Главная » Заготовка и хранение » Бессознательная невольная подверженность индивида определенным. Способы подверженности индивида психическим состояниям других людей

Бессознательная невольная подверженность индивида определенным. Способы подверженности индивида психическим состояниям других людей

Страница 1

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как "мода", а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих "толп".

Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Психологическая трактовка психического заражения мною найдена следующая. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Религиозные экстазы;

Массовые психозы;

Паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

Эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди больших групп населения. К ним можно отнести кликушество, пляски Святого Витта, бесчинства фанатизированной толпы, повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейший компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя.

Заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.. Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Особой ситуацией, по мнению Андреевой, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.


Заключение.
Первые две группы детей характеризуются подавлением или игнорированием своих побуждений или потребностей. Самоорганизация их социального поведения будет подчинена групповым нормам, а не собственным нуждам. Можно прогнозировать трудности п...

Вводная терминология
Деструктивный культ (секта) - разновидность организации, чья практика (религиозная и/или психологическая, т.е. с применением психо-методик) признается авторитетными институтами гражданского общества деструктивной в отношении: личности в...

Исследования интеллектуальной активности
Интеллектуальная инициатива Выражение активности в инициативе интуитивно понимается всеми. Никто не назовет инициативным человека, выполняющего работу лишь в заданных пределах. Такого человека называют обычно добросовестным. Однако совер...

Механизмы общения – социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.

Механизмы воздействия на человека:

Заражение – самый древний механизм. Передача определенного эмоционального, психического настроя от одного человека к другому и основано на апелляции к эмоционально- бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом). Продукт воздействия на других мощной энергетики психического состояния индивида или группы, человеческая способность к восприятию, сочувствию, соучастию, сопереживанию этого состояния.

Заражение характеризует во много бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем мощнее эффект. Для возникновения чувства единства, под влиянием эмоционального транса, число людей должно быть достаточно большим.

Функции заражения:

1. Еще большее усиление групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место быть.

2. Средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы.

Внушение - основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами. Причем воздействующий должен пребывать рассудочном состоянии, а не в состоянии эмоционального транса.

Внушение апеллирует к готовности личности получать инструкции к действию, распоряжения.

Внушать можно только словом. Очень велика роль интонации: 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, значительность слова.



Внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Она неодинакова: выше у лиц со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания, экстраверты, доверчивые, тревожные, податливые, слабое стремление к самовыражению, репродуктивное мышление, стремление работать по образцу. Трудновнушаемые – сильный тип нервной системы, быстрый темп психологической работы, интроверт, скептик, спокойный, упрямый, сильное стремление к самовырожению, творческий деятель, самостоятельный.

Формы внушения:

1. Гипнотическое внушение

2. Внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности

3. Внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации снижают критичность и повышают податливость человека к получаемой информации.

1. Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (перенос негативного отношения, тогда информация отторгается).

2. Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученного, мыслителя).

3. Апелляция ко всем (большинство люде считают, что..)

Убеждение – апеллирует к логике, разуму. Предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, мышления.

1. Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателя.

2. Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, содержать как обобщающие, так и конкретные примеры.

3. Необходимо анализировать факты, известные слушателям.

4. Убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения.

1) Слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него, и в результате создается представление о том, как оратор ее преподносит, откуда он ее черпает; если человеку кажется, что оратор говорит неправду, скрывает факты, то доверие к нему резко падает.

3) Сравниваются установки оратора и слушателя. Если дистанция велика, то убеждение может быть неэффективны, но убеждающий может сначала сообщить об элементах сходства со взглядами убеждаемых. Или же наоборот сначала сообщить о существенных различиях в установках, а потом уверенно доказать и опровергнуть чуждые мнения (это сделать крайне тяжело).

ТО убеждение – это метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

Убежденеие основано на логических приемах доказательств. Докозательство состоит из:

1. Тезис – это мысль, истенность которой требуется доказать; он должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

2. Довод – это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она приводится для обоснования истенности или ложности тезиса.

3. Демонстрация- логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.

Эффект бумеранга – убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это происходит:

1. Когда исходные установки между убеждающим и убеждаемыми разделены большой дистанцией, и с самого начала оратор это показывает, но не обладает вескими аргументами и авторитетом. Аудитория не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляет свои позиции.

2. В случае обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу. Создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне, человек может и согласится.

Эффективность зависит от первичности и вторичности информации: Первичная информация воспринимается легче, доверчивее, на них не влияют предыдущие предубеждения, однако информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому событию или человеку.

Подражание – воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Условия подражания:

· Наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания.

· Меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания.

· Ясность, выразительность, привлекательность образца.

· Доступность образца, хотя бы отчасти..

· Сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким).

Подражание – важнейший фактор развития личности ребенка, но оно присуще и взрослым. Молодежь подражает прежде всего тому, что социально ново.

Тард разделял подражание на виды:

1) Логическое и внелогическое

2) По последовательности и механизму движения – на внутренне и внешнее

3) По степени устойчивости – подражание-мода и подражание-обычай

4) По социальной природе- подражание внутри класса и подражание одного класса другому.


Метод убеждения. Данным методом пользуются в сообщениях, имеющих целью изменить взгляды лица, его отношения, сформировать новые. Убеждение - это главный метод воздействия, исключительно широко применяется в практической деятельности.

^ Под убеждением понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Для того чтобы побудить человека к деятельности, важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то делать, должен быть убеждён, что это стоит делать. Чтобы побудить интересующее лицо к нужной практической деятельности, коммуникатору следует прежде всего информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, то есть убедить его в целесообразности действия. Информирование может быть осуществлено разными путями и средствами. Одним из них является рассказ.

Рассказ представляет собой живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи в форме свободным, от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет коммуникатору убеждать и переубеждать собеседника.

Анализируя разъяснение как один из компонентов убеждения можно выделить наиболее типичные его виды: схематическое, повествующее, рассуждающее и проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда собеседник должен усвоить, вернее, запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Рассуждающее разъяснение состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что коммуникатор ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на вывод, который нам нужен.

Следует учитывать здесь и элементы доказательства, которые строятся по законам логики и которые свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются собеседником как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это положение, истинность или логичность которого должна быть выявлена; аргумент - это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся: достоверные факты; определение основных понятий конкретной области знания; положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важным для практической коммуникативной деятельности являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

С точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая собеседнику одну идею, коммуникатор тем самым опровергает другую. Опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Большую роль при проведении беседы играют вопросы со стороны коммуникатора. По выполняемым функциям вопросы бывают: ведущие, зондирующие, прямые, ситуационные, уясняющие и утверждающие.

Беседа, как правило, начинается с ведущего вопроса. Этот вопрос формируется так, чтобы он вдохновлял собеседника на изложение своих идей. В вопросе должно чувствоваться, что коммуникатор готов разделить точку зрения своего собеседника. Вопрос может обострить, или наоборот, ослабить бдительность собеседника. Поэтому к постановке ведущего вопроса следует отнестись особенно внимательно.

Если нужно получить какую-то информацию применяются зондирующие вопросы, которые бывают трех видов:

а) конкретные («Что скажете о?..»);

б) завуалированные («Так как?», «Ну и что же?»);

в) наводящие («Может быть подумаете?», «Как бы вы это расценили?» и т. д.)

Когда нужно поставить собеседника в тупик, употребляются прямые вопросы , требующие ответа «да» или «нет» («Вы были там?»). В этой функции употребляются также альтернативные вопросы: «Если это не так, то как, по-вашему?»

Стратегия постановки вопроса проста: поставив вопрос, надо ждать ответа. Молчание - важнейший стимулятор речевой активности собеседника. С одной стороны, молчание дает собеседнику собраться с мыслями, а с другой - вынуждает скорее высказаться. Собеседник здесь стимулируется подсознательно.

Важны также и ситуационные вопросы . Главная цель их - побудить собеседника к активности. Эти вопросы моделируют сходную ситуацию: «А вот, предположим, будь вы на его месте?» После этого всегда уместно начинать фразу с вопросов: «Что?», «Как?», «В какой степени"?» и т. д.

^ Уясняющие вопросы должны относиться ко всей беседе («Так что вы хотите?»). Однако если задать его в такой форме, то собеседник начинает думать, что его партнер все решил заранее или невнимательно его слушал. Поэтому лучше произнести фразу, на которую обязательно должен быть ответ «да»: «Значит вы считаете, что «А» не прав?» - «Да». За этим могут пойти утверждающие вопросы : «Мы с вами согласны в главном, не правда ли?»

В конце беседы должны быть поставлены вопросы для подведения итогов. Последовательность постановки вопросов должна быть следующая:


  1. «Ну,как, обсудили ли мы главное?»

  2. «Что же мы выяснили?»

  3. «К каким же выводам мы пришли?»
Очень важна во многих случаях манера поведения коммуникатора. Психологические наблюдения приводят к необходимости рекомендовать следующее:

1) не сидите на краешке стула, создается впечатление, что вы хотите форсировать беседу;


  1. не вертитесь на стуле, это свидетельствует о неуверенности и нерешительности;

  2. не тяните время, продумайте план тщательнее;

  3. не спешите, спешка ведет к просчетам;

  4. умело ставьте вопросы, хорошо поставленный вопрос - это уже полдела;

  5. как можно реже употребляйте местоимение «я»;

  6. не смотрите на собеседника свысока;

  7. не задавайте лишних вопросов, они настораживают собеседника;

  8. не горячитесь, лучше всего если в вашей речи будет чувствоваться теплота;

  1. не выдавайте себя за прорицателя;

  2. не делайте выводов за собеседника;

  3. как можно меньше давайте обещаний.
Применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать объекту нашего интереса разобраться в запутанных, противоречивых обстоятельствах, принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями.

^ Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий в себя следующие основные элементы:


  1. изложение определенных доводов;

  1. передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов;

  1. выслушивание сомнений, возражений;

  2. изложение новых доводов с учетом возражений;

  1. повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.
При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжить внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям:


  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности;

  2. быть последовательным, логическим, доказательным;

  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;

  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты;

  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;

  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
7) учитывать возможности и особенности самого убеждаемого. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых , от силы самого воздействия; во-вторых , от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют и их учета при построении убеждения; в-третьих , от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений. В каждом случае по-разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать методы убеждения при воздействии на конкретного человека.

^ Метод принуждения . Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в практической деятельности.

По своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны коммуникатора выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях практической деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, которое в его примитивной форме связано с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна в достаточной степени и еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость. Коммуникатор должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивый страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих мате-

риалов чувства страха. Если интересующее лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачен страхом. Применение принуждения здесь оправдано и, можно сказать, даже подготовлено. Если же интересующее лицо в этой обстановке не усмотрит опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материа­лам. Безусловно, сверхэмоциональные, застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением на них можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методическая «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

В практической деятельности основными приемами психологического принуждения являются: запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах:

а) запрещение импульсивных действий;

б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения коммуникатора с собеседником.

^ Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только тогда, когда коммуникатор имеет очень большой авторитет у объекта. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, заменяет начало нового этапа во взаимоотношениях с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они обретают окраску доминирования со стороны коммуникатора. Смысл предупреждения состоит в том, что коммуникатор вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для себя (собеседника) последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это доказывает явное давление на объект и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает собеседника сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям коммуникатора.

Угроза венчает иерархию принуждения, подводя собеседника к состоянию сильнейшего переживания, порождающее чувство страха. Для того, чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у собеседника чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

^ Метод внушения. Отметим, что внушение - одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Практическая деятельность насыщенная самыми различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для любого коммуникатора.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притуплённое сознание и снижение критичности у интересуемого лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания. Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики - внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Коммуникатор, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что коммуникатор, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего собеседника. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого лица к внушаемому воздействию.

В последние время исследованиями доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики интересующего лица в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. В пользу этого предложения свидетельствует и тот факт, что в бодрствуюшем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки. Следует, однако, отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов внушения он является наиболее эффективным.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является мышечная релаксация (расслабление). Суть ее заключается в том, что при релаксации кора головного мозга внушаемого в определенной степени освобождается от побочных воздействий и приготавливается для восприятия слов внушающего Если встреча с интересующим лицом происходит в интимной обстановке, то имеются все возможности для обеспечения мышечной релаксации последнего. Этому способствует мягкий и неяркий свет, спокойные тона обстановки, монотонные звуки (приглушенная музыка, отдаленный шум транспорта, морских волн и т. д.). В таких условиях при сосредоточении внимания на словах коммуникатора объект воздействия подводится к состоянию повышенной внушаемости. У, многих она может быть усилена оптимальной дозой алкоголя. Уединение не всегда полезно, так как в ряде случаев оно порождает у объекта тревогу.

О высокой степени релаксации объекта воздействия можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла или стула туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги распрямленные или слегка согнутые в локтях руки. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем и «расслабленность», и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливает внушаемость. Внедряемая идея подается в обоих случаях, как правило, прямым внушением: в условиях релаксации чаще используется прием наставления, а в условиях напряженности команды или приказ. Если объект нашего интереса пребывает в состоянии сильного напряженного ожидания, то указанные приемы оказываются мало эффективными; Для того чтобы внушаемая идея достигла цели, то есть внедрилась в психику внушаемого, необходимо снять эту напряженность. Если объект воздействия не проявляет признаков ни расслабления, ни напряженности, то необходимое для внушения фоновое состояние у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облегчается в том случае, если внушающий:


  1. смотрит на вещи, факты, события глазами объекта;

  2. относится сочувственно к его мыслям и желаниям;

  3. вызывает у него положительные эмоции.
А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Это можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

^ Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается:


  1. приемами постановки задачи (вопроса);

  2. направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса);

  3. оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи. Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.
Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той или иной информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому непосредственно этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются:


  1. различные вопросительные частицы;

  2. виды речевой интонации;

  3. сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.
Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией коммуникатора. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

В практической деятельности при помощи этого метода реализуется и процесс воспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивающихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменение отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое непосредственно воздействуют. Эту роль выполняет метод постановки мыслительных задач.

Вышеперечисленные методы воздействия относятся к намеренному, направленному влиянию, при котором человек умышленно для достижения определенной цели подбирает нужные слова, затрагивает соответствующие стороны души, подыскивает подходящие формы аргументации.

К ненамеренному влиянию относятся заражение и подражание. Оно не имеет определенных целей, а возникает по какой-то причине. Это может быть природное обаяние, которое сразу располагает к человеку, или, напротив, что-то крайне неприятное во внешности и манерах, что отталкивает, вызывает опасения.

^ Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и более конкретно, от уровня развития их самосознания.

Подражание – это сознательное или бессознательное повторение, воспроизведение человеком психологических особенностей и поведения других людей, т.е. копирование манер поведения и речи другого человека. Выделяются два типа подражания:

1. простое – при котором отсутствует конфликт, связанный с исполнением акта подражания.

2. подражание, при котором человек изначально переживает конфликт или чувство дискомфорта по поводу того, стоит или не стоит ему подражать другим людям.

Однако если человек видит, что и другие люди ведут себя подобным образом, то сила его внутреннего сопротивления подражанию уменьшается. Подражание – один из основных механизмов социализации человека, приобретения им полезного опыта и тех психологических свойств, которые характеризуют его как развитую личность.

Проявляется подражание с детства, как копирование моделей поведения родителей, потом значимых взрослых, социальных авторитетов, кумиров.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Дайте характеристику психологическому воздействию как категории общения.

  2. Какие условия необходимо учитывать для успешности психологического воздействия?

  3. Перечислите основные методы психологического воздействия.

  4. Какие факторы следует учитывать при воздействии методом передачи информации?

  5. Чем метод убеждения отличается от метода принуждения?

  6. Как умело использовать в педагогической практике метод внушения?

  7. В чем особенность и полезность метода постановки и варьирования мыслительных задач?

Тема 5.. Разработка стратегии лекции с ориентацией на аудиторию.


  1. Схема поэтапной подготовки лекции.

  2. Выбор темы и определение целевой установки.

  3. Подбор и первичная обработка материала.

Схема поэтапной подготовки лекции :


  1. Аналитический этап – проблемный анализ темы; формулировка основных вопросов; поиск ответов на основные вопросы в теории. ^ Итог: теоретическая концепция лекции .

  2. Стратегический этап – определение «образа» аудитории; формулировка целевой установки; определение задачи сверхзадачи; формулировка тезиса и рекламного заголовка. Итог: рабочий тезис и рекламный заголовок лекции .

  3. ^ Тактический этап – отбор фактов, аргументов, иллюстраций; выбор способов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность слушателей; выбор средств, привлекающих внимание и интерес на разных этапах; разработка композиции лекции. Итог: общий план и композиция лекции.

  4. Редакционный этап – вычитка (исправление неверно и неточно использованных слов, выражений); замена выражений, свойственных письменной речи, формами устной речи; разъяснение сложных терминов и понятий, избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний; поиск наиболее ярких, действенных слов и выражений; очистка текста от речевых штампов. Итог: отредактированный, произнесенный вслух текст лекции.

  5. ^ Рабочий (аудиторный) этап – ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики лекции в соответствии с реальной ситуацией; произнесение лекции, установление контакта со слушателями; изменение тактики в процессе самоконтроля и в результате «обратной связи» со слушателями. Итог : прочитанная лекция .

  6. ^ Контрольно-итоговый этап – самоанализ (уяснение причин достоинств и недочетов, удач и неудач); изучение и анализ мнений слушателей; совершенствование текста лекции с учетом результатов итогового контроля. Итог: отредактированный текст и рабочий план лекции.

Каждая речь должна иметь тему, общую и конкретную цели.


  1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

  2. Избегайте списывания из журнальных статей или книг – думайте самостоятельно.

  3. Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают ваши слушатели.

  4. Подбирайте уместную тему, соответствующую текущим интересам и умонастроению собравшихся, т.е. должна соответствовать аудитории.

  5. Тема должна быть достаточно важна, интересна и понятна. Будет ли тема важна и увлекательна, зависит от:

  • основных интересов аудитории;

  • групповых интересов;

  • злободневных интересов;

  • конкретных интересов;

  • новизны темы;

  • заложенных в теме начал конфликта (спорные вопросы).
6. Тема должна быть красиво оформлена, как рекламный заголовок, привлекающий внимание содержанием.

Введение. 3

1. Заражение. 4

2. Подражание. 11

Заключение. 18

Список литературы.. 19


Введение

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура; наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений?

Одними из важных механизмов общения и взаимодействия людей являются процессы психического подражания и заражения.

Тему контрольной работы считаю актуальной, так как проблемы и механизмы человеческого взаимодействия неразрывно связаны как профессиональной, так и в общественной жизни индивида.

Цель контрольной работы – раскрыть тему Психическое заражение и подражание.

Задачи самостоятельной работы:

Раскрыть сущность понятий психического заражения и подражания;

Раскрыть значение заражения и подражания для общественной и социальной жизни;

Привести примеры проявления психического заражения и подражания в общественной и личной жизни человека.


1. Заражение

В энциклопедии социологии дано следующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование ряда явлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологического порядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии и подражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминация эмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражение тесно связано с таким феноменом, как "мода", а также с прецедентами таких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попытку собственно социологического объяснения феноменов психического заражения осуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих "толп".

Согласно Андреевой, заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Психологическая трактовка психического заражения мною найдена следующая. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенных психическим состояниям. При этом происходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образца поведения, а передача определенного эмоционального состояния (психического настроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократное взаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.

Религиозные экстазы;

Массовые психозы;

Паника (следствие дефицита или избытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуации паники находится человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|,панику можно прекратить;

Эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимо установление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.), чему очень способствуют предварительные аплодисменты.

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди больших групп населения. К ним можно отнести кликушество, пляски Святого Витта, бесчинства фанатизированной толпы, повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейший компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя.

Заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.. Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Особой ситуацией, по мнению Андреевой, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить.

Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих аудиторию, и - более конкретно - от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах человеческой истории. Поршневым (1968) справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рассматривает феномен заражения в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (различные стихийные бедствия и пр.), однако этот тип поведения может иметь проявления и в массовых сознательных, социальных действиях. Интерпретация их с точки зрения лишь процессов заражения снижает значимость этих действий, но учет фактора заражения, например, в ходе различных митингов и манифестаций необходим. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы дать конкретный анализ механизма заражения, его форм в ситуациях различной социальной значимости. В частности, до сих пор практически неисследованным остается вопрос о роли заражения в организованном, социально одобряемом поведении, например заражение личным примером в различных массовых производственных ситуациях, при проведении спасательных работ в ситуации различных катастроф и т.д. Возможно, что в этих случаях откроются какие-то новые стороны феномена заражения, например его компенсаторная функция в условиях недостаточной организации и т.п.

Важно отметить, что рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильности общества, например в условиях радикальных социальных преобразований.

Имеет смысл рассмотреть, так скажем, потребительскую сторону психического заражения. Механизм заражения наиболее часто проявляется в условиях случайных, незапланированных покупок и очередей. Здесь реклама распространяется и действует мгновенно. Однако роль заражения в рекламной деятельности изучена недостаточно, его часто отождествляют с подражанием.

Г. Лебон, анализируя такой психический механизм социального влияния как заражение, писал о том, что психическое заражение или, как он называл его "психическая зараза", наиболее характерен для толпы и способствует образованию у нее специальных свойств. «Зараза представляет собой такое явление, – пишет Г. Лебон, – которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно – пишет автор, – и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы».

На практике феномен психического заражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовых мероприятий, особенно среди молодежи, собираемой в дискотеках "для отдыха", где в качестве особого стимулирующего эмоционального фона используется специфическая музыка и световые эффекты (стробоскопы и пр.). Такое воздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличение количества потребляемой жидкости, тонизирующих напитков, пива, слабоалкогольных напитков и пр. Молодой человек в этом случае часто делает покупку потому, что чувствует жажду, которую также испытывают окружающие. На дискотеках продаются сувениры, одежда, пластинки и прочие атрибуты "участника тусовки", принадлежащей к определенной категории поклонников того или иного музыкального направления. Да и само "общение" в кругу своих единомышленников представляет собой некое совместно переживаемое эмоциональное состояние, которое рекламируется как "дискотечное шоу" и за которое организаторы получают немалые деньги. Иногда для усиления эффекта "психического заражения" на дискотеках криминальным путем распространяются наркотические вещества, например популярный наркотик "экстази", который не только активизирует физические возможности танцующего человека и повышает потребность в жидкости, но и усиливает эффект психического заражения, вызывает желание молодых людей делать то, что делают все, и тем самым нравиться друг другу.


2. Подражание

Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

Внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражать раньше, чем обрядам;

Низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.).

Все упомянутые механизмы воздействия на членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию, причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющих стихийную группу.

В истории социальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идей о роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которому принадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах эта теория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга» (Тард, 1892).

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализ этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеются следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору) и т.д.

Легко видеть, что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подражания в обществе, когда все общественные проблемы рассматриваются с точки зрения действия некоторого психологического механизма. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при таком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные общественные явления. Между тем подражание ребенка взрослому, например, развивается по совсем иным законам, чем взаимоотношение классов в обществе.

Однако, если отвлечься от абсолютизации идеи подражания, можно в анализе, предложенном Тар дом, выделить весьма полезные соображения: сегодня скорее не только они, а довольно солидная практика экспериментальных исследований позволяет установить действительные характеристики этого специфического средства психологического воздействия. Особое значение, конечно, подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии поэтому проводится основная масса экспериментальных исследований подражания. Однако, коль скоро феномен включен в ткань общения, исследования эти имеют определенный социально-психологический интерес. Так, исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания:

а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции,

б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения,

в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему.

Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

В каждом случае осуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту или иную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может быть рассмотрено как однонаправленный процесс: всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

Рассматривая разные аспекты психологического подражания, считаю целесообразным упомянуть о «потребительском» подражании.

Многие рекламисты обращают внимание на то, что в рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективно срабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно, что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетную личность.

В работах Л.И. Божович, показано, что, например, развитие мотивации детей происходит от подражания к сознательной постановке цели. Таким образом, по ее мнению, есть основание полагать, что более сильно механизм "слепого" подражания будет воздействовать на детей раннего возраста и подростков, чем на взрослых людей.

Г. Крайг считает, что у детей подражание играет важную роль в овладении языком. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря слуху и подражанию. По мнению Г. Крайга, так формируется большая часть словарного запаса ребенка, так как он не может сам придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Однако «каким образом ребенок осваивает синтаксис, – пишет автор, – объяснить не так просто. Хотя некоторые фразы ребенок строит, подражая другим, такая грамматическая форма, как «amn"t I» («это нет я»), безусловно, является его собственным изобретением. Также сомнительно, чтобы ребенок мог где-нибудь услышать фразу «Баба спать». Даже когда взрослые начинают имитировать детскую манеру речи или пытаются исправлять ошибки ребенка, дети все же продолжают использовать собственные конструкции, которые не могли быть усвоены посредством прямого копирования хотя бы потому, что речь взрослых не содержит таких образцов для подражания».

Многие молодые мамы неоднократно отмечают, что их маленькие дети, которые еще не умеют толком разговаривать, очень любят смотреть рекламу и, при этом, совершенно равнодушны к другим телевизионным программам. Очень часто они высказывают опасение в том, не используют ли телевизионщики какие-либо специальные технологии воздействия на маленьких детей, которые вредят их психическому здоровью. Следует отметить, что с точки зрения маркетинга такие технологии были бы бессмысленными, ведь не умеющие говорить дети никоим образом не смогут повлиять на своих родителей и, следовательно, стимулировать количество продаж рекламируемых товаров. Эффект возникает скорее всего лишь на перцептивном уровне, то есть в результате привлечения рекламой внимания детей. Скорость и смена кадров в рекламе, звук, разнообразие, яркость и контрастность цветов чаще всего отличаются от обычных передач. По-видимому, это и привлекает маленьких детей. Они реагируют на рекламные вставки так же, как и на звуки погремушки, с помощью которой взрослые стараются привлечь внимание ребенка.

Без всякого сомнения, подражание играет значительную роль в сфере рекламного воздействия на потребителей и существенно различается по своей природе. В частности, подражание рекламе подростками и взрослыми людьми происходит на основе различных психологических закономерностей. У взрослых подражание рекламному персонажу чаще определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями, желанием быть похожим на преуспевающего авторитетного человека. Тем не менее, если бы поведение взрослых людей при восприятии рекламы основывалось только на подражании, это должно было бы привести к противоречиям со сформировавшейся личностной мотивацией и непременно разрушило бы систему индивидуального целеполагания.

Примеры подражания можно наблюдать на разных возрастных этапах индивидуального развития человека. Еще Я.А.Коменский писал в своих трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» о подражании как о свойстве детей «…подражать всему тому, что на их глазах делают другие». В связи с тем, что «они учатся раньше подражать, чем познавать», великий педагог настоятельно советовал родителям «постоянно показывать детям хорошие примеры», а учителям в своей учебной и воспитательной деятельности использовать «примеры, как взятые из жизни, так и из истории». Механизм подражания продолжает оставаться ведущим в формировании поведения на протяжении нескольких лет. В первые годы жизни восприятие и мышление ребенка сугубо конкретны, ему гораздо легче копировать наглядный образец, нежели выполнять инструкцию. Со временем мышление становится все более отвлеченным, ребенок обретает способность абстрагироваться от наглядных образцов и строить свое поведение на основе мысленных представлений и понятий. Роль подражания в психическом развитии снижается, но не сходит на нет. По сути дела, механизм подражания так никогда и не исчезает. Ведь и взрослые, к примеру, в большей или меньшей мере одеваются в соответствии с модой, то есть стараются подражать неким эталонам. А бывает, что и непосредственно (хотя часто и безотчетно) копируют поведение тех людей, чьи достижения желательны и для нас самих.


Заключение

В заключение работы можно отметить, что выделяют следующие виды психологического воздействия в процессе общения: заражение, внушение и подражание. В рамках данной контрольной работы рассмотрены только заражение и подражание.

1. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин Б.Д.).

Религиозные экстазы;

Массовые психозы;

Эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ.

2. Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внуше­ния, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведе­ния, выработанным группой.

Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.


Список литературы

1. Андреева Г.М. М.: Издательство МГУ, 1988.

2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.

3. Московиси С. Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

4. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971.

5. Социология: Энциклопедия/Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий)

7. Г.Лебон. Психология толп. В кн. Психология толп М.: Институт Психологии РАН. Изд-во КСП, 1998.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995.

9. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")http://voluntary.ru/form/

10. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей ред. академика РАН Г.В.Осипова, 1998.

11. Степанов С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети. Грамматика отношений, М.: Дрофа-Плюс, 2006 г.


Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988, с. 43

Социология: Энциклопедия /Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971, с. 10.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988, с. 165.

Российская социологическая энциклопедия/ Под общей ред. академика РАН Г.В.Осипова, 1998

Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования, электронный учебник,

http://de.ifmo.ru/--books/0062/

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988, с. 172.

Г.Лебон. Психология толп. В кн. Психология толп М.: Институт Психологии РАН. Изд-во КСП, 1998, с. 15.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988, с. 178.

Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования, электронный учебник,

http://de.ifmo.ru/--books/0062/

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. С. 188.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995, с. 317.

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, с. 269.

Степанов С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети. Грамматика отношений, М.: Дрофа-Плюс, 2006 г.


Отношений, оказывается недостаточной для описания и объяснения макросоциальных процессов, классовых отношений, природы политической власти и т. д. . В этом - принципиальная ограниченность психологического подхода к социальным явлениям. 7. Психологическая социология в исторической перспективе Каковы же были главные итоги психологической социологии рубежа? В центре внимания психологической...

Из рассмотрения концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологическая социология процессов и утопизм социальных преобразований. В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что социальной революции, имеющей активный характер, ведущую роль имеет психология человека и...

... " может стать ареной развития или падения, принося человеку либо удовлетворение, либо отсекая возможности дальнейшего роста и самореализации. ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 2.1 Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам...

На всех военнослужащих, независимо от человеческой воли, прямого или косвенного участия в боевых действиях, подготовленности и интенсивности боевых условий, а также имеет место в ходе тактических учений в мирное время. От трех до восьми процентов военнослужащих подвержены острому стрессу в условиях обычной жизнедеятельности войск из-за объективных специфических армейских условий, аккумулированных...


Заражение как способ группового воздействия, феномен толпы. Паника. Модели поведения личности и группы в условиях паники.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен заражения был известен на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует мех-м многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники.

Толпа - неорганизованное, временное скопление определенного количества людей, как правило, не знакомых друг с другом, но по случайным обстоятельствам оказавшихся в одно время в одном месте. Виды толпы :

- дискутирующая толпа: завязываются диалоги, споры.

- возбужденная : обладает общностью и направленностью интереса, внимания, желаний.

Потенциально агрессивная толпа. Превращение безобидной толпы в агрессивную проходит ряд этапов:

1). Появление сборища, вызванного возбуждающим поводом и условиями;

2). Превращение сборища в возбужденную толпу людей, охваченную процессами кружения и нагнетания эмоций;

3). Появление ложных объяснений причин произошедшего и требований что-то предпринять;

4). Увеличение численности группы присоединением к ней прохожих, жильцов близлежащих домов;

5). Появление адресности своих претензий, определение «виновников» произошедшего и кумулирование своего эмоционального запала на них;

6). Доведение возмущения и требований до крайности с превращением толпы в готовую к агрессивным действиям и угрожающую ими;

7). Превращение толпы в агрессивно действующую.

Виды толпы :

Случайная – формируемая любопытством к неожиданно возникшему эмоциогенному событию,

Конвенциональная Т – основанная на некоторых стихийно сформированных событиях, формирующаяся с заранее ожидаемым и значимым событием,

Экспрессивная Т – интенсивно выражающая отношение к шокирующему событию, ликование, страх, протест и т.д. Легко перерастает в агрессивную Т и направляется случайными зачинщиками.

Действующая Т – в которой различают: агрессивную, экстатическую, повстанческую, паническую.

Паника возникает в массе людей какопределённое эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации (Андреева Г.М.).

Паника - особый вид поведения группы, характерного внезапно начавшимся массовым, эмоционально регулируемым однонаправленным поведением.

Вида паники : 1). Аффективная - групповая реакция, регулируемая только мгновенно охватившими людей сильными и всепоглощающими чувствами ужаса и страха. Длится от нескольких минут до часов. Возникает при пожарах, землетрясениях, крупных авариях.

2). Поведенческая - эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, в которых все же превалируют эмоции, а действия не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Этот вид паники возникает не мгновенно, развивается по нарастающей, прекращается не сразу, а затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.

Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие мех-м взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, 1) потому, что никогда заранее не известны сроки её возникновения, 2) потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей. Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и понимание психол. мех-ма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить (Шерковин).

Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. В практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого мех-ма использовалось в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры. Meра в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит и от общего уровня развития личностей, составляющих, аудиторию, и от уровня развитая их самосознания. В современных обществах заражение играет значительно меньшую роль чем на начальных этапах человеческой истории. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем слабее действие мех-ма заражения. М. Иметь место и в сознательных действиях и организованных действиях-заражение личным примером.

Проявления заражения бесконечно многообразны: это и заразительные ритуальные танцы, и пляски членов первобытной общины, и массовые психозы, захватывающие в различные исторические отрезки времени большие соц. группы людей.

Определение понятия психического заражения . Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего мех-ма поведения человека.

Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Оно осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей.

Н. К. Михайловский справедливо отмечал, что эффект заразительности внешнего воздействия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми.

Секрет эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта заключается в самом мех-ме соц.-психол. заражения. Последний в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

При этом сила нарастания накала страстей, создающая психический фон заражения, находится в прямой пропорциональной зависимости от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора.

Функции заражения. В качестве средства психол. воздействия на группу заражение может использоваться в нескольких различных случаях:

1) целью еще большего усиления групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место; 2) как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Последнее осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно путей достижения необходимой сплоченности на какой-то рациональной основе.

В толпе человек легче всего поддается заражению и внушению.

Андреева Г.М. Социальная псих-я.

Парыгин Социальная псих-я.

Социальная психология. Под ред. Столяренко

    Общественное мнение как предмет исследования соц. псих-и. Функции общественного мнения и формы его проявления.

ОМ – выражение в форме определенных суждений, идей и представлений отношения социальной группы к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. ОМ возникает как продукт сознательно назревших и требующих решения социальных проблем, проявляется в сопоставлении и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, в поддержке или отрицании, осуждении поступков или линии поведения людей. Субъектом ОМ являются большие социальные группы – классы, нации, народы. Высшая форма ОМ – это общенародное мнение, т.е. в основном совпадающее суждение народа по вопросам представляющего всеобщий интерес. ОМ формируется под влиянием всех СМИ, хотя может возникнуть стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств или ситуаций. ОМ – составляющая общественного сознания, вызванное отношением различных слоев общества к определенным событиям. Содержание ОМ обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре ОМ может быть монистичным (одно) и плюралистичным (множество). Возникая на различном уровне общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании) оно может быть адекватным и неадекватным реальности, содержащим реальные и иллюзорные представления. Адекватность ОМ зависит от уровня развитости в обществе демократических свобод, его политических кумиров. В демократических обществах ОМ постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения его социального развития. Специализированные органы регулярно выявляют ОМ, всемерно содействуя свободному выражению (пилотажи, референдумы, выборочные опросы и др.).

ОМ – состояние массового сознания, интенсивное обмен взглядами. Функции ОМ:

    экспрессивная (воспроизведение положительной оценки различных событий).

    консультативные и директивные (выносит суждения и решения).

    регуляторно - воспитательные (влияние на сознание и поведение индивидов).

ОМ выражает отношение социальных общностей к явлениям и процессам окружающей действительности.

Форма: оценка суждений: аналитических (конструктивных) суждений (анализ, представление о путях и средствах его преобразования).

Общественное мнение - единые по содержанию суждения о фактах соц. жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую «из уст в уста» (слухи).

Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: страну, континент, весь мир. Может охватывать и небольшой круг людей - коллектив предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей.

Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта