Ответ оставил Гость
Сравнительная характеристика
Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых
Павел Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов
Возраст – около 45 лет:
«...На вид ему было лет сорок пять...»
Возраст – 44 года:
«...в сорок четыре года...»
Внешность Павла Петровича:
«...Он с детства отличался замечательною красотой...»
«...лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...»
Внешность Николая Петровича:
«...Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы
«...его седые волосы...»
Павел Петрович одевается изящно и изысканно:
«...еще красивого, изящно одетого...»
«...На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм...»
Николай Петрович одевается скромно:
«...в запыленном пальто и клетчатых панталонах...»
«...большие пуговицы его деревенского пальто...»
Павел Петрович – отставной офицер:
«...вышел офицером в гвардейский полк...»
Николай Петрович служил чиновником:
"...покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал...»
Павел Петрович – одинокий холостяк:
«...Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений...»
Николай Петрович – вдовец. Он один воспитывает сына:
«...Представилась ему опять покойница...»
«...у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах...»
Павел Петрович провел бурную молодость в высшем свете Петербурга:
«...он сохранил все привычки светского человека...»
Николай Петрович считает себя деревенским жителем:
«...Я <...> век свой провел в глуши...»
Павел Петрович – умный мужчина:
Николай Петрович – умный мужчина:
«...ты самый добрый и умный человек в мире...»
Павел Петрович - добрый человек:
«...только у него сердце предоброе...»
Николай Петрович – добрый человек:
«...Добрый папаша!..»
«...да и отец добрый малый...»
Павел Петрович в молодости считался смелым человеком:
«...славился смелостию и ловкостию...»
Николай Петрович - трусливый человек:
«... не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки..."
Павел Петрович не романтик и не мечтатель:
«...Он не был рожден романтиком...»
«...не умела мечтать его <...> душа...»
Николай Петрович - романтик, мечтатель:
«...эти старенькие романтики!.."
«...Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность..."
Павел Петрович – практичный человек:
«...Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича...»
Николай Петрович – непрактичный человек:
«...Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают...»
Павел Петрович – гордый человек:
«...И те и другие считали его гордецом...»"
Николай Петрович – негордый, самокритичный человек:
"...Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп..." (о себе)
Павел Петрович – холодный, сдержанный человек:
«...остановился, промолвив с холодною вежливостью...»
Николай Петрович – мягкий, ласковый человек:
«...Я человек мягкий, слабый...»
«...отвечая на отцовские ласки...»
«...и ласково крикнул ей...»
Павел Петрович был несчастлив в любви с княгиней Р.:
«...влюбился в нее страстно...»
«...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви...»
Николай Петрович был счастлив в любви и браке:
"...Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались..."
Павел Петрович ничем не занимается:
«...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки...»
Николай Петрович – трудолюбивый человек, но иногда он ленится:
«...Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие...»
«...он охотно ленился..."
Павел Петрович ненавидит нигилиста Базарова и открыто спорит с ним:
«...Как же! Очень нужны нигилисты! <...> Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…»
Николай Петрович боится нигилиста Базарова:
"...Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста»..."
Меню статьи:
Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.
Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».
Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.
Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.
Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.
В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.
Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».
Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.
Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Павла Кирсанова”
Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.
«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».
Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.
Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.
По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.
Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».
После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».
К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».
Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».
Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.
Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».
Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.
Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.
Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.
Предлагаем ознакомиться с “образом Николая Петровича Кирсанова” в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.
Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.
Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.
Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.
Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.
Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.
Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах
5 (100%) 5 votesГлавный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.
Николай Кирсанов в романе «Отцы и дети» – персонаж особый. Его образ воплотил в себе все самое лучшее от аристократии и именно к нему автор проявляет свои откровеннее симпатии. Он появляется с первых строк произведения и не пропадает до конца всей истории.
Его внешность ничем не примечательна: седой барин, лет за сорок, немного сгорбленный и пухловатый. Такой типичный деревенский помещик средней руки. Биография его также типична для своего времени. Небольшая семья Кирсанов жила в поместье, отец был боевым генералом, мать занималась хозяйством. Как и старший брат, Павел, он мечтал о военной карьере, но не сложилось.
Отучился в университете Петербурга, затем вернулся к родителям. После смерти родителей женился на прекрасной девушке, которая стала хорошей женой. Они жили в любви и согласии, воспитывая своего единственного сына. Когда Аркадию исполнилось 10 лет, жена Кирсанова скончалась. Он полностью посвятил себя сыну и хозяйству.
Автор наделил Кирсанова многими положительными чертами: он прекрасно воспитан и образован. Доброта и деликатность, искренняя привязанность к близким для него самые естественные чувства. Он не понимает, как можно обходиться без любви, как жить, ни во что не веря.
Кирсанов Николай Петрович, отец Кирсанова Аркадия, любит музыку, поэзию, ценит все прекрасное в жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены все лучшие черты русского дворянства, которые, как ни жалко, также уходят в прошлое. Им на смену приходит нигилизм Базарова, его суждения о бессмысленности принципов и пустой жизни, которую ведет аристократия.
Мечтательность и сентиментальность для Кирсанова привычные чувства. Они характеризуют его положительно в отличии от Базарова, который считает мечту чепухой и блажью. Для Кирсанова старшего эти особенности его натуры являются составляющими, это привычное состояние души.
Николая Кирсанова автор считает одним из своих любимых героев. На его стороне вечные ценности жизни: семья, любовь, благородство и доброта. Характеристика Кирсанова – это характеристика человека, который живет в согласии с самим собой. Его личность полностью гармонична. Этот образ вызывает симпатии не только автора, но и читателей романа от его начала и до конца развития действия.
Тест по произведению
Кирсанов Николай Петрович - отец Аркадия Кирсанова. Это человек уже немолодой, переживший немало бедствий, но не сломленный ими. Идеалист с романтическими вкусами и наклонностями, он на свой лад стремится осуществить в своей жизни идеал, напоминающий идеал Лаврецкого из «Дворянского гнезда», - трудится, пытается преобразовать в духе времени помещичье хозяйство, устанавливает новые отношения с крестьянами, ищет счастья в любви и духовной опоры в искусстве. Н. П. обрисован с очевидной авторской симпатией - слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный, он лоялен и доброжелателен в своем отношении к молодежи, которая пытается мыслить и жить не так, как жили отцы. Но такое отношение не встречает адекватного отклика. Базаров воспринимает Н. П. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого Н. П. любит и на сближение с которым он возлагает большие надежды, с юношеской бестактностью пытается «перевоспитать» отца в «нигилистическом духе» и часто больно ранит его этой бестактностью. Но кроткое терпение Н. П. и естественная эволюция Аркадия делают свое дело: в конце романа отец и сын сближаются, объединяясь в общем деле, и оба достигают семейного счастья. Так осуществляется общий закон тургеневского романа, согласно которому люди «золотой середины» вознаграждаются благополучием за умеренность своих требований к жизни.
"Отцы и дети" - одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент...
50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти...
События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение...
"Нас не так мало, как вы полагаете", - говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе "Отцы и дети" Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России...
Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или - зачем он так хорош? И. С. Тургенев “Роман "Отцы и дети" шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение...
Кирсанов Н. П. | Кирсанов П. П. | |
Внешний вид | Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. | Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. |
Семейное положение | Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. | Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После пережитой любовной трагедии утратил надежду на личное счастье. Детей нет. |
Образование | Окончил университет. Учился без рвения, но с удовольствием. | Получил военное образование в Пажеском корпусе. |
Важные личностные черты | Много читает, любит поэзию, увлекается музыкой. Очень мягкий и добрый человек. | Человек сильный духом, но опустошенный. Благороден, честен, в какой-то степени идеалист. |
Образ жизни | Ответственный и работящий человек, часто занят по хозяйству. В свободное время музицирует и предается мечтам. | Англоман, выдержанный человек, джентльмен. Редко покидает имение, но неизменно блистает в местном обществе. |
Род занятий | Помещик, имение реорганизовал в ферму. Без особых успехов старается постичь сельскохозяйственную науку. | Участвует в местных выборах, слывет либералом. В имении ничем не занят, однако неоднократно выручал брата деньгами. |
Отношение к искусству | Возвышенная, романтичная натура. Слова Базарова о бессмысленности изящных искусств всерьез изумляют и ранят Николая Петровича. | Не понимает искусства. Говорит о нем лишь с отсылкой на известные авторитеты и с целью поругать нынешнее поколение. |
Отношение к семье | Нежно любит сыновей, с тоской вспоминает о покойной жене. В финале женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. | К брату и племяннику испытывает самые теплые чувства. Семейную честь ценит высоко и готов защищать как свою собственную. |
Отношение персонажей друг к другу | Брата безмерно уважает и искренне любит. С огромным тактом отнесся к чувствам Павла Петровича, когда тот переживал любовную драму. | Нежно любит младшего брата. Рад его семейному благополучию, никогда не завидует и всячески оберегает. |
Речевые особенности | Немного застенчив, говорит просто и искренне. Любит русских поэтов, изъясняется на родном языке. | Рассуждает уверено, в споре часто горячится. Как большинство людей его круга, перемежает русскую речь французскими и английскими фразами. |
Отношение к любви | Романтик. С болью и трепетом вспоминает первую встречу с покойной женой. | Страстный человек. После гибели любимой женщины потерял смысл жизни. |
Персонаж в финале | Женился на Фенечке, счастливо живет в имении в окружении семьи. | Уехал в Германию. Стал еще более одиноким. Держит себя по-прежнему хорошо, очень популярен в местных кругах. |