Главная » 2 Распространение » Общественный прогресс его виды и критерии. Социальное развитие и социальный прогресс общества

Общественный прогресс его виды и критерии. Социальное развитие и социальный прогресс общества

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладение методикой изучения заболеваемости, правильному пользованию статистическими материалами, характеризующими заболеваемость населения

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно заполняют статистические бланки, применяющиеся для изучения заболеваемости, рассчитывают и оценивают показатели заболеваемости. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Виды заболеваемости. Понятие о заболеваемости, болезненности и патологической пораженности. Значение изучения заболеваемости.

2. Назовите основные источники получения сведений о заболеваемости.

3. Каковы методы изучения заболеваемости населения?

4. Перечислите социально-экономические, биологические и природно-климатические факторы, влияющие на заболеваемость населения.

5. Что представляет общая заболеваемость? Методика изучения и показатели.

6. Где и на основании каких медицинских документов оценивается инфекционная заболеваемость? Методика изучения.

7. Как изучается заболеваемость с временной утратой трудоспособности? Показатели.

8. Что представляет собой госпитализированная заболеваемость? Методика изучения.

9. Методика изучения неэпидемической заболеваемости.

10. Каково значение сведений о заболеваемости по данным медосмотров?

11. Каково значение сведений о заболеваемости по данным о причинах смерти?

12. Что представляет собой “Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем”?

Заболеваемость является одним из критериев оценки состояния здоровья населения. Материалы о заболеваемости населения в практической деятельности врача необходимы для: оперативного руководства работой учреждений здравоохранения; оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе диспансеризации; оценки здоровья населения и выявления факторов риска, способствующих снижению заболеваемости; планирования объема профилактических осмотров; определения контингента для диспансерного наблюдения, госпитализации, санаторно-курортного лечения, трудоустройства определенного контингента больных. Сведения о заболеваемости необходимы для текущего и перспективного планирования кадров, сети различных служб и подразделений здравоохранения; прогноза заболеваемости.

В статистике заболеваемости существуют следующие понятия. Первичная заболеваемость (собственно заболеваемость) - это совокупность вновь возникших заболеваний за календарный год; рассчитывается как отношение числа вновь возникших заболеваний к средней численности населения, умноженное на 1000. Болезненность - это распространенность зарегистрированных заболеваний, как вновь возникших, так и ранее существовавших, при первичном обращении в календарном году; статистически выражается как отношение числа всех зарегистрированных заболеваний населения за год к средней численности населения, умноженное на 1000. Патологическая пораженность - совокупность болезней и патологических состояний, выявленных врачами путем активных медицинских осмотров населения; статистически выражается как отношение числа заболеваний, имеющихся на данный момент, к средней численности населения, умноженное на 1000. В основном это хронические заболевания, но могут быть учтены и острые заболевания, имеющиеся на данный момент. В практическом здравоохранении этим термином могут быть определены результаты медицинских осмотров населения. Рассчитывают как отношение числа заболеваний, выявленных при медицинском осмотре, к числу осмотренных лиц, умноженное на 1000.

В зависимости от цели исследования используют различные статистические материалы и учетные документы (медицинские карты, экстренные извещения, листки нетрудоспособности, карты выбывших из стационара, врачебные свидетельства о смерти, другие специальные бланки и анкеты). При изучении заболеваемости и смертности населения пользуются “Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем” (10-й пересмотр, 1995г., ВОЗ), включающей 21 класс заболеваний, которые разделены на блок рубрик, термины и диагностические формулировки.

Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели.

Общая заболеваемость населения изучается по данным всех первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилак-тические учреждения. Основным учетным документом в амбулаторно-поликлинических учреждениях является медицинская карта, талон амбулаторного пациента, статистический талон для регистрации заключительных диагнозов. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу данного заболевания. При изучении общей заболеваемости вычисляются общие и специальные показатели. Показатель общей заболеваемости определяется числом первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения в данном году на 1000 или 10000 жителей. Общий показатель - это отношение числа заболевших за год к общей численности населения. Число обращений за медицинской помощью по поводу заболеваний в настоящее время снизилось, а общая заболеваемость взрослого населения повысилась и составляет около 1400 случаев на 1000, а первичная заболеваемость - около 700 случаев на 1000 жителей. Заболеваемость детского населения: общая - 1900, первичная - 1500 случаев на 1000 детей.

Инфекционная заболеваемость.

Заболеваемость инфекционными болезнями изучается путем учета каждого инфекционного заболевания или подозрения на него. Учетным документом является экстренное извещение об инфекционном заболевании. Экстренное извещение составляется на каждое инфекционное заболевание или подозрение на заболевание и направляется в течение 12 ч в центр ГСЭН. Экстренное извещение до отправления регистрируется в журнале инфекционных заболеваний (форма № 060). На основе записей в этом журнале составляется отчет о динамике инфекционных заболеваний за каждый месяц, квартал, полугодие и год. Анализ инфекционной заболеваемости проводится с помощью общих и специальных показателей. Общий показатель инфекционной заболеваемости - это число инфекционных заболеваний, зарегистрированных за год на 10000 жителей, деленное на численность населения. Специальные показатели - возрастно-половые, в зависимости от профессии, стажа работы и др. Рассчитывается структура инфекционной заболеваемости (в %) - удельный вес инфекционных заболеваний среди общего числа зарегистрированных заболеваний, оценивается показатель летальности (число умерших на 10000 зарегистрированных больных) и др. При углубленном изучении инфекционной заболеваемости анализируются сезонность, источники заражения, эффективность профилактических прививок и т. д., что дает возможность врачам разработать мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями.

Неэпидемическая заболеваемость

К важнейшим неэпидемическим заболеваниям относятся: туберкулез, венерические заболевания, новообразования, трихофития, микроспория, фавус, чесотка, трахома, психические болезни. Организация специального учета неэпидемических заболеваний связана с необходимостью их раннего выявления, всестороннего обследования, взятия их на диспансерный учет, постоянного наблюдения за больными и обеспечения специализированной медицинской помощью. При обнаружении неэпидемических заболеваний заполняется «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни и т.д.» Составленные извещения в трехдневный срок пересылаются в диспансер по месту жительства больного для использования в оперативных целях. Единицей наблюдения при изучении неэпидемической заболеваемости является каждый больной с впервые в жизни установленным диагнозом одного из указанных заболеваний. Учет заболеваний ведется в диспансерах.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) занимает особое место в статистике заболеваемости в связи с высокой экономической значимостью. Заболеваемость с ВУТ - один из видов заболеваемости по обращаемости, является приоритетной при оценке состояния здоровья работающих. Заболеваемость с ВУТ характеризует распространенность тех случаев заболеваемости работающих, которые повлекли за собой невыход на работу. Единицей наблюдения при изучении заболеваемости с ВУТ является каждый случай временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в данном году. Учетным документом служит листок нетрудоспособности, который является не только медицинским и юридическим документом, удостоверяющим временное освобождение от работы, но и финансовым, на основании которого производится выплата пособия из средств социального страхования. Помимо паспортных данных (фамилия, имя, отчество, пол, возраст), в листке нетрудоспособности имеются сведения о месте работы заболевшего, диагнозе и продолжительности лечения. Оценка заболеваемости с ВУТ проводится как по общепринятой методике на основании отчетов о временной нетрудоспособности (форма № 16-ВН), так и по углубленной методике с помощью полицевого метода. По общепринятой методике на основе данных формы № 16-ВН может быть рассчитан ряд показателей: 1) число случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих: рассчитывается как отношение числа случаев заболеваний (травм) к средней численности работающих, умноженное на 100 (в среднем около 60-70 случаев на 100 работающих); 2) число дней ЗВУТ на 100 работающих: отношение дней заболеваемости (травм) к численности работающих, умноженное на 100 (около 800-1000 на 100 работающих); 3) средняя длительность одного случая ЗВУТ (отношение общего числа дней нетрудоспособности к числу случаев нетрудоспособности) - около 13 дней. При анализе ЗВУТ определяется структура временной нетрудоспособности в случаях и днях (первое место занимают заболевания острыми респираторными инфекциями, далее - гипертоническая болезнь, болезни костно-мышечной системы, инфекции кожи, болезни органов пищеварения и др.). Все показатели заболеваемости оцениваются по нозологическим формам (в случаях и в днях на 100 работающих) и в динамике за ряд лет. При углубленной методике изучения заболеваемости с ВУТ полицевым методом на каждого работающего заполняется лицевая, или персональная, карта. Единицей наблюдения при этой методике является работающий. При полицевом учете заболеваемости оцениваются: индекс здоровья; кратность заболеваний (1, 2, 3 раза); удельный вес часто болеющих (4 раза и более в году) и длительно болеющих (более 30 дней).

Показатели госпитальной заболеваемости

Заболеваемость госпитализированных больных - это учет лиц, лечившихся в стационаре в течение года. Сведения о госпитализированной заболеваемости позволяют судить о своевременности госпитализации, продолжительности и исходе лечения, совпадении или расхождении диагнозов, объеме оказанной медицинской помощи и др. Данные о госпитализированной заболеваемости учитываются при планировании коечного фонда, определении потребности в различных видах стационарной помощи. Единицей наблюдения при изучении госпитализированной заболеваемости является каждый случай госпитализации. Учетной статистической формой служит карта выбывшего из стационара. Общий уровень госпитализации составляет около 150 случаев на 1000 человек. В структуре госпитализированных больных основную долю составляют больные заболеваниями органов кровообращения, пищеварения, хроническими заболеваниями органов дыхания, больные с травмами.

Заболеваемость, выявляемая активно при медицинских осмотрах

Заболеваемость, выявляемая при профилактических медицинских осмотрах, называется патологической пораженностью. Периодические и массовые медицинские осмотры позволяют выявить ранее не известные хронические заболевания, по поводу которых население не обращается активно в медицинские учреждения. Учету подлежат случаи начальных (скрытых) проявлений тех или иных болезней. Достоинством метода активных медицинских осмотров является также уточнение диагностики некоторых хронических заболеваний и патологических отклонений. Основной учетный документ при изучении этого вида заболеваемости - «Список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру». Анализ изучения заболеваемости по данным медицинских осмотров проводится по показателям частоты выявленных при профилактических осмотрах заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу обследованных, умноженное на 1000). При этом анализе производится и расчет структуры выявленной патологии, определяется индекс здоровья. При выборе основного диагноза следует руководствоваться “Международной классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем” (10-й пересмотр, 1995 г.). При диагностике и шифровке заболеваемости предпочтение следует отдавать: 1) основной болезни, а не осложнению; 2) более тяжелой и смертельной болезни; 3) инфекционным, а не неинфекционным заболеваниям; 4) острой форме заболевания, а не хронической; 5) специфическому заболеванию, связанному с определенными условиями труда и быта.

Заболеваемость по данным о причинах смерти. Источники информации, основные показатели.

Источником информации о заболеваемости и причинах смерти является врачебное свидетельство о смерти. В нем должны быть указаны непосредственная причина смерти и заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти, то есть основное заболевание. Кроме того, указываются все сопутствующие заболевания, имевшиеся у больного. В загсах на основании врачебного свидетельства о смерти составляется “Акт о смерти”. Эти акты ежемесячно направляются в статистическое управление области, где составляются отчеты и проводится анализ причин смертности.

Исследования частоты заболеваний, способствовавших смертельному исходу, позволяют изучить летальность при различных заболеваниях (число умерших среди 100 заболевших). При анализе заболеваемости по данным о причинах смерти используются общие и специальные показатели: общие показатели - число умерших за отчетный год на 1000 жителей; специальные показатели: а) показатель смертности в зависимости от заболевания - число умерших от того или иного заболевания на 1000 жителей; б) показатель смертности в зависимости от пола (возраста, профессии и др.) - число умерших за год лиц определенного пола (возраста, профессии и др.) на 1000 жителей этой группы; в) показатель структуры причин смертности - процентное отношение числа умерших от определенных заболеваний к общему числу умерших. В структуре общей смертности населения первое место занимают болезни органов кровообращения. Основными факторами риска смертности и летальности при этих заболеваниях являются гиподинамия, особенно в условиях крупного города, избыточная масса тела, наличие вредных привычек (курение и употребление алкогольных напитков, стрессовые ситуации и пр.). На втором месте стоят онкологические заболевания, которые обусловлены воздействием таких факторов риска, как загрязнение окружающей среды вредными химическими соединениями, радиация, курение и пр. Третье место в структуре общей смертности занимают травмы и четвертое - хронические неспецифические заболевания легких.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задание №1. По данным годового отчета рассчитать показатели заболеваемости населения, проживающего в районе обслуживания данного лечебно-профилактического учреждения

Методика расчета показателей:

1. Уровень первичной заболеваемости (собственно заболеваемость):

Число вновь возникших заболеваний x 1000

Средний уровень собственно заболеваемости в РФ взрослого населения – 700‰ , подростков –900‰ , детей – 1500‰ .

2. Уровень болезненности (распространенность):

Число всех зарегистрированных заболеваний у населения за год x 1000

Среднегодовая численность населения

Средний уровень болезненности в РФ взрослого населения – 1400‰, подростков - 1500‰, детей – 1900‰.

3. Структура первичной заболеваемости населения в данном году:

Задание №2. Вычислите следующие показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности на промышленном предприятии:

1. Число случаев заболеваний на 100 работающих

2. Число больных лиц на 100 работающих (круглогодовых)

3. Число дней ВН, приходящиеся на 100 работающих в год

4. Среднюю продолжительность одного случая временной нетрудоспособности

5. Кратность заболеваний

6. Структуру заболеваемости с ВН

Сопоставьте полученные данные со средними по Российской Федерации (табл.1). Дайте заключение

Задача 1.

На кондитерской фабрике среднегодовое число работающих составило 950 человек. Круглогодовое число работающих 835 человек. Число больных лиц – 650. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 680, а число дней временной утраты трудоспособности 8965, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 1832 дня, болезней органов пищеварения – 995 дней, болезней системы кровообращения– 855 дней, болезней косно-мышечной системы – 557 дней, травм -143 дня.

Задача 2.

На машиностроительном предприятии среднегодовое число работающих составило 1770 человек. Круглогодовое число работающих 1650 человек. Число больных лиц – 1240. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 1360, а число дней временной утраты трудоспособности 17825, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 2842 дня, болезней органов пищеварения – 830 дней, болезней системы кровообращения– 1190 дней, болезней косно-мышечной системы – 1175 дней, травм -1543 дня.

Задача 3.

На предприятии электронной промышленности среднегодовое число работающих составило 1300 человек. Круглогодовое число работающих 1150 человек. Число больных лиц – 965. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 1070, а число дней временной утраты трудоспособности 12200, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 2950 дня, болезней органов пищеварения – 930 дней, болезней системы кровообращения– 980 дней, болезней косно-мышечной системы – 707 дней, травм -233 дня.

Задача 4.

На обувной фабрике среднегодовое число работающих составило 620 человек. Круглогодовое число работающих 575 человек. Число больных лиц – 550. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 590, а число дней временной утраты трудоспособности 2985, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 684 дня, болезней органов пищеварения – 320 дней, болезней системы кровообращения – 440 дней, болезней косно-мышечной системы – 317 дней, травм -413 дня.

Задача 5.

На химическом предприятии среднегодовое число работающих составило 1200 человек. Круглогодовое число работающих 1100 человек. Число больных лиц – 960. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 1170, а число дней временной утраты трудоспособности 11500, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 2954 дня, болезней органов пищеварения – 2705 дней, болезней системы кровообращения – 1189 дней, болезней косно-мышечной системы – 730 дней, болезни кожи и подкожной клетчатки - 580 дней.

Задача 6.

На ткацкой фабрике среднегодовое число работающих составило 1470 человек. Круглогодовое число работающих 1250 человек. Число больных лиц – 950. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 1280, а число дней временной утраты трудоспособности 9910, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 2062 дня, болезней органов пищеварения – 808 дней, болезней системы кровообращения – 915 дней, болезней косно-мышечной системы – 770 дней, травм -334 дня.

Задача 7.

На консервном заводе среднегодовое число работающих составило 517 человек. Круглогодовое число работающих 450 человек. Число больных лиц – 340. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 390, а число дней временной утраты трудоспособности 3910, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 1062 дня, болезней органов пищеварения – 158 дней, болезней системы кровообращения – 365 дней, болезней косно-мышечной системы – 210дней, травм - 402 дня.

Задача 8.

На мясокомбинате среднегодовое число работающих составило 915 человек. Круглогодовое число работающих 880 человек. Число больных лиц –772. Число случаев утраты трудоспособности в отчетном году достигло 850, а число дней временной утраты трудоспособности 6956, в том числе по поводу острых респираторных заболеваний 1993 дня, болезней органов пищеварения – 236 дней, болезней системы кровообращения – 435 дней, болезней косно-мышечной системы – 487 дней, травм - 422 дня.

Таблица 1

Показатели временной нетрудоспособности в Российской Федерации

Ю.П. Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. М., 2002. – с. 217 – 255.

Ю.П. Лисицын. Социальная медицина и организация здравоохранения. Казань, 1999. – с. 233 – 249.

В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. С.-П., 2000. –с. 69 – 89.

Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1984. – с. 230 – 256.

Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. – с. 51 – 56.

Прогресс (движение вперед, успех) – это тип или направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности. Однако для большинства античных авторов развитие истории – простая последовательность событий, циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель), процесс, идущий в определенном направлении, к какой-то, пока не известной цели.

Философия буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, наполнена уверенностью в том, что именно прогресс, например, определяет ломку феодальных отношений.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или неведомая цель исторического развития. Понятие прогресс имеет смысл лишь применительно к определённому историческому процессу или явлению.

Критериями общественного прогресса являются:

Развитие производительных сил общества, вклю­чая самого человека;

Прогресс науки и техники;

Возрастание степени свободы человека, которую общество может предоставлять человеку;

Уровень образования;

Состояние здоровья;

Экологическая обстановка и т. д.

Противоположным по смыслу и содержанию понятию «прогресс» является понятие «регресс» (по латин. – regressus – возвращение, движение назад), т.е. тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, характерны процессы деградации, понижение уровня организации управления, утрата способности к выполнению тех или иных функций (завоевание варварскими племенами Римской империи).

Стагнация - 1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но и нет обратного движения; 2) задержка в развитии обще­ства вперед и даже временная остановка. Стагнация - серьезный симптом «заболевания» общества, появления механизмов торможения нового, передового. В это время общество отвергает новое, противится обновлению (СССР в 70 – 90 годы)

По отдельности ни прогресс, ни регресс, ни стагна­ция не существуют. Попеременно сменяя друг друга, переплетаясь, они дополняют картину общественного развития.

С понятием прогресса связано понятие НТР - Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

Результаты и социальные последствия НТР:

Рост потребительских стандартов в обществе;

Улучшение условий труда;

Возрастание требований к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников;

Совершенствование взаимодействия науки с техникой и производством;

Широкое применение компьютеров и т.д.

6. Процессы глобализации и становление единого че­ловечества. Глобальные проблемы современности.

Глобализация общества представляет собой процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality). To есть, к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые каналы общения преодолевают традиционные границы.

Понятие «глобализация» предполагает также и осознание человечеством своего единства в пределах одной планеты, существования общих глобальных проблем и единых для всего мира основных норм поведения.

Глобализация общества – это сложный и разноплановый процесс развития мирового сообщества, не только в экономике и геополитике, но также и в психологии и культуре, например, такие, как национальная самосознание и духовные ценности.

Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества является международная интеграция – объединение человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм (интеграция – это соединение различных элементов в единое целое). Поэтому и глобализация общества предполагает не только переход к всеобщему рынку и международному разделению труда, но также и к общим правовым нормам, к единым стандартам в области правосудия и государственного управления.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности.

Глобальные проблемы современности – трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие для своего решения неотложных согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества, от чего зависит существование человечества.

Особенности глобальных проблем:

1) имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира и государств;

2) угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

3) нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

4) требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей; с другой стороны – неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Глобальные проблемы:

1) Экологическая проблема.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами. Большинство ученых основной причиной глобального изменения климата считают человеческую деятельность.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.

В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:

Таяние льдов;

Поднятие уровня мирового океана на один метр;

Затопление многих прибрежных районов;

Изменение влагообмена на поверхности Земли;

Сокращение количества осадков;

Изменение направления ветра.

Глобальное изменение климата ставит на грань исчезновения ряд видов живых существ, населяющих Землю. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем в Южной Европе станет суше, а в северной части континента станет влажнее и теплее. Вследствие этого увеличатся периоды аномальной жары, засух, а также обильных осадков и наводнений, возрастет риск инфекционных заболеваний, в том числе в России, что приведет к значительным разрушениям и необходимости крупномасштабного переселения людей. Ученые рассчитали, что если температура воздуха на Земле повысится на 2С, то водные ресурсы в Южной Африке и Средиземноморье сократятся на 20-30%. До 10 млн человек, проживающих в прибрежных зонах, ежегодно будут подвергаться угрозе наводнений.

Вымрет 15-40% наземных видов животных. Начнется необратимое таяние Гренландского ледового щита, что может привести к повышению уровня моря на 7 м.

2) Проблема войны и мира.

В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству, и природе.

3) Преодоление отсталости.

Речь идет об отсталости комплексной: в уровне жизни, развитии образования, науки и техники и т.д. Немало стран, в которых царит ужасающая нищета нижних слоев населения.

Причины отсталости развивающихся стран:

1. Это – аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

2. Другая причина - необходимость осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако она деформирует экономику этих стран.

3. Использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

4. Полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры. Несмотря на то, что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

5. Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.

6. Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах.

Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

4) Демографическая проблема

Прирост населения в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни.

Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве.

Остра и жилищная проблема: большинство населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов.

5) Борьба с терроризмом.

Взрывы посольств, захват заложников, убийства политических деятелей, простых людей, в том числе и детей – все это и многое другое мешает стабильному развитию мировых процессов, ставит мир на грань локальных войн, которые могут перерасти в масштабные войны.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Формационный и цивилизационный подходы

3.2.1.Общественно-экономическая формация - исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ

Марксизм : смена формаций первобытно – общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1930 г. социализм, коммунизм)

Черты и понятия формационного подхода

базис (производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). В основе – отношения собственности

- надстройка – совокупность правовых, политических, идеологических, религиозных, культурных и иных учреждений и отношений.

- производственный отношения и производительные силы (люди, орудия труда) = способ производства

- социальная революция – при развитии производительных сил и старении способа производства

Принципы подхода: универсальность, закономерность смены общественно – экономических формаций

3.2.2.Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью. Цивилизации отличаются друг от друга: специфическим образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром

Сегодня ученые выделяют: западную и восточную цивилизации.

Сравнение западной и восточной цивилизации

Прогресс

3.3.1.Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

3.3.2..Виды общественного прогресса

· Прогресс науки и техники (НТП, НТР)

· Прогресс в развитии производительных сил (промышленный переворот)

· Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии)

· Прогресс в области культуры (признание человека высшей ценностью)

3.3.3. Критерии общественного прогресса:

Критерий показатель, с помощью которого можно оценить что-либо

§ развитие человеческого разума

§ развитие науки и техники

§ развитие производительных сил

§ рост уровня жизни, степени социальной защиты

§ совершенствование нравственности людей (гуманизм)

§ степень свободы личности в обществе

Противоречивость общественного прогресса

3.3.5. Показатели прогрессивного развития общества:

средняя продолжительность жизни человека

● детская смертность

● состояние здоровья

● уровень и качество образования

● уровень развития культуры

● чувство удовлетворенности жизнью

● степень соблюдения прав человека

● отношение к природе

Человечество в целом никогда не регрессировало, но на время останавливалось в развитии – стагнация

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Волго-Вятская Академия государственной службы»

Филиал ГОУ ВПО Волго-Вятская Академия государственной службы

в г. Чебоксары Чувашской республики

Кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

Общественный прогресс и его критерии в свете современного социального опыта

Специальность : Финансы и кредит

Специализация : Государственные и

муниципальные финансы

Выполнил :

студент очной формы обучения

группы 09-Ф-11 Шестаков И.А

Проверила :

к.с.н. Семедова – Полупан Н.Г

Чебоксары

1) Введение………………………………………………………………..3-4

2) Общественный прогресс……………………………………………....5-7

3) Философский взгляд на развитие общества………………………....8-9

4) Противоречивость общественного прогресса……………………..10-11

5) Критерии Общественного прогресса……………………………....12-17

6) Заключение…………………………………………………………..18-19

7) Список использованной литературы………………………………….20

Введение

Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Эллинская философия как бы вписывала человека в космос, а космос в представлении античных мыслителей являл собой нечто пребывающее, вечное и прекрасное в своей упорядоченности. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории. Для античного мироощущения характерно было также представление о вечном круговороте - таком движении, при котором нечто, созидаясь и разрушаясь, неизменно возвращается к самому себе. Идея вечного возвращения глубоко укоренена в античной философии, ее находим у Гераклита, Эмпедокла, стоиков. Вообще движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное. Оно представлялось совершенным античным мыслителям потому, что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, являя собой как бы неподвижность и вечность.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху (как эпоху «просвещения»), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества. Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума. Так, Кондорсе в своем « Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума » говорит, что «этот прогресс подчинен тем же общим законам, которые наблюдаются в развитии наших индивидуальных способностей…».

Идея общественного прогресса есть идея истории, точнее - всемирной истории человечества. Эта идея призвана связать историю воедино, сообщить ей направленность и смысл. Но многие мыслители Просвещения обосновывая идею прогресса, стремились к тому, чтобы рассматривать его в качестве естественного закона, стирая в той или иной мере грань между обществом и природой. Натуралистическая трактовка прогресса была у них способом сообщить прогрессу объективный характер.

Общественный прогресс

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - Тюрго и Кондорсе - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

Во-первых, это идеализм, т. е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен, прежде всего, в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными в другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия государства на развитие экономики.

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV- XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

Как вам известно, общество находится в непрерывном движе­нии. Мыслители давно задумались над вопросами: в каком на­правлении оно движется? Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, ста­новится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направле­ние развития общества от сознательной деятельности людей?

Философский взгляд на развитие общества

По какому пути идет общество: по пути прогресса или рег­ресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит пред­ставление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «зо­лотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «сереб­ряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Веро­ятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь челове­чества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристо­тель рассматривали историю как циклический круговорот, по­вторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением обще­ственной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи ис­торического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просвети­тель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину про­гресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к ис­тине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и надтем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на кото­рые его природа позволяет ему надеяться.

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь соци­ального прогресса, в центре которого - восходящее развитие че­ловеческого разума. Гегель считал прогресс не только принци­пом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в про­гресс воспринял и К.Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогрессе и рег­рессе в жизни общества. В XX в. появились социологические тео­рии, которые отказались от оптимистического взгляда на разви­тие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистиче­ские идеи «конца истории», глобальных экологических, энергети­ческих и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер , который писал: «Если мы думаем, что история про­грессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы со­вершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история име­ет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать - значит двигаться к некой цели, ко­торая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, че­ловеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом боль­ших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зави­сит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».

Противоречивость общественного прогресса

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. «Homo sapiens» (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники - питекантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет - с прогрессом в первую очередь научного знания. Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей) и заканчивая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.

Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей «низших рас». В XX столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь - разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности - организованной и неорганизованной - разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми?

Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Однако дает ли это основание сказать, что понятие прогресса целиком зависит от оценок субъекта, что в нем нет ничего объективного? Думаю что, это риторический вопрос.

Критерии общественного прогресса.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со­циалисты-утописты выдвигали нравственныйкритерий прогрес­са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществле­нию нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немец­кий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование челове­чества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки итехники, который, как писал Шел­линг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовомуустройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадле­жит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех по­пыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качест­ве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторо­на, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охва­тывающие жизнь человека и общества в целом.

Господствовавшая идея беспредельного прогресса с неизбежностью подводила к, казалось бы, единственно возможному решению вопроса; главным, если не единственным, критерием общественного прогресса может быть только развитие материального производства, которое, в конечном счете, предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни общества. Среди марксистов на этом выводе не раз настаивал В. И. Ленин, который еще в 1908 г. призывал рассматривать интересы развития производительных сил в качестве высшего критерия прогресса. После Октября Ленин возвращается к этому определению и подчеркивает, что состояние производительных сил - основной критерий всего общественного развития, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация побеждала окончательно предыдущую благодаря именно тому, что открывала больший простор для развития производительных сил, достигала более высокой производительности общественного труда.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Примечательно, что вывод о состоянии и уровне развития производительных сил как генеральном критерии прогресса разделялся и оппонентами марксизма - техницистами, с одной стороны, и сциентистами, с другой. Возникает законный вопрос: как могли сойтись в одной точке концепция марксизма (т. е. материализма) и сциентизма (т. е. идеализма)? Логика этого схождения такова. Сциентист обнаруживает общественный прогресс, прежде всего, в развитии научного знания, но ведь научное знание обретает высший смысл только тогда, когда оно реализуется в практике, и, прежде всего в материальном производстве.

В процессе еще только уходящего в прошлое идеологического противостояния двух систем техницисты использовали тезис о производительных силах как генеральном критерии общественного прогресса для доказательства превосходства Запада, шедшего и идущего по этому показателю впереди.Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса брать развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Некоторые философы считают, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Справедливо считая, что человеческое общество - это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, другая группа философов выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Бесспорно то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Достоинство такого подхода то, что он позволяет измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества – людей.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоя­нии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.Свободное развитие человека в сво­бодном обществе означает также раскрытиеего подлинно чело­веческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравствен­ных. Развитие человече­ских качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удов­летворяются разнообразные потребности человека в пище, одеж­де, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнооб­разные виды экономической и политической, духовной и матери­альной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуаль­ных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможно­стей для развития в человеке человеческого: разума, нравствен­ности, творческих сил.

Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на мой взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10-12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Уровень гуманизма общества как интегративный (т.е. пропускающий через себя и впитывающий в себя изменения буквально во всех сферах жизни общества) критерий вбирает в себя рассмотренные выше критерии. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном - она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. Достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочего при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленного убивали или съедали, то теперь его оставляли жить.

Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: про­грессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам, то по каким наиболее существенным признакам можно судить о поступательности общественного развития в целом, о прогрессивности, консервативности или реакционности тех или иных явлений?

Отметим сразу, что вопрос «как измерять» общественный прогресс никогда не получал однозначного ответа в философско-социологической литературе. Такая ситуация во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Отсюда поиски своего, локального критерия для каждой сферы общественной жизни. Но в то же время общество есть целостный организм и как таковому ему должен соответствовать основной критерий социального прогресса. Люди, как замечал Г. В. Плеханов, делают не несколько историй, а одну историю своих собственных отношений. Наше мышление способно и должно отразить эту единую историческую практику в ее целостности.

Заключение

1) Общество пред­ставляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государст­венные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), раз­вертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные про­цессы, изменения, происходящие в разных областях жизни обще­ства, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной об­ласти может сопровождаться регрессом в другой. Таким образом, невозможно найти какой либо общий критерий по которому можно было бы судить о прогрессе того или иного общества. Как и многие процессы в нашей жизни, общественный прогресс опираясь на различные критерии можно охарактеризовать по-разному. Поэтому общего критерия, как я считаю, просто не существует.

2) Несмотря на противоречивость и неясность многих по­ложений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю во­проса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политичес­кого размышления и рассуждения, оказывают и сегодня до­статочно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях. Понятие прогресса, как выше сказано, опирается на какую либо ценность или совокупность ценностей. Но понятие прогресса настолько прочно вошло в современное массовое сознание, что мы сталкиваемся с ситуацией, когда само представление о прогрессе - прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс, таким образом, сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Прогресс, может мыслиться либо как стремление к какой-то цели, либо как беспредельное движение и развертывание. Очевидно, что прогресс без основания в какой-либо иной ценности, которая бы служила ему целью, возможен лишь как бесконечное восхождение. Его парадоксальность состоит в том, что движение без цели, движение в никуда, вообще говоря, бессмысленно.

Список использованной литературы

1. Философия: Учебное пособие / Губин В.Д.; Сидорина Т.Ю.- М. 2005г.

2. Философия: Учебник для студ. вузов / П.В.Алексеев; А.В.Панин. – 3-е изд.-М.:Проспект, 2004 – 608с.

3. Философия: Хрестоматия / К.Х.Делокаров; С.Б.Роцинский. – М.:РАГС, 2006.-768с.

4. Философия: Учебное пособие / В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 576с.

5. Политическая социология: Учебное пособие / Ю.С.Борцов; Ю.Г.Волков. – Ростов-на-Дону: Феникс,2001.

6. Социальная философия: Учебник. / Под ред. И. А. Гобозова. М.: издатель Савин, 2003.

7. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 2-ое изд., перераб. и доп. М: Республика, 2002.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта