Главная » 3 Как собирать » Уникальный человек логика мышления. Как логическое мышление поможет вам принимать верные решения в различных жизненных ситуациях

Уникальный человек логика мышления. Как логическое мышление поможет вам принимать верные решения в различных жизненных ситуациях

Здравствуйте, уважаемые читатели! “Давайте рассуждать логически”, “Это же логично!”, “Ваши действия не поддаются логике…” — вы каждый день слышите подобные высказывания и сами нередко оперируете ними. А знаете ли вы, что такое логика и почему важно нею руководствоваться? Давайте разберемся с этим понятием.

Научное определение гласит, что логика — это умение правильно мыслить и рассуждать. Из этого следует, что логическое мышление — это процесс, во время которого мы делаем выводы и принимаем решения, руководствуясь конкретными фактами и знаниями, анализируя и осмысливая их.

Именно благодаря логике вы оцениваете любую ситуацию, без труда вычленяя самое важное из второстепенного. Она помогает находить связь между событиями, увязывая разрозненные факты в одну цепочку. При помощи логики вы ежедневно решаете десятки задач: от сложных производственных процессов до таких, казалось бы, элементарных, как выбор сорта хлеба в супермаркете.

Но вот парадокс — несмотря на то, что способность логически мыслить нужна не только в психологии, но и в самых различных ситуациях, многие не умеют делать это достаточно хорошо из-за чего совершают порой ошибки, даже не догадываясь об этом. Чтобы избежать подобных промахов, логическое мышление нужно тренировать и совершенствовать. Ежедневно уделяя немного времени занятиям, способствующим развитию логики, можно достичь отличных результатов не только у детей, но и у взрослых.

Без чего невозможно логическое мышление?

Для логического мышления нужны две составляющие: собственно мышление и логика.

  • Мышление — это процесс, во время которого человеческий мозг обрабатывает входящую информацию и устанавливает связи между явлениями, предметами и их свойствами. Чтобы сделанные выводы были верны и отвечали действительности, мышление должно соответствовать критериям логики.
  • Логика — это способ найти верное решение не опытным путем, а в результате анализа полученных ранее знаний. В процессе размышления важно не только детально разбирать малейшие нюансы конкретного предмета или явления, но и принимать во внимание другие аспекты. Например, его взаимодействие с окружающей средой.

В процессе рассуждения важно отказаться от субъективного мнения и эмоций. Когда вместо этого вы используете мышление, и логику, сделанные выводы отличаются обоснованностью и опираются на неоспоримые доказательства.

Логическое мышление делится на три вида. Овладев ими всеми, вы без труда сможете решать любые рабочие и жизненные задачи.

Образное

Образно-логическое мышления формируется в раннем возрасте. Примерно с полутора лет ребенок способен оценивать ситуацию и принимать решения, используя свое воображение.

Используя этот тип мышления, вы мысленно проигрываете заданную ситуацию. Здесь основную роль играют образы объектов и явлений. Во время размышления вы визуально представляете какую-либо ситуацию и ее особенности, воссоздаете в воображении характеристики предметов.

Абстрактное

В процессе абстрактно-логического мышления наравне с реальными объектами и явлениями используют и абстрактные образы, не существующие в природе. Абстрактные представления создаются человеческим мышлением и могут принимать форму понятия или же умозаключения.

Словесное

Словесно-логическое мышление предполагает не только умение делать выводы и принимать решения, анализируя события и процессы, но и навыки . Развивать этот тип логического мышления крайне важно тем, кому часто приходится , проводить презентации, читать доклады или вести дискуссии.

Как развить логическое мышление?

Некоторые пожимают плечами — зачем тратить время на развитие логического мышления, если этот навык необходим представителям таких , как математики, программисты, инженеры, философы и так далее.

Тем не менее, полагать, что всем остальным достаточно будет руководствоваться личным опытом и здравым смыслом весьма ошибочно. Порой решение рядовых бытовых задач также требует умения мыслить логически. Вот лишь некоторые преимущества, которые вы получаете, когда используете логику:

  • Вы легко ориентируетесь в нестандартных ситуациях
  • Вам требуется меньше времени на принятие верного решения
  • Вы не склонны поддаваться и обманывать себя
  • Вы точно оцениваете свои возможности
  • Вам не составляет труда исправить , допущенную вами или кем-то из окружающих
  • Вы способны убедить оппонента в своей правоте, используя правильные аргументы и доводы

Согласитесь, подобные навыки значительно облегчают жизнь любому человеку. А раз так, стоит выделить немного времени в ежедневном графике и посвятить его развитию логического мышления.

Хорошая новость — запас логики не отмеряется человеку при рождении. А значит, каждый желающий может научиться логическому мышлению и развить этот навык до необходимого ему уровня.

В ВУЗах студенты изучают основные аспекты логики, получают теоретическую базу, которую затем учатся применять на практике. Мы же с вами не будем погружаться в глубины теории, а рассмотрим самые простые методы, которые покажут вам, как развивать логику в домашних условиях.

Математика в помощь

Математика — наука, подчиняющаяся строжайшей логике. А потому неплохо вспомнить школьный курс и заставить мозг поработать над несложными примерами. Для начала можно вспомнить таблицу умножения. Естественно, вразброс, как это делала школьная учительница, проверяя ваши знания. Затем задачки можно усложнить. Например, складывая или вычитая в уме двух-, трех- и четырехзначные числа.

Настольные игры

Шашки, нарды и, безусловно, шахматы — вот тройка лидеров среди настольных игр. Выбирайте ту, которая вам по душе и совершенствуйте мастерство — это отличный вариант для тренировки логического мышления. Шахматы и шашки кажутся вам скучными? Не беда — есть и другие игры, которые заставят вашу логику работать в полную силу. Покер, Монополия, Мафия — найти игру по своему вкусу сможет каждый.

Логические задачи

Наверняка вы помните такие задания на развитие логики — чтобы найти верное решение, нужно хорошенько поломать голову и просчитать различные варианты. Если раньше подобными задачами вы не увлекались, не форсируйте события и не выбирайте задания повышенной сложности. Если вы потратите уйму времени, а найти решение так и не получится, вас постигнет разочарование и желания повторить неудавшийся опыт больше не возникнет. А потому начинайте с простейшего и постепенно увеличивайте уровень сложности.

Кроссворды

Еще один отличный тренажер для ума — это всевозможные кроссворды. Выбирайте те, что вам больше нравятся: классические, судоку, сканворды, японские графические головоломки или другие ребусы. Разгадывание кроссвордов хорошо стимулирует мозговую деятельность и заставляет вас использовать логическое мышление на полную мощность. Если вы уже достигли того уровня, когда даже самые сложные кроссворды щелкаются как семечки, можно попробовать составить свой кроссворд.

Почувствуйте себя Шерлоком

Помните, как легендарный сыщик с легкостью разгадывал любые тайны, просто анализируя факты и делая на их основании верные выводы? Вы можете попробовать сделать то же самое, изучив индукцию и дедукцию. Попробуйте угадать, чем занимается ваш новый знакомый, где провел отпуск коллега и куда направляется ваш случайный попутчик. Вы не только потренируете логическое мышление, но и развлечетесь.

Желаете узнать еще больше способов развить логическое мышление? Значит, вам просто необходимо прочесть книгу Удивительная логика. В ней вы найдете множество интересных фактов, а также оригинальные задания и тесты, которые помогут вам оценить нынешний уровень логического мышления и развить его.

Как научить ребенка мыслить логически?

Чем раньше вы начнете развивать логическое мышление у ребенка, тем легче ему будет даваться учеба в школе, а также решение различных житейских ситуаций. Чтобы занятия логикой не были скучными, их стоит проводить в игровой форме. Так ребенок проще усвоит уроки, и с нетерпением будет ожидать следующих занятий.

Логические задания для разных возрастов

Даже самые маленькие способны решать простейшие логические задачки. Ребенок в возрасте полутора — трех лет уже способен находить определенный предмет среди других объектов, а также различать цвета и выбирать заданный. Для детей в подобных заданий можно использовать цветные кубики, различные фигуры, а также любимые игрушки.

Детям постарше задания можно усложнять. Например, предлагать найти среди предметов одной категории объект, к ней не относящийся. Четырехлетний ребенок вполне способен отыскать яблоко среди овощей или определить, что салфетка, находящаяся рядом с ложкой, чашкой и тарелкой, не является посудой.

Задачи для дошкольников уже могут базироваться на основах математики. Также дети в возрасте пяти — шести лет знакомятся с понятием больше-меньше и успешно справляются с заданиями, где наглядно требуется определить неравенство.

Угадай-ка!

Загадки — один из лучших способов развить образно-логическое мышление у ребенка в возрасте от двух лет. Конечно, их сложность должна соответствовать возрасту малыша. Начинайте с простого и постепенно усложняйте задания. В поисках отгадки ребенок включает воображение, анализирует полученную информацию и сопоставляет ее со знакомыми ему явлениями или объектами.

Лего и компания

Редко встретишь ребенка, абсолютно равнодушного к конструкторам. Разумеется, у каждого свои предпочтения. Кто-то без ума от наборов Лего, из которых можно собрать целый город со зданиями, транспортом, людьми и животными. А кому-то по душе простые наборы блоков, из которых можно строить что подскажет фантазия. Детям более старшего возраста могут понравиться наборы, из которых нужно собрать модели сухопутного, воздушного или водного транспорта.

Поиграем?

Настольные игры хороши для тренировки логики как у взрослых, так и у детей. Конечно, презентовать малышу шахматы может быть рановато. Вместо этого вы сможете выбрать одну из игр, рекомендованных для соответствующего возраста. Хорошим вариантом станет тематическое лото или домино. Впрочем, и бесплатные игры дают отличные результаты. Научите ребенка играть в морской бой или крестики-нолики — такие баталии заставят его логику работать в усиленном режиме.

Собери картинку

Сегодня можно приобрести пазлы, предназначенные для самых разных возрастов. Малыши с удовольствием сложат уже знакомый им предмет из двух или четырех крупных деталей. А по мере взросления количество пазлов в наборе будет увеличиваться, а их размер становиться все мельче.

Если ваш ребенок только знакомится с пазлами, избегайте картинок с однородным фоном. Новичку будет сложно собрать голубое небо или бескрайние морские просторы. Отдайте предпочтение фрагментам из знакомых сказок или мультиков. А если у ребенка возникнут трудности, обязательно помогите и направьте его усилия в нужное русло.

Как видите, чтобы развивать логическое мышление, не обязательно штудировать учебники, предназначенные для университетов. Есть много приятных и увлекательных способов тренировать логику ежедневно, без особых затрат сил и времени.

А какие способы используете вы? Напишите об этом в комментариях и поделитесь своими методами.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Итак, вопросов по предыдущей я так и не дождался. Хотя именно вопросы говорят о том, что тема затронула человека, и он хочет что-то прояснить для себя.

Думаю, что по сегодняшней теме вопросов будет очень много. С удовольствием отвечу.

Как часто нам не хватает умения логично излагать свои мысли, особенно если для нас важен результат этого изложения. Именно в этот момент нас переполняют эмоции, и наша неспособность аргументировать ведет лишь к накалу страстей, переходящему к повышенным тонам. Но поскольку и это не ведет к результату, то часто вступают в действие оскорбления, далее переходящие в угрозы или даже в драку.

Взаимопонимание так и не состоялось. А причина – неумение грамотно строить свои мысли и вести обсуждение.

Думаю, многим знакома описанная ситуация. Почти ежедневно мы можем наблюдать нечто подобное и в жизни, а еще чаще с экранов телевизоров.

Споры, в которых мало логики, но много эмоций и агрессивности.

Считается, что 70 % конфликтов возникает именно при общении. А как нам правильно общаться, если эмоциональная компетентность у нас не развита (о чем я писал ), а логике высказываний и способности логического мышления нас никто не учил.

Развитие логики и мышления

На что обычно делается акцент, когда речь заходит о развитии мышления?

Основной акцент смещен на развитие творческого мышления. Для решения творческих задач, поиска новых решений, генерации идей, безусловно, требуется нешаблонное мышление.

И этому развитию посвящена основная масса литературы.

Это модно – мыслить нестандартно. Правда иногда эта нестандартность становится слишком эпатажной и ради привлечения внимания пренебрегается элементарная логика.

Плеснуть на холст ведром краски и назвать это произведением искусства, возможно, что это и так, но тогда стоит определиться в терминах, — что такое искусство.

Спорить по этому поводу бессмысленно, пока не введены определения и понятия, чем собственно и занимается логика.

Хотя многие думают, что Логика – это умение решать логические ребусы. В первую очередь, логика – это наука о правильном мышлении . Непротиворечивом, последовательном, обоснованном.

Согласимся, что нам не хватает логического мышления . Все же в жизни чаще требуется именно оно. Делать открытия и генерировать идеи приходится не так уж часто, а вот общаться, убеждать, доказывать, размышлять приходится каждый день.

Есть люди, которых сложно понять, — в их рассуждениях нет логики. И таких, к сожалению, становится все больше. Достаточно послушать любое ток-шоу.

Поэтому сегодня поговорим о развитии логического мышления и о Логике , как науке и ее применении в повседневной жизни.

Можно ли логично рассуждать, не зная основ логики ?

Да можно, ведь можно же прилично говорить и писать, не зная грамматики. Но изучая логику, мы повышаем уровень нашего мышления. Учимся более четко и последовательно излагать наши мысли.

Зачем нам это надо?

Мы так привыкли к практическому результату от наших усилий, а для изучения логики усилия потребуются. Поэтому остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Хотя как обычно бывает, — ага, думает читатель – заголовок – «Развитие логического мышления», сейчас заскочу на 20 сек (кстати, таких посетителей более 60 %), — увижу перечень действий из 10 пунктов, — и стану логически мыслить.

И такими мотивирующими алгоритмами, состоящими из 7-10 шагов наполнен весь Интернет. Но пробежав поверхностно одну методику, другую, человек разочаровывается – как же так, а где те Великие изменения , которые обещаны. Детский сад, одним словом ….

К сожалению – это не работает, мотивация проходит через час, в лучшем случае и требуется очередной мотивационный пинок. Мотив, что-либо сделать, должен быть устойчивый, осознанный, как необходимость, а не как простое удовлетворение любопытства. Нужен эмоциональный вектор , если сказать «проще».

Поэтому для начала приведу несколько плюсов изучения логики:

1. Логика учит ясно мыслить и четко излагать мысли. Бессвязная речь, когда человек не может и двух слов связать встречается часто.

2. Формируется умение убеждать и отстаивать свою точку зрения. Требуется убедительная логически построенная речь.

3. Изучение логики вырабатывает привычку анализировать свои и чужие суждения. А также находить в них ошибки и бороться с демагогией. Ведь часто кроме как «сам дурак» и возразить-то нечем.

4. Логика учит спорить. И не доводить спор до перебранки и драки. Помогает находить компромиссы, опровергать ложные рассуждения.

5. Логика вообще вырабатывает умение думать. Иметь свои мысли, а не мысли, навязанные внешним источником.

Думаю, даже этого достаточно для того, чтобы дочитать статью до конца. А вдруг что-то пригодится.

Хотя как сказал Бертран Рассел «Многие люди скорее умрут, чем начнут думать. И умирают, так и не начав ».

Думаю, что к моим читателям это не относится.

Немного из истории изучения логики

До революции 1917 г логику изучали в гимназиях. Но после революции логика была объявлена буржуазным предметом, и исключена из школьной программы.

ЦК ВКП (б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года счел необходимым ввести, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

Был такой знаменитый учебник логики Виноградова 1954 года.

Но в 1956 году преподавание логики в средней школе отменили. Вот так….

Сейчас Логика изучается лишь в отдельных ВУЗах.

И еще немного о грустном .

Не всегда изучение формальной логики способствует развитию мышления. Можно изучить логические операции, работу с суждениями итд, но вот применить это в жизни не всем удается. Изучавшие логику просто не знают, как это сделать.

Проблема большинства учебников по логике в абстрактных примерах: все комары — насекомые, если наступает осень, опадают листья и тд. Логично, да логично, но какие-то нежизненные примеры, поэтому сложно перейти на реальные ситуации.

Еще сложнее использовать законы логики или как применить семантику языка логики предикатов. Это, какое же нужно иметь желание разобраться со всем этим?

Как же развивать способность к логическому мышлению?

Конечно не путем решения логических головоломок и кроссвордов. Самое большое что можно получить от этих занятий– это повысить способность решать головоломки, не более того. И хотя это безусловно полезно для мозга, но все же цель — научиться грамотно строить свои мысли, и упражнения должны быть иного рода.

В первую очередь приближенные к тем ситуациям, когда возникает такая необходимость: доказать, убедить, обсудить и тд.

Именно в реальных условиях можно приобрести опыт, а не изучая теоретические законы логики. Вот чему нужно учиться, — так это как теорию применять на практике.

А для этого для начала следует выяснить для себя — когда же возникает необходимость логических мыслей. Выше я упомянул пять таких ситуаций, но их гораздо больше.

Чтобы понять в общих чертах, что же изучает Логика, рассмотрим основные ее разделы:
1. Понятия.
2. Определения.
3. Суждения.
4. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания.
5. Индуктивные умозаключения
6. Дедуктивные умозаключения.
7. Аналогии, гипотезы, доказательства.

Добавим основные приёмы логического мышления — сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Вот собственно и все разделы.

Подход к обучению

Проблема в том, как перевести знание формальной логики в практическую логику.
Я предложу один подход, который возможно вам будет интересен. В своей книге « » я его упоминал.

Петр Спиридонович Агафошин (1874—1950 гг) – известный русский гитарист. В книге «Школа шестиструнной гитары» он так описывал один из основных принципов обучения:

Учащийся должен учиться играть играя . Т.е. приобретать необходимые навыки игры не на сухом учебно-тренировочном материале типа упражнений и этюдов, а на умело подобранном высокохудожественном материале, воспитывающим вкус и приносящим вместе с практическими и техническими навыками также и эстетическое удовлетворение.

Почему бы и здесь не использовать этот принцип, т.е. решать практические мыслительные задачи, возникающие в реальности, где требуется применение логики. Это не учебные кейсы, которые решаются в идеальных условиях, а жизненные ситуации, где есть место неожиданностям и проявлениям эмоций.

Например, обсуждения/спор .

Чтобы различные дискуссии, споры и просто обсуждения носили логически культурный характер важно, чтобы участники одинаково понимали точное значение терминов, участвующих в этом обсуждении.

Например, сложно понять человека — о чем он говорит, если он не дал определения по предмету своего разговора. Не уточнив понятия и определения, каждый участник разговора/спора может понимать под этим понятием что-то свое (в меру своих знаний). Вот и непонятно о чем собственно идет спор.

И если ученый спор касается понятий – бесконечность, материя, пространство и тд, то в рабочих обсуждениях фигурируют более прозаичные вещи: например, маржа, стратегия, маркетинг, а в житейских ситуациях — число обсуждаемых вещей намного больше.

Поэтому первое правило логики: основные термины высказывания, тезисы должны быть четко определены, вне зависимости знают их другие или нет. Важно единообразие в понимании.

Отсюда первый навык практической логики умение оперировать понятиями .

Зная важность этого, можно более детально изучить теоретическую часть раздела логики — «Определения ». Вот его подразделы (например, по учебнику Виноградова):

1. Содержание и объём понятий.
2. Соотношение между содержанием и объёмом понятия.
3. Ограничение и обобщение понятия.
4. Родовые и видовые понятия.
5. Основные классы понятий.
6. Отношения между понятиями.
7. Сущность определения понятия.
8. Правила определения.
9. Генетическое определение.
10. Номинальное определение.
11. Значение определений.
12. Приёмы, заменяющие определение.
13. Сущность деления понятия.
14. Правила деления.
15. Дихотомическое деление.
16. Приёмы, сходные с делением.
17. Классификация.

Изучая теоретически этот вопрос, вы уже представляете, как эти знания могут быть использованы на практике.

Другой важный навык – умение задавать вопросы . Как я уже говорил ранее, наше мышление состоит из вопросов и поиска на них ответов.

Но чтобы правильно поставить вопросы и отвечать на них необходимо знать, что такое правильно поставленный вопрос. Это уже к области Логики.

У любого вопроса есть предпосылка вопроса, т.е. информация об объекте, по поводу которого возник вопрос.

Например: вопрос — нравятся ли вам статьи на моем благе?
Вопрос предполагает наличие блога и статей, размещенных на нем, а также автора. Т.е. предпосылку.

Что же такое правильно заданный вопрос ?

Во-первых, требуется наличие необходимого объема информации и возможность этой информацией воспользоваться.

Также необходимо проверить все предпосылки вопроса, — они должны быть истинны, если хоть одна предпосылка ложна, то вопрос неправильный.

Например, если на блоге только одна статья, а вопрос касается «статей». Предпосылка не истинна, следовательно вопрос — неверный.

В общем виде – вопрос правильный, если на него в принципе, может существовать ответ.

Ведь есть и такое: «один дурак может задать вопрос на который и сто мудрецов не найдут ответ ».

Зная, что вопрос должен удовлетворять формальным правилам логики, более внимательно изучаем эту часть Логики.

Рассмотрим еще одну логическую форму – рассуждения .

Рассуждения – это мыслительная деятельность (т.е. наше мышление), когда происходит взаимодействие отдельных суждений и на их основе появляются новые суждения. Весь этот процесс – рассуждение.

Можно говорить о структуре рассуждений: т.е. одни суждения нам известны, другие – нет. Их связывает между собой логическая операция.

Существует несколько видов рассуждений. Если из известного суждения (называется предпосылка ) выходит неизвестное ранее суждение (заключение ), то это называется умозаключени е.

Известны дедуктивные рассуждения и индуктивные рассуждения.

По каким логическим законам строится рассуждение также можно узнать из учебника логики.

Но лучше это сделать после того как наглядно, в реальной ситуации выделить рассуждение и попытаться понять, как оно строится сейчас, без знания формальной логики. Затем уже обратиться к учебнику.

Итак, последовательность такая:

1. Знакомимся с основными разделами Логики .
Для этого вам потребуются навыки чтения сложной деловой литературы, которые я описал в книге « », в частности синоптическое чтение и приемы при чтении деловой литературы.
Результат: общее представление о формальной логике.

2. Области применения . Вы уже знаете области где будет полезна логика. Мы это определили выше, в общих чертах.
Следующее, что можно сделать – это постепенно вводить логические формы в эти ситуации, т.е. практически использовать отдельные элементы теории Логики.

Для начала ситуации следует выбирать не слишком критичные для вас, — ведь еще нет опыта. Учимся на простых бытовых ситуациях, где неудача не скажется на вас лично. Постепенно сложность ситуация увеличиваем.
Таких возможностей в жизни масса – начиная от магазина, заканчивая – посещением госучреждений.

Бывает полезно подмечать логические уловки, которые возникают на нашем пути. Например, реклама «Сегодня – в кредит, завтра – за наличные». Требуется устранить логическую неопределенность: сегодня- это когда, а завтра – когда? Узнайте у рекламодателя – почему нарушены законы логики. И таких примеров масса.

3. Логические формы вводим постепенно, поэтапно, поэлементно.

Задача: разбирать отдельные логические формы и пытаться использовать их на практике.
Сначала вводим определения и понятия. Т.е. начиная любое обсуждение – определяемся c понятиями в нем участвующими. Для этого внимательно изучаем теоретическую часть логики – Определения и Понятия.

При любом общении старайтесь найти предмет обсуждения, формулируйте определения и старайтесь применить полученные знания.

Затем – формулировка вопросов. Пробуем задавать правильно вопросы.

Затем пытаемся рассуждать. Изучаем теорию рассуждений. И так далее, включаем остальные элементы логики.

В какой-то степени, можно говорить, что в данном подходе используются логические приемы мышления, такие анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

С помощью анализа мы выделили отдельные части Логики. Изучили, применили.

Абстрагирование помогло нам исключить второстепенные, неважные особенности логических форм. С помощью синтеза и обобщения – соединили отдельные части в единое. И теперь можем использовать в нашем общении все логические элементы.

Вот так постепенно двигаясь от простого к сложному, Логика займет важное место в вашем мышлении.

Одновременно изучаем не только теоретическую, но и популярную литературу по Логике.
Главное начать.

Не обязательно становиться великим математиком, у которого математическая логика на первом месте. Достаточно уровня логического мышления, необходимого в обычной жизни.

Можно бесконечно долго рассказывать о логике, но в одной статье всего не охватишь.

Поэтому предложу вам список литературы для изучения, но это предмет не из легких.

Теорию лучше изучать по учебникам, причем по старым учебникам. Все же предыдущее поколение лучше владело Логикой. Поэтому список может быть такой:

1. В.Г. Челпанов. Учебник логики. 1915 г.
2. В.Ф. Асмус. Логика. 1947 г.
3. С.Н.Виноградов, А.Ф. Кузьмин. Логика. Учебник для средней школы. 1954 г
4. А. Д. Гетманова. Учебник по логике. 1995 г
5. Д.А Гусев. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. 2003 г
6. В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 2008 г
7. А.Л. Никифоров. Книга по логике. 1998 г
8. Д. Халперн. Психология критического мышления. 2000 г

И еще полезные книги :

9. А.И Уемов. Логические ошибки. Как они мешают правильно думать. 1958 г
10. Ю.А.Петров. Азбука логичного мышления. 1991 г
11. А.А. Ивин. Искусство правильно мыслить. 1986 г

Можно познакомиться с книгой М.Коэн, Э. Нагель. Введение в логику и научный метод. 2010 г. (656 страниц). Долгое время это был основной учебник для ВУЗов в США.

Можно изучить и Аристотеля — родоначальника формальной логики. Его Органон .

Органон (инструмент, метод) - традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике.

В состав Органона входят:
1. Категории.
2. Об истолковании.
3. Первая аналитика.
4. Вторая аналитика.
5. Топика.
6. Софистические опровержения.

Аристотель называет логику «Аналитикой », и в трактате «Аналитик» (Первой и Второй), он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве.

На этом думаю, будет достаточно. В следующий раз мы продолжим рассматривать другие подходы к развитию мышления.

Жду Ваших комментариев и вопросов .

Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста, на социальные кнопки. Спасибо!

С уважением, Медведев Николай.

6 комментариев к записи “Формирование логического мышления”

    Удивительные особенности российского образования: спрашивать то, чему не учили. На егэ по русскому языку даже в критерии сочинения включили логическую связность текста, кто бы этому ещё выпускника научил. Только талантливый педагог совместит весьма поверхностно обучение своему предмету и логике. Поэтому детям, кроме крика, нечему учиться у взрослых, и порой стыдно смотреть передачи дискуссионного замысла.

    А теперь вопрос:"Почему исключили изучение логики и психологии в школах и не изучают в некоторых вузах? Сколько обид от непонимания собеседниками надо получить, чтобы приобрести навыки логического мышления, или они даны природой и передаются по наследству?" Спасибо за Ваш материал,он очень важен.

    • Спасибо Лана за комментарий!

      Почему исключили логику из школьной программы?

      Официальная версия — борьба с перегрузками школьников. В это время происходило много изменений в системе образования, переписывались учебники, менялась система управления и тд.

      Логику хотя и вводили в 1948 г, но уровень преподавания — ? Кто преподавал, как правило это были не специально подготовленные учителя, а чаще преподаватели литературы.

      Аналогично и сейчас — преподавание основ религии под вопросом — а кто будет преподавать эту дисциплину.

      Навыки логического мышления к сожалению по наследству не передаются. На уровне бытовой логики мы учимся на примерах из жизни.

      Но этого мало. Кроме того логичность мышления это не только знание логических форм, но и общий кругозор. Без него просто нечего будет соединять логически.

    Где логика в том, что не преподают Логику?

    После смены царского режима отмена Логики диктовалась, скорее всего, как замена ее на кодекс строителя коммунизма и это была недооценка ее значимости в повседневной жизни. Сейчас же ее отсутствие — это результат бездумной реформы образования под влиянием запада.

    Не только Аристотеля читать одно удовольствие, а любую античную книгу, в которых нет двойного смысла, ненужных усложнений речи, а все излагается просто и понятно. На земле нет более волшебного и насыщенного смыслом языка, чем русский, от которого собственно и произошли остальные языки, что нетрудно заметить на примере английского, если внимательно относится к словам. Легкость чтения античной литературы говорит и полном понимании автором того, что он пишет, в отличие от современных книг и особенно учебников (все, что пишет автор этого блога Медведев, сюда не относится), наполненных совершенно ненужной сложностью изложения, исходящей от недостаточного понимания предмета. И вот возьмите русское слово «сложно», что оно означает? Сложно = ложно. И, наоборот, — «просто, как все гениальное». Учась в школе в 60-70 годах, я очень не любил писать сочинения, хотя с русским языком было все на отлично. И, взяв как-то у матери — преподавательнице русского языка старые учебники — довоенные и послевоенные, я был поражен насколько они были лучше наших — так просто и доступно в них все объяснялось. Эти учебники были для меня находкой, по ним сочинения писать было милое дело. А уже в тех, по которым я учился началось повсеместное превалирование формализации над простотой и ясностью изложения. На зачем нам формализация, тем более детям? Мы же дома говорим с ними не формализованным языком, а простым. И вспомните, чем брал Ленин на своих выступлениях. Он говорил с людьми на понятном, доступном для простых людей языке, хотя в то время теория марксизма-ленинизма считалась очень сложной и мало, кто мог ее понять. Кстати, в библиотеке, где я был постоянным еженедельным посетителем мне как-то попалась статья Ленина о правильной организации труда. Иначе, как гениальной ее не назовешь, до сих пор жалею, что не переписал ее тогда.

    Самым важным значением логики я вижу способность создавать собственное мнение по любому вопросу, а не пользоваться умственными «жвачками» других людей. А главное свойство логики я понимаю, как последовательность мыслей для достижения определенного результата, в которой каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Т.е. логика — это структура, согласно которой мы упорядочиваем свои мысли для достижения конкретной цели.

    Например, мне нужно создать свое мнение о предмете, явлении или ситуации. Я начинаю собирать информацию, затем отделяю факты, объективную информацию от субъективной. Рассматриваю предмет изучения в его развитии, эволюции, определяя закономерности и тенденции развития. И, основываясь на этих объективных факторах, строю свое мнение. Если мое мнение отлично от другого, то я буду стараться определить, на чем основано другое мнение, на каких предпосылках, фактах или субъективных вещах.

    Именно эту главную черту логики — последовательность мыслей и использовал знаменитый Сократ в своих спорах и убеждениях, когда, оттолкнувшись от какого-то неоспоримого факта, признаваемого обеими сторонами, начинал последовательное движение от одного бесспорного утверждения к другому, приходя, в конце концов, своего оппонента к убеждению в своей правоте.

    Сегодня я тоже, используя логику, а именно, показывая сотруднику банка на отсутствие последовательности между их декларациями о хорошем обслуживании и реальным положением дел, убедил его в необходимости принятия соответствующих мер.

    Спасибо, Николай, за хорошую, актуальную тему и, как всегда, интересную статью!

    • Спасибо Константин за отличное продолжение статьи!

      В одной из своих статьей я упоминал 10 вопросов системного подхода к изучению предмета, поэтому полностью согласен с Вами по технологии создания своего мнения о предмете, которую вы описали.

      Я тоже предпочитаю более ранние издания, и читаю обычно создателей идей, учений, а не их последующие трактовки и «разжевывания».

      В следующей статье я приведу практические советы по использованию логических форм. Поговорим о критическом мышлении, особенно важного для настоящего времени.

      Уже вижу, что настоящая статья слишком объемная, поэтому возьму за основу формат 3 000 знаков (в этой 17 000 знаков).

      Также добавлю несколько старых изданий по организации труда, а раньше организовывать умели:

      1. Г.Ф. Попов. Техника личной работы.

      2. А.К. Гастев. Как надо работать. 1972 г

      3. П.М. Керженцев. Принципы организации. 1968 г

      4. М.А. Штремель. Инженер в лаборатории. Организация труда.1983 г

  • Развлекайтесь с пользой
  • Занимайтесь самообразованием

Логика не является врожденным качеством человеческой личности - мы обучаемся ей в течении жизни. Этот инструмент познания мира скорее чужд, нежели близок нам, поэтому люди старательно увиливают от логических умозаключений, пытаясь думать так, как им выгоднее и удобнее. При этом без нее человечество не смогло бы выжить, ведь базисом для создания большинства законов жизни является все же логика. Парадокс? Да, их в этой многоликой науке немало.

Сегодня мы поговорим о логике как науке и как системе мышления, о том, зачем она нужна и как развить способность логически мыслить, о гранях добра и зла, скрывающихся в запутанных лабиринтах умозаключений.

Как зародилась логика? Корнем логических законов является эмпирическое, то есть опытное познание мира: человек создал или стал свидетелем события, а затем увидел его последствия. После нескольких повторяющихся причинно-следственных ситуаций он запомнил их и сделал определенный вывод. Таким образом получается, что законы логики, как и других наук, были выведены при помощи эксперимента.

Существуют логические аксиомы, которые обязан знать каждый из нас. Отклонение от следования им считается признаком расстройства психики . Но при этом имеется немало законов логики, которые можно перекрутить так, как захочется человеку - а все дело в том, что в этой науке, как и в любой другой, существуют погрешности и исключения.

Для начала рассмотрим, какие базисы своенравной науки подведены под человеческую жизнь. Итак, логические аксиомы, которые являются основой нашего мировоззрения:

1. Векторная направленность времени из прошлого в будущее, его линейность и необратимость. Человек с раннего детства изучает понятия «вчера», «сегодня», «завтра», начинает понимать, что такое прошлое, настоящее и будущее, принимать данность произошедшего как того, что уже не изменишь.

2. Причинно-следственные связи и их односторонняя направленность.

3. К логике относятся понятия меньшего и большого, а также возможности вместить одно в другое (и не только в буквальном, но и в абстрактном смысле); смежности и взаимозаменяемости понятий и наоборот, их несовместимости и невозможности сосуществования в одном временном промежутке.

Например, женщина не может одновременно быть беременной и зачать второго ребенка, человек не может одновременно быть мертвым и живым, больной не может чувствовать себя здоровым, а при плюсовой температуре не замерзает вода.

4. Индукция и дедукция. Индуктивный метод умозаключений ведет от частного к общему и опирается на сходные характеристики различных объектов. Дедуктивный метод, наоборот, ведет от общего к частному и опирается на логический закон.

Дедукция: Когда идет дождь, трава становится мокрой.

Индукция: Трава на улице мокрая, асфальт тоже мокрый, дом и его крыша мокрые - следовательно, идет дождь.

В методе дедукции правдивость предпосылки всегда является залогом правдивости умозаключения, если же результат не соответствует предпосылке, значит, между ними находится разделяющий фактор.

Идет дождь, но трава сухая. Трава находится под навесом.

Проще говоря, метод дедукции дает 100% правдивый ответ. А вот в методе индукции умозаключение, основанное на верных предпосылках, обладает 90% истинности, оно имеет погрешность. Вспомним пример про дождь - если трава, асфальт и дом мокрые, можно с 90% уверенности говорить, что прошел дождь. Но это может быть и роса, и сломавшаяся поливочная машина, которая окатила все вокруг водой.

К индукции относится обобщение результатов повторяющихся событий. Например, если вы подбросите мяч вверх, то он упадет вниз. Если вы сделаете так во второй раз, он снова упадет. После третьего падения вы придете к выводу, что все подброшенные вверх предметы падают вниз - и на этом основан закон притяжения. Но не забывайте, что сейчас мы находимся в поле логики, и у индуктивных умозаключений есть погрешность. Кто знает, может вы сто раз подбросите мяч вверх и он упадет, а на сто первый - застрянет на дереве или окажется на шкафу? А если вы находитесь в невесомости? Конечно, он не упадет вниз.

Поэтому дедукция является более точным методом, а индукция позволяет лишь предполагать с большой долей вероятности.

5. Последовательность действий. Если совершить ряд действий в определенном порядке, мы получим ожидаемый результат. Но если нарушить этот порядок, то результат может оказаться совсем иным или же его не будет совсем. При этом существует немало ситуаций, когда результат не зависит от того, в каком порядке мы выполняем нужные действия. Одним словом это называется алгоритм.

Логика имеет крепкую связь с другими науками. В основе вышеперечисленных правил лежат законы математики, физики, биологии, химии, но именно понимание взаимосвязей является главным столпом логического мышления.

Все, что есть вокруг нас, имеет две стороны - положительную и отрицательную. Не существует ни одного явления, имеющего только одну из сторон. Это же касается логики - несмотря на всю видимую пользу от нее, не стоит слишком увлекаться этой наукой: при неправильном применении она может причинить немало вреда.

Логика может быть орудием зла

Почему человека, который живет исключительно логикой, никто не любит и не одобряет?

Холодный расчет и логика не оставляют места милосердию, любви и самопожертвованию, на которых до сих пор держится наш мир. Логические умозаключения позволяют видеть на несколько шагов вперед, но, как говорится, пути господни неисповедимы - где-то может закрасться погрешность, и четкая логическая система рассыплется, как карточный домик. Таким образом логику и медицину побеждают раковые больные, сумевшие непостижимым образом вылечиться, или женщины, родившие здоровых детей, несмотря на запреты врачей.

Как выглядел бы мир, основанный исключительно на логике? Скорее всего, он был бы благополучным и жестоким - в нем не было бы слабых и больных, бедных и безработных; все люди, не несущие пользу, просто уничтожались бы. Но потому мы и являемся такими, какие есть: когда на поле боя вступают эмоции и чувства, логика терпит поражение. Из-за этого в мире немало бед, но немало и добра - люди помогают друг другу, прощают недостатки своим близким и спасают тех, кого, казалось бы, спасти невозможно.

Логические умозаключения иногда могут идти в разрез с этикой, моралью и даже уголовным кодексом. Не зря ведь маньякам и убийцам кажется, что они поступают вполне логично.

Люди - крайне нелогичные существа

Как мы умудряемся делать неверные логические выводы? Как два человека, имеющие одинаковые предпосылки, приходят к разным умозаключениям?

Как уже говорилось, логика - наука, и как всякая наука она не совершенна, поэтому уступает реальной жизни в истинности. Из всякого правила есть исключение, и в таких случаях логика бессильна. Кроме того, наша психика имеет склонность изворачиваться и хитрить, если умозаключение ей не на руку.

Например: Парень ведет себя отчужденно, не звонит, совсем не обращает на меня внимания. Наверное, я ему безразлична.

Так бы сказала девушка, опирающаяся исключительно на логическое мышление, и все было бы просто - она постарается забыть о своем холодном принце, а он никогда и не узнает, что был объектом ее воздыханий. Но не тут-то то было! В бой вступают эмоции и 10% погрешности индуктивного метода.

Отчуждение, безразличие и отсутствие внимания в 90% случаях свидетельствуют о незаинтересованности в отношениях. Но ведь возможно, что он слишком стеснителен или горд, а может, вбил себе в голову, что симпатии нужно демонстрировать именно таким образом? Мало ли у людей «тараканов в голове»?

В таких случаях логика становится орудием эмоций, и под знаменем ошибочных умозаключений совершается немало глупых поступков. Чтобы этого не происходило, нужно различать тонкую грань между истинными логическими умозаключениями и ложными. Для этого и развивается логическое мышление.

В определенной мере у каждого из нас оно развито - этого требует общество и его уклад. Но для лучшего понимания законов действительности и умения оперировать ими необходимо обладать умением логически мыслить на более высоком уровне, чем рядовые земляне.

Хорошо развитое логическое мышление помогает достигать большего успеха в своей работе, совершать меньше ошибок в житейских ситуациях.

Как же научиться этому? Мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Существует ложный миф о том, что все люди рождаются с предварительно заложенными в них умственными способностями и не смогут стать умнее или глупее, чем дано природой. Это неправда - регулярно тренируя мышление и память, человек постоянно улучшает свои показатели, он может развиваться до конца своих дней. Поэтому регулярная зарядка для ума и развитие интеллектуальных способностей - один из важнейших помощников на пути к самосовершенствованию.

Развлекайтесь с пользой

1. Начните с логических задачек для детей и взрослых - ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете.

Для примера разгадайте пару задачек:

«Как получается, что мой знакомый сбривает бороду по десять раз в день, но при этом все равно остается бородатым?»

«Ваши друзья использует его чаще, чем вы, притом что оно является вашим. Что это?»

2. Играйте с друзьями в игры на внимание и логику. Ну и что, что вам по тридцать и вы являетесь менеджерами и предпринимателями? Поверьте, куда приятнее в пятничный вечер не бездумно курсировать по барам, а играть в крокодила или ассоциации у кого-нибудь на кухне. В интернете немало таких игр, нужно только поискать - и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

3. Проходите тесты на IQ. Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

4. Развить логическое мышление и стать умнее поможет проект «Викиум» .

Занимайтесь самообразованием

1. Возьмитесь за штудирование какой-либо науки, близкой вам, но такой, до которой ранее не доходили руки. Это может быть химия, физика или история - изучая их, вы попутно развиваете умение логически мыслить. Почему Наполеон напал на Россию? Почему рухнула Римская империя? Почему при соединении двух химических компонентов происходит именно такая химическая реакция, а не иная? Отвечая на эти вопросы, вы учитесь связывать события логическими цепочками - это то, что нужно.

2. Изучите дедукцию и индукцию, а также формулы к ним. Когда происходящая с вами ситуация кажется запутанной, переводите ее в задачу и решайте.

3. Учитесь спорить аргументированно. Когда в следующий раз вам захочется выкрикнуть: «Потому что я так сказал!» или «Ой, все!» - попробуйте вместо этого донести свою позицию до оппонента без лишних эмоций с помощью аргументов. Особенно хорош метод подведения собеседника к необходимому умозаключению с помощью косвенных вопросов, с ответами на которые он согласен.

Ты же знаешь, что женщина является зеркалом успешности своего мужа?
- Ну да.
- То есть у успешного мужчины должна быть шикарная жена.
- Согласен.
- А разве может шикарная жена ходить в старом пуховике?
- Я понимаю куда ты клонишь… Ладно, купим мы тебе шубу.

4. Читайте хорошие детективы. Они помогают тренировать мозг своим запутанным сюжетом и в то же время развлекают. Лучшими представителями этого жанра можно назвать Агату Кристи, Артура Конан Дойля и Бориса Акунина.

5. Играйте в шахматы . Вот где простор для развития логических способностей. Пытаясь просчитать все возможные ходы противника, человек развивает умение видеть причинно-следственные связи. Не любите шахматы? Играйте в нарды или преферанс.

И последнее. Научитесь доверять интуиции. Странно, да? Но в действительности интуиция является результатом подсознательных умозаключений, когда человек, сам того не осознавая, делает выводы из информации, предоставленной окружающим миром. Обычно это выглядит так: «Всегда, когда у меня такое ощущение, это плохо заканчивается». Если же копнуть глубже, это всего лишь память прошлых опытов, когда ситуации были оформлены сходным образом. Дрожащий голос собеседника, его бегающие глаза и попытки отвлечь внимание оппонента от главной мысли разговора - мы уже давно забыли, как вел себя мошенник, прежде чем обмануть, а вот подсознание все прекрасно помнит.

***
Умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью работы любого успешного человека - от этого в прямом смысле зависит его благополучие. Поэтому, развивая ум, мы делаем прямые инвестиции в свое будущее, наполненное достижениями. Но не забывайте о том, что логика может быть коварной - будьте благоразумны и милосердны.

P. S.: Вы разгадали задачки, приведенные в статье? Вот правильные ответы. Бородатый знакомый - это цирюльник, который ежедневно бреет других людей. А наша собственность, которой друзья пользуются чаще, чем мы - это имя, ведь мы сами редко произносим его.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Прожить без логики в нашем мире совершенно невозможно, ведь благодаря логическому мышлению человек может найти выход из трудной ситуации, просчитать и спланировать свои действия на несколько шагов вперед, быстро и без особого труда добиться успехов в любой сфере.

Людей, которые родились со способностью логически мыслить, можно назвать настоящими счастливчиками. Но далеко не всем так везет. Отчаиваться все же не стоит, ведь логику можно развить. Как же это сделать? Сейчас разберемся.

Зачем взрослому человеку развивать логику?

Человек, который умеет логически мыслить, сможет докопаться до истины, ведь он, имея даже неточную и неполную информацию, сумеет сделать правильные выводы. Благодаря логике вы не только получите общие знания, но и ознакомитесь со всеми нюансами изучаемого предмета.

Рациональное познание мира и причинно-следственный анализ – вот основа логического мышления. Логическое или аналитическое мышление, в отличие от эмоционального, всегда опирается на доводы и аргументы. Поэтому выводы, сделанные при помощи логики, ценятся намного больше, чем выводы, сделанные при помощи эмоций и чувств. Эмоции и чувства могут меняться, аргументы и доводы же являются константой.

За логику отвечает левое полушарие головного мозга, а за эмоции и творческий потенциал – правое. Если мечтаете развить логику, вам необходимо развивать левое полушарие вашего мозга. Хотя сделать это в первые годы жизни намного проще и легче, во взрослом возрасте также можно изменить тип мышления. Нужно всего лишь проявить самообладание и запастись терпением.

Человек, которые умеет логически мыслить, может:

  • свести количество жизненных и профессиональных ошибок к минимуму;
  • легко найти безопасный и простой выход из затруднительной и невыгодной для него ситуации;
  • быть на несколько шагов впереди всех конкурентов, врагов и недоброжелателей, у которых с логикой есть определенные проблемы;
  • грамотно, предельно ясно и четко излагать свои мысли;
  • без труда найти необходимые аргументы, которые убедят окружающих людей в его правоте;
  • избежать самообмана и не стать жертвой обмана со стороны чужих людей;
  • четко, конструктивно и быстро находить правильные ответы на вопросы оппонентов;
  • увидеть и устранить ошибки, которые допускают окружающие люди.

Логика пригодится вам в любом виде деятельности. Не важно, являетесь ли вы руководителем большой компании или занимаетесь уборкой, без логики жить очень тяжело.

Какие игры помогут развить логику?

Существует несколько видов игр, которые помогут вам развить логику и весело провести время!

Шахматы

Шахматы – это игра, которая основывается на логическом мышлении. Игрок должен продумывать свои действия на несколько шагов вперед, иначе он никогда не сможет выиграть партию.

Вы когда-то уже пробовали играть в шахматы, но так и не сумели стать победителем? Настало время возобновить уроки! Благодаря игре в шахматы можно не только развить или усовершенствовать свое аналитическое мышление, но и найти новых друзей. Старайтесь играть с более продвинутыми игроками, ведь только так вы сможете повысить свой уровень и узнать что-то новое.

Шашки

Многие люди считают, что шашки – это упрощенная версия шахмат. Если выиграть шахматную партию вам пока не под силу, то можно начать с шашек! Правила этой игры предельно просты, но все равно вам придется хорошенько подумать, чтобы стать победителем.

Некоторые всемирно известные шахматисты признаются, что начинали с шашек, потому что поначалу не могли постичь азы шахматного искусства и путали ладью с королевой. Так что купите эту настольную игру, которая интересна не только взрослым, но и детям, и начинайте играть! Или играйте онлайн с разными людьми! Так вы сможете не только развить логику, но и найти единомышленников во всем мире.

Реверси

Если в шахматы вам играть пока сложно, а шашки не привлекают, то оптимальный вариант для вас – относительно молодая игра реверси (другое название – отелло), которая с каждым днем становится все популярнее среди молодежи. Купите настольную версию игры или играйте онлайн!

Нарды

Еще одна отличная игра, которая позитивно влияет на развитие аналитического мышления и позволяет расслабиться после тяжелого рабочего дня. Чтобы выиграть, вам необходимо бросать кости и передвигать шашки так, чтобы быстрее оппонента пройти полный круг по доске и первым завести шашки в «дом».

Нарды – очень интересная игра с не менее интересной историей. Существует две разновидности игры: короткие и длинные нарды. Выбирайте ту, которая вам больше нравится, и начинайте игру! Необходимо отметить, что нарды развивают не только логику, но и помогают усовершенствовать навык устного счета.

Многие люди думают, что кроссворды, судоку, сканворды, головоломки, ребусы – это детские развлечения, обращать внимание на которые взрослому человеку совсем несолидно. Но данное утверждение не соответствует истине! Они отлично помогают развивать логику и интеллект.

Ассоциации

Возьмите первое пришедшее вам в голову слово и попытайтесь найти к нему как можно больше ассоциаций. Можно играть как самостоятельно, так и с компанией друзей.

Скрэббл

Цель игры – выложить слова из имеющихся букв. Игра чем-то напоминает наш «Эрудит», но с более лояльными правилами. Скрэббл развивает память, логику, расширяет кругозор.

Интересные упражнения для развития логики

Анаграммы

Решение анаграмм – веселое и полезное времяпрепровождение. Анаграмма – это слово, буквы в котором переставлены в произвольном порядке. Чтобы решить анаграмму, вам необходимо узнать первоначальное слово. К примеру, ЯЦКФТЕИДНИИАИ (идентификация), ОЯЬТРКС (яркость), ЕСЦОНЛ (солнце).

Специальные задачки

Логические задачки поднимут настроение и помогут развить аналитическое мышление. Ищите их в интернете, покупайте сборники (они продаются в книжных магазинах). Начинайте с легких задачек и постепенно повышайте уровень.

Вот пример задачки легкого уровня: «Петя каждый день сбривает бороду, но борода с его лица никуда не девается. Почему?». Ответ: «Профессия Пети – брадобрей, он сбривает чужие бороды».

Составление головоломок, ребусов, кроссвордов

Надоело развязывать кроссворды, ребусы, головоломки, которые придумали другие люди? Пришло время заняться этим самостоятельно!

Поиск альтернативных вариантов

Поиск альтернативных вариантов помогает развить логическое мышление. Придумайте 5-8 способов необычного использования какого-нибудь предмета, 5-8 способов выйти из абстрактной критической ситуации, 5-8 способов отпроситься с работы пораньше или попросить прибавку к жалованию.

Развиваем логику у взрослого человека: несколько полезных советов

Заниматься развитием логического мышления необходимо каждый день, а не два-три раза в год, когда уж совсем нечего делать. Если у вас не всегда хватает времени на игры или выполнение упражнений, то вам следует:

· читать триллеры и детективы . Качественные детективные произведения написаны людьми, которые имеют очень развитое аналитическое мышление. Чем больше таких качественных книжек вы прочитаете, тем легче вам будет логически мыслить.

Если вы никогда не читали детективы, то пришло время познакомиться с культовыми романами Агаты Кристи, Артура Конана Дойла, Рекса Стаута, Жоржа Сименона, Эдгара Алана По, Патриции Мойес, Дика Фрэнсиса, Кристиана Шарье, Джона Кризи. Если вы хотите не только насладиться непредсказуемым расследованием, но и пощекотать себе нервы, то книги Стивена Кинга – это именно то, что вам нужно!

· смотреть детективные фильмы и сериалы . Если времени на чтение книжек у вас совсем нет, то можете посмотреть полнометражный или многосерийный детектив. Это очень помогает развить логику. Многие люди, которые раньше никогда не могли угадать, кто же окажется убийцей, после просмотра десятого, пятнадцатого или двадцатого фильма безошибочно определяли персонажа, который совершил преступление.

Начните с таких фильмов как «Семь» (1995 год), «Остров проклятых» (2010 год), «Молчание ягнят» (1991 год), «Десять негритят» (1988 год), «Омерзительная восьмерка» (2015 год), «Бункер» (2011 год);


· придумывать объяснение своим действиям . Выполняя привычное для вас действие, подумайте, зачем вы это делаете, как именно вы это делаете, что случится, если вы перестанете выполнять данное действие, какие последствия будут, если вы совершите ошибку и т.д.;

· выходить из зоны комфорта. Развитие – это практически всегда вызов самому себе. Пока вы не выйдете из зоны комфорта, вы не сможете гармонично развиваться. Если желаете развивать оба полушария вашего мозга, то вам следует постоянно пробовать что-то новое. К примеру, если вы правша, то попытайтесь научиться писать левой рукой. Если же вы левша, то попробуйте написать хотя бы одно предложение правой рукой;

· совершать каждодневные прогулки . Чем больше времени вы будете проводить на свежем воздухе, тем активнее будет развиваться не только логическое, но и другие виды вашего мышления;

· постоянно менять вид деятельности. Научно доказано, что беспрерывное выполнение одного действия больше часа негативно влияет на мозг. Чтобы активизировать развитие логического мышления, чередуйте умственные и физические виды деятельности.

Логика играет очень важную роль в жизни человека. Она способствует построению успешной карьеры, помогает нормализировать общение с разными людьми, отстоять и аргументировать свою точку зрения, осознать объективность и истинность происходящих вокруг событий. Поэтому не ленитесь заниматься развитием логического мышления!

"Это банально, но суть вот в чём: тебе тогда будет хорошо, когда ты сам будешь хорошим. Хорошим? Вернее сказать, честным. Не по уголовному кодексу честным - я могилу могу ограбить, медяки с глаз у мёртвого снять, если деньги нужны, чтобы скрасить жизнь, - перед собой нужно быть честным"

В повседневной жизни каждому человеку ежедневно приходится применять логическое мышление. Использование логики и построение цепочек взаимосвязи требуется, как и в карьерных вопросах, так и во время обычных бытовых занятий, например, посещения супермаркета или составления маршрутов. Одни справляются с этим легко и непринужденно, другие же испытывают определенные затруднения при поиске ответов даже для самых элементарных логических задач, скорость и правильность решения которых зависят в первую очередь от того, насколько хорошо развито логическое мышление человека. Эта статья расскажет о том, что же такое логика, а также ознакомить с методами и способами, как развить логическое мышление взрослому человеку.

Суть понятия «логическое мышление»

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет.

Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу

Джон Стюарт Милль

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Для начала разберем отдельно две составляющие понятия логического мышления – логику и мышление человека.

Что же такое логика? В переводе с греческого языка логикой называют «науку об истинном мышлении» и «способность к рассуждению». В общепринятом смысле логикой принято называть науку о способах и законах интеллектуальной деятельности человека. Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.

Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей.

В совокупности получаем определение, что такое логическое мышление человека. Это – мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации.

Области и сферы использования логики

Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.

Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.

Для чего нужно развивать умение логически мыслить:

  • Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы
  • Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации
  • Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов
  • Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе
  • Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты

Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

  1. Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
  2. Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
  3. Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.

Когда закладывается логическое мышление

Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью

Дейл Карнеги

Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7 – 8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

Способы развития логического мышления

Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

  1. Настольные игры . Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
  • Шахматы
  • Шашки
  • Нарды
  • «Монополия» («Большой бизнес»)
  • «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»)
  • Карточные игры («Манчкин», «Уно»)

2. Логические задачи . В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:

  • Ребусы
  • Графические головоломки
  • Текстовые задачи
  • Загадки
  • Анаграммы
  • Паззлы
  • Кубик Рубика
  • Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов)

Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.

3. . Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».

4. Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее . Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.

5. Освоение дедуктивного и индуктивного методов . Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:

  1. Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
  2. Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
  3. Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
  4. Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
  5. Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.

Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику

Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.

Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.

Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта