Главная » Засолка грибов » Терпимость и терпение. Как развить в себе терпимость и какая у неё может быть грань? Откуда берется нетерпимость

Терпимость и терпение. Как развить в себе терпимость и какая у неё может быть грань? Откуда берется нетерпимость

Терпимость ♦ Tolérance Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему либо… … Философский словарь Спонвиля

ТЕРПИМОСТЬ - (toleration) Готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной… … Политология. Словарь.

Терпимость, толерантность - Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

терпимость - ТЕРПИМОСТЬ1, и, ж Способность мириться с кем, чем л., относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п.; Син.: миролюбие; Ант.: нетерпимость. Пользуясь каждым случаем, Любищев требовал честного, аргументированного спора,… … Толковый словарь русских существительных

терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Терпимость (значения) - Терпимость личное качество человека, состоящее в снисходительном отношении к недостаткам других. Данное значение является словарным (см. Словарь русского языка, Институт русского языка АН СССР. М., «Русский язык», 1984, том 4). Иногда этим же… … Википедия

терпимость - см. терпимый 3); и; ж. Постоянная терпи/мость. Проявлять терпи/мость к обычаям. Национальная, религиозная терпи/мость. (к национальным, религиозным особенностям кого л.) Дом терпимости (устар.; публичный дом) … Словарь многих выражений

Толерантность - (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия

Толерантность в общении - (лат. tolerantia терпение). Термин «толерантность» (Т.) в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется разл. психол. и социальным содержанием. В значениях слова Т. люди выразили свое отношение к действиям, к рые благоприятствуют … Психология общения. Энциклопедический словарь

хоахао - хоахао, реформаторское течение вьетнамского буддизма. Полное название течение — Фат зяо Хоа хао, то есть буддизм хоахао Поскольку на хоахао значительное влияние оказали конфуцианство и культ предков есть определённые основания трактовать… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ТЕРПИМОСТЬ - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. зр. без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Возникновение проблемы Т. связано с вопросом о свободе личности в условиях раскола об-ва на классы, национальные и религиозные группы, интересы и представления к-рых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах, требующих разрешения. Крайняя трудность разрешения противоречий между различными социальными группами и отдельными лицами в условиях антагонистического об-ва обусловила и сложность данной проблемы в нравственности предшествующих эпох. Требование всеобщей Т. было призвано как-то «компенсировать» и смягчить непримиримые социальные противоречия. Примером может служить христианское понимание Т., к-рое подразумевало всепрощение, непротивление злу насилием, людей с существующей в об-ве несправедливостью. Абстрактный и безусловный характер данного требования означал, с одной стороны, его практическую неприменимость к повседневной жизни, а с др. стороны, использование его в целях подавления социального протеста в массах, воспитания их в духе покорности. В коммунистической нравственности Т. получает исторически конкретное и практически рациональное толкование. Т. здесь касается лишь способов и методов разрешения социальных конфликтов и идейных разногласий, но отнюдь не вопроса о верности определенным принципам. Напр., Т. в идейной борьбе с противниками должна проявляться в готовности рассматривать все их аргументы и убедительно, путем доказательства отстаивать свою позицию, но ни в коем случае не в идейных компромиссах и примирении с враждебными взглядами. В воспитательной работе с массами Т. Коммунистической партии проявляется в том, что она отдает предпочтение убеждению перед принуждением (Убеждение и принуждение), разъяснительной работе перед администрированием и правовым воздействием. Однако соотношение того и др. метода воздействия должно определяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Словарь по этике. - М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ТЕРПИМОСТЬ" в других словарях:

    Терпимость - Терпимость ♦ Tolérance Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему либо… … Философский словарь Спонвиля

    ТЕРПИМОСТЬ - ТЕРПИМОСТЬ, терпимости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к терпимый во 2 знач. Терпимость этого поступка сомнительна. 2. Свойство, умение терпимо относиться к чему нибудь, терпеть что нибудь. Религиозная терпимость. Терпимость к чужим… … Толковый словарь Ушакова

    терпимость - См. терпение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. терпимость потворство, терпение; приемлемость, удовлетворительность, потакание, сносность, веротерпимость,… … Словарь синонимов

    ТЕРПИМОСТЬ - (toleration) Готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной… … Политология. Словарь.

    терпимость - ТЕРПИМЫЙ, ая, ое; им. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ТЕРПИМОСТЬ - – см. Толерантность. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Терпимость - В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия Толковый словарь русских существительных

    терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология


Терпимость: что терпеть можно, а что нельзя

К одной из лучших способностей человека относится терпимость. Этому прекрасному качеству учить ребенка нужно с рождения. В большей степени это касается семей, в которых одновременно растут несколько детей. И каждый ребенок стремится натянуть одеяло на себя. Потому что в крови у человека имеется тяга к борьбе за место под солнцем, не исключением является и семья: дети хотят завладеть не только лучшей игрушкой, но и вниманием родителей.

Не секрет, что именно в семье у ребенка формируется собственная модель поведения, которая впоследствии будет проецироваться на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Таким образом, в зависимости от того, каким его воспитают родители, таким он и выйдет в большой мир. Терпимости невозможно научить в школе или техникуме, если в семье ребенок не впитает в подсознание основы общения и конфронтации.

Умение воспринимать факты, мнения и события, не совпадающие с внутренними взглядами, принято считать терпимостью. Это максимально спокойное безэмоциональное отношение к происходящему. Проявляя терпимость, человек занимает стороннюю позицию наблюдателя. К примеру, в магазине кто-то протискивается к кассе без очереди. Часть наблюдателей начинает посылать вслед ругательства и недоуменные возгласы, а терпимый человек просто молчит, хотя мысленно он согласен с возмущенными такой ситуацией людьми.

В современном обществе терпимость приходиться проявлять на каждом шагу, так как грубость и невоспитанность оказываются сплошь и рядом. К сожалению, факт бескультурья был, есть и, скорее всего, будет. Но почему? Ведь, начиная с детского сада и школы, детям говорится о нравственности, морали и могуществе добра. Но слова не могут оказать такого влияния на сознание, как поступок. Поэтому человеку легче взять модель поведения по поступку, чем согласовывать свои действия с нравоучениями.

Терпимость позволяет человеку контролировать свое поведение, учит его проявлять нейтралитет, относиться толерантно к другим людям, потому что у каждого бывают свои недостатки. Но бывает ли у терпимости своя мера? Ведь это немаловажный аспект, который не позволяет чувствам перейти в крайность. У большинства людей мера терпимости может быть равна бесконечности. В первую очередь, это касается религиозности, как манеры общественного поведения определенных групп людей. Бесконечной терпимостью необходимо владеть при встрече с невеждами. При открытом хамстве лучше сдержаться, не спускаясь до уровня грубиянов, быть выше всего этого.

Но все же бывают такие обстоятельства, при которых терпимость неуместна и даже опасна для человека, так как она может стать причиной необратимых последствий для того, кто ее проявляет. Например, грубость, возникающая в семейных отношениях, должна пресекаться, иначе она обретет постоянный привычный характер. Недопустимо хамство и насилие в семье, подобные факты возмутительны и терпеть их нельзя!

Иногда в коллективе встречаются не совсем адекватные сотрудники, которые стремятся оказать свое давление в достаточно нелицеприятной форме. Порою большинство коллег проявляют к таким субъектам просто ангельское терпение, но нужно ли это делать? Нередко нас окружают соседи, отличающиеся странной манерой поведения, и их нападки в вашу сторону могут не отвечать не только дисциплинарным, но и нравственным нормам. Не нужно терпеть, если ваши права нарушаются. Проявляя терпимость в таких ситуациях, наносится колоссальный вред психическому здоровью, и, плюс ко всему, окружающие перестают с вами считаться, уважать вас как личность.

Таким образом, остается лишь шаг до закона, действующего среди животных: всех можно поделить на сильных и слабых. И, несмотря на свою правоту, слабый всегда будет подчиняться сильному. Поэтому решите для себя, когда нужно быть терпимым, а что действительно терпеть нельзя.

Педагогический совет «Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики», 10 января 2015 года

Порядок проведения педсовета

  1. Предварительная анкета. Приложение №1.
  2. Обобщение предварительных анкет. Приложение №2.
  • Толерантность как философское понятие

Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности. Приложение №3.

  1. Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности.

Правила толерантности для учителей. Приложение №4.

  1. Воспитание толерантности у учащихся - одна из педагогических задач.

Правила толерантности для учащихся. Приложение №5.

  1. Заключение: если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.

Цветок толерантности. Приложение №6.

«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»

Сообщение заместителя директора по воспитательной работе Гуткиной Л.Д.

  1. Толерантность как философское понятие.
  2. Толерантность как бытовое понятие.
  3. Толерантность как педагогическое понятие.
  1. Толерантность как философское понятие.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolerance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

  • В переводе с французского “tolerance” - это терпимость, в том числе, веротерпимость; это также допущение, льгота; в технике это допуск, в медицине - устойчивость, выносливость организма, допустимая для организма доза.
  • Терпимость по отношению к людям другой расы, другого вероисповедания, других политических взглядов, других социальных групп.
  • Уважительное отношение к иному мировоззрению (способностям, внешнему виду, нации, расе и так далее).
  • Толерантность - уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верования, отказ от сведения их к одной точке зрения.
  • Толерантность предполагает проявление уважения к любым взглядам, к чести и достоинству каждого народа и каждого человека. Важно уважительно, спокойно, взвешенно относится к инакомыслию, вообще к чужому мнению, оставаясь при своих убеждениях.
  • Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
  • Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, толерантность является многоплановым понятием, в котором сконцентрировано множество смыслов, но все они объединены одним — желанием понимать и принимать что-то отличное от своего.

  1. Толерантность как бытовое понятие.

Терпимое отношение к поведению (а также внешнему виду и другим характеристикам человека), которое не отвечает собственным представлениям о «правильном» поведении, но при этом не нарушает общественного порядка, не угрожает безопасности окружающих.

  • Терпение, терпимость к поведению или мнению других людей, проявление сдержанности и беспристрастность в общении, соблюдение своего эмоционального самоконтроля.
  • Толерантность - это бережное отношение к окружающим, понимание, что люди могут быть любыми, принятие людей такими, какие они есть, внимательное отношение к людям, умение не задеть грубостью другого.
  • Толерантность - это, прежде всего, уважение мнения другого человека, это понимание причин того или иного поступка.
  • В более узком смысле терпимость, понимание чужого/иного мнения, умение выслушать и так далее.
  • Уважение и понимание чужих взглядов, мнений, традиций.
  • Это отсутствие мысли о том, что такое «толерантность».
  • Терпимое (спокойное) отношение к людям другой национальности, возраста, пола, веры и жизненных принципов. Толерантность не всегда необходима в жизни.
  • Толерантность - терпимость (по отношению к другим людям). Терпимость к их мнению, позиции, выбору.
  • Вся наша современная жизнь, включая работу - это проявление толерантности везде и во всем. Очень сложная ситуация всегда и везде.
  • Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
  • «Терпимость - это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр).
  1. Толерантность как педагогическое понятие.

Есть два вида толерантности: философская и педагогическая. Педагогическая толерантность - это умение никогда не показывать кому то, что Вы кого-то не любите или, что Вам что-то в ком-то не нравится.

Педагогическая толерантность - одно из профессионально важных качеств личности учителя, означает умение принимать другого человека, понимать его, сочувствовать ему, выражается в открытом и доверительном общении с учениками и коллегами.

Высокий уровень коммуникативно-педагогической толерантности способствует повышению эффективности педагогической деятельности учителя и является профессионально важным качеством. Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает также благоприятный климат в педагогическом коллективе.

  • Толерантность имеет пики, зависящие от возраста человека. У учителя четко существует два пика. С возрастом терпимости становится больше. Некоторые учителя говорили о том, что чувствуют это по своему жизненному опыту.
  • Толерантность не должна проявляться педагогом ситуативно, а должна составлять рабочий фон.
  • Педагогическая толерантность - это необходимая составляющая работы любого педагога, которая способствует формированию гармонично развитой личности не только ребенка, но и самого учителя.
  • Проявление терпимости в нашей профессиональной жизни иногда (довольно часто) находится в конфликте с задачами воспитания и образования.
  • Гуманная (человечная) педагогика не всегда на пользу одному ребенку и даже всему классному коллективу: если Ученик N с тройкой, то все другие…???
  • В моем понимании, это терпение, терпимость, ассоциируется с личностью. Принятие, доверие.
  • Педагогическая деятельность тесно связана с этим понятием. Преподавание химии в гуманитарных классах - одна сплошная толерантность. Иногда важнее не знание химии, а поддержка ребенка, некоторый воспитательный момент.
  • Спокойное отношение к проявлению «иного» во всем: от идейной ориентации до внешнего вида. Умение признавать, что иное отношение к миру - не обязательно дурное. Естественно, включает уважение к национальным традициям и обычаям, но исключает национализм.
  • Отсутствие неприязни к людям, отличающимся от меня по статусу (национальность, социальное положение), религии, взглядам, манерам. Именно к людям, а не к их поступкам.
  • С одной стороны, это умение принять человека таким, как он есть. С другой, если речь идет о негативных качествах ребенка, найти такт, способы для исправления ситуации.
  • Буквальный перевод с латинского - терпение. В современном русском языке: терпимость, снисходительность. Уместно употреблять в общественно-политической лексике в значении «желание понять человека, принимая его взгляды».
  • Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям. Умение учитывать мнение другого, уважительно относиться к иной точке зрения, умение решать проблемы, не ущемляя интересы других людей.
  • Умение понять и принять иной, отличный от собственного, взгляд на самые разные стороны жизни. Интересный вопрос - всегда ли толерантное отношение ведет к лучшему?
  • Это доброта и терпимость, терпимость и сдержанность, умение все видеть, но далеко не на все реагировать. Не допускать менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности, быть готовым всегда понять и помочь.
  • Толерантность - способность принимать без осуждения людей, события, жизнь. Толерантность по отношению к людям - способность быть внимательным и терпимым.
  • Толерантность - это терпение и терпимость. Но не безразличие и равнодушие. Педагогика не позволяет ломать человека, но требует наших действий по корректировке личности.
  • Толерантность - это умение мириться с кем-то, вызывающим у тебя отторжение (мнение, манера поведения), но при этом вполне допустимым с точки зрения педагогических целей.

В Приложении № 3 показаны черты толерантной и интолерантной личности. Посмотрите внимательно на табличку и попробуйте сопоставить ее со своей педагогической деятельностью.

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя.

Относится к себе критически, сами старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

2.Защищенность.

3.Ответственность.

4. Потребность в определении.

5.Эмпатия

Интолерантная личность имееет ограниченные Способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Думается, что теперь Вам будут более близки слова Н. Бердяева «Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и их жизненному пути, всегда сложному и мучительному».

Решение педагогических ситуаций, в которых, очевидно, необходимо проявление педагогической толерантности

I . Проявление толерантности при решении национального вопроса.

Учитель становится свидетелем ссоры в классе. В ходе ссоры звучат оскорбления националистического характера. Как следует поступить учителю?

  1. . Проявление толерантности к внешнему виду, манерам учащихся.
  1. Часто приходится сталкиваться с такими проявлениями нетолерантности как критические замечания некоторых учителей по поводу «неподобающего» стиля одежды или поведения (слишком свободного - громкий смех, школьники, которые обнимаются в коридоре). Прав ли учитель, выражая свое отношение к происходящему вслух и публично?
  2. Девушки приходят в школу в брюках с сильно заниженной талией. Некоторых учителей это раздражает настолько, что они позволяют себе сделать замечание. Казалось бы, такое право есть лишь у близкой подруги. А как Вы думаете, нужно ли в этом случае сделать замечание?
  3. Учитель, услышав грязную, нецензурную речь из уст девочки, отказывается вести урок, уходит из класса. Правильно ли он поступил? Возможно ли здесь проявление толерантности?
  4. Как, по-вашему, можно ли заставляя ученика быть другим при этом проявлять педагогическую толерантность?
  1. . Проявление толерантности к детям, отличающимся от других.
  1. Дети (особенно младшие) бывают особенно нетерпимы по отношению к другому, если тот не такой, как все. Практически в каждом классе (5,6,7, иногда 8) встречаются проявления нетерпимости к особенностям какого-то ученика. Как Вы поступаете, если у Вас в классе есть случаи нетерпимого отношения к другому, отличающемуся от остальных ребят?
  2. В сильном классе присутствует слабый ребенок с неуравновешенной психикой. Как найти его таланты и раскрыть возможности, чтобы с их помощью создать комфортные условия для обучения ученика.
  3. В одном из 5-х классов учатся два мальчика очень особенные, проблемные, конфликтные. Большинство детей не принимает их, задевает, хотя некоторые дети проявляют толерантность, они очень мягко и тактично стараются (хотя это трудно дается) не обижать этих ребят. Какова должна быть позиция учителя?
  4. Часто бывает ситуация, когда быстро соображающие дети не дают возможности найти ответ детям, которым нужно немного больше времени, чтобы подумать. Является ли это проявлением нетолерантности учащихся? Какова должна быть позиция учителя?
  5. 5 класс. Ученик на инвалидной коляске. Как обучить детей помогать, не демонстрируя превосходство?
  6. В школе учится психически больной мальчик. О его болезни знают давно, но никто ни разу его не обидел, не высмеял. Считаете ли Вы это проявление толерантности результатом работы всего коллектива гимназии?
  1. . Проявление толерантности по отношению к инакомыслящим.
  1. Предвыборная пора. Не совпали политические предпочтения учителя и ученика. Учитель проявляет бестактность, убеждая ученика в том, что его (ученика) родители не правы. Необходимо ли для решения данного конфликта проявление толерантности?
  2. На уроке создается ситуация высказывания разных мировоззренческих позиций (религиозных и материалистических). Приведите пример из своей практики, когда у Вас возникала подобная ситуация.
  3. В старшем классе ученик - шовинист, с «активной жизненной позицией». Как самому правильно реагировать на его высказывания, не теряя самообладания, и как уберечь от его влияния коллектив класса?
  4. Ученик написал сочинение на свободную тему, в котором убедительно и последовательно изложил точку зрения, которую учитель считает аморальной (например: «только неудачники делают низкооплачиваемую работу» или «здоровое общество не должно заниматься социальной поддержкой «слабых» и тому подобное). Как оценить такое сочинение и обосновать свою оценку?
  5. Самая обычная ситуация - высказывание учащимся обоснованной точки зрения, не совпадающей с точкой зрения учителя. Как, по-вашему, необходимо поступить в данной ситуации? Нужно ли здесь проявление толерантности?

Пример из жизни. Когда я был учеником 7 класса, к нам на практику пришли студенты пединститута. Я горячо доказывал, что Маяковский - плохой поэт, и студентка (хотя и не была со мной согласна), поставила «пять». С тех пор я изменил точку зрения на Маяковского, а студентку вспоминаю с нежностью.

  1. Ученица на протяжении всего Великого Поста отсутствует в школе по субботам. Мама объясняет пропуски необходимостью присутствия в храме. Как быть классному руководителю?
  2. . Проявление толерантности при организации дел, репетиций.
  1. Постановка спектакля. Канун. Невыученный текст. Учитель раздражен, кричит. Наверное, неважно, если постановка провалится. Понимание того, что главное - процесс, а не результат, должно снять напряжение. Важны отношения, потенциал этих отношений. Надо ли быть терпимым?
  2. При подготовке к капустнику дети из разных классов вынуждены проявлять толерантность по отношению к традициям, укладу жизни, способу самовыражения детей из другого класса. В противном случае результат не может быть достигнут. Выступление не получится, если нет взаимопонимания и поддержки, которые не могут сложиться при отсутствии толерантности. Как проявить толерантность, чтобы помочь участникам обрести взаимопонимание и научить поддерживать друг друга?
    1. . Проявление толерантности при привлечении учащихся к делам.
  1. Надо ли самых сложных ребят брать с собой в театры и поездки, показывая им свое доверие, несмотря на некоторые сложные моменты в поведении? Как Вы поступаете в подобных случаях?
  2. Ребенок категорически отказывается участвовать во внеурочных делах (экскурсиях, выездах, посещениях театров). Как выяснить у него причины, оставаясь толерантным?
    1. . Проявление толерантности при оценке знаний.
  1. «Натягивание» удовлетворительной оценки, по-вашему, есть педагогическая толерантность или отсутствие педагогической принципиальности.

Естествознание в гуманитарном классе - проявление толерантности и ангельского терпения; подвижничество. Важенин А.А.

Толерантность по отношению к гуманитарию, несильному (мягко говоря) в точных, математических науках, при оценивании не способностей, а трудолюбия и роста ребенка над собой. Терещенко Е.В.

  1. Ученик, считающий, что оценка за сочинение занижена, задает учителю вопрос, почему такая оценка. Учитель раздраженно отвечает: «Ты сам знаешь» и не вступает в дальнейшие объяснения с учеником. Прав ли учитель?
  2. Ученик 11-го класса приходит с несделанным домашним заданием и говорит, что у него нет времени. Как поступить? Можно ли проявлять толерантность в случае невыполненного домашнего задания? Нужно ли оценивать причины невыполнения, дать возможность сделать и принести его.
  3. . Опасности, возникающие при проявлении толерантности.

Когда и в каких ситуациях толерантное отношение может быть опасным?

К сожалению, иногда (пусть и не очень часто), приходится наблюдать ситуации, когда учитель в силу своего положения, давит на учеников, навязывает им свое мнение в недопустимо резкой форме.

В Приложении № 4 даются правила для учителя, которые помогут ему быть более толерантным в той или иной педагогической ситуации.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;

Иными словами толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между людьми разных национальностей, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Воспитание толерантности у учащихся - одна из педагогических задач.

«Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой же жизни каждого человека - взрослого и ребёнка - должна стать толерантность»

Формирование культуры толерантности - одна из задач воспитания. Существуют диагностики уровня сформированности толерантности у учащихся. Существуют специальные упражнения на тему, как проявлять толерантность. Однако, в целом, это тема другого специального педсовета. Мы не будем сегодня говорить об этом. Хотелось бы только заметить следующее. Человек на протяжении всей жизни учится быть терпимым к другим людям, уважать и принимать других такими, каковы они есть. И очень важно, чтобы в юношеском периоде человек понимал, что от уровня толерантного сознания и поведения зависит не только жизненный успех, карьера, но и подчас сама жизнь.

В Приложении № 5 к материалам педсовета мы предлагаем вам Памятку по развитию толерантности у ученика. Может быть, она пригодится вам при беседах с учащимися на эту тему.

Памятка по развитию толерантности у ученика.

1) Уважай собеседника.

4) Ищи лучшие аргументы.

2. Научись прощать.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

9. Будь милосердным.

Закончим же эту часть разговора словами « Высшим результатом образования является терпимость» (Хелен Келлер, американская писательница ХХ в., слепоглухая).

Заключение :

Если учитель не умеет проявлять толерантность, то какой же это учитель.

  • Учитель без толерантности по отношению к детям не может и не имеет права работать с ними.

Приложение № 6. Цветок толерантности

Приложение №1

«Толерантность как важнейшая составляющая гуманной педагогики»

  1. Ваше представление о толерантности (не более 3-4 строк). _________________________________________________________________________
  2. Приведите один-единственный пример проявления толерантности или, наоборот, не проявления толерантности, с которым вы столкнулись в Вашей педагогической практике. ________________ _____________________________________________
  3. Предложите любую педагогическую ситуацию, в которой, с Вашей точки зрения, необходимо было бы проявить толерантность как следствие гуманной педагогики. Самые интересные педагогические ситуации будут предложены во время деловой игры на педсовете. ______________________________________________________________

Спасибо за ответы.

С уважением, Л.Д.

Приложение № 3

Основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности.

Качества

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя.

Относится к себе критически, сам старается разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Замечает у себя только достоинства, обвиняют других.

2.Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3.Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5.Эмпатия

Способность к сопереживанию, готовность оказать помощь человеку, который в этом нуждается.

Интолерантная личность имеет ограниченные способности к эмпатии, ограничена своим внутренним миром.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

  1. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Вывод: толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, доброжелательно относится к другим культурам, взглядам и традициям.

Постоянно стремитесь совершенствовать черты толерантности своей личности и формируйте толерантность у своих воспитанников. Роль учителя при этом очень высока.

Приложение № 4

Правила толерантности для учителей.

  • Принимайте особенности равного, просвещайте недостойного, учитесь у лучшего.
  • Никогда не сравнивайте детей друг с другом. Оценивайте знания, поступки, но не самих детей, не делите их на умных и глупых, хороших и плохих.
  • Постоянно стремитесь вселять в учеников оптимизм, веру в свои силы, поддерживайте учеников своим искренним участием в их судьбе, помогайте детям выстраивать доверительные отношения в семье.
  • Старайтесь на уроке признать свою ошибку и правоту ученика.

Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Результатом педагогической деятельности учителя должна стать личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Приложение №5

Памятка по развитию толерантности ученика.

Пути преодоления конфликтов между людьми:

1) Уважай собеседника.

2) Старайся понять то, о чем говорят другие.

3) Отстаивай свое мнение тактично.

4) Ищи лучшие аргументы.

5) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6) Стремись учитывать интересы других.

Правила толерантного общения:

1. Научись понимать другого человека.

2. Научись прощать.

3. Будь терпимым к чужому мнению.

4. Уважай пожилых людей.

5. Умей слышать и слушать.

6. Умей дать совет, выслушать совет другого человека.

7. Прислушивайся к мнению старших.

9. Будь милосердным.

10. Принимай людей такими, какие они есть.

11. Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

12. Уважай права другого человека.

13. Сотрудничай с родителями, гордись ими.

И тогда твоя жизнь изменится к лучшему!

Приложение № 6. Цветок толерантности



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта