Главная » Выращивание » Структура личности платонова в виде строения атома. Психологическая структура личности

Структура личности платонова в виде строения атома. Психологическая структура личности

Структура личности по Платонову.

Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание, умение, навыки), индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятие, память), объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями, определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда I, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

П. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества. Память – психический процесс. Это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельности человека, которое везде проявляется в одинаковой мере. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успех в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.
В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные,
волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

3.3. Индивидуально-психологические особенности личности: способности, характер, темперамент.

Биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальный индивид, является темперамент.

Под темпераментом (от лат. iemperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую (от греч. dynamikos - сильный, подвижный) и эмоциональную стороны поведения и деятельности человека.

Из всех теорий, с глубокой древности пытавшихся объяснить сущность темперамента, пожалуй, наиболее распространенной является система И. Павлова, связавшая индивидуальные особенности темперамента с выделенными им основными свойствами нервной системы:

- силой - способностью нервной системы выдерживать сильные раздражители, обусловливающей выносливость и работоспособность нервных клеток;

- уравновешенностью, характеризующейся соотношением процесссов возбуждения и торможения;

- подвижностью, которая определяется быстротой смены процессов возбуждения и торможения.

Своеобразное сочетание этих свойств образует четыре типа нервной системы, каждый из которых соотносится с одним из четырех типов тем­перамента:

1. Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) характеризуется активностью, энергичностью действий, резкими, порывистыми движениями, их быстрым темпом. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпим, подвержен эмоциональным срывам, бывает агрессивным.

2. Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) отличается активностью, общительностью. Быстро приспосабливается к новым условиям. Продуктивен при наличии интереса. Чувства у сангвиника легко возникают и легко сменяются, мимика подвижная,
выразительная.

3. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к обстановке. Отличается низким уровнем психической активности. Чувства возникают медленно, но отличаются устойчивостью, преобладает ровное, спокойное настроение.

4. Меланхолик (слабый тип ВИД) характеризуется низким уровнем активности. Быстро утомляется, легкоранимый. Отличается склонностью глубоко переживать даже незначительные события при слабом внешнем выражении чувств. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию.

В дальнейшем представления о темпераменте углубляются и расширяются. Так, были выделены и другие свойства нервной системы - лабильность (от лат. labilis - скользящий, неустойчивый), характеризующая скорость возникновения и прекращения нервных процессов, и динамичность (от греч. dynamis - сила), проявляющаяся в скорости и легкости выработки условных рефлексов.

Сопоставление свойств нервной системы и особенностей поведения позволило выявить такие свойства темперамента, как реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители - и активность, показывающая, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях и поступках.

При этом по соотношению активности и реактивности можно судить, от чего больше зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей.

Были также выделены такие психические свойства:

- сензитивность, которая определяется величиной наименьшего раздражителя, необходимого для возникновения психической реакции;

- пластичность и ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, напротив, инертность, нечувствительность к изменению условий;

- экстравертированность и интровертированность - направлен-
ность личности на окружающий мир или на себя, на собственные
переживания и мысли и др.

Стало ясно, что свойств нервной системы, а значит, и их комбинаций значительно больше, но тем не менее рассмотренные типы темперамен-та могут служить обобщенной характеристикой индивидуальных особен-ностей человека.

При этом следует учесть, что в чистом виде типы темперамента не встречаются и можно говорить только о преобладании тех или иных его черт. Кроме того, нельзя сказать, что какой-либо тип темперамента лучше или хуже; каждый из них имеет достоинства и недостатки.



Достоинствами холерика являются инициативность, энергичность, возможность мобилизовать значительные усилия в короткий промежуток времени. В то же время преобладание реактивности над активностью может привести к тому, что ему не хватит выдержки, терпения, особенно в достижении отдаленных целей. При неблагоприятных условиях, отсутствии серьезных целей, невозможности творческой деятельности подвижность сангвиника, быстрота реакции могут проявиться в поверхностности и непостоянстве. Достоинство флегматика в том, что он может долго и упорно работать, но для того, чтобы включиться в эту работу,ему требуется значительное время. Высокая чувствительность меланхолика, обеспечивающая глубину и тонкость чувств, оборачивается быстрой утомляемостью и зачастую повышенным уровнем тревожности, который может негативно повлиять на успешность деятельности.

Особенно ярко недостатки темперамента проявляются в экстремальных условиях, поэтому их следует учитывать в профессиях, которые предъявляют особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

В нормальных условиях особенности темперамента, проявляясь в темпе и ритме деятельности, обусловливают своеобразие способов и путей, тактики действий, т. е. индивидуальный стиль деятельности.

Выработав у себя индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени отвечающий индивидуальным особенностям, человек может добиться высоких результатов.

Таким, образом, исходные свойства темперамента не предопределяют, во что они разовьются - в достоинства или недостатки. Это зависит от воспитания и самовоспитания личности, в процессе которых результаты развития позитивных свойств каждого типа темперамента и компенсации недостатков закрепляются в характере человека. Темперамент лишь затрудняет или облегчает формирование тех или иных черт характера, являясь его природной основой.

Характер (от греч. character - печать, чеканка) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности, к которым прежде всего относятся:

Отношение к другим людям (экстраверсия или интроверсия, прав-
дивость или лживость, тактичность или грубость и т. п.);

Отношение к делу (добросовестность или недобросовестность,
трудолюбие или леность и т. п.);

Отношение к себе (самокритичность или самоуверенность, скром-
ность или самовлюбленность и т. п.);

Отношение к собственности (аккуратность или неряшливость,
бережливость или расточительство и т. п.).

Таким образом, характер, определенным образом мотивируя поведение человека, тесно связан с направленностью личности. В то же время это не тождественные понятия: вежливыми и аккуратными, например, могут быть люди, резко различающиеся своими убеждениями, моральными принципами.

Характер формируется в процессе социализации человека в условиях включения его в различные социальные общности. От степени благопри-ятности сложившихся в них межличностных отношений во многом зависит формирование тех или иных черт характера - устойчивых форм поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В нетипичных ситуациях человек может проявить и несвойственные ему образцы поведения: вежливый - грубость, скромный - развязность и т. п.

Известно много теорий, пытающихся связать проявление характера с особенностями внешнего облика человека, его телосложения, почерка и т. д., но наиболее полное представление о человеке можно получить по его поступкам (сознательным, преднамеренным действиям, в которых он утверждает свое отношение к другим людям, самому себе, к миру в целом).

Именно в поступках как актах поведения проявляется характер, происходит его формирование. Добрым и честным можно стать, только совершая добрые и честные поступки. С давних пор известна поговорка: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

Таким образом, становление характера, происходящее в результате обучения и воспитания человека, обусловлено объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства могут изменяться под влиянием поступков человека. В результате он способен подняться над своим характером, изменить его, стать творцом самого себя.

Важной характеристикой личности являются ее способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения.

Способности тесно связаны со знаниями, умениями и навыками человека, обеспечивая их быстрое приобретение, закрепление и эффективное применение на практике.

Природной основой формирования способностей являются задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения.

Задатки являются необходимым, но не достаточным условием развития способностей. Если, например, человек умственно неполноценен, то, несмотря на самые благоприятные условия, он, к сожалению, вряд ли достигнет высот мысли. Однако наличие задатков еще не означает, что они разовьются в способности.

В настоящее время установлено, что генотип определяет только потенциальные возможности человека, а среда и воспитание - насколько эти возможности будут реализованы. Следует также учесть, что и сами задатки многозначны, поэтому в зависимости от деятельности, в которую будет включен человек, могут развиться несколько различающиеся способности. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой - дирижером, третий - исполнителем, а четвертый - музыкальным критиком.

Определенная часть психологов придерживается мнения, что способности обусловлены задатками, а воспитание и обучение как бы "проявляют" их. В то же время экспериментальные данные позволяют допустить возможность развития способностей в любом возрасте. Например, в работах Б. Теплова было показано, что отсутствие такой важной составляющей музыкальных способностей, как абсолютный слух, можно компенсировать комплексом других качеств (например, памятью на музыкальные интервалы, тембровым слухом и др.), которые возьмут на себя функцию абсолютного слуха.

Свойство компенсации одних способностей с помощью развития других открывает практически неисчерпаемые возможности для совершенствования каждого человека.

Выделяют следующие виды способностей:

природные, формирующиеся на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

специфические, формирующиеся и обеспечивающие развитие в
социальной среде, среди которых выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, обычно называют интеллектом.

К общим способностям относят также индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность личности к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И. Павлова).

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип; относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип; примерно равное их соотношение - средний тип людей. Для художественного типа свойственны яркость образов, живость впечатлений, эмоции, для мыслительного типа - преобладание абстракции, логических построений. Следует отметить, что представители художественного типа могут иметь интеллект не менее развитый, чем представители других типов. Речь в данном случае идет о его своеобразии, относительном преобладании образных компонентов психики над словесно-логическими.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют общей одаренностью. Исследования показывают, что одаренных людей отличают прежде всего собранность, внимательность, постоянная: готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Специфические различия в одаренности обнаруживаются прежде всего в направленности интересов к той или иной сфере человеческой деятельности, проявляясь в специальных способностях, помогающих достичь высоких результатов в какой-либо области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т. д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими в математических способностях являются умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого хода мыслей к обратному, в художественных - свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, а также особенности творческого воображения и мышления, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, и т. п.

Кроме общих и специальных выделяют способности:

Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, обусловливающие успех в конкретно-практических действиях;

Репродуктивные, обеспечивающие способность усваивать знания, умения, навыки, и творческие, связанные с успешностью создания новых оригинальных идей, произведений материальной и духовной культуры;

К общению, взаимодействию с людьми, обеспечивающие возможность вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе, и предметно-деятельностные, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, знаковой информацией и т. д.

По уровню и степени развития способностей выделяют талант (сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально осуществлять какую-либо сложную трудовую деятельность) и гениальность (высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

О способностях человека судят прежде всего по успешности его деятельности, которая, в свою очередь, зависит от развития способов действий - навыков и умений в данной области (см. подразд, 5.1).

Поэтому люди, изначально более одаренные, могут достичь меньших результатов, чем менее одаренные, но хорошо обученные, со сформированной мотивацией овладения данной деятельностью, волей, характером, умением трудиться.

Структура личности . Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделœение определяется следующими критериями:

1) крайне важностью и достаточностью для включения в них всœех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологически; понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Немалое значение имеет и то, что никто из тех, кого удивляет, почему психологических подструктур личности четыре, не смог обосновать ни исключения какой-нибудь из них, ни добавления других.

Первая подструктура объединяет направленность, -отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде асего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всœех последующих.

Желание - это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определœенному Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес- это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всœегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности- стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определœенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение- система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения- это высшая форма "направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом нужно различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. При этом отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всœего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности и потому подробнее будут рассмотрены в следующей главе. Здесь же нужно отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальных особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формирует путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, [входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Οʜᴎ несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры бывают уложены всœе известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Так, только в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова среди 52 тыс. включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. В грузинском языке их еще больше-около 4 тыс. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, к примеру: убежденность и заинтересованность-к подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре опыта; решительность и сообразительность-к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость-к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей. К примеру, хотя убежденность в основном относится к подструктуре направленности, в нее входят в качестве элементов и воля, и соответствующие знания, и умственные навыки. Говоря языком математической теории множеств, четыре подструктуры личности являются пересекающимися множествами, но пересекающимися только частично.

Такова основная общая динамическая функциональная психологическая структура личности. Основной. мы ее называем потому, что кроме указанных четырех базовых, так сказать рядоположенных выделяются еще две наложенные на "них подструктуры - характера и способностей. Общая она потому, что свойственна любой личности, и потому, что каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру и ряд личностей бывают по различным признакам сгруппированы в типовые структуры. Эта структура динамическая потому, что она не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с раннего детства и до самой смерти она меняется. Эта структура является функциональной потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический узор» будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на «физиологическую канву», к чему, как известно, стремился И. П. Павлов. Наконец, это структура психологическая, потому что она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролям личности.

Говоря о структуре личности, нельзя не остановиться на одном своеобразном проявлении недиалектического мышления. Мы имеем в виду тенденции выдавать подмеченную часть чего либо за целое. Эта тенденция очень четко проявилась и в учении о личности. Вкратце она сводится к следующему. Старая функциональная психология и опирающаяся на неё психотехника отождествляли личность только с подструктурой форм отражения, т. е. с отдельными «психическими функциями». Наиболее отчетливо это проявилось в так называемых профилях личности частоколе рядоположенных столбиков, которые она получала в результате замеров отдельных психических функций: памяти, внимания, сообразительное и т. д.

В конце 30-х и в 40-х годах, после того как в нашей стране была отвергнута педология, многие стали отождествлять личность только с подструктурой опыта. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского была опошлена, ею пытались обосновать утверждено об эквипотенциальности (равновозможности) всœех новорожденных, что, конечно, было неправильно и чему эта теория не имеет прямого отношения.

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев:

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденногои приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки.

Четвертым наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них.

Пятым критерием , определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности.

Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.

Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К.Платоновым:

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она, по словам Платонова, может быть названа социально обусловленной подструктурой или более коротко направленностью личности. Направленность включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова, активность направленности проявляется через убеждения. Убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. Убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова, входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности.

Структура личности по К.К. Платонову рассматривает личность как динамическую систему. Она построена также по принципу иерархичности и включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Данная структура позволяет охватить в себя и охарактеризовать все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.

В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур - общепринятости психологических понятий. Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности. Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня.

Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения. В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным. Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. В этом значении убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

Краткое название Подструктуры подструктур Соотношение Основные связи с Уровень анализа Виды формиро­вания
биологического отражением сознанием потребностью активностью
Направлен­ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном от сознания будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Динамика форм отражения Необходимость осознания прошлого Через привычки Через волевые навыки Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Вопя, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего личностную нужду Через волю и эмоции Индивидуально-психологический Упражнение
Биопсихи­ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через сипу и подвижность нервных процессов Психофизио­логический Нейропсихо-попмеский Тренировка

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс - состояние - свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен. Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.

Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность - к 1-й; начитанность и умелость - ко 2-й; решительность и сообразительность - к 3-й; истощаемость и возбудимость - к 4-й. Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей р аз личных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1 -и подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта