Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.
Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.
Замысел - это структурный элемент композиции - средства для выражения художественной идеи. Композиция - конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта.
Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении - все это входит в решение композиционной задачи.
Творческий процесс - это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
· способностью увидеть и четко сформулировать задачу;
· способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;
· умением отыскивать оригинальные решения;
· умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.
Существует определенный план творческого процесса дизайнера:
1. Возникновение замысла и постановка задачи.
2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.
Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.
Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование - это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.
3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ
ных методов эвристики и проектирования.
Эвристика - метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования - методы решения проектной задачи.
4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».
5. Озарение - получение окончательного оптимального решения.
6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике.
1. Этапы постановки и решения творческих заданийВ ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие и препятствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека. Возможно, одной из главных особенностей творческой личности является ее интеллектуальная раскованность. Творческий человек не боится высказать свое мнение, даже если оно расходится с общепризнанным. Творческий человек не склонен к конформизму, то есть не боится быть непохожим на других в суждениях и поступках, не боится оказаться "белой вороной", показаться глупым, смешным или слишком экстравагантным. Витогетворческаяличность, как правило, обладает многими "детскими" чертами характера (рис. 4.24).
Рис. 4.24. Характерные черты личности творческого человека коррелируют с определенными "странностями" поведения, однако, к сожалению, далеко не все странные люди обладают творческим началом
Интересно отметить, что при этом у человека возникает сложное противоречие относительно стремления быть тактичным, нравиться людям, не критиковать других, уважать их мнение, заботиться об уважении к себе со стороны окружающих. Выход из этого положения связан с одновременным развитием не только критического и творческого мышления, но и системы моральных и этических норм, запретов и ценностей. Действительно, совсем не обязательно в процессе высказывания оригинального, отличного от других собственного мнения делать это с вызовом, в неуважительной форме, обижающей других людей.
Важно также отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, хотя соотношение творческого потенциала и собственно знаний в той или другой предметной области не представляется однозначным. Конечно, наличие сильно развитой базы знаний, обладающей множеством разнообразных и, в частности, оригинальных связей между отдельными понятиями, вообще говоря, создает предпосылки для творческих актов. Другими словами, создает условия для порождения правильных, но неожиданных с точки зрения большинства людей выводов.
Однако следует отметить, что при этом основную роль играют не отдельные "атомы", элементы знаний, а в большей степени наличие связей, а еше точнее, наличие способностей к установлению связей между отдельными, внешне не зависимыми, разноплановыми и разнородными данными. Таким образом, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого типа. Как будет показано далее, способности к творчеству находятся в сильной корреляции с интеллектуальными способностями. В частности, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта.
Тем не менее с точки зрения теории семантических сетей принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение во многом отличающихся типов задач: задач понимания смысла и задач порождения нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, тем не менее имеют место различные примеры их независимогосушествования. Творческие способности, как следует из психологической литературы, нередко проявляются при внешней интеллектуальной "заторможенности" или, что имеет место много чаше, отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.
Вариант расшифровки символических знаков "понимать" и "порождать" может быть связан со следующими рассуждениями. Термин "понимать" подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, то есть способность человека в ходе обучения быть в состоянии:
Термин "формировать" в данном контексте используется во вполне определенном смысле. "Человек понимающий" должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, например, вслед за учителем, книгой и т. д. "Человек понимающий" должен также постоянно иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.
"Человек творяший", напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены. Творческий человек способен делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют. Такие выводы рассматриваются как некие "прыжки" мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений.
Иллюстрацией может служить на первый взгляд неверное и внешне парадоксальное выражение: "Не смущайте меня фактами, я уже все решил".
Действительно, классические результаты нестандартного, творческого мышления, такие, например, как формулировка принципа относительности Галилея или гелиоцентрической системы мира Коперника, вызывают даже у большинства современных людей сложности понимания. Сложность принятия тезиса о том, что "если тело не испытывает внешних воздействий, то оно находится в состоянии покоя или может двигаться с постоянной скоростью", связана с многовековой практикой и, следовательно, с устойчивой интуицией человека. Начиная с Аристотеля, люди считали, что движение с постоянной скоростью нуждается в постоянном внешнем воздействии и что покой - это естественное состояние тела. Если на тело не воздействуют никакие силы, оно останавливается.
Однако обычная интуиция при этом не учитывает, выпускает из внимания силы трения, постоянно воздействующие на покоящееся тело в естественных условиях. Способность обратить внимание на несущественные (или как бы "скрытые" от внимания в данном контексте) для большинства людей силы трения, то есть способность к включению сил трения в систему рассуждений, связанных с понятиями "движения", "покоя", "скорости", представляет собой, по-видимому, сущность творческого начала в данной ситуации.
Более детальное и привязанное к материальному субстрату рассмотрение данного вопроса может быть проведено при анализе проблемы творчества в контексте работы семантическихсетей (см. гл. "Моделирование процессов мышления и творчества"). В частности, как следует из анализа, хорошо структурированная область знаний должна обладать наличием особым образом организованной системы приоритетов связей между различными узлами сети, причем особо важно отметить, что эти узлы не обязаны находиться вблизи друг друга, составляя тем самым некую компактную область. Более того, участвуя в различных и многочисленных системах связей и рассуждений, одни и те же узлы (понятия) неизбежно будут организовываться в причудливые, с точки зрения топологии, и, как правило, принципиально некомпактные участки сети.
Другими словами, можно предполагать, чтоесли некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний.
Как сказал в докладе "Математическое творчество", прочитанном в 1880 г. в Париже на заседании Психологического общества, выдающийся математик Жюль Анри Пуанкаре: "Творить - это уметь распознавать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися несвязанными друг с другом. Среди выбранных комбинаций наиболее плодотворными часто оказываются те, которые составлены из элементов, взятых из очень далеких друг от друга областей. Я не хочу сказать, что, для того чтобы сделать открытие, достаточно сопоставить как можно более разношерстные факты; большинство комбинаций, образованных таким образом, были бы совершенно бесполезными, но зато некоторые из них, хотя и очень редко, бывают наиболее плодотворными из всех" (48: 356-365).
В этом плане является уместной аналогия между так понимаемой структурой участка семантической сети (т. е. участка знаний) и структурой так называемой нейронной констелляции или нейронного ансамбля. Данное понятие было введено в качестве ней-ропсихологической гипотезы английским психофизиологом Д.Хеббом в 1952 г. для объяснения результатов ассоциативного обучения на уровне нейронных связей (37: 280-282). Модель нейронных ансамблей, таким образом, основана на идее облегчения движения нервных импульсов по некоторой сети при их повторном прохождении. Ранее (в § "Механизмы образования ассоциативных связей") были коротко рассмотрены основные принципы механизма проторения путей между нервными клетками в процессе ассоциативного обучения. В результате этих исследований некоторые аспекты процессов проторения выявлены на нейронном, субнейронном и молекулярном уровнях, что дает возможность достаточно обоснованно предполагать формирование нейронных ансамблей и констелляций в процессе мыслительной деятельности.
На самом деле в реальном процессе мышления в принципе присутствуют как элементы понимания, так и элементы творчества, и, по-видимому, имеет смысл говорить о степени выраженности интеллектуального и творческого начала в определенной мыслительной деятельности.
Более того, логично предположить, что граница между чисто творческой и интеллектуальной деятельностью является "размытой", не всегда четкой. Действительно, часто трудно определить, является ли разница между двумя понятиями принципиальной или одно из них представляет собой частный случай другого. Прослеживая ход уже проведенного рассуждения, часто трудно понять, почему некоторый вполне "тривиальный" шаг вызывал такие сложности при его понимании. В этом смысле трудно решить, был ли данный мыслительный акт актом творчества или актом простого понимания (рис. 4.25).
В результате при сравнении актов "порождения" и "понимания" выявляется определенный парадокс. Характерной особенностью "человека понимающего" является то, что он, по определению, способен усвоить некоторую систему знаний. Более точно - способен сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее "человеком творческим". Следует отметить.
Р и с. 4.25. Сравнение качеств людей с преобладанием творческого и интеллектуального начала
что данная работа по копированию участка семантической сети знаний не является чисто механическимактом и требует осуществления таких сложных предварительных операций, как формирование исходных понятий, формирование списков атрибутов (свойств) этих исходных понятий, формирование новой системы приоритетов среди атрибутов и т.д.
Ввидутого, чтобольшинствооперацийпонимания проводится как процедуры построения копий, при сравнительном анализе актов понимания и творчества может появиться странное и обманчивое ощущение "растворения", "исчезновения" творческого начала в ходе его пошагового разбора. Тем не менее разница между пониманием и творчеством в рамках рассматриваемой модели - это разница между оригиналом и копией!
На самом деле это разница между "божественным" актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного большей части тайны копирования. Более того, акт творения пред-стаатяется тай ной даже для самихтворцов, которые частосвязыва-ютсвои озарения с внешним источником. Как сказано в знаменитой песне В. Высоцкого: "Меня сегодня Муза посетила, посетила, немного посидела и ушла".
Сущность собственно творческого акта в плане механизмов семантических сетей, возможно, связанас комбинацией нескольких факторов:
Наконец, следует отметить, что, говоря об узлах сети как о структурах, являющихся материальным субстратом понятий, мы, как правило, имеем дело с некоторым многослойным образованием, включающим в себя определенное количество других узлов (понятий), расположенных на разных уровнях иерархии. При этом два сложных понятия могут отличаться друг от друга даже наличием одной связи (рис. 4.26).
В рамках такой модели становится понятной разница в способ-ностяхктворчествууотдельныхлюдей, причем разница, проявляющаяся по-разному в различных предметных областях. Действительно, предположим, что на каком-либо этапе рассуждения у некоторого человека сложилась "удачная" система приоритетов ва
Рис. 4.26. Творческий акт, по-видимому, в существенной степени определяется факторами перебора и установления приоритетов характеристик объектов
риантов перебора признаков (или каких-то других элементов рассуждения). В результате этот человек в данной конкретной ситуации проявит себя как творческая личность.
В случае проведения некоторого другого рассуждения в другой предметной области данный субъект будет пользоваться другой, по-другому организованной базой знаний. Допустим, что эта база знаний сложилась у него, например, в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия положительных мотиваций к освоению данной области знаний. В результате этот же человек проявит себя как нетворческая личность.
В качестве иллюстрации сказанного рассмотрим высказывание знаменитого математика Д. Гилберта. Характеризуя некоего ученого, он сказал: Неожиданность и точность использования в данном контексте такого свойства, как воображение, явно свидетельствуют о творческом характере данного определения. С точки зрения модели семантических сетей факт творчества есть следствие особой организации узла (узлов) сети, связанных с описанием фрейма "математик". Среди множества стандартных свойств понятия "математик" Гилберт, во-первых, выделяет одно нестандартное, причем, во-вторых, это нестандартное свойство - воображение - имеет максимальный приоритет (вес), что, в-третьих, позволило резко сократить перебор огромного количества других свойств, вообще говоря, присущих математикам. 100 р
бонус за первый заказ Выберите тип работы
Дипломная работа
Курсовая работа
Реферат
Магистерская диссертация
Отчёт по практике
Статья
Доклад
Рецензия
Контрольная работа
Монография
Решение задач
Бизнес-план
Ответы на вопросы
Творческая работа
Эссе
Чертёж
Сочинения
Перевод
Презентации
Набор текста
Другое
Повышение уникальности
текста
Кандидатская диссертация
Лабораторная работа
Помощь on-line Узнать цену
Творчество как процесс успешен в том случае, когда у личности имеет место так называемое «озарение» (без кавычек – это религиозный термин) или «ага-решение», или второе вдохновение, или же инсайт. Инсайт
(от лат. Insight – постижение, озарение) – внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии любого творческого процесса: 1 – подготовка; 2 – созревание; 3 – «озарение» (или инсайт); 4 – проверка. Центральным специфическим творческим моментом считалось «озарение» – интуитивное схватывание искомого результата. Я.А.Пономарев выделил три этапа творческого акта: 1. Постановка проблемы. Здесь активно работает сознание. 2. Решение проблемы. Активно бессознательное. 3. Проверка. Активно сознание. Много работ посвящено сновидению как наиболее удачному способу решения творческих задач (таблица Д.И.Менделеева, формула бензольного кольца). Но многие ученые говорят, что на сон надеяться нельзя. Необходимо достичь вдохновения. Вдохновение –
это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Вдохновение имеет четыре фазы: 1. Подготовительная. 2. Состояние самозабвения. 3. Непроизвольное течение творческого потока. 4. Легкость, с которой мысли находят свое выражение в соответствии с видами творческой деятельности. В момент достижения вершины вдохновения происходит согласование трех основных базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.
К видам
творчества относят: 1. Техническое творчество. 2. Научное творчество 3. Художественное творчество. По процессу ничем не отличаются, те же стадии, те же личностные особенности. Но по степени соотношения между элементами, по приоритету этих элементов, различия существуют. В техническом творчестве
на первом месте стоят чувственные образы, затем мышление и за ним эмоции. В научном творчестве
приоритет отдается мышлению, затем чувственные образы, а затем эмоции. В художественном творчестве
на первом месте находятся чувственные образы, на втором эмоции и затем идет мышление. Свойства познания.
В широком смысле это объективная реальность, но идет определенный процесс познания предметом окружающего мира. В этом случае логика мира, его связи и развития, становится логикой мышления. Структура познания
«Мысль без содержания пуста
, содержание без мысли слепо» (с) Кант. Творчество
Творчество
– психическая и практическая деятельность человека, связанная с созданием качественно новых духовных и материальных ценностей. Кант рассматривает сознание как систему. Систему, связанную по необходимым законам. Связь есть действие рассудка. Сознание это информационная система; информация, здесь, понимается как «мера организованности систем» и как структурная организация. Особенности творческого процесса
1 этап
-Объект, внешний мир, передает нашему сознанию связь (способ организации) и упорядоченность (правило организации). 2 этап (осознание увиденного)
-Происходит рассуждение с помощью понятий. Осознание смысла. Правило превращается в принцип (основание) нашего мышления. Происходит понимание и осмысление происходящего. 3 этап
- Становление необходимости нашего мышления, закона. Мы не просто понимаем мир, мы его объясняем. Творчество
, прежде всего, связано с системной и упорядоченной организациями знаний. Творческий процесс опирается на правила и законы, следовательно, творчество является высшим проявлением активности. Закон становится логикой мышления
, логикой системного построения мысли, логикой смыслового построения мысли. Закон обладает предсказательной силой. Является основанием имманентной (внутренней, органично присущей) активности мыслительной деятельности. Интуиция
– постижение истины без предварительного логического осмысления (без доказательств и обоснований). 2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
гностицизм; Агностицизм. Сторонники гностицизма
(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики
(часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,
согласно которой: Сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); Сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - "вещей в себе". Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.
Современная гносеология
в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; Историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; Практики - признавать главным способом познания практику - деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; Познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания; Объективности - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; Активности творческого отображения действительности; Конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. Познающим субъектом
является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания
является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
©2015-2019 сайт
Логика лежит в основе творческой активности.
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Предыдущая статья: Чему равна скорость света
Следующая статья: Углерод — характеристика элемента и химические свойства