Главная » 3 Как собирать » Монголия помогла в вов ссср больше, чем сша. Участие в сражениях и битвах

Монголия помогла в вов ссср больше, чем сша. Участие в сражениях и битвах

Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА . В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

В конце 1942 года Малый хурал принял решение о строительстве авиаэскадрильи «Монгольский арат» и передаче её в подарок ВВС ВС СССР . Название «Монгольский арат » свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства. О своём решении Хурал известил СССР специальным посланием. Ежедневно монгольское правительство отправляло деньги СССР на строительство эскадрильи: маршал Хорлогийн Чойбалсан сообщал Иосифу Сталину о передаче средств и передавал пожелания монгольских трудящихся.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Налайх), а 8 мая 1968 года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. С прибытием в состав полка авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР 266-му Краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики» .

21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й ибап перелетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках. С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, однако МиГ-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к МиГ-21ПФМ добавились МиГ-21 БИС.

В 1968-1973 гг. на бортах 2-й эскадрильи «Монгольский арат» красной краской делали надпись «Монгольский арат».

В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

В 1976 году полк переименован из 266-й истребительно-бомбардировочного авиационного Краснознаменного имени Монгольской Народной Республики полка в 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики.

К началу 1980 года 266-й апиб получил первые МиГ-23БМ (МиГ-27) из 236-го апиб (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ (МиГ-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на МиГ-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия МиГ-23БМ (МиГ-27) из Переяславки - 300-го апиб. Эскадрилья «Монгольский Арат» получила новые Миг-27К в 1981-1982 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й апиб.

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К . 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25 , сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в. С этого момента эмблема эскадрильи - скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники - Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..

На средства, собранные трудящимися МНР, были изготовлены и переданы Красной Армии танковая бригада "Революционная Монголия" и эскадрилья боевых самолетов "Монгольский арат". Бригада и эскадрилья участвовали во многих сражениях с гитлеровцами и закончили войну под Берлином.

Эскадрилья «Монгольский арат» (монг. «Монгол ард» нисэх онгоцны эскадриль), по официальным документам 2-я истребительная авиационная эскадрилья «Монгольский арат» — именная истребительная эскадрилья ВВС СССР, сформированная в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики (МНР), участвовавшая в Великой Отечественной войне.

22 июня 1941 Президиум ЦК МНРП, Совет Министров и Президиум Малого хурала МНР собрались на объединённое заседание, на котором заявили о поддержке СССР в Великой Отечественной войне. Помощь советским бойцам начали оказывать простые жители Монголии и рядовые солдаты Народной армии, прося об отправлении на фронт. Так, до начала контрнаступления под Москвой фронтовики получили огромный запас зимней одежды от МНР: по 15 тысяч полушубков, пар варежек и меховых жилетов на общую сумму более чем 1,8 млн тугриков. В январе 1942 года Малый хурал объявил об образовании танковой колонны «Революционная Монголия» и её передаче РККА. В том же году монголы отправили в феврале и ноябре ещё несколько поездов с продовольствием, зимней одеждой, а также несколько десятков тысяч коней для кавалерии.

Первым командиром эскадрильи стал гвардии капитан Н. П. Пушкин, Герой Советского Союза. В октябре 1943 года 2-й гвардейский авиаполк перебазировался на аэродром Слобода в 8 км к западу от города Демидов, недалеко от линии фронта. Тогда же эскадрилья приняла боевое крещение: первую победу в её составе одержал гвардии старший лейтенант Николай Зенькович, заместитель командира эскадрильи: 17 октября на высоте 8 тысяч метров им был сбит немецкий бомбардировщик-разведчик He-111 в 30 км за линией фронта. В тот же день гвардии лейтенант Тараненко на высоте 7 тысяч метров одержал также свою первую победу, сбив ещё один He-111, а гвардии лейтенант Непряхин от Витебска до Орши преследовал FW-189, где и сбил его. 25 октября 1943 за мужество и героизм, проявленные летчиками, полк был награждён орденом Красного Знамени.

В начале ноября 1943 года войска 1-го Прибалтийского фронта начали развивать Полоцко-Витебскую наступательную операцию. Эскадрилья «Монгольский арат» перебралась на аэродром Переволочье. По причине сильной облачности, туманов и снегопадов вылеты почти не проводились советскими солдатами, а немцы вообще избегали боя, что злило солдат. Тем не менее, 2-й гвардейский авиаполк продолжал выполнять задания, ведя разведку войск немцев и атакуя их колонны. Использовалась любая возможность для тренировки летного состава и боевого сколачивания звеньев. В ноябре 1943 года командир эскадрильи «Монгольский арат» гвардии капитан Н. П. Пушкин назначается заместителем командира полка по летной подготовке.

В декабре 1943 года на 2-ю годовщину образования 2-го гвардейского авиаполка прибыла делегация из МНР, которая встретилась с лётчиками эскадрильи «Монгольский арат». Те, в свою очередь, передали благодарственное письмо жителям МНР от имени гвардии майора А. П. Соболева, рассказав о своих подвигах во время войны. Его подписали Герои Советского Союза: А. П. Соболев, Н. П. Пушкин, А. И. Майоров. 31 декабря 1943 начальником Главного управления ВВС генерал-полковником авиации А. В. Никитиным, начальником штаба ВВС генерал-полковником авиации С. А. Худяковым и членом Военного совета ВВС генерал-лейтенантом авиации Н. С. Шимановым были приняты правительственная делегация МНР, делегации полка и эскадрильи «Монгольский арат»; на приёме орденом Красного знамени были награждены гвардейцы полка Г. Ф. Семикин, Н. П. Пушкин и А. И. Майоров. Также им были переданы ордена МНР для вручения лучшим командирам и лётчикам полка и эскадрильи.

На момент окончания Великой Отечественной войны эскадрилья базировалась на аэродроме Гроссенхайн (Германия), 1 июня 1945 г. перебазировалась на аэродром Кбелы (Чехословакия), а 22 августа 1945 г. — на аэродром Самбатель (Венгрия). 15 декабря 1945 г. в связи с расформированием 322-й истребительной авиадивизии полк вошёл в состав 8-й гвардейской истребительной авиационной Киевской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии и перебазировался на аэродром Дьер (Венгрия), а 21 мая 1946 г. на аэродром Секешфехервар, в мае 1947 г. — на аэродром Кеньери. С июля по ноябрь 1947 г. полк перешёл с Ла-7 на Ла-9, полученные с завода № 21 в Горьком.

С 25 ноября 1947 г. по 10 января 1948 г. полк железнодорожным транспортом перебазировался из Венгрии в Советский Союз на аэродром Пирсагат в Азербайджане. Полк в составе 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизией вошел в состав 5-го истребительного авиакорпуса 7-й воздушной армии Закавказского военного округа. В 1949 году полк был передан из ВВС в ПВО — в составе 174-й гвардейской истребительной авиадивизии 62-го истребительного авиакорпуса 42-й воздушной истребительной армии ПВО Бакинского района ПВО.

В 1950 году полк перешёл на реактивную технику, заменив Ла-9 на МиГ-15. 22 января 1952 г. полк перебазировался на аэродром Кызыл-Агач (Азербайджан), недалеко от иранской границы, и начал переучиваться на МиГ-17. 29 декабря 1967 г. 2-й гвардейский истребительный авиационный полк был переименован во 2-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и передан из Войск ПВО в ВВС в состав 34-й воздушной армии Краснознамённого Закавказского военного округа. На вооружении оставались МиГ-17. Эскадрилья «Монгольский Арат» 3 июля 1968 года была выведена из состава 2-го гвардейского Оршанского авиаполка и под командованием капитана В. Черепанова была передана на аэродром Овруч Житомирской области в состав 266-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка, входившего в состав 121-й Ростовской иад ПВО.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Налайх), а 8 мая 1968 года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. С прибытием в состав полка авиационной эскадрилья «Монгольский Арат» постановлением Совета Министров СССР 266-му Краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

21 июля 1968 года, в воскресенье, 266-й ибап перелетел на аэродром Налайх. Первое время полк размещался и жил в палатках. С 1971 года в полк стали поступать МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ, однако МиГ-17 продолжали эксплуатироваться. Затем к МиГ-21ПФМ добавились МиГ-21 БИС.

В 1968—1973 гг. на бортах 2-й эскадрильи «Монгольский арат» красной краской делали надпись «Монгольский арат».

В 1968 году в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил СССР на юбилейный вечер дружбы в посольстве МНР в Москве наряду с участниками боев на Халхин-Голе (ветеранами войны с гитлеровской Германией и империалистической Японией) были приглашены бывшие командиры и летчики авиаэскадрильи «Монгольский арат».

В 1976 году полк переименован из 266-й истребительно-бомбардировочного авиационного Краснознаменного имени Монгольской Народной Республики полка в 266-й авиационный полк Краснознаменный истребителей-бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики.

К началу 1980 года 266-й апиб получил первые МиГ-23БМ (МиГ-27) из 236-го апиб (Градчаны). С 1980 года 1-я эскадрилья полка летала на МиГ-23БМ (МиГ-27), 2-я (Монгольский Арат) и 3-я АЭ продолжали летать на МиГ-21. В этом же году в полк прибыла вторая партия МиГ-23БМ (МиГ-27) из Переяславки — 300-го апиб. Эскадрилья «Монгольский Арат» получила новые Миг-27К в 1981—1982 гг. Старую технику в свою очередь передала в 58-й апиб.

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. 1993 года, осенью того же года 266 апиб «Монгольский Арат» также перешел на Су-25, сохранив именное наименование. В 1995 году 266-й авиаполк был переформирован в отдельный штурмовой авиационный Краснознамённый полк имени Монгольской Народной Республики. С этого момента эмблема эскадрильи — скачущий воин, перекочевала на штурмовики Су-25.

В 1998 году после переучивания личного состава на самолеты Су-25 полк был переформирован из «отдельного» в штурмовой и стал 266-м Краснознамённым штурмовым авиаполком имени Монгольской Народной Республики. В то же время истребтельно-бомбардировоная авиация была ликвидирована, и все апИБы либо расформированы, либо переформированы в штурмовые (шап) или бомбардировочные (бап) полки, в зависимости от поступившей в них техники — Су-25 либо Су-24/Су-24М. 266 штурмовой авиационный полк включен в состав 21 сад 50-го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21 иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС России от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с. Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го штурмового ап и 112-го отдельного вп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320 АБ. С 1 декабря 2014 года 412-я авиационная база была переформирована в 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого и осталась вторая штурмовая эскадрилья, знаменитый «Монгольский Арат», под командованием командира эскадрильи подполковника Дикун Э. В..

Когда 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз, у СССР практически не было союзных государств, которые однозначно бы поддержали страну в противостоянии с германским нацизмом. Кроме СССР, к 1941 году в мире было только две страны, придерживавшиеся социалистического пути развития и тесно связанные с Советским Союзом. Это были Монгольская народная республика и Тувинская народная республика.

Монголия, и Тува к началу 1940-х гг. представляли собой слаборазвитые в экономическом отношении и малонаселенные страны, которые получали большую помощь от Советского Союза и сами находились далеко не в лучшей ситуации. Но именно они первыми встали на сторону СССР. 22 июня 1941 года Х Великий хурал Тувинской народной республики единогласно принял Декларацию о полной поддержке Советского Союза. Тува стала первым иностранным государством, вступившим в войну на стороне Советского Союза. 25 июня 1941 года Тувинская Народная Республика объявила войну гитлеровской Германии.


22 июня 1941 года состоялось и заседание президиума народного Хурала и ЦК Монгольской народно-революционной партии, на которых руководством МНР было принято однозначное решение оказать помощь Советскому Союзу в борьбе с германским нацизмом. В сентябре 1941 г. правительством МНР была создана Центральная комиссия по оказанию помощи Красной Армии, а ее местные подразделения появились в каждом городе, аймаке и сомоне Монголии. В работе комиссий были задействованы работники органов государственной власти, партийные и молодежные активисты. Но главную роль в сборе помощи, безусловно, играли самые обычные граждане МНР – простые трудовые люди.

На протяжении всей войны Монголия отправляла на фронт лошадей, продовольствие, оплачивала строительство танков и самолетов. Ее помощь была колоссальной, несмотря на ограниченные возможности страны. В первую очередь, Монголия помогала Советскому Союзу продукцией своего сельского хозяйства – главной отрасли экономики страны. Монголией были переданы Советскому Союзу 500 тысяч монгольских лошадей, отличавшихся силой, выносливостью и неприхотливостью. Еще 32 тысячи лошадей были переданы монгольскими аратами – скотоводами в качестве добровольных пожертвований. Монгольские лошади активно использовались в качестве тягловой силы, особенно для нужд артиллерийских подразделений. Превосходные качества монгольских лошадей отмечал, в частности, генерал Исса Плиев, который подчеркивал, что неприхотливая монгольская лошадка вместе с советскими танками дошла весной 1945 года до Берлина. Фактически, каждая пятая лошадь, участвовавшая в войне в составе Красной армии, была передана Советскому Союзу Монголией.

Уже в октябре 1941 года в Советский Союз отправился первый эшелон с продуктами питания и одеждой – солдатскими ремнями, шерстяными свитерами, полушубками, меховыми жилетами, перчатками и рукавицами, одеялами. Вместе с эшелоном в СССР прибыла делегация монгольских трудящихся, которую возглавляли заместитель премьер-министра МНР Лубсан и секретарь ЦК МНР Сухбатарын Янжмаа (вдова вождя монгольской революции Сухэ Батора). Монгольская делегация была принята командованием Западного фронта, побывала в расположении частей и подразделений.

Всего за четыре года Великой Отечественной войны Монголия передала Советскому Союзу, помимо лошадей, 700 тыс. голов крупного рогатого скота, 4,9 млн голов мелкого рогатого скота. Большой вклад монгольская помощь внесла в продовольственное и вещевое обеспечение Красной армии – в СССР поставили почти 500 тыс. тонн мяса, 64 тыс. тонн шерсти, 6 млн штук мелкого кожаного сырья. Конечно, Советский Союз расплачивался с Монголией поставками других товаров, но в целом помощь степных соседей была очень значимой. Например, именно Монголия была главным поставщиком овчины, из которой шили офицерские полушубки для нужд командного состава Красной армии. Из монгольской шерсти изготовлялись шинели для солдат и сержантов Красной армии.

После подсчетов выяснилось, что маленькая Монголия поставила Советскому Союзу в годы войны шерсти и мяса больше, чем Соединенные Штаты Америки. Если говорить, к примеру, о поставках шерсти, то из США в годы войны были поставлены 54 тыс. тонн шерсти, а из Монголии - 64 тыс. тонн шерсти. Это очень впечатляющая разница, учитывая колоссальную пропасть между США и Монголией и в территории, и в численности населения, и в ресурсных возможностях. Когда сейчас говорят о том, что без американской помощи СССР было бы куда сложнее выиграть войну, забывают о несоответствии масштабов американского ленд-лиза и монгольских поставок. Если бы Монголия имела масштабы и возможности США, то не исключено, что Гитлер был бы побежден в первые же месяцы войны.

В Советский Союз шли десятки эшелонов из Монголии. 30 115 полушубков из прекрасной овчины, 30 500 пар валенков, 31 257 пар меховых варежек, 31 090 меховых жилетов, 33 300 солдатских ремней, 2 011 меховых одеял, 2 290 шерстяных фуфаек, 316 тонн мяса, 26 758 туш джейранов, 12,9 тонн ягодного варенья, 84,8 тонн колбасы, 92 тонны масла – это список содержимого лишь одного из эшелонов, следовавших из Монголии в Советский Союз. Рядовые монголы – скотоводы, рабочие, служащие – осуществляли сбор средств для вооружения советских частей, отправляли продукты питания, собственноручно связанные свитера или рукавицы. Сбор помощи Красной армии имел централизованный характер и был налажен монгольским правительством.

Не только продовольствием и одеждой Монголия помогала СССР. Был организован сбор средств на вооружение для Красной армии. Уже в январе 1942 года сессия Малого хурала МНР приняла решение приобрести за счет пожертвований монгольских аратов, рабочих и служащих танковую колонну «Революционная Монголия». Сбор средств проходил очень активно. К февралю 1942 года было собрано большое количество средств – 2,5 млн монгольских тугриков, 100 тысяч американских долларов и 300 кг золота, что в общей сложности соответствовало 3,8 млн советских рублей. Эти деньги МНР передало Внешторгбанку СССР на нужды строительства танковой колонны. 12 января 1943 года монгольская правительственная делегация во главе с маршалом Хорлогийном Чойбалсаном, прибывшая в Московскую область, передала командованию 112-й Краснознаменной танковой бригады 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Командир 112-й танковой бригады Андрей Гетман также получил в подарок меховую доху, пожертвованную учительницей из Улан-Батора по имени Церенглан. 112-я танковая бригада была переименована в 44-ю гвардейскую краснознаменную танковую бригаду «Революционная Монголия». Примечательно, что монгольская сторона взяла на себя и полное продовольственное и вещевое обеспечение танковой бригады «Революционная Монголия».

На танковой колонне помощь Монголии Советскому Союзу не остановилась. Был организован новый сбор средств – на этот раз на строительство эскадрильи самолетов «Монгольский арат». 22 июля 1943 г. премьер-министр МНР Чойбалсан известил Иосифа Сталина о том, что МНР передает 2 млн тугриков на строительство 12 боевых самолетов Ла-5 для авиационной эскадрильи «Монгольский арат». 18 августа Сталин поблагодарил монгольское руководство за помощь, а 25 сентября 1943 года в Смоленской области, на полевом аэродроме станции Вязовая, состоялась торжественная передача самолетов 2-му гвардейскому истребительному авиационному полку 322-й истребительной авиационной дивизии. Помимо переданных самолетов, Монголия, по устоявшейся традиции, взяла на себя задачу по продовольственному и вещевому снабжению авиаэскадрильи «Монгольский арат» до конца войны.

Конечно, не стоит забывать о том, что система управления в МНР в то время была жесткой, бравшей пример с советской, и такие огромные масштабы помощи были следствием не только братского порыва монголов, но и общего мобилизационного характера монгольской экономики. Известно, что в некоторых регионах МНР сократились объемы внутреннего потребления продовольствия и других товаров. И, тем не менее, многие монголы не только отправляли в СССР продукты своего труда, но и шли добровольцами в Красную армию. В годы Великой Отечественной войны в составе РККА сражались тысячи монгольских добровольцев. Монголы служили снайперами и разведчиками, воевали в составе кавалерийских частей Красной армии.

В первых рядах жителей Монголии, уходивших на фронт были русские - советские граждане, проживавшие на территории страны. На севере страны находились 9 русских деревень, кроме того значительное число русских проживало в Улан-Баторе. Из 22-тысячного русского населения Монголии, включая женщин, стариков и детей, на фронт ушли 5000 человек – почти все мужчины с 17 до 50 лет. Военный комиссариат, через который осуществлялся призыв на военную службу в РККА, находился в Улан-Баторе. Примерно половина монгольских русских не вернулась с фронта, причем о случаях дезертирства сведений нет. Помощь семьям русских, отправившихся на фронт из Монголии, оказывало правительство МНР, принявшее с этой целью специальное постановление о выплате пособий семьям военнослужащих.

Следует обратить внимание и на еще одну сторону монгольской помощи Советскому Союзу. Известно, что из-за постоянной угрозы нападения Японии на Дальний Восток, советское руководство было вынуждено держать в Дальневосточном регионе огромные вооруженные силы численностью около миллиона военнослужащих. В этой ситуации Монголия была главным союзником СССР в регионе, который, в случае чего, мог оказать помощь в отражении агрессии империалистической Японии. Это прекрасно понимало и монгольское руководство, увеличившее численность Монгольской народно-революционной армии в четыре раза и активизировавшее боевую подготовку личного состава, в том числе и обучение монгольского командного состава в советских военных училищах.

8 августа 1945 г. Советский Союз официально объявил войну Японии. Спустя два дня, 10 августа 1945 года, войну Японии объявила и Монгольская Народная Республика. Частям МНРА предстояло действовать совместно с РККА на фронтах Дальнего Востока. В Монголии началась всеобщая мобилизация, которая, учитывая малую численность населения страны, затронула практически всех мужчин МНР. Части и соединения МНРА были включены в состав Конно-механизированной группы Забайкальского фронта, которой командовал генерал-полковник Исса Александрович Плиев.

В составе группировки были введены должности и для монгольских высших офицеров - заместителем командующего по монгольским войскам стал генерал-лейтенант Жамьян Лхагвасурэн, а начальником политического отдела монгольских войск - генерал-лейтенант Юмжагийн Цеденбал. В состав монгольских соединений группы Плиева входили 5-я, 6-я, 7-я и 8-я кавалерийские дивизии МНРА, 7-я моторизованная бронированная бригада МНРА, 3-й отдельный танковый полк и 29-й артиллерийский полк МНРА. Всего в конно-механизированных соединениях МНРА насчитывалось 16 тысяч человек личного состава, сведенных в 4 кавалерийские и 1 авиационную дивизии, мотоброневую бригаду, танковый и артиллерийский полки, полк связи. Еще 60 тысяч монгольских военнослужащих служили в других частях и соединениях на фронте, а остальные силы находились на территории собственно Монгольской Народной Республики – в резерве и на тыловых работах.

Монгольская народно-революционная армия приняла самое активное участие в Маньчжурской операции, потеряв около 200 человек погибшими. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции. Для Монголии капитуляция Японии и окончание Второй мировой войны сопровождались эпохальным событием – мир официально признал независимость монгольского государства, чему предшествовало согласие Китая, претендовавшего прежде на Внешнюю Монголию, на проведение референдума. 20 октября 1945 г. 99,99% монгол проголосовали за политическую независимость Монголии. Правда, Китай признал политический суверенитет МНР лишь четырьмя годами позднее, уже после того, как в гражданской войне одержали окончательную победу китайские коммунисты.

Память о том, как Советский Союз и Монголия сражались плечом к плечу, обе страны хранят до сих пор. Долгое время, пока были живы и относительно молоды ветераны Великой Отечественной войны, устраивались торжественные встречи ветеранов танковой колонны «Революционная Монголия» и авиационной эскадрильи «Монгольский арат», ветеранов боевых действий в Маньчжурии. Монгольские делегации принимают участие в праздновании очередных годовщин Великой Победы в Москве. Говоря о масштабах помощи иностранных государств Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны, ни в коем случае нельзя забывать о том вкладе, который внесла в победу над гитлеровской Германией небольшая Монголия.

Монголия была первой страной, которая вызвалась помочь Советскому Союзу в борьбе с гитлеровской Германией. Монгольские добровольцы воевали в составе Красной армии, а помощь Монголии товарами была сравнима по объему с ленд-лизом.

Первые союзники

Первыми союзниками Советского Союза в борьбе с гитлеровской Германией стала не Великобритания, и не США. Первыми откликнулись с предложением помощи СССР Тувинская республика и Монголия.

Уже 22 июня 1941 года, в первый день войны, в Монголии прошло объединенное заседание Президиума Центрального Комитета Монгольской народно-революционной партии, Президиума Малого Государственного Хурала МНР и Совета министров МНР.

На нём было решено оказать всесильную помощь Советскому Союзу.

В части дипломатических соглашений это было связано с выполнением обязательств Протокола о взаимной помощи между МНР и СССР, принятом 12 марта 1936 года.

Решение, принятое на высшем уровне, было с энтузиазмом встречено монгольским народом. По стране прошла серия митингов и массовых демонстраций. Монголы признали Великую Отечественную войну как свою, и их вклад в общую Победу был бесценным.

Каждая пятая лошадь

Монгольские лошади, неприхотливые и выносливые, были незаменимы на фронтах войны. Такими ресурсами лошадей, кроме Монголии, обладали только Соединенные штаты, но, по-первых, транспортировка амриканских лошадей была связана с рядом трудностей, во-вторых, закупить их нужное количество у частных собственников в США было просто не по силам Советскому Союзу.

Таким образом, именно Монголия стала главным поставщиком лошадей для Красной армии.

Сегодня, говоря о войне, о лошадях вспоминают редко, однако именно они были главной тягловой силой Красной армии, без них были невозможны передислокации армий. До появления в Красной армии моторизированных частей и соединений, конница была единственным маневренным средством оперативного уровня.

Во второй половине войны квалерия осуществляла прорыв вглубь обороны противника, образовывала внешний фронт окружения. В случае, когда наступление шло по шоссейным дорогам приемлемого качества конница не могла поспеть за моторизированными соединениями, но во время рейдов по грунтовым дорогам и бездорожью кавалерия не отставала от мотопехоты.

Но был у конницы и недостаток: она была живой силой и несла потери.

За первый год войны Советский Союз потерял почти половину своего лошадиного поголовья. В июне 1941 года в распоряжении Красной армии было 17,5 миллионов лошадей, к сентябрю 1942 года их осталось 9 миллионов, и это включая молодняк, то есть лошадей, не способных в силу возраста к «службе».

Поставки лошадей из Монголии начались с самого начала войны, в марте 1942 года монголы начали системную «заготовку» лошадей для нужд фронта. В итоге Советскому Союзу Монголией было поставлено 485 тысяч лошадей, 32 тысячи монгольских лошадей передали СССР в качестве подарков монгольские крестьяне-араты. Таким образом, примерно 500 тысяч «монголок» воевали на фронтах Великой Отечественной. Генерал Исса Плиев писал: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

По поздним подсчетам, каждая пятая лошадь в Красной армии была монгольской.

Танковая колонна

Монголы «вложились» в дело Победы не только лошадьми, но и помогли Красной армии с техникой. Через полгода после начала войны, 16 января 1942 года в Монголии был объявлен сбор средств с целью приобретения танков для танковой колонны.

Монголы несли в банк буквально все. Из Монголии во Внешторгбанк было перечислено 2,5 млн. тугриков, 100 тыс. долларов США, 300 кг. золотых изделий.

На собранные средства было приобретено 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70.

Сформированную колонну назвали «Революционная Монголия». Передать её частям РККА 12 января 1943 года приехал сам маршал Чойбалсан. Каждый монгольский танк был назван: «Большой хурал», «От Совета министров МНР», «От ЦК МНРП», «Сухэ Батор», «Маршал Чойбалсан», «Хатан-Батор Максаржав», «Монгольский чекист», «Монгольский арат», «От интеллигенции МНР», «От советских граждан в МНР», «От Малого Хурала».

Эскадрилья

Также Монголия помогла Красной армии наверстать дефицит авиации. В 1943 году в Монголии стали собирать средства на приобретение авиационной эскадрильи «Монгольскиий арат».

К июлю 1943 года было собрано 2 миллиона тугриков.

18 августа Иосиф Сталин лично выразил благодарность руководству МНР за оказанную помощь в формировании эскадрильи: «Премьер-министру МНР маршалу Чойбалсану. От имени Советского правительства и своего лично выражаю сердечную благодарность Вам и в Вашем лице правительству и народу Монгольской Народной Республики, собравшим два миллиона тугриков на строительство эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» для Красной Армии, ведущей героическую борьбу с гитлеровскими захватчиками. Желание трудящихся МНР о постройке эскадрильи боевых самолетов «Монгольский арат» будет исполнено».

Караваны помощи

Помогли монголы Красной армии также продуктами, одеждой, шерстью. Уже в октябре 1941 года из Монголии был отправлен первый эшелон с подарками бойцам Красной армии. Он вез 15000 комплектов зимнего обмундирования, около 3000 индивидуальных подарочных посылок на общую сумму в 1,8 млн. тугриков. Также Госбанк СССР получил 587 тыс. тугриков наличными на расходные нужды.

За первые три года войны из Монголии было отправлено восемь эшелонов.

В книге «Эскадрилья «Монгольский арат», изданной в 1971 году, приводится примерный список того, что монголы отправили на фронт только в одном из эшелонов в ноябре 1942 года: полушубки - 30 115 шт.; валенки - 30 500 пар; меховые варежки - 31 257 пар; меховые жилеты - 31 090 шт.; солдатские ремни - 33 300 шт.; шерстяные фуфайки - 2 290 шт.; меховые одеяла - 2 011 шт.; ягодное варенье - 12 954 кг; туши джейранов - 26 758 шт.; мясо - 316 000 кг; индивидуальные посылки - 22 176 шт.; колбаса - 84 800 кг; масло - 92 000 кг.

Средства, собранные монголами, были по своему объему равны уровню поставок по ленд-лизу, и это лишний раз подтверждает беспримерное самопожертвование монголов. Зимой 1944 года в МНР даже начался голод.

Добровольцы

Точное количество монгольских добровольцев-участников Великой Отечественной войны до сих пор не установлено, однако историки сходятся на том, что на Восточном фронте принимало участие до 500 монголов. Они воевали в кавалерийских и саперных частях, монголы как хорошие охотники были снайперами.
Монгольская армия, за годы войны усиленная и обученная, стала серьезным противовесом Квантунской армии. Благодаря вооруженным силам дружественной Монголии Советский Союза смог передислоцировать на Восточный фронт несколько дивизий с Дальнего Востока

Уже после окончания Великой Отечественной, в августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в Советско-японской войне.

Товарищ Сухов

Одним из многих монголов, сражавшихся в составе Красной армии, был Должинсүрэнгийн Сүхээ. В Советский Союз он приехал ещё до войны, сначала учился в костромском техникуме, был отличником, приехал в Москву повышать квалификацию, потом работал в посольстве МНР, а затем был репрессирован и отправлен на поселение, ходил на судне в Архангельске, а оттуда его мобилизовали на фронт матросом Балтийского флота.

Сложное монгольское имя сократили, и по документам Должинсүрэнгийн Сүхээ стал Суховым.

Он сражался на Ленинградском фронте, многократно перескал линию фронта, брал «языков», ходил в разведку.

В конце ноября 1943 года часть, в которой служил Сүхээ-Сухов была направлена уничтожить вражескую танковую колонну. Морпех Сухов в том бою был тяжело контужен и ранен. Это было 27 ноября 1943 года.

Позже он будет писать на своем дневнике: «Я очень благодарен тем советским людям, кто спас меня, когда я был ранен». Из-за тяжести ранения «товарищ Сухов» был комиссован, хотя и просился обратно на фронт

С 29 января 1944 года он работал ремонтником на пароходе, курсировавшем по реке Мезень, а по возвращении в Монголию участвовал в Советско-япоснкой войне и был награжден орденом «Полярная звезда».

Араты ара́ты

в Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся-скотоводы, в широком смысле - трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы.

АРАТЫ

АРА́ТЫ, в Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся-скотоводы, в широком смысле - трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "араты" в других словарях:

    АРАТЫ, у монгольских народов крестьяне скотоводы … Современная энциклопедия

    В Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся скотоводы, в широком смысле трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы … Большой Энциклопедический словарь

    Араты - АРАТЫ, у монгольских народов крестьяне скотоводы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (монг.) трудящиеся скотоводы в МНР и районах расселения монголов в КНР, в более широком смысле трудящиеся вообще, народ. В феодальной Монголии А. представляли собой класс крепостных крестьян скотоводов, прикрепленных к земле (пастбищным… …

    - (от монг. ард трудящийся; народ) трудящиеся крестьяне в Монголии. В феод. Монголии А. представляли собой класс крепостных крестьян, эксплуатируемых феодалами. А. делились на 3 группы (сословия): албату, шабинары, хамджилга. В дореволюц. Монголии… …

    ратай - араты, земляроб … Старабеларускі лексікон

    Монголия в XVI - первой половине XVII в. - В 1368 г. народные массы Китая свергли Юаньскую династию монгольских феодалов и изгнали их из своей земли. Эфемерная военно феодальная империя Чингис хана и его преемников начала распадаться. Полуторавековая завоевательная политика монгольских… …

    Образование монгольской державы и монгольские завоевания - В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно историческое значение. Затронув все страны… … Всемирная история. Энциклопедия

    Албан, повинность, подать в дореволюц. Монголии, одна из форм феод. ренты. Виды А. особенно увеличились в период маньчжурского господства (1691 1911). Араты албату были обязаны отдавать б. ч. продукции своего х ва на содержание князей, чиновников … Советская историческая энциклопедия

    - (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР государство в Центральной Азии. Граничит с СССР и КНР. Площадь 1565 тыс. км2. Население 1377,9 тыс. чел. (начало 1974). Столица г. Улан Батор. В … Большая советская энциклопедия



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта