Главная » Условно-съедобные грибы » Сельское хозяйство в российской империи. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Сельское хозяйство в российской империи. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

А.М. Анфимов, А.П. Корелин

Данные о состоянии сельскохозяйственного производства России в начале XX в. содержатся в различных комплексах источников. Важнейшим и наиболее обширным из них является текущая аграрная статистика, собиравшаяся и издававшаяся с начала 80-х годов XIX в. различными ведомствами: Центральным Статистическим Комитетом при Министерстве внутренних дел, Департаментом земледелия и сельской промышленности (с 1894 г. - Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики) Министерства земледелия и государственных имуществ (с 1905 г. - Главное управление землеустройства и земледелия), Ветеринарным управлением МВД, земско-статистическими органами, различными научными и общественными организациями. Как правило, это погодные сведения, характеризующие основные стороны сельскохозяйственного производства (посевные площади, сборы и урожайность основных земледельческих культур, поголовье различных видов скота и т.д.) на губернском, реже - на уездном и общинном уровне. Погубернские и поуездные сводки этих данных, охватывавших с начала XX в. всю территорию империи, публиковались в периодических изданиях «Урожай 18... года» в составе многотомной «Статистики Российской империи» «18... год в сельскохозяйственном отношении по материалам, полученным от хозяев», а также в общих публикациях по аграрной статистике России конца XIX начала XX в.: «Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств» (СПб., 1907-1913 ; Пг., 1914-1917); «Сельское хозяйство России в XX веке. Сборник статистико-экономических сведений за 1901-1922 гг. (М., 1923); «Свод урожайных сведений за 1883-1915 гг.» (М., 1928 и др.).

Другой комплекс аграрной статистики составляют данные обследований и переписей, фиксировавших состояние землевладения и землепользования, скотоводства, всего сельскохозяйственного производства Европейской России или всей Российской империи за определенные годы. Это данные земельных переписей 1877, 1887, 1905 гг., сельскохозяйственных переписей 1916 и 1917 гг., военно-конских переписей, обследования сельскохозяйственных машин и орудий, проведенного ЦСК в 1910 г. Большой интерес для изучения эволюции землевладения представляют «Материалы по статистике движения землевладения» (СПб., 1896-1917 гг.), издававшиеся Министерством финансов и содержащие данные о мобилизации землевладения за 1895-1911 гг., полученные путем обработки и систематизации сведений о купле-продаже земли из объявлений нотариальных контор, публиковавшихся в приложениях к «Сенатским ведомостям». Подсчет данных за 1911-1915 гг. произведен А.М.Анфимовым.

Данные различных по своему происхождению комплексов аграрной статистики различаются между собой, порой весьма существенно. Проблема достоверности и сопоставимости этих данных стала предметом специального анализа в исследованиях М.Н.Добровольского «Опыт истории и методологии статистики животноводства» (СПб., 1909); Д.И. Иванцова «К критике русской урожайной статистики» (М., 1911); Е.З.Волкова «Аграрно-экономическая статистика России» (М.,Л.,1924); «Массовые источники по социально-экономической истории России периода империализма» (М., 1979) и др. В данном разделе предпочтение отдано изданиям ЦСК МВД ввиду их большей универсальности и сопоставимости.

Применение улучшенных приемов обработки земли, сельскохозяйственных орудий и машин, потребление минеральных удобрений, введение культуры кормовых трав, усиленный спрос на плодовый посадочный материал, пробуждение интереса к улучшению различных отраслей животноводства и другие подобные явления приобретают уже во многих местностях России значительное распространение.

Общая характеристика Сельского хозяйства Российской империи

Из «Объяснительной
записки к отчету государственного контроля по

смет за 1910 год» (СПб., 1911. С. 120-121).

Наше сельское хозяйство вообще, а в особенности на крестьянских землях, занимающих в одной Европейской России до 75% всех сельскохозяйственных угодий, ведется несовершенно. Плохая обработка земли, незначительное распространение усовершенствованных сельскохозяйственных орудий, недостаточное удобрение почвы, исключительно зерновое, большей частью по трехпольной системе, хозяйство являются до сих пор характерными признаками земледельческого промысла не только у крестьян, но и у многих частных земледельцев. В зависимости от сего состоящая под культурой площадь используется у нас слабо, урожайность полевых растений низка, непостоянна, скотоводство поставлено плохо, а переработка продуктов сельского хозяйства развита недостаточно. При том урожайность на крестьянских землях даже по сравнению с невысокими урожаями на владельческих экономиях менее в среднем почти на 20%*. В отношении производительности и культурности сельского хозяйства Россия, несмотря на свои природные богатства, далеко отстала от других стран, достигших в этом отношении значительных успехов, благодаря затрате на обработку сельскохозяйственных угодий большого количества труда и капитала и применения усовершенствованных орудий и систем хозяйства. По данным одного из французских статистических сборников (Statistique Agricole de la France), в среднем урожайность главных хлебов, исчисленная для 8 государств (Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Соединенных Штатов, Канады и Австралии), выше урожайности в России: для пшеницы - на 48,5%, ржи - на 57,1%, ячменя - на 34,3%, овса - на 50,3% и картофеля - на 69%. Сравнение это окажется для России еще невыгоднее, если взять некоторые специальные культуры и промышленные растения и, в особенности, животноводство.

Меры правительства по подъему сельского хозяйства - землеустройство, содействие переходу от общинных порядков к подворному и хуторскому землевладению, распространение сельскохозяйственного образования, подъем технического уровня, мелиорация, льготный кредит и поощрение кустарной промышленности.

* Урожайность хлебов была выше на тех помещичьих землях, которые обрабатывались за свой счет (примерно 10% общей посевной площади). Более половины пашни помещики сдавали в аренду. Урожаи на этих землях были ниже, чем на надельных крестьянских.

Из «Объяснительной
записки к отчету государственного контроля по
исполнению государственной росписи и финансовых
смет за 1913 г.» (Пг., 1914. С.234-247).

Общие мероприятия по сельскому хозяйству

На сельскохозяйственном промысле искони зиждилось и зиждется благосостояние русского народа. Сельскохозяйственный труд в России не только дает необходимые стране пищевые продукты, но и составляет коренное занятие более чем 75% всего ее населения. Ежегодная производительность этого труда превышает ныне 9 миллиардов рублей, сельскохозяйственные продукты являются главным предметом нашего заграничного вывоза.

За последние годы заметно наблюдается развитие и улучшение у нас сельского хозяйства.

Применение улучшенных приемов обработки земли, сельскохозяйственных орудий и машин, потребление минеральных удобрений, введение культуры кормовых трав, усиленный спрос на плодовый посадочный материал, пробуждение интереса к улучшению различных отраслей животноводства и другие подобные явления приобретают уже во многих местностях России значительное распространение.

Вместе с тем увеличивается и производительность сельскохозяйственных угодий. Так, общий сбор зерновых хлебов, составлявший в 1908-1912 гг., в среднем, 4555 млн. пудов в год, в 1913 г. достиг 5637 млн. пудов, превысив, в частности, сбор 1912 г. на 565 млн. пудов... Превышение это представляется тем более благоприятным, что площадь под посевом хлебов увеличилась в 1913 г. лишь на 4,7% по сравнению с 1912 г.

Попудный сбор с десятины за указанные годы составлял *:

1908-1912 гг.

Озимая пшеница
Яровая пшеница
Озимая рожь
Яровая рожь
Овес
Яровой ячмень

* Следует иметь в виду, что 1913 г. выделялся особо высоким урожаем, а в пятилетие 1908-1912 гг. 1908 и 1911 гг. были отмечены крупными недородами. - А.К.

Растет и вывоз сельскохозяйственных продуктов за границу. Заграничный сбыт, например, главных хлебов достиг в 1913 г. 647,8 млн. пуд. против 548,4 млн. пудов в 1912 г.

В связи с расширением и улучшением сельского хозяйства возрастают и размеры содействия ему со стороны как Правительства, так и местных общественных организаций.

Среди мероприятий, направленных к развитию сельского промысла и улучшению общих условий его, первое место по своему значению занимают меры по оказанию агрономической помощи населению и распространению сельскохозяйственного образования.

Ассигнования из казны на это дело возросли за 1908-1912 гг. с 5702 тыс. руб. до 21880 тыс. руб. В 1913 г. они достигли уже 29055 тыс. руб. .. Такое увеличение кредитов на 1913 г. дало возможность значительно развить в этом году главнейшие из помянутых мер, как можно видеть из следующей таблицы:

Произведено расходов в тыс. руб.

по сравнению с 1912 г. больше

Сельскохозяйственное образование
Опытные и показательные сельскохозяйственные учреждения
Техника по сельскохозяйственной части
Общие меры по развитию и улучшению различных отраслей сельского хозяйства
Меры непосредственно агрономической помощи в заселяемых районах
Агрономическая помощь в районах землеустройства

Мероприятия на счет указанных расходов осуществлялись как правительственными учреждениями, так и общественными организациями, главным образом земствами, которым сельскохозяйственным ведомством отпускались на это средства в виде пособий. В отдельных случаях выдачи таких пособий превышали 50% общего расхода... Со своей стороны земства и другие местные организации затрачивают значительные собственные средства на развитие агрономических мероприятий. Расходы земств на этот предмет, ежегодно возрастая, достигли в отчетном году 18072 тыс. руб., превысив ассигнования 1912 г. (15043 тыс. руб.) на 3029 тыс. руб., а 1911 г. (11399 тыс. руб.) на 6673 тыс. руб.

Совместная деятельность Правительства и общественных организаций по воспособлению сельскому хозяйству уже успела дать заметные результаты. (Открыто свыше 300 новых сельскохозяйственных учебных заведений, более 1000 курсов; проводятся чтение лекций, беседы по разным вопросам сельского хозяйства - в 20 тыс. пунктов, во всех губерниях Европейской России организуется система опытных станций, полей, участков; на Кавказе и за Уралом их более 290; земства ввели институт участковых агрономов; предприняты меры по поддержанию и улучшению животноводства, по распространению усовершенствованных машин и орудий, семян, посадочных материалов и удобрений; осуществляются меры по осушению и орошению земель, по борьбе с оврагами и песками, по землеустройству хозяйств и т.д. Наиболее крупные расходы в 1913 г. произведены в Туркестане - по орошению Голодной степи, 3099 тыс. руб., и на Кавказе - по орошению Муганской степи, а также в Томской губ. - по ирригации Барабинской степи).

Мероприятия по содействию животноводству. По количеству сельскохозяйственного скота России принадлежит одно из первых мест в ряду государств Европы и Америки... Однако, положение отечественного животноводства представляется не вполне удовлетворительным. Общее количество скота за трехлетие 1911-1913 гг. уменьшилось с 188,6 млн. голов до 173,4 млн. голов. Обеспеченность сельского населения скотом понижается. Так, на 100 жителей сельского населения приходилось:

Лошадей
Крупного рогатого скота
Овец коз
Свиней

Неблагоприятное положение животноводства отражается и на внешней торговле. Ввоз из-за границы живого скота и продуктов животноводства - сала и шерсти - достиг значительных размеров и преобладает над вывозом.

Домашнего скота

вывезено

вывезено

вывезено

тыс. голов / на сумму в тыс. руб.

тыс. пудов / на сумму в тыс. руб.

1911
1912
1913

Значительное внимание обращается на развитие молочного хозяйства и в особенности маслоделия. В этой области сельского хозяйства достигнуты крупные успехи, как о том свидетельствуют нижеследующие данные о вывозной торговле маслом:

Вывезено масла

в 1902-1907 гг.

в 1907-1911 гг.

в среднем за год

тыс. пудов
на сумму (тыс. руб.)

В видах дальнейшего развития этого дела и подготовки опытных руководителей открыт особый молочно-хозяйственный институт в г. Вологде.

Засим, останавливает на себе внимание поддержка местных птицеводов посредством содействия упорядочению и организации сбыта продуктов птицеводства. Заграничный вывоз этих продуктов, главным образом яиц, составляет крупную статью в нашей внешней торговле:

Вывезено яиц

в 1902-1907 гг.

в 1907-1911 гг.

в среднем за год

млн. штук
на сумму (тыс. руб.)

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином.

После провозглашения в 1990 - 1992 гг. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которой были направлены действия реформаторов.

Однако процесс формирования сельского хозяйства шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании укладов аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агропромышленного бизнеса на семейной основе.

Фермерское хозяйство - это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими), планирование и прогнозирование1.

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. Они, в отличие от фермерских хозяйств, носят потребительский характер, обладают иным мотивационным механизмом.

Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи, с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции ориентирована преимущественно на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведение официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Крестьянское хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно-правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками:

во-первых, оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и граждан, объединившихся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью;

во-вторых, выступает в качестве односубъектного формирования самостоятельно хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей;

в-третьих, субъект предпринимательской деятельности1

Фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии2.

В соответствии с действующим законодательством фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (п. 2 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Согласно п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ.

В деятельности крестьянского хозяйства преобладают не только хозяйственные задачи, связанные с осуществлением сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью, но и коммерческие задачи, направленные на получение прибыли. Поэтому закон наделяет крестьянское (фермерское) хозяйство всем комплексом прав и обязанностей, которые необходимы ему для осуществления частной предпринимательской деятельности.

Особая природа крестьянского хозяйства выражается также в наделении его правами юридического лица. В современных условиях в соответствии с господствующим в теории гражданского права и практике взглядом свойство юридического лица за крестьянским хозяйством отрицается. Этот взгляд нашел отражение и в ГК РФ и в Законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые не признают за такими хозяйствами статуса юридического лица.

Крестьянское хозяйство -- хозяйственная организация особого рода, которая ведется, по общему правилу, либо отдельным гражданином, либо семьей. Крестьянская семья наиболее простая, широко распространенная организационно-правовая форма крестьянского хозяйства.

Легальным определением подчеркивается, что крестьянское хозяйство, с одной стороны, основано на семейно-родственных связях лиц, ведущих совместную сельскохозяйственную деятельность, с другой стороны, это семейно-трудовое объединение лиц, занятых частной предпринимательской сельскохозяйственной деятельностью.

На такой основе создавались крестьянские хозяйства в дореволюционной России, законодательство которой рассматривало крестьянский двор не только в качестве родственного, но и трудового союза. В юридической литературе того времени являлся господствующим взгляд, согласно которому «право на семейное имущество или его долю определяется как началом кровного родства, так и трудовым началом...» Противоположную трактовку социальной и юридической природы крестьянского двора давал Правительствующий Сенат, который, опираясь формально на крестьянские обычаи, а по существу, по политическим мотивам в противоположность индивидуальной собственности, закрепленной X томом Свода законов Российской империи, признавал, что семья по смыслу обычного крестьянского права не есть родственный союз, а является трудовым союзом. Соответственно домохозяин рассматривался как представитель коллектива, а не как правомочный собственник. Фактически власть домохозяина была неограниченной: она распространялась не только на имущественные отношения, но и самих членов семьи. Такое объяснение юридической сущности крестьянского двора вполне соответствовало самодержавному режиму государственной власти1.

Практика дореволюционного Сената подвергалась обоснованной критике в дореволюционной юридической литературе, в которой предпринимались попытки еще до Указа от 9 ноября 1906 г. распространить положения X тома Свода законов Российской империи об индивидуальной собственности на имущественные отношения в крестьянской семье. После реализации Указа от 9 ноября 1906 г. эта позиция стала господствующей в юридической литературе. Вот как, например, характеризовал юридическую сущность крестьянского двора проф. А.А. Леонтьев. «Право потомственного пользования подворным наделом определяется не одними родственными отношениями крестьян между собой, но и принадлежностью к составу той рабочей семьи, на имя домохозяина которой выдана данная». Такое понимание юридической сущности крестьянского двора базировалось на Указе от 9 ноября 1906 г., который порвал с сенатской теорией крестьянского двора как трудового союза, а также общей семейной собственностью двора и стал на позицию личной семейной собственности домохозяина, вышедшего из общины.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. (ст. 65) характеризовал крестьянский двор как семейнотрудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

Современная юридическая практика содержит также много доводов в пользу юридической конструкции крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения крестьян, занятых частным предпринимательством в сфере сельского хозяйства.

На основе такой конструкции вопросы, связанные с регулированием земельных, имущественных, трудовых отношений, возникающих на почве совместной трудовой деятельности членов крестьянской семьи, должны быть отнесены к сфере законодательства о крестьянском хозяйстве. Право членов крестьянского хозяйства по отношению к имуществу определяется нормами права, учитывающими как начало семейного родства, так и трудовые отношения.

Вместе с тем закон допускает существование крестьянских хозяйств, которые ведутся группой лиц, не связанных семейно-родственными связями, но объединившихся для совместной сельскохозяйственной деятельности. При таком широком понимании состава крестьянского хозяйства возникает вопрос, чем отличаются эти коллективы от иных сельскохозяйственных предприятий, которые могут выступать по законодательству участниками рыночных аграрных отношений. Эта двойственность положения крестьянского (фермерского) хозяйства вызывает противоречивые объяснения его сущности. При обобщенном и неполном регулировании деятельности крестьянских хозяйств, созданных группой граждан, возникают и другие затруднения. В основном они связаны с тем, что участники гражданского оборота не имеют представлений, с кем они должны иметь дело в гражданском обороте. Неопределенным остается также вопрос о том, кто является собственником имущества, на каких основаниях оно закреплено за группой граждан, не связанных между собой семейно-родственными отношениями? Можно ли считать при определенных условиях крестьянское (фермерское) хозяйство сельскохозяйственным товариществом или кооперативом?

Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, уточнены, видоизменены в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1.

При этом не исключается возможность использования и иных юридических конструкций группы граждан, в частности, совместной деятельности без создания юридического лица. Наряду с этим ГК РФ. предусматривает создание членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива2.

Понятие «крестьянское хозяйство» законодательство связывает не только с формой сельскохозяйственного предприятия, но и с земельной собственностью, арендой сельскохозяйственных земель, земельным оборотом, организацией земельной территории. Вопрос о правовом режиме земель крестьянского хозяйства решен, в сущности, п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве. Здесь говорится о таких титульных земельных правах граждан, ведущих крестьянское хозяйство, как право аренды, пожизненного наследуемого владения землей или собственности на земельный участок. Земельный участок может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по разным правовым основаниям: часть земли -- в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю; другая --- в качестве пожизненного наследуемого владения; третья -- по договору аренды.

Закон РФ. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» подтверждает значение института пожизненного наследуемого владения земельным участком, устанавливает правило о том, что граждане, имеющие на момент вступления этого Закона в силу земельные участки, размеры которых превышают предельно допустимые нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей указанные нормы. С введением в действие в. ГК РФ российский законодатель вновь подтвердил существование таких титульных земельных прав граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, как право пожизненного наследуемого владения землей граждан. Оно закреплено не только в гл. 17 ГК РФ, но и в ст. 216 ГК РФ, которая к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, относит и право пожизненного наследуемого владения земельным участком. В соответствии с этим можно заключить, что несмотря на отсутствие каких бы то ни было упоминаний в действующем ЗК РФ о пожизненном наследуемом владении, крестьянское (фермерское) хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, его ведущих, осуществляет частную предпринимательскую деятельность либо как собственник, либо как землевладелец, либо как арендатор земельного участка.

Ответ на вопрос, почему именно гражданин, изъявивший желание создать крестьянское хозяйство и обратившийся с заявлением в соответствующие органы о предоставлении ему земельного участка, признается собственником земельного участка, содержится в ст. 7 Земельного кодекса. Она предусматривает, что граждане имеют право на получение в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства. Если оставаться на позициях действующего законодательства, то надо признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст. 11, 26 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»)1.

Дореволюционное правовое регулирование земельно-имущественных отношений периода П.А. Столыпина также базировалось на теории личной собственности домохозяина на имущество семьи.

В основе юридических конструкций земельноправных институтов на первом этапе земельной реформы лежит право собственности на земельный участок главы крестьянского хозяйства. Закон признавал земельные участки, находящиеся в подворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностькьдомохозяина. Таким образом, российское законодательство еще в начале XX в. отказалось от семейной собственности и коллективной формы землевладения, закрепив право личной собственности домохозяина и общей собственности в качестве основных институтов гражданского и земельного права. Все это сближало владение домохозяина с общими положениями частного гражданского права, хотя при нарушении нормальной жизни крестьянского двора, например, в случае смерти главы семьи, при семейных разделах, суды руководствовались обычным крестьянским правом.

На втором этапе земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права общей собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Аналогичное решение вопросов о земельной правосубъектности крестьянского (фермерского) хозяйства дано в ст. 267 ГК РФ, закрепившей общую собственность на землю членов крестьянского хозяйства (совместную или долевую -- по договору между его членами).

Однако положение о трудовом характере землевладения не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации труда крестьянского хозяйства. Владелец земли (собственник, арендатор), занятый частным предпринимательством на селе, как любой предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, может осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда (ст. 23,257 ГК РФ).

Применение наемного труда в крестьянском хозяйстве имеет ряд специфических особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона о крестьянском хозяйстве. Хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством РФ о малом предпринимательстве.

Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Основной вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств - ведение товарного сельскохозяйственного производства.

Они обладают специальной правоспособностью, могут заниматься различными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством, но при сохранении производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущих видов деятельности. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются и приобретаются из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство -- семейно-трудовое объединение лиц, занятых частным аграрным предпринимательством и осуществляющих на принципах коммерческого расчета товарное производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции на основе собственного капитала с использованием земельных участков, переданных в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, аренду членам данного хозяйства, с применением собственной, а в определенных пределах также наемной рабочей силы1.

труд сельскохозяйственный фермерский

В Ярославской областной библиотеке им. Некрасова хранится 39 выпусков земской статистики, которая наглядно характеризует состояние производительных сил в сельском хозяйстве Ярославской губернии в конце XIX и начале XX века.

Перед началом реформ Столыпина надворная перепись 1902 г. свидетельствует, что безлошадных крестьянских хозяйств в Ярославской губернии было 35,2%, а без наделов земли было уже 7,3% хозяйств. Последняя цифра говорит о полном разорении крестьянского двора. В 1902 г. на отхожие промыслы ушло 202 тыс. крестьян, в основном это было мужское население - именно такое количество паспортов было выдано. Такая цифра говорит о том, что фактически 25% крестьянских хозяйств не справлялись с нуждой, не могли прокормиться на земле. Общая доходность десятины (1,09 га) составляла всего 4 рубля.

Какой образ рисовала вся демократическая пресса в отношении бедняка - лентяй, пропойца, не хотел и не умел работать. Не забыли еще эти демократические побасенки? Получается, что в Ярославской губернии среди крестьян таковых было - каждый третий! Но в кого превращался любой справный хозяин, если у него градом побило посевы, заморозило ранними заморозками лен, снесло наводнением заготовленное сено? А градобития, ранние заморозки, наводнения в Ярославской губернии (до строительства Рыбинского водохранилища) были ежегодными. Об этом тоже есть сведения в земских справочниках-опросниках. Еще более тяжелые условия по подворной переписи 1902 г. были в Рыбинском уезде. Безлошадных крестьянских хозяйств - 5073 двора (41%), с одной лошадью - 6691 двор (54%), с двумя - 374 двора (3,1%), с тремя и более - 68 дворов.

А вот далее я стану называть цифры, от которых должно стать стыдно тем, кто посмел называть крестьян-бедняков лентяями. Стыдно было и мне, потому что целых два года, пока не стала учиться в ВЗФЭИ и не освоила статистику, я тоже пребывала с промытыми демократической прессой мозгами. Вдумайся, читатель, в эти цифры! Без земельных наделов в Рыбинском уезде в 1902 г. было 10% хозяйств, а не сеяли хлеб всего 7% хозяйств. Это же получается, что и безлошадные, и даже безнадельные крестьяне старались посеять хлеб?! Следовательно, как минимум 3% крестьян арендовали чужую землю и работали на чужой лошади, чтоб только посеять хлеб. А 38% крестьян арендовали чужую лошадку, чтоб посеять хлеб на своих десятинах земли! И как после этого какая-то оранжево-белоленточная либеральная публика смеет поганить трудягу-крестьянина, обвиняя его в лени?!

А дальнейшие цифры еще более укрепят вас, читатель, в мысли, что наше крестьянство вгрызалось в земельку до последнего и работало до седьмого пота. В том же Рыбинском уезде сделали перепись о размерах засеваемых наделов. Засевали: до одной десятины - 24% хозяйств; от 1 до 2 десятин - 33%; от 2 до 3 десятин - 19%; от 3 до 6 десятин - 12%.

А теперь попытаемся представить себе положение крестьянина без надела. За аренду земли он отдавал иногда половину урожая. А за аренду чужой лошади что он мог отдать? Только свой труд! И потому за чужую лошадку приходилось потрудиться в хозяйстве «крепкого хозяина».

Чтобы выявить уровень обеспеченности хлебом, в том же Рыбинском уезде было обследовано 3339 хозяйств. Большинству крестьянских хозяйств выращенного на собственном наделе хлеба хватало на 7 месяцев, то есть до Пасхи. Получается, что у крестьянина и с наделом, и с собственной лошадкой хлеба тоже не хватало. И только 10% крестьян обходились без покупного хлеба. Вот те самые «крепкие хозяева». Но вот только ли своим трудом они пахали, сеяли, убирали? Не за просто так отдавались внаем наделы и лошади. И не за просто так потом, после Пасхи, они ссужали односельчан хлебом до нового урожая. Больше половины крестьян покупали хлеб, но покупали хлеб не за деньги, а за свой труд. Получается, что у «крепкого хозяина» батрачило как минимум полдеревни.

Демократическая пресса никогда еще не называла цифру налогов крестьянина за надел. А царские налоги были поистине царскими. Как писал Михаил Павлович Чехов - инспектор Ярославской казенной палаты в течение 6 лет, брат великого Антона Павловича, крестьянин за десятину земли уплачивал налог 1 рубль 97 копеек. Это притом что доходность десятины (при благоприятных условиях) была вычислена в 4 рубля. Кто там орет про огромные налоги при Советской власти? Фактически уже половину урожая вынь да положь в царскую казну в виде налогов. Вот потому и не хватало хлеба своего даже у тех хозяйств, у которых и надел свой, и своя лошадка были. И к кому же опять-таки пойдет на поклон тот крестьянин-труженик, у которого хоть и лошадка есть, но и хлебца не хватает, да и налоги заплатить надо (подати, как тогда они именовались)? Правильно, он на поклон пойдет всё к тому же «крепкому хозяину». Так что про семь шкур с русского мужика не зря говорилось в дореволюционной прогрессивной свободолюбивой прессе, каковой она была до революции, в отличие от нынешних демократических времен.

С мужика драли именно семь шкур. А дворянин платил в царскую казну с десятины земли податей 2 копейки. Да-да, две копейки.

Так что те 3,1% крестьянских хозяйств, коим и хлеба хватало, и лошадок было больше, чем надо, были каплей в крестьянском море. Но они были очень устойчивы в экономическом отношении. Зададимся вопросом: почему? А потому что фактически это были коллективные хозяйства, но только батрацкого типа. В таких «крепких» хозяйствах трудилась за малым исключением почти вся деревня. За каждую арендованную десятину, за лошадку на пашню, за лошадку на уборку урожая, на перевозку дров, за хлеб от Пасхи до сентября, за ссуду на выплату податей… Так что товарными крестьянскими хозяйствами (что производили хлеб не только для самообеспечения, но и на продажу) и до революции были не фермерские, где трудится только семья крестьянина, а именно коллективные хозяйства батрацкого типа, а проще - кулацкие хозяйства.

И 90% крестьянских хозяйств Ярославской губернии хлеб не продавали, а наоборот покупали у «крепких мужиков» или у крупных землевладельцев, что переводили свои бывшие помещичьи усадьбы на капиталистический лад - применяли наемный труд батраков.

Предвижу возражения, что Ярославская губерния не показатель, так как находится в зоне рискованного земледелия. Но дело в том, что в зоне рискованного земледелия находилось 80% посевных площадей Российской империи.

Обратимся к свидетельству смоленского помещика А.Н. Энгельгардта. Смоленская губерния, где находилось имение Энгельгардта, имела более благоприятные условия для земледелия, но там уже с Рождества крестьяне начинали покупать степной (привозной) хлеб или покупали хлеб у местных помещиков. К концу весны хлеб покупали все крестьяне, у кого же денег не было, а по состоянию здоровья не могли идти в батраки (сильная конкуренция на найм), шли в «кусочки» - так называлась сложившаяся практика взаимопомощи в крестьянском мире.

И об этом Энгельгардт пишет в первом письме из деревни. Вот как там было «прекрасно» до революции: крестьянин, имевший свой надел и хозяйство, вынужден был идти побираться, чтоб не умереть с голоду. А.Н. Энгельгардт в журнале «Отечественные записки» напечатал 11 писем «Из деревни», которые затем в течение 100 лет неоднократно переиздавались отдельным изданием. В Ярославской областной библиотеке есть также отдельное издание «Письма из деревни».

Ну дак как жилось бедному крестьянину в царской России?

Теоретические основы организации крестьянского (фермерского) хозяйства

История развития фермерских хозяйств в России

По мнению отдельных исследователей, первые российские фермеры появились в связи с преобразованиями, связанными со столыпинской аграр­ной реформой. В ходе ее проведения крестьянские (фермерские) хозяйства, охватывавшие в то время свыше 80% населения страны и бывшие господ­ствующими по отношению к другим субъектам аграрной сферы, естествен­ным образом получили возможность развивать новый уклад «предпринима­телей-фермеров», выделив из них наиболее активную часть сельского насе­ления. Вместе с тем, спустя два десятилетия, по мере развития коллективиза­ции, в России начался прямо противоположный процесс. В результате фермерский уклад был уничтожен и трансформирован в государственно-кооперативный, выражавший монополию государства на производство, рас­пределение, обмен и потребление сельскохозяйственных товаров. Вследствие этого на смену фермерскому укладу пришло искусственное образование -«колхозно-совхозный» уклад, выступавший в роли организационно-правовой формы хозяйствования, не имевшей цивилизованной рыночной основы .

В условиях отсутствия институтов рыночной экономики государствен­но-монополистический «экономический порядок» не мог обеспечить расши­ренного воспроизводства, поскольку был сконструирован в идеологической сфере и поддерживался административными методами воздействия на субъ­ектов сельского хозяйства. Мощный толчок будущему сельскому предпри­нимательству был дан постановлениями Правительства СССР в 1986-1990 годах для осуществления экспериментов по созданию подрядных и арендных коллективов в сельском хозяйстве и принятием Законов о кооперативах и ин­дивидуальной трудовой деятельности. Эти радикальные попытки и изменили построенную коллективизацией искусственную систему взаимоотношений и стимулировали возникновение в 90-е годы новых форм собственности, спо­собствуя их становлению и дальнейшему существованию .

На первом этапе (начиная с 1989 года по 1993 год), по оценкам самих предпринимателей, наблюдались самые благоприятные условия для станов­ления и развития бизнеса. Некоторые первые фермеры прошли школу под­рядных и арендных коллективов и в начале рыночных реформ, накопив стар­товый капитал и освоив практические навыки самостоятельной работы, про­должили свой бизнес в новых организационно-правовых формах .

Можно выделить две группы людей, возглавивших фермерское движе­ние в начале 90-х годов. Первая группа - это рядовые механизаторы, желав­шие проверить свои силы в открывшихся новых экономических условиях.

Костяк второй группы – это руководители, специалисты коллективных хозяйств, которые воспользовались своими знаниями для успешного «фермерского» старта. В эту группу вошли и те руководители и специалисты, которые в знак протеста или в результате возникшего конфликта с ближайшим руководством ушли из коллективного хозяйства и начали свое дело. .

Становлению фермерства в начале 90-х годов несомненно способствовали значительные льготы и целевые государственные кредиты. В дальнейшем ослабление и практически полное прекращение государственной поддержки кардинально изменило ситуацию. С одной стороны, это оказалось положительно, произошел отсев случайных людей, привлеченных ранее возможностью обогащения, а с другой стороны, сократилось количество желающих стать фермерами. В последнее время организация фермерских хозяйств все чаще расценивается как очередная ошибочная кампания.

Если раньше, в начале 90-х, формировалась позиция на фермеризацию, то теперь она радикально изменена в сторону сохранения любыми способами крупных коллективных хозяйств и ограничения образования фермерских хозяйств. В связи с этим из отечественной политики обращает на себя внимание столыпинская аграрная реформа. П.А. Столыпин говорил: «Нужно снять те основы, которые камнем лежат на крестьянстве, и дать ему возможность самому избирать тот способ пользования землей, который наиболее приемлем» .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта