Главная » Несъедобные грибы » Понятие аттракции. Феномен межличностной аттракции

Понятие аттракции. Феномен межличностной аттракции

Под аттракцией в психологии понимается восприятие одной личности другой, в результате которого возникает устойчивое положительное впечатление, происходит формирование привязанности. Формирование межличностной аттракции – процесс, который сопровождается рядом изменений в сознании. Как правило, настроение меняется в лучшую сторону, создается чувство некоторого родства и притяжения. Если человек все это испытывает, то можно сказать, что формирование межличностной аттракции произошло.

Межличностная аттракция подразумевает, что люди испытывают по отношению друг к другу взаимное притяжение. Они не стремятся понравиться или произвести дополнительное положительное впечатление. Все происходит само собой. Обычно, чем младше человек, тем ему проще проникнуться идеями и чувствами другой личности. С возрастом у нас начинают накапливаться различные предубеждения, страхи и сомнения относительно того, как можно вести себя с окружающими. Рассмотрим подробнее факторы формирования межличностной аттракции.

Факторы формирования аттракции

Эффект близости

Эффект близости можно назвать фактором, который помогает сформировать аттракцию. В большинстве случаев люди образуют дружеские связи, находясь в одном пространстве и времени. В иных условиях это сделать очень трудно. Исключение составляют случаи, когда людей связывает что-то общее, они имеют глубокую внутреннюю связь и просто вынужденно находятся друг с другом на расстоянии, при этом могут взаимодействовать. Эффект близости подразумевает, что человек, прежде всего, обращает внимание на тех людей, что находятся рядом с ним на протяжении большого количества времени. Он ориентируется на мнение большинства, стремится понравиться, произвести впечатление. Такой феномен становится особенно заметным в больших коллективах, где совершенно разные люди вынуждены контактировать друг с другом. Нахождение в одном пространстве способствует эмоциональному раскрытию личности. Рано или поздно люди начинают привыкать друг к другу, понемногу и осторожно общаются. Нахождение человека вблизи со временем обязательно располагает к нему. Так формируется межличностная аттракция.

Поддержка и одобрение

Каждый человек хочет, чтобы его уважали и принимали таким, какой он есть. Для достижения этой цели многие даже готовы прилагать существенные усилия, делать что-то, доказывать собственную значимость. Наличие поддержки – это фактор, который способствует формированию межличностной аттракции. Когда человека кто-то поддерживает, проникается к нему участием и вниманием, возникает ответное чувство притяжения. Мы, как минимум, начинаем испытывать благодарность, а как максимум, стремимся и сами быть полезными по отношению к тому, кто проявил к нам помощь. Одобрение действует похожим образом. В случае, если кто-то нас похвалил, то в будущем мы станем более благосклонно относиться к этому человеку, проявлять терпение и участие. Так действует феномен аттракции.

Взаимный интерес

Другим фактором, способствующим развитию аттракции, является чувство любопытства по отношению к тому человеку, который ее вызвал. Взаимный интерес, возникший на почве чего-нибудь, тоже способствует формированию межличностной аттракции. На самом деле только в этом случае люди действительно начинают, как следует слышать и понимать друг друга. Пока нет интереса к другой личности, внимание будет концентрироваться только на внутренних переживаниях. Общий помогает добиться расположения понравившейся личности и установить контакт.

Схожесть суждений

Данный фактор можно выявить только в процессе общения. Если возникает некоторое притяжение со стороны людей, то они нередко обнаруживают, что у них имеются схожие взгляды на жизнь. Общность взглядов, как правило, помогает людям подружиться, расположить их друг к другу. Чем больший уровень схожести обнаружен, те проще становится понять человека. Соответственно формирование межличностной аттракции происходит очень быстро. И напротив, разность жизненных позиций не может притягивать. Как правило, она только отталкивает людей друг от друга. Иногда люди умеют на интуитивном уровне понять, насколько близок или нет человек, который находится рядом. Не будь этого фактора, люди вряд ли могли бы понимать, на что им следует обращать внимание в первую очередь и не могли строить полноценные отношения.

Характер

Индивидуальный нрав человека тоже играет существенную роль в формировании аттракции. Это фактор, который просто нельзя не учитывать и не принимать во внимание, пытаясь строить отношения. Люди, имеющие одинаковый характер, гораздо лучше смогут понять друг друга, нежели те, кто имеет совершенно противоположный нрав. Похожий способствует глубокому установлению контакта, осознанию мотивов поступков оппонента, быстрой аттракции. Данный фактор действительно помогает людям находить нужного человека и выстраивать с ним гармоничные отношения. Симпатия, возникшая в первые минуты знакомства с человеком, у которого имеется похожий характер, может впоследствии перерасти в крепкую дружбу или стать началом зарождения любви.

Физическая привлекательность

Этот фактор в большинстве случаев имеет значение. Даже тогда, когда люди говорят о том, что для них не важна внешность собеседника, они все равно обращают на нее внимание. На самом деле иначе быть не может. Аттракция возникает тогда, когда мы начинаем испытывать приятные чувства по отношению к собеседнику, а вовсе не наоборот. Люди избегают неприятных личностей в грязной или рваной одежде, сторонятся неопрятных и имеющих внешние дефекты. Физическая привлекательность часто обусловливает и необъяснимое притяжение.

Таким образом, аттракция представляет собой притяжение одного человека к другому, которое возникает по каким-то значимым причинам и обстоятельствам . Факторы аттракции показывают, на основании чего люди имеют возможность подружиться, проникнуться внутренним миром друг друга.

Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и "продукта" его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.



Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.



Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе

13. Об­щая характеристика различных типов стихийных групп: толпы, массы, публики.

Стихийная группа - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, нации, профессии, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших орга­низованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлении общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения между тем послужить в определенный момент стимулом для созда-ния стихийной группы и ее массовых действий. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источ-ников. Образовавшийся сплав суждений, и утверждений начинает функционировать в мас-се или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает спе-цифические формы общения и взаимодействия. (2, 238)

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента (толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован). В то же время, особенно, если имеется повод для недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты, отказались выдавать деньги), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например, к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникнуть элементы организованности (если находится человек, который может ее возглавить). Но, даже если такие элементы и возникли, он очень нестабильны: толпа может легко смести возникшую организованность.

Таким образом, основной фон поведения толпы - стихия, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса - не обязательно сиюминутное образование (как толпа). Она может быть достаточно организована (определенные слои населения собираются ради какой-либо акции - демонстрации, митинга и т.д.). Здесь роль организаторов более высока: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В публике элемент стихийности выражен слабее, так как она собирается ради общей и заранее определенной цели, а поэтому более управляема. Но в то же время здесь также действуют законы массы; достаточно какого-то инцидента, чтобы она стала неуправляемой (страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Каков главный отличительный признак коммуникации в стихийной группе? Здесь возникает стихийная передача информации (вначале официальная, а затем неофициальная информация, самовоспроизводящиеся слухи и сплетни). В результате ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Утрачивается необходимость собственной интерпретации получаемой информации, происходит групповое стимулирование действий.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Функции общения.

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

Передача информации или обмен ею;

Восприятие друг друга;

Взаимооценка партнеров.

Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция - обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция - стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания - адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция - возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления - изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

2. Межличностная аттракция, ее значимость

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аттракция -- понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Исследование аттракции в социальной психологии и в психологии делового общения - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.

Цель данной работы - рассмотреть явление и процесс аттракции.

В рамках обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:

1. дать определение понятию аттракции, а также уровни аттракции, ее законы и механизм формирования;

2. рассмотреть межличностную аттракцию, а также ее внешние и внутренние факторы.

1. Понятие аттракции и ее формирование

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает «процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе» Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) [Текст] / В. П. Шейнов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2008. - С.112 - ISBN 978-5-17-013673-5.

Под аттракцией понимают также «процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения» Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.15 - ISBN 978-5-392-00250-4. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом (т.е. межличностных) отношений, реализуемых в общении.

Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

«Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам» Денисова, Ю.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Денисова, Е. Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2009. - С.101 - ISBN 978-5-370-01025-5. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Выделяют следующие законы аттракции:

1-й закон аттракции: «понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека, ни в коем случае не противоречили друг другу.

Условия принятия:

- непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;

- необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;

- положительное отношение к сообщающему.

2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть). Согласно этому закону, людей можно разделить по шкале отношений (таблица 1):

Таблица 1. Шкала отношений

F - боготворит вас; A - его антипод; В - явная антипатия; С - относится скорее отрицательно, чем положительно; D - относится скорее положительно, чем отрицательно; E - можно назвать другом.

Рассмотрим общий психологический механизм формирования аттракции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой бессознательного в оценке людьми друг друга. Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора - «неприятный осадок». Или: «Что-то в нем есть располагающее», - замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но возможна и обратная ситуация. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. «Минуя» сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны:

Иметь для партнера эмоциональное значение;

Это значение должно быть для него положительным;

Пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).

В этом суть механизма формирования приема аттракции.

2. Межличностная аттракция, ее значимость

В широком смысле под межличностной аттракцией понимается «формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.212 - ISBN 978-5-392-00583-3.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», выдержавший пятьдесят переизданий в США и ставший таким же бестселлером в 80-е гг. в нашей стране. Адаптация рекомендаций Карнеги к практике межличностного взаимодействия получила отражение и в отечественной психологической литературе.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер.

Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. «Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.213 - ISBN 978-5-392-00583-3. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться цепь подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция.

Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Барна и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Логика полностью соответствует классическому обусловливанию И.П. Павлова. Как собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения. аттракция привязанность межличностный тяготение

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

1. Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

2. Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

3. Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

4. Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, «поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С. 215 - ISBN 978-5-392-00583-3.

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат/приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии -человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются - отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Выделяют шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:

1. Товары - любые продукты или объекты.

3. Любовь - нежные взгляды, тепло или комфорт.

4. Деньги - любые деньги или все то, что имеет цену.

5. Обслуживание - любая телесная активность или принадлежность человеку.

6. Статус - оценочные решения, предоставляющие высокий или низкий престиж.

Любые из этих ресурсов могут быть объектами взаимообмена во взаимоотношениях людей. В соответствии с данным подходом в большинстве межличностных отношений мы пытаемся использовать минимаксную стратегию, предполагающую минимизацию затрат и максимизацию выгоды. Эта стратегия может реализовываться как преднамеренно, так и непреднамеренно.

Способы измерения межличностной аттракции предложены Дж. Морено с помощью «социометрического теста». Человеку предлагают назвать тех людей, с кем он хотел бы выполнять какую-нибудь работу или действие, а также тех, с кем ему не хотелось бы участвовать в каком-либо деле: кого бы вы хотели иметь начальником? с кем вы не хотели бы провести отпуск? «Социограмма обобщает информацию о межличностных предпочтениях среди членов группы, а также выявляет коммуникационные связи между ними» Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - С.216 - ISBN 978-5-392-00583-3.

К внешним факторам аттракции относятся:

- потребность в аффилиации, под которой понимается стремление людей к объединению,

- потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Для того чтобы правильно понять партнера по взаимодействию, надо знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. Способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению, получила название рефлексии. Понятие «рефлексия» возникло очень давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но здесь добавляется еще и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего человека, его личностные особенности, умственные способности, поведенческие и эмоциональные (экспрессивные) реакции. При этом наше внимание как бы одновременно переносится с партнера на нас самих и происходит некоторое своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

- Я -- какой я есть;

- Я -- каким я вижу самого себя (самооценка);

- Я -- глазами других (партнер по взаимодействию).

Лишь изучая и учитывая эту информацию, можно рассчитывать, что наш имидж будет адекватно воспринят, а личность адекватно оценена. Незнание самого себя, неадекватная самооценка (заниженная или завышенная), игнорирование мнения о нас других людей может способствовать серьезным перекосам в развитии имиджа и помешать добиться успеха.

Фактор эмоционального состояния выражается в том, что «человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении» Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) [Текст] / В. П. Шейнов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2008. - С.132. - ISBN 978-5-17-013673-5.

Также к внешним факторам аттракции можно отнести пространственную близость. «Влияние этого фактора в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Это может объясняться тем, что люди, более тесно общающиеся, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, интерес во взаимопомощи» Там же..

Теперь более подробно остановимся на внутренних факторах аттракции. Большинство специалистов-психологов убеждены, что в основе аттракции лежит физическая привлекательность. Для развития позитивного чувства к другому имеет значение социальная и личностная характеристика человека, особенности ситуации, фактор сходства и различия участников общения.

Вместе с тем связь между физической привлекательностью человека и аттракцией неоднозначна. Иногда вызывают симпатию люди, которые на первый взгляд не кажутся приятными. Однако в процессе взаимодействия мы можем изменить свое отношение к ним, если наблюдаем ум, обаятельную улыбку, доброжелательный взгляд и жесты, желание пойти нам навстречу. И, наоборот, при красивом лице человек может выглядеть холодным и отчужденным, заниматься самолюбованием или демонстрировать эгоизм, неэтичные, некорректные поступки по отношению к другому. Такой человек, как правило, симпатии не вызывает.

Это связано с тем, что для формирования симпатии учитывается целый спектр позиций: какой образ жизни ведет человек, какова его личная жизнь, отношения с коллегами, родственниками, друзьями, его моральные принципы и достоинства, отношение к делу, поведение и характер. Иногда достаточно одной негативной характеристики, и имидж воспринимается не так, как хотелось бы самому человеку. Поэтому иногда не красота, а именно привлекательность человека более значима в глазах окружающих. Привлекательные люди обычно:

- часто и охотно улыбаются;

- обладают хорошим чувством такта и юмора, умеют смеяться над собой;

- ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;

- веселы, жизнерадостны и оптимистичны;

- часто и охотно говорят комплименты;

- уверены в себе, дружелюбны, контактны;

- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

- откликаются на просьбы, демонстрируют готовность помочь;

- умеют работать в команде, радуются чужим успехам;

- приятны внешне (эстетичны, со вкусом одеты и пр.).

Более того, психологические исследования показывают, что когда человек уверен в себе, он действительно выбирает наиболее красивого партнера. При отсутствии такой уверенности он, как правило, ориентируется на средний или даже на низкий уровень физической привлекательности другого человека. В общении ценится умение быть приятным и коммуникабельным гораздо больше, чем природная внешняя красота при неразвитой аттракции. Замечено также, что влияние внешней привлекательности обычно выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

Заключение

Аттракция -- это не только умение нравиться другим, но и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения.

Межличностная аттракция -- это процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон, от «люблю» до «ненавижу». На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы.

Аттракция обеспечивает формирование эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, в частности к партнеру по коммуникации, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и проявляется как особая установка социальная на другого человека. В результате процессов аттракции складывается система социальных установок, частично стереотипизированных. Эти установки регулируют отношения личности с ее социальной микросредой. Наличие аттракции значительно облегчает «скрытое» управление объектом, хотя и не всегда выступает в явном виде.

В экспериментальных исследованиях изучаются механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств при восприятии другого человека, причины появления положительного эмоционального отношения, в частности роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также той ситуации, в которой они находятся (например, влияние на формирование аттракции таких формально-динамических характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т.д.; влияние условий взаимодействия: «помогающее поведение», совместная деятельность.

Список использованной литературы

1. Аронсон, Э. Большая психологическая энциклопедия: Почему человек ведет себя так, а не иначе: психологические законы человеческого поведения [Текст / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт; пер. с англ. В. Волохонский и др. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 558 с. - ISBN 978-5-93878-629-5

2. Бэрон, Р. А. Социальная психология: ключевые идеи [Текст] / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон; пер. с англ. А. Дмитриевой, М. Потаповой. - 4-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 507 с. - ISBN 5-318-00577-2

3. Денисова, Ю.В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Денисова, Е. Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2009. - 172 с. - ISBN 978-5-370-01025-5

4. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - 512 с. - ISBN 978-5-392-00250-4

5. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2009. - 332 с. - ISBN 978-5-392-00583-3

6. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии и педагогики / М. Хьюстон, В. Штребе; пер. с англ. Г. Ю. Любимова; под ред. Т. Ю. Базарова. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 594 с. - ISBN 5-238-00713-2

7. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком (психология манипулирования) [Текст] / В. П. Шейнов. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2008. - 815 с. - ISBN 978-5-17-013673-5

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие аттракции. Процесс взаимного тяготения людей друг к другу. Механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Законы аттракции. Межличностная аттракция. Сложность феномена межличностной аттракции.

    реферат , добавлен 11.06.2003

    Понятие аттракции как процесса взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования ее приемов. Психофизиологическая природа восприятия внешнего облика человека. Особенности межличностного восприятия и понимания человека в процессе общения.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Общая характеристика и факторы аттракции, ее проявления в межличностных отношениях. Межличностная аттракция как механизм социальной перцепции. Исследование влияния межличностной аттракции на отношения между людьми по методу "Шкалы любви и симпатии".

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Понятие и определение психологической привязанности в отечественной и зарубежной психологии. Как распознать нарушение привязанности. Психология дружбы и психология аттракции. Как наладить зрительный контакт и справиться с навязчивой привязанностью.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Характеристика приемов психологических манипуляций в деловом общении (раздражение собеседника, ошарашивание темпом, отсылка к "высшим интересам", ложный стыд, мнимое непонимание, принуждение к однозначному ответу). Приемы формирования аттракции.

    презентация , добавлен 16.11.2015

    Коммуникативная сторона общения, специфика обмена информацией и средства коммуникации. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Понятие социальной перцептии. Механизмы взаимопонимания в процессе общения и суть межличностной аттракции.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Психологическая структура взаимопонимания, его границы и уровни. Особенности взаимного восприятия и понимания между партнерами по общению. Изучение понятий идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии как основных механизмов двусторонней перцепции.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Социальная перцепция как процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие общности. Содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. Явление аттракции.

    реферат , добавлен 26.05.2013

    Общение и механизмы взаимопонимания. Психологическая структура взаимопонимания. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Концепции, объясняющие феномен эмпатии. Средства достижения аттракции. Основные признаки развитой рефлексии.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Понятие локуса контроля в психологии. Понятие межличностного общения в психологии. Значение межличностных отношений, их качество и содержание. Психологические особенности зрелого возраста. Доминирующие стратегии психологической защиты в общении.

Иванова Е.В.

В структуре психологического воздействия есть совершенно особенный механизм, который позволяет «волшебным» образом превращать собеседника — в единомышленника, случайного покупателя – в постоянного клиента, стороннего наблюдателя – в отчаянного поклонника, любопытствующего – в горячего приверженца идеи. Человечеству известно немало примеров, когда миллионы людей каким-то чудесным образом начинали поклоняться не по причине страха и принуждения, а по причине некоего магнетизма личности, рождающего бесконечную симпатию и любовь. Это и светлый образ «народной» принцессы Дианы, которую нередко называли «принцессой сердец», это и бесконечно обаятельный первый в мире космонавт Юрий Гагарин, это и великие политики: Индира Ганди, Михаил Горбачев, Юлия Тимошенко, Вадим Рабинович, и это даже такие тираны человечества как Адольф Гитлер, Иосиф Сталин.… Что это за удивительный механизм включения «любви и обожания»? Каков механизм его включения и работы?

Этот механизм в психологической науке называют «аттракция». Не правда ли, слово «аттракцион» знакомо и любимо нами с детства? Именно этот компонент «обеспечивает» не только расположение, привлечение к себе человека, но и удержание его внимания, интереса и желания взаимодействовать. Аттракция обеспечивает формирование позитивного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку: симпатии, дружеского отношения, любви. Аттракция (от лат. аttrahere — привлекать, притягивать) — психологическое понятие, обозначающее привлекательность партнера в процессе восприятия . Аттракция – это «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа .

На наш взгляд, одним из основных компонентов технологии психологического воздействия является аттракция. В результате процесса аттракции складывается система социальных установок, которые регулируют отношения личности с ее социальной микросредой . Довольно часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается только воспользоваться ею. В других случаях состояние аттракции необходимо создавать. Наличие аттракции значительно облегчает «скрытое» управление объектом, хотя и не всегда выступает в явном виде. База аттракции — потребность человека в положительных эмоциях. Она стимулируется многими приемами: тонким комплиментом, умением слушать, уважительным отношением к объекту, «отражение» собеседника, позитивными невербальными проявлениями, комфортным для собеседника расположением и т.п.

Стоит отметить особую роль позитивного мышления. Иными словами – повернитесь лицом к миру, и мир повернется лицом к вам. У всей этой, казалось бы, «магии», есть осязаемая биологическая основа. Открытые в 1992 итальянским нейробиологом Джакомом Риззолатти зеркальные нейроны-специальные клетки головного мозга, отвечающие за способность организма человека абсолютно точно распознавать реакцию собеседника, его состояние и переживаемые эмоции в момент взаимодействия. Именно они запускают так называемый механизм нейрогуморальной регуляции -выработки соответствующих гормонов и психофизиологических реакций на каждый момент общения человека с кем бы то ни было .

Это они запускают массовое зевание скучающих людей в одном месте, ярость футбольных фанатов, восторг зрителей в театральном зале, паническое состояние испуганных людей, зараженных неконтролируемым страхом. Подобным образом работает этот нейробиологический механизм включения обаяния, радости, любовного экстаза. Им умело пользуются профессиональные пиарщики, продавцы и политики. Порождая и транслируя собственное состояния уверенности в себе, в своей исключительности и «превосходстве» успешно «включают» свой электорат Тимошенко, Кличко, Ляшко, Путин, Порошенко, Лукашенко. Иногда их сторонникам сложно найти рациональные аргументы почитания этих политиков. Точно также современники Сталина, Гитлера, Ленина, Наполеона не нашли бы объяснений своей «любви» к этим персонам. Лишь сокрушительные победы на политическом олимпе усиливали праведность обожествления объектов народного обожания, чудовищ человеческой истории.

Эта детская песенка очень точно передает реализацию биологического механизма аттракции. Ряд исследований нейробиологов свидетельствует об особой роли зеркальных нейронов.

К аттракции можно отнести ряд психологических феноменов: симпатия, дружба, любовь, уважение. Именно под влиянием указанных феноменов люди больше всего склонны прислушиваться к мнению тех, кто порождает эти чувства и состояния. Секрет в том, что они создают такой нейрогуморальный фон, в котором организм находится буквально «под кайфом». Счастье – это лишь химическая реакция организма, возникающая благодаря особенным гормонам. Гормоны счастья серотонин и эндорфины – главные вещества, оказывающие влияние на наше позитивное настроение.

Симпатия, как правило, возникает либо по принципу идентичности (психологического сходства или единства), либо по принципу психологической комплиментарности (дополнения). Недаром народная мудрость гласит: «понимаем друг-друга с одного взгляда», «с полуслова», «рыбак рыбака видит издалека», «два сапога пара» и т.д. Психологическое взаимодополнение, хоть и требует больших психических затрат, формирует более стабильные социальные системы: взаимовыгодное партнерство, долгие дружеские отношения, успешные браки.


К основным «секретам» формирования аттракции:

  • Улыбайтесь. Искренняя, открытая улыбка воспринимается как комплимент. Дружеское расположение рождает соответствующее расположение.
  • Обращайтесь по имени. Человеку приятно слышать свое имя, отчество в общении. Уважительно говорилось имя — важный шаг в достижении аттракции происходит бессознательное восприятие своей уникальности, персональности внимания, на биологическом языке это значит повышение статуса, что способствует повышению желания взаимодействия, способствует взаимопониманию.
  • Устанавливайте и удерживайте визуальный контакт. Глаза – зеркало души. Открытый, внимательный взгляд на собеседника – это своеобразный мостик для понимания друг друга. Визуальный контакт является исключительно важным для аттракции. Смотря на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на сообщении, проверяет и корректирует процесс понимания. В то же время, является сигналом в обмене репликами, выражает интимность общения и регулирует дистанцию. Взгляд – это мощное невербальное средство передачи информации, выражения своего отношения к партнеру по общению и т.д. Доброжелательно смотря на человека, мы даем понять, что слышим ответ, поддерживаем обратную связь.

  • Способность выражать эмпатию является одним из секретов обаяния. Если человек позволяет проникать в себя отражениям других людей, когда он небезразличен к их мнениям и ощущениям, то это порождает симпатию. Мы с симпатией относимся к тем людям, которые способны к адекватному отражению. При этом мы оцениваем среди прочего и то, насколько конгруэнтными, то есть соответствующими данной ситуации, нам представляются мимика и язык тела людей. Люди, рассказывающие о печальной сцене из кинофильма с радостным выражением на лице, вызывают у сторонних наблюдателей антипатию, а люди, способные к участию, язык тела которых соответствует той ситуации, в которой они находятся, вызывают симпатию. Эффект симпатии рождается только в том случае, если внешние проявления мыслей и состояние соответствуют его фактическому внутреннему настроению.
  • Внешнее проявление чувств — позы и жесты. Они играют важную роль для аттракции. Например, наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более — сидит развалившись. Или «верхом на стуле» — воспринимается, как доминирующий, «сидящий на коне».
  • Прикосновения. Прикосновением можно установить контакт, привлечь внимание, выразить свое отношение к собеседнику. Безусловно, прикосновения позволительны в неделовом, интимном общении. Часто позволяют снять напряжение между близкими людьми, подтвердить степень значимости, ценности партера. Часто рукопожатия, объятия в качестве приветствия задают изначально дружескую атмосферу в общении, поцелуи и объятия обозначают определенную интимность общающихся.
  • Дистанция. Исследования, проведенные Э. Халлом в области проксемики, показали, что существует прямая связь между процессом общения и расположением собеседников в пространстве относительно друг друга. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров. Увеличение или уменьшение дистанции между общающимися должно быть логичным. Пространственную близость можно использовать для установления более доверительных отношений. Но пользоваться этим нужно крайне осторожно, чтобы это не воспринималось как фамильярность или посягательство на границы личного пространства. Замечено, что люди, нежелающие общаться по той или иной причине, стремятся увеличить дистанцию в общении. Так, чтобы достичь равенства в общении в аудитории, необходимо непринужденно менять дистанцию, перемещаясь в помещении. «Умение слушать» — этот прием аттракции включает в себя несколько подприемов слушания. Самый главный из них — так называемое активное слушание. Оно заключается в том, что вы пытаетесь предсказать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Внешним проявлением этого является внешняя демонстрация интереса к собеседнику: наклон в его сторону, кивание головой в подтверждении понимания сообщения, слова-подсказки собеседнику, когда он ищет подходящее слово. Это свидетельствует об интересе к слушателю, его вниманию и полном взаимопонимании. Второй прием — уточняющие вопросы, которые оживляют слушание, а сам процесс их формулировки привязывает нас к слушанию. Также различают слушание рефлексивное и нерефлексивное. Нерефлексивное слушание заключается в умении внимательно слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы; является человеком, занимающим более высокое положение. Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого невозможна аттракция. Кроме того, быстро достигнутое понимание способствует аттракции. Существует и весьма интересный, но главное действенный способ достижения аттракции — это выполнение шести правил Д. Карнеги, которые позволяют понравиться людям .
    1. Искренне интересуйтесь другими людьми
    2. Улыбайтесь
    3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке
    4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе
    5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника
    6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне

    Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе психологического влияния аттракция играет важную роль. Ее наличие существенно повышает эффективность и привлекательность личности воздействующего в целом, обеспечивая тем самым ее харизматичность. Отсутствие позитивного эмоционального состояния во взаимодействии неизбежно вызывает коммуникативные трудности. Следует также отметить, что изучение аттракции и основных средств ее достижения требует коммуникативной компетентности, умелого использования определенных навыков визуальной психодиагностики объекта влияния, его психологических особенностей и состояний.
    Литература:

      1. Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов»: Вернера Регена; Санкт-Петербург, 2009.
      2. Бауэр И. Принцип человечности: Почему мы по своей природе склонны к кооперации. Спб.: Венера Регена, 2009. – 152с.
      3. Иванова Е.В. Секреты психологического воздействия
      4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544с.
      5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер с англ. — Семенов Ю.В. — М.: ИЦ «Русская Тройка», «Комета», 1989. — 80с.
      6. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. — М.: Гарадарики, 2004. — 584 с.
      7. Мостова І.М., Потєряхін О.Л. Уміння слухати співрозмовника у процесі професійного спілкування: Навч.-метод. посібн.- К.: Вид-во НА СБУ, 2001. – 36 с.
      8. Потеряхин А.Л. Эмоциональный интеллект как условие эффективности психотехнологий. http://сайт/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5/
      9. Психологический словарь (авт. — Сост. В. Н. Копорулин, М. Н. Смирнова, Н. А. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймеры. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2003.
      10. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. — Мн.: Харвест, 2005. -512с. http://s-mind.ru/zerkalnye-nejrony/#ixzz465UBqJuZ

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):
- физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины. Красота нравится);
- феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Фромм писал: «Часто любовь - это не что иное, как взамовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе);
- чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности - что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);
- частота взаимных социальных контактов, близость - географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т. е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость людям позволяет часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);
- сходство психоэнергетических характеристик двух людей (на неосознаваемом уровне) обусловливает более легкое и комфортное взаимодействие людей, появление на психологическом уровне чувства симпатии друг к другу;
- отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста» - например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и их жены кажутся менее привлекательными, понижается сексуальная удовлетворенность собственным партнером после порнографических фильмов;
- «эффект усиления» - когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нами, это делает человека более привлекательными для нас (чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола);
- сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», - указывал Аристотель);
- а для продолжения отношений между людьми необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам;
- нам нравятся те, кому мы нравимся;
- если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее другой отверг, затронув тем самым их самолюбие);
- вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;
- принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получает от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, то формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное - формируется симпатия, если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть - формируется фактор уважения. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь имеется всегда четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т. е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции «Дитя - Дитя», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта