Главная » Маринование грибов » Хозяйственная деятельность киевской руси. Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в X – XIIвв

Хозяйственная деятельность киевской руси. Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в X – XIIвв

1. Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
2. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся(феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"), смерды (крестьяне-общинники), закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"), изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом), челядь и холопы (придворные рабы), городское население (городская аристократия и городские низы))
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были вотчина и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
3. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть, большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов, наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре, наличие системы кормления на местах.
Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.
Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". С нем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.
В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели.
Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.
В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.
Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

Патриархальное хозяйство восточных славян. Экономика Киевской Руси (IX-XII века)

Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху

Восточные славяне прошли долгий путь развития от самых ранних форм первобытных сообществ (стада) до государственной организации. По современным оценкам этот период занимал сотни тысяч лет, и через него прошли все народы.

Люди в первобытном обществе чрезвычайно зависели от окружающей среды: стихийных бедствий, климата, диких зверей. Они использовали примитивные орудия труда, которые находились в их совместной собственности. Вся их жизнь была подчинена борьбе с природой за выживание. В эту эпоху люди начали разводить культурные растения, приручать диких животных, использовать огонь в хозяйственных целях, т.е. происходил переход к осознанному труду и формированию общества.

В зависимости от материальных условий производства первобытную эпоху можно условно разделить на несколько основных исторических периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и раннюю железную культуру. Эти периоды различались не только орудиями труда, которые использовал человек, но и формами общественной организации, видами хозяйственной деятельности.

Первобытные люди эпохи палеолита (400-40 тысяч лет до новой эры) использовали самые примитивные каменные, деревянные, костяные инструменты, занимались собирательством и охотой, вели кочевой образ жизни. Они объединялись для охоты на крупных животных, для защиты от врагов, зверей и стихии. Эти объединения, называемые первобытным стадом, были непостоянными, непрочными, случайными.

Археологические данные эпохи мезолита (40-4 тысячи лет до новой эры) свидетельствуют об использовании людьми лука, стрел, множества каменных орудий труда. Наряду с собирательством и охотой развивались рыболовство, обработка шкур диких животных и другие виды деятельности. Происходили изменения и в общественных отношениях: первобытное стадо уступало место основанной на кровнородственных связях первобытной общине во главе с женщиной, получившей название матриархат.

В неолитическую эпоху (4-2 тысячи лет до новой эры) люди стали переходить к прочному оседлому образу жизни. Появились орудия для обработки земли: соха, мотыга и др. Приручение диких животных и их одомашнивание достигло больших результатов. В домашнем хозяйстве появились козы, свиньи, овцы, коровы, быки, домашняя птица и пр. Период неолита характеризовался также развитием различных видов ремесел: гончарного производства, обработки дерева, выделки шкур, шитья обуви, производства тканей и т.д. В этот же период происходил переход от матриархата к патриархату, когда главную роль в общине стали играть мужчины, а передача имущества и имени шла по линии отца.

Примерно во втором тысячелетии до новой эры новый каменный век уступил место периоду ранней металлической культуры (меди и бронзы). Позже стала развиваться железная культура. Из болотных и озерных руд в примитивных глиняных горнах (ямах) выплавлялось железо. Это был огромный шаг в развитии производства, повлиявший на все стороны жизни человеческого общества. В этот же период произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия.

В эпоху железной культуры появились принципиально иные орудия труда для сельского хозяйства и ремесла, которые коренным образом изменили сам процесс производства, неизмеримо подняли производительность труда. Это привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями, в результате чего стали формироваться постоянные отношения обмена. Все это создавало условия для возникновения частной собственности отдельной семьи, имущественного неравенства в общине, выделения племенной знати.

Несмотря на все изменения, произошедшие в сельском хозяйстве в период. Средневековья, его главной отраслью оставалось зерновое хозяйство, поскольку в структуре питания основную часть составляли и хлебопродукты. Развивалось также скотоводческиео.

Земледелие и скотоводство в. Киевской. Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который сохранялся и в дальнейшем. По уровню сельскохозяйственной техники, степени распространения ния земледелия и культур. Киевская. Русь находилась на том же уровне, что и тогдашние страны. Западной. Европы. Как и в. Европе, вследствие неурожаев в разных регионах. Руси в XI-XII вв был массовый голод, свидетельствовало о неустойчивости этой отрасли. Однако часть продукции уже производили на экспортепорт.

Важную вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения в одежде, обуви, которые изготовлялись из кожи, меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, мехом платили дань, налоги. Рыболовство удовлетворяло потребность в постной пищи, особенно после принятия христианства с его системой постутів.

В"Повести временных лет"(конец XI - начало XII в), автором которой был червец. Киево-Печерского монастыря. Нестор, утверждалось, что источником всякого богатства является труд. Определяя естественным разделение л труда в обществе на умственную и физическую, автор замечает, что для благосостояния государства эти виды труда одинаково важны - и мудреца, и ремесленника. Общественно значимыми были все виды производства, которые збагачу валы государство. Важным, по его мнению, был и разделение труда в процессе производства, совершенствовало мастерствоо майстерність.

В документах позднего. Средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю ее толковали как такую, которая предоставлялась в наследственное владение с разрешением обмена, дарения и п продажи (поместья). Ряд грамот дала извлекать вотчину у владельца в пользу государства, но с предоставлением денежной компенсации, размер которой предварительно фиксировали в"жалованной грамоте"на право владения в отчинуння вотчиною.

сей день сохранились некоторые актовые материалы по ведению учета доходов и имущества в экономической мысли наблюдался развитие ростовщичества. Заемные грамоты свидетельствуют, что кредитные операции осуществляли под достигал аву имущества, в том числе земельных владений. Итак, земля становилась товарором.

В инвентарях и люстрациях, сохранившихся на территории Украины с XV в, е сведения не только о налогообложении населения в пользу государства, а о единицах учета, порядок налогообложения в статистической них записях отражено, что главной единицей налогообложения в различных украинских землях были плуг, соха, двор, двор - в сельской местности, дом - в городах, что свидетельствует о сохранении старинных мер налогообложения, которые применяли еще в. Киевской. Руссі.

В VI-IX вв от сельского хозяйства отделились ремесла. В эпоху. Киевской. Руси произошел расцвет ремесленного производства. По источникам можно определить 64 специальности: обработка железа, цветных м металлов, дерева, камня, кожи и меха, изготовление ювелирных и керамических изделий и т.д. (Только из железа и стали древнерусские мастера создавали более 150 видов разнообразных предметовтів.)

В. Киевской. Руси активно распространялось ремесленное производство на селе (сельское), что в основном удовлетворяло потребности земледельцев (серпы, лопаты, топоры, лемеха и др.), и городское, в процессе которого исполь стовувалы совершенную технику, производя, кроме указанных, разнообразные бытовые вещи и оружие. Сельские ремесленники основном применяли способ литья с целью изготовления колец, браслетов, под висок т.д., в городе же выполняли изысканные ювелирные работы (чеканили, ковали, гравиювалы, воронувалы, позолочувалы и др.). Шедеврами ювелирного дела на. Руси были ценные изделия с вкраплениями. Эмал и (иконки, крестики, княжеские бармы т.д.). Создание украшений с использованием эмали сосредоточивалось в. Киеве, откуда их распространяли по. Руси и за ее пределамежами.

Как городское ремесло, отличали производство строительных и отделочных материалов (кирпич, черепица, плитка), которые использовали для строительства церквей и других сооружений. В древнерусское время только в. Киеве возвели более 30 каменных церквей. До сих пор в столице сохранились. Золотые ворота,. Софийский собор с уникальными мозаиками и фресками, построены в 1037 г. В начале XII в киевские плотники построили вели кий деревянный мост через. Днепріпро.

Введение 3

1. Развитие хозяйства Киевской руси 4

2. хозяйство в период феодальной раздробленности. 9

Заключение 14

ТЕСТ…………………………………………………………………… ………...15

Список использованной литературы 16

Введение

В конце I тысячелетия н.э. на восточной оконечности Европейского континента образовалось Древнерусское государство. Оно сыграло выдающуюся роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры международных связей, ее экономической эволюции, ее культуры.

Киевская Русь являлась центром транзитных торговых путей, соединявших Западную и Центральную Европу с арабским Востоком и Византией. Она влияла в IX-XI вв. на положение Византии, Хазарского каганата, Болгарских государств на Волге и на Балканах, прикрывала Центральную и Западную Европу от кочевников-печенегов и половцев, своей борьбой с немецкими захватчиками надолго изменила соотношение сил в Прибалтике, Центральной и Северной Европе. Связанное торговыми отношениями почти со всеми странами Европы, Древнерусское государство имело дипломатические контакты с Польшей, Чехией, Скандинавскими странами, Византией и даже с более отдаленными Францией, Англией, Италией. Путь на Русь был хорошо известен в Германии и Франции, в папской курии, неоднократно посылавшей туда свои миссии. Что касается Скандинавских стран, прибалтийских народов, Польши, Чехии и Венгрии, то для них Русь была хорошо знакомым соседом.

О высоком престиже Древнерусского государства в X-XIII вв. говорит заинтересованность в союзных отношениях с ней многих государей тогдашней Европы, которые, по обычаям времени, закреплялись брачными связями. Ярослав Мудрый и его сыновья через своих сестер и дочерей роднились с княжескими и королевскими дворами Польши, Чехии, Венгрии, Швеции, Англии, Франции. Дочь Ярослава Мудрого Анна с 1051 г. стала французской королевой, а после смерти своего мужа Генриха I (1060) некоторое время была регентшей королевства.

Объединение восточнославянских земель под эгидой Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением феодальных отношений и возникновением раннефеодального государства. Но государства этого типа, как известно, не отличаются внутренней прочностью. Дальнейшее развитие феодальных отношений, прежде всего крупной феодальной земельной собственности, неизбежно ведет к распаду таких политических объединений. Киевская Русь, хотя и оказалась долговечнее большинства аналогичных государственных объединений, все же была обречена на переход к феодальной раздробленности.

В конце XI - начале XII вв. Древнерусское государство под влиянием объективных причин распалось на множество мелких княжеств, враждовавших друг с другом до потери политической, экономической и социальной силы древнерусских земель, превратив страну из одной из самых влиятельных держав в Европе в почти беспомощную добычу для монгольских завоевателей.

  1. Развитие хозяйства Киевской Руси

Древнерусское государство образовалось в 882 году, когда Новгородский князь Олег объединил княжества: Новгородское, Смоленское, Киевское, и перенеся столицу в Киев, провозгласил себя великим киевским князем. В конце IX - второй половине XI вв. власть киевских князей распространяется на обширные территории – на Севере, Северо-востоке и Северо-западе, на юге – расширение территорий Киевского, Черниговского и Переяславского и других княжеств. Так шло образование раннефеодального Древнерусского государства. Это имело прогрессивное значение для дальнейшего развития государства.

В IX-XI веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли и их захват, что объяснялось укреплением пашенного землевладения и двухпольной системой севооборота, при котором значительно усиливается интерес к закреплению земли в постоянное владение. Пользуясь своей силой, собственники присваивали себе обширные земли, на которых работали пленные, превращавшиеся в постоянных работников. В личных владениях строились хозяйственные дворы, возводились хоромы и охотничьи дома. В этих местах хозяева сажали своих управителей и создавали здесь собственное хозяйство. Владения рядовых свободных общинников окружались княжескими землями, в которые переходили лучшие земельные участки, леса, водные пространства. Постепенно многие общинники оказывались под влиянием князя и превращались в зависимых от него работников.

Частная собственность на землю называлась «вотчиной», её можно купить, продать, передать по наследству. Она образовывалась присоединением наделов других общинников (обедневших) насильственным путём (внеэкономическим методом) и могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. И таким образом вотчинники превращались в крупных землевладельцев. В это время ещё только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Земледелие было основной отраслью хозяйства и в период Киевской Руси оно заметно продвинулось вперёд, но существовали местные различия, которые определялись географическим фактором и уровнем развития производительных сил.

О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались "жизнью", а основной злак для каждой местности - "житом" (от глагола "жить"). К IX - X вв. появилось большое количество земель, расчищенных из-под леса. Применялась переложная система (перелог), известно было двухполье и трёхполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие (подсека). На Севере страны отсталое земледелие – т.е. огневая подсечная система земледелия, где основная культура – рожь.

На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах - сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю. Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля.

Животноводство также было важной отраслью хозяйства, связанного с земледелием из-за потребности в тягловой силе. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей степени был распространен мелкий рогатый скот – овцы и козы. При археологических раскопках найдены останки разнообразной домашней живности – кур, кошек, собак. Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного животного и для верховой езды.

Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта. Также развивались рыболовство и бортничество.

РЕМЕСЛА

В Киевской Руси идёт расцвет ремесла, которое имело 64 вида ремесленных специальностей и деление на деревенское (сельское) и городское. Растёт его специализация по районам. Так, уже в XII в. выделился Устюжский район на Северо-западе, специализирующийся на литейном производстве. Деревенское ремесло имело второстепенное значение. Ранее всего выделилось железоделательное производство, базирующееся на местной болотной руде. Металл получали сыродутным способом.

В условиях натурального хозяйства, ремесленникисовершенствуют технологии домашнего ремесла. Мастера научились обрабатывать лён, коноплю и дерево. Виды ремесла на Руси стремительно возрастали. Русские ремесленники в совершенстве познали тайны оружейного, гончарного, кожевенного, ткацкого и ювелирного ремесла. Русские умельцы в своем мастерстве, по творческому потенциалу и художественному исполнению, ни в коем случае не уступали европейским мастерам. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей

С ростом ремесла идёт рост городов: в IX –X вв. их 25; в XI в.- уже 64; в XII в. - 135, а к моменту татаро-монгольского нашествия их было уже 300. Киев - один из крупнейших ремесленных и торговых центров, насчитывал 100 тысяч жителей. Другим важным торговым и ремесленным центром был Новгород, где в XI-XII вв. уже были вертикальные станки, а в XII-XIII вв. –горизонтальные станки.

ТОРГОВЛЯ

Развитие ремесла и городов способствовало активизации торговли. Превращению древнерусских городов в торговые центры страны благоприятствовало их географическое положение относительно торгового пути из Балтийского моря в Черное. В организации торговли важную роль играли монастыри. Ярмарки, как правило, проводились в дни религиозных праздников при стечении множества людей, среди которых было удобно рекламировать и продавать товар. Торговля охранялась церковью, о чем сообщал специально поднятый флаг. Служители церкви осуществляли и контроль: сделка на рынке была возможна только при свидетеле-весовщике, собиравшем весовой сбор в пользу князя. Официальные меры длины (локоть и т.д.) и веса (коромысловые весы) также хранились в церкви и монастырях. Вывоз предметов грабежа и дани (меха, воска, рабов) и ввоз предметов роскоши являлись основными направлениями торговли Киева с Византией, европейскими и арабскими странами, Персией и т.д.

Главными путями сообщения были водные пути. Наиболее известный путь – “из варяг в греки”, который соединял Балтийское море с Черным, и который проходил через Киев. По Днепровскому пути на Русь из Византии везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, пряности, фрукты, овощи, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов по Днепру везли - лес, мёд, воск, меха и др. Оживленным был и Волжский путь – на Каспий, Кавказ, Закавказье, в арабские страны.

С развитием торговли развивалась денежная система . Сначала в Киевской Руси существовала в северных районах денежная единица – «куна» - это мех куницы; в южных районах – «скот». Поэтому до 2 половины X века на территории Руси ходили византийские и арабские деньги - монеты, а затем и западноевропейские. Но в конце X- начале XI вв. начинается чеканка собственной монеты: киевской гривны и новгородской гривны.

Денежной единицей служили серебряные слитки определенного веса и формы – гривны весом в 200 граммов. Гривна делилась на 20 ногат, 25 куп или 50 резан. Развитие товарно-денежных отношений привело к возникновению ростовщичества, которое под влиянием народных выступлений пыталась ограничивать княжеская власть.

Итак, в начале XII века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление раннефеодальной империи стало началом её раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с 1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.

  1. Хозяйство в период феодальной раздробленности

Период феодальной раздробленности (XII- XV века), охватывает: домонгольский период (до 1237-1241 гг.), когда Русь продолжала развиваться по восходящей линии и период монгольского ига, продолжавшийся до 1480г., когда наблюдался общий упадок сельскохозяйственного и ремесленного производства, торговли и когда начинается преодоление общего упадка и возрождение ремёсел и строительства.

К середине XII в. завершился процесс феодальной раздробленности, и на основе Киевской Руси возникло 15 самостоятельных княжеств (наиболее крупные - Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика).

Период к XII веку боярские вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам вести наступление на общинные земли. Происходило закабаление свободных смердов–общинников, увеличение оброка и повинностей, которые выполнялись в пользу феодалов зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить всё больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с них штрафы – виры. Рост и укрепление городов в XI-XII веках также ускорили процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно стали требовать предоставления экономической и политической самостоятельности, что позволяло им стать центрами различных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возрастала роль городских народных собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимости местной власти от Киева.

В течение почти двух с половиной веков экономика Руси развивалась в большой зависимости от монголо-татарских завоевателей, которые уничтожали всё, что создавалось предыдущими поколениями. В результате экономика Руси была отброшена на столетия назад. Были разрушены города, сёла, памятники культуры, центры ремёсел. По подсчётам археологов, на Руси в начале XIII-го века насчитывалось 74 города. Хан Батый разрушил 49 городов, в 14 из них уже никогда не вернулась жизнь, а 15 городов превратились в небольшие сёла. Заметно сократилась численность населения. Экономическая зависимость Руси выражалась в том, что всё население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжёлой ежегодной данью – ясаком в виде серебра и различного имущества. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную, по которым следовало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить большие торговые пошлины. Монголо-татарское нашествие негативно отразилось и на развитии ремесла. Разрушение городов, нарушение торговых связей привели к примитивизации (исчезновению части сложных изделий при увеличении доли простых) или полному исчезновению некоторых видов ремесленного производства. Восстановление ремесла начинается лишь со второй половины XIII в., когда формируются новые крупные центры ремесла, углубляется его специализация (например, из кузнечного дела выделяется слесарное, а из числа оружейников – лучники, тульники, пищальники).


и т.д.................

Не то пираты, не то купцы, словом, отчаянные люди — такими предстают варяги в древнейших из доступных нам источников по истории Киевской Руси. В VIII—IX вв. они двинулись к Волге и по ней достигли Каспия, установив там контакты с купцами мусульманского мира. А когда центр торговли переместился на юг, в Константинополь, через Киев был проложен знаменитый путь «из варяг в греки», который и стал главной торговой магистралью.

Так внешняя торговля стала тем фундаментом, на котором была построена вся экономическая система Киевской Руси.

Не случайно поэтому первым международным договором Киевской Руси стал торговый пакт, заключенный Олегом с Византией в 911 г. Он обеспечивал небывало выгодные усло-вия в Константинополе всем купцам, прибывавшим с Руси.

Но в XII—XIII вв. этот фундамент экономического благо-получия Руси зашатался под ударами крестоносцев по Кон-стантинополю, кочевников — по днепровскому торговому пути» В это время растущее значение для Киева приобретают торговые связи с Западом — прежде всего через Краков — Прагу — Регенсбург.

В противоположность средневековому Западу, где земель-ная аристократия уклонялась от участия в торговле, в Киев-ской Руси ею активно занимались не только боярская знать, но и сами князья. Самые первые из них большую часть своего времени посвящали сбору дани со своих далеко расположен-ных владений. Затем эта дань доставлялась в Киев, откуда каждый год снаряжалась огромная флотилия в Константи-нополь. По реке и по морю везли рабов, сплавляли «сырые» продукты — меха, лен, мед, воск, и все это обменивалось на предметы роскоши.

Но даже со временем, когда князья и бояре стали более оседлыми и прибрали к рукам огромные просторы земли, зна-чительная часть продукции их хозяйств предназначалась на экспорт. А уж многочисленное купеческое сословие, имевшее своих представителей во всех городах Руси, должно было поза-ботиться о том, чтобы обеспечить благоприятные возмож-ности для сбыта этой продукции на мировом рынке. Взамен купцы на Руси — те самые богатые и могущественные, что торговали за рубежом, — пользовались практически теми же юридическими и политическими правами, что и бояре. Впро-чем, огромное большинство купеческого сословия составляли мелкие лавочники и торговцы. Их дела ограничивались вну-тренним рынком. К тому же часто они были кругом в долгу у тех, кто побогаче, и попадали к ним в кабалу.

По оценкам современных ученых, в городах жило 13— 15 % населения Руси. А по летописным свидетельствам, в стране насчитывалось около 240 городов и поселков. Но из них примерно 150 были скорее всего просто укрепленными поселениями, где «горожане» вели вполне крестьянский образ жизни. Среди оставшихся 90 более или менее значительных городов крупнейшим несомненно был Киев. Перед монголо-татарским нашествием он насчитывал примерно 35—40 тыс. жителей (Лондон достигнет такого количества населения лишь век спустя). Скажем для сравнения, что такие важные центры, как Чернигов, Переяслав, Володимир-Волынский, Львов и Галич, насчитывали не более чем по 4—5 тыс. жителей. В городах быстро развивались ремесла, и большую часть на-селения составляли именно ремесленники и мелкие торговцы. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 видов ремесел. Самыми важными и нужными ремесленниками были плот-ники, кузнецы, гончары и кожемяки.

Справедливости ради следует отметить, что не все исто-рики разделяют мнение о преимущественно торговом харак-тере экономики Киевской Руси. Такие выдающиеся украин-ские ученые, как М. Грушевский, Д. Багалий и Я. Пастернак, фундаментом киевской экономической системы считали сель-ское хозяйство. Этой же точки зрения придерживались и ведущие советские специалисты по данному периоду. Они считали маловероятным, что славяне, которые испокон веку были земледельцами, в киевскую эпоху так резко изменили свой образ жизни. О сельскохозяйственной деятельности часто упоминают киевские летописи, на нее же ориентированы древ-неславянские мифы и календарь, важность ее убедительно засвидетельствована находками археологов.

Так, недавние раскопки показали, что уже в X в. в Украине использовался железный лемех, а земли, как и в Западной Европе, засевались по относительно прогрессивной двух- или трехпольной системе (т. е. от половины до трети пахотной земли оставляли под «паром»). Что же сеяли на Руси? Прежде всего рожь и пшеницу, ячмень и овес. Крестьяне держали скотину, от которой не только кормились молоком и мясом, но и обувались-одевались; в дело шла и кожа. Разводили лошадей, свиней, овец, гусей, кур, голубей. Использование волов способствовало расширению масштабов земледелия. И хотя у каждого крестьянина в его личном хозяйстве была уже вся необходимая утварь для обработки земли в одиночку, земледельцы на Руси часто объединялись в общины и помо-гали друг другу. Община состояла из кровных родичей не-скольких поколений с патриархом во главе. Позднее возни-кали и соседские общины, члены которых не были связаны кровным родством.

И все же, если экономика Руси была преимущественно земледельческой, то чем можно объяснить невиданный расцвет больших торговых городов? Многие советские историки раз-деляли в этом вопросе точку зрения Михаила Тихомирова: развитие и усложнение сельскохозяйственного производства способствовало появлению самых различных ремесел. А в ме-стах скопления ремесленников возникали города. Впрочем, Тихомиров признает, что коль скоро города возникали, тор-говля начинала играть существенную роль в их дальнейшем развитии,— но прежде всего торговля между городом и дерев-ней, а не внешнеторговые операции, которые, по его мнению, не имели столь уж большого значения.

Следует признать, что у сторонников обеих гипотез — и «сельскохозяйственной», и «торговой» — есть в запасе до-статочно убедительные аргументы. Поэтому современные историки и в этом вопросе склоняются к компромиссному решению. Очевидно, нам придется согласиться с тем, что князь, его дружина и богатейшие купцы активно занимались самой оживленной и прибыльной торговлей — особенно до XII в. А также с тем, что огромное большинство людей на Руси трудом и потом добывало хлеб насущный, обрабатывая свои поля.

Орест Субтельный

Из книги «История Украины», 1994



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта