Главная » 2 Распространение » Что такое творческая деятельность человека. Понятие творческой деятельности, её виды, направления

Что такое творческая деятельность человека. Понятие творческой деятельности, её виды, направления

Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.

Существует множество , которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Продукт творческой деятельности

Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.

Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.

Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.

С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:

  • В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
  • Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.

Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.

Творчество как процесс

Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.

Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.

  • Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
  • Основа процесса творчества – особый , которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
  • Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
  • Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.

Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим . Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.

Виды творческой деятельности

Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.

Духовная творческая деятельность

Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.

Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.

Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.

Стадия первоначального накопления информации

Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.

Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.

Стадия формирования замысла или разработки идеи

Этот этап может протекать в двух формах:

  • в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
  • в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.

Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.

Разработка замысла

Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.

Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.

Практическая творческая деятельность

Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.

Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.

Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.

С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.

Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» - наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.

С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.

Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.

Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми формами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Обычно деятельность делят на материальную и духовную.

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной - государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает це- леполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество - это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом - изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности - эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. Но даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения.

Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией - внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество - это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбиниро- вание элементов уже известного, попытка представить чужое - понятным, а понятное - чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, - желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение - это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение - это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация - чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение - это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация - монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3.

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передает адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация - односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка - не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также - социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуаль|ный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность» .

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется во взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда).

Живой труд бывает умственным (таков труд ученого - философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

Средства труда в ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал, сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под обучением понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» 1 .

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил . К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый - он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой - за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота лишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Социализация личности происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материальная деятельность направлена на изменение природы (производственная деятельность) или общества (социально-преобразовательная деятельность). Духовная деятельность направлена на изменение человеческого сознания.
  • 2. Творчество - деятельность по созданию нового. Общение - специфическая субъект-субъектная деятельность, способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми.
  • 3. Ведущими типами деятельности называют труд, обучение и игру. Именно они обеспечивают процесс социализации личности.

ВОПРОСЫ

  • 1. Какие признаки свидетельствуют о творческом характере деятельности? Какого человека принято называть творческой личностью?
  • 2. В чем заключается специфика общения как вида деятельности? Какую роль в жизни общества играет язык?
  • 3. Приведите аргументы в пользу того, что в процессе трудовой, обучающей и игровой деятельности человек социализируется.

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее -- проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

Творчество как форма деятельности человека

Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

Введение

Творчество - это процесс деятельности человека, приводящий к созданию нового и оригинального продукта, новых материальных или духовных ценностей. Творческая деятельность является одним из главных определителей сущности человека, она подчёркивает превосходство и своеобразие его психики. Благодаря этой особенности человек создал города, машины, космические корабли, компьютеры и многое другое.

В наше время творчество становится необходимым инструментом для решения множества задач, как для создания новых предметов, разработки идей, так и для планирования и предвидения ситуаций. Спрос на творческие навыки человека все больше растёт.

Что же, собственно, представляет из себя творческая деятельность? В чем её сущность и структура? Что такое продукт творческой деятельности? Максимально кратким и ёмким ответом, на поставленные вопросы, выступит данная работа.

Творческая деятельность

«Творчество - это духовно-практическая деятельность человека, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых, никогда ранее не существовавших культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых средств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом, когда исследуется процесс, психологический механизм протекания акта творчества как субъективного акта индивида, и философском, рассматривающим вопрос о сущности феномена творчества.»

В общей структуре творческой деятельности, можно выделить несколько основных подсистем:

  • · Процесс творческой деятельности
  • · Продукт творческой деятельности
  • · Личность творца, отражаемая в процессе и продукте
  • · Среда и условия, в которых протекает творчество.

При исследовании творчества рассматривают все эти подсистемы в совокупности. Каждый аспект влияет друг на друга, личность на предмет деятельности, предмет на личность. При взаимодействии личности и действительности в процессе деятельности и рождается продукт творчества. Среда и условия так же накладывают свой отпечаток, творчество отчасти является реакцией личности на среду обитания, благодаря особенностям человеческой психологии.

«Главное в творчестве -- не внешняя активность, а внутренняя -- акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Можно привести характерные высказывания А. де Виньи («Я свою книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод»), В. Гюго («Бог диктовал, а я писал»), Августина («Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня»), Микеланджело («Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы») и т. д.»

Значит, ещё одним из аспектов, влияющих на творческую деятельность, можно выделить и интуитивное начало в личности. Возможно интуиция, бессознательное куда больше влияет на конечный продукт, чем окружение или условия. К примеру, частный эффект «бессилия воли» при вдохновении, когда автор полностью погружается в работу, не замечая окружающего мира и протекающего времени.

В момент творчества человек становится не способен управлять потоком образов, переживаний. Образы появляются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом (планом работ), более яркие образы вытесняют из сознания менее яркие. Это приводит к проблеме неосознанности способа получения результата, когда автор не может объяснить причину, источник своих фантазий.

Важно так же подчеркнуть, что творчество и креативность могут рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с нормами, принятыми в определённом сообществе людей, но при этом не нарушающие правовые и моральные предписания группы.

При психологическом анализе творчества, можно сказать что это один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости самого понятия творческой деятельности, фактически вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя одинаково повторить простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Каждый миг человека неповторим, как и сам человек, любой человек индивидуален и его деятельность индивидуальна. Однако существует разделение обыденной активности и чисто творческой деятельности. Что же в таком случае можно назвать творческим? Субъективная оценка обществом новизны и оригинальности не слишком конкретизирована, в разных группах по-разному могут оценить одно и тоже произведение. От убеждения авторов произведения мало пользы, так же, как и сами произведения не могут подтвердить свою оригинальность. Здесь может работать даже понятие относительности, и поэтому четкий ответ на поставленный вопрос сложно сформулировать.

Некоторые ученые считают, что творчество: «чрезвычайно многообразное понятие…творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм». Я. А. Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию. При таком подходе к творчеству это понятие становится ненужным, так как под ним Я. А. Пономарев понимает любое развитие живой и неживой природы.

Другие что: в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» или определение А. Г. Спиркина (1972): «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры.»

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США считают, что определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

ПСИХОЛОГИЯ

ТВОРЧЕСТВА

Учебное пособие

Акатов Л.И. Психология творчества (составление) – Учебное пособие. – Курск, 2015

В пособии рассматриваются теоретические и психологические основы психологии творчества, специфические особенности творческой деятельности, проблемы одарённых детей и некоторые особенности работы с ними, специфика творческой личности и пути её формирования.

Пособие адресовано студентам, изучающим психологию творчества.

© Курский государственный университет

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ

1. Творчество. Определение творческой деятельности.

2. Творчество как атрибут человеческой деятельности.

3. основные этапы развития психологии творчества.

4. Исторические аспекты развития психологии творчества как научной дисциплины

5. Основные направления исследования творческой деятельности человека.

6. Творчество как необходимость.

7. Спонтанное проявление творчества. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте.

8. Виды деятельности и творчество.

9. Виды творчества. уровни) творчества.

10. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества.

11. Мотивация творческой деятельности.

12. Пути управления творчеством. коллективное творчество и творчество в

коллективе.

13.Факторы, препятствующие творчеству. Творчество и компетентность.

14. Творческая продуктивность и возраст. Творчество и продолжительность жизни.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15. Этапы творческого процесса

16. Инсайт как центральное звено решения проблемы.

1 7. Т ворчество как продукт .

1 8. Способности. креативность как личностная способность к творчеству .

19. П онятие “творческие способности”. единица анализа творчества .

2 0. Т ипология творчества .

21. Формы художественно-творческого познания.

22. Познавательные процессы и творчество. процессы ощущения.

23. Восприятие в творческой деятельности. виды и свойства восприятия.



24. В озрастные особенности восприятия и их влияние на изобразительную деятельность детей.

25. Внимание в творческой деятельности.

26. Роль памяти в творческой деятельности.

27. Воображение и творческая деятельность.

28. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов.

29. Возрастные особенности воображения.

30. Мышление и творчество.

31. Творчество и эмоции. Роль эмоций в творчестве.

32. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы.

33. Удивление как побудитель познания.

34. Вдохновение как прилив творческих сил.

35. Удовлетворение, радость, воодушевление в творческом процессе.

36. Сомнение и тревога. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние. 37. Творческая личность и ее жизненный путь.

38. Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе.

39. Раннее проявление одаренности (вундеркинды).

40. Пробуждение творческого потенциала и целенаправленное развитие творческих способностей.

41. Методы развития творческого потенциала.

42. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.

ТВОРЧЕСТВО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем определении творчество – это создание нового, оригинального продукта. Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком.

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества.

Психологов, как отечественных, так и зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. В этот период свои работы публикуют такие авторы, как: Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре (1910) – за рубежом, Д. Н. Овсянико-Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907, 1927), П.К. Энгельмейер (1910),1 А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А. Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин (1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О. Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923), В. М. Бехтерев (1924),2 П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А.П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934), физиолог В. В. Савич (1921, 1922, 1923) и мн. другие.

В основном эти работы были посвящены либо естественно-философскому осмыслению роли творчества как механизма развития природы и человечества, либо научному и техническому творчеству. Обусловлены они были не потребностями общества в управлении творчеством, а любознательностью отдельных исследователей. Затем вплоть до середины XX в. исследованиям творчества не придавалось существенного значения.

Научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., дала толчок и изучению психологами закономерностей творчества в науке, которая превратилась в производительную силу, существенно влияющую на экономику. На повестке дня встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это породило в 1950-х гг., прежде всего в США, многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, в качестве которых выступила креативность, путей ее развития и на выявление творческих личностей (креативов). Все эти аспекты можно объединить в проблему управления творчеством.

Другим направлением явилось стремление создать алгоритмы решения творческих задач. Например, Г. С. Альтшуллер (1961, 1973) пытался разработать для изобретателей алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ. Однако процесс творчества, хотя и подчиняется определенным закономерностям, все же носит печать индивидуальности. Великие изобретения рождаются не из схем, а в могучем течении и кипении жизни.

Творчество, особенно научное, художественное, связано с созданием какого-то нового продукта, который оценивается обществом. Поэтому ради пользы для общества, а также личного удовлетворения и престижа творец стремится создать продукт как можно лучшего качества. Но всем ли это удается? «Короленко, Пришвин, даже Куприн – что мешало этим замечательным, умным, страстно творившим людям

встать в один ряд с Толстым, Чеховым, Буниным? – задается вопросом П. Попов (1998).

Даже искусство наименее свободное, сплошь зарегламентированное и подчиненное канону – иконопись – дает возможность почувствовать колоссальную разницу между досками никому не известного богомаза и творением Андрея Рублева или Феофана Грека».

Поэтому В. М. Бехтерев (1924) писал, что для всякого творчества помимо соответственного обучения необходима та или иная степень одаренности. Отсюда: психология творчества неразрывно связана с другой психологической проблемой – способностями, одаренностью творческих деятелей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта