Главная » Засолка грибов » Значение котляревский нестор александрович в краткой биографической энциклопедии. Значение в Краткой биографической энциклопедии

Значение котляревский нестор александрович в краткой биографической энциклопедии. Значение в Краткой биографической энциклопедии


Историк литературы, сын А. А. Котляревского. Род. в 1864 г.; учился в коллегии Павла Галагана и на историко-филологическом факультете московского университета. Читает историю иностранных литератур на высших женских курсах в Петербурге и в импер. александровском лицее. Написал талантливую книгу: "М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения" (М. 1891); "Памяти Е. А. Баратынского" ("Вестник Европы", 1895, июль) и несколько брошюр о современных поэтах.

{Брокгауз}

Котляревский, Нестор Александрович (дополнение к статье)

Напечатал: "Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века" (СПб., 1898); "H. В. Гоголь. Очерк из истории русской повести и драмы" (СПб., 1903); "Лермонтов. Личность поэта и его произведения" (СПб., 1905, 2-е перераб. издание).

{Брокгауз}

Котляревский, Нестор Александрович

Литературовед, академик. Ученик И. П. Житецкого по Киевской коллегий Павла Галагана и Н. И. Стороженко по Московскому университету, К. завершил филологическое образование в Сорбонне у Г. Париса и Поля Мейера. После переезда в Петербург близкие отношения к А. Н. Пыпину (см. ) оказали влияние на историко-литературные и общественные взгляды К. Примыкая по своим методологическим воззрениям к культурно-историческому методу (см. "Метод культурно-исторический "), К. не принадлежал однако к числу его последовательных адептов: в научных работах его много эклектики. Литературу К. принимал как "правдивую летопись" целого ряда сменявших друг друга поколений. Хотя К. и заявлял, что "история литературы есть прежде всего история художественного творчества", что историку литературы надлежит "восстановить историю творчества художника и историю развития словесного искусства вообще", однако на деле работы его посвящены развитию "общественных идеалов", "политических мыслей и поэтических грез". Оценивая с такой "культурно-исторической" точки зрения факты русской и западной литератур, К. подобно большинству сторонников этого метода видел в истории литературы один из способов пропаганды "освободительных начал". Этот кадетского толка либерализм в соединении с художественностью изложения и создал главным образом ему популярность. Котляревский был одним из основателей и первым директором Пушкинского дома.

Библиография: I. Главные труды К.: Очерки новейшей русской литературы. І. Поэзия гнева и печали, М., 1890; М. Ю. Лермонтов, СПб., 1891 (изд. 5-е, 1915); Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века, СПб., 1898 (изд. 3-е, 1924); Н. В. Гоголь, СПб., 1903 (изд. 4-е, 1915); Декабристы, СПб., 1907; Старинные портреты, СПб., 1907; Литературные направления Александровской эпохи, СПб., 1907 (изд. 3-е, 1917); Рылеев, СПб., 1908; Канун освобождения, П., 1916; Пушкин как историческая личность, 1925. Полный список работ в книге "Памяти Н. А. Котляревского", Л., 1926.

II - III. Словарь членов Об-ва любителей российской словесности, М., 1911; Материал для биографического словаря действ. членов имп. Академии наук, ч. 1, П., 1915; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М.-Л., 1924; Королицкий М. С., Н. А. Котляревский, Л., 1925; Памяти H. A. Котляревского. Сотрудники Пушкинского дома Акад. наук, Л., 1926.

{Лит. энц.}

Котляре вский, Нестор Александрович

Род. 1863, ум. 1925. Литературовед, специалист по русской литературе первой пол. XIX в. Академик Петербургской академии наук с 1909 г., РАН с 1917 г.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Котляревский, Нестор Александрович" в других словарях:

    Котляревский, Нестор Александрович историк литературы, сын Александра Александровича Котляревского. Родился 21 января 1863 года; обучался в Коллегии Павла Галагана (в Киеве) и в Московском университете (о студенческих годах Котляревского см. его … Биографический словарь

    - (1863 1925) российский литературовед, академик Российской АН (1917; академик Петербургской АН с 1909). Близок к культурно исторической школе. Труды о сентиментализме и романтизме, творчестве М. Ю. Лермонтова, поэзии декабристов … Большой Энциклопедический словарь

    Русский литературовед, академик Петербургской АН (1909). Окончил Московский университет (1885), продолжал образование во Франции (до 1889). Работы К. посвящены западноевропейскому и русскому… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Котляревский. Нестор Александрович Котляревский … Википедия

    - (1863 1925), литературовед, академик Петербургской АН (1909) и РАН (1917). Близок к культурно исторической школе. Труды о сентиментализме и романтизме, поэзии декабристов. * * * КОТЛЯРЕВСКИЙ Нестор Александрович КОТЛЯРЕВСКИЙ Нестор Александрович… … Энциклопедический словарь

    I историк литературы, сын А. А. Котляревского. Род. в 1864 г., учился в коллегии Павла Галагана и на историко филологическом факультете моск. университета. Читает историю иностр. литератур на высших женских курсах в Петербурге и в импер.… …

    Нестор Александрович Котляревский (21 января (2 февраля) 1863, Москва 12 мая 1925) историк литературы, литературный критик, публицист. Сын слависта, историка литературы, археолога и этнографа А. А. Котляревского. Учился в коллегии Павла Галагана… … Википедия

    - (1863 1925) историк литературы, профессор, читал курсы русской и зарубежных литератур в Петербурге на Высших женских курсах и в Александровском лицее … Словарь литературных типов

    Напечатал Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века (СПб., 1898); H. В. Гоголь. Очерк из истории русской повести и драмы (СПб., 1903); Лермонтов. Личность поэта и его произведения (СПб., 1905, 2 е перераб. издание) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (21 января (2 февраля) 1863, Москва 12 мая 1925) историк литературы, литературный критик, публицист. Сын слависта, историка литературы, археолога и этнографа А. А. Котляревского. Учился в коллегии Павла Галагана и на историко филологическом… … Википедия

Книги

  • Декабристы , Котляревский Нестор Александрович. Книга известного публициста, литературоведа, критика посвящена жизнеописанию А. И. Одоевского, А. А. Бестужева, К. Ф. Рылеева. История нашего литературного развития сохранит на своих…

Котляревский , Нестор Александрович - историк литературы, сын Александра Александровича К. Род. 21 января 1863 г.; обучался в Коллегии Павла Галагана (в Киеве) и в московском унив. (о студенческих годах К. см. его воспоминания о В. П. Преображенском в «Старинных портретах»). Получил степень магистра всеобщей литературы за диссертацию: «Мировая скорбь». Преподавал в Имп. Александровском лицее, на высших женских (Бестужевских) курсах, историко-филологических курсах Раева, в военно-юридической академии. В 1906 г. избран почетным академиком по разряду изящной словесности, а в 1909 г. - ординарным академиком по отделению русского яз. и словесности Имп. академии наук. Состоит начальником репертуара русской драмы Императорских театров, членом редакции «Вестника Европы», принимает участие в делах Литературного фонда. В брошюре: «Очерки новейшей русской литературы. I. Поэзия гнева и скорби» (М., 1890) К. охарактеризовал творчество С. Я. Надсона. В 1891 г. вышла книга К.: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения» (СПБ., 1891); опираясь на накопившиеся к тому времени биографические материалы, автор дает общую характеристику личности поэта и излагает развитие его поэтического творчества (четвертое, дополненное издание вышло в 1912 г.). В следующей своей книге: «Мировая скорбь в конце XVIII и в начале XIX в.» (СПБ., 1898; 3-е издание 1914) К., не углубляясь в детальные изыскания, дает общую, широкую характеристику «сентиментальной проповеди», «бури и натиска в мечтах», «мировой скорби, как вывода из пережитого», «демонических натур» и мотивов «примирения», поскольку всё это отразилось в западных литературах на грани двух веков. В юбилейном для Белинского 1898-м году К. редактировал «Избранные сочинения В. Г. Белинского» в изд. О. Н. Поповой (2-е изд., 1907); кроме обширной вступительной статьи о Белинском, издание снабжено конспектами-обзорами и указателями, предметным и именным, благодаря чему оно весьма удобно для справок и школьного обихода. Работа К. о творчестве Гоголя, напечатанная сначала в журнале «Мир Божий», вышла потом отдельным изданием (СПБ., 1903; 4-е дополн. изд., Петрогр., 1915). Задачей автора было «восстановить с возможной полнотой историю загадочной души художника и исследовать более подробно ту связь, которая объединяет творчество Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей». Гоголь оценивается в связи с общим ходом русской литературы и критики, что и составляет главную ценность книги К. Появившиеся в разных журналах девятисотых годов статьи К. о других писателях собраны им в книге: «Старинные портреты» (СПБ., 1907); здесь даны характеристики Баратынского, Веневитинова, кн. В. Ф. Одоевского, Белинского, Тургенева, гр. А. К. Толстого; в приложении - воспоминания о В. П. Преображенском, упомянутые выше. В 1907 г. вышла написанная отчасти по неизданным материалам Государственного архива книга К. «Декабристы кн. А. И. Одоевский и А. А. Бестужев-Марлинский», в 1908 г. - тесно связанная с предыдущей книга о К. Ф. Рылееве. К тому же кругу литературных явлений относится книга К. о «Литературных направлениях Александровской эпохи» (СПБ., 1907, 2-е изд., СПБ., 1913). Непереизданными остались статьи о литературной деятельности В. К. Кюхельбекера («Русское Богатство», 1901, №№ 3 и 4), непосредственно примыкающие к работам о декабристах. В издании сочинения Пушкина, под ред. С. А. Венгерова, К. принадлежат статьи о «Братьях-разбойниках» и о «Каменном Госте». Все перечисленные работы по русской литературе, в своей совокупности, составляют обширный обзор лирики, эпоса, драмы и критики александровского и николаевского времени. С 1910 по 1914 г. в «Вестнике Европы» печатался обширный труд К.: «Очерки из истории общественного настроения в России в шестидесятых годах прошлого века», заключающий в себе характеристику Чернышевского, Добролюбова и других публицистов того времени, в связи с художественной литературой и общественностью.

В молодости он играл в Кутаисском театре, а в свободное от сцены время экспроприировал ценности богатых помещиков. В Гражданскую войну его называли "сибирским дедом". Своими методами Нестор наводил страх даже на большевиков.

Харизматический ультракоммунист

В Большой Советской Энциклопедии о Каландаришвили Несторе Александровиче (26.6. 1876, деревня Шемокмеди Грузинской ССР, - 6.3.1922, около Якутска) приведено несколько строчек. Сказано о том, что он имел два партийных псевдонима – Нестор и Дед, являлся «одним из руководителей партизанского движения в Восточной Сибири во время Гражданской войны 1918-20», награжден орденом Красного Знамени, погиб в засаде. По мнению ряда историков, такая библиографическая скупость объяснялась тем, что Каландаришвили был анархистом и даже ультракоммунистом. Причем настолько «пламенным и беспощадным», что его смерть, хоть и была отмщена, принесла, в конце концов, покой на залитую кровью сибирскую землю. Скорей всего, о нём благополучно забыли бы, назвав его именем несколько улиц и поселков, если бы не фильм «Сибирский дед», снятый в 1973 году на киностудии «Грузия-фильм». Актер Додо Абашидзе, говоря о своем герое, подчеркнул, что «дедушка» обладал харизмой и необыкновенной способностью располагать к себе.

Герой режиссера «Отца солдата»

После того, как фильм «Сибирский дед» вышел в прокат, кинодраматургу С. Жгенти, автору знаменитого «Отца солдата» пришлось дать разъяснения по поводу «чрезмерной героизации» Каландаришвили. «Доля авторской фантазии здесь ничтожна, настолько богат фактический материал», - написал режиссер. И в самом деле, биография Нестора была насыщена таким количеством интересных фактов, которых хватило на добрый десяток фильмов.

Актер Кутаисского театра

Еще в молодости о нем со страхом говорили кавказские помещики, чье имущество анархист-грабитель неоднократно экспроприировал в партийную кассу. Произошло это после того, как бывший учитель, а затем конторщик из предприятия Ротшильда, получил «специальность кавалериста» в лагере боевиков-эсеров. К этому времени будущий «дедушка» был уже женат и имел малолетних дочерей - Кетино и Нину. По воспоминаниям его соратников, Нестор тяготился скучной семейной жизнью, отдавая предпочтение революционной деятельности. Уже тогда Каландаришвили проявил талант перевоплощения. Несмотря на полицейский розыск, он после участия в батумском восстании каждый вечер играл на сцене Кутаисского театра, который посещали, в том числе и сыщики.

Его университеты

В 1907 году Нестор Каландаришвили окончательно ушел из семьи и с головой погрузился в игры в кошки-мышки с царской полицией. «Его университетами» стали тюрьмы - батумская, тифлисская, кутаисская, сухумская, керченская, новороссийская, киевская и харьковская. Однако официальное обвинение зачастую прекращало дела из-за недоказуемости, опасаясь соратников Нестора. На что были способны его товарищи, говорит следующий факт. После налета на жандармерию ему «светила» каторга без права возвращения из Сибири. Но благодаря большим деньгам и связям, дело Каландаришвили просто исчезло из полиции. Это известие застало Нестора в Иркутске, где тот оказался по пути в Японию.

Дедушка

В сорокалетнем возрасте Нестор Каландаришвили перестал участвовать «в экспроприации денег и драгоценностей» богатых иркутских горожан. Считается, что это стало следствием одного уголовного дела, которое в 1914 году могло поставить жирную точку на деятельности анархиста. Несмотря на обилие фактов, царский суд неожиданно проявил гуманность. Позднее в своей автобиографии Каландаришвили написал, что его преследовали за «организацию покушения на иркутского генерал-губернатора Селиванова», но смогли доказать. Именно в это время за его окладистую бороду партийцы стали называть Нестора дедушкой, что свидетельствовало о чрезвычайно высоком авторитете. Кстати, Ленина к этому времени величали «стариком».

Герой гражданской войны

В февральской революции 1917 года Каландаришвили не участвовал, но после Красного Октября организовал грузинскую дружину в количестве 60 человек и вступил в союз с сибирскими большевиками.

Весной 1918 года под руководством Дедушки воевало уже 700 «штыков», однако отряды казачьего атамана Семенова разбили его дивизион. К лету Нестору удалось вновь собраться с силами и начать борьбу с белочехами и с частями антибольшевистского Временного сибирского правительства, расположенного Омске, Томске и Барнауле.

Наибольшую известность получил эпизод, связанный с золотом кяхтинских банков, которое оценивалось в четыре миллиона золотых рублей. Это богатство и попытался Каландаришвили вывести в Монголию. По словами историка-краеведа Евгения Голубева, Нестор со своим отрядом, погрузившись на пароход «Работник», попал под мощный обстрел и был вынужден разоружиться. «…В эти драматические минуты на дно Селенги были сброшены и другие ящики, в которых, возможно, лежало кяхтинское золото» - сделал предположение Голубев.

Засада

Официальная версия о гибели Каландаришвили гласит, что он попал в засаду в узкой скалистой щели, через которую вела дорога между Тектюром и Табагой. Это было идеальное место для нападения. Небольшой отряд якута Семена Михайлова в упор из пулеметов расстрелял отставший от основного обоза штаб дивизиона. Впрочем, местные историки утверждают, что Каландаришвили убили по тайному приказу большевистского триумвирата Лебедева-Агеева-Козлова, которые прибыли в Якутию из центра. Интересно, что практически сразу же после этого – 27 апреля 1922 года была образована Якутская советская социалистическая республика, в которой, как показали последующие действия, независимый и сумасбродный боевик Каландаришвили был бы лишним, так как требовались люди уже совсем другого склада – мирные строители, беспрекословно подчиняющие Москве.

Анархист, революционер, один из руководителей партизанского движения в Восточной Сибири во время гражданской войны. Партийные клички — Дед, Нестор.

Нестор Александрович Каландаришвили родился в деревне Шемокмеди, по другим данным - в селе Квирикеты Озургетского уезда Кутаисской губернии (ныне в Грузии). Окончил сельскую школу, затем Кутаисскую гимназию. Учился в Тифлисской учительской семинарии (с перерывом на службу в армии в 1895-1897 годах), откуда был отчислен в 1903 году.

В 1903 году Н. А. Каландаришвили вступил в партию эсеров. Участвовал в Гурийском крестьянском восстании (1905-1906). Принимал участие в транспортировке из-за границы оружия, в террористических акциях. В 1907 году был арестован и выслан в Сибирь, где отбывал ссылку до февраля 1917 года. С 1908 года жил в , занимался фотографией и работал в культурно-просветительском обществе «Знание». Подозревался в совершении ряда крупных уголовных преступлений, среди которых: получение денежных средств по подложной ассигновке управления Забайкальской железной дороги, организация покушения на иркутского купца Я. Е. Метелева, изготовление фальшивых монет и кредитных билетов на промышленных началах в доме у Г. М. Котикова. В 1911 году был арестован Иркутской губернской жандармерией и до 28 ноября 1912 года отбывал заключение в Иркутском тюремном замке. 18 декабрям 1913 года Н. А. Каландаришвили был задержан по подозрению в причастности к грабительской организации кавказцев, освобожден из-под стражи осенью 1914 года.

В 1917 году примыкал к партии анархистов, организовал в Кавказскую конную дружину анархистов. С февраля по июль 1918 года командовал отрядами войск Центросибири. В начале октября 1918 года войска Каландаришвили были разгромлены под Троицкосавском (ныне город в ).

В марте 1919 года Н. А. Каландаришвили установил сотрудничество с Иркутским комитетом РКП(б). Отряд Каландаришвили, обеспечивавшийся Комитетом средствами, вооружением и людьми, должен был выполнять задачи на участке железной дороги от Байкала до станции . Весной и летом 1919 года отряд анархиста базировался в 70 верстах западнее и действовал в бассейне реки Китой. За лето 1919 года отрядом было пущено под откос 8 эшелонов, уничтожен железнодорожный мост через реку Китой. назначил за голову Каландаришвили награду в 40 тыс. рублей.

В начале января 1920 года Н. А. Каландаришвили принимал непосредственное участие в установлении Советской власти в . В марте-апреле 1920 года он командовал Верхоленской группой советских войск, с мая 1920 года командовал кавалерийскими частями Народно-революционной армии Дальневосточной Республики (ДВР). В апреле 1920 года в составе ДВР участвовал в сражениях с атаманом Семеновым, где проявил себя как храбрый и грамотный командир. В бою с японцами был несколько раз ранен. После лечения выехал в .

В августе 1920 года являлся представителем МИД Дальневосточной Республики при китайской военной миссии в . С октября 1920 года - командующий корейскими отрядами Дальнего Востока, с декабря 1920 года - командующий войсками Якутской области и Северного края.

В 1921 году вступил в РКП(б).

В январе 1922 года Н. А. Каландаришвили во главе сформированного им отряда из трехсот добровольцев выступил из

Серия основана в 1999 г.

В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам, Института философии Российской академии наук

© С. Я. Левит, составление серии, 2015

© Центр гуманитарных инициатив, 2015

Павлу Игнатьевичу Житецкому

Один из многих благодарных воспитанников Коллегии Павла Галагана

Предисловие

О личности Гоголя и его жизни, о заслугах его перед нашим обществом и о художественной ценности его произведений писано очень много. Все существенное достаточно выяснено, и все-таки тот, кто пожелал бы теперь вновь заговорить о Гоголе, не осужден всецело повторять старое.

Наш очерк не ставит себе целью подробно ознакомить читателя с биографией поэта. Гоголь уже нашел биографа редкой преданности и еще более редкой добросовестности. Кто хочет знать, как жил наш писатель, тот прочтет всю летопись его жизни в многотомном труде В. И. Шенрока , и если читателю случится иной раз устать при этом чтении, то он, вероятно, вспомнит, что в жизни каждого человека, даже и очень крупного, всегда бывают скучные моменты и малоинтересные дни. Для В. И. Шенрока при его беспредельной любви к Гоголю все прожитые поэтом дни были полны интереса, и биограф был прав со своей точки зрения. Наш очерк не имеет в виду стать детальным жизнеописанием художника. Внешние условия жизни Гоголя будут приняты нами в расчет лишь постольку, поскольку они прямо или косвенно влияли на его настроение или на образ его мыслей.

Наша работа не ставит себе также главной задачей выяснение художественной стоимости и общественного значения произведений Гоголя. Эта стоимость и значение давно определены. Место, занимаемое комедиями и повестями Гоголя в истории нашей словесности, было верно указано еще его современником Белинским. Оценка, им произведенная, хотя она и касалась преимущественно эстетической ценности созданий Гоголя, достаточно ясно намекала и на их общественную роль. Это общественное значение творчества Гоголя в связи с его значением художественным служило затем неоднократно предметом исследования. После Чернышевского, Аполлона Григорьева, А. Н. Пыпина и Алексея Н. Веселовского едва ли можно сказать что-либо новое по этому вопросу. Все знают, как вместе с Пушкиным Гоголь разделяет славу истинно народного художника, первого истинного реалиста в искусстве. Никто не станет теперь преувеличивать гражданских заслуг Гоголя и, с другой стороны, никто не просмотрит того решительного влияния, какое слова Гоголя оказали на наше самосознание.

Так же точно едва ли есть необходимость пересматривать вновь историю самого процесса художественной работы Гоголя – историю его «приемов мастерства». Примечания Н. С. Тихонравова к его классическому изданию сочинений нашего автора навсегда освободили историков литературы от труда над таким пересмотром.

Если признать, таким образом, что и биография поэта, и художественная и общественная стоимость его произведений, и, наконец, самые приемы его работы достаточно выяснены и описаны, то на долю исследователя, не желающего ограничиться лишь повторением, выпадает пересмотр двух до сих пор недостаточно разработанных вопросов.

Надлежит, во-первых, восстановить с возможной полнотой историю психических движений этой загадочной души художника и, во-вторых, исследовать более подробно ту взаимную связь, которая объединяет творчество Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей.

Из этих двух задач первая не допускает полного решения. Гоголь унес с собой в могилу тайну своей души, этой загадочной души, психические движения которой были так сложны и так поражали современников. Внутренние мучения этого страждущего духа, разрешившиеся настоящей душевной болезнью, навсегда останутся полуобъяснимой загадкой. Исследователь принужден ограничиться лишь догадками – попыткой восстановить последовательную смену чувств и мыслей писателя по тем отрывочным словам и намекам, какие попадаются в его переписке и на некоторых интимных страницах его произведений.

Что же касается вопроса о том положении, какое занимают произведения Гоголя в ряду современных ему памятников словесного творчества, то решение этой задачи и возможно, и необходимо для правильной оценки литературной и общественной роли нашего писателя.

У Гоголя были помощники – писатели, которые своими трудами прокладывали ему дорогу или вместе с ним трудились над одной задачей и даже более пристально присматривались иногда к некоторым сторонам жизни, на которые наш сатирик не успел обратить должного внимания. Вот эта-то связь творений Гоголя с литературными памятниками его времени и остается пока не вполне выясненной. В старину один лишь Белинский, на глазах которого зрел Гоголь, оценивал его творчество в связи со всеми литературными новинками тогдашнего дня. После Белинского, который так много способствовал укреплению славы Гоголя, – эта слава окончательно заглушила память о всех сподвижниках нашего писателя, и о них забыли. Когда на смену Гоголя пришли его ученики – тогда еще меньше было поводов вспоминать о старом. О нем приходится, однако, теперь вспомнить, и в истории творчества нашего сатирика должно быть отведено место работе тех меньших сил, вместе с которыми ему удалось совершить свое великое дело. Рассказ об этой совместной работе Гоголя и его сподвижников и составит главную задачу нашего очерка. Мы постараемся выяснить, как фантазия русских писателей постепенно сближалась с русской действительностью и как велико было значение слов Гоголя в истории этого сближения жизни и вымысла.

При выполнении этой задачи нам нет нужды считаться со всем, что Гоголем было написано.

Литературная деятельность Гоголя, как известно, приняла в последние годы его жизни совсем особое направление. Художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника. Это превращение подготовлялось издавна, чуть ли не с первых шагов Гоголя на литературном поприще: никакого резкого перелома, никакого кризиса его творчество не испытало, но общий характер его незаметно и постепенно изменился. Наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение на практике общественных явлений. Это случилось приблизительно в середине 40-х годов, когда первая часть «Мертвых душ» была закончена, вторая набросана, первое полное собрание сочинений издано, когда вообще было создано все, что нам оставил Гоголь-художник.

Такое преобладание размышления над непосредственным творчеством в созданиях художника совпало с повышением в самом обществе интереса к разным практическим и теоретическим вопросам общественного характера, которые в конце 40-х годов стали овладевать мыслью наших публицистов и художников.

На долю Гоголя выпала, таким образом, совсем особая роль: в 30-х и в начале 40-х годов его произведения были самыми выдающимися литературными явлениями и вокруг них главным образом закипали всякие литературные споры; в конце 40-х годов тот же Гоголь являлся истолкователем разных общественных вопросов первостепенной важности. Действительно, какой бы строгой критике мы ни подвергали его известную «Переписку с друзьями», мы должны признать, что появление этой книги оказало большое влияние на возбуждение нашей общественной мысли и что сама эта книга была ответом писателя на те вопросы личной и социальной этики, которые тогда назревали, – ответом, исчерпывающим или поверхностным, верным или неверным – это, конечно, вопрос иной.

Таким образом, если в творчестве самого Гоголя и не признавать никаких резких переломов или поворотов, то все-таки история его литературной деятельности допускает деление на две эпохи, из которой одна характеризуется расцветом преимущественно художественного творчества поэта, а другая – стремлением его осмыслить и понять жизнь исключительно как проблему этическую и религиозную.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта