Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Самораскрытие и психическое здоровье личности. Самораскрытие в межличностном общении: виды, характеристики и функции

Самораскрытие и психическое здоровье личности. Самораскрытие в межличностном общении: виды, характеристики и функции


В настоящее время феномены адаптации превращаются в одну из центральных проблем для теории и практики психологической науки. Сейчас вряд ли возникнут сомнения в том, что такие глобальные вопросы, как обеспечение жизнеспособности человека вопреки нарастающему патогенному воздействию среды, прогнозирование темпа его психического развития, сохранение духовного и нравственного облика, формирование новых отношений в обществе, можно решить вне представлений о механизмах адаптации. Анализ теоретических и методологических подходов в разных научных сферах позволил выделить несколько обобщенных смысловых аспектов адаптации: адаптация как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, адаптация как приспособление к измененным условиям среды, адаптация как достижение устойчивости в измененной среде. Логика развития общества и психологической науки ставит психологов перед необходимостью изучения адаптации как поиска личностью нужных ей способов самораскрытия. В этом случае акцентируется стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем.


Подобный подход основывается на рассмотрении личности как субъекта адаптации, что представляется важным для теоретических обобщений и решения практических задач. В этом случае адаптация понимается как механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию внешних изменений во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности.


Психологический портрет адаптирующейся личности определяется: особенностями осознания изменяющейся окружающей среды, рефлексией себя в новой картине среды, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой; трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой; выраженной эго-орентацией как возможного следствия усиления потребности в самораскрытии, изменением образа "Я". Один из источников самораскрытия личности заключен в осознании изменений окружающей среды. Возникновение индивидуального образа происходящего означает, что среда перестает быть безразличной человеку. Человек из автоматически реагирующего на внешние воздействия превращается в рефлексирующего прежде всего те преобразования, которые затрагивают его потребности. Новая картина среды приводит к избирательности поведения и отношения к себе. В начальный период взаимодействия личности с непривычными условиями существования особую роль играет рефлексия изменений в собственном "Я". Осознание себя указывает на особенности внутренней переработки изменений, произошедших вовне. Этот процесс определяется смыслом собственного бытия, его значимостью для личности. Происходит своеобразная трансформация образа среды в образ "Я". Эго-ориентация адаптирующейся личности отражает приоритет ценности собственной жизни. Роль эго-ориентации особо возрастает при необходимости адаптироваться к изменяющемуся образу "Я".


Во многом благодаря эго-ориентации возможно освоение новой роли, достижение самоценности и необходимого взаимодействия с окружающей средой и с собой. Одна из функций эго как центра системы сознательного состоит в создании стандартов для определения целостности и индивидуальности человеческой личности. Можно считать, что в новых условиях существования собственное Я превращается для личности в основной ориентир создания необходимых программ адаптационного поведения и формирования персонально важной системы отношений с миром. Рефлексия активизирует механизмы личностной саморегуляции. Основной смысл личностного регулирования сводится к обеспечению внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой. С этой целью личность конвергирует имеющийся адаптационный потенциал и все содержащиеся в среде возможности. Максимально личность включается в регуляцию адаптационного потенциала в условиях реальной витальной угрозы. Наряду с этим личность направляет свою активность на преодоление зависимости от средовых влияний. Наибольшая автономность личностных свойств наблюдается тогда, когда самосохранение и самораскрытие зависят, главным образом от психофизической организации, телесного потенциала. Трансформация психического адаптационного потенциала в более сложные и совершенные формы психологической интеграции, демонстрирующая перераспределение акцентов взаимодействия человека с окружающей реальностью и с собой, основывается на активности личностной регуляции.


В этом реализуется свойственная адаптации функция созидания. Результат адаптационных трансформаций сводится к изменению образа "Я" и типа адаптирующейся личности, к формированию личностного адаптационного синдрома. Дополнение традиционных взглядов на адаптацию субъектно ориентированным позволяет по-иному очертить основную цель адаптации? обеспечение целостности личности. Это означает, что адаптирующаяся личность способна поддерживать необходимое ей внутреннее единство и регулировать собственную активность, что позволяет ей выступать в роли внутренней детерминанты взаимодействия с динамичной окружающей реальностью. Целостность личности на начальных этапах взаимодействия с непривычными условиями жизнедеятельности обеспечивается активизацией процессов интеграции психических, психофизиологических проявлений и механизмов личностной регуляции. Существенная роль в обеспечении целостности личности принадлежит неосознаваемым психическим процессам. Они включаются в структуру личностного адаптационного синдрома независимо от объективных признаков и субъективных описаний условий существования. Это позволяет считать неосознаваемое обязательным компонентом адаптационного реагирования личности. Одновременно возникает требующее специальной экспериментальной проверки предположение о том, что совпадение содержания неосознаваемых эмоций и неосознаваемых стремлений и осознанных представлений означает адаптационную зрелость личности.


Содержательное единство глубинных и закрепленных социальным опытом личности переживаний создает гармонию ее отношений к происходящему и к своей роли в нем. Это повышает регуляторную активность личности и делает человека более адаптированным. Несоответствие содержания неосознаваемых и осознанных эмоций и мотивов подталкивает личность к поискам как социально желательных, так и не санкционированных обществом способов компенсации адаптационного конфликта. Рассмотрение личности как субъекта адаптации, с одной стороны, дополняет научное видение адаптации, с другой? открывает новые грани психологии личности. Для понимания психологии современного человека важно, что его личностная структура объединяет в себе вариативные и инвариантные психологические свойства. Пластичность психологических личностных свойств? важное адаптационное приобретение, необходимое для сохранения жизнеспособности в динамичном внешнем мире. Наибольшие возможности для модификации психологических свойств личности, а именно: для изменения диапазона их проявлений и структуры? предоставляют глобальные социальные преобразования в нашем обществе. К структурным вариациям личностных свойств может приводить кратковременное взаимодействие с измененными жизненными условиями. В то же время личностные свойства могут демонстрировать инертность включения в адаптационные процессы. Тем самым, очевидно, создается дополнительный резерв адаптации, активизация которого возможна тогда, когда быстро действующие системы оказываются неспособными к обеспечению целостности личности.


В инвариантности заключается потенциал сохранения самоидентичности. Инвариантность позволяет личности сохранять собственный адаптационный опыт. Так, адаптация в условиях реформирования социальной системы не затрагивает эмоциональную защищенность и чувствительность к новому, а также свойства, обеспечивающие самоорганизацию. В течение длительного времени стабильными оставаются свойства, подчеркивающие значимость собственного "Я" личности. Сохраняется также согласованность проявления свойств самоконтроля, склонности к риску, способов реализации коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Устойчиво сохраняется интеграция личностных свойств, отражающих способность к самоорганизации, ориентацию на поддержку группы, эмоциональную зрелость и жизненный оптимизм. Несмотря на давний срок изучения адаптационных феноменов, самостоятельная научная дисциплина, систематизирующая знания о психологических закономерностях адаптации человека в изменяющейся среде существования и раскрывающая сферы их практического применения, в настоящее время только начинает складываться. Видимо, это связано с затянувшимся первичным таксономическим этапом анализа имеющихся результатов. В то же время накопленные сведения содержат достаточно большой потенциал теоретических изысканий и эмпирических разработок.


· Самораскрытие – это сообщение другим (партнеру) личной информации о себе (понятие впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г.).

· Самопредъявление (или управление впечатлением) – это различные стратегии и тактики, которые использует чело­век, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих.

Вопрос о соотношении понятий "самораскрытие" и "самопредъявление": теоретически обоснованно­го разграничения данных понятий не имеется. При этом наблюдается парадокс: в литературе по самораскрытию самопредъявление рассматривается как его частный случай, а в работах по самопредъявлению – соответственно – наоборот.

Тем не менее, на основе анализа зарубежных исследований по личной представленности человека в общении самораскрытие и самопредъявление можно сопоставить по двум основа­ниям (критериям):

  1. через специфику содержания;
  2. специфику назначения (цели) передаваемой информации.

При таком сопоставлении выявляется следующее: с одной стороны, содержание самораскрытия ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно уже самопредъявления; однако назначения (цели) самораскрытия достаточно многообразны, и по этому критерию оно шире самопредъявления.

С другой стороны, содержание самопредъявления не ограничено только информацией о себе, и по данному основанию оно шире самораскрытия; но назначением (целью) самопредъ­явления служит главным образом управление впечатлением, производимым на аудиторию, и по этому критерию оно уже самораскрытия.

Таким образом , представляется целесообразным рассматривать самораскрытие и самопредъявление как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных феномена. Чаще всего эти два феномена соотносятся следующим образом: чем больше выражено самораскрытие, тем меньше самопредьявление, и наоборот (т.е. по закону линейной зависимости с отрицательным угловым коэффициентом). Следовательно, поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредьявлением и может описываться скорее как самопредьявление, а не самораскрытие.

Самораскрытие личности в общении: виды, характеристики и функции:

Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я» .

Содержанием самораскрытия могут служить : мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Виды самораскрытия :

1)По виду контакта субъекта общения и реципиента :

Непосредственное самораскрытие - осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Оно дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации.;

Опосредованное самораскрытие - может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения.

2)По критерию дистантности общения :

Ролевое самораскрытие - разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне.

Личностное самораскрытие - предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.

3)По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия :

Непреднамеренное - когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.

Подготовленное - когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке.

Психологические методы самораскрытия:

1)Глубина - детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы;

2)Широта - определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем..

3)Избирательность - отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

4)Дифференцированность - можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкостисамораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.

5)Эмоциональность - характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач).

6)Продолжительность - измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Таким образом , основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид:

«Виды самораскрытия»:

Функции самораскрытия:

1.Способствует психическому здоровью личности коммуникатора (у каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация (т.е. тщетное ожидание) этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.

2. Развивает личность (это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация).

3. Является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам:

А) Эмоциональная разрядка , являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.

Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ - излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.

В) Механизм социального сравнения - дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей.

Г) Механизм зеркала - состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию.

Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника - оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации .

Стратегии и тактики самопредъявления в общении:

Тактика самопредъявления – это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации - может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 году создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими:

  1. Стремление понравиться – инграциация . Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.
  2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.
  3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.
  4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
  5. Демонстрация слабости или мольба . Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А.Шутц, которая выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации:

1. Позитивное самопредъявление - девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активные но не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этой группе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служение примером. Основные тактики следующие:

· Греться в лучах чужой славы - основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.

· Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.

· Демонстрация влиятельности - человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

· Демонстрация идентификации с аудиторией - человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2. Наступательное самопредъявление - основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ создания желаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесь применяются следующие тактики:

· Подрыв оппозиции - сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

· Критическая установка в оценке любых явлений действительности - она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

· Критика в адрес тех, кто критикует его - это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих.

· Изменение темы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3. Предохранительное самопредъявление - ставит перед собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми. Тактики, применяемые в этом случае следующие:

· Избегание публичного внимания;

· Минимальное самораскрытие.

· Осмотрительное самоописание - человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.

· Минимизация социального взаимодействия.

4. Оборонительное самопредъявление - субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторону позитивного. Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания.

· Отрицание события - человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.

· Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки - человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

· Диссоциация - человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.

· Оправдание - человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу.

· Извинения - человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

· Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Таким образом, человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

2.5.1. Самопредъявление, самораскрытие, самовыражение и самоопределение

Самопредъявление – один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, который стал интенсивно исследоваться в работах интеракционистов (Ч. Кули, Дж. Мид). Наиболее активно и целенаправленно эта проблема разрабатывается в 80-х годах ХХ в. Самопредъявление описывается как способность человека быть готовым к «выражению, а также презентации себя другим людям… и использованию этих знаний в качестве своего рода направляющих, обеспечивающих контроль за собственным поведением и его управлением» (Snyder, 1974, с. 528). До 1980-х годов механизмы «управления впечатлением» учитывались только в плане их негативного влияния на взаимодействие людей, поскольку считалось, что актуализация подобных механизмов приводит к систематическим ошибкам в эмпирических исследованиях проблемы межличностного общения. Позднее, благодаря целому ряду работ (Schlenker, 1980; Buss, Briggs, 1984; Tetlock, Manstead, 1985; Arkin, Baumgardner, 1986; Baumeister, 1986; Schlenker, Weigold, 1992), эта проблема становится столь же актуальной, как и агрессия, совладающее поведение, невербальное общение и многие др.

Некоторые авторы считают «управление впечатлением» универсальным механизмом, являющимся частью любого процесса межличностного общения, необходимого для достижения человеком определенных жизненных целей (Goffman, 1959; Schlenker, 1980). Это своеобразная инструментальная характеристика личности, позволяющая ей оценивать особенности ситуации и другой личности (группы людей), для того чтобы правильно преподносить информацию о себе и добиваться определенного эффекта.

Другая позиция основана на оценке «управления впечатлением» как специфического механизма, запускающегося в особых условиях у людей определенного склада характера (Buss, Briggs, 1984; Snyder, 1974). Согласно этой точке зрения, самопредъявление тесно связано с мотивами лжи и обмана, с тенденцией манипулировать другими людьми для оптимально успешного и быстрого достижения поставленных целей.

Какую бы точку зрения мы ни рассматривали, следует учитывать, что в основе этого процесса лежат определенные мотивы личности и ее представления о своей идентичности, об идентичности партнера по общению, а также представления о том, каким образом осуществлять контроль информации о некотором объекте манипуляции или субъекте взаимодействия.

Несмотря на различия в мотивах, побуждающих человека к осуществлению «управления впечатлением», последнее имеет вполне определенные цели и стадии, поскольку является одним из механизмов самопредъявления. Оно побуждается мотивацией, смысл которой состоит в повышении самооценки, или избегании противоречий между реальным и идеальным Я, или в «ожидании подтверждения правильности установок на себя от других людей», либо в «желании осуществлять обратную связь для диагностики свойств, присущих личности». Стадии процесса самопредъявления можно представить следующим образом: возникновение мотивации, актуализирующей механизм самопредъявления; осознание личностью своей идентичности; формирование репрезентаций о партнере по общению; «искажение» информации о себе и «манипуляция аудиторией» с целью снижения уровня активации, побуждения. С нашей точки зрения, основной акцент при анализе самопредъявления делается на непосредственном изменении представлений о себе с целью «управления впечатлением», производимым на аудиторию.

Противоположным по значению и функциям является желание раскрыть (иногда даже излишне демонстративно) перед партнером своеобразие собственной личности, и тем самым опосредствованно влиять на динамику самооценки. Это процесс самораскрытия. Под самораскрытием понимается сообщение другим людям личной информации о себе, предъявление себя другим. В процессе самораскрытия человек улучшает стратегии межличностного общения, одновременно осуществляя познание себя как уникальной личности. В целом можно сказать, что «чем более выражено самораскрытие, тем меньше самопредъявление и наоборот» (Амяга, 1989, с. 13).

Самораскрытие нередко идентифицируют с самовыражением и именно потому, что оба процесса предполагают актуализацию проекции Я на какие-либо объекты реальности. Существенным отличием самораскрытия от самовыражения является, во-первых, обязательное наличие собеседника (реального или воображаемого), во-вторых, раскрытие своих намерений, потребностей и желаний. Самовыражение осуществляется в виде опосредствования, т. е. определения себя (Брушлинский, 2003) через продукты деятельности, общения, созерцания. Согласно К. А. Абульхановой-Славской (1991), «тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач, и есть самовыражение» (с. 99). Если же ребенку навязывают свой способ опосредствования, то его «…лишают возможности своевременно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться» (там же, с. 99).

Сопоставляя между собой механизмы самопредъявления, самораскрытия и самовыражения, мы обнаруживаем, что у них один информационный источник – знания человека о самом себе, но в первом случае эти знания часто сознательно искажаются для достижения некоторых прагматических целей, во втором случае они принимаются как таковые и правдоподобно (как правило, с помощью обычных языковых средств) открываются партнеру, а в третьем – осознаются и раскрываются с помощью механизмов обратной связи.

Самоопределение понимается как любая оценка, с помощью которой индивид получает информацию о себе (Ребер, 2000), или как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (Петровский, Ярошевский, 1990).

В большинстве случаев самоопределение относится к процедурам поиска и нахождения своего места в социуме (А. В. Петровский, М. Р. Гинзбург, Н. С. Лейтес, В. Ф. Сафин, П. П. Соболь). Так, согласно А. В. Петровскому (1979), самоопределение представляет собой осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления, или даже свободы от самого себя (Буякас, 2002), а по мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) – осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. Нередко его рассматривают как форму социализации или профессионального становления личности, либо считают синонимом или стороной самореализации.

Итак, самоопределение как категория обозначает место, осознанную позицию личности в социуме, «целостный процесс овладения субъектом личностно и социально значимыми сферами жизни соответственно поставленной цели, в которой он созидает себя, самореализуется и самоутверждается» (Сафин, 1986, с. 89).

Анализ показал, что в отличие от самопредъявления самораскрытие, самовыражение и самоопределение понимаются как процессы, с помощью которых личность осуществляет процесс самопознания: в самораскрытии – через отношение к ней другого человека, в самовыражении – через продукты взаимодействия и деятельности, в самоопределении – посредством установления социальной позиции. Предметом самораскрытия являются потребности и мотивы, предметом самовыражения – достижения, предметом самоопределения – социальные роли.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Из книги Просвещенное сердце автора Беттельхeйм Бруно

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Воля к жизни При изучении статистики возникает вопрос, почему в концентрационных лагерях был большой процент просто умерших людей. В рапортах цифры колеблются от 20 % до 50 % и не дают возможности вывести общее число.Дело в том, что, например, в Бухенвальде

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

САМОРАСКРЫТИЕ В обучении психотерапевтов центральная роль отводится установлению контактов. Более подробно я расскажу об этом в главе 7. Я считаю, что в обучении необходимо делать акцент на готовность и желание психотерапевта углублять контакт, демонстрируя пациенту

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

САМОРАСКРЫТИЕ ТЕРАПЕВТА Психотерапевтам следует раскрывать свои чувства, как попытался сделать я на сеансе с Наоми. Немногие из моих рекомендаций вызывают такое неприятие у других терапевтов, как совет как можно больше раскрываться перед пациентом. Они терпеть этого не

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Творческое самовыражение Для того чтобы глубина и бурная энергия Посейдона выразилась в драматургии, поэзии и литературе, мужчине необходимо развить в себе архетип Гермеса. Гермес -- это вестник богов, который передает слова (и проводит души) с одного уровня на другой.

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Уверенное самовыражение Почему некоторые люди обладают каким-то природным даром - способностью привлекать к себе внимание окружающих и вызывать уважение, когда они говорят? Что заставляет других людей слушать их и уделять внимание каждому произнесенному ими слову? Это

Из книги Наши негласные правила. Почему мы делаем то, что делаем автора Уэйс Джордан

Глава 2 Целевое и системное самоопределение Целеустремленность Если у человека имеется необходимая мотивация для информационной «накачки» мозга, то построение и использование своей системы начнет со временем приносить хорошие плоды.Прогресс наступает незаметно, так

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Самоопределение Чтобы эффективно заниматься информационным культуризмом, полезно осознать свои индивидуальные особенности, которые сводятся к доминирующим достоинствам и недостаткам.В связи с этим полезно рассмотреть следующие теории.Теория первая – усиление

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Глава 6. Самовыражение Чего желает ваша душа? Есть ли у вас потаенные страсти? Если в эпоху нью эйджи появилось что-то действительно новое, то явно не открытие каких-то древних, всеисцеляющих методов дальневосточных лекарей, не вера в ангелов и духов и даже не

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Самораскрытие Вся эта проблема отыгрывания связана с более широким вопросом раскрытия своего контрпереноса аналитиком. Его трудно обсуждать вне конкретного контекста. В целом, для меня лично, кажется более приемлемым ошибиться в сторону нераскрытия. Юнг, очевидно,

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Самовыражение достойно уважения? Увлечения и хобби нужны любому человеку. Но что, если его хобби ставит под угрозу вашу любовь или просто отнимает слишком много времени?Оказывается, что хобби наших возлюбленных зачастую являются для нас, девушек, страшной головной

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Самораскрытие Как только человек начинает обращать внимание на те многообразные пути, по которым психическое способно себя выразить, он оказывается в начале процесса самораскрытия. Можно сказать, что первый контакт с обширной неизведанной и бесконечно богатой стороной

Из книги автора

9. Самоопределение В фильме 2010 года «Социальная сеть» о создании Facebook есть сцена, происходящая в ночном клубе. Основатель Napster Шон Паркер обращается к Марку Цукербергу. Привлекательный, хорошо одетый, потягивающий дорогие коктейли, крайне уверенный в себе, он

англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми. Исследование С. началось за рубежом в русле гуманистической психологии в 1950-х гг. Одним из первых исследователей С. был С. Джурард, разработавший методику для диагностики С. (Self-disclosure Questionnary). Она построена таким образом, что испытуемый должен оценивать, в какой степени полно он рассказывает о разных аспектах своей личности лицам из его ближайшего окружения (матери, жене, другу и пр). С. может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Непосредственное С. наблюдается в ситуации физич. контакта субъекта С. с реципиентом, в процессе к-рого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное С. дает возможность субъекту получать аудиовизуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс С. (расширять или сворачивать, углублять и т. п.). Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи и блоги в Интернете. В кач. самост. предмета исследования в зарубеж. и отеч. психологии выступает эмоциональное С., под к-рым понимается вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, изменяющееся по объему, содержанию, степени искренности в зависимости от характера отношений с партнером по О. В зап. психологии лицо или группа лиц, к-рым адресована информация, называется мишенью С. Чаще всего мишенью является один человек, причем его социально-демографические и личностные особенности в большой степени определяют содержание и формальные характеристики С. Мишенью С. может быть малая группа (напр., члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). Если С. направлено на большую группу людей, это С. публичное. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в СМИ, автобиографии, изданные в виде книг. Публичное С., как правило, имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать опр. впечатление о себе, поэтому оно близко к самопредъявлению. Основные характеристики С.: глубина (детальность, полнота и искренность освещения какой-либо опр. темы); широта (количество информации и разнообразие тем, по к-рым раскрывается человек); эмоциональность (насыщенность сообщения проявлениями эмоций); продолжительность (время, затраченное на него человеком). Данные характеристики варьируют у одного и того же человека в зависимости от темы С., характера отношений с партнером по О. и ситуации взаимодействия. Наиболее закрытыми во всех культурах являются темы, связанные с состоянием здоровья, финансами, интимными отношениями. Наиболее открыто люди рассказывают о своих увлечениях, мнениях, предпочтениях. Женщины характеризуются большей склонностью к собственному С. и более готовы выступать мишенью чужого С. по сравнению с мужчинами. Их чаще выбирают в кач. лиц, к-рым доверяют секреты. Важной характеристикой С. является степень искренности субъекта, что проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Но любая информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Потребность в С. присуща каждому человеку, и должна быть удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психол. проблем, но и разл. психич. и соматических заболеваний. С. является неотъемлемой частью межличностного О. людей, выполняя ряд важных психол. функций: способствует психич. здоровью, развивает личность, содействуя самопознанию и самоопределению. С. является средством саморегуляции личности, благодаря механизму эмоциональной разрядки, уяснению проблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональной поддержки от собеседника. Практически все формы психотерапии основаны на С. клиента. Оно важно и для реципиента, поскольку помогает ему лучше узнать субъекта С., а также дает ему ощущение собственной значимости. С. играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений, являясь показателем глубины позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). С. представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в О., чувствительный ко многим индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным факторам. Лит.: Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991; Зинченко Е. В. Самораскрытие как социально-психологический феномен // Прикладная психология. М., 1998. № 5; Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. М., 2007; Jourard S. M. The transparent self. New York: Van Nostrand Reinhold, 1971; Self-Disclosure: Theory, Research, and Therapy. N. Y., 1986. И. П. Шкуратова



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта