Главная » Засолка грибов » Как выбрать франшизу, чтобы не разориться (разбираем кейсы). Критерии выбора франшизы

Как выбрать франшизу, чтобы не разориться (разбираем кейсы). Критерии выбора франшизы

Как способа ведения бизнеса, а сегодня расскажу о том, как осуществляется покупка франшизы , что представляют собой каталоги франшиз и как выбрать франшизу , на что нужно обращать внимание при выборе.

Итак, если вы решили открыть бизнес на условиях франчайзинга, самая главная ваша задача на начальном этапе – покупка франшизы, то есть, выбор компании-франчайзора, под брендом и на условиях которой вы будете вести свою деятельность. От выбора франшизы во многом зависит весь дальнейший успех бизнеса, поэтому к нему стоит подойти максимально грамотно и продуманно. Итак, рассмотрим, как выбрать франшизу.

Поиск франшизы. Каталоги франшиз.

Первый логичный вопрос: где вообще искать предложения по франчайзингу и между кем и кем выбирать? Поиск франшизы можно осуществлять несколькими методами, давайте их рассмотрим.

Каталоги франшиз. Лучшим способом найти оптимальный вариант, на мой взгляд, является просмотр и анализ каталогов франшиз – специализированных сайтов, содержащих большое количество предложений франчайзинга с возможностью сортировки их по различным параметрам и сравнения.

Найти такие сайты несложно: для этого достаточно набрать в поиске “Каталог франшиз Россия” или “Каталог франшиз Украина” и т.д. для своей страны, и вам предложат множество интернет-ресурсов, на которых вы сможете выбрать франшизу.

Каталоги франшиз – это интернет-порталы, на страницах которых франчайзоры размещают свои предложения по сотрудничеству, а предприниматели могут выбирать среди них те, которые максимально устроят их по всем параметрам.

Все предложения, размещенные в каталоге франшиз, содержат краткие описания наиболее важных критериев, которые следует принимать во внимание, и дают возможность сортировки всех предложений по этим критериям:

– Направление деятельности (торговля/производство/сфера услуг);

– Отрасль (Продукты питания, одежда и обувь, общественное питание, товары и услуги для детей и т.д.)

– Стоимость покупки франшизы (паушальный взнос);

– Дальнейшая оплата за франшизу (роялти);

– Это должно быть то, что вы любите;

– Это должно быть то, что у вас хорошо получается;

– Это должно быть то, за что готовы платить деньги.

При этом покупка франшизы позволяет все-таки нивелировать влияние некоторых из этих критериев. К примеру, для франчайзинга уже не так важно хорошо разбираться в сфере деятельности, поскольку этому вас обучит франчайзор, он же в дальнейшем будет помогать советами и рекомендациями.

Таким образом, покупка франшизы может стать стартом для вашего развития даже в новом и незнакомом направлении деятельности.

Далее, следует понимать, что выбор франшизы – это, по сути, выбор бренда и выбор франчайзора. Поэтому необходимо ориентироваться на опыт, успехи и достижения самой компании-франчайзора: как она смогла развить свой бренд и каких успехов достигла. Парадокс, но в каталогах франшиз иногда можно встретить предложения от компаний, даже не имеющих собственных магазинов, сервисных центров или прочих точек продажи товаров/услуг, но предлагающих другим заниматься этим от ее имени. Лично у меня бы не вызвала доверия такая компания.

Не лишним будет заглянуть и в финансовые отчеты компании-франчайзора: если она сама работает с убытком, либо ухудшает свои показатели с течением времени – это также прямо указывает на то, что предлагаемый бизнес не так уж перспективен, а скорее – наоборот.

Покупку франшизы следует осуществлять у компании, которая своим личным примером смогла доказать перспективность и прибыльность предлагаемого ей вида бизнеса.

Помимо анализа самого франчайзора, нужно проанализировать и деятельность его франчайзи, которые уже купили франшизу. Например, в других городах или районах. Насколько прибылен у них бизнес, соответствуют ли темпы развития заявленным, с какими проблемами столкнулись предприниматели и т.д.

Опыт других партнеров может стать хорошим, но не единственным индикатором прибыльности франшизы.

Одним из важнейших критериев для покупки франшизы должна стать узнаваемость бренда и интерес к нему со стороны населения вашего города и региона. Если речь идет о серьезном бизнес-проекте, то, возможно, есть смысл даже потратиться на проведение необходимых маркетинговых исследований. В более простых случаях такие исследования можно провести собственными силами с наименьшими затратами, например, на местных форумах или в популярных местных сообществах соцсетей.

Однако, в отдельных случаях наиболее перспективной может оказаться, наоборот, еще неизвестная и нераскрученная бизнес-идея. В этом случае покупку франшизы можно приравнять к инвестированию в : высокорисковому вложению денег с расчетом на сверхвысокую прибыль. Если вы склонны к риску – возможно, это как раз ваш вариант.

Думая о том, какую франшизу выбрать, следует узнать о планах франчайзора на ближайшую перспективу: как он планирует дальше развивать бизнес, будут ли проводиться масштабные рекламные компании и т.д. От всего этого в определенной степени зависит и успех каждого франчайзи.

Очень важным моментом при покупке франшизы является также помощь, обучение, поддержка ведения бизнеса со стороны франчайзора. Причем, все это должно осуществляться не только в обещаниях, но и на деле. Поэтому все моменты, касающиеся обучения и дальнейшей поддержки бизнеса, должны быть зафиксированы в соглашении о покупке франшизы, которое вы подпишите. Иначе вы не сможете предъявить никаких претензий по этому поводу.

Также необходимо сразу обговорить и предусмотреть в соглашении вопрос с поставщиками. Часто франчайзоры обязательным условием ставят закупки только у рекомендованных поставщиков или у себя лично, что может быть совершенно невыгодно (если не сразу, то в перспективе). Поэтому, если такие моменты присутствуют, выясняйте, чем они обусловлены, и если их не избежать, то нужно как-то подстраховать себя от возможных рисков. К примеру, указать в соглашении, что цена рекомендованного поставщика не должна отличаться от среднерыночной более, чем на столько-то процентов.

Кстати, обязательно необходимо проверить наличие у франчайзора всех разрешительных документов на ведение деятельности, чтобы не получилось так, что вы заплатите деньги мошеннику, который даже не имеет права представлять бренд и продавать франшизы.

Конечно же, при окончательном выборе франшизы необходимо очень тщательно проанализировать каждый пункт соглашения, которое вы будете подписывать: это и есть тот документ, на основе которого вы будете строить весь дальнейший бизнес. Многие считают, что франчайзоры никогда не вносят изменения в свой текст соглашения, однако это утверждение, наверное, можно применить только к отдельным компаниям. В других случаях текст соглашения все же может быть изменен, хоть франчайзоры идут на это и неохотно, поэтому в ваших интересах добиваться внесения изменений в тех пунктах, которые вас не устраивают. На устные заверения здесь рассчитывать ни в коем случае нельзя: все важные для вас моменты должны быть зафиксированы в соглашении и подписаны сторонами.

Отдельное внимание при выборе франшизы стоит уделить условиям расторжения соглашения. Вдруг по каким-то причинам вы посчитаете невозможным дальнейшее ведение бизнеса и захотите отказаться от франшизы. Очень часто по умолчанию такие условия являются крайне невыгодными: к примеру, вас обяжут выплатить огромный штраф или продать свой бизнес новому франчайзи за бесценок. Причем, даже если расторжение соглашения будет происходить по инициативе франчайзора (допустим, из-за нарушений, которые он зафиксирует у вас).

Нельзя осуществлять покупку франшизы, не имея путей для отступления, поскольку в будущем могут возникнуть разные ситуации. Условия выхода из франшизы должны быть такими же выгодными для вас, как и условия ее покупки.

Вот те основные моменты, которые необходимо принять во внимание, думая о том, как выбрать франшизу. Конечно же, изучать предложения нужно гораздо глубже, но отталкиваться можно именно от этих рекомендаций. Теперь вы знаете, как и где искать франшизу, как работают каталоги франшиз, и на что обращать внимание при выборе и покупке франшизы. Желаю вам успешного развития бизнеса!

Оставайтесь на и развивайте свою финансовую грамотность. Здесь вы найдете много других полезных советов и рекомендаций по всем вопросам, связанным с управлением личными финансами. До новых встреч!

Новые предложения появляются на рынке франчайзинга практически каждый день, и если вы хотите купить франшизу, то с большой вероятностью сможете найти бизнес и по душе, и по кошельку. Но не забывайте, что растет и количество мошенников, которые пытаются продать “пустышку”, выдавая ее за прибыльный бизнес. Поэтому к выбору франшизы стоит подходит очень серьезно, взвешивая все преимущества и недостатки и реально оценивая надежность франчайзора. В противном случае есть большой риск потерять деньги, время, а самое главное желание начать собственное дело.

1. Базовые критерии

Существует набор стандартных критериев, которые лежат в основе отбора качественных франчайзинговых предложений.

  • Год основания компании-франчайзора. Эта информация поможет вам сделать вывод о том, какое место предприятие занимает на рынке и сколько деловых циклов она пережила, ведь большинство сегментов так или иначе подвержены сезонности;
  • Время работы по системе франчайзинга. Какой опыт в этой области есть у франчайзора? Сколько партнеров уже работает по их франшизе? Чем больше опыт компании не только в бизнесе, но и в грамотной передаче бизнес-модели, тем легче вам будет открыть еще одну точку сети и сотрудничать с франчайзором;
  • Отсутствие у компании проблем с налоговыми органами и судами. Постарайтесь выявить эту информацию — самостоятельно или прибегнув к помощи юристов.

2. Критический взгляд

Не ведитесь на красноречие франчайзора и менеджеров, внимательно читайте описание и критически относитесь к любой информации, которая касается бизнеса. Чтобы увидеть реальную объективную ситуацию, проверяйте каждый факт и выясняйте, на каком основании делаются те или иные выводы.

3. Общение с франчайзором

Простой совет — пообщайтесь с руководителем или представителем франшизы лично. Как известно, самый глупый вопрос — незаданный вопрос. Поэтому спросите обо всем, что не знаете или не поняли, тем самым обезопасив себя от неприятных неожиданностей. Задайте ему , чтобы получить полную информацию о франшизе.

4. Финансовая модель франшизы

Внимательно изучите все цифры, выясните из чего складывается сумма инвестиций, требуется ли внести какие-либо дополнительные платежи (например, на рекламу) и на что они пойдут. Франчайзи желательно иметь денежную подушку — сумму, превышающую запросы франчайзора на случай погрешности в расчетах или непредвиденных расходов.

5. Выезд на предприятие

Убедительным доказательством рабочей бизнес-модели будет действующее предприятие, принадлежащее либо самому франчайзору, либо его партнеру. Вы своими глазами увидите, как работает точка. Особенно выгодно прибегать к такому способу, если вы рассматриваете предложение в сфере услуг или общественного питания. Станьте клиентом — попробуйте продукт на себе, проверьте посещаемость и качество обслуживания.

6. Отзывы франчайзи и сотрудников

Найти контакты действующих франчайзи той или иной сети несложно. Выясните у предпринимателей, выполняет ли компания все условия договора? Насколько прибыль близка к той цифре, которую обещал франчайзор? Действительно ли он оказывает поддержку? Какие отрицательные стороны у франчайзора обнаружил партнер? Что бы он изменил, если бы у него была возможность приобрести эту франшизу заново? Есть ли у него планы на открытие еще одного предприятия?

У действующего персонала франчайзинговой точки или уже бывших сотрудников можно получить информацию о состоянии дел предприятия. Подобные отзывы, как правило, негативные, могут быть и в соцсетях. Таким образом, сложится полная картина о репутации сети. Это будут не красивые слова, написанные или рассказанные франчайзором, а реальный рабочий процесс.

7. Закрытые предприятия

Закрытые предприятия должны показать вам слабые места бизнеса и риски, которым может быть подвержено дело. Постарайтесь узнать информацию о причине закрытия точки, это поможет вам избежать ошибок или вовсе отказаться от идеи приобретения франшизы.

8. Повторные открытия

Количество повторных открытий — лучшее доказательство рентабельности бизнеса. Если франчайзи, будучи у “руля” действующего предприятия, снова покупает эту же франшизу и запускает новую точку, значит он лично убедился в прибыльности дела.

Какие награды есть у компании? Возможно она участвовала в каких-либо рейтингах или, наоборот, антипремиях. Это, разумеется, не главный, но все-таки показатель, который также можно учитывать.

Главным принципом выбора франшизы должен быть расчет на прибыль.
Выбирайте дело без эмоций, ориентируясь исключительно на цифры. Только в этом случае вам удастся начать бизнес, который реально будет приносить прибыль. А если при этом выбранная деятельность будет близка вам по интересам, считайте повезло — можете с уверенностью браться за работу.

Чтобы правильно выбрать франшизу, начинающий предприниматель должен оценить довольно большой объем информации. Чтобы в потоке сведений человек не потерялся, ему стоит начать с составления алгоритма для поиска подходящего предложения.

С каждым днем франчайзинговая сеть в России расширяется, вовлекая в этот сегмент бизнеса по большей части начинающих предпринимателей, не имеющих достаточно знаний и навыков. Если человек имеет стартовый капитал, примерно понимает, как ему нужно действовать в выбранной нише, то необходимость в покупке франшизы может для него не быть актуальной. И все же для большинства новичков это будет верным шагом. Выбрать франшизу для бизнеса, а не заниматься открытием своего дела в одиночку, стоит в следующих случаях:

  • Стартовый капитал ограничен . Удивительно, но большинство франшиз позволяет сэкономить деньги и начать собственный бизнес с меньшими вложениями. Такой эффект достигается благодаря масштабу производства. Предпринимателю не нужно заниматься раскруткой бренда, иногда франчайзер готов взять на себя и другие обязанности.
  • Совершенно нет опыта работы и понимания, как устроен бизнес в понравившейся сфере . Человек, оформляя франшизу, получает в лице франчайзера опытного наставника, дающего подсказки, помогающего справиться с трудностями.
  • Получение преимуществ перед конкурентами . Если открытие собственного дела требует нарабатывать эти преимущества, то франшиза позволяет пользоваться ими сразу же. В конечном итоге это положительно влияет на размер прибыли.

Очевидно, что человеку, никогда не имевшему своего дела, разобраться со всеми тонкостями бизнеса будет непросто. Поэтому ему стоит попробовать купить франшизу.

Итак, если человек определился, что хочет купить франшизу, он должен тщательно подойти к вопросу ее выбора. Далеко не каждое предложение на рынке эффективно. Некоторые недобросовестные франчайзеры таким способом пытаются заработать как можно больше, относясь поверхностно к работе со своими франчайзи.

Тщательно проанализировав владельцев бизнеса и их предложения, человек сможет сам решить, какую франшизу выбрать. Но действовать тут нужно поэтапно.

Поиск подходящей ниши

Сначала необходимо определиться с направлением своей деятельности. Руководствоваться в первую очередь нужно собственными интересами. Если бизнесмен сам будет увлечен идеей, то он сможет достигнуть куда больших результатов.

Но наличие энтузиазма - далеко не единственный фактор. Нужно трезво подходить к оценке ниши. Некоторые сегменты рынка требуют специального образования, определенных навыков. Если человек раньше работал в сфере продаж, то первый свой проект ему лучше связать с этой нишей.

Актуальность - еще один очень важный аспект. Нужно уметь идти в ногу со временем. Поэтому выбирать лучше франшизы из тех отраслей, которые сегодня находятся на пике популярности. К ним можно отнести следующие сферы:

  • информационные услуги;
  • общественное питание;
  • товары для детей и развивающие центры, кружки;
  • магазины (одежды, обуви, продуктов);
  • службы доставки;
  • операции с недвижимостью.

А, например, сфера туризма сегодня испытывает спад. Поэтому и открывать франшизу в этой нише может оказаться невыгодно.

Важно при выборе ниши учитывать еще и региональный фактор. Для города-миллионника открытие боулинг-клуба может оказаться актуальным, а в небольшом населенном пункте обычный продуктовый магазин может стать куда более прибыльным и уместным.

Соизмеряем желания с возможностями

Любой каталог франшиз имеет разграничение по размеру инвестиций, стоимости франшизы. Это позволяет будущему франчайзи упростить поиск подходящего предложения. Но стартовый капитал - не единственный фактор, который нужно принимать во внимание. Стоит заранее определиться со следующими вопросами:

  1. Сколько денег вы готовы вложить ? Учитывать можно не только свои средства, но и те, которые можно привлечь дополнительно при помощи займов или инвесторов. Вкладывать кредитные средства следует лишь тогда, когда есть полная уверенность в успехе.
  2. Сколько времени вы готовы отдавать бизнесу ? Кто-то хочет просто вложить деньги в дело и получать от этого прибыль. Например, установка различных автоматов, приложений и карт способны приносить пассивный доход. А вот в сфере обслуживания достичь хороших результатов можно лишь при личном участии.
  3. Какая модель взаимодействия с франчайзером для вас наиболее приемлема ? Кто-то хочет просто получить рекомендации и кейсы, а кто-то хочет постоянно взаимодействовать со своим франчайзером. Некоторые же напротив относятся крайне негативно к контролю со стороны.

Исходя из этого можно составить примерный портрет будущего франчайзера. Финансовая сторона поможет отсеять сразу неподходящие варианты.

Учитываем региональный фактор

Перспективная ниша для отдельно взятого региона может оказаться совершенно неактуальной. Именно поэтому многие франчайзеры указывают параметры города, где могла бы осуществляться конкретная деятельность. Некоторые собственники бизнеса пошли еще дальше и сделали для маленьких и крупных городов разные концепции своего дела. Отличаются они суммой вложений и количеством посадочных мест, например.

Прежде чем покупать ту или иную франшизу, необходимо составить характеристику города, в котором человек планирует работать. Вот какие особенности нужно учитывать:

  • количество граждан;
  • наличие конкурентов (чем их больше, тем сложнее будет занять свою нишу в выбранном секторе);
  • наличие целевой аудитории (людей в городе может быть много, а, например, таких, которые бы хотели посещать рок-кафе всего несколько десятков);
  • производственные возможности (например, открыть островную точку продаж при отсутствии торгового центра в городе будет невозможно).

Оцениваем потенциального франчайзера

Правильный выбор ниши и оценка собственных возможностей способны существенно повысить вероятность успеха. Но все же очень многое будет зависеть от эффективности приобретенной франшизы. При поиске надежного наставника нужно смотреть на следующую совокупность факторов:

  • опыт работы - лучше не работать с новыми компаниями, которые сами находятся на рынке всего несколько лет;
  • успешность - в первую очередь нужно обращать внимание на уровень прибыли, деловую репутацию, известность и количество собственных точек;
  • порядок выплат роялти - добросовестный франчайзер не взимает со своих франчайзи больше 15% прибыли, некоторые и вовсе не требуют постоянных отчислений;
  • желание делиться своим опытом, успехами - если франчайзер не дает рекомендаций и не учит, как нужно зарабатывать, то такое взаимодействие не принесет бизнесмену никакой практической пользы.

Идеально, если потенциальный бизнесмен сможет лично пообщаться с другими франчайзи. Они расскажут из первых уст о взаимодействии с владельцем бизнеса. Можно также изучить информацию о том, сколько предпринимателей хотело стать франчайзи и сколько из них ушли из бизнеса из-за убыточности собственного дела.

Изучаем товар или услугу

Не всегда известность и успешность владельца бизнеса означает, что все его товары или услуги пользуются популярностью. Поэтому при поиске подходящей франшизы нужно оценивать предмет бизнеса отдельно. При этом стоит самостоятельно попытаться ответить на ряд следующих вопросов:

  • чем товар или услуга лучше, чем у других;
  • соответствует ли установленная цена фактическому качеству;
  • есть ли колебания спроса (если они имеют место быть, то выстраивать свой бизнес нужно совсем по-другому, учитывая сезонность);
  • относится ли товар к числу скоропортящихся или он может храниться долго;
  • к какому ценовому сегменту относится (элитный, эконом);
  • разнообразие товаров/услуг.

Стоит оценить и перспективы идеи франшизы. Например, предоставление услуг аренды помещений может впоследствии перерасти в целое агентство недвижимости. А это уже совершенно иной уровень прибыли.

Такая тщательная оценка поможет понять не только ценность идеи, но и то, как выглядит потенциальный клиент.

Изучаем правовые аспекты

Ведение бизнеса в некоторых нишах может осложняться разными бюрократическими вопросами. Поэтому еще на этапе поиска франшизы стоит озаботиться рядом следующих вопросов:

  • потребуются ли какие-либо дополнительные документы (патенты, лицензии) для осуществления деятельности;
  • есть ли требования к собственнику бизнеса (например, при открытии аптеки предприниматель или заведующий должен иметь не только профильное медицинское образование, но еще и определенный опыт работы);
  • действуют ли для предпринимателей какие-либо льготы, налоговые каникулы;
  • как много времени займет процесс регистрации.

Так предприниматель будет заранее понимать, какие трудности или наоборот положительные моменты его ждут.

Узнаем об особенностях сотрудничества

Любой франчайзер, продавая собственную франшизу, устанавливает свои параметры взаимодействия с франчайзи. Найти все нюансы можно в типовом договоре. Обращать внимание при его изучении нужно на следующие особенности:

  • является ли товарный знак зарегистрированным (в противном случае работать под ним будет незаконно);
  • есть ли ограничения (некоторые франчайзеры не хотят, чтобы их ученики сотрудничали с кем-то еще, они также могут настаивать на закупке оборудования или продукции у их поставщиков);
  • на каких основаниях и по каким условиям заканчивается сотрудничество (например, закрыть торговую точку могут из-за невыполнения плана);
  • что входит в стоимость франшизы (в договоре прописывается, какую поддержку оказывает франчайзер).

На последнем моменте нужно остановиться отдельно. Иногда франчайзеры просто дают возможность работать под своим брендом. Если же предприниматель хочет найти хорошего наставника, то среди прочих условий договора стоит искать:

  • обучение самого предпринимателя и его персонала;
  • получение консультационной и юридической поддержки;
  • предоставление необходимого программного обеспечения, различных программ, позволяющих отслеживать качество услуг, спрос на товары;
  • выезд сотрудников франчайзера для подготовки и открытия бизнеса;
  • получение интернет-площадок для продвижения;
  • получение рекламных материалов, образцов товаров, брендовых аксессуаров;
  • пошаговые руководства по ведению маркетинговой стратегии, технологии продаж.

Из таких мелочей будет складываться эффективность взаимодействия и результаты работы франчайзи. Чем больше услуг и бонусов он получает от франчайзера, тем больше будет шансов обзавестись действительно успешным и прибыльным бизнесом.

Любой уважающий себя франчайзер тщательно подготавливает презентационные материалы для своих потенциальных франчайзи. Поэтому на это тоже стоит обратить внимание. В презентациях, видео и сопутствующих документах должна быть отображена полная информация о работе собственника бизнеса, предоставляемых товарах и услугах, особенностях и форматах взаимодействия.

Если же презентации почти не содержат информации и сделаны «на коленке», то вряд ли франчайзер отнесся ответственно к созданию франшизы. А это в свою очередь дает повод усомниться в эффективности самой бизнес-стратегии.

Обязательно нужно сравнивать понравившуюся франшизу с другими предложениями этой же сферы. Это позволит выбрать действительно достойную бизнес-модель, которая принесет своему владельцу прибыль.

Подведем итоги

Даже следуя всем описанным шагам, человек не сможет обеспечить успешность своему делу, если не будет прикладывать для этого собственные силы. Да, франчайзер может стать мудрым и грамотным наставником, помогающим решать возникающие проблемы. Но бездействие самого франчайзи способно сделать даже самую эффективную бизнес-модель убыточной.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта