Главная » Засолка грибов » Чем отличается мышление от интеллекта. Понятия мышление и интеллект

Чем отличается мышление от интеллекта. Понятия мышление и интеллект

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

(немецкая) - направление, созданное рядом нем. философов 19 в., выдвигавших историзма и исторической относительности в противовес антиисторизму Просвещения.
Наиболее широко трактует «И.ш.» В. Дильтей, который причисляет к ней Л. Ранке, Ф.А. Вольфа и, наконец, всю нем. историческую науку 19 в. Гораздо более осторожен Э. Трёльч, указывающий на то, что Ранке и Вольф «имеют лишь случайный налет идей органологической школы на своем мышлении», что это трезвые эмпирики, своеобразные и самостоятельные мыслители, далекие от проблем метафизики и гносеологии. Трёльч относит к И.ш. А. Мюллера, Ф.В.Й. Шеллинга, Я. Гримма, И.Г. Дройзена, В. Гумбольдта.
Метод нем. И.ш. был обозначен как «органология», сочетающаяся со своеобразным пониманием исторической общности и предмета истории. Органология И.ш. принципиально отличалась от эмпирически-биологической органологии школы О. Конто и Г. Спенсера, где под последней подразумевалось отождествление общества с организмом и социальной жизни биологическими закономерностями. В нем. И.ш. под органологией понималась прежде всего народного духа и его органические проявления. Деятели этой школы своими историософскими исследованиями хотели служить возрождению нем. нации при помощи гуманистического воспитания.
В отличие от Г.В.Ф. Гегеля они отрицали универсально-исторических обобщающих построений, любых логических конструкций. Вместо гегелевской «идеи» И.ш. использовала понятие жизни, виталистическую идею развития, понятие становления созерцаемого, а не конструируемого.
Абстрактному понятию всечеловечности, характерному для эпохи Просвещения, деятели И.ш. противопоставили понятие уникальности: уникальности географического пространства, обусловливаемого данным народом (культурой); уникальности исторического времени - духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства. В этом И.ш. наследовала нем. романтизма. Многие из идей данной школы легли в основу современной концепции «плюрализма цивилизаций».
В. Виндельбанд, характеризуя И.ш., отмечал, что ее главной заслугой было глубокое идеи национальности: «Идея национальности была обоснована и прочувствована так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идее гуманности и оставалась заключенной в ней».
Другой особенностью И.ш. является к исторически укоренившейся религии, в которой усматривалась единственная обрести все историческое единство убеждений. Одновременно возникла на то, что можно привить исторической сущности рим. церкви современное или наполнить «старые мехи» прежней религиозной жизни «новым вином» современного филос. содержания.
Еще одной особенностью И.ш. является исправление историософского анализа уже не на абстрактно-общее и естественно-необходимое, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - немецких философов 19 в., выдвигавших принцип историзма в качестве основы исследования. В. Дилыпей широко трактует понятие “историческая школа”, причисляя к ней Р. Нибура, Л. Ранке, Ф. А. Вольфа и, наконец, всю немецкую историческую науку 19 столетия. Более осторожный Э. Трёльч относит к “исторической школе” А. Мюллера, Ф. В. Шеллинга, Я. Гримма, И. Г. Дройзена, В. Гумбольдта (Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994,с.237).

Метод немецкой исторической школы был обозначен как “органология”; она принципиально отлична от эмпирическибиологического органицизма школы О. Конта и Г. Спенсера, где рассматривается по аналогии с биологическим организмом. В немецкой “исторической школе” органология означала прежде всего органический народного духа и его проявлений. В отличие от Гегеля представители “исторической школы” отрицали необходимость универсальных исторических конструкций. Абстрактному понятию “всечеловечности”, характерному для эпохи Просвещения, они противопоставили понятие уникальности: уникальности географического пространства, обживаемого данным народом (культурой), духа эпохи, пронизывающего все проявления народной жизни от экономики до духовной культуры и искусства. В этом “историческая школа” продолжала традиции немецкого романтизма. Многие из идей этой школы легли в основу современной концепции “плюрализма цивилизаций”.

В. Виндельбанд в качестве главной заслуги исторической школы видел обоснование ею идеи национальности. “Эта идея национальности была обоснована и прочувствована так глубоко, что не имела ни малейшего отношения к потребностям национального эгоизма, к удовлетворению желания власти и честолюбия, а, наоборот, основывалась существенным образом на этическом чувстве долга, идеи гуманности и осталась заключенной в ней” (Виндельбанд В. Избранное. Дух и . М., 1995, с. 313). Другой особенностью школы было обращение ее к исторической религии, в которой усматривалась единственная возможность обрести духовное единство. В целом научный представителей школы был направлен уже не на абстрактно-всеобщее, как в эпоху Просвещения, а на конкретно-историческое и национально-особенное. “Вместо абстрактного отрицания и мертвой учености начали критически заново формировать из всесторонне исследованных данных жизненную прошедших событий” (там же,с. 315).

И. В. Василенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

    Историческая школа названия ряда направлений в различных науках, рассматривающих предмет науки в историческом аспекте. Исторические школы: Историческая школа (экономика) направление в экономической науке, главными положениями которого … Википедия

    Направление политэкономии, возникшее в сер. 19 в. в Германии. Ближайшим предшественником исторической школы был Ф. Лист. Название получила от исторического метода, который ее теоретики (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) пытались ввести в… … Политология. Словарь.

    Историческая школа - историческая экономическая школа сформировалась в Германии в сер. IX века. В противоположность классической школе, использовавшей абстрактный и дедуктивный метод, историческая школа подчеркивала значение конкретного индуктивного метода и работы… … Словарь по экономической теории

    ИСТОРИЧЕСКАЯ школа, направление политэкономии, возникшее в середине 19 в. в Германии. Название получила от исторического метода, который ее теоретики (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) пытались ввести в политическую экономию. Представители … Современная энциклопедия

    I направление политэкономии, возникшее в середине XIX в. в Германии. Название получила от исторического метода, который её теоретики (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) пытались ввести в политэкономию. Представители исторической школы… … Энциклопедический словарь

    В русской фольклористике (кон. 19 нач. 20 вв.; В. Ф. Миллер Н. С. Тихонравов, Б. М. и Ю. М. Соколовы), истолковывала народно поэтические произведения (преимущественно былины и исторические песни) как отражение определенной исторической реальности … Большой Энциклопедический словарь

    I Историческая школа направление вульгарной буржуазной политической экономии, возникшее в середине 19 в. в Германии. Оно явилось буржуазно помещичьей реакцией на неприемлемые для господствующих классов научные положения классической… … Большая советская энциклопедия

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление, основанное на историческом понимании процессов, на их самом детальном исследовании … Профессиональное образование. Словарь

    ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - течение в богосл. историографии первонач. христианства кон. 19 нач. 20 в., поставившее перед собой задачу обоснования историчности Иисуса Христа с помощью средств текстологич. анализа Библии и др. источников. И. ш. развивалась в русле… … Атеистический словарь

Историческая школа

В качестве критической реакции на классическую политическую экономию в 40-х годах ХІХ в. в Германии возникает историческая школа.

Германия, в отличие от Англии и Франции, была менее экономически развитой страной, которая до 70-х годов XІX в. состояла из нескольких десятков политически и экономически обособленных государств. Главной проблемой нации было объединение в одно государство. Идеи же классической школы никак не могли оказывать содействия этому процессу. Во-первых, «экономический человек» с его экономическим интересом теряет свою принадлежность к определенному обществу. Во-вторых, классическая школа абстрагировалась от существования национальных границ или забывала о них, не признавала государство как орудие национального прогресса. В-третьих, провозглашаемая классиками политика фритредерства подрывала позиции отечественных производителей, становилась существенной угрозой национальным интересам.

В связи с этим в Германии возникает историческая школа, представители которой выступили против универсального характера экономических законов. Они считали, что в науке вообще нет места абстрактным теоретическим построениям. В каждой стране развитие происходит по своим собственным законам, которые зависят от культурной традиции, исторических особенностей, «духа нации». Поэтому классическая теория, претендовавшая на использование в любой стране мира, не может использоваться, например, в Германии. Выступая против идеи невмешательства государства в частные дела, развенчивая принципы индивидуализма и космополитизма, они создали национальную политическую экономию.

Основателем национальной политической экономии, предшественником исторической школы в Германии был Фридрих Лист (1789-1846).

Основные свои идеи Ф. Лист изложил в работе «Национальная система политической экономии, международной торговли, торговая политика и немецкий таможенный союз» (1841). В ней он обосновывает теорию производительных сил, концепцию стадиального экономического развития, положение об активной экономической роли государства.

В соответствии с теорией производительных сил Листа , общественное богатство создается не только в результате разрозненной индивидуальной деятельности людей, связанных только разделением труда и обменом. Поскольку каждый индивид отличается от другого своей принадлежностью к конкретному сообществу – нации, государству – то реализация его интересов зависит не только от него, а прежде всего от возможностей нации или государства. Нация объединяет людей в одно целое и является результатом предшествующего развития. Она имеет собственный характер, ей присущи особые ценности как материальные, так и духовные. Каждая нация является производительной настолько, насколько она сумеет усвоить это наследие от предшествующих поколений и сделать его собственным достоянием, насколько естественные источники, пространство и географическое положение ее территории, численность населения и политическое могущество дают ей возможность гармонично развивать все отрасли труда и распространять свое моральное, умственное, промышленное, торговое влияние на другие нации и вообще на весь мир.

Именно степень развития производительных сил предопределяет богатство и благосостояние нации, а не количество меновых стоимостей. К производительным силам общества Лист относит правительство, прессу, духовные учреждения, мораль, искусство, суд, т. е. нематериальные факторы, которые обеспечивают сознательное создание высокоразвитого общества.

Материальное богатство, естественные и приобретенные способности людей он называет фиксированным капиталом. Объединение производительных сил с фиксированным капиталом является условием развития производства. Уровень развития последнего зависит от организационно-экономических отношений: мануфактурной индустрии и развития транспортной инфраструктуры.

Развитие производительных сил обусловливает переход народа от одной стадии экономического развития к другой. Ф. Лист выделяет такие стадии экономического развития: стадию дикости, скотоводческую, аграрную, аграрно-мануфактурную, аграрно-мануфактурно-коммерческую. Чтобы достичь развитой в экономическом отношении стадии нужны особые условия, которые имеют не все народы: большие территории со значительными запасами естественных богатств и возможностями для развития индустрии, трудолюбивая и объединенная общей целью нация, которая стремится создать могущественное государство. Германия имеет все эти условия, кроме достаточного размера территорий, которые, тем не менее, можно увеличить за счет небольших государств-соседей (например, Нидерландов и Дании), которые все равно не имеют таких блестящих перспектив, как Германия. Эти идеи Листа о преимуществе немецкой нации над другими народами стали одним из источников фашизма.

Задачей политэкономии является определение роли государства в конкретной исторической ситуации, его деятельности по «возбуждению» национальных производительных сил. Лист считает, что классическая политэкономия непригодна для применения в переходный период развития национальной экономики Германии. Чтобы достичь развитой в экономическом отношении стадии, государство может выполнять функции организации, объединения, воспитания и защиты нации. Ей надо создать систему поощрения и защиты молодой национальной промышленности. Т. е., Лист обосновывает и отстаивает для Германии протекционизм.

Он отмечал, что свободная торговля препятствует формированию национальных отраслей промышленности, будет оказывать содействие оттоку национальных капиталов за границу. Протекционизм может уступить свободной торговле тогда, когда в стране будет создана конкурентоспособная индустрия. Государство, стимулируя развитие мануфактурной индустрии, должно заботиться о балансе отраслей, поскольку протекционизм такому балансу не способствует. Для того чтобы оказывать содействие формированию рациональной производственной структуры, государству необходимо собственное хозяйство, т. е. государственный сектор экономики.

Роль государства в создании развитой экономики, по Листу, решающая. Лишь достигнув определенного уровня развития, нация может развиваться по космополитическим законам классической политэкономии.

Заслуга Ф. Листа состоит в том, что он, не отвергая существования общих для всех экономик естественных экономических законов, выяснил особые законы для каждой страны, учитывая которые, государство, согласовывая и направляя усилия отдельных звеньев национального хозяйства, может обеспечить прогресс национального производства и приумножение национального богатства.



Последователи Ф. Листа, критикуя основные принципы классической политэкономии, отдавая преимущество изучению национального хозяйства с учетом исторического развития, оказывали содействие возникновению нового направления экономической науки – исторической школы политэкономии. Привлекая внимание к конкретным проблемам, эта школа оказывала содействие расширению предмета исследования политэкономии. Отдавая преимущество историческому исследовательскому приему, представители этой школы анализ экономики осуществляют с учетом всех исторических аспектов человеческой жизни: истории развития культуры, науки, искусств, индустрии, религии, морали, государственных учреждений и т.п.

Обычно различают старую и новую историческую школу.

Старая школа представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Бруно Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1822-1898). Эта школа была сформирована и получила развитие в 1840-1860 гг.

Вильгельм Рошер , будучи почти пятьдесят лет профессором Лейпцигского университета, был ведущим немецким экономистом. Благодаря работам «Краткие очерки курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843), «История английской политической экономии XVІ-XVІІ вв.» (1851), «История национальной политической экономии в Германии» (1874), он по праву считается лидером нового направления в развитии политэкономии.

Главной задачей Рошер считал дополнить теорию классической школы историей экономического развития и вместе с тем повлиять на формирование национальной политики. Анализируя историю становления и развития экономических явлений в Германии, Англии и Франции, он исследует генезис международной торговли, денежного обращения, банковского дела и старается выяснить причины национальных особенностей экономического развития. Рошер рассматривает роль государства в развития индустрии и транспорта, дает практические рекомендации относительно использования возможностей общества с целью его самосовершенствования. С позиций исторического анализа он дает ценные рекомендации по развитию фискальной политики, регулированию торговли, отношений между наемными работниками и собственниками, связывая эти направления идеей взаимозависимости и общего развития нации.

Рошер был сторонником эволюционного пути развития общества. История сама прокладывает себе путь мирным путем «положительного права», а нация может быть участником этого процесса под руководством государства. Достичь социалистической цели, по мнению Рошера, можно реформистским путем. Он подвергал критике классическую школу за то, что она, рассматривая капиталистические отношения как результат прогресса цивилизации, вместе с тем объявляла их неизменными и вечными, не видела исторической перспективы.

Бруно Гильдебранд (1812-1878) в работе «Политическая экономия современного и будущего» (1848) ставит себе задачу «превратить политическую экономию на теорию, которая имеет дело с экономическим развитием народов». Критикуя Рошера за то, что тот старался примирить свою теорию с классической, Гильдебранд считает, что история является не только средством дополнения экономических теорий, но и орудием полного обновление науки, которая может стать «наукой о законах экономического развития наций». Эти законы можно выяснить, изучая историю и обобщая фактический «материал с помощью статистики». Используя эти обобщения, он выделил такие фазы эволюции экономики : фаза натурального хозяйства средних веков, фаза денежной и фаза кредитной экономики. Основой такой периодизации являются способы организации обмена продуктами.

Кредитное хозяйство является вершиной прогресса экономики. Его Гильдебранд отождествляет с плановой экономикой, поскольку это хозяйство строится на справедливом обмене и распределении, функционирует ради удовлетворения конкретных, заведомо определенных потребностей потребителей и является возможным благодаря высоким моральным качествам граждан общества. Роль государства состоит в руководстве социально-экономическим процессом. Итак, в соответствии с этой теорией, решить все социальные проблемы, обеспечить равенство и справедливость можно путем эволюционного развития.

Карл Книс (1821-1898), автор «Политической экономии с точки зрения исторического метода» (1853) считал, что экономическая наука способна сделать описание возникновения и развития экономических процессов, но она не способна дать адекватное им обобщение, поскольку она оперирует категориями, которые обобщают только аналогии, а не конкретные закономерности. Классическая теория, придерживаясь неизменных доктрин, не может быть правильной.

Книс, как и его предшественники, разделял мнение о возможности сознательного влияния на общественные процессы, при условии, что генезис этих процессов хорошо известный, ацель, ради которой будет осуществляться это влияние, является общественно значимой.

Таким образом, немецкие экономисты, опираясь на исторический метод, основали новое направление политической экономии, основой которого стало изучение закономерностей развития национального народного хозяйства, определяющей роли государства в этом процессе.

С завершением объединения Германии в 70-х годах XІX в. возникает новая (молодая) историческая школа , представленная Густавом Шмоллером, Адольфом Вагнером, Луи Бентано. Они считали, что законы экономики не могут быть выяснены путем логических обоснований. В центре внимания новой школы – практические проблемы, а не теоретические обобщения.

Основатель школы Г. Шмоллер (1838-1917) «при виде чисто теоретических трактатов терял уравновешенность».

Особенностью новой исторической школы была попытка объяснить хозяйственную жизнь в тесной взаимосвязи экономики, этики и психологи. Шмоллер утверждал, что производство, разделение труда, обмен товаров – это и экономические, и этико-психологические категории. Хозяйственная культура является результатом духовной силы людей, которая проявляется в виде чувств, целей, представлений и, наконец, в виде сознательных действий. Народное хозяйство – это форма сосуществования, основанная на психических силах общества. Поэтому политическая экономия – не только экономическая наука, а сборное понятие, которое отражает совокупность общественных наук, в том числе тех, которые изучают политику, право, этику, религию.

В экономическом исследовании Шмоллера большое значение уделяется этике. Он доказывает, что хозяйственная жизнь определяется не только естественными и техническими, но и моральными факторами: без крепкой моральности нет рынка, денежного обращения, разделения труда, государства. Кроме желания экономической выгоды человек руководствуется такими мотивами, как семейные заботы, общественный интерес. Экономического успеха достигают те люди, поступки, честность, порядочность которых отвечают высоким моральным нормам. На основании этического принципа Шмоллер объяснял существование в обществе социальных градаций и классовых отличий.

Указывая на опасность социальных конфликтов, ученый осуждает марксизм за пропаганду радикальных методов борьбы рабочих с предпринимателями, настаивает на проведении реформ, которые бы устранили чрезмерное неравенство в имуществе и распределении доходов. Наибольшей заслугой экономистов новой исторической школы было то, что они задолго до Дж. Кейнса поставили вопрос о регулирующей и направляющей роли государства в хозяйственной жизни. Так, Шмоллер, будучи приверженцем сильной монархии, считал, что государство стоит над классами и социальными группами, с его помощью можно решить любые социальные противоречия, преодолеть классовый эгоизм, реализовать идеи социальной справедливости, обеспечить экономический расцвет.

А. Вагнер (1835-1917) свои работы посвятил проблеме связи права и экономики. Он обратил внимание на то, что «экономическое положение личности не столько зависит от естественных прав или способностей, сколько от современной юридической организации, которая сама является продуктом исторического развития».

Луи Бентано (1844-1931), как Шмоллер и Вагнер считал, что определяющую роль в экономике играют этические и правовые факторы. Теоретическая политэкономия является лишней, поскольку она не имеет прикладного значения. Описание простейших явлений экономической жизни будет иметь большую научную ценность, по его мнению, чем теоретические соображения.

В социальной политике Бентано придерживался реформистского направления. Он поддерживал объединение рабочих в профсоюзы, рекомендовал капиталистам предоставлять рабочим определенные льготы и демократические права, повышать заработную плату и сокращать рабочий день. Эти мероприятия, по его мнению, обеспечили бы установление в обществе классового мира, оказывали бы содействие росту производительности труда и повышению эффективности экономики.

Монополизацию экономики Бентано оценивал положительно, считая, что «картели – это союзы производителей, которые пытаются планомерно приспосабливать производство к спросу с целью избежания перепроизводства и всех его последствий: падения цен, банкротства, обесценивания капитала, безработицы и голода».

Среди других представителей исторической школы Бентано отличается тем, что не верил в положительную роль государства, не признавал его превосходства над личностью. Он считал, что личность благодаря своему интеллекту способна на более полезные реформы, чем те, которые может инициировать государство.

К новой исторической школе можно еще приобщить Макса Вебера (1864-1920) и Вернера Зомбарта (1863-1941). Оба ученых начинали свою деятельность как историки народного хозяйства. Исходя из характерного для исторической школы тезиса «человек принадлежит миру культуры», они сосредоточили значительное внимание на поиске духа хозяйственной эпохи и, в частности, капиталистического хозяйственного духа.

По Зомбарту , «хозяйственный дух – это совокупность душевных свойств и функций, которые сопровождают хозяйствование. Он утверждал, что капитализм возник из недр западноевропейской души – из духа озабоченности и предпринимательства, объединенного со стремлением к наживе».

Человек эпохи капитализма, по мнению Зомбарта, несет в себе дух предпринимательства и дух мещанства. «Предпринимательский дух – это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Мещанский дух заключается в склонности к учету и осмотрительности состоит из добропорядочности и хозяйственности».

Предпринимательский дух и мещанский дух, будучи противоположными, образуют противоречивое единство капиталистического духа. Этого духа был лишен человек предшествующей эпохи, который ничего не рассчитывал, воспринимал мир как целое и в своих хозяйственных делах ориентировался на опыт и традиции. В. Зомбарт также подчеркивал, что капитализм специфический для каждого национально-государственного устройства: в Германии он один, а в Китае – совсем другой. Нет никаких общих моделей капитализма или любых других хозяйственных укладов, поскольку экономическая жизнь определяется психологией эпохи, класса, расы и нации.

Преувеличение значения национальной психологии привело Зомбарта к откровенному национализму. В работе «Евреи и хозяйственная жизнь» он доказывает, что капитализм создали евреи. Еврейская общественность оценила это произведение как антисемитизм. В период первой мировой войны Зомбарт написал книгу «Герои и торгаши» . «Нации героев» (немцам) противопоставляется «нация лавочников» (британцы). Под конец жизни Зомбарт стал идеологом гитлеровского национал-социализма.

Совсем к другим выводам, изучая проблему формирования капиталистического хозяйственного духа, пришел М. Вебер . В 1905 г. он опубликовал свою известнейшую книгу «Протестантская этика и дух капитализма », а в 1919 г. вышла в свет его большая работа «Хозяйственная этика мировых религий ». Именно эти работы, посвященные влиянию религиозных взглядов и религиозной морали на экономику, принесли ему всемирную славу.

По мнению Вебера, в каждой религии есть два противоположных компонента – мистический и аскетический. Чем более развит в религии аскетический компонент, тем большее она оказывает содействие формированию рационализма, который составляет дух капитализма.

Капитализм, считает Вебер, это не просто стремление к наживе, а рациональное ограничение жажды наживы, это профессиональная работа для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет и сопоставление затрат и результатов. Дух капитализма предусматривает такое мышление и такое поведение, для которых характерным является рациональное и систематическое стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии.

В наибольшей мере формированию духа капитализма оказывает содействие протестантизм, для которого высшими качествами являются трудолюбие, преданность профессии, скромность, честность, благодетельность. Именно господством протестантизма объясняет Вебер высокий уровень развития экономики США сравнительно с католической Латинской Америкой.

Таким образом, М. Вебер подтвердил тезис исторической школы о том, что идеи являются существенной основой экономического роста. Но в период современного капитализма эта связь слабо ощутима. Вебер это объяснял так. Если капитализм стал господствующим порядком, сама система избирает тех, кто отвечает условиям ее существования. Она осуществляет отбор тех, кто умеет приспосабливаться и выживать на основе таких переменных, как цена, прибыль, заработная плата. Поэтому не удивительно, что жажда наживы вытесняет понятие о профессиональной обязанности, а экономическая деятельность вместо тонкой оболочки религиозной жизни стала, по высказыванию Вебера, панцирем, через который ничто духовное не может пробиться.

М. Вебер, в отличие от Зомбарта, был свободным от предубеждений национализма. Расизм и национализм он считал ошибочной идеологией.

Вебер отошел от чисто исторического метода, считая, что одного только описания исторической науке не хватает. Необходимо осмысление, объяснение конкретных фактов и процессов исторического развития того или другого народа. В результате скрупулезного анализа выясняется, что развитие экономики народов и хозяйственной культуры определяется определенными общими законами, которые протаптывают себе дорогу через все особенности национальных традиций, национального характера, конкретных исторических обстоятельств.

Ученые исторической школы расширили тематику политэкономии, заложили основы экономической социологии, обосновали роль экономической организации, показали значение правовых нормативов, статистических фактов, истории экономической жизни.

Что касается теоретического наследия немецкой исторической школы, то оно весьма противоречиво. Она может рассматриваться как предшественник экономических программ фашизма, буржуазно-реформистских концепций, институционализма.

Историческая школа- направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа ("старая" историческая школа и "новая", которую можно разделить на "молодую" и "юную"):

1) "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебрант;

2) "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Г. Шмоллер;

3) "юная" историческая школа (начало 20-г в.): В. Зомбарт, М. Вебер, К. Бюхер.

1) Экономические взгляды «старой» школы по Фридриху Листу (1789 – 1846):

Для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам;

Задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;

Богатство нации составляют ее производительные силы;

Выделил три стадии развития производства (земледельческую, земледельческо-промышленную, промышленную);

Защищал государственную политику протекционизма;

Считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

2) Экономические взгляды «молодой» школы по Луйо Брентано(1844 - 1931):

Экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;

Справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как, по мнению классиков, справедливость устанавливается благодаря конкуренции);

Ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.

3) Экономические взгляды «юной» школы по Максу Веберу(1864 - 1920):

Капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;



Для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность;

Существует связь между религией и экономической организацией общества.

46. Экономическая теория благосостояния А. Пигу .

Артур Сесил Пигу (1877–1959) – английский экономист представитель кембриджской школы. В работе «Экономическая теория благосостояния» (1924 г.) разработал практический инструментарий для обеспечения благосостояния на основе посылок неоклассической теории: теория убывающей предельной полезности, субъективные и психологические подходы в оценке благ и принципы утилитаризма.

На основе этих посылок Пигу выводит теорию налогообложения и дотаций, где основным принципом налогообложения является принцип наименьшей совокупной жертвы, т. е. равенство предельных жертв для всех членов общества. На основе теории убывающей предельной полезности Пигу обосновывает необходимость прогрессивного налогообложения, поскольку при условии убывающей предельной полезности денег трансфертные доходы от богатых к бедным увеличивали бы общее благосостояние.

Максимизация благосостояния, по Пигу, предполагает не только систему прогрессивного налогообложения доходов, но и измерение так называемых внешних эффектов и организацию перераспределения доходов через механизм государственного бюджета.

Пигу отмечает, что размеры ВНП неточно отражают уровень общего благосостояния, поскольку и состояние окружающей среды, и характер работы, и формы досуга являются реальными факторами благосостояния. Поэтому возможны ситуации роста уровня общего благосостояния при неизменности уровня экономического благосостояния.

Пигу подробно анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителей имеет «внешние эффекты», которые не имеют денежной меры, но реально влияют на благосостояние. Можно привести пример отрицательных «внешних эффектов» – загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности предприятий. В зависимости от знака внешних эффектов общественные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных.

При расчете благосостояния должно учитываться расхождение между предельным частным чистым продуктом и предельным общественным чистым продуктом. Побочные отрицательные последствия экономической деятельности должны облагаться налогом, который в дальнейшем получил название «налогообложение в духе Пигу».

Интересны теории благосостояния Пигу и вывод, который он делает из признания теории процента, разработанной Бем-Баверком, который считал, что процент является вознаграждением за ожидание в условиях предпочтительности текущих благ в будущем. Признавая, что наш дар предвидения несовершенен и мы будущие блага оцениваем по убывающей шкале, Пигу делает вывод о трудностях осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости (в том числе инвестиций в образование) и расточительности в использовании природных ресурсов.

Он делает вывод, что государство должно не только обеспечивать максимизацию общественного благосостояния через механизм перераспределения доходов и учет «внешних эффектов», но и обеспечивать развитие фундаментальной науки, образования, осуществлять природоохранные проекты, защищая «интересы будущего».

Историческая школа в экономической науке сформировалась в XIX в.

18 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

Основными аналитическими предпосылками исследований стали:

Рассмотрение экономики как динамической системы;

Особое внимание к человеческому фактору, необходимому для разработки практически полезной общественной науки;

Изучение различий в формировании экономических институтов и особенно масштабов государственного участия в

экономической жизни.

Последний фактор обусловлен политическими традициями и институтами, сформировавшимися на протяжении истории страны. У немецких экономистов упор делается на изучении политической экономии, государственного управления как фундамента национального хозяйства. При этом представители немецкой школы выступают с позиций одобрения государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Примечателен тезис об отсутствии уникальных, проверенных опытом правил экономической политики и их применимости к разным странам и временам. Каждый исторический опыт неповторим, ему присуща некая трансцендентальность1.

Экономическое развитие представляет собой органический процесс, абсорбирующий влияние обычаев, психологии, права и языка. Экономическая наука, сосредоточенная на хозяйственных категориях, страдает односторонностью и незавершенностью. Немецкой школе была присуща богатейшая эрудиция, имевшая, к сожалению, националистический уклон.

Символом исторической школы стало понимание процессов, т. е. выяснение мотивов человеческих поступков, вызвавших к жизни то или иное событие. Подобный подход вносит смысл в экономическую науку.

Экономисты исторической школы критиковали английскую классическую науку, находя ее абстрактной, противоречащей эмпирическим исследованиям. Свою роль здесь сыграли некоторые естественные причины: более позднее и специфическое развитие капитализма в Германии, а также прочные традиции и уникальность немецких исторических исследований.

1 Трансцендентальный (от лат. transcender? - переступать) - стоящий над категориями рациональной науки; соответственно трансцендентальность - некие сверхчувственные свойства, познаваемые интуитивно, вне опыта.

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 19

Из первых экономистов-историков следует назвать Фридриха Листа (1789-1846), осуществившего на добротном эмпирическом материале критику классической теории, но грешившего рационализмом. Его книга "Национальная система политической экономии" была переведена и издана в России (1891).

Труды представителей исторической школы явились протестом против традиционной английской науки, соединившим в себе как рациональные и перспективные идеи, так и некоторые реакционные черты.

Густав Шмоллер (1838-1917) известен своим фундаментальным трудом "Основы общего учения о национальном хозяйстве". Задачей своего исследования Шмоллер считал разработку генетического подхода, который позволяет найти комплексное объяснение экономических структур и механизмов функционирования хозяйства. Этот замысел диктовал самое внимательное отношение к различиям в географии, этническим особенностям, использованию данных психологии, биологии и даже геологии. В то же время Шмоллер полагал, что в общественной науке нет места для математики, поскольку дифференциальное исчисление не сможет уловить тонкие реакции человеческой психики, которые зачастую обусловлены соперничеством и враждебностью.

Совершенствование общества связано с улучшением условий жизни, стабильностью существования и повышением общего образовательного уровня.

Психологическим базисом шмоллеровской концепции является заимствованный у Бентама гедонизм - противоречивое сочетание чувств наслаждения и страдания. У Шмоллера акцент сделан на том, какая психология, какое сочетание побуждений наиболее соответствуют данным потребностям экономической жизни.

Немецкий экономист обогатил и оживил экономическую науку. Внутреннее единство общественных наук обнаруживается прежде всего в том, что экономическая наука не может освободиться от анализа мотиваций, от связи ступеней экономического развития с эволюцией стимулов и побуждений. Общество представляет собой единое целое. Изолированное рассмотрение его особенностей и частностей, необходимое для углубления исследовательского поиска, все же не может дать полного представления о характере экономики.

20 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

В лекциях Шмоллер любил повторять, что как для уверенной походки нужны две сильные ноги, так и для исследователя необходимы дедуктивный и индуктивный методы. Исследователи называют шмоллеровские "Основы..." энциклопедическим произведением, изумительным памятником эмпирического поиска.

"Основы... " открываются анализом психологических, этических и правовых факторов, определяющих поведение людей, затем описывается развитие экономики и раскрывается содержание таких социальных институтов, как семья, группа, класс, общество, и взаимодействие между ними. На этой основе объясняются категории собственности, труда, предпринимательской деятельности.

В этом достаточно объемистом произведении вырисовываются следующие предпочтения автора. Государственное вмешательство в разных, в основном нормативных, формах является главным условием эффективного функционирования экономической системы.

Особое внимание уделяется морально-этической стороне хозяйственной жизни. На переднем плане межличностных связей находятся брачные узы и общественные интересы. Вслед за анализом интересов, прошедших через сознание и закрепленных религией, обычаями, моральными и правовыми нормами, Шмоллер переходит к рассмотрению склонностей, которые определяют социальный статус и стимулируют "инстинкт конкуренции", стремление к обогащению, которое следует ограничивать. При разумном воспитании эти склонности можно развить, скажем, в предприимчивость, бережливость.

Вернер Зомбарт (1863-1941) хорошо известен российским экономистам старшего поколения. На русский язык переведены такие его работы, как "Буржуа" (1924); "Современный капитализм" (1929); "История экономического развития Германии" (1914); "Евреи и хозяйственная жизнь" (1914); "История хозяйства" (1923).

В молодые годы Зомбарт был последователем Маркса, популяризовал марксистскую доктрину как единственно научное исследование будущего социалистического общества. Увлечение Марксом продолжалось около 20 лет. Но попытка соединить марксизм с историко-экономическими исследованиями Шмоллера оказалась безнадежной.

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 21

В последующем Зомбарт сосредоточивается на теме национальной психологии, его работы все более проникаются духом национализма. В 1915 г. выходит в свет его брошюра "Герои и торговцы", вызвавшая скандал в европейском обществе. Героями были выставлены германцы, а бесчестными купцами - англичане. Но эта книга инспирировалась националистическим угаром, распространившимся в Германии военных лет, хотя эмоциональная восприимчивость не оправдывает ученого.

В последний период Зомбарт занимался исследованием немецкого социализма. Основополагающими принципами исследования стали тоталитарное устройство общества, энергичность, героизм и национализм. В будущем обществе возникнет новая сословная иерархия, где каждый займет свое место. Экономика должна подчиняться политическим требованиям, а общественное развитие происходить планомерно. На службе государства - финансы и кредит, сама предпринимательская деятельность. Так грустно и нелепо завершилась творческая биография одного из последних немецких романтиков, крупного ученого-эрудита в германском рейхе.

Остановимся теперь на положительных сторонах исследовательского поиска Вернера Зомбарта.

Его заслуженно считают создателем истории народного хозяйства как эмпирической основы экономического учения конца XIX - начала XX вв.

Согласно Зомбарту, теория капитализма имеет в качестве путеводителя развитие духа, изменения, накапливающиеся в духовной жизни общества. На каждой новой ступени истории происходит воспроизведение фрагментов прошлого. Задача состоит в их тщательном отборе и оценке.

Экономические интересы и стимулы индивида или группы сливаются с социальными в силу общественного характера производства и распределения.

В понятийный аппарат экономики Зомбарт ввел категории экономических стадий, экономических систем и хозяйственной деятельности. Они до сих пор используются современными исследователями в зомбартовском толковании.

Религиозные черты, воздействующие на экономическую психологию, Зомбарт считал неизменными, они служат основанием для понимания капиталистического духа. Более глубокое исследование этой взаимосвязи было предпринято другим пред

22 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

ставителем исторической школы - современником Зомбарта Вебером.

Макса Вебера (1864-1920) - социолога, историка и экономиста - отличает прежде всего либеральный взгляд на общественную жизнь. Он с сомнением относился к идеям уникальности исторического опыта, предложенным Г. Шеллером. Перу Вебера принадлежат "Аграрная история древнего мира" (на русском языке вышла в 1925 г.), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904), "История хозяйства" и "Социальная экономика", опубликованные в серии "Экономика и общество"; "Хозяйственная этика мировых религий" (1915). Лекции Вебера по "Всеобщей экономической истории" были изданы посмертно в 1923 г.

К основным составляющим веберовской концепции можно отнести следующие положения.

Свойственную исторической школе позицию "понимания" Вебер развил, превратив ее в "интерпретационную социологию", требующую от исследователя интерпретации, раскрытия внутреннего смысла события или явления. При этом Вебер критиковал подходы исторического материализма, облегчающие толкование фактов.

Вебер разделяет человеческую деятельность на четыре типа: первый - целесообразный (zweckrationell) - предполагает использование имеющихся средств для достижения цели; второй - рациональный с ценностной точки зрения (wertrationell); третий - продиктованный эмоциями (anektrationell) и четвертый - повторяющий обычаи и традиционные образы (traditionell). Их совокупность складывается в единство общественной жизни.

Вебер критиковал Маркса за неразрывную связь между экономическим могуществом и политической силой, подчеркивая, что религиозные и политические идеи представляют собой самостоятельный фактор. Люди воспринимают их такими, каковы они есть. Идеи - не просто надстройка, они могут сами по себе порождать напряженности и конфликты, не менее значимые, чем стремления к материальной выгоде.

Капитализм для Вебера являлся концентрированным выражением рациональности.

Между тем как социализм неизбежно приведет лишь к полной бюрократизации экономической жизни.

Экономика - это система, участники которой принимают решения, сопоставляя полезность и издержки. Такое сопостав

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 23

По одним документам этот термин происходит из древнегреческой мифологии, согласно которой харизма - дар богов, мистическая власть над людьми, по другим документам - способность к творческой деятельности.

ление является выражением капиталистического духа, который развивается на соответствующей психологической почве.

В основополагающей работе "Протестантская этика и дух капитализма" доказывалось, что реформация породила миропонимание, которое привело к развитию капиталистического духа, и формирование самого капитализма как системы. Тезис этот был блестяще подкреплен исследованием социологии религий. На примере американских сект Вебер показал, что положение человека в деловом мире определяется его причастностью к церкви. Это как бы сертификат, удостоверяющий моральную строгость и деловую честность.

Любопытен подход автора к разграничению типов капитализма. Политический, или позже империалистический, капитализм сопровождал развитие Британской империи и был связан с рискованными приключениями, колониальными захватами и грабежами; фискальный капитализм был характерен еще для Древнего Рима и королевского строя Франции; существовал также капитализм незндчительных групп, которые Вебер называет париями (евреи, персы). Однако свои симпатии автор отдает промышленному капитализму, основанному на фабричном производстве и наемном труде.

Современный капитализм (начала XX в.) рационален. Но подлинно культурных людей становится все меньше, их вытесняют специалисты и фанатики организации, что ограничивает проявление харизмы1. Социальные связи между этими процессами выглядят следующим образом; рационализация ведет к усилению бюрократических структур, которые урезают подлинную свободу личности, человек подчиняется организации. Избежать подобной перспективы может лишь тот, кто наряду с харизмой обладает способностью к управлению в той или иной доступной ему сфере. Тем не менее угроза поглощения человека бюрократией сохраняется.

В отличие от Зомбарта Вебер отвергал идею о том, что носителями капитализма были евреи. Не они изобрели коммерческий вексель или акционерные компании. Евреи сотрудничали на правах "народа-гостя", они не участвовали на первых

24 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

порах в политической организации. Подлинным созидателем капитализма был христианин, который стремился освободиться от традиций и не боялся новаций. И здесь Вебер на первый план выдвигает кальвинизм, англо-саксонское протестантство. Для предпринимателя-протестанта капитализм превращается в призвание. Когда он стремится к рационализации и прибыли, то исполняет божественное предначертание, и совесть его остается чистой.

Вальтер Ойкен (1891-1950) принадлежит к числу тех выдающихся умов, которые при жизни были обойдены славой. Нацистские времена не располагали к дискуссиям о рациональном устройстве общества. Мировая экономическая наука познакомилась с трудами этого немецкого профессора лишь в 50- 60-е гг. XX в.

Сегодня книги Ойкена выходят многотысячными тиражами и стали учебниками для студентов во многих странах. Экономисты - теоретики и практики - постигли справедливость жестких слов о первородном грехе эмпирической науки. "Зачастую словом мы подменяли факты, анализом понятий - анализ сути дела", - писал В. Ойкен.

В. Ойкен родился в 1891 г. в Йене, в семье философа и лауреата Нобелевской премии по литературе. Он изучал экономику, историю и философию в университетах Германии, в 1921 г. стал доктором наук.

В 1939 г. вышла в свет первая монография Ойкена "Основы национальной экономии". Второй крупный труд "Основные принципы экономической политики" был издан в 1954 г., уже после смерти автора. Перу ученого принадлежат статьи, в которых он резко критиковал правительство Аденауэра-Эрхарда за ошибки и непоследовательность, хотя последний признавал Ойкена своим духовным отцом и наставником. Первую профессорскую кафедру В. Ойкен получил в университете Тюбингена, а затем был приглашен во Фрайбург, откуда практически не выезжал. Смерть настигла ученого в Лондоне (1951), где он читал цикл лекций, озаглавленный кратко, но провидчески: "Этот век неудач".

Обе вышеназванные книги переведены на русский язык, изданы соответственно в 1995 и 1996 гг.

Ключевым звеном общей концепции Ойкена является положение об экономических порядках. Мыслители XIX в. жили в принципиально ином мире. Тогда же сложились понятия, кото

§ 1. Историческая школа, или рождение национальной экономики 25

рые и сегодня разделяются значительной частью людей. Это - социализм и капитализм. Предлагая уйти от этих умозрительных абстракций, приглашая задуматься над экономическим опытом и особенно над экономической политикой, автор сосредоточивается на анализе реально существующих экономических структур.

В науке распространено мнение, что сама laissez-faire (свобода действий), со свойственной ей анархией и кризисами вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы:

Совокупность экономических процессов. Различные виды экономических порядков. Экономическая политика.

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков - с другой, существует неравновесие, а отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т. е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия1.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как при ограниченных ресурсах государственные органы выступают своего рода "нехваткомером" (MangelmaB), или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.

1 Ойкен различает шесть составляющих свода данных: потребности людей, природные условия, состояние рабочей силы, товарные запасы, уровень технологии и технических знаний, правовой и социальный порядки. Под шестым условием подразумеваются законы и уложения, нравы и обычаи, духовный настрой, "определяющий правила игры". Этот комплекс условий хозяйствования не всегда является целесообразным или успешным.

26 Глава II. Национально-историческое направление в экономике

В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faire; политика планово-централизованного (полностью или частично) управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика.

Неизбежность же краха планово-централизованного управления экономикой (в Германии - с сохранением частной собственности, в России - с ее упразднением и введением коллективной ответственности) сомнений не вызывала1. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х гг., сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. А главным после распада такой системы управления, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика среднего пути предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственное вмешательство с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба.

Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на реше-

1 Планово-централизованная, система - экономическое выражение тоталитаризма.

§ 2. Национальная экономика в российском формате

ние отдельных проблем, защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.

Вторая половина века вызвала к жизни и другие направления, или оттенки, экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискреционной).

Экономике внутренне присуще равновесие. Оно восстанавливается стихийно, как зеркало водной глади после брошенного камня. Опасные и длительные расстройства являются чаще всего делом рук незадачливых политиков. Нужна не только "тонкая настройка" экономической системы, поскольку она сама стремится к стабильности, но и забота о том, чтобы политические действия не наносили прямого вреда. Функция экономической политики не должна выходить за рамки "приспособления".

Этим взглядам противостоит "активистская" доктрина, согласно которой политические деятели самостоятельно определяют экономический курс и придерживаются его, оперативно реагируя на изменение условий.

Иными словами, вопрос о том, какой должна быть экономическая политика - "приспособительской" или "активистской", - не так уж прост. Ведь правительства принимают на себя ответственность за состояние экономики.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта