Главная » Обработка грибов » В каком жанре написано произведение мцыри. Несколько интересных сочинений

В каком жанре написано произведение мцыри. Несколько интересных сочинений

М.Ю.Лермонтов

«Мцыри»


Замысел поэмы «Мцыри » возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17-летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре : «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.

Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри ”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.

Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе .


В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой - и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.


На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором . Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): « Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы »

Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше . В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.


Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге . Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым.


Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии . Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем , тосковал, делал попытки к бегству в горы Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы . Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре . Рассказ монаха произвел на поэта огромное впечатление, и он решил перенести действие своей поэмы в Грузию.


На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова ». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «бэри» по-грузински: монах»). Однако название было изменено на «Мцыри». Это слово, в переводе с грузинского означает « послушник ».


Поэма излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них.

Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением.

Почему?

Противоречие между идеалом и действительностью.

Символичные сюжет и образы.

Исповедальное начало.

Какова форма поэмы? От чьего лица ведется рассказ?

Поэма написана в форме страстной исповеди героя.


Что переда нами? Какая традиционная ситуация романтизма предстает?

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи . Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта (причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой!). Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.


Сколько в поэме глав? Кто для нас Мцыри? Почему поэма представлена именно в форме исповеди?

В поэме 26 глав . Мцыри не только герой, но и рассказчик . Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя .

Что большую часть занимает в поэме? Что это придает повествованию?

Большую часть занимают авторские отступления . Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями . Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине , сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой , его поединок с барсом , сон в степи .


Что является сюжетно завязкой поэмы?

Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря .


Какой эпизод можно назвать кульминацией действия?

Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом , в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта – мотив борьбы.


Где развязка в действии? Как можно охарактеризовать такое построение композиции?

Развязка происходит там, где и все началось, – в монастыре . Композиционное построение имеет замкнутую форму : в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось.

Какой мотив можно в этом усмотреть?

Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока .


Художественное своеобразие

Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы


Художественное своеобразие

Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.


Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса».

Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.


Сравнения

Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал).

Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом).

С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).


Метафорические эпитеты

передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул).

Метафоры

передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).


Развернутые олицетворения

С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры)

Риторические вопросы, восклицания, обращения

являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).


Анафора

способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал…

Он с детских глаз уже не раз

Сгонял виденья снов живых

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал,

Где всех один я побеждал!

В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.

История создания

Автограф поэмы «Мцыри» (1-я страница).

Сюжет поэмы был взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о возникновении замысла поэмы, изложенные в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова . Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге , он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, плененный ребёнком генералом Ермоловым … Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…» . Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

В наши дни уже невозможно установить насколько достоверны сведения, сообщенные Висковатым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Кроме того Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова , чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшем в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловом отвезённого в Тифлис .

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор . Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» - битва героя с барсом - основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песни о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» .

В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств : «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом - «послушник», «неслужащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Кроме эпиграфа и заглавия Лермонтов переработал и содержание произведения. В частности, поэтом были исключены из первоначальной редакции несколько фрагментов. Некоторые из стихов писатель судя по всему вынуждено вычеркнул по цензурным соображениям. Так, например, был убраны строки, в которых Мцыри упрекает Бога за то, что тот ему «Дал вместо родины тюрьму». В числе прочего Лермонтов исключил из произведения строки, содержавшие описание горцев - соотечественников Мцыри, в том числе и его отца, которые явились герою в бреду в виде грозных всадников, сражающихся за свою свободу .

Окончательно поэма была доделана автором, согласно пометке на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год она была напечатана и стала одной из двух поэм (другой была ), вошедших в прижизненный сборник стихотворений.

Сюжет

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

В основе поэмы - трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где и он вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где как ему кажется он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом убегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев.

На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы он так мало увидел в столько короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом. Все эти события - крохотные эпизоды, но впечатление такое что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его находят совершенно случайно в окрестностях монастыря. Он лежит без сознания посреди степи .

Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец , который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

И лишь одно тяготит душу Мцыри - клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается вроде бы следует правильному направлению - на восток, но в итоге сделав большой круг, возвращается назад в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой - это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть - к свободе. И упрекает его за своё спасение:

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».

Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль, что суждено ему умереть рабом и сиротой.

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последними словами юноши стала фраза:

И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!

На первый взгляд кажется, что произносит её сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту вернуться на родину предков, он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире после смерти.

Анализ и отзывы

Поэма «Мцыри» характерна для Лермонтова, так как действие в ней разворачивается на Кавказе. Кавказ вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.

В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы связанные с бегством романтического героя, из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но в «Мцыри» развивается обратная ситуация. Здесь герой бежит наоборот на родину, и вместе с тем загадочную и неизвестную для него, так как слишком юным он был вывезен оттуда, чтобы в его памяти сохранились ясные картины той.

«Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И. И. Козлова , написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь с декабристской литературой и поэзией И. В. Гёте . Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши» .

Многим современникам Лермонтова поэма напомнила другую - «Шильонского узника » Байрона , в переводе Жуковского . Белинский писал, что стих «Мцыри» «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы» . Но байроновский герой, противостоит миру, ненавидящий людей. Герой же Лермонтова стремящийся к людям.

Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней - величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

Образ монастыря в поэме - это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека - залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, - источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать свое стремление к ней .

«Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой .

Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.

Вот как это описывает А. Н. Муравьев в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871 г., с.27): «Мне случилось однажды, - пишет А. Н. Муравьев, - в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, - сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления» .

Известно также, что Лермонтов, в день именин Гоголя , 9 мая 1840 года в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы „Мцыри“, и читал, говорят, прекрасно» .

Белинский пишет о поэме: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» .

В других видах искусства

  • Поэму иллюстрировали В. П. Белкин , В. Г. Бехтеев , И. С. Глазунов, А. А. Гурьев, Н. Н. Дубовской, В. Д. Замирайло, Ф. Д. Константинов, П. П. Кончаловский , Л. О. Пастернак , К. А. Савицкий, В. Я. Суреньянц, И. М. Тоидзе, Н. А. Ушакова, К. Д. Флавицкий, Е. Я. Хигер, А. Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И. Е. Репину и Н. А. Тырсе .
  • Фрагменты поэмы были положены на музыку М. А. Балакиревым , А. С. Даргомыжским , Е. С. Шашиной , А. П. Бородиным , А. С. Аренским , М. А. Кузминым (не издано), А. М. Баланчивадзе

Примечания

Ссылки

Литература

Поэма названа «Мцыри», что, как отметил в примечании сам Лермонтов, означает «послушник», «неслужащий монах». В рукописи Лермонтов намеревался назвать её «Бэри» — монах. Эпиграф первоначально также был иным — фраза на французском языке, означающая: «У каждого бывает только одно отечество». В окончательной редакции поэмы эпиграф изменился на библейское изречение из Первой книги Царств: «Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю».

И названия произведения и его частей, и эпиграфы призваны играть важную роль в сюжете и композиции. Сюжетное значение эпиграфов проявляется в их взаимосвязи с содержанием основного текста и его идеями. Занимая определённое место в составе произведения, названия и эпиграфы выделяют фрагменты текста относительно друг друга и тем самым выполняют идейно-композиционную функцию.

Изменение первоначального названия и эпиграфа говорит не об отказе автора от замысла, а об уточнении смысла поэмы. Замена «бэри» на «мцыри» (монаха на послушника) наводит на мысль, что Лермонтов этим делает сюжетную ситуацию строго определённой: если бы из монастыря бежал монах, то речь шла бы о нарушении монашеского обета, об измене, однако здесь послушник сбегает перед принесением монашеского обета, и поэтому сюжет строится на ситуации выбора. Таким образом, меняется характер главной проблемы поэмы. Дополнительным аргументом к замене названия служит и то обстоятельство, что по-грузински «мцыри» также означает «странник», «чужеземец», подчёркивая тем самым положение героя в мире.

Поэма всегда состоит из двух составляющих её компонентов: рассказ о событиях (эпическое) и лирические переживания. События поэмы изображаются в их исторической и хронологической конкретности. Например, происходящее в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) относится ко времени Ивана Грозного (XVI в.), однако идея поэмы выходит за исторические рамки, и это проявляется в лирической части, то есть в отступлениях, оценках и характеристиках поющих «Песню...» гусляров. В «Мцыри» тоже два плана: один связан с исторической ситуацией, другой — с личной историей юноши-послушника. В соответствии с этим и строится поэма: из двадцати шести главок, её составляющих, первые две представляют собой повествование от автора, остальные двадцать четыре — это монолог Мцыри, написанный в форме исповеди, жанр, характерный как для творчества Лермонтова, так и для романтической традиции в целом. В первой главке обозначены место, время и историческая ситуация, в которых разворачиваются события, во второй — фокус изображения событий сужается, автор в сжатой форме передает всю событийную канву жизни Мцыри. Таким образом, судьба Мцыри сначала показана такой, какой она видится «со стороны», а затем — такой, какой её воспринимает герой. Соотношение эпического и лирического в поэме явно в пользу последнего, однако объективный исторический фон, который создаёт автор, вносит в повествование эпические интонации.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!
Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь».

Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Тест по произведению



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта