Главная » Обработка грибов » Возникновение и развитие сознания. Шпаргалка: Происхождение и развитие сознания человека

Возникновение и развитие сознания. Шпаргалка: Происхождение и развитие сознания человека

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, - сознание человека.

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты - на производство определенного продукта, - требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, "инстинктивного" в своей основе поведения животных.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Данные современной науки исключают возможность происхождения человека от одной из современных пород человекоподобных обезьян, но определенно указывают на общность их происхождения. <…>

В процессе очеловечения, в филогенезе человека решающее значение имело опять-таки изменение образа жизни прачеловека: отдаленный предок человека спустился с деревьев на землю. <…>

Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувственные качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов. <…>

Развитие трудовой деятельности привело также к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т. е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось (см. главу о речи).

Становление человека было длительным процессом. Древнейшим представителем человечества и в то же время по своему физическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является яванский питекантроп; <…> питекантропу уже свойственно было прямохождение при действиях верхними конечностями, свободными от функций локомоции при передвижении по земле. Точно неизвестно, изготовляли ли питекантропы орудия, но можно предполагать, что они уже перешли эту грань. С несомненностью установлено употребление орудий у синантропов. <…>

Синантропы по уровню развития культуры стояли довольно высоко: это были несомненно общественные существа с общественным способом охоты и поддержания огня. Череп синантропов еще очень схож с черепом питекантропа; в некоторых отношениях он даже более примитивен (например, по особенностям височной кости), но мозговая коробка более объемиста. <…>

К кругу обезьянолюдей причисляют (или выделяют в отдельный вид) еще гейдельбергского человека, известного только по одной нижней челюсти. <…>

В то время как синантропы жили в первую половину четвертичного периода, общая длительность которого исчисляется примерно в один миллион лет, гейдельбержцы жили во вторую межледниковую (миндельрисскую) эпоху, около 400 тысяч лет назад. В их время каменные орудия в Европе имели тип орудий ашельской культуры, предшествовавшей культуре мустьерской.

Носителями мустьерской культуры были неандертальцы, которые являются потомками обезьянолюдей, или людей эпохи аморфной стадии индустрии и эпохи раннего палеолита. <…> Первая находка человека подобного типа была сделана на склоне горы Гибралтар в 1848 г. <…> Неандертальцы - представители древнего человеческого типа, предшествовавшего типу современного человека и являвшегося предком последнего. <…>

Палестинские неандертальцы обнаруживают удивительное сочетание особенностей неандертальцев (например, надглазничный валик) с особенностями типа современного человека (например, явственно выраженный, хотя еще и не сильно развитый, подбородочный выступ): этих неандертальцев можно вполне считать переходной формой между собственно неандертальцами и ископаемыми людьми современного типа (кроманьонцами и т. п.). <…>

Неандертальцы преобразовались в более высокоразвитого человека позднего палеолита: уже люди ориньякской эпохи обладают всеми основными чертами строения современного человека. <…>

Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. 46 Изменяется их природа - и физическая, и психическая. Совершенствуется рука, способная создавать более тонкие и разнообразные орудия, например резцы, с помощью которых кроманьонские мастера создавали свои первые оригинальные произведения примитивного искусства. Совершенствуется глаз, способный любоваться этими произведениями искусства, развивается головной мозг. Словом, из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens - человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые историческими датами, хронологией.

Из книги Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм автора Фрейд Зигмунд

Из книги Моисей и монотеизм автора Фрейд Зигмунд

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Я не могу более подробно повторить здесь содержание Тотем и Табу, но я должен заполнить длительный промежуток времени между гипотетическим первобытным периодом и победой монотеизма в исторические времена. После одновременного возникновения

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

6. Эволюция сознания и выживание человека Современный глобальный кризис Без сомнения, двумя самыми мощными психологическими силами в человеческой истории были насилие и алчность. Число и степень зверств, совершенных ради этого на протяжении веков в мире, причем многие

Из книги Психология будущего [Уроки современных исследований сознания] автора Гроф Станислав

Эволюция сознания и выживание человека: трансперсональный взгляд на глобальный кризис Исследования холотропных состояний сознания имеют важные последствия не только для каждого из нас в отдельности, но также для будущего всего человечества и для сохранения жизни на

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Из книги Подарок осознания автора Пинт Александр Александрович

Глава 9. Как правильно реорганизовать структуру сознания человека Ваше представление о времени может быть другим- Что вас сейчас волнует?- Я ехала в метро и заметила, что стала чувствовать больше пространства вокруг себя. Когда я ездила в Америку, то обратила внимание

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психологическая война автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы В Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Это «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов», - подчеркивается в

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Тонкое строение человека. Центры любви/ядра сознания У человека есть три центра Любви, у каждого из них имеется своё «царство». Центры Любви предки называли «ядрами сознания», что полностью соответствует истине, поскольку сознание получается из движения любви. Сознание

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие сознания Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природныеособенности - продукт историческогоразвития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Развитие сознания у ребенка

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Развитие сознания ребенка Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>Основным содержанием психического развития

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Развитие сознания (цветовая схема) Ключевым фактором для создания хороших отношений можно назвать сходный уровень сознания у обоих партнёров. В этом разделе мы поговорим о том, что такое сознание и как оно проявляется у человека на разных стадиях развития. Каждой стадии

Из книги автора

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника

Из книги автора

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-


ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.

Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-


но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

С позиций материализма на вопрос: условий развития сознания , впервые ответил К. Маркс. Его работы предопределили тот факт, что сознание стало изучаться не только как «вещь в себе», принадлежащая исключительно данному индивиду, а как продукт развития человеческого общества. Именно эту идею Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев положили в основу объяснения причин возникновения и развития сознания. В самом общем виде их позицию можно выразить словами А. Н. Леонтьева: «...индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствова-ний, которые возникают в ходе становления и развития общества. Вне системы этих отношений (и вне общественного сознания) существование индивидуальной психики в форме сознательного отражения, сознательных образов невозможно».

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд был востребован человечеством во имя выживания. Труд всегда имеет общественную значимость, так как чем бы человек ни занимался, он всегда оказывается включенным в систему отношений с другими людьми. Ведь возможность трудиться обеспечивается усвоением опыта предыдущих поколений и передается будущим поколениям. В свою очередь, труд обеспечил возможность:
- приспособления к условиям жизни через активное воздействие на окружающую среду орудиями труда;
- преобразующего мышления и общения с себе подобными с помощью речи (что повысило уровень взаимоотношений в процессе совместного труда);
- формирования общих правил человеческого общежития в виде нравственных ценностей.

Все это возвысило человека над всем остальным животным миром и привело к формированию сознания. В подтверждение парадигмы труда в проблеме происхождения сознания приводится ряд фактов. Во-первых, факт перехода от «четвероногости» к «двуногости» и освобождения передних конечностей для приобретения навыков труда, для развития органов чувств (особенно зрения). Во-вторых, совершенствование структуры и функций нервной системы (увеличение веса и объема мозга по сравнению с высшими животными, увеличение площади поверхности коры больших полушарий и др.). В-третьих, изменения «управленческой» структуры коры больших полушарий: наибольшее развитие получили те участки коры, которые связаны именно с трудовой деятельностью человека (например,увеличились передне-лобные и теменные участки коры, ответственные за осознанное поведение).

Эти факты не могут убедить противников материалистической концепции, но они органически вписываются в материалистический взгляд на происхождение и развитие сознания. Одни из оппонентов склонны к биологической трактовке сущности сознания. Например, ряд познавательных функций психики они объясняют исключительно спецификой взаимодействия нейронных сетей. Это движение сторонников сведения психологического к биологическому получило название редукционизма. Но и эта концепция не без «темных дыр». Любовь, дружбу, преданность идеям, готовность к самопожертвованию и многое другое вряд ли удастся в обозримом будущем понять через взгляды редукционистов. Сознание не равно ни биологическому, ни даже социальному. Это так называемая последняя тайна природы. Именно этот факт дает возможность утверждаться в своей позиции идеалистам, утверждающим божественность сознания.

Особую роль в становлении материалистических взглядов на развитие сознания сыграли работы Л. С. Выготского (1896-1934) и его культурно-историческая концепция развития психики человека. В центре концепции лежит утверждение о том, что орудия труда обеспечили возможность человеку (будущему, очевидно, человеку) эффективно использовать свои высшие психические функции (произвольные внимание и память, логическое мышление, воображение и др.). Человек осуществлял это через знаковые средства (например, речь), имеющие культурно-историческое происхождение. Свои взгляды автор концепции сконцентрировал вокруг трех ключевых моментов.

Первый: взаимодействие человека со средой (первоначальная форма - пассивно-приспособленческая, затем - активно-преобразовательная) привело к появлению орудий труда и самого труда как фактора взаимодействия между людьми.

Второй: в процессе труда появлялись и развивались высшие психические функции. Это развитие шло преимущественно через использование психологических орудий труда - знаков. В качестве знаков выступали вначале предметные (отметины на камнях и деревьях, цветовая раскраска предметов обихода или природных предметов и др.), затем - речевые средства.

Третий: «знаки - речь» вначале были преимущественно ориентированы на других людей (слова-приказы: «подними», «отдай», «принеси» и т.п.), т. е. носили интерпсихологический (межличностный) характер. Но со временем человек стал относить эти знаки (слова-приказы) к себе, к своему поведению, придав им интрапсихологический характер. Примерами современных знаков могут служить записи в электронном еженедельнике делового человека, знаменитые «узелки на память» и др. Глядя на эти знаки, индивид начинает действовать сам. Знаки как бы играют роль пусковых механизмов для активации высших психических функций индивида (в приведенных примерах - для произвольной памяти, мыслительной деятельности). Этот процесс перехода внешних атрибутов реального мира во внутренние мыслительные процессы и образы автор назвал иитериоризацией. По выражению Ж. Пиаже, это переход психики от сенсомоторного акта к мысли.

Предпосылки возникновения сознания

С развитием науки, особенно истории и биологии, постепенно формировались взгляды о происхождении человека и его сознания.

Главной предпосылкой возникновения человеческого сознания было затруднение условий существования человекообразных существ - антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система стала гораздо сложнее по строению и функциям. В зоне больших полушарий головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, которые осуществляли высшие приспособительные функции.

Достаточно заметно развились они у человека под влиянием труда. Об этом свидетельствует то, что у обезьяны лобные доли составляют 0,4 процента объема больших полушарий, в орангутанга и шимпанзе - 3, 4 процента, а у человека - 10 процентов.

На биологическом этапе развития психики возникли предпосылки для появления высших, сугубо человеческих, форм психики - сознания. Знание биологического этапа развития психики как предыстории человеческого сознания дает возможность научно объяснить ее возникновение.

На протяжении всего развития в различных видах деятельности человека постепенно формировались специфически человеческая, сознательно направленная познавательная деятельность, воображение, человеческие чувства и качества воли, разнообразные психические свойства, которые существенно отличаются от инстинктивной психической деятельности животных.

Работа, общественный образ жизни - это главные факторы исторического развития человеческого сознания как высшей формы психики, выявляет отношение человека к своей среде, способность изменять природу, приспосабливать ее к своим потребностям.

Эти особенности в психике животных отсутствуют. Они не выделяют себя из окружающей среды, пассивно приспосабливаются к его изменениям.

Знание условий возникновения и развития сознания человека масс большое значение для ее формирования.

Историческое развитие человеческого сознания

Сознание человека не сразу стала такой, какой она есть сейчас, а одолела долгий путь своего общественно-исторического развития.

Первые люди, выделились из животного мира, мало еще отличались от своих предков-животных, их сознание было ограниченным. Она представляла собой осознание человеком его ближайшего среды и своего ограниченного связи с другими людьми. Человек чувствовал себя беспомощным перед природой.

Сознание первобытного человека была еще в значительной степени стадный характер.

Уровень сознания предопределял низкий уровень развития производственной деятельности людей и их общественных отношений. Каким был образ жизни человека, такой была и его сознание.

С развитием способов добывания людьми средств к существованию, способов производства материальных достижений развивалась и их сознание. Стремясь удовлетворить свои потребности, которые возникали в результате изменений условий жизни, люди изобрели огонь, постепенно перешли от употребления каменных орудий труда, которыми они пользовались сотни тысяч лет, до бронзовых и железных орудий.

Рядом с охотой, рыболовством, скотоводством возникло земледелие, а дальше ремесленничество; от ремесленничества люди перешли к машинному производству и т. д.

А изменение орудий труда обусловила осложнения человеческих взаимоотношений, развивались сами люди, их потребности, жизненный опыт, их сознание, способности и другие психические свойства. Развитие психических свойств людей представлял собой и результат, и нужную предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.

Историческое развитие человеческого сознания был и возможно из-за того, что каждое предыдущее поколение не только физически порождает следующее поколение, но и передает ему свои производственные и культурные достояния.

Каждое новое поколение начинает свою жизнедеятельность по усвоению результатов деятельности предыдущих поколений, развивает ее дальше и передает свои достижения потомкам. Для осуществления связи человеческих поколений большое значение имеет:

а) передачи самих орудий труда, созданной людьми техники и созданных с ее помощью материальных ценностей;

б) передача средствами языка человеческого опыта (в процессе обучения и воспитания), результатов познавательной деятельности, достижений науки и т. п.

Благодаря этому становится возможным исторический прогресс человечества и развития человеческого сознания.

На протяжении всей истории человечество своим трудом создавало новые условия своего существования. В то же время люди и сами менялись. Обстоятельства в такой же степени творили людей, как люди создавали эти обстоятельства. Чем больше люди узнавали окружающий мир и совершенствовали орудия своего труда, тем большую власть приобретали над жизненными обстоятельствами.

Историческое развитие человеческого сознания оказался прежде всего в обогащении ее содержания, отражающий объективную действительность, в расширении мировоззрения людей. Вместе с обогащением содержания сознания постепенно развились и ее формы, приобретя того разнообразия и тех специфических особенностей, характерных для современных людей.

В течение истории развились непосредственные чувственные формы отражения человеком мира. Становится более совершенным человеческое зрение, особенно его способность тонко различать пространственные свойства объектов, схватывать различные их признаки, отмечать красоту их форм и пропорций, отличает зрение человека от зрения животного.

Орел, летая над облаками, видит свою добычу в траве. Человек не способен замечать такие отдаленные в пространстве объекты, но она видит то, чего не видит орел, она усовершенствовала свое зрение через технику и искусство. Преимущества и зрения оказываются в вдумчивом восприятии пропорций предметов, произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Слух человека также приобрел необычайную утонченности, которая является результатом речевого общения с другими людьми, возникновения и развития песенного, музыкального творчества.

Благодаря труду и другим видам деятельности человеческая рука достигла такого совершенства, что смогла, будто волшебной силой, вызвать к жизни шедевры изобразительного искусства.

Качественных изменений претерпели и другие формы чувственного познания мира человеком.

Обогащение содержания психики человека - это и развитие новых, чисто человеческих видов и форм памяти, которые заключаются в опосредованном языке произвольном запоминании и воспроизведении данных предыдущего опыта. Необходимость преобразовывать действительность в процессе труда привела к развитию у человека способностей превращать ее в образы, представлять предметы, за выполнением которых она работает.

Развились формы человеческого мышления, неразрывно связаны с развитием речи, с ее богатым словарем и развитой грамматическим строем. Возникли предпосылки для умственной деятельности человека, давали ей возможность применять ее результаты в практической деятельности, подбирать наиболее целесообразные способы действия, планировать действия, предвидеть их не только ближайшие, но и дальние результаты.

В процессе труда и на ее почве у человека возникала новая цель и мотивы деятельности, формировались различные производственные, технические, познавательные, научные, эстетические и иные потребности и интересы. Развились новые виды деятельности людей, в том числе умственная, духовная и другая деятельность.

С развитием жизни людей обогатились и их эмоции, чувства.

Сформировались чисто человеческие чувства, обусловленные различными видами человеческой деятельности, формой их общественных отношений. Возникновение новых видов деятельности человека способствовало развитию найризноманитпиших его способностей. Во время работы эти способности не только оказывались, но и формировались. Известно, что все способности, отличающие человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессе труда.

Покоряя природу, человек выработал способность владеть собой, осознавать свои обязанности как члена общества и руководствоваться этим осознанием в своей деятельности. Познавая окружающую природу и других людей, она узнавала себя саму. Историческое развитие сознания человека был одновременно и развитием ее самосознания.

Сознание человека определяет его общественное бытие.

Поэтому правильно понять сущность сознания можно, только учитывая общественные условия жизни человека.

Сознание человека имеет общие черты, присущие ей на всех ступенях развития. В то же время она приобретает свои конкретно-исторических особенностей на каждом его степени в зависимости от общественных условий жизни людей, их производственных отношений.

Так, одни черты были присущи человеку первобытнообщинного типа общественности, когда человечество противостояло природе совместно, когда основные средства производства и его продукты были общественной собственностью.

Противоречивые общественные отношения людей определяют и противоречивый характер развития их сознания.

Историческое развитие человеческого сознания происходит последовательно, с изменением человеческих поколений. Благодаря этому становится возможным продолжение развития человеческого рода, его истории, которая состоит из многочисленных историй развития отдельных людей каждого нового поколения.

В то же время историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности, ее сознания.

Влияние истории человеческой жизни на развитие человека определяют, во-первых, наследственные предпосылки, которые являются исходными для индивидуального развития, и, во-вторых, изменение тех общественных условий, в которых происходит это развитие.

Человек рождается с наследственными, врожденными возможностями для своего дальнейшего развития. Эти возможности реализуются в определенных общественных условиях ее существования. Она живет и действует в обществе, в нем получает определенное воспитание и образование. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, усваивая материальные и духовные достижения, созданные предыдущими поколениями людей, она сама формируется как сознательная личность.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта