аппарат и выработать кантилену ("напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии").
Вообще, дикция очень важна для исполнителей. В конечно итоге, если ваши слушатели не поймут, о чем вы поёте, они не смогут по достоинству вас оценить. Поэтому снова выполняем предудущее упражнение, только вместо гласных берем какую-нибудь скороговорку, например "шла саша по шоссе и сосала сушку". Старайтесь очень тщательно выговаривать слова. Не важно, в каком музыкальном стиле вы работаете, если у вас будет отличная дикция, от этого будет только лучше.
Запишитесь в один клик!
Надеюсь, что даже в самом насыщенном расписании Вы находите время для отработки своих навыков эффективного общения, активно практикуетесь в словесной импровизации, оттачиваете мастерство убеждающего выступления. И даже выкраиваете 5-7 минут ежедневно для речевой артикуляционной гимнастики!
А сегодня, чтобы добавить в наши тренировки разнообразия и свежести, предлагаю, как и обещал в предыдущем выпуске, изучить упражнения еще одной (как всегда – очень полезной!) разминки – для голоса. Итак, тема сегодняшнего выпуска –
Вы, конечно, помните из предыдущих выпусков, что характеристики голоса – важнейшая составляющая выступления оратора, один из «трех китов» его успеха. Голос выразительный, красиво окрашенный, богатый интонациями может творить с аудиторией чудеса, влияя на самые глубинные пласты подсознания слушателей.
В чем отличие «поставленного», тренированного голоса от простого? В подавляющем большинстве люди, не работающие с голосом профессионально, говорят «горлом» – используют только голосовые связки – и, увы, «зарабатывают» ларингиты и фарингиты. А профессионал для извлечения звука «включает» существующие в нашем организме естественные полости – их называют РЕЗОНАТОРАМИ. Одни из основных – резонаторы живота и груди, на разминке поучимся ими пользоваться.
Другая важная особенность – звучание «на опущенной гортани». При обычном повседневном говорении наша гортань обычно находится в поднятом, напряженном положении и быстро устает. Умение говорить с опущенной, расслабленной гортанью, «на зевке», помогает говорить и много дольше, и гораздо красивее. Для того, чтобы примерно ощутить, что это значит, положим ладонь на свое горло и изобразим зевок – почувствуем, что под ладонью гортань переместилась книзу. Теперь попробуем ее там оставить и сказать несколько слов. Как ощущения?
Впрочем, по этому поводу не буду пытаться отнять хлеб у профессионалов – чтобы научиться говорить с опущенной гортанью, рассылки явно недостаточно, нужен хороший тренинг постановки голоса.
На качество говорения оказывает существенное влияние и наше дыхание. Многие знают, что дышать можно по-разному. Если не вдаваться в подробности, люди используют два основных типа дыхания – грудное и диафрагмальное (его еще называют брюшным). Внешне их отличить довольно легко, можете себя проверить прямо сейчас. При грудном типе дыхания грудная клетка приподнимается на вдохе и опускается на выдохе. При диафрагмальном – на вдохе живот слегка выпячивается вперед, а на выдохе втягивается внутрь. И примите мои поздравления, если обнаружили, что дышите диафрагмально – это как раз то, что надо для хорошего голоса в целом и для качественной голосовой разминки в частности)).
Если нет – ничего страшного, диафрагмальному дыханию можно довольно быстро научиться, оно физиологично и полезно для здоровья.
Итак – нам предстоит ответственное выступление или важный разговор. Мы хотим добавить своему голосу звучности, солидности, красоты – мы делаем упражнения голосовой разминки.
Очень хорошо, если перед этим у нас нашлось хотя бы несколько минут для упражнений речевой (артикуляционной) разминки – это значительно усилит эффект воздействия разминки голосовой.
Выбираем удобную расслабленную позу – основная поза оратора вполне подойдет, но можно и сидя. Руки свободно висят вдоль туловища, плечи развернуты, подбородок чуть приподнят. Перед началом разминки делаем «контрольный заход» – негромко вслух проговариваем четыре строчки любого детского стихотворения, например – «В лесу родилась елочка» или «Наша Таня громко плачет». Проговариваем (не поем!) – и прислушиваемся к собственному голосу: как звучит, насколько глух-звонок, тих-громок и так далее. Запомнили?
Теперь приступаем к упражнениям разминки:
Представляем себя большой органной трубой или виолончельной струной
Делаем (очень желательно – ДИАФРАГМАЛЬНЫМ способом) спокойный, довольно глубокий (но не запредельный) вдох.
На выдох широко раскрываем рот и громко (ГРОМКО! ГРОМКО!!! ),душевно гудим-тянем-пропеваем звук
А-А-А-А-А – непрерывно, пока не кончится воздух. Когда он кончится, делаем еще такой же вдох – и продолжаем. Делаем 2-3 таких протяжных пропевания.
Во время «гудения» стараемся:
Если получится, опускать гортань, звучать «на зевке»;
Мысленно постоянно переводить зарождающийся в нас звук из горла в грудь и живот, чтобы он «возникал» именно там;
Держать подбородок чуть приподнятым, оставляя при этом расслабленными мышцы шеи и область горла;
Во время звучания постепенно напрягать и втягивать внутрь мышцы живота, словно выжимая воздух из живота-груди. На вдохе будет достаточно мышцы просто расслабить – и воздух войдет в легкие быстро и бесшумно.
Кстати – правильным вокалом в целом и этими упражнениями в частности можно так «прокачать» мышцы живота, что никакой фитнес не понадобится))
Время от времени в процессе гудения можно мягко прикладывать ладонь к груди. Если мы все делаем правильно, ладонь будет ощущать легкую вибрацию – значит, порядок, резонаторы резонируют)).
Закончив работу с «А», делаем небольшую паузу в 15-20 секунд, во время которой проверяем, не возникло ли в теле (особенно в области горла и шеи) непроизвольных излишних напряжений, встряхиваем мышцы, расслабляемся – и, сделав новый вдох диафрагмой, продолжаем пропевать следующий звук.
Всего звуков пять, пропеваем их в такой последовательности:
А-Э-И-У-О.
Начать можно с последовательности полегче:
А-Э-О
и постепенно переходить к полному набору. Заканчивать я рекомендую всегда самым красивым и певучим звуком О, представляя себя где-нибудь в кавказских горах за щедро накрытым столом – звук сразу становится насыщеннее и ярче)).
Закончив ряд, произнесем снова то самое четверостишие, которое декламировали перед началом разминки. Есть изменения?
Если изменения явно чувствуются – наш голос стал более густым, сочным, насыщенным – это значит, что мы в нашей голосовой разминке все сделали правильно. Если изменения пока не слишком заметны – ничего страшного. Голос – явление очень индивидуальное, тонкое. Возможно, Вам нужно позвучать в следующий раз несколько подольше или погромче – и изменения через несколько занятий обязательно появятся.
На этой позитивной и жизнеутверждающей – сильно, густо и бархатисто звучащей – ноте я призываю Вас, друзья, активно перейти от теории к практике и сразу же отработать упражнения голосовой разминки.
Верных Вам слов и верных решений!
Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"
https://vernoeslovo.com/
Разогревать голос очень важно для любого профессионального вокалиста, а также для любого человека, заинтересованного в том, чтобы сохранить здоровье своего голоса. Разогревая голосовые связки, считайте, что вы их настраиваете специальным способом и подготавливаете к работе, какой бы тяжелой она не была.
Держите хорошую осанку. Для улучшения потока воздуха и, следовательно, улучшения звука, вам нужно иметь хорошую осанку. Даже когда вы сидите или стоите. Представьте себе линию, проходящую от верхней части головы через вашу спину, и которая поддерживает вас.
Дышите глубоко. У большинства людей есть плохая привычка дышать только с помощью верхней части легких. Делая так, вы не используете диафрагму и уменьшаете силу голоса.
Расслабьте челюсть. Вообще любое напряжение будет мешать вашему голосу. Ваша челюсть – это место, откуда выходят звуки, издаваемые голосовыми связками, поэтому вы также должны заботиться о ней.
Пейте теплые жидкости. Ледяная вода закроет ваши голосовые связки, буквально как створки моллюска. Вам также лучше избегать кофеина и никотина. Они сужают ваше горло и мешают вам звучать на все 100%.
Пойте гаммы. Вам не пробежать без разминки 10 км, так что не ожидайте, что ваши связки выдадут вам три октавы вверх и вниз. Распевая гаммы, вы медленно разогреете связки в верхнем и нижнем диапазонах. И это очень легко делать, вам даже не нужен аккомпанемент.
Делайте трели губами и языком. Другой распространенный метод для разогрева голосовых связок являются трели. Они расслабляют губы и язык, подключают к работе дыхание и устраняют напряженность.
Имитируйте голосом сирену или инструмент Казу. Некоторыми из наиболее интересных разминок являются имитации сирены и инструмента Казу. Когда вы имитируете сирену, поднимаясь от низкой ноты к высокой, то дирижируйте себе рукой, поднимая и опуская ее по мере изменения звука.
Распевка для голоса - это то, с чего начинается любой вокальный урок. Она, словно физическое упражнение, развивает подготавливает их к дальнейшим нагрузкам, пробуждает. Пренебрежение подобной разминкой может привести к большим проблемам, которые будут связаны с голосом и возможностью петь. В данной статье мы рассмотрим несколько вокальных упражнений, которые необходимо знать и пропевать каждому вокалисту.
Прежде чем вы приступите к разогреву, необходимо занять подходящую позу. Ни в коем случае не пойте сидя, согнувшись, или тем более, поджав ноги к груди. Воздух должен свободно циркулировать через все тело, мышцы должны быть расслаблены, мысли свободны. В таком состоянии любая распевка для голоса отлично разогреет связки, подготовит их к новым высоким (или низким) нотам, которые вам придется взять в серьезных произведениях.
Итак, для начала немного помычим. Представьте, что через все тело проходит большой канат, который своим концом достигает потолка. По нему должен выходить звук, плавно и равномерно. Такая распевка для голоса рассчитана на разработку резонаторов: верхнего и нижнего. Первый находится в переносице, а второй расположен в области груди. Если вы все время поете басом, то логично будет разрабатывать именно нижний резонатор. Если же ваш голос - сопрано и выше, то работайте через
Также наши вокальные связки отлично развивает распевка для голоса под названием «пылесос». На протяжении нескольких минут произносите звук, который представляет собой что-то среднее между «в» и «ф». Сначала глубоко вдохните, а потом начинайте выпускать воздух через рот, произнося подобный звук. Представьте, что изо рта равномерно и спокойно вытекает вода.
Теперь рассмотрим именно вокальные, основанные на мелодии и ладах распевки для голоса. Слова первой из них всем прекрасно знакомы: "Ми-Мэ-Ма-Мо-Му". Повторят эти слоги необходимо на одной ноте, с каждым разом повышая ее на полтона. Начинайте с самого нижнего звука, который доступен диапазону вашего голоса. Постепенно вы дойдете и до верхнего показателя. Для того чтобы упражнение стало более эффективным, вернитесь по всем пропетым нотам аналогично вниз.
Многие упражнения для распевки голоса строятся на квартовом или квинтовом звукоряде, который начинается с тонической ступени мажорного лада. Если пропевается только четыре ступени, то чаще всего растягивается слово «ми-я». На первые четыре ноты (движение вверх) приходится слог «ми», когда мы голосом спускаемся к тонике, пропеваем слог «я». Звук «ми-я» можно заменить на «зи-ма» и любые другие сочетания слогов.
Чаще всего квинтовые распевки начинают петь с пятой ступени мажорного лада, спускаясь к тонике. Один из вариантов слов - «родина моя», где каждый слог соответствует своей ноте. Постепенно такая распевка может повышать свой лад на полтона или понижать. Аналогично предыдущему случаю слова «родина моя» можно заменить на любой другой набор слогов.
Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата - и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.
Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.
Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.
Различают 4 типа дыхания:
Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь - не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.
Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.
Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах - например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ - когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.
Дикция - это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и» - улыбнуться, как чеширский кот. Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.
Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.
Следующий этап - вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.
Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.
Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.
Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.
Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:
После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!
Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.
У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.
Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:
В младших хорах разминку дополняют вокальные упражнения для артикуляции, а также распевки, направленные на развитие гармонического слуха. Они помогают детям уверенно вести свою партию и точно попадать в заданный тон.